2. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ
Наступление феодализма обусловлено возникновением разделения труда между двумя жизненно важными функциями древнего общества – земледелием и безопасностью (обороной) и характеризуется выделением многочисленных социально-значимых непроизводительных профессиональных групп населения таких как князья, бояре, священнослужители, воины, купцы и др. Драгоценная утварь и призведения художественного ремесла, поступавшие по трансконтинетальным путям из Византии и Европы оседали в сокровищницах знати и монастырей или превращались в личную собственность, а в дальнейшем служили атрибутами светской и духовной власти феодалов.
Феодальное землевладение в Древней Руси осуществлялось следующими способами:
налогообложения свободных собственников-производителей (полюдье, дань, оброк и др.); исполнения земледельцами-производителями различных повинностей; непосредственной эксплуатацией зависимого труда (с признаками рабовладения); использованием наемного труда; правом владельца на перераспределение, куплю-продажу, наследование, разрешение межевых споров, отчуждение и т.п.
Сочетание и соотношение приведенных выше факторов могло значительно изменяться для земель (так называли территории и поселения, объединенные по признакам географии и принадлежности племенным союзам), волостей и различных хозяйств – индивидуальных, сельских общин, городских, вотчинных, монастырских и др. – в зависимости от местных условий, отношений и со временем. Наибольшее значение в киевский период – в этом сходятся многие исследователи,– как в общем объеме сельскохозяйственного производства, так и в отношении численности связанного с ним населения имело налоголожение свободных общинников – земельная рента.
Отношения феодального землевладения, сложившиеся в киевский период, законодательно отраженные в Русской Правде, оказались черезвычайно консервативными, носили наследственный классово-сословный характер, но не охватывали всего земледельческого населения – летописи говорят о существании черносошного крестьянства (люди); а в последующие века – приняли форму государственного крепостного права, пережитки которого сохранились до XX в.
Через несколько веков после киевского периода в степных низовьях Днепра и Дона возникла и распространилась другая форма землевладения – свободное вооруженное земледелие (казачество), сыгравшее видимую роль в освоении и развитии Юга.
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВЛАДЕНИЯ
Становление государства восточных славян происходило в IX-X вв. путем окняжения районов и племенных территорий, утверждения владетельных прав князей, которое могло происходить лишь в относительно мирной и лояльной среде. Так возникали волости (позднее домен и административное деление), представлявшие собой территории и поселения связанные с городским центром, княжеской резиденцией или частным усадьбой (огнищем), а также с погостами.
Окняжение (IX-X вв.) – утверждение права землевладения и установления дани не всегда происходило мирным путем и предшествовало полюдью – организации сбора и транспортировки дани, хотя первоначально могло с ним совпадать.
Центром административно-территориального владения князя (княжества, земли), где находилась его дружина, резиденция, администрация и казна – был стольный город. В Киеве, Новгороде, Смоленске, Полоцке, в Ростово-Суздальской земле князья имели городские теремные дворы и загородные резиденции, среди которых известны: Вышгород («Ольгин град»), новгородских князей – на Городище и в селе Ракома (Ярослав), Смядынь под Смоленском, ростов-суздальских – Владимир, Боголюбово – Андрея и др.
Отношения с населением окняженных территорий строились путем:
1. непосредственного руководства князем территориальных военных формирований и действий (дружина, городские ополчения, войны и др.);
2. прямого налогообложения различных видов деятельности (дань, полюдье, торговые пошлины, судебные штрафы и издержки);
3. получения доходов от частных владений (промыслы и вотчинное ремесло);
4. торговли.
Грамоты тех лет дают сведения о княжеской дружине и последующем возникновении гражданской княжеской администрации, в которую к XII в. входили: посадник, даньщик, черноборец, подъездной, писчий, тиун, мытник, вирник, емец и др.
Возникновение постоянной прослойки профессиональных воинов в восточнославянском обществе по данным современных источников датируется VI-VII вв. Дружина князя существовала за счет его доходов и делились на старшую, состоявшую из «княжих мужей» (позднее – боярская дума), и младшую – постоянно находившийся при князе вооруженный отряд. Старшие дружинники принимали участие военных, админисративных, политических, торговых, финансовых и других делах князя. Младшие дружинники находились при князе, проживая в гридницах, а в невоенное время кроме ратной службы выполняли исполнительные обязанности, участвовали в охоте, сборе даней и др.
С конца XI ст. взаимоотношения внутри княжеской династии, приобретают черты вассалитета|, однако, на протяжении всего домонгольського| времени, они имеют характер и родственных отношений|родственных|, что является характерной чертой древнерусского феодализма.
В Галицко-Волынской земле был случай, когда княжеский стол занял боярин: в 1210 г. «Володислав (боярин) въеха в Галич, вокняжися и сидя на столе».
ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Еще в X веке упоминаются княжеские села, в XII веке встречаются описание частных владений с феодально зависимым населением. Такими были: Оьгины – Ольжичи, Берестове – Владимира, Ракома – Ярослава, Бельчицы под Полоцком и др. У князя могло быть несколько таких волостей, расположенных на значительном удалении друг от друга, которые могли наследоваться, передаваться другим владельцам, жертвоваться церкви.
В ходе окняжения и в дальнейшем князья передавали свое право на получение дани с отдельных территорий и поселений своим дружинникам в качестве платы за службу в виде частного владения или временного права на получение части доходов. Этот процесс начинается на Руси в конце IX в. с южных земель, позднее – распространяется к северу и северо-востоку.
В XI в. на Руси возникают отчины (перешедший от отца, поздне – отечество, отчизна) – укрепленные усадьбы, к которым тяготел ряд сельских общин с зависимым населением, и – феодальная прослойка – боярство, которое формировалось из старшей дружины и общинной знати. Доходы дружиников включали – кормление, административно-управленческие, вотчинные и жалование. Процесс формирования боярского|шафер| землевладения происходили неравномерно в разных|различных| частях Древнерусского государства – если первые индивидуальные боярские|шафер| владения на юге Руси появляются в X – XI ст., то на северо-восточных землях феодальная вотчина возникает с середины – второй половины XII в. Крупные землевладельцы имели вооруженные отряды и городские усадьбы.
В княжеских и боярских вотчинах использовались наиболее бесправные и зависимые формы труда – челяди и холопов, однако, в целом, частных земельных владений феодалов было относительно немного, основную часть населения составляли свободные общинники.
Положение смердов, составлявших основную массу общинников-земледельцев, могло значительно отличаться в зависимости от местных условий и вида собственности: от зажиточного или даже богатого с использованием наемного и другого труда, до – бедного и бесправного. В случае смерти земледельца (смерда или холопа) – при отсутствии наследников – его имущество принадлежало собственнику, которым могли быть: князь, боярин, монастырь и др.
Русская Правда не делает строгого различия между княжеским и боярским частным землевладением, а в дальнейшем термин отчина (вотчина) обозначал не только укрепленное хозяйство, но и любое наследственное боярское или княжеское землевладение.
С конца XII в. на смену дружинной организации приходит двор начинается процесс образования дворянства. В дальнейшем крупные землевладельцы имели свои вооруженные отряды. Частные землевладельцы имели бóльшее значение в Новгроде – к ним относились бояре и разбогатевшие купцы, которые составляли совет, избиравший посадника и тысяцкого.
ОБЩИНА
В киевский период регулярно обрабатываемые поля, приусадебные участки и др. находились в частной собственности. В Р.П. имеются указания на бортовые, ролейные, дворовые межи и межевые знаки (знамения), что позволяет говорить о дальнейшем развитии феодального хозяйства, при этом не оговаривается чья это межа: производителя, общины или феодала; она различает пахотные земли, бортные и охотничьи угодья, рыбные ловища.
Вервь – веревка, которая использовалась при выделении наделов и определении межей – это поселение земледельцев, состоящее из нескольких индивидуальных хозяйств (дымов), совместно использующих определенный участок земли; так называли не всякую сельскую общину – также использовали названия: весь, селище, село и др; она могла включать и несколько деревень. Возникновение верви в условиях Руси, где не было недостатка свободной земли, было связано с определенным этапом развития, – когда производители стали выбирать лучшие земли, селиться и совместно их использовать.
В Древней Руси сельская родовая или территориальная община имела самоуправление (старосты и др.), платила круговой порукой некоторые виды налогов и исполняла повинности; в период раннего феодализма характерные отношения еще не охватили всего населения она длительное время сохраняла дохристианские родоплеменные традиции.
ЦЕРКОВЬ
После принятия христианства (988 г.) в Киеве была создана митрополичья кафедра. Позднее в Белгороде, Чернигове, Василеве, Переяславле, Юрьеве возникают отдельные епископии. Возникновение церковно-монастырского землевладения может быть отнесено ко второй половине XI в. в южной Руси, и не ранее второй четверти XII в. – в Новгороде и на северо-востоке. Первоначальными источниками недвижимости были дары, пожертвования или завещания. В дальнейшем церковь имела земельные владения с феодально зависимым населением и доходы с церковных судов по особым видам преступлений. Подведомственны церковному суду были: развод, умыкание, чародейство, волхвование, ведовство, ссоры между родными, ограбление мертвецов, языческие обряды, убийство внебрачных детей и др. Митрополит Киевский, владыка Новгородский и епископы русских епархий имели собственные вооруженные отряды. В системе феодального землевладения X-XIII вв. церковь занимает свое место поздно, когда другие институты – княжеский и боярский уже существовали.
В отличии от князей и бояр, наделы монастырей не делились между наследниками, как это было после смерти светских землевладельцев.
КОЛОНИЗАЦИЯ
Другой, параллельный путь возникновения феодального землевладения – это колонизация незаселенных или неосвоенных территорий. В киевский период она успешно продолжалась на территории Руси, севере и северо-востоке: поселения новгородцев и суздальцев появились на побережье Белого моря и в Предуралье. Отношения местными племенами такими, как: Чудь, Норома, Ямь, Чудь Заволочская, Пермь, Печора, Югра были сравнительно мирными. Войны, которые иногда возникали не приводили к массовыми расправами или истреблению местного населения. Материальная культура ряда северных памятников этого периода содержит сочетание славянских и финских элементов. Вслед за колонизацией из Новгородской и Владимир-Суздальской земель на Двине и Выге появились поселения земледельцев, боярские вотчины и монастыри. Самой отдаленной колонией Новгорода была Вятская земля.
Правильная колонизация южных степей остановилась в X в. где-то по линии Воин (Желни) – Лтава – Донец; и рече Володимеръ: «Се не добро, еже малъ городъ около Киева. И нача ставити городы по Десне, и по Востри, и по Трубежеви, и по Суле, и по Стугне. И поча нарубати муже лучшие от словенъ, и от кривич, и от чюди, и от вятичь. и от сихъ насели грады; бе бо рать от печенегъ»; и вовсе была прекращена половцами в XII в.; славянские поселения Северного Причерноморья пришли в упадок – Тмутаракань последний раз упоминается в летописи в 1094 г.
НАСЛЕДОВАНИЕ
Киевская Русь не имела наследственного права землевладения (княжеского и боярского). Попытки Великого Князя – а позднее и других князей – сажать на столы своих сыновей, братьев и др. нередко приводили к конфликтам с другими Рюриковичами, противодействию местной знати и городского вече. После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на наследство в Русской земле, однако, на протяжении двух столетий шла борьба двух принципов наследства: по очереди всех братьев, а потом по очереди сыновей старшего брата; либо только по лини старших сыновей, от отца – старшему сыну.
На съездах в Любече (1097 г.), Витичеве (1100 г.) и Долобоке, созванных благодаря усилиям Владимира Мономаха, князья целовали крест, что больше не будут участвовать в междоусобицах и обязывались совместно бороться против нарушителей согласия, но в Любече сказали твердо: «каждый да держит отчину свою». В (1111 г.) объединенное выступление князей под руководством Владимира привело к успеху в Задонских степях на реке Сал, после чего Русь более 20 лет не знала нашествий кочевников.
Последним Великим Князем Киевской Руси был Мстислав (1125-1132 гг.) сын Мономаха. В 1169 г. сын Ю.Долгорукого князь А.Боголюбский, возглавил коалицию против Киева, ослабленного внутренними и внешними конфликтами, захватил его и отдал своему брату, а затем и сам пал от рук «кучкового семени» – после чего Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка независимых земель; в таком виде она существовала вплоть до второй черверти XIII в.
В 1221 г., в Киеве по инициативе Галицкого князя Мстислава состоялся новый и последний съезд феодалов – предшественник Калки (Кальмиус) и монголо-татарского нашествия.
Информация о работе «Экономическое развитие Киевской Руси» Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 97028
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0
Содержание
Похожие работы
45854 0 0
… сильным и мудрым правителем. Он восстановил единовластную монархию времен Ярослава Мудрого. Прекращение усобиц, централизация государства, разгром половецких ханов способствовали общественно-экономическому развитию Киевской Руси. Развивалось сельское хозяйство и ремесленное производство, оживилась торговля, основывались новые города и развивались старые. Вырос авторитет Руси в средневековом мире. …
12466 0 0
… . Внешняя торговля Руси являлась прямым продолжением сбора кня-жеской ренты в подчиненных Киеву землях. В размахе торговых предприя-тий, в их организационной слаженности и той мощной поддержке, которойони пользовались со стороны великокняжеского войска, чувствоваласьмощь государственного организма Киевской Руси. Каждую весну она экс-портировала несметное количество товаров, собранных за шесть …
48255 0 0
… процесс христианизации – приобщения языческих народов к христианской культуре, верованиям и обычаям, вступления в христианские организации – католические и православные церкви. 2.Принятие христианства в Киевской Руси. Российское государство, в котором мы живем, ведет свое начало от IX века. Племена, образовавшие это государство, существовали еще ранее. В начале своей исторической …
186526 5 0
… – в постиндустриальном. В современной общественно-экономической литературе история рассматривается на этапах первобытной эпохи, рабовладельческого общества, средневековья, индустриального и постиндустриального общества. Экономической истории зарубежных стран посвящены многочисленные работы, среди которых одни носят обобщающий характер и рассматривают развитие какой-либо отрасли хозяйства в …
Производственные отношения феодального общества. Эксплуатация крестьян феодалами.
Основой производственных отношений феодального общества являлась собственность феодала на землю и неполная собственность на крепостного крестьянина. Крепостной крестьянин не был рабом. Он имел своё хозяйство. Феодал уже не мог убить его, но он мог его продать. Наряду с собственностью феодалов существовала единоличная собственность крестьян и ремесленников на орудия производства и на их частное хозяйство, основанная на личном труде.
Крупная феодальная земельная собственность являлась основой эксплуатации крестьян помещиками. Собственное хозяйство феодала занимало часть его земли. Другую часть земли феодал отдавал на кабальных условиях в пользование крестьянам. Крестьянин был вынужден работать на феодала в силу того, что важнейшее средство производства — земля была собственностью феодала. Феодал «наделял» крестьян землёй, отсюда название «надел». Крестьянский земельный надел был условием обеспечения помещика рабочей силой. Наследственно пользуясь своим наделом, крестьянин обязан был работать на помещика, обрабатывать помещичью землю с помощью своих орудий и рабочего скота, либо отдавать помещику свой прибавочный продукт в натуральной или денежной форме.
Такая система хозяйства неизбежно предполагала личную зависимость крестьянина от помещика — внеэкономическое принуждение. «Если бы помещик не имел прямой власти над личностью крестьянина, то он не мог бы заставить работать на себя человека, наделенного землей и ведущего свое хозяйство».
Рабочее время крепостного крестьянина делилось на необходимое и прибавочное время. В течение необходимого времени крестьянин создавал продукт, необходимый для своего собственного существования и существования своей семьи. В течение прибавочного времени он создавал прибавочный продукт, который присваивался феодалом. Прибавочный труд крестьян, работающих в хозяйстве феодала, или прибавочный продукт, создаваемый крестьянином в его собственном хозяйстве и присваиваемый феодалом, образуют феодальную земельную ренту.
Феодальная рента часто поглощала не только прибавочный труд крестьянина, но и часть его необходимого труда. Основой этой ренты являлась феодальная собственность на землю, связанная с непосредственным господством феодала-помещика над зависимыми от него крестьянами.
При феодализме существовали три формы земельной ренты: отработочная рента, рента продуктами и денежная рента. При всех этих формах ренты эксплуатация крестьян помещиками выступала в неприкрытом виде.
Отработочная рента преобладала на ранних ступенях развития феодализма. Она выступала в виде барщины. При барщине крестьянин определённую часть недели — три дня или более — работал с помощью собственных орудий производства (соха, рабочий скот и т. д.) в господском имении, а в остальные дни недели работал в своём хозяйстве. Таким образом, при барщине необходимый труд и прибавочный труд крестьянина были чётко разграничены во времени и пространстве. Круг барщинных работ был весьма обширен. Крестьянин пахал, сеял и убирал урожай, пас скот, плотничал, рубил лес для помещика, перевозил на своей лошади сельскохозяйственные продукты, строительные материалы.
При барщине крепостной крестьянин был заинтересован в повышении производительности труда только во время работы в своём хозяйстве. Во время работы на помещичьей земле такой заинтересованности у крестьянина не было. Феодалы содержали надсмотрщиков, которые принуждали крестьян работать.
В ходе дальнейшего развития отработочная рента сменяется рентой продуктами. Рента продуктами выступала в вида натурального оброка. Крестьянин обязан был регулярно доставлять помещику определённое количество хлеба, скота, птицы и других сельскохозяйственных продуктов. Оброк чаще всего сочетался с теми или иными остатками барщинных повинностей, то есть с работами крестьянина на помещичьей усадьбе.
При ренте продуктами крестьянин весь свой труд — как необходимый, так и прибавочный — затрачивал по своему усмотрению. Необходимый труд и прибавочный труд уже не разделялись так осязательно, как при отработочной ренте. Крестьянин становился здесь относительно более самостоятельным. Это создавало некоторые стимулы к дальнейшему повышению производительности труда.
На более поздней ступени феодализма, когда получил сравнительно широкое развитие обмен, возникла денежная рента. Она выступала в виде денежного оброка. Денежная рента характерна для периода разложения феодализма и возникновения капиталистических отношений. Различные формы феодальной ренты часто существовали одновременно. «Во всех этих формах земельной ренты: отработочная рента, рента продуктами, денежная рента (как просто превращенная форма ренты продуктами), плательщик ренты всегда предполагается действительным возделывателем и владельцем земли, неоплаченный прибавочный труд которого непосредственно идет к собственнику земли».
Стремясь увеличить свои доходы, феодалы облагали крестьян всякими поборами. Во многих случаях они имели в своём монопольном владении мельницы, кузницы и другие предприятия. Крестьянин вынужден был пользоваться ими за непомерно высокую плату натурой или деньгами. Помимо натурального или денежного оброка, вносимого феодалу, крестьянин должен был выплачивать всевозможные подати государству, местные сборы, а в некоторых странах — десятину, то есть десятую часть урожая, в пользу церкви.
Таким образом, основой существования феодального общества был труд крепостных крестьян. Крестьяне производили не только сельскохозяйственные продукты. Они работали в поместьях феодалов в качестве ремесленников, воздвигали замки и монастыри, прокладывали дороги. Руками крепостных крестьян строились города.
Хозяйство феодала, особенно на ранних ступенях его развития, было в своей основе натуральным хозяйством. Каждое феодальное владение, состоявшее из барской усадьбы и принадлежащих феодалу деревень, жило обособленной хозяйственной жизнью, редко прибегая к обмену с внешним миром. Потребности феодала и его семьи, нужды многочисленной челяди на первых порах удовлетворялись теми продуктами, которые производились в барском хозяйстве и доставлялись оброчными крестьянами. Более или менее крупные имения располагали достаточным количеством ремесленников, большей частью из числа дворовых крепостных. Эти ремесленники занимались изготовлением одежды и обуви, производством и починкой оружия, охотничьего снаряжения и сельскохозяйственного инвентаря, постройкой зданий.
Крестьянское хозяйство также было натуральным. Крестьяне занимались не только сельскохозяйственным трудом, но и домашним ремесленным трудом, главным образом переработкой сырья, производимого в их хозяйстве: прядением, ткачеством, изготовлением обуви, хозяйственного инвентаря.
В течение длительного времени для феодализма было характерно сочетание земледелия как основной отрасли хозяйства с домашним промыслом, имевшим подсобное значение. Те немногие привозные продукты, без которых нельзя было обойтись, как, например, соль, изделия из железа, доставлялись на первых порах странствующими купцами. В дальнейшем, в связи с ростом городов и ремесленного производства, разделение труда и развитие обмена между городом и деревней сделали большой шаг вперёд.
Эксплуатация зависимых крестьян феодалами составляла главную черту феодализма у всех народов. Однако в отдельных странах феодальный строй имел свои особенности. В странах Востока феодальные отношения в течение длительного времени сочетались с отношениями рабства. Так было в Китае, Индии, Японии и в ряде других стран. Большое значение на Востоке имела феодальная государственная собственность на землю. Например, в период Багдадского халифата при господстве арабов (особенно в VIII—IX веках нашей эры) большая часть крестьян-общинников жила на земле халифа и платила феодальную ренту непосредственно государству. Феодализм на Востоке характеризуется также живучестью патриархально-родовых отношений, которые использовались феодалами в целях усиления эксплуатации крестьян.
В земледельческих странах Востока, где орошаемое земледелие имеет решающее значение, крестьяне оказались в кабальной зависимости от феодалов, потому что не только земля, но и водные ресурсы и ирригационные сооружения составляли собственность феодального государства или отдельных феодалов. У кочевых народов земля использовалась как пастбище. Размеры феодального землевладения определялись количеством скота. Крупные скотовладельцы-феодалы были фактически крупными собственниками пастбищ. Они держали крестьянство в зависимости и эксплуатировали его.
Исходя из изложенного, можно было бы следующим образом сформулировать главные черты основного экономического закона феодализма: присвоение феодалами для своего паразитического потребления прибавочного продукта путём эксплуатации зависимых крестьян на основе собственности феодала на землю и неполной собственности его на работников производства — крепостных.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
⇐ ПредыдущаяСтр 117 из 265
- A) Естественно-правовая теория
- D. 20.1.1). — Завещание есть правомерное выражение воли, сделанное торжественно для того, чтобы оно действовало после нашей смерти.
- I.1. Римское право в современной правовой культуре
- I.4.1) Обычное право.
- I.4.4) Магистратское право.
- II ОБЩИЕ НАЧАЛА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ПОРЯДКА
- II. По правовому основанию различались иски цивильного права и иски преторские.
- II. Политико-правовое учение Петра Алексеевича Кропоткина
- II. Право частной собственности
- II.6.2.) Организация и правоспособность корпораций.
Земельная собственность является центральным институтом феодального права. В раннефеодальный период землевладение существовало в форме аллода. Формирование аллода у германских племен происходило под влиянием римской собственности, способствовавшей становлению свободного от родовых и общинных ограничений земелевладения. Понятие «аллод» впервые появляется в «Салической правде». К VII—VIII вв. аллод прекращает свое существование как нераздельная земельная собственность большой семьи и превращается в свободно отчуждаемую индивидуальную собственность. Отчуждению подлежали пахотные участки, луга и даже леса. Таким образом, под аллодом понималась отчуждаемая, передаваемая по наследству индивидуально-семейная земельная собственность. Она не может рассматриваться как свободная частная собственность, но ее обладатель получает большую свободу распоряжения.
С развитием феодализма в X—XII в. аллоды мелких собственников превращаются в зависимые крестьянские держания. Слабая государственная власть была не в состоянии защитить индивидуальные права всего подвластного населения, поэтому с ослаблением общинных связей у слабых социальных субъектов возникала потребность в защите. Это влекло за собой установление личной и имущественной зависимости крестьян от крупных земельных собственников и оформлялось в виде договора коммендации (покровительства). В ответ господин брал на себя почти все права и обязанности государственной власти по отношению к подвластному (судебные, охранительные, административные функции). Таким образом происходила феодализация аллода, когда аллод лишь юридически оставался свободной собственностью, а фактически включался в сеньорию в качестве зависимого крестьянского держания.
Одновременно происходила трансформация аллода в крупное феодальное землевладение. Его источниками являлись королевские земельные пожалования в полную безусловную собственность (аллод) приближенным и церкви, расслоение общины, насильственный захват общинных земель. Сословие феодалов приобретает монопольное право на земельную собственность. Крупные феодалы значительную часть земель раздавали своим вассалам на условиях несения военной службы.
Вначале земли передавались в пожизненное условное держание — бенефиций (реформа Карла Мартелла, VIII в.). Если бенефициарий отказывался нести конную военную службу или разорял хозяйство, то бенефиций можно было отобрать. После смерти жалователя или получателя бенефиция землевладение возвращалось первоначальному собственнику или его наследникам. Для того чтобы продлить владение бенефицием, требовалось возобновить пожалование: заключить новый договор с наследниками.
К XI в. пожизненное землевладение превращается в наследственное условное держание — феод (или лен). Передача феода от сеньора (первоначального собственника) вассалу (получателю земли) называлась инвеститурой. Ввод во владение сопровождался торжественной церемонией с принесением клятвы верности сеньору: вассал публично признавал себя «человеком» другого феодала.
Вассальный договор четко фиксировал обязанности сторон. Сеньор должен был обеспечить защиту вассала и его земель от третьих лиц. В случае смерти вассала сеньор должен быть опекуном малолетних наследников вассала, а также оберегать его вдову и дочерей. Вассал обязывался признавать верховенство сюзерена (сеньора), нести военную службу (40 дней в течение года), участвовать в судебных собраниях под предводительством сюзерена, оказывать денежную помощь (при выкупе из плена, при посвящении в рыцари старшего сына, при выдаче замуж дочерей). Отказ от выполнения вассальных обязанностей служил основанием для потери феода. Феод мог свободно отчуждаться, однако вместе с землевладением переходили и обязанности нового владельца служить сюзерену.
Правомочия земельного собственника ограничивались не только условием несения службы в пользу сеньора, но и семейно-родовыми связями. Права на землю носили не индивидуальный, а родовой характер. В отсутствие прямых наследников собственность возвращалась в род и переходила ближайшим родственникам по мужской линии. Поэтому родственники сохраняли право выкупа земельной собственности в течение определенного срока со дня продажи.
6. Салический закон: право собственности
Салический закон представляет собой сборник раннефеодального права. Он был составлен на рубеже V—VI вв. в правление Хлодвига. Салический закон регулировал внутриобщинные отношения и в основном содержал нормы уголовного и процессуального права. Статьи, регулировавшие имущественные отношения, немногочисленны. Понятие единой полной собственности в Салической правде отсутствует. Закон отразил процесс трансформации родовой, общинной собственности в индивидуально-семейную, феодальную частную собственность. Выделяется движимое имущество и земельное владение.
Салическая правда указывает на сохранение у франков общинной собственности на землю. Общинные земли распределялись между семьями. Они получали во владение пахотные участки — «огороженное место». Поселиться на территории общины можно было только с согласия всех членов общины. В то же время, если в течение одного года и одного дня ни одни общинник не протестовал против «чужака», переселенец становился полноправным членом общины. Запрещалось высказывать протест против переселенцев на основании королевского распоряжения. О превращении общинной собственности на землю в индивидуальную (аллод) свидетельствует ответственность за нарушение границ участков, самовольную распашку, посев на чужом поле. Однако после сбора урожая изгородь снималась и участок переходил в общее пользование. Аллод не мог отчуждаться, передавался по наследству только по мужской линии. В случае отсутствия сыновей аллод переходил в распоряжение общины. Семейной собственностью считался дом и приусадебный участок. Незаконное вторжение на территорию виллы, кража в пределах двора карались наравне с убийством свободного человека. Леса, пустоши, луга, дороги находились в общем владении.
Движимое имущество могло находиться как в семейной, так и в индивидуальной собственности. Салический закон содержит большое количество статей, посвященных защите права собственности на движимые вещи (кража скота, рабов, лодок, дичи, самовольное пользование чужим конем). Движимое имущество свободно отчуждалось и передавалось по наследству. Предусматривалось наследование только по закону. Преимущественным правом наследования движимого имущества обладали сыновья, затем ближайшие родственники. Салический закон не упоминает о завещаниях, но вводит институт аффатомии — имущество отдавалось на хранение третьему лицу (не являющемуся родственником завещателю) с обязанностью последующей передачи наследникам. Оформление сопровождалось формальными процедурами: о наследниках следовало заявить публично в судебном собрании перед тунгином или королем. Подтвердить передачу имущества должны были девять свидетелей. Закон предусматривал процедуру отказа от родства. В этом случае человек лишался прав на семейное наследство, а его имущество после смерти (при отсутствии детей) переходило в королевскую казну.
7. Салический закон: преступления и наказания
Большинство статей Салического закона были посвящены уголовному праву. Под преступлением понимались обида, ущерб, нанесенный личности или имуществу.
В основном действовал принцип «объективного вменения» -ответственности без вины на основании простого факта причинения вреда. В то же время в Салической правде сделана попытка выделить формы вины: умысел и неосторожность. Неосторожность выступала смягчающим обстоятельством и влекла простое возмещение ущерба. Наличие злого умысла, напротив, отягчало вину. В законе упоминаются стадии совершения преступления, в частности, выделяется покушение. Салическая правда дает представление об отягчающих и смягчающих вину обстоятельствах. В частности, отягчающим обстоятельством выступало соучастие. В случае совершения коллективного убийства устанавливалось максимальное возмещение семье убитого. В целом закон не различает степень вины соучастников. Так, устанавливается ответственность всех присутствовавших на месте совершения насилия над женщиной. Хотя в некоторых случаях сделана попытка дифференцировать ответственность соучастников преступления. Например, для «скопища» до 7 человек действовал принцип коллективного вменения (коллективной ответственности), в «скопище» свыше 7 человек требовалось доказать вину каждого участника. Если на теле убитого насчитывалось более трех ран, то это рассматривалось как тройное убийство: три участника «скопища» наказывались как исполнители преступления, остальные наказывались как соучастники менее строго. Подстрекательство к краже наказывалось строже, чем исполнение преступления. Классификация преступлений:
1. Преступления против личности (убийство, членовредительство, оскорбление словом или действием, кража свободного человека, порча).
2. Имущественные преступления (кража, грабеж, поджог, конокрадство, незаконное вторжение на чужой участок).
3. Преступления против нравственности (изнасилование, прелюбодеяние, сожительство с рабыней).
4. Преступления против правосудия (клевета, лжесвидетельство, неявка в суд).
5. Должностные преступления (превышение полномочий графом, отказ в правосудии, дезертирство).
Понятия государственного преступления еще не существовало. Хотя Салический закон упоминает о преступлениях против членов королевской семьи и его должностных лиц, о наказании за сопротивление приказанию короля.
Под наказанием понималось возмещение обиды или причиненного вреда. Среди наказаний выделялись штрафы, смертная казнь, телесные наказания. В Салическом законе штрафы почти полностью вытесняют все остальные наказания. Главная цель штрафов — предотвращение кровной мести, самосуда. В древнем обществе
жизнь человека оценивалась с точки зрения его роли в добывании средств. Поэтому уже при родовом строе кровная месть часто заменялась компенсацией — материальным возмещением. По «Салическому закону» за убийство свободный франк выплачивал особый штраф родственникам погибшего — вергельд. В выплате вергельда участвовала семья преступника, ближайшие родственники со стороны отца и матери. Обедневший сородич, не имевший возможности помочь родственнику, должен был «бросить горсть земли» на более зажиточного, и тот уплачивал вергельд. Поэтому зажиточные сородичи стремились освободиться от родства. В этом случае в судебном заседании человек заявлял об отказе от участия в уплате и получении вергельда.
Наказание зависело от социального статуса преступника и потерпевшего: более высокий статус потерпевшего ужесточал наказание. Например, вергельд за убийство свободного франка составлял 200 солидов, за убийство королевского дружинника — 600 солидов, за убийство полусвободного лита — 100 солидов. Убийство раба расценивалось как имущественный ущерб: вергельд не платился, возмещалась лишь стоимость раба его господину. Размер штрафов зависел также от степени нанесенного ущерба (оценивался ущерб семье и трудоспособности человека). Например, штраф за убийство беременной женщины был выше, чем за убийство пожилой женщины. Дифференцировались штрафы за телесные повреждения: второй палец руки, которым натягивали лук, оценивался «дороже», чем последующие. Смертная казнь и телесные наказания применялись в основном к рабам. Свободный франк отвечал своей жизнью, когда не мог выплатить вергельд.
8. Салический закон: судебный процесс
Салический закон закреплял состязательный судебный процесс. Процесс начинался на основании частного иска. Стадия предварительного следствия отсутствовала. Вызов в суд ответчика и свидетелей, а также поиск доказательств являлись обязанностью истца. Неявка в суд одной из сторон или свидетелей наказывались штрафом (уважительной причиной считалась королевская служба). Закон не допускал представительство сторон. Истец самостоятельно формулировал суть обвинения. Ответчик должен был лично выразить свои возражения.
Судебный процесс носил обвинительный характер, т.е. ответчик считался виновным, пока не докажет обратное. Он мог быть прекращен на любой стадии путем заключения добровольного соглашения между сторонами.
Система доказательств:
1. Объективные доказательства (поличное, королевская грамота на землевладение).
2. Свидетельские показания. Свидетельствовать могли только равные против равных (раб не мог свидетельствовать против свободного человека). Отказ от свидетельства или лжесвидетельство наказывались объявлением вне закона и штрафом.
3. Соприсяжничество. К данному институту прибегали в том случае, если отсутствовали улики или свидетели. Соприсяжниками выступали родственники и соседи (до 72 человек). Они отстаивали честность и добрую славу одной из сторон, не зная обстоятельств дела. Если хотя бы один из соприсяжников, присягая в «доброй славе» сородича, сбивался, процесс считался проигранным. Соприсяжники несли ответственность вместе с проигравшей дело стороной.
4. Ордалии («суд божий») — испытания огнем, водой, крестом, хлебом и сыром. Ордалии применялись при отсутствии «верных» доказательств. Отказ от ордалий приводил к проигрышу дела. От испытания с помощью кипящей воды можно было откупиться по соглашению сторон, взамен представив соприсяжников.
Функции суда у франков выполняли судебные собрания — сотенные суды. Они представляли собой народные собрания под председательством выборного лица — тунгина. В судебных собраниях присутствовали все свободные полноправные общинники. Неявка на собрание наказывалась штрафом. Знатоки права из числа влиятельных общинников — рахинбурги — выносили правовое суждение (приговор), которое одобрялось или не одобрялось народом. Рахинбурги, вынесшие несправедливое или незаконное решение, присуждались к уплате штрафа (повод — иск одной из сторон). Позднее бедные слои отстраняются от участия в судебных собраниях, туда стали допускаться только зажиточные общинники (скабины, затем шеффены). Сотенные суды проходили под контролем королевского представителя — сотника (центенария), который собирал треть судебных штрафов в пользу короля. Высшая судебная власть в графстве (округе, объединявшем несколько сотен) принадлежала королевскому должностному лицу — графу. Решения сотенных судов можно было обжаловать в высшей инстанции — королевском суде. В случае отказа одной из сторон выполнить судебное решение следовало обратиться к помощи графа. Неподчинение графу строго наказывалось: штрафом и лишением «королевского покровительства».
9. Уголовное право по «Каролине»
Важнейший источник германского общеимперского права — Уголовно-судебное уложение Карла V («Каролина») — был подготовлен в ходе судебной реформы и утвержден рейхстагом в 1532 году. «Каролина» представляла собой первый уголовно-процессуальный кодекс, составленный для практического применения в судах шеффенами. Ее действие распространялось на все германские княжества и земли. Однако уложение оставило в силе местные правовые обычаи и не являлось обязательным для князей. В основном уложение восполняло пробелы в местном праве. Впоследствии на основе уложения сформировалось «общее немецкое уголовное право».
В основу «Каролины» были положены заимствования из римского права в изложении школы глоссаторов, германское земское право, королевское законодательство. Правовые нормы излагались в виде заповедей. «Каролина» декларировала принципы равного правосудия, справедливости.
«Каролина» состояла из двух книг. Первая книга регулировала судопроизводство: устанавливала порядок выдвижения обвинений, определяла систему доказательств, основания для применения допроса под пыткой, регулировала действия судей. Во второе книге содержался .перечень преступлений и наказаний (от тяжки; к менее значительным).
В содержании «Каролины» выделяются общие принципы уголовного права, а также перечень преступлений и наказаний. Под преступлением понималось нарушение «королевского мира», посягательство на установленный правопорядок. Преступление связывалось с наличием вины — умысла или неосторожности. Отсутствие умысла, неосторожность, состояние аффекта выступали смягчающими обстоятельствами. При краже смягчали ответствен ность малолетство преступника (до 14 лет) или крайняя нужда. К обстоятельствам, исключающим ответственность, относилась необходимая оборона. Уложение четко определяло случаи право мерного применения необходимой обороны: защита жизни или имущества, задержание преступника. Кроме того, необходимая оборона должна была соответствовать средствам нападения (нападавший использовал оружие, угрожавшее жизни). Убийство в ходе преследования нападавшего или после прекращения нападения рассматривалось как неправомерное и влекло наказание. Доказывать правомерность своих действий должен был сам убийца. К отягчающим обстоятельствам относились характеристики преступления как злонамеренного, дерзкого, публичного. Отягчали вину «дурная слава» преступника, рецидив, крупный ущерб, групповое преступление.
«Каролина» выделяла стадию покушения на преступление. Покушение связывалось с умыслом и наказывалось как законченное преступление. Различались виды пособничества: помощь в подготовке совершения преступления, соучастие, укрывательство (из корыстных побуждений и из сострадания, что смягчало наказание).
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 119; Нарушение авторских прав
Сущность оформления феодальных отношений
Замечание 1
Основой феодальной системы является большая земельная собственность, которая сосуществует с мелким индивидуальным землевладением крестьян. Концентрация земельной собственности стала возможной из-за появления аллода (лат. allodium) – свободно отчуждаемого земельного надела. Аллоды впоследствии превращались в держания, обложенные повинностями в пользу их номинальных владельцев.
Другой путь для формирования феодальной собственности на землю – раздача бенефиций – условных пожизненных земельных держаний. Феодалы как монопольные земельные собственники раздали большую часть своих земель в условное владение крестьянам, без труда которых земля не представляла никакой ценности. За право владеть своим наделом крестьянин платил феодалу земельную ренту, другими словами – работал на него.
Крестьяне, таким образом, имели землю (хотя и не были ее владельцами), рабочий скот, инвентарь, поэтому считались самостоятельными производителями. Добровольно, без принуждения они не работали на феодалов. Поэтому феодалы получали определенную политическую власть над крестьянами, оформленную в феодальное право. Масштабы и формы внеэкономического принуждения феодально зависимых крестьян имели значительные временные и региональные различия. Эти черты феодальной организации труда определяли специфику социальной структуры, политических и правовых институтов, идеологии.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Феодальное землевладение 450 руб.
- Реферат Феодальное землевладение 230 руб.
- Контрольная работа Феодальное землевладение 230 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Российская специфика феодального землевладения
В отечественной историографии считается, что общественные отношения в период $X-XVII$ вв. на территории современной России были феодальными. Главное обстоятельство, которое дает основания говорить о феодализме на русских землях, – предоставление верховным властителем земельной собственности (аналогичное феода и лена) с обязанностью личной службы, т. н. ленное, или феодальное землевладение.
Замечание 2
Процесс образования единого Российского государства происходил на феодальной основе. Главную экономическую причину образования Московской государства можно увидеть в развитии феодальных отношений «вширь» и «вглубь», что отразилось в распространении этих отношений на всю территорию северо-восточных земель и появление с вотчинами условного феодального землевладения.
Единовластию князя способствовали и взаимоотношения в высших слоях феодального общества. В их центре лежали поземельные интересы. Основой феодального землевладения была вотчина.
Определение 1
Вотчина – это земля, принадлежавшая феодалу по праву наследственного пользования. Эту землю можно было менять, продавать, но только другим владельцам вотчины.
Владельцы вотчин (ими могли быть князь, боярин, монастырь) стали жаловать землю служилым людям – боярам – при условии несения военной или иной службы. Такое землевладение получило название условного, служилого или поместного.
Условность поместного владения состояла в том, что оно не было наследственным, а зависело исключительно от службы. Такие княжеские пожалования делали бояр связанными не столько с землей, сколько с князем. Следовательно, служилые люди – помещики – были зависимы от князя.
В Русском государстве существовал такой тип взаимоотношений между верховным властителем (старшим князем) и привилегированным слоем (младшими князьями, женой и боярами), который был тождественным аналогичным отношениям в Западной Европе, то есть князь выступает сюзереном, а дружинники и бояре – ленниками, или старший князь – сюзереном, а младшие – вассалами. Однако существует мало оснований для того, чтобы считать иерархические отношения патроната и зависимости в древнерусском элитной слое именно «феодальными» в узком смысле, тем более, что такие предположения не подкреплены соответствующими источниками.
Законодательное оформление крепостного права
Замечание 3
Судебник 1497 года ограничил права перехода крестьян к другому хозяину одним сроком в году — неделю до и одну неделю после «Юрьева дня»(26 ноября по старому стилю) с обязательной предварительной оплатой всех долгов и платежей. Это стало началом окончательного закрепощения крестьянства.
Судебник 1497 г. стал важной вехой на пути закрепощения крестьянства. Статья 57 Судебника «О христианском отказе» гласила:
«А христианом отказываться из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего».
Ограничение срока перехода крестьян двумя осенними неделями, связанными с Юрьевым днем (26 ноября), было продиктовано интересами помещиков, поскольку осенью после завершения сельскохозяйственных работ спрос на крестьянский труд резко снижался. Устанавливалась плата «за пожилое» («в полех за двор рубль, а в лесех полтина»). По тем временам это была значительная сумма. Свобода передвижения крестьян была заметно стеснена. Крестьяне платили помещику в основном натуральный оброк. Денежные платежи и барщина были сравнительно невелики. Барскую запашку обрабатывали страдники (холопы, посаженные на землю).