Формирование новых органов власти

3. Формирование новых органов власти

3.1. Временный комитет членов Государственной думы. В ходе революции различные политические силы обсуждали вопрос о новых органах власти. 27 февраля после получения царского манифеста о приостановке работы Думы депутаты приняли решение о создании Временного комитета во главе с ее председателем октябристом М. В. Родзянко. Комитет назначил своих комиссаров в министерства и в дальнейшем предпринял меры с целью добиться отречения Николая II.

3.2. Петроградский Совет рабочих депутатов. Одновременно пролетариат Петрограда и революционные партии создали Совет рабочих депутатов по образцу 1905 г. Зачатками его стали временные стачечные комитеты, созданные на предприятиях 24–25 февраля. Первое заседание депутатов Петроградского Совета состоялось 27 февраля в здании Думы. В Исполком Петросовета было избрано 15 человек, в том числе председатель – меньшевик Н. С. Чхеидзе, товарищи председателя – трудовик (позднее эсер) А. Ф. Керенский и меньшевик М. И. Скобелев. От большевиков в Исполком вошли члены Русского бюро ЦК РСДРП(б) А. Г. Шляпников и П А. Залуцкий.

3.3. Временное правительство. 2 марта в результате переговоров между Исполкомом Петросовета и Временным комитетом членов Государственной думы была достигнута договоренность о формировании Временного правительства во главе с министром-председателем и министром внутренних дел – князем Г. Е. Львовым (бывшим председателем Земгора).

3 марта 1917 г. в принятой Декларации Временное правительство провозгласило себя высшей законодательной и исполнительной властью в России. Специальным указом от 5 марта 1917 г. власть на местах передавалась губернским и уездным комиссарам Временного правительства. Должность губернаторов упразднялась. Петроградский Совет осуществлял контролирующие функции по отношению к правительству, оказывая на него давление «слева».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

⇐ ПредыдущаяСтр 84 из 84

Формирование новых органов власти началось с октября 1УУЗ г. В самом начале месяца принимается Положение о выборах депутатов Государственной Думы. Здание «Белого дома» 5 октября передается под резиденцию Правительства. Одновременно издается Указ «О мерах по ликвидации последствий попытки вооруженного государственного переворота». Через два дня — Указ «О расследовании вооруженного мятежа в г. Москве».

7 октября был издан Указ Президента «О Конституционном Суде Российской Федерации». 11 октября — Указ о выборах н Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 15 октября принимается Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции. Тогда же создается Министерство безопасности Российской Федерации.

Для завершения работы над проектом новой Конституции было сформировано Конституционное совещание, состоящее из Государственной и Общественной палат. В конце октября проводится ряд мер по реорганизации Совета безопасности Российской Федерации. При Президенте учреждается Комиссия законодательных предположений.

6 ноября 1993 г. был принят Указ Президента «О проекте Конституции Российской Федерации, представляемом на всенародное голосование». В конце месяца принимается Положение о Государственном гербе Российской Федерации (в правах был восстановлен старинный двуглавый орел). 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации.

Указом Президента в декабре 1993 г. производится преобразование и реорганизация Совета Министров, структура и деятельность которого сообразуется с положениями Конституции РФ. Совет Министров преобразуется в Правительство Российской Федерации. В январе 1994 г. оформляется типовая структура федеральных органов исполнительной власти — министерства, комитеты, службы, управления, агентства и проч.

Защита свободы информации потребовала создания общественной Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. При Президенте образуется также Общественная палата для политических, правовых и социально-экономических консультаций, а в августе 1994 г. — управления по взаимодействию с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями и депутатами палат Федерального Собрания.

В июне Указом были определены меры по реализации Договора об общественном согласии, акта, призванного обеспечить социальный мир в обществе, находящемся в состоянии кризиса. К преодолению кризиса власти был направлен Указ от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» — акт, принятый в годовщину октябрьских событий в Москве.

Весной — летом 1994 г. вносится ряд изменений в регламент Государственной Думы. Сама Дума в течение года принимала большое число постановлений, вносящих изменения в ранее принятые правовые акты или формирующих новые правовые институты, нормы и отрасли (в УК, ГК, ГПК, УПК, КЗоТ и др.).

Реформа местного управления

С весны 1992 г. Верховный Совет принял ряд законов, регламентирующих деятельность и структуру местных органов власти.

В марте принимается Закон о краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации, в июне — Закон «О местном самоуправлении в РСФСР» и «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям»; в июле — «Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в Российской Федерации» и «О закрытом административно-территориальном образовании». В июле и ноябре вносятся изменения в Закон о выборах народных депутатов местных Советов.

После октябрьских событий 1993 г. в Москве принимается Указ Президента «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации». 22 октября принимается Положение об основных началах организации и деятельности органов государственной власти в субъектах Федерации (краях, областях, городах, автономных областях и округах). Принимаются положения о выборах в Московскую городскую думу и в Московскую областную думу. В конце месяца принимаются указы о реформе местного самоуправления и выборах в органы местного самоуправления. На их основе издаются положения.

Советы заменяются собраниями представителей, думами, муниципальными комитетами. Возникают институты глав администрации, мэров, старост и т.п. Тогда же принимаются Основные положения о выборах в органы местного самоуправления. В марте 1994 г. создается специальное Управление Администрации Президента по работе с территориями — делается новая попытка усилить контроль Центра за местами. Одновременно был издан Указ «О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления».

В июле принято Положение о Комиссии по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, сделана очередная попытка разграничить сферы влияния Центра и мест.

Формирование нового управленческого аппарата потребовало принятия специального Указа, регламентирующего порядок организации и систему государственной службы в России. Создается (в июне 1993 г.) Совет по кадровой политике при Президенте. В июле принимается Положение о проведении аттестации руководителей и специалистов структурных подразделений центральных органов федеральной исполнительной власти и Положение о проведении конкурса при приеме на эти должности. Для всех работников бюджетной сферы в августе была введена единая тарифная сетка по оплате труда. В ноябре создается Управление делами Президента РФ, в декабре принимается единое Положение о федеральной государственной службе.

Новая конституция

В августе 1990 г. была представлена концепция, а в октябре — первый вариант проекта новой Конституции. В ноябре 1990 г. проект был опубликован Конституционной комиссией, развернулась широкая полемика, появились альтернативные варианты.

Официальный проект Конституции был рассмотрен в одной из палат Верховного Совета РФ (Совет Республики) и внесен в октябре 1991 г. на рассмотрение внеочередного Съезда народных депутатов. После доработок официальный проект был опубликован повторно в марте 1992 г. Его основные положения были одобрены Съездом народных депутатов в апреле того же года.

В Конституционную комиссию были внесены поправки к проекту, сделанные Президентом РФ. Очередной вариант проекта был одобрен Конституционной комиссией в октябре 1992 г. Проект предполагалось согласовать с субъектами Федерации и затем вынести на всероссийский референдум.

Процесс разработки проекта Конституции растянулся на три года. В июне 1993 г. Президент РФ выступил с инициативой созыва Конституционного совещания, которому был предложен новый (президентский) вариант проекта, в котором предполагалось значительное усиление президентской власти и ослабление роли парламента.

Для завершения работы над проектом при Конституционном совещании были созданы Общественная и Государственная палаты, имевшие статус совещательных органов при Президенте. В состав Конституционного совещания вошли политики, представители федеральных и региональных органов власти, специалисты-эксперты.

Был выработан единый проект, вынесенный по решению Президента на референдум, принявший Конституцию РФ 12 декабря 1993 г.

Заключение

Стремительные перемены, которые происходили в последнее десятилетие, до такой степени многочисленны, часто взаимно противоречивы и неожиданны, что не позволяют наблюдателю дать им окончательную и объективную оценку.

Россия вновь оказалась в революционной ситуации. Многие события, которые происходят сегодня, живо напоминают события далекого и не очень далекого прошлого. Опасно проводить исторические параллели, хотя они и напрашиваются сами.

Определенно можно сказать лишь одно: все, что происходит сегодня в сфере государственных и правовых преобразований, выросло на нашей исторической, традиционной почве. Государственно-правовое развитие России проделало долгий, трудный и прерывистый путь, придя в сегодняшнее состояние. Но разумеется, что и это не конечный пункт нашей истории. Сегодня мы лишь на одном из ее этапов.

Тысячелетний путь развития российского права не завершен. Удивительно, но даже долгие периоды разрывов в национальной правовой традиции не меняют общей картины: российское право, как и российская государственность, — это единый процесс со множеством нюансов, но и множеством повторений. Особенности его «национального характера» прослеживаются в правовых построениях, структурах и языке права. Здесь можно говорить о таких чертах, как приоритетность коллективных начал над индивидуальными, юридического лица над физическим, нечеткость правовых границ при определении прав собственника, большое число условностей в определении правового статуса субъектов правоотношения, переплетение (не всегда удачное) заимствованных и традиционных начал, поздний переход к формированию правовой системы, элементы правового нигилизма и широкая инициатива судов, вторжение административных начал в судебную деятельность и т.д. и т.п. На протяжении истории эти черты становились более или менее заметными, но всегда имели место.

Живую историко-правовую реальность невозможно вогнать в жесткие и четкие рамки, которые столь близки нормативистскому мышлению правоведа. Однако можно попытаться дать комплексную картину процесса развития права. Это мы и пытались сделать в столь сжатой форме.

Мы не должны смотреть на историю права лишь глазами современного читателя — необходимо все время иметь в виду, что и правовая реальность, и правовое мышление прошлого были совершенно иными, чем-то, что мы имеем теперь. Историк права должен попытаться вжиться в эту картину, в этот органический процесс. Чтобы облегчить вхождение читателя в материал, автор избегал собственных оценочных суждений о прошлом, стараясь ограничиться позитивным изложением (хотя уже сам выбор фактов не может не быть оценочным). Осознание историко-правового процесса для российского читателя облегчается тем, что он сам живет в том историческом потоке, часть которого освещается в книге. Поэтому и книга рассчитана в первую очередь на отечественного читателя.

История российского государства и права — только часть нашей Истории, она развивалась и развивается в контексте других, не менее сложных процессов — религиозной, политической, экономической, культурной истории. Поэтому и эта работа — фрагмент целого цикла выпусков, посвященных различным аспектам тысячелетней истории России.

Советская власть в России была установлена в результате большевистского восстания 24-25 октября 1917 года. В ходе этого переворота было свергнуто образованное в конце февраля 1917 года Временное правительство. Переход всей полноты власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов был официально подтвержден решением II Всероссийского съезда Советов 26 октября 1917 г. с установлением советской власти было связано и образование Советского государства – Республики Советов (РСФСР) Переход власти к Советам в стране осуществлялся постепенно, в одних регионах мирным, а в других – насильственным путем. Прежний государственный аппарат упразднялся. Основная масса дореволюционных органов была ликвидирована к началу 1918, а полностью они были упразднены в середине 1918 г. Процесс формирования советской политической системы закреплялся в правовых актах, принимавшихся новой властью: — «Декрет о власти», принятый II Всероссийским съезда Советов 26 октября 1917 г., Декретом о власти было положено начало формированию нового государственного механизма: для управления страной создавалось рабочее и крестьянское правительство – Совет народных комиссаров, а также органы отраслевого управления – народные комиссариаты. -Декларация прав народов России, принятая СНК 2 ноября 1917г., В Декларации прав народов России провозглашалось уничтожение национального гнета, право наций на самоопределение, свободное развитие национальных меньшинств и этнических групп. -Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая ВЦИКом 3 января 1918 г. и утвержденная III Всероссийским съезда Советов, В Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа закреплялись все произошедшие изменения в стране после прихода к власти большевиков. Эти преобразования определялись как основа для построения общества на социалистических началах. -Декрет ВЦИК и СНК от 11 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», -Декрет СНК от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства». Наиболее важным актом, отразившим важнейшие социально-экономические и политические преобразования первых месяцев советской власти, стала Конституция РСФСР. Она была принята 10 июля 1918 года V Всероссийским съезда Советов и вступила в силу с 19 июля 1918 года. Первая отечественная конституция закрепила следующую систему органов власти в Советском государстве: 1.Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Он являлся высшим органом власти, принимавшим решение по наиболее важным вопросам, при этом съезд был уполномочен принимать на свое рассмотрение любые вопросы. Съезд формировался из представителей нижестоящих советов – городских советов и губернских съездов советов. По конституции съезд должен был созываться ВЦИКом не реже 2 раз в год, допускалась возможность созыва чрезвычайных съездов. 2.Всероссийский Центральный исполнительный комитет. Формировался Всероссийским съездом Советов из его делегатов, был ответственен перед съездом и в период между съездами считался высшей властью в стране. ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. В конституции упоминался и такой орган 103 власти как Президиум ВЦИК (ст.45), однако его правовой статус не регламентировался. Позднее его место было определено VII Всероссийским съездом Советов: должен был вносить проекты декретов на рассмотрение ВЦИК, наблюдать за исполнением его постановлений. В период между заседаниями ВЦИК Президиуму предоставлялось право издавать в порядке управления необходимые постановления от его имени. 3. Совет народных комиссаров РСФСР (СНК). Являлся советским правительством, формировался ВЦИКом. Согласно ст.38 конституции СНК должен был принимать «все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни», в том числе посредством издания декретов, постановлений, инструкций. СНК был ответственен перед Всероссийским съездом Советов и ВЦИКом. 4.Народные комиссариаты (наркоматы). Формировались ВЦИКом для руководства отдельными отраслями управления. В соответствии со ст.18 конституции выделялось 18 наркоматов, каждый из которых возглавлял народный комиссар. При народном комиссаре создавалась коллегия под его председательством. Народные комиссары и коллегии были ответственны перед СНК и ВЦИКом. 5.Областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, городские и сельские советы. Региональные советы обладали самостоятельностью в решении местных вопросов, но при этом должны были действовать в соответствии с актами вышестоящих органов. Они избирали свои исполнительные комитеты, которые занимались проведением в жизнь решений советов и всей текущей работой. Выборы в органы власти были тайными, но при этом не являлись всеобщими, равными и прямыми. Система органов власти строилась на принципе демократического централизма. Он предусматривал формирование вертикали власти, при которой нижестоящие советы опирались в своей работе на решения, принятые вышестоящими советскими органами, хотя при этом они обладали достаточно широкими полномочиями для решения вопросов на своем уровне. Также демократический централизм исключал возможность существования принципа разделения властей. Яркой особенностью советской политической системы являлось отсутствие должности главы государства. Формально функции коллективного руководителя возлагались на постоянно действующий высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган. (ВЦИК) Также в советский период отсутствовало понятие местного самоуправления. В настоящее время органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В СССР же к государственным органам относились и низовые органы власти. Отличительной особенностью депутатского статуса в советском государстве был императивный мандат, который предполагал тесную связь депутата и его избирателей. Такой мандат предусматривает обязанность депутата выполнять свои предвыборные обещания, периодически отчитываться перед избирателями, которые при этом вправе отозвать депутата за ненадлежащее выполнение им своих обязанностей. Судоустройство: — народные суды -Рвтрибуналы Декреты: -Декрет о суде №1 — Упразднил все дореволюционнные судебные органы, созданные реформой 1864г. Ликвидировались прокуратура и адвакатур, инстити=ут судебных следователей. Взамен их создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постояного судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными Советами. Подсудность местных судов была ограничена кругом менее важных гражданских(сумма иска три тысячи рублей) и уголовных (до двух лет лишения свободы) 104 дел. Обвинителями, защитниками и поверенными в судемогли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции. Для обжалования решений местных судов создавались уездные, а в столицах — столичные съезды местных судей. При этом Декрет о суде № 1 отменил апелляционный порядок обжалования судебных дел, предусматривавший их полный пересмотр, и установил только кассационный, согласно которому проверке подлежали судебные приговоры, не вступившие в законную силу. Для борьбы с контрреволюцией и саботажем учреждались рабочие и крестьянские революционные трибуналы. Они действовали в составе председателя и шести очередных народных заседателей, избиравшихся местными Советами. Деятельность революционных трибуналов, а также перечень применяемых ими репрессивных мер, регулировались Инструкцией Наркомата юстиции от 19 декабря 1917 г. Характерно, что смертная казнь в качестве меры наказания ею не предусматривалась. — Декрет о суде № 2. Была расширена подсудность местных судов. Для рассмотрения дел, превышающих таковую, но не относящихся к компетенции ревтрибуналов, были учреждены окружные народные суды. Их состав включал трех членов и четырех народных заседателей, которые избирались местными советами. Окружной суд имел уголовное и гражданское отделения и охватывал несколько уездов. Производство по гражданским делам осуществлялось составом из трех постоянных членов окружного суда и четырех народных заседателей. Уголовные дела рассматривались окружным судом в составе 12 очередных народных заседателей под председательством одного члена суда. Двое заседателей при этом были запасными. Председательствующий в суде, включая вынесение приговора, имел лишь совещательный голос. Народным заседателям предоставлялось право отвода председательствующего на всех стадиях процесса, а также разрешать по существу вопрос не только о факте преступления, но и о мере наказания. При этом они могли снижать наказание по своему усмотрению. Для предварительного следствия по некоторым категориям дел, относящихся к компетенции окружного суда, воссоздавались следственные комиссии в составе трех лиц, избираемых исполкомами местных советов. Со стадии предварительного расследования допускалось участие защиты в уголовном процессе. Впредь в качестве официальных обвинителей и защитников могли выступать только члены созданных при местных советах коллегий правозащитников. Кассационной инстанцией для окружных судов служили создаваемые для этого областные суды. Декрет о суде № 2 ввел судопроизводство на местном языке. — Декрет о суде № 3. Внивь расширена компетенция местных судов (до 10 тыс.руб. ; до 5 лет). Следственные комиссии переподчинялись местным Советам. Кассационные жалобы рассматривалиСоветы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. В Москве создовался Кассационный суд для расмотрения жалоб на решения и приговоры окружных судов. — Положение о народном суде РСФСР (ноябрь 1918 г.) унифицировало судебную систему республики. Учереждалась единая форма суда — народный, состоявший из одного народного судьи и нескольких (2 или 6) заседателей.Выбор судьи осуществлялся местными Советами, заседатели утверждались исполкомом местного Совета. Кандидаты должны были пользоваться избирательными правами и иметь опыт политической работы. В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами советской власти и «социалистическим правосознанием». Защиту и обвиненеие осуществляли коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следстви проводили следственные комиссии, милиция, либо сами судьи. Принципами нового судебного права стали: — коллегиальность в принятии суд. решений — уменьшение роли судебного профессионализма 105 — расширение судебного правотворчества — вторжение в судопроизводство социальных и политических мотивов -сближение судебной и властноуправленческой деятельности Советов.

Введение

1. Советская система органов государственной власти и управления

1.1 Съезд советов рабочих, солдат, крестьянских депутатов 1917-1922гг.: порядок формирования, социальный состав, полномочия и решения

1.2 ВЦИК: его формирование, полномочия, структура

1.3 Особые органы управления: полномочия, порядок формирования, структура

2. Партийные организации как центральное звено в системе государственного управления

2.1 Съезд партии РКП (б): их социальный состав и решения

2.2 Политбюро ЦК, Оргбюро ЦК, Секретариат ЦК, Пленум ЦК: порядок формирования, структура

Заключение

Список литературы

Введение

Формирование и развитие государственного аппарата, как и любое историческое явление, представляет собой результат сочетания и взаимодействия ряда факторов: субъективных представлений руководителей государства о наиболее оптимальном устройстве управления; объективных потребностей развития политической, экономической, духовной сферы с учетом роли государства; внутренних источников саморазвития самого аппарата.

Период с 25 октября 1917 года до декабря 1922 года был временем попыток реализовать на практике идею «государства-коммуны» в тяжелейших условиях внутренней экономической и политической разрухи, развала армии, хрупкого перемирия на фронте. Это означало разрушение старого государственного аппарата управления, передачу власти Советам, налаживание горизонтальных и вертикальных связей между высшими, центральными и местными органами власти и управления. Он закончился победой реальной политики над теоретическими представлениями, не выдержавшими испытания суровой действительностью. Тема моей работы очень актуальна и интересна, так как именно в период с 1917-1922 гг. создавалось абсолютно новое, уникальное социалистическое государство. Именно в этот период формировались все высшие органы власти и управления, которые играли важнейшую роль в последующем развитии государства.

Целью данной работы является рассмотрение системы государственной власти в период с 1917 по 1922 гг. Для этого необходимо выделить следующие основные задачи:

1. Рассмотреть Советскую систему органов государственной власти и управления.

2. Рассмотреть партийные организации, а также определить их роль в системе государственного управления.

Предметом настоящей работы являются основные тенденции формирования и развития системы государственной власти и управления данного периода. Объектами являются непосредственно высшие органы власти и центральные учреждения управления, а также партийные организации.

Следует отметить, что данному периоду истории Российского государства посвящено очень много научной, научно-методической, исторической литературы. Среди авторов, которые обращались в разное время к началу истории Советского государства можно отметить таких, как Верт Н., Мунчаев Ш.М., Сырых В.М., Орлов А.С., Пихоя Р.Г., Чистяков О.И., Сераев С.А. По мнению Сырых В.М. в создаваемом советской властью государственном аппарате значительный акцент делался на силовые структуры в виде армии, вооруженных отрядов рабочих и ВЧК – особого органа, наделенного правом вести борьбу с так называемой контрреволюцией и выполнявшего одновременно функции органов, пресекающих преступления, осуществляющих предварительное следствие и правосудие.

Все авторы, к работам которых я обращалась, считали, что это пятилетие стало переломным в Российской истории, решающим в становлении советской формы государственности. Народной власти и управления. Россия стала советской, вышла из первой мировой войны, а также защитила свою государственность от попыток реставрировать старый строй.

1. Советская система органов государственной власти и управления

1.1 Съезд Советов рабочих, солдат, крестьянских депутатов 1917-1922гг.: порядок формирования, социальный состав, полномочия и решения

25 октября, во время штурма Зимнего дворца, в 10 часов 45 минут вечера в Смольном открылся II Всероссийский съезд Советов. На этот исторический съезд съехались делегаты от четырехсот Советов рабочих и солдатских депутатов. На съезде были представлены отдельные крестьянские Советы. Из 649 делегатов, которые были зарегистрированы в начале съезда, 390 было большевиков, 160 левых эсеров. Другие фракции – правые эсеры, меньшевики – составляли меньшинство.

В повестку дня съезда были включены вопросы: об организации власти, о войне и мире, об Учредительном собрании. Однако обсуждение вопросов повестки дня вначале было затруднено обструкцией, организованной меньшинством съезда – делегатами от меньшевиков и правых эсеров. Представители этих партий не признали Советской власти. Они внесли предложение организовать «единую демократическую власть» в лице так называемого «однородного социалистического правительства», куда должны были войти главным образом мелкобуржуазные партии. Съезд решительно отверг эти предложения. Тогда меньшевики, правые эсеры и бундовцы демонстративно покинули зал заседания.¹

26 октября 1917 года с докладами о мире и о земле выступил В.И. Ленин, встреченный восторженными овациями. В докладе о мире он кратко определил генеральную линию внешней политики социалистического государства. Съезд обсудил и утвердил Декрет о мире, где говорилось, что империалистическая война является величайшим преступлением, которое необходимо немедленно пресечь. Декрет предлагал всем странам, всем народам, втянутым в войну, «начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире», мире без аннексий и контрибуций, а до окончания переговоров заключить перемирие.²

Таким образом, II Всероссийский съезд Советов узаконил победу Великой Октябрьской социалистической революции, свержение помещичье-руководимых большевистской партией. Решения, принятые на съезде, открывали новый этап в развитии революции – этап строительства социализма в Советской России.³

На II съезде Советов было избрано первое Советское правительство – Совет Народных Комиссаров (СНК) во главе с В.И. Лениным. Съезд избрал также Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) в количестве 101 человека (62 большевика, 29 левых эсеров, 6 социал-демократов интернационалистов и 4 представителя других партий).

13 января 1918 года открылся III Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов, принявший решение о слиянии с III съездом Советов рабочих и солдатских депутатов. Трудящиеся горячо приветствовали объединение Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в единые Советы в масштабе всей страны. Тем самым была завершена организация новой государственной власти, созданной Октябрьской социалистической революцией. Съезд принял историческое решение о преобразовании Советской республики в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (РСФСР) на основе добровольного союза народов России. Образование РСФСР имело большое значение для укрепления дружбы и доверия между всеми народами Советского социалистического государства.

14 марта 1918 года в Москве собрался IV Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов, который должен был ратифицировать мирный договор. С докладом о Брестском договоре выступил В.И. Ленин. На съезде против ратификации мирного договора выступили меньшевики, правые и левые эсеры, а также «левые коммунисты». Однако подавляющее большинство делегатов съезда приняло написанную Лениным резолюцию и ратифицировало Брестский мирный договор. Ратификация Брестского мирного договора явилась крупной победой ленинской политики. В марте – апреле 1918 года заключение Брестского мира одобрили областные, губернские и уездные съезды Советов.

4 июля 1918 года в Москве открылся V Всероссийский съезд Советов. Левые эсеры – делегаты съезда – выступили с резкими нападками на основные идеи докладов, полностью отрицали правильность партии и правительства, требовали роспуска комбедов, повышения цен на хлеб, отмены продовольственной диктатуры и связанной с ней деятельности продовольственных отрядов. Наиболее сильным нападкам подверглась внешняя политика – эсеры требовали расторжения Брестского договора и предлагали выразить недоверие Советскому правительству.6 июля 1918 года они подняли контрреволюционный мятеж в Москве. Были приняты решительные меры для ликвидации мятежа. Была принята резолюция о создании регулярной Красной Армии. Подчеркивалось, что она должна строиться на основе обязательной для всех трудящихся воинской повинности. Это решение способствовало успешному развитию Вооруженных Сил Советской Республики.

В последний день работы (10 июля) съезд уделил главное внимание обсуждению проекта первой Советской Конституции, подготовленного комиссией ВЦИК и окончательно отредактированного комиссией ЦК РКП (б), которой руководил В.И. Ленин. В Конституции были обобщены и зафиксированы исторические завоевания социалистической революции, крупные социально-экономические преобразования, которые были проведены в стране с октября 1917 года по июль 1918 года.

В основу Конституции была положена историческая «Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа». Раздел «Общие положения Конституции» законодательно закрепил диктатуру пролетариата в форме Советской власти. В Конституции были записаны основные обязанности граждан. Все граждане республики обязаны трудиться: «Не трудящийся да не ест». Другими важнейшими обязанностями граждан была охрана завоеваний Октябрьской революции, защита свободного социалистического Отечества.

Зафиксировав обязанности граждан, Конституция одновременно законодательно установила их важнейшие права. Всем трудящимся гарантировалась свобода слова, печати, собраний и организаций. Первая Советская Конституция РСФСР явилась образцом для конституции других советских республик.

В ноябре 1918 года состоялся VI съезд Советов. Он принял постановление о слиянии комбедов с Советами. Одновременно было решено провести выборы новых сельских и волостных Советов. 23 – 28 декабря 1921 года в Москве состоялся IX Всероссийский съезд Советов. На нем были подведены первые итоги новой экономической политики. С докладом «О внутренней и внешней политике Республики» выступил В.И. Ленин. Анализируя международную обстановку, В.И. Ленин показал, что после разгрома интервентов и белогвардейцев наступил период некоторого равновесия сил при огромном морально-политическом превосходстве Страны Советов. В.И. Ленин подчеркнул, что основная задача партии и Советского государства – укрепление союза рабочих и крестьян.

Осенью 1917 г. в стране обострился политический кризис. После корниловского мятежа левые усилили свое влияние, происходила большевизация Советов. 10 октября ЦК партии большевиков принял решение о подготовке вооруженного восстания. Военно-революционный комитет, задачи: ≪определение боевой силы и вспомогательных средств, необходимых для обороны столицы≫, меры по охране города от погромов и дезертирства, поддержание революционной дисциплины.

При ВРК образовалось гарнизонное совещание; ВРК состоял из отделов: обороны, снабжения, связи, информации, рабочей милиции и др.

17 октября бюро ВЦИК (меньшевистско-эсеровское) согласилось на созыв II съезда Советов. Съезд должен был, по расчетам большевиков, официально признать и легализовать осуществленный боевыми организациями советов (ВРК, Красная гвардия, рабочая милиция, части Петроградского гарнизона) захват власти.

Второй съезд Советов.

Съезд носил учредительный характер. На нем были созданы руководящие государственные органы и приняты первые правовые акты, имевшие конституционное, основополагающее для новой власти значение.

25 октября начал работу II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, провозгласивший себя высшим органом власти в России. Был переизбран ВЦИК, сформированный I съездом Советов летом 1917 г., и сформирован Совет народных комиссаров, ставший правительством России.

II съезд Советов провозгласил переход власти в центре и на местах Советам, признав их единственной формой власти.

Декрет о мире провозглашал принципы долговременной внешней политики России — мирное сосуществование и ≪пролетарский интернационализм≫, право наций на самоопределение. В значительной степени декрет носил декларативный характер.

Декрет о земле — основные идеи эсеровской аграрной программы и проекта аграрного закона (Наказа).

Была легализована аграрная практика лета 1917 г. Провозглашались многообразие форм землепользования (подворное, хуторское, общинное, артельное), конфискация помещичьих земель и имений, переходивших в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов.

Роспуск учредительного собрания.

5 января 1918 г. открылось Учредительное собрание. Председатель ВЦИК от имени ВЦИК и ЦК партии большевиков зачитал ≪Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа≫, в которой формулировались главные политические, социальные и экономические цели партии: диктатура пролетариата, национализация земли и т. п.

Большинство Учредительного собрания отказалось обсуждать документ, и большевистская фракция покинула заседание. На другой день ВЦИК издал Декрет о роспуске Учредительного собрания, а правительственные войска разогнали в Петрограде демонстрацию, организованную в его поддержку. После разгона Учредительного собрания единственным высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов.

ВЦИК.

В перерывах между сессиями Всероссийского съезда Советов высшим органом власти в стране был Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Структура ВЦИК включала: президиум, отделы и комиссии.

Президиум состоял из представителей партийных фракций, готовил материалы к заседаниям ВЦИК, контролировал работу комиссий и отделов. Его заседания проходили два-три раза в неделю.

Организацию и ведение текущей работы (подготовку проектов документов, руководство нижестоящими Советами и т. п.) осуществляли отделы ВЦИК: Военно-революционный комитет, иногородний, агитационный, по национальному вопросу, казачий и др.

СНК.

II Всероссийский съезд Советов избрал правительство — Совет народных комиссаров (СНК). Было образовано 13 народных комиссариатов: внутренних дел, земледелия, труда, по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей, путей сообщения.

В экстренных случаях СНК мог издавать декреты без предварительного их обсуждения во ВЦИК. Последний утверждал декреты СНК, если они имели общегосударственное значение. К середине 1918 г. число наркоматов (НК) было увеличено. Были образованы НК государственного контроля, промышленности и торговли, Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ) и др.

В начале ноября 1917 г. ВЦИК подтвердил законодательные полномочия правительства. Это положение было закреплено специальным постановлением ВЦИК, а позднее вошло в Конституцию РСФСР.

Местные Советы.

Местные Советы сами определяли структуру и направления деятельности своих исполнительных органов — отделов, секций, комиссий, комиссариатов, наделяя их разными функциями и компетенцией.

Вскоре после революции НКВД издал декрет, в котором была сделана попытка определить место Советов в системе новых органов власти: ≪На местах органами управления, органами местной власти являются Советы, которые должны подчинить себе все учреждения как административного, так и хозяйственного, финансового и культурно-просветительного значения… Каждая из этих организаций, вплоть до самой мелкой, вполне автономна в вопросах местного характера, но сообразует свою деятельность с общими декретами и постановлениями центральной власти и с постановлениями тех более крупных советских организаций, в состав которых она входит. Таким путем создается связный, во всех частях однородный организм — Республика Советов≫.

В июне 1918 г. ВЦИК издал декрет, па основании которого на местах стали создаваться волостные и сельские комитеты бедноты, ставшие опорой новой власти в деревне. Комбеды проводили перераспределение земли между крестьянами, изымали ≪излишки хлеба≫, действовали вместе с продотрядами и отрядами Красной армии, а также контролировали работу местных Советов, могли распускать их, назначать новые выборы или заменять, принимая на себя их функции. В конце 1918 г. комбеды окончательно слились с местными Советами.

III съезд Советов

III съезд Советов (январь 1918 г.) стал объединительным для Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Большинство на нем принадлежало партии большевиков. Съезд принял программный документ, отвергнутый Учредительным собранием, — Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Декларация определяла Россию республикой Советов и подчеркивала всевластие этих органов в Центре и на местах. Государственное устройство определялось как федерация национальных республик.

Провозглашались социализация земли, отмена частной собственности на землю, закреплялся сформулированный Декретом о земле принцип уравнительного землепользования — распределение земельных участков по числу трудоспособных лиц и числу ≪едоков≫ в каждой семье.

Добавить комментарий