Формирование и развитие теории государства и права

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 29

Формирование теории государства и права как науки было сложным и противоречивым. Ведь общенаучные взгляды на государство и право базировались на реалиях общественной жизни определенных исторических периодов.

По мнению одних авторов, история возникновения теории юридической науки начинается с древних времен. Они считают, что именно в этот период, людей интересовал вопрос, что такое право и что такое государство. Философы, мыслители и в Древнем Риме, и на Древнем Востоке так или иначе касались этих вопросов.

По утверждению других, необходимость в освоении и изучении права как общественного явления, придание ему общепринятых форм, реально назрела в России 300 лет назад и напрямую связывается с реформаторской деятельностью Петра Великого.

Третьи полагают, что «теория государства и права как обособленная совокупность знаний о наиболее общих закономерностях функционирования и развития государственно-правовых институтов начала складываться в XIX веке». При этом утверждается, что «ранее такой специальной науки не было».

Конечно, все эти мнения имеют право на существование, поскольку, с одной стороны, ученые, юристы, философы, мыслители уже достаточно давно ищут ответы на многие вопросы государственного и правового устройства общества, а с другой, – если вести речь исключительно только о системе теоретико-юридических знаний о государстве и праве, то она действительно возникла в истории относительно недавно.

История возникновения и развития отечественной теории государства и права имеет три периода формирования. Условно их можно обозначить как досоветский (первый), советский (второй) и постсоветский (третий).

В первом периоде (до 1917–1920 гг. формирование теоретического знания в XIX в. шло в двух основных направлениях. «Во-первых, общие вопросы понимания государства и права, изучавшиеся сквозь призму философских, политических, этических, иных неюридических учений, со временем стали предметом специальной общей юридической науки – теории государства и права. Во-вторых, к формированию теоретического знания привело становление отраслевых юридических дисциплин, которое шло совместно с развитием общества, законодательства, юридической практики.

Одним из первых изданий по предмету в указанный период является работа Михаила Николаевича Капустина – Теория права. Т. 1. – Общая догматика. – М., 1868. – 352 с..

В последующие годы, если придерживаться хронологии выпуска изданий по предмету, в свет вышли работы Николая Михайловича Коркунова (Лекции по общей теории государства и права, 1886. – 313 с.), Николая Карловича Ренненкампфа (Юридическая энциклопедия. – Киев., 1889. – 293 с.), Евгения Николаевича Трубецкого (Энциклопедия права. – М., 1899) и др.

В начале второго периода, особенно в послереволюционное время, «не было полных курсов по теории государства и права в России». В последующие годы вплоть до 1990-х гг. теория государства и права определялась как «основанная на марксизме-ленинизме система обобщенных знаний об основных и общих закономерностях государства и права, об их сущности, назначении и развитии в классовом обществе». Одним из первых учебников по теории государства и права советского периода был учебник Сергея Александровича Голунского (1895–1962) и Михаила Соломоновича Строговича (1894–1984), изданного в 1940 г. Затем в 1948 г. вышел в свет учебник А.И. Денисова, объемом 532 с. В 1981–82 гг. издан в двух томах учебный курс «Общая теория права» Сергея Сергеевича Алексеева.

В 1983 г. был опубликован учебник по теории государства и права под редакцией А.М. Васильева. Весьма известным изданием в советский период был учебник по теории государства и права под редакцией С.С. Алексеева, выпущенного в 1985 г. В состав его авторского коллектива входили ученые, разработавшие и ныне опубликованные по предмету учебники: В.М. Корельский, В.И. Леушин, В.Д. Перевалов, А.С. Шабуров, А.Ф. Черданцев и др.

Третий период развития теории государства и права характеризуется современным состоянием отечественной юридической науки и практики, а также отражает различные, порой противоположные взгляды и подходы тех или иных авторов на решение вопросов теории государства и права, о чем говорится не только в данной части работы, но и в других ее разделах.

Этапы появления общетеоретической юридической науки юриспруденции

(правоведение – знатоки права):

253 г. до н. э. – расцвет римского частного права, первая попытка

преподавания права в Риме. Институции – сборник теоретических знаний,

учебник. Инструктио – сборник практических знаний, инструкции.

533 г. н. э. – Константинополь. Юстиниан I. Создан Дигест Юстиниана – первая

попытка кодификации римского права, первое собрание римский законов.

Институции были составной частью Дигеста. Студенты учились 4-5 лет: год

изучали институции, 2-3 года изучались комментарии к законам, последний год

сами законы.

1087 г. – год создания Болонского университета и знаменитой юридической школы

в Болонье. Найден Дигест Юстиниана. Ажиотаж вокруг находки, так как

оказалось, что РП – право универсальное, право всех народов.

XII век – появление в Европе сословия юристов, возникшего на основе изучения

и обязательного применения РП. Возникновение энциклопедии РП и философии РП.

1755 г. – год создания МГУ и юридического факультета при нем. Право стало

предметом изучения и обучения в России. Семен Ефимович Десницкий – первый

российский преподаватель МГУ (1767), преподавал на русском языке. Образование

получил за рубежом, в Глазго, учился у Адама Смита.

С 19 в. к теории права добавился предмет теория государства.

В СССР до 30-х годов ТпиГ, 38 г. – совешание юристов, по предложению

Вышинского ТгиП.

1940 – вышел первый учебник ТГиП.

по мнению одних авторов, история возникновения теории юридической науки начинается с древних времен

Смысловое единство закона и государства, лежащее в основе предмета юриспруденции как единой науки о двух объектах (праве и государстве), в учении Цицерона достигается благодаря тому, что закон и государство трактуются им как проявления одного и того же естественного права.

Но римская юриспруденция не стала еще наукой: она носила практический, конкретный характер; ее содержание составляли знания-рецепты при решении споров, выбора варианта поведения в той или иной ситуации. Римлян в меньшей степени интересовала теория права (в ее современном понимании) и ее философские основы. В то же время именно прагматическая направленность римской юриспруденции послужила основой возникновения и развития европейского права, в ходе формирования которого пришлось воспользоваться римскими разработками.

Новый импульс юриспруденция получает в эпоху позднего Средневековья, когда в конце ХI века Болонье, а затем и в других городах Италии возникают первые университеты. Возникновение и распространение самой системы университетского образования связано с появлением первых юридических школ, ставивших целью изучение римских юридических текстов, их толкование и обсуждение. Именно в это время были заложены основы современной юриспруденции как самостоятельного научного направления, сформированного на основе философских обобщений и схоластических рассуждений и разработавшего общие для всей науки понятия, принципы, категории права, а также их определения.

Некоторые ученые, в частности А.С. Пиголкин, считают, что интенсивно юридическая наука начинает развиваться только в XVII в.

В эпоху разложения феодализма и начала буржуазных политических революций, в связи с потребностью буржуазии в разработке принципов буржуазного государства и права и обосновании правомерности борьбы с феодальными порядками и феодальным государством и правом.

К XVII в. появляется первая энциклопедия права под собственным именем. В 1638 г. Гуниус (Hunius) выпускает Encyclopaedia iurius universi. В ней немецкий юрист в догматическо-описательном стиле изложил основы юридической науки и отдельных отраслей права, в частности, гражданского, канонического и гражданско-процессуального права. Данная работа была направлена, главным образом, на достижение образовательных целей, связанных с введением в изучение юриспруденции отдельных правовых дисциплин и исторического очерка изменений в праве.

Особого внимания в становлении теории государства и права в качестве самостоятельной дисциплины заслуживает учебное пособие Христиана Томазия, написанное в 1699 г. и известное под названием «Суммарный очерк основных учений, которые необходимо знать студенту-юристу и учить в университетах».

Лучшим образцом эмпирической энциклопедии права во второй половине XVIII века было произведение Иоанна Стефана Пюттера, названное в первом издании 1757 г. Эскизом, а во втором — 1767 г. — Опытом юридической энциклопедии. В 1792 г. Густав Гуго опубликовал свою «Энциклопедию права», основанную исключительно на рациональных началах западноевропейской философии. В этот исторический период, по аналогии с юридическими энциклопедиями, появляются особые энциклопедии государства под редакцией Шлецера, Рессига и др.

Однако единая учебная дисциплина и наука о праве берет свое начало с работы английского юриста Д. Остина «О предмете науки права», изданной в 1832 г., который выделял общее право и национальное право. Он полагал, что в системе юридических наук должно существовать общее правоведение, ставящее своей задачей исследование понятий, лежащих в основе позитивного права различных государств.

В Новое время накопленные догматические и схоластические средневековые знания стали применяться в практической жизни. Одновременно происходит дифференциация юриспруденции: выделяются относительно самостоятельные отрасли — теория гражданского и уголовного права, несколько позднее — теория полиции (полицейского права), включавшая в себя вопросы внутреннего государственного управления.

Общая теория государства и права получила широкое развитие во второй половине XIX века в трудах немецкого ученого А. Меркеля. По его мнению, в отличие от других юридических наук, общая теория государства и права есть абстрактная область знаний, изложенных в системном порядке. Иную точку зрения на природу общей теории государства и права отстаивал соотечественник А. Меркеля — Щютце. Он исходил из того, что эта дисциплина дублирует философию права. В целом, в XIX веке в германских университетах царил дуализм: наряду с энциклопедией права преподавали философию права.

Стремление создать науку, которая бы давала целостное представление о праве, существовало издавна. Вначале такая роль отводилась именно энциклопедии права, в дальнейшем — философии и теории права. В этом смысле энциклопедию права можно рассматривать как общую науку о праве в первоначальном её варианте. До начала XIX века содержание энциклопедии права носило сборный, безыдейный характер.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 7

Теория государства и права — фундаментальная наука правоведения, которая изучает сущность, содержание и формы государственно-правовой системы общества, основные закономерности ее функционирования и развития.

У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки (философии), которая исследует в т.ч. вопросы государства и права. В течение нескольких веков правоведение развивалось в составе философских наук. Со временем обособляетсяся философия права, которая достигает своего особого развития в Зап. Европе в 17-18 вв. и продолжает существовать в системе общественных наук современности. В определениии философии права существуют различные подходы. В самом общем виде ее можно определить как науку о смысле права, его сущности, месте в мире, ценности, роли в жизни человека, судьбах народов и человечества (Нерсесянц). Философия права является методологической базой юриспруденции.

Эта наука появилась в нашей стране как марксистско-ленинское учение о государстве и праве. В советское время во всех учебниках по теории государства и права однозначно утверждалось, что К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И. Ленин являются основоположниками научной теории о государстве и праве.

Несмотря на то, что наука под названием «Теория государства и права» сформировалась только в советское время, само по себе правоведение и его отрасли, в том числе и под названием «философия права», «общая теория права», «социология права», «энциклопедия права» и т. д. в России известны давно.

Понятие «Теория государства и права» в нашей стране берет свое начало с того периода, когда право рассматривалось как «государственное выражение воли господствующего класса».

По одним источникам наука, изучающая государство и право, появилась еще в античное время. Так, проф. В.М. Сырых считает, что «первые знания о государстве и праве были изложены в работах мыслителей Древней Греции-Платона и Аристотеля.

Наиболее интенсивно юридическая наука начинает развиваться в 17 веке, в эпоху разложения феодализма и начала буржуазных политических революций, в связи с потребностью буржуазии разработать принципы нового буржуазного государства и права и обосновать правомерность борьбы с феодальными порядками .

Существует точка зрения о том, что Платон и Аристотель были античными философами, и они, возможно, рассматривали окружающий мир с точки зрения предмета религиозной философии.

Поэтому другие ученые считают, что наука теории государства и теории права, как специфическая сфера человеческой деятельности, могла получить развитие с периода Нового времени. Об этом пишет известный специалист по теории государства и права проф. М.Н.Марченко.

Даже в Новое время речь шла о появлении науки о государстве и отдельно науки о праве. Лишь в тридцатые годы ХХ века, только в нашей стране, теория о государстве и праве стала рассматриваться как одна единая правовая наука. Переход к единой теории государства и права, в нашей стране, произошел в соответствии с подготовкой и проведением первого общесоюзного Совещания по проблемам юридической науки в 1938 году. После этого Совещания стали выходить и учебники под названием «Теория государства и права». В частности, первый такой учебник вышел в 1940 году.

В России данная наука стала преподаваться в Московском университете в 18 в. Современное наименование она получила в конце 19 в. как результат осмысления учеными неразрывности государства и права. Среди дореволюционных представителей русской юридической науки, занимавшихся теорией государства и права, можно выделить С.А. Муромцева, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, Г.Ф. Шершеневича, Д.И. Каченовского, Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяковского, Е.Н. Трубецкого, Л.И. Петражицкого, А.Н. Хвостова, И.В. Гессена, П.А. Сорокина и многих других.

Причины и пути происхождения государства.

Государство — организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классо­вых, общечеловеческих, религиозных, националистических, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая науки дают все новые знания об этих причинах. Причины обсуждаются в различных теориях воз­никновения государства: в теологической (божественная сила); в договорной (сила разума, сознания); впсихологической (факторы психики человека); в органической (биологические факторы); в ма­териалистической (социально-экономические факторы); в теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.

Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира протекал по-разному.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономичес­кие структуры родового строя -— земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организа­торами производства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы. Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.

В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими призна­ки — знать еще не имела крупной частной собственности на ню, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Происхождение права.

Право — система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (кон­кретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспе­чиваемых государством и направленных на урегулирование обществен­ных отношений

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффектив­ность действия друг друга. Как невозможно существование государ­ства без права (последнее организует политическую власть, высту­пает зачастую средством осуществления политики конкретного го­сударства), так и права без государства (которое устанавливает, при­меняет и гарантирует юридические нормы). Именно органы госу­дарства становятся основными структурами, контролирующими вы­полнение правовых предписаний и реализующими в случае их нару­шения соответствующие юридические санкции.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих клас­сов (чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох).

Если обычаи содержались в сознании и поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего све­дения.

Право более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запре­тов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволения и обязывания, создающие широкие возможности для разноуровнего упорядочения общественных отношений. Возникно­вение права — следствие усложнения социальных связей, обостре­ния противоречий в обществе, с регулированием которых первобыт­ные нормы справлялись все меньше и меньше.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основ­ными путями:

1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы Обычного права и санкционирование их в этой связи силой госу­дарства;

2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, — нор­мативных актов (законов, указов и т.п.);

3) прецедентное право, состоящее из конкретных решений (при­нимаемых судебными или административными органами и приобре­тающих характер образцов, эталонов для решения других аналогич­ных дел).

Зарождение основ теории государства и права в России можно отнести к XVII–XVIII вв. Первые известные нам попытки теоретического осмысления государственно-правовых явлений встречаются в трудах Ю. Кри-
жанича (1618–1683), М. В. Ломоносова (1711–1761), А. Н. Радищева
(1749–1802).

Государство и право – явления тесно связанные. Однако они не всегда изучались в рамках единой учебной дисциплины.

В конце XVIII начале XIX в. в России начала распространяться наука «энциклопедия права», которая содержала конгломерат всех юридических наук, давала краткое их изложение, знакомила с основными юридическими понятиями.

Примерно в это же время получила распространение и наука – «философия права», которая пыталась раскрыть смысл юридических явлений, обосновать юридическое мировоззрение. В рамках философии права осмысливалось естественное право.

Ко второй половине XIX в. на базе энциклопедии права и философии права сформировалась общая теория права, которая изучала систему положительного права, его категории и понятия. Государство рассматривалось и изучалось либо в составе общей теории права, либо в курсах отраслевых наук, в особенности курса государственного права.

Дальнейшее развитие теория государства и права получила в годы советской власти. В 1919 г. В. И. Ленин подготовил и прочитал лекцию
«О государстве». В связи с военной обстановкой упор в работе делался на насильственной стороне государственной деятельности. Государство рассматривалось как средство обеспечения господства одного класса над другим. К достоинствам этой работы можно отнести:

— диалектико-материалистический подход к теории государства и права;

— утверждения о взаимосвязи классового общества и государства и права;

— положения о политической, структурной, территориальной характеристике государства, о внутренних, объективных факторах возникновения государства и права.

Слабые стороны:

— ограничение государственно-правовых процессов классовыми рамками;

— недостаточный учет общесоциальных функций государства и
права.

Теория права при этом разрабатывалась основательнее. Объясняется это тем, что теория права имеет глубокие исторические корни, отличается значительной степенью преемственности. Её базовые корни и понятия, терминология и многие юридические процедуры сложились ещё в римском праве.

Теория советского государства опиралась на многие ошибочные или исторически утратившие значение положения:

— уничтожение частной собственности;

— насильственный характер государственной власти в форме диктатуры пролетариата;

— полное уничтожение буржуазной государственной машины;

— постепенное отмирание государства.

Эти положения, превратившись в догму, заводили в тупик советское государствоведение. Творческое развитие уступило место обоснованию и комментированию решений партийных съездов и пленумов.

Глубокий кризис во всех сферах жизни стран, которые считались социалистическими, и острая потребность его преодоления обусловили и резко отрицательное отношение к марксизму-ленинизму как учению и социализму как общественно-политическому строю. Это наглядно проявилось во многих публикациях 90-х гг. Отдельные специалисты в области права в своих работах скатывались в другую крайность – полное неприятие накопленного за последние десятилетия опыта и бездумное копирование зарубежных источников.

В настоящее время в этом вопросе наблюдается разумная взвешенность. Полностью отвергать марксизм-ленинизм так же глупо, как и слепо, догматически исповедовать.

Более взвешенным должно быть отношение и к социализму как
общественно-политическому строю, целесообразность и перспектив-
ность которого поставлена под сомнение. Социализм в нашей стране
развивался по марксистско-ленинской схеме и отличался следующими чертами:

— признанием общественной собственности на средства производства и полным отрицанием частной собственности;

— жестким централизованным руководством экономикой со стороны государства, неприятием рыночных отношений, предпринимательства, конкуренции;

— монопольным положением партии в обществе, её слиянием с государством.

Таким образом, «построенный» в нашей стране социализм был результатом большевистского прочтения марксизма и большевистской интерпретации идей социализма. В. И. Ленин неоднократно вел речь о созидательной стороне диктатуры пролетариата, законности, необходимости заимствовать все лучшее, что есть на Западе. Однако большевики, придя к власти, сделали упор на силовое решение проблем. Уже в первые годы советской власти был отброшен принцип законности, уступивший место расплывчатой революционной целесообразности. Были отвергнуты или уничтожены многие полезные государственные и социально-правовые институты, которые можно было использовать в ходе проведения прогрессивных преобразований. В какой-то мере это объясняется объективными историческими условиями, в которых им пришлось действовать. Но не меньшую роль сыграл и субъективный фактор, роль личностей, оказавшихся у руля государственной власти. К. Каутский писал: «Большевизм победил в России, но социализм потерпел там поражение».

Нашему обществу нужен взвешенный эволюционный путь преодоления кризиса и дальнейшего развития, который бы заимствовал (но не слепо копировал) зарубежный опыт и учитывал специфические условия собственной страны. При этом могут быть полезными и социалистические принципы, т. к. социализм понимается и по-другому. Социал-демократические движения не ставили целью уничтожение частной собственности, рыночных отношений, установление диктатуры пролетариата. Они боролись за гуманизацию капитализма, за внедрение социалистических отношений в ходе эволюционного развития капитализма. Борьба за демократию и социальные права трудящихся таким образом становилась частью движения к социализму. История подтвердила правоту социал-демократов.

Современный этап развития теории государства и права характеризуется выдвижением на первый план концепций правового государства и гражданского общества, повышением внимания к частному и естественному праву.

Добавить комментарий