Формирование законодательства древнерусского государства

Возникновение Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием системы древнерусского права. Основным его источником были обычаи, перешедшие в классовое общество из первобытно-общинного строя и ставшие теперь обычным правом. Но уже с Хв. известно и княжеское законодательство. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава Мудрого, внесшие важные нововведения в финансовое, семейное и уголовное право. Наиболее же крупным памятником древнерусского права является «Русская Правда», сохранившая свое значение и в следующие периоды истории, и не только для русского права.

До нас дошли несколько редакций этого памятника: наиболее известны — Краткая и Пространная. Краткая редакция составляет, собственно говоря, первоначальный подлинный текст Правды. За ней установилось название Правды Ярослава. В основу Краткой Правды были положены обычаи славянских племен, приспособленные к условиям феодальных отношений. Пространная же редакция есть не что иное, как измененная и дополненная последующими князьями Правда Ярослава, получившая название Правды Ярославичей. Обе эти редакции носят общее название Суд Ярослава Владимировича.

Последняя редакция Пространной Правды приходится на великое княжение Владимира Мономаха (1113 — 1125 гг.) и, вероятно, его сына Мстислава Великого (1125 — 1132 гг.). В это время социально-экономическое развитие страны достигло высокого уровня, но государство уже стояло на пороге феодальной раздробленности. В Русской Правде нашли свое отражение основные отрасли права.

Характеризуя гражданское право, прежде всего необходимо обратить внимание на право собственности на землю. Феодальная собственность на землю становится дифференцированной, поскольку она принадлежала нескольким феодалам, стоявшим на разных ступенях феодальной лестницы. Сначала крупным землевладельцем становился великий князь. Он раздавал свои земли боярам-вассалам, они со своей стороны раздавали полученную землю своим боярам и близким людям. По своей природе эти раздачи были не чем иным, как бенефицием. Крупными земельными собственниками стали и удельные князья.

В Русской Правде нет постановлений по определению способов приобретения, объема и порядка передачи прав поземельной собственности, за исключением усадьбы (двора), но имеются карательные постановления о нарушении границ поземельного владения.

В источниках нет указаний на существование института частной поземельной собственности. Ее не было в эпоху Русской Правды. Земля была коллективной собственностью общины. Русскую общину составляли жители селения или деревни, владеющие сообща принадлежащей селению землей. Каждый совершеннолетний поселянин мужскою пола имел право на участок земли, равный участкам других жителей его селения, где практиковался периодический передел земли. Только двор, состоящий из избы, холодных построек и огорода, составлял наследственную собственность семейства без нрава отчуждения лицам, не надлежащим к общине. Леса, сенокосы и выгоны находились в общем пользовании. Возделанная пахотная земля делилась на равные участки, состоявшие во временном пользовании членов общины, и периодически перераспределялась между ними обыкновенно через 6, 9, 12 лет. Подати и повинности, лежавшие на общине, распределялись между дворами. Все, что касается сроков и способов раздела пахотной земли между членами общины, пользования лесами, сенокосами, водами и выгонами, распределения податей и повинностей между хозяевами, решалось миром, т.е. общим собранием домохозяев под руководством старосты — выборного начальника общины.

Гражданские обязательства в Древней Руси допускались только между свободными лицами и возникали или из договора, или из деликта (правонарушения). Из договорных обязательств упоминаются купля-продажа, заем, наем и поклажа. Для законной купли требовалось вещь приобрести за деньги от ее собственника, а договор совершить в присутствии двух свободных свидетелей. Постановления о займах различают заем с процентами и без процентов. Заем с процентами, превышавший три гривны, требовал свидетелей, удостоверявших договор в случае спора. В займах до 3 гривен ответчик очищал себя присягой. Обязательства возникали и в результате правонарушений гражданскою характера. С целью предупредить споры о цене испорченных и уничтоженных предметов, Русская Правда определяет стоимость ряда предметов (княжеский конь с пятном ценился 3 гривны, а кони смердов — 2 гривны). Остальные предметы имели цену без различия владельцев. Договоры купли-продажи и мены признавались действительными, когда совершались между людьми трезвыми, а кто покупал, продавал или менял что-либо в пьяном состоянии, тот, протрезвившись, имел право требовать аннулирования совершенной сделки.

Другим условием действительности договора купли-продажи было отсутствие пороков в продаваемой вещи. Заем до одного рубля обеспечивался поручительством, а выше рубля — письменным актом и закладом. Закладные письменные акты назывались записями, закладными досками. В заклад поступали домашний скот, строения, земля, ценности.

Наследственное право характеризовалось социальным подходом законодателя. Так, у бояр и дружинников наследовать могли и дочери, у смердов же при отсутствии сыновей имущество считалось выморочным и поступало в пользу князя. При наследовании по закону, т.е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ничего. На наследников возлагалась лишь обязанность выдать сестер замуж. Наследственная масса делилась, очевидно, поровну, но младший сын имел преимущество — он получал двор отца. Незаконнорожденные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была роба-наложница, то они вместе с ней получали свободу.

Семейное право развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. Первоначально здесь действовали обычаи, связанные с языческим культом. Существовало похищение невест, многоженство. С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права — моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жесткие наказания за внебрачные связи, пришедшие к нам из Византии. Браку предшествовало обручение, которое получало религиозное освящение в особом обряде. Обручение считалось нерасторжимым. Брак заключался путем религиозного обряда, совершавшегося в церкви (венчание). Для заключения брака требовались некоторые условия: возраст брачующихся — 15 лет для жениха и 13 лет для невесты; свободное волеизъявление жениха и невесты и согласие родителей; стороны не должны быть связаны другим браком; отсутствие родства и свойства в известных степенях. Церковь не допускала вступления в третий брак. Брак мог расторгаться (прекращаться): Русская Правда имела конкретный перечень поводов к разводу (уход в монастырь одного из супругов, смерть мужа или жены, безвестно пропавший супруг, прелюбодеяние и др.).

Вопрос об имущественных отношениях между супругами не совсем ясен. Однако очевидно, что жена имела определенную имущественную самостоятельность. Во всяком случае, закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству. Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.

Древнерусское законодательство большое внимание уделяет уголовному праву. Ему посвящено много статей Русской Правды. Уголовно-правовые нормы есть и в княжеских уставах. Своеобразно трактует Русская Правда общее понятие преступления: преступно только то, что причиняет непосредственный ущерб конкретному человеку, его личности или имуществу. Отсюда и термин для обозначения преступления — «обида». Соответственно пониманию преступления как «обиды» строится в Русской Правде и система преступлений. Русская Правда знает лишь два рода преступлений — против личности и имущественные. В ней нет ни государственных, ни должностных, ни иных родов преступлений. Это не означало, конечно, что выступления против княжеской власти проходили безнаказанно. Просто в таких случаях применялась непосредственная расправа без суда и следствия. Русская Правда не знает еще возрастного ограничения уголовной ответственности, понятия невменяемости. Состояние опьянения не исключает ответственности. Русской Правде известно понятие соучастия. Эта проблема решается просто: все соучастники преступления отвечают поровну, распределение функций между ними пока не отмечается.

Среди имущественных преступлений наибольшее внимание Русская Правда уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство, ибо конь был важнейшим средством производства, а также и боевым имуществом. Известно и преступное уничтожение чужого имущества путем поджога, наказуемое потоком и разграблением.

Система наказаний Русской Правды еще довольно проста, а сами наказания сравнительно мягкие. Высшей мерой наказания, как уже отмечалось, был поток и разграбление, иногда это означало убийство осужденного и прямое растаскивание его имущества, иногда — изгнание и конфискацию имущества, иногда — продажу в холопы. Следующей по тяжести мерой наказания была вира, назначавшаяся только за убийство. Если за преступника расплачивалась вервь (община), то это называлось дикой вирой. До второй половины XIв. в качестве наказания за убийство применялась кровная месть, отмененная в Русской Правде сыновьями Ярослава Мудрого. За преступления, отнесенные к компетенции церковного суда, применялись специфические церковные наказания — эпитимьи. Так, византийский закон предусматривал, например, за блуд с сестрой 15 лет «поститься и плакати»; легкой эпитимьей считались 500 поклонов в день. Эпитимья часто соединялась с государственной карой.

На Руси эпохи удельных государств управление и суд не были разграничены, а потому органы управления были одновременно и органами суда в подвластных сферах. По Русской Правде суд по всем мирским делам сосредоточивался в руках князя как верховного законодателя, правителя и судьи. Князь отправлял правосудие лично или поручал это дело наместникам.

Местом суда в столице и провинции был княжеский двор, позже замененный приказной или воеводской избой. Судебный процесс начинался иском или «поклепом» со стороны истца, в котором указывались правонарушение и обвиняемый. Исключение из этого правила составляли только убийство и воровство, так как истец, как правило, не мог указать на конкретное лицо. Вервь, на земле которой обнаруживалось одно из таких преступлений, должна была отыскать преступника или платить за убийство виру. Иск требовал конкретных судебных доказательств, каковыми были: свидетели — «видоки» и «послухи» свободного состояния; поличное, или «лице», т.е. предмет преступления у обвиняемого в руках или на его дворе. Держатель поличного признавался виновным в том случае, если он не мог объяснить, каким образом оно попало в его руки или находится у него во дворе. Если же заподозренный в преступлении по поличному указывал на человека, от которого он приобрел его, Русская Правда требовала так называемого свода, т.е. очных ставок до тех пор, пока не будет найден действительный похититель вещи.

Если свод заканчивался отысканием вора, последний должен был уплатить штраф и вознаграждение тому, кому он продал похищенную вещь. Своду предшествовал заклич. Пострадавший объявлял на торгу о пропаже. Гонение следа заключалось в розыске преступника по его следам. Гонение следа влекло за собой для верви, в которой теряются следы убийцы или вора, необходимость самой разыскивать преступника и выдать его властям или платить дикую виру. Обвиняемый призывался в суд лицом, состоящим при дворе местника, называемым доводчиком. Призываемый в суд по уголовному делу должен был найти учителя, который бы поручился за него в его явке в судебное заседание в указанный срок. Если же обвиняемый не находил поручителя, то его лишали свободы и заковывали в железо. Среди доказательств продолжали существовать испытания водой и железом, а также присяга, которая сопровождалась целованием креста. Рядом с органами местного княжеского суда существовал суд общины. Его компетенция ограничивалась границами и лицами общины. Жалобы сторон на решение суда подавались князю.

Древнерусское Киевское государство явилось важнейшей вехой в истории народов нашей страны. Громадное значение имело .древнерусское право, памятники которого дожили и до Московского государства

.Тема 2. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII — XV вв.)

Вопросы:

Первые сведения о древнерусском законодательстве относятся к X в. В русско-византийских договорах 911 и 944 гг. упоминается некий «Покон (Закон) Русский».

В русско-византийских договорах «Закон Русский» лишь упоминается, кроме того, сам текст договоров дошел только в летописной версии и труден для изучения. Никаких других сведений о древнерусском законодательстве X в. не существует. Видимо, перед нами указание на обычное право, или, по выражению В. О. Ключевского, «юридический обычай». Это было законодательство, еще не фиксированное письменно и основанное на обычае, традиции (отсюда и название – «обычное право»).

Следующим этапом развития древнерусского законодательства стала кодификация права русскими князьями. Благодаря этому возникла Правда Русская.

Правда Русская (Русская Правда) – комплекс письменных древнерусских светских законодательных памятников. Выделяют различные редакции Правды Русской: Краткую; Пространную; Сокращенную. Все названия редакций и их частей носят условный, историографический характер.

Состав редакций Правды Русской

Краткая Правда:

  • – Древнейшая Правда, ст. 1–17 (18), комплекс статей, легализующих кровную месть, принцип талиона (равноценного воздаяния за причиненный ущерб), вводящих наказания за преступления против чести и физического здоровья человека, защищающие право владения движимым имуществом (конь, оружие, рабы). В силу специфичности статей в историографии она иногда называется «кодексом дружинной чести»;
  • – Правда Ярославичей, ст. 19–41, комплекс статей, касающихся вопросов защиты людей княжеского двора и княжеского хозяйства, имущественных прав землевладельцев, размера пошлин судебным исполнителям (княжеским дружинникам и самому князю). В силу тематики статей в историографии она иногда называется «домениальным уставом», хотя вопрос о том, как соотносится описанное в Правде Ярославичей хозяйство с княжеским доменом, остается открытым;
  • – Покон вирный, ст. 42, статья, определяющая размер корма, который взимал с населения для своего пропитания во время исполнения своих служебных обязанностей сборщик уголовных штрафов – вирник;
  • – Урок мостникам, ст. 43, статья, определяющая размер выплат за ремонт мостов и деревянных настильных мостовых.

Возникновение Древнейшей Правды большинство исследователей (Μ. Н. Тихомиров, Д. В. Черепнин, А. А. Зимин, М. Б. Свердлов и др.) связывают с Новгородом и политической борьбой на Руси в 1015–1016 гг. После первой победы над Святополком в 1016 г. новгородский князь Ярослав (будущий Ярослав Мудрый) награждал своих воинов, «и отпусти их всех домой, и дав им правду, и устав списав, тако рекши им: По се грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите. А се есть Правда Русская…»

Более сложен вопрос о времени появления второй части Краткой Правды – Правды Ярославичей. Некоторые исследователи считали, что принятие нового кодекса произошло сразу после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. (В. И. Горемыкина). Высказывалась гипотеза о съезде Ярославичей в 1072 г. (П. В. Голубовский, Μ. Н. Тихомиров, М. А. Дьяконов, С. В. Юшков, Л. В. Черепнин и др.), на котором якобы и была принята вторая часть памятника. Наконец, некоторые исследователи (М. Б. Свердлов, Б. А. Рыбаков, А. А. Зимин и др.) относят время появления многих юридических норм второй части Краткой Правды еще к правлению Ярослава Мудрого (1018–1054).

Относительно времени появления Пространной Правды ученые не пришли к единому мнению. Были названы датировки XI–XIII вв» но редактирование памятника, видимо, продолжалось вплоть до XV в.

Состав редакций Правды Русской Пространная Правда:

Суд Ярослава Владимировича (ст. 1–52):

  • – статьи о наказаниях за убийство, разбой – тяжкие преступления, о размерах штрафов и судебных выплат, судебных процедурах, ст. 1–22;
  • – статьи о наказаниях за физические увечья и причинение вреда здоровью, ст. 23-31;
  • – статьи о преступлениях против чужого имущества, о кражах, порче имущества, о следственных и судебных процедурах, применяемых к таким правонарушениям, ст. 32–49;
  • – статьи, регламентирующие выплату процентов по долгам («резон»), ст. 50-52;

Устав Владимира Всеволодовича (ст. 53–121):

«Правда Русская» является главным источником изучения правовой системы средневековой Руси, социальной и экономической истории русского Средневековья. Наши знания о социальной и правовой системе Древней Руси основаны главным образом на этом источнике.

Кроме Правды Русской, существовали и другие законодательные памятники. Князьями выдавались уставные грамоты (уставы), регулировавшие церковное право на подвластной им территории. Оригинальные ранние тексты уставов до нас не дошли, хотя историографическая традиция приписывает первые грамоты такого рода князьям Древней Руси – Владимиру Крестителю (Устав князя Владимира о десятинах, судах и людях церковных) и Ярославу Мудрому (Устав князя Ярослава о церковных судах). Несмотря на то что эти законодательные памятники сохранились в поздних редакциях, по ним можно с оговорками судить о том, какие юридические вопросы были в центре правовой и судебной деятельности княжеской власти и церкви в древнерусский период.

Состав Устава Владимира

Оленинская редакция

Ст. 1–2: провозглашается принадлежность русской церкви к православной христианской, кратко излагается история Крещения и его преемственность из Византии.

Ст. 3: вводится десятина – сбор в пользу церкви десятой части всех доходов. Ст. 4–8, 10–11: церковные люди (приводится их перечень) освобождаются из-под юрисдикции светского суда.

Ст. 9: вводится церковный суд и определяется сфера его компетенции. Это дела в области семейного права, нравственности (дела о разводах, внебрачных половых связях, выкрадывании невесты, изнасилованиях, имущественных спорах в семье, непочтении отца и матери, нарушении запрета брака между родственниками) и преступления против веры (дела о колдовстве, магическом каннибализме и т.д.).

Синодальная редакция

Ст. 1–2: провозглашается принадлежность русской церкви к православной христианской, кратко излагается история Крещения и его преемственность из Византии.

Ст. 3, 13: вводится десятина – сбор в пользу церкви десятой части всех доходов. Ст. 4–8, 10–12, 14, 16–19: церковные люди (приводится их перечень) освобождаются из-под юрисдикции светского суда.

Ст. 9: определяются преступления, подлежащие юрисдикции церковного суда. К перечню из Оленинской редакции добавлены преступления в виде языческих верований, волхования, надругательства над церковью, половых сношений с животными, абортов и т.д.

Ст. 15: на церковь возлагается обязанность хранить эталоны мер и весов.

Состав Устава Ярослава

Краткая редакция

Ст. 1 – декларация о принятии устава.

Ст. 2–3, 7 – об изнасиловании.

Ст. 4–6, 8, 18 – о внебрачной половой связи, о незаконнорожденных детях.

Ст. 9–11, 17 – о разводе.

Ст. 12, 14, 15, 19–23 – о незаконных половых связях между родственниками. Ст. 16 – 0 двоеженстве.

Ст. 24, 33 – о самоубийстве девки в случае насильной выдачи замуж.

Ст. 25 – об оскорблении женщин бранной лексикой.

Ст. 26 – о пострижении головы женщинам или бороды мужчинам.

Ст. 13, 27, 28 – о вреде имуществу.

Ст. 29–32 – о физическом насилии в семье.

Ст. 18, 34, 35 – об аморальном поведении монахов и монахинь (разврат, пьянство).

Ст. 36 – об уходе из монашества.

Ст. 37–39 – о полномочиях и статусе церковного суда.

Пространная редакция

Ст. 1 – декларация о принятии устава, о церковном суде, о десятине, об освобождении церковных людей от налогов.

Ст. 2–3 – об изнасиловании.

Ст. 4–8 – о внебрачной половой связи, о незаконнорожденных детях.

Ст. 9–12, 18, 53 – о разводе.

Ст. 13–16, 22–28 – о незаконных половых связях между родственниками.

Ст. 17 – о двоеженстве.

Ст. 19, 51 – запрет половых сношений православным людям с иудеями и мусульманами.

Ст. 49, 50 – запрет других форм общения с иноверцами и отлученными от церкви (совместного потребления пищи и т.д.).

Ст. 20, 44–48, 52 – об аморальном поведении попов, монахов и монахинь (разврат, пьянство, неправильное проведение церковных служб).

Ст. 21 – запрет половых сношений с животными.

Ст. 29 – о самоубийстве девки в случае насильной выдачи замуж.

Ст. 30 – об оскорблении женщин бранной лексикой.

Ст. 31– о пострижении головы женщинам или бороды мужчинам.

Ст. 32–37 – о вреде имуществу, о кражах, в том числе внутри семьи.

Ст. 38 – о жене-колдунье.

Ст. 39–43 – о физическом насилии в семье.

Ст. 54–55 – о невмешательстве светского суда в юрисдикцию церкви.

Княжеские уставы являются главным источником изучения истории Русской православной церкви, моральных норм и семейных ценностей русского общества, особенностей его повседневной жизни в Средневековье.

Основными источниками права в Киевской Руси были: обычное право, договоры Руси с Византией, текущее княжеское законодательство, каноническое (церковное) законодательство, Русская Правда.

Древнейшим источником было обычное право. Со временем нормы обычного права были санкционированы государством и стали правовыми нормами. Но нормы обычного права не погибли, например, они продолжали оставаться главным источником права для общинного суда.

Важным источником права были договоры Руси с Византией: 907, 911, 945 и 971 годов. В договорах Руси с Византией мы находим нормы публичного, международного и частного права. В договорах оба государства выступают как равноправные партнеры.

Текущее княжеское законодательство имело место в договорах князей с народом и княжьих грамотах. Сами договоры не сохранились, но из летописей видно, что они существовали.

Крупнейшим памятником древнерусского права является Русская Правда. До наших дней дошло более ста списков Русской правды, которые можно представить в трех основных редакциях: Краткая (КП), Пространная (ПП) и Сокращенная (СП). Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 г.) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст. 1-18), Правды Ярославичей (ст. 19-41), Покона вирного (ст. 42) и Урока мостников (ст. 43).

Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на Суд Ярослава (ст. 1-52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53-121). Сокращенная редакция появилась в середине XV в. из переработанной Пространной редакции.

Источниками кодификации явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся, прежде всего, положения о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19 КП).

Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в Русской Правде и связываются иногда с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха). Определенное влияние на Русскую Правду оказало византийское каноническое право.

Гражданское право.

В Русской Правде в подавляющем большинстве случаев речь идет об индивидуальной собственности (конь, оружие, одежда и пр.). Свод содержи ряд статей об охране княжеской собственности, которая защищалась более ревностно. Устанавливался штраф за убийство княжеского коня в 3 гривны, а за коня смерда – в 2 гривны.

Обязательственное право.

Гражданские обязательства допускались только между свободными людьми и возникали или из договора, или из деликта (правонарушения).

Из договорных обязательств упоминаются купля-продажа, заем, найм и поклажа.

Для законной купли требовалось вещь приобрести за деньги от ее собственника, а договор совершить в присутствии двух свободных свидетелей. Договоры купли-продажи и мены признавались действительными, когда совершались между людьми трезвыми, а кто покупал, продавал или менял что-либо в пьяном состоянии, тот, протрезвившись, имел право требовать аннулировать совершенную сделку. Другим условием действительности договора купли-продажи было отсутствие пороков в продаваемой вещи.

Постановления о займах различают заем с процентами и без процентов. Заем с процентами, превышающий 3 гривны, требовал свидетелей, удостоверяющих договор в случае спора. В займах до 3 гривен ответчик очищал себя присягой. В статьях «о резе» – процентах – упоминаются займы денег, люда и жита, соответственно которым проценты называются резом, наставом и присолом. Проценты были месячные, третные и годовые.

Договор поклажи совершался без свидетелей, но когда возникал спор при возвращении вещи, отданной на хранение, то хранитель очищал себя присягой.

Обязательства возникали в результате совершенных преступлений, а также правонарушений гражданского характера (неосторожные и случайные). С целью предупредить споры о цене испорченных или уничтоженных предметов Русская правда определяет стоимость ряда предметов.

Несостоятельный должник согласно закону продавался на торгу. Вырученные деньги шли кредитору, а разница между долгом и вырученной суммой шла князю.

Наследство, называемое в Русской Правде задницей и остатком, открывалось в момент смерти отца семейства и переходило к наследникам или по завещанию, или по закону. Отец имел право разделить свое имение между детьми и выделить из него часть своей жене по своему усмотрению Мать могла передать свое имущество любому из сыновей, которого признавала наиболее достойным.

Общий законный порядок наследования определялся в Русской Правде следующими правилами. После отца, не оставившего завещания и не разделившего своего дома при жизни, наследовали законные дети умершего, причем часть наследства шла в пользу церкви «на помин души усопшего» и часть – в пользу пережившей супруги, если муж при жизни не назначил ей доли из своего имущества. Дети, рожденные от рабы, не наследовали отцу, а получали вместе с матерью свободу.

Между детьми законнорожденными в праве наследования предпочитались сыновья дочерям, но братья, исключившие сестер из наследства, обязывались содержать их до выхода замуж; а при выходе замуж – должны были снабдить их приданым по своим средствам. Двор отцовский без раздела переходил к младшему сыну. Имущество матери, не оставившей завещания, наследовал тот сын, в доме которого она жила после смерти мужа.

Уголовное право и процесс.

Преступление по Русской Правде определялось как «обида», т.е. причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Уголовное правонарушение не отграничивалось в законе от гражданско-правового. Объектами преступлений были личность и имущество. Объективная сторона преступления распадалась на две части: покушение на преступление (например, наказывался человек, обнаживший меч, но не ударивший) и оконченное преступление. Закон намечал понятие соучастия (упомянут случай разбойного нападения «скопом»), но еще не разделял ролей соучастников (подстрекатель, исполнитель, укрыватель и т.д.). В Русской Правде уже существует представление о превышении пределов необходимой обороны (если вора убьют после его задержания, спустя некоторое время, когда непосредственная опасность от его действий уже не исходит). К смягчающим обстоятельствам закон относил состояние опьянения преступника, к отягчающим – корыстный умысел. Законодатель знал понятие рецидива, повторности преступления (в случае конокрадства).

Субъектами преступлений были все физические лица, исключая рабов. Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность. Четкого разграничения мотивов преступления и понятия виновности еще не существовало, но уже намечались в законе. Ст. 6 ПП упоминает случай убийства «на пиру явлено», а ст. 7 ПП – убийство «на разбое без всякой свады». В первом случае подразумевается неумышленное, открыто совершенное убийство (а «на пиру» – значит еще в состоянии опьянения). Во втором случае – разбойное, корыстное, предумышленное убийство (хотя на практике умышленно можно убить на пиру, а неумышленно – в разбое). Тяжелым преступлением против личности считалось нанесение увечий (усечение руки, ноги) и других телесных повреждений. От них следует отличать оскорбление действием (удар чашей, рогом, мечом в ножнах), которое наказывалось еще строже, чем легкие телесные повреждения, побои.

Имущественные преступления по Русской Правде включали разбой (не отличимый еще от грабежа), кражу («татьбу»), уничтожение чужого имущества, угон скота, повреждение межевых знаков, поджог, конокрадство (как особый вид кражи), злостную неуплату долга и пр.

Система наказаний по Русской Правде достаточно проста. Смертная казнь не упоминается в кодексе, хотя на практике она, несомненно, имела место.

Высшей мерой наказания по Русской Правде остается «поток и разграбление», назначаемое только в трех случаях – за убийство в разбое (ст. 7 ПП), поджог (ст. 83 ПП) и конокрадство (ст. 35 ПП). Наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьей) «головой», т.е. в рабство.

Следующим по тяжести наказанием была вира – штраф, который назначался только за убийство. Вира поступала в княжескую казну. Родственникам потерпевшего уплачивалось «головничество», равное вире. Вира могла быть одинарная (40 гривен за убийство простого свободного человека) или двойная (80 гривен за убийство человека с привилегиями – ст. 19, 22 КП, ст. 3 ПП). Существовал особый вид виры – «дикая» или «повальная», которая налагалась на всю общину. За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назначались «полувиры» (20 гривен). Все остальные преступления (как против личности, так и имущественные) наказывались штрафом – «продажей», размер которой дифференцировался в зависимости от тяжести преступления (1, 3, 12 гривен). Продажа поступала в казну, потерпевший получал «урок» – денежное возмещение за причиненный ему ущерб.

Судебный процесс носил ярко выраженный состязательный характер: он начинался только по инициативе истца, стороны в нем (истец и ответчик) обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, значительную роль в системе доказательств играли «ордалия» (суд божий), присяга и жребий.

Процесс делился на три стадии. Первая – «заклич» означал объявление о совершившемся преступлении (например о пропаже имущества), производился в людном месте, «на торгу», объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать.

Вторая стадия процесса – «свод» – напоминала очную ставку. Свод осуществлялся либо до заклича, либо в срок до истечения трех дней. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, неспособного дать объяснение, где он приобрел эту вещь. Таковой и признавался татем.

«Гонение следа» – третья стадия судебного процесса, заключавшаяся в поиске доказательств и преступника. При отсутствии в Древней Руси специальных розыскных органов и лиц гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы.

Система доказательств по Русской Правде состояла из свидетельских показаний («видоков» – очевидцев преступления и «послухов» – свидетелей доброй славы, поручителей); вещественных доказательств («поличное»); «ордалий» (испытания огнем, водой, железом); присяги. На практике существовал также судебный поединок, не упоминавшийся в Русской Правде. В законе ничего не говорится также о собственном признании и письменных доказательствах.

В целом же, Русскую Правду можно определить как кодекс частного права – все ее субъекты являются физическими лицами, понятия юридического лица закон еще не знает. С этим связаны некоторые особенности кодификации. Среди видов преступлений, предусмотренных Русской Правдой, нет преступлений против государства. Личность самого князя как объекта преступного посягательства рассматривалась в качестве физического лица, отличавшегося от других только более высоким положением и привилегиями. С конкретными субъектами связывалось понятие права собственности; оно могло быть различно в зависимости и от объекта собственности. Русская Правда еще не знает абстрактных понятий «собственность», «владение», «преступление». Кодекс строился по казуальной системе, законодатель стремился предусмотреть все возможные жизненные ситуации.

Добавить комментарий