Формирование правосознания

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бибарсова, Гульнара Шихмуратовна, 2006 год

1. Авакъяи С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность.- М., 1997.

2. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. -М.: Наука, 1988.-145 с.

3. Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека: Программа курса // Школа духовности. 1998. — №3 — с.52.

4. Айнштейн В. О проблеме воспитания в вузе // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — с. 75 — 82.

5. Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М.: Юрид. Лит, 1976.-256 с.

7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999.

8. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Инфра-М-Кодекс, 1996. 512 с.

9. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2004. — № 11. — с. 6 — 7 (3 — 13).

11. Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. Издательский дом «Федоров», Самара, 2000г., — С. 160-214.

12. Безрукова B.C. Педагогика профессионально-технического образования: Проектирование педагогом в ПТУ. Свердловск, СПТИ, 1990. -171 с.

13. Безрукова B.C. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург: СИПИ, 1992. — с. 63 — 64 (93 е.).

14. Вельский К.Т. Проблемы правового обучения и воспитания / Сб. научных трудов. Брянск, 1993.

15. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997. -204 с.

16. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Автореферат диссертации доктора педагогических наук. Екатеринбург, 1997. — с. 16 — 17 (42 е.).

17. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997.- 204 с.

18. Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов. // Высшее образование в России. 2003. — №6. — С. 105-109.

19. Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов. // Высшее образование в России. 2003. — № 6. — с. 105 — 109.

22. Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети 20 века // Педагогика. 1996. №4. — С.72-75.

24. Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -352 с.

25. Борисов В., Кимстач Г. О методике СРС. // Высшее образование в Рос-сии.-2001.- №6.-С.139-140.

26. Борытко Н.М., Кузибецкий А.Н. Разработка и экспертиза авторских учебных программ. Волгоград: «Перемена», 1996. — 80 с.

27. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М: Аргус, 1994. — 207 с.

29. Бутенко И. Что привлекает студентов в учебном процессе. // «Альма Матер». 2000. — № 1. — с. 21 — 25.

30. Васильев B.JI. Юридическая психология. М.: Юридическая литература, 1991.-468 с.

31. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие / Под ред. А.П.Коречева- М.: ЩИТ-М, 1999.- 144 с.

32. Вербицкий А.А. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход. М.: Просвещение, 1990. — 180 с.

33. Вицин С. Концепция 1991 г. положила начало формированию правового государства в России // Российская юстиция. 2002. — № 11.

34. Власова Т.И. Диагностика гражданской культуры школьников и студентов: Учебное методическое пособие. Ростов-на-Дону, Издательство РГПУ, 2001.-64 с.

35. Волжина О.И. Развитие идеи гражданского воспитания подрастающего поколения. Дис. канд. пед. наук. — М., 1991. — 184 с.

36. Воспитание гражданина в советской школе. / Под редакцией Г.Н.Филонова. М.: Педагогика, 1990. — 176 с.

37. Всеобщая история государства и права: Учебник. 4-е изд. под ред. К.И.Батыра — М.: «Проспект», 2001. — 494 с.

38. Вырщиков А.Н., Никонов К.М. Российская национальная идея. Волгоград: Издательство ВГУ, 1998. — 112 с.

39. Высшее образование в Европе // Ежекартальный журнал ЮНЕСКО: Европейский центр по высшему образованию. 1995. — Т. 20. — № 1-2. -с. 12.

41. Газман О.С. Общественное гражданское воспитание // Советская педагогика, 1990. -№7. -с.38-44.

43. Гигишвили Г.В. Гражданское общество и проблемы образования // Здравый смысл. 2003 / 2004. №1 (30). — С.23-27.

44. Гигишвили Г.В. Гуманизм и гражданское общество. М.: Школа-Пресс, 2002,- 158 с.

47. Государственная молодежная политика: современный след к постановке вопроса // Молодежная политика: информационный бюллетень 1999. № 185-187-с. 17.

48. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы». М.: Российский государственный военный центр при Правительстве РФ, 2001. — 52 с.

49. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 021100 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ. -М.: Минообразование России, 2000. — 20 с.

51. Гражданское право. 2-е издание / Под ред. Доктора юридических наук, профессора Е.Л.Суханова. М.: Волтерс Клувер — 2004. — 288 с.

52. Гурьянова JI.M. Воспитательная направленность социальной работы // Педагогика, 1997 №6 — с.49-53.

53. Демократизация общества и гражданина // Преподавание истории в школе. 1994. — №7 — с.39-50.

54. Денисова А.В. Особенности контингента студентов юридических факультетов высших учебных заведений: психолого-педагогический аспект// Вестник Университета Российской Академии Образования. №3. Москва. Изд.: У РАО, 2004. с. 107-115

56. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: учебное пособие СПб.: Питер, 2003.- 256 с.

57. Джуринский А.Н. Зарубежная школа, История и современность: Учебное пособие. М.: Издательство РОУ, 1992 — 177с.

58. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. Издательство «Питер», 2000 — 368 с.

59. Епифанов Б.В. Принцип социальной справедливости в уголовном праве. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. СПб., 1993. 16 с.

61. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Самые знаменитые юристы России. М.: Вече, 2003.-211 с.

62. Зеер Э.Ф., Карпова Г.А. Педагогическая диагностика личности учащегося СПТУ: Учебное пособие. Свердловск: СИПИ, 1989. — 88 с.

63. Иванов Р.Н. Профессия юрист: справочник для абитуриентов и студентов — М.: ОСЬ — 89,1998. — 207 с.

66. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. — 540 с.

67. История государства и права зарубежных стран. В 2-х частях М.: Норма, 2001.-4.1 -624 с.

68. Каландрашвили З.Н. Изучение гражданско-правовых дисциплин в средних общеобразовательных школах России как фактор социальной адаптации молодежи: Автореф. Дис. канд. пед. наук СПб, 2000 — 241 с.

69. Канн-Калик В.А. Восхождение к студенту. // Вестник высшей школы. 1987. -№3.-с. 7 — 11.

70. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия. Спб., 1914. — с.З.

71. Карпушкин С.И. Формирование гражданской и правовой культуры молодежи. Дис. канд. филос. наук-М., 1999. 159 с.

72. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности. Дис. д-ра пед. наук. Л., 1991. — 378 с.

73. Киселева Е.А. Мотивы профессионального выбора // Вестник Методического Центра профессионального образования и координации научных исследований. 1996. — №1 — С.54-58

74. Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. М.: НОРМА -ИНФРА. М, 1999.-176 с.

75. Кодекс чести судьи Российской Федерации. // Законность. 1994.- №2. -С. 18.

76. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2000. — 176 с.

78. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Ответственный редактор А.В.Наумов. М.: ЮРИСТ, 1996. — 824 с.

79. Конвенция о правах ребенка ООН // Вестник образования. М.: Просвещение, 1993.-49 с.

80. Конституция Российской Федерации. М., 1993. — 64 с.

81. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Инновации в образовании. 2002. — № 3. — с. 4 — 33.

83. Коршиков И.В. Принцип гуманизма в уголовном праве Российской Федерации: Дисс. .канд. юрид. наук. М., 1999. — 189 с.

84. Кудашев В.И., Банюков А.И. Философское содержание нового Уголовного кодекса Российской Федерации // Актуальные проблемы правоприменительной практики в связи с применением нового УК РФ:

85. Материалы научно-практической конференции. Красноярск: Веста, 1997.-С.60-64.

86. Кускова М.В. Формирование правовой культуры старшеклассников. -Дис. канд. пед. наук М., 1999. — 184 с.

87. Ларионова О. Компетентность основа контекстного обучения // Высшее образование в России. — 2005. — № 10. — с. 118 — 125.

89. Лисяускене М. Новое поколение российского студенчества // Высшее образование в России. 2005. — № 10. — с. 41 — 47.

91. Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня. // Педагогика. 2006. — № 5. — с. 56 (с. 52 — 59).

92. Мальцев В.В. Равенство и гуманизм как принципы уголовного законодательства // Правоведение. 1995. — №2 — С. 100-111.

93. Маркова А.Б. Совершенствование профессиональной направленности сотрудников органов внутренних дел (на опыте работы с выпускниками вузов МВД России): Дисс. канд. пед. наук СПб., 2000. — 172 с.

94. Марковичева Е.В. Актуальные проблемы правового воспитания и гражданского образования // Стандарты и его история в образовании, 2000. №2-с. 11-14.

95. Материалы международного симпозиума «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Воспитание поколений в 21 в.» // Государство и право. 1998. — №7.

96. Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М.: РОССПЭН, 1997.

97. Митюков М. Главный итог стабильность Конституции // Российская юстиция. — 2002. — № 10.

99. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии. 1997.-364 с.

101. Палбандьян М.А. Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ставрополь — 2002 — 26 с.

102. Наливайко Н.В. О формировании концепции правового образования // Школа духовности. 2000. — №1 — с.57-65

103. Национальная доктрина образования в РФ // Известия РАО. 1999. -№4 — с.50-54.

104. ЮЗ.Некишев B.JI. Гуманизм и правопорядок (социально-философский са-пект): Дисс. . канд. филос. наук. М.: 1993. 179с.

105. Новгородцев П. Право и нравственность // Правоведение. 1995. — №6. -С. 103-108.

106. Общая теория прав человека / отв. Редактор Лукашева Е.А. М, 1996.

107. Общая теория права и государства: учебник / под редакцией В.В.Лазарева. М.: Юрист, 2000. — 520 с.

108. Овчинникова И. Гражданский образ мыслей и поступков // Высшая школа. 1990.-№1 — с. 16-18.

109. Одинцова А.В. Гражданское общество: прошлое, настоящее, будущее // Социально-политические науки. 1991. — № 12 — с.40-48.

110. Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы. М., 2001.-27 с.

112. Петру не ва Р., Дугина Н., Токарев В. О главной цели образования // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — с. 41 (с. 40 — 46).

113. Правоохранительные органы / Под ред. К.Ф.Гуценко, М.А.Ковалева. -М., 1995.-320 с.

114. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. М., 1996. — 286 с.

115. Практикум по психологии профессиональной школы / Под ред. Э.Ф.Зеера. Свердловск: СИПИ, 1990. — с. 21 — 27, 53-54 (117 е.).

116. Пробелы в российской конституции и возможности ее совершенствования. Сборник докладов. М.: Центр конституционных исследований МОНФ, 1999.

117. Программа развития воспитания в системе образования в России на 1999 2001 годы // Школа духовности. — 2000. — № 1. — с. 96 — 109.

119. Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. -М.: Дело, 2001.- 180 с.

120. Путин В.В. Сильного демократического государства при слабом обществе не будет // Журналист, 2002. №1 — с. 10.

121. Радионова Н.Ф., Тряпицына Н.Ф. Компетентностный подход в педагогическом образовании // Известия ВГПУ. 2004. — № 1. — с. 45 — 49.

122. Ривман Д.В., Устинов B.C. Виктимология. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. — 332 с.

123. Рогов М. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов // Высшее образование в России. 1998. — № 4. — с. 90 — 95.

125. Рудых С.А. Формирование этико-правовой культуры будущего учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. Краснодар, 2002. — 22 с.

126. Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 4. — с. 20 — 23.

127. Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. №2. — С.29-37.

129. Санникова М.Ю. Правовое воспитание старшеклассников с позиции теории отношений: Дис. канд. пед. наук. СПб, 1996- 110 с.

130. Сапрыкина Н.Н. Развитие правовой компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1999. — 20 с.

131. Сенина В.К. Воспитание гражданственности у учащихся старших классов средней общеобразовательной школы в процессе изучения основ наук гуманитарного цикла: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1987.- 18 с.

132. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технология. Волгоград: Педагогика, 1994. — 152 с.

135. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 224 с.

136. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. М.: Издательский центр «Академия», 2005. -400 с.

137. Смоленский М.Б. Конституционное государственное право России. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. С. 85 — 129.

138. Современный конституционализм. Материалы советско-британского симпозиума. М.: Академия наук СССР. Институт государства и права, 1990.

139. Столяренко A.M. Прикладная юридическая психология: Уч.пос./ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 639 с.

140. Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. М.: ТАНДЕМ, 2000.-479 с.

143. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. -М., РАО, 2004.-с. 9.

144. Тебиев Б., Кугина С. Гражданином быть обязан. // Высшее образование в России. 2005. — № 9. — с. 129 (128 — 137).

145. Титоренко Г.А. Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., доп. — М.: Ю11ИТИ — ДА11Л, 2003. — 439 с.

146. Упоров И.В. Профессия юрист. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. -416с.

147. Федеральная программа развития образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 4. — с. 3 — 7.

148. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Институт практической психологии. — Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. — 512 с.

150. Филомонюк JI.A. Роль конструктивно-проектной деятельности в проф. Становлении будущего педагога: Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002 -172 с.

151. Филонов Г.Н. Свобода личности и воспитание. // Педагогика. №9 -2005, — С.25.

152. Фортунатов В.В., Почепко В.Г. Граждановедение: Учеб. пос. для студентов педвузов М: 11ВЦ «Гражданин», 2001 — 272 с.

153. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. -4-е издание, переработанное и дополненное. М.: Гардарики, 2003. — 519 с.

154. Хмелюк Р.И. Формирование гражданской зрелости студенческой молодежи Киев-Одесса: Высшая школа, 1978 — 134 с.

155. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. М.: Просвещение, 1987. — с. 344,346.

156. Худоянц М., Абрекова Л. Муниципальный служащий: система компетенций // Высшее образование в России. 2006. — № 4. — с. 145 — 147.

158. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебник для вузов. -М.: Новый юрист, 1998.-448 с.

161. Шиянов Е.Н., Бобрышев С.В. Гражданское образование и воспитание школьников: Уч.пособие Ставрополь, 2001. — 37 с.

162. Эрдепевский A.M. Моральный вред и компенсация за страдания. На-учн. практ. пособие-М.: БЕК, 1998.- 173 с.

164. Юридическая клиника: сборник материалов по организации новых форм и методов оказания юридических услуг населению. Бишкек: Кыргиздат, 2001.- 124 с.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА Захаров Николай Игоревич

преподаватель кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России (тел.: 88612583414)

К вопросу о многомерности правосознания современной молодежи

Аннотация

Работа посвящена подробному рассмотрению вопроса о многомерности правосознания современной молодежи, в частности, уделено внимание формированию законопослушности молодежи и готовности ее к правомерному поведению.

Ключевые слова: коллективное правосознание, современная молодежь, социум, политическая система, индивидуальное правосознание.

Key words: collective правосознание, modern youth, socium, political system, the individual legal awareness.

Правосознание представляет собой сложное явление, сочетающее в себе свойства различных аспектов, в числе которых, прежде всего, называются интеллектуальные, эмоциональные, волевые. В. А. Бачинин в связи с этим справедливо отмечает, что правосознание представляет собой совокупность духовно-интеллектуальных, эмоционально-чувственных и волевых свойств, позволяющих человеку существовать в сложной системе реальных правоотношений Правильное формирование этих свойств (качеств) личности обеспечивается на основе не только знаний о праве, но и религиозных, философских, эстетических, этических и других знаний.

Именно по этой причине структура предмета преподаваемой в школе учебной дисциплины «обществознание» включает фрагменты перечисленных выше областей знаний. Это можно считать прямым доказательством не только их диалектической взаимосвязи с учением о правосознании, но и необходимости их живого контакта как важного условия развития правосознания.

В подтверждение сошлемся на высокие авторитетные мнения, высказанные по этому поводу. К примеру, на объективность такой взаимосвязи в свое время указывал еще И. А. Ильин. Он, в частности, отмечал, что «каждый из людей имеет в своем замкнутом,

индивидуальном внутреннем опыте единственную среду, связующую его с вершинами духа — с истиною, добром, красотою, откровением и правом, — и единственный источник для их познания и для суждения о них; каждый знает об этих предметах лишь то, что он самостоятельно и подлинно испытал и творчески проверил» .

Формирование современного молодого человека на началах законопослушности и готовности к правомерному поведению может достигнуть заданной цели в том случае, если процессы его воспитания оказываются способными обеспечить понимание им:

объективной необходимости упорядоченности всех социальных связей и отношений, начиная с семейно-бытовых и заканчивая общественно-политическими;

достаточного (должного) чувства ответственности за свое поведение, совершаемые поступки, за соблюдение правовых предписаний;

необходимости уважительного отношения к интересам других людей для того, чтобы они адекватно относились к его интересам и потребностям. Однако в современных условиях беспрецедентно ускоренного развития всех сфер общественных отношений достижение обозначенной цели представляется весьма проблематичным.

Присутствие в учебных планах школьных программ указанной выше дисциплины в связи с

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • № 4(26)

этим следует рассматривать как закономерность, обусловленную необходимостью формирования мировоззренческого фундамента детей, как залог формирования достойного правового сознания молодежи. Но это всего лишь одна из предоставленных возможностей, которая сама по себе решить поставленную задачу вряд ли сможет. Необходимы совершенно новые духовно-нравственные, социально-экономические и политические ориентиры, обоснованные на новых методологических и организационных началах.

В связи с этим представляется заслуживающим внимания подход к пониманию и определению правосознания молодежи, в основу которого положен «субъективный аспект бытия правового лица» , т.е. соотношение философской пары «субъективное — объективное». Значимость такого подхода была отмечена еще в XIX в. Л.И. Петражицким, Б. А. Кистяковским, Е. Н. Трубецким. В раннесоветский период об этом писал М. А. Рейснер. Однако в советский период категория «субъективного» в праве не приветствовалась, превалировал объективный подход к оценке правовых явлений и всего, что было с ними связано. Между тем, именно категория «субъективное» открывает полномерное представление о правосознании, как явлении, отражающем внутреннее состояние индивида.

Все определения правосознания в целом и правосознания молодежи как некоего коллективного феномена, не учитывающие категории «субъективного», на наш взгляд, оказываются оторванными от его носителя -индивида или социума. Универсальным в этом плане можно считать определение, сформулированное В.М. Сырых, по мнению которого «правосознание представляет собой систему знаний об истории становления и развития права как социального явления, его современном состоянии, а также совокупность правовых оценок и конкретных предложений о путях, способах совершенствования, развития действующего права» .

В данном и подобных ему определениях правосознание возводится на самостоятельный пьедестал, отрывается от субъекта — его носителя, ему придается статус автономного правового явления, которое, по словам Д. А. Керимова «интегрирует, синтезирует, в снятом виде вбирает в себя обыденное, практическое и научное сознание…, они критически осмысливаются и преобразуются с учетом научно обоснованной общественной целесообразности» . Как видим, именно общественная целесообразность, как показатель объективности в понимании правосознания, ставится во главу угла.

Но этим демонстрируется односторонний подход к определению правосознания. Необходимо же учитывать многомерность правового сознания, ориентирующую на его внутреннее содержание и внешнее проявление, на его диалектическую связь с другими мировоззренческими компонентами, и одновременно подчеркивающую его автономность как феномена.

В этом контексте проблема интерпретации отечественного правосознания стала одним из центральных вопросов методологического обновления российской правовой доктрины. В. Н. Синюков, Т. В. Синюкова по этому поводу справедливо отмечают: «имея высокоразвитую рациональную научную рефлексию законодательства, мы просмотрели глубоко задрапированное, закрытое стереотипами отечественное правовое сознание, отчего в ХХ в. наша правовая культура не смогла получить устойчивой перспективы, отождествившись с политической практикой» . И далее авторы продолжают: «чтобы понять правовое сознание в России, необходимо само правоведение вызволить из одномерных детерминистских схем и предоставить ему возможность идентификации своего предмета не только там, где имеются обычные продукты деятельности государственной власти, но и в сфере подлинно человеческих отношений — морали, религии, психологии» К этому следует добавить: и правового сознания, которое в силу одномерности самого правоведения преподносилось преимущественно в одномерном варианте.

Соглашаясь с приведенными суждениями, полагаем, что одна из главных задач полномерной, полноценной характеристики правосознания молодежи состоит в том, чтобы познать и определить субъективное правосознание человеческого индивида на определенном отрезке его жизненного времени, который охватывается понятием возрастной группы — молодежь. Полагаем, что этот отрезок жизненного времени исключительно важен для всей последующей жизни человека.

От него зависит выбор путей во взрослой жизни, с его учетом человек формирует свое положение во всех структурных ячейках и сообществах социума, гражданского общества и политической системы. Он оказывает влияние на выбор профессионального, семейного, социального, духовного положения личности, на формирование принципов и устоев ее морали, нравственности, отношения к добру и злу. Все эти процессы происходят под воздействием информации о праве, о многоплановых правовых

явлениях современной действительности, разобраться в которых сложно, но необходимо. Именно этот период жизни закладывает основы индивидуального правосознания, с помощью которого в последствии молодой человек адаптируется к правовому пространству любого уровня.

И обоснование такой полноценной характеристики правосознания молодежи возможно только с позиций его многомерности, как состояния, имманентно ему присущего. Исключительно важным представляется включение в эту характеристику в первую очередь индивидуального правосознания человека: его содержания, технологий его формирования, его проявления во вне и его влияния на выбор дальнейшего индивидуального развития личности, на выбор корпоративного положения, на выбор варианта общественного развития, развития государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процесс познания объективной реальности, включающий закладку основ формирования правосознания молодого человека, зависит от многих обстоятельств, как объективного, так и субъективного порядка. Во-первых, назовем качественное состояние самого права, которое сегодня, к сожалению, оставляет желать лучшего, по нашему мнению, современное российское право не способно сформировать высоко

культурное, нравственно достаточное правосознание в обществе в целом, и уж тем более такой социальной группы, как молодежь. Во-вторых, имеют существенное значение формы и методы познания, получения правовой информации, предлагаемые человеку семьей, школой, обществом, государством. В-третьих, следует учитывать и субъективные качества самого че-ловека, его способности и индивидуальное состояние, предопределенное природой и соответствующее молодежному периоду в жизни человека.

Как видим, и здесь мы не обходимся без многомерности. С таким положением следует согласиться, признать его объективно существующим и подлежащим учету.

Литература

1. Бачинин В. А. Энциклопедия философии и социологии права. СПб., 2006.

2. Ильин И. А. Теория права и государства. М, Изд. «Зерцало». 2003.

3. Архипов С. И. Субъект права. СПб. 2004.

4. Сырых В. М. Теория государства и права. М, 2007.

5. Керимов Д. А. Методология права. М., 2001.

6. Современные методы исследования в правоведении. Саратов. 2007.

Понятие правосознания, его структура и виды.

Деление по степени определенности составов различают определенные и бланкетные.

Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.

Правосознанию присущи следующие черты:

— это есть самостоятельная форма общественного сознания, тесно взаимодействующая с нравственными, религиозными, политическими и иными формами;

— оно выражает психическое и идеологическое отношение людей к праву и правовым явлениям (правотворчеству и пра­воприменению, законности и правопорядку, правомерному и противоправному поведению и т.п.);

— оно охватывает (по словам И.А. Ильина) и волю, и чувства, и воображение, и мысль, и всю сферу бессознательного духов­ного опыта;

Структура правосознания включает в себя два элемента:

1) Правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настро­ений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки субъектами права);

2) Правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, вы­ражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых яв­лений, характеризующее собой более рациональный уровень пра­вовых оценок).

Правовая идеология — главный элемент в структуре правосо­знания.

Анализ отношения людей к законам и иным нормативным правовым актам позволяет выделить в правосознании и другие элементы.

Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.

Первый уровень — обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования.

Второй уровень — профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности.

Третий уровень — это научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследойателей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

По субъектам (носителям) правосознание можно разделить на индивидуальное и коллективное.

Виды правосознания:

— Индивидуальное — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

— Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов

— Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание

— Массовое — правосознание обширных масс людей

— Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества)

Функции правосознания

Познавательная функция есть определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.

Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

Правовая культура: понятие, структура, функции и виды

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Структура правовой культуры личности состо­ит из следующих элементов:

— психологического (правовая психология);

— идеологического (правовая идеология);

— поведенческого (юридически значимое поведение).

Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются:

1) Достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания;

2) Знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение);

3) Соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта;

4) Убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними;

5) Правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами;

6) Правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.

Правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры — политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

Исследователи сходятся на мнении, что уровень правовой культуры современного россиянина остаётся на невысоком уровне. При этом выдвигается тезис о безуспешности или торможении построения правого государства, когда правосознание граждан и элиты оперирует по большей части псевдоправовыми категориями. В этой связи надежды возлагаются на позитивное развитие правосознания и оформление правовой культуры.

Структура правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте соответственно включает следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный уровень:

– право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю;

– правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности;

– правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права;

– правовое поведение, деятельность.

Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими областями или сферами культуры: политической, нравственной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям. Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры – магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка.

В состав правовой культуры входят следующие наиболее крупные культурные комплексы:

— право как система норм, выражающих государственные веления;

— правоотношения, т.е. система общественных отношений, , регулируемых правом;

— правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права;

— правосознание, т.е. система духовного отражения всей правовой действительности;

— правовое поведение (деятельность) как правомерное, так и противоправное.

В зависимости от носителя правовой культуры различают:

Правовую культуру общества правовую культуру личности Правовую культуру профессиональной группы

Правовая культура общества — часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической практики и др.

Правовая культура в каждый данный момент «присутствует» в каждой данной точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но существует в ней как составная часть, которая способна выступать в виде характеристики уровня развития этой реальности.

Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права. Она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

Правовая культура личности — это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно — правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

Понятие правосознания. Правосознание и иные формы общественного сознания. Правовая идеология и правовая психология. Преемственность в правосознании. Правосознание общества. Индивидуальное и групповое правосознание. Профессиональное правосознание. Правосознание и национальный состав общества.

Правовое воспитание как основное средство правовой социализации личности, как целенаправленное формирование правовой культуры граждан. Понятие, формы и методы правового воспитания государственного служащего.

Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.

Правосознание теснейшим образом сопряжено с фило­софскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами.

Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется вклю­чение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специ­фическая черта правосознания как составной части меха­низма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздей­ствия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма пра­вового регулирования — нормах права, правоотношениях, актах реализации права.

Правосознание (как индивидуальное, так и коллектив­ное) — сложное структурное образование, в котором можно выделить рациональные компоненты, обычно называе­мые правовой идеологией. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях и обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверх­ностных до научно-теоретических.

Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторон­ний анализ современной правовой ситуации.

В правосознании можно выделить и эмоциональные структурные элементы, которые называются правовой психологией. Эмоции органически включены в структуру со­знания, и человек не может руководствоваться в сфере пра­вового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность право­вого поведения. Практика изучения правомерного поведе­ния показывает, что трудно что-либо понять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмоциональной сферы. Эмоции влияют и на поведение неправомерное. На­пример, имеют юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления.

Анализ отношения людей к законам и иным норматив­ным правовым актам позволяет выделить в правосознании и другие элементы.

Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Ин­формация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а мо­жет быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информацион­ный уровень правосознания — обязательная его структур­ная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему.

Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания за­нимают важное место в его структуре. На основе ценност­ных представлений человека формируются мотивы его по­ведения в правовой сфере. Осознание ценности права лично­стью способствует превращению права из «чужого», исходя­щего от внешних сил, от властных социальных структур, в «свое», способствующее реализации целей и интересов че­ловека.

На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализа­ции собственных задач или «обойти» его, строго исполнять данный закон или найти другие правовые акты, более отве­чающие интересам и потребностям, — все эти моменты вхо­дят в волевой элемент правосознания. Волевую направлен­ность правосознания иногда именуют правовой установкой, т. е. психологической направленностью, готовностью челове­ка как-то действовать в сфере правового регулирования.

Безусловно, в реальной жизни правосознание проявля­ется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека и общества.

Функции:1) оценочная (с помощью правосознания оцениваются все без исключения элементы правовой системы, вся правовая жизнь общества с точки зрения их соответствия или несоответствия определенным критериям). 2) Регулятивная (правосознание тем не менее способно оказывать эффективное общенормативное воздействие на поведение людей, определять их ориентиры, цели, установки). 3) Познавательная (чем выше у того или иного субъекта правосознание, тем выше уровень его правовой осведомленности, информированности). 4) Прогностическая (способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов).

Правовая культура — часть общей культуры общества или отдельной личности. Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и др. видами культуры.

Различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида, культуру различных слоев и групп населения, должностных лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю. Характерные черты правовой культуры личности: 1) достаточно высокий уровень правосознания; 2) знание действующих законов страны; 3) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта; 4) правильное понимание своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми; 7) правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; поддержание правопорядка в обществе.

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностные лиц — представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность, нет прямой цели оказать на других правовоспитательноевоздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Правовая культура — часть общей культуры общества или отдельной личности. Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и др. видами культуры.

Правовой воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону создания, а обучение — на рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие в свою очередь очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном создании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством).

Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хоть и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе таким воспитателем может стать какой-либо выдающийся человек, который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области защиты прав человека, противостоянии государственному произволу.

По этой причине основной упор в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры, выше чем в России. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т.е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.

Методы правового воспитания: 1.Правовая пропаганда — распространение определенных правовых идей и ценностей. 2 Правовое обучение — данная форма довольно распространена; 3.Юридическая практика — как бы не старалось гос-во вести активную пропаганду, какие бы силы и средства не выделялись, но если юридическая практика органов суда, прокуратуры, правоохранительных органов будет носить поверхностный характер, а значит не всегда точный и справедливый, общество нельзя будет убедить в том, что соблюдение права — это необходимость. 4.Самовоспитание– это самая эффективная форма воспитания, именно она опирается на осознанное и добровольное усвоение личностью основных положений права.

1) предметный способ заключается в усвоении соответствующего образа действия, шаблона поведения в процессе деятельности, взаимодействуя с другими лицами;

2) традиционный способ заключается в усвоении соответствующих способов поведения в процессе наблюдая действия людей в различных ситуациях;

3) рациональный способ, формирование знаний о правовых ценностях, стандартах правового поведения из бесед с другими людьми, из чтения книг, из каналов средств массовой информации.

Необходимо отметить, что процесс усвоения правовых норм, стандартов правового поведения протекает последовательно, согласно жизненным циклам, этапам (стадиям) социализации личности.

Уже в самом раннем возрасте ребенок впитывает первые элементы правовой культуры. Он включается в правоподобную деятельность, приобретает навыки и усваивает стандарты нормативно-оценочного поведения, получает первые юридические представления из сказок, приобретает в ролевых играх понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует, хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности, происходит интенсивное обогащение и развитие этой и иных сфер сознания.

Цель правовой социализации — обеспечение правомерного поведения, формирование интегрального правового образования — правосознания.

Правосознание имеет существенную связь с процессом социализации.

1) жизненный опыт и практика человека оказывают влияние на формирование установок, отношений, ценностных ориентации в правовой сфере.

Содержание правосознания человека (его правовая информированность, оценка правовой действительности, мотивация правомерного поведения) зависит от его социальных связей, от степени включенности в правовую культуру общества, а также от вовлеченности в асоциальные группы, которые влияют на усвоение правовой информации.

2) правосознание не только отражает правовой опыт человека, но и мотивирует его поведение, формируясь под воздействием внешних влияний, по принципу обратной связи, направляет, практику людей, ориентирует их на поиск оптимального разрешения правовых ситуаций, в которых они оказываются, т. е. выполняет функцию регулятора поведения.

Правосознание как один из элементов сознания личности включает в себя три компонента:

1) интеллектуальный (познавательный), характеризуется суммой правовых знаний и умений;

В процессе правовой социализации у человека под влиянием различных социальных факторов и личностных особенностей может сформироваться правосознание только на познавательном уровне (как сумма правовых знаний). Это далеко не всегда обеспечивает правомерное поведение, так как человек может прекрасно знать, что нельзя нарушать закон и тем не менее его нарушать.

2) оценочный (эмоциональный), оценочными суждениями и отношением к нормам права (положительное, безразличное, негативное).

Если у человека сформировано правосознание на оценочном уровне (он не только знает закон, но и положительно его оценивает), то и это не всегда гарантирует правомерное поведение, так как человек может оказаться в ситуации соблазна, искушения нарушить закон, чтобы извлечь какую-либо выгоду, или же оказаться в ситуации давления на него членов асоциальной группы.

3) поведенческий (эмоционально-волевой), предполагает наличие установки (готовности) на правомерное поведение, привычки к безоговорочному исполнению норм права и нетерпимому отношению к их нарушению.

Чтобы стать настоящим стимулом и регулятором правомерного поведения, правовые знания должны перейти в ценностные установки, получить эмоциональную окраску, стать внутренним убеждением, закрепиться в привычную форму поведения.

К признаки правосознания

1) отражает социальную действительность, активно на неё воздействует, является высшим уровнем отражения социально-экономических отношений людей, выраженных в законах общества;

2) проявляется через вторую сигнальную систему. Речемыслительная деятельность выступает в качеств е механизма правосознания, отражая систему правовых знаний и понятий, регулирующих общественные отношения;

3) не может существовать без конкретного носителя (человек, группа, общество).

Правосознание реализуется через формы в зависимости от количества носителей.

1) Общественное – сфера общественного сознания, отражающая правозначимые явления общественного бытия и правой идеологией (система господствующих правовых идей, взглядов и установок, определяющих направленность правотворчества и механизмы праворегуляции).

2) Групповое – характеризуется стихийностью, определяется узкогрупповыми интересами. Может быть и асоциальным.

3) Индивидуальное – определяется правосознанием малых социальных групп, в которые включена личность.

Индивидуальное правосознание выражается на нескольких уровнях.

1) Элеменарный уровень – выражается в согласованности конкретной правозначимой деятельности с эмпирическим представлением о нормах правомерного поведения.

2) Высший уровень характеризуется определенными взглядами на правовую систему, осознанием социальной значимости права.

На основе общих представлений о должном поведении создаются модели поведения в обществе, которое регулируется правовыми нормами. Такое поведение называется правоприменительным и подразделяется на группы:

1) правоисполнительное, при котором потребности личности совпадают с правовыми требованиями;

2) правопослушное, когда цели и средства их достижения совпадают с общественными требованиями;

3) законопослушное, при котором потребности, интересы и желания личности не совпадают с общественными требованиями, но личность, боясь наказания, вынуждена подчиняться требованиям закона.

Основы правосознания, как и в целом сознания, личности закладываются в детские, школьные годы. Важнейшими агентами правовой социализации являются семья, школа, группа сверстников.

Добавить комментарий