Формы агитации

Предвыборная агитация — это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудитъ или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

В содержании права на предвыборную агитацию выделяют: 1) право участвовать в избирательной кампании кандидатов или избирательных объединений; 2) право распространять информацию о кандидатах и избирательных объединениях и (или) выражать мнения о них вне рамок их избирательных кампаний.

Из определения предвыборной агитации вытекают ее основные признаки:

— предвыборная агитация осуществляется только в период избирательной кампании;

— предвыборная агитация представляет собой определенную деятельность, т. е. совокупность последовательно реализуемых действий;

— деятельность агитационного характера отличают побуждение к голосованию за или против конкретных кандидатов, списки кандидатов.

ФЗ «Об основных гарантиях…» содержит перечень действий, которые признаются предвыборной агитацией. К их числу отнесены (п. 2 ст. 48):

а) призывы голосовать за кандидата, список (списки) кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель;

Кандидат и избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц, достигших на день голосования возраста 18 лет.

Эта самостоятельность, наряду с прочим, означает и запрет на вмешательство в агитационную деятельность, если она осуществляется законными методами.

Предвыборная агитация может проводиться следующими методами:

— на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях;

— посредством проведения агитационных публичных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, пикетов, шествий, публичных дебатов);

— посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

— иными не запрещенными законом методами. Это положение имеет большое значение в свете развития новых агитационных методов, в частности агитации с использованием информационно-коммуникационных сетей.

Информирование граждан:понятие,принципы, субъекты,формы и методы

Информирование избирателей — это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и заключающаяся в доведении до сведения избирателей информации, связанной с выборами.

К принципам информирования избирателей относятся объективность, достоверность, соблюдение равенства прав кандидатов, избирательных объединений, свобода деятельности организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации (Далее — СМИ).

Различают официальное и неофициальное информирование избирателей. К субъектам официального информирования избирателей относятся: избирательные комиссии, органы государственной власти, органы местного самоуправления.

К субъектам неофициального информирования избирателей относятся: организации, осуществляющие выпуск СМИ, редакции сетевых изданий, юридические и физические лица. Разновидностями неофициального информирования участников избирательного процесса являются освещение избирательной кампании организациями, осуществляющими выпуск СМИ, а также опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами.

Информирование осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, юридические и физические лица.

Условия проведения агитации через СМИ

Порядок проведения агитации через СМИ наиболее подробно урегулирован в Федеральном законе об основных гарантиях, в региональных законах о выборах.

Поэтому лишь отмечу, что организации СМИ в данном процессе лишь предоставляют трибуну кандидатам и избирательным объединениям, но самостоятельно в агитации не участвуют.

Федеральный закон гарантирует предоставление бесплатного эфирного времени на каналах государственных или муниципальных СМИ (в зависимости от уровня выборов) зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов.

Предоставляют ли государственные региональные печатные СМИ бесплатную печатную площадь на региональных выборах — устанавливаются соответствующими законодательными актами. Например, в Новосибирской области такое предоставление гарантируется.

Закон также гарантирует предоставление зарегистрированным кандидатам и избирательным объединением платных эфирного времени и печатной площади в соответствующих уровню выборов государственных (муниципальных) СМИ.

Негосударственные СМИ свободно выбирают, будут ли они предоставлять эфирное время, печатную площадь для агитации. Определиться по данному вопросу редакции СМИ необходимо не позднее чем через 30 дней со дня начала избирательной кампании, подав соответствующие уведомления в организующую выборы комиссию и опубликовав расценки.

Негосударственные телерадиокомпании, подавшие уведомления, согласно требованиям закона обязаны предоставлять эфирное время всем кандидатам и избирательным объединениям на равных условиях.

Редакции негосударственных газет, напротив могут отказать какой-либо партии или кандидату в размещении их агитационных материалов. Кроме того, редакция партийной газеты может установить дифференцированные расценки для кандидатов от «своей» партии и от иных партий.

Бесплатное эфирное время предоставляется для проведения совместных агитационных мероприятий (дебатов) и для размещения агитационных материалов (роликов).

Федеральный закон гарантирует выделение политическим партиям на региональных выборах эфирного времени для проведения дебатов. Вместе с тем, любой кандидат, любое избирательное объединение вправе отказаться от участия в дебатах. В этом случае они лишь теряют соответствующую долю бесплатного эфирного времени, за исключением выборов депутатов Государственной Думы, где партия, отказавшаяся от дебатов, может получить высвободившееся эфирное время для размещения своих предвыборных роликов.

Особенностью агитации в телеэфире является запрет на размещение агитационных роликов, направленных на создание негативного отношения к конкуренту. Много раз обращала внимание и еще раз подчеркну, что данный запрет не касается теледебатов, радио в целом, печати, агитационных материалов и других форм и методов агитации.

Ст.48 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав»: граждане РФ, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.


Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата (списка кандидатов) и создания со­ответствующего избирательного фонда и заканчивается в ноль часов за сутки до дня голосования. Пред­выборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях на­чинается за 30 дней до дня голосования. Любая публичная агитация накануне и в день голосования за­прещается, однако агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений из­бирательных комиссий, сохраняются в день голосования на прежних местах.

При проведении предвыборной агитации в любых формах не допускается злоупотребление свобо­дой массовой информации.

Все зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, имеют право на предоставление им эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизион­ное и радиовещание на территории, на которой проводятся выборы, на равных основаниях.

26.Понятие финансового обеспечения подготовки и проведения выборов

асходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в РФ, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ, местном бюджете) на проведение выборов и референдумов, являются ЦИКРФ, избирательная комиссия субъекта РФ, избирательная комиссия муниципального образования.

Отчеты комиссий о расходовании бюджетных средств на выборы представляются соответственно в палаты Федерального Собрания РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы муниципальных образований. Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом.

Пункт 2 ст. 48 Закона о гарантиях избирательных прав устанавливает перечень форм деятельности, которые при наличии агитационных признаков могут быть признаны предвыборной агитацией:

  • 1) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
  • 2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения);
  • 3) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
  • 4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
  • 5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
  • 6) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Методы агитации

В зависимости от приемов и способов осуществления данных действий можно выделить три основных метода предвыборной агитации:

  • 1) на каналах организаций теле- и радиовещания и в периодических печатных изданиях;
  • 2) путем проведения агитационных публичных мероприятий;
  • 3) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.

Помимо вышеуказанных методов, кандидаты, избирательные объединения вправе проводить предвыборную агитацию иными не запрещенными законом способами. Они могут быть самыми разнообразными: их использование зависит от видов предвыборной агитации, выделяемых по формам и методам (распространение видеокассет с фильмами о кандидатах либо партиях, книг, журналов, календарей, газет, листовок, плакатов, транслирование видеороликов и др.). В избирательном законодательстве они объединены в понятие «агитационные материалы». Данное понятие раскрыто в п. 1 ст. 2 Закона о гарантиях избирательных прав: агитационные материалы – печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании.

Предвыборная агитация как специальное право избирателей, кандидатов и избирательных объединений

Н. В. Хачатуров указывает: «Под правом на предвыборную агитацию в субъективном смысле следует понимать меру юридических возможностей участвовать в свободном обмене предвыборной политической информацией, что предполагает не только возможность беспрепятственно выражать политические взгляды и мнения, но и недопустимость принуждения к их выражению или отказу от них».

Данное определение позволяет отразить непосредственную связь права на предвыборную агитацию с такими важнейшими политическими правами, как право на свободу мысли и слова (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ), право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ). Право на предвыборную агитацию также взаимосвязано с правом на объединение (ст. 31 Конституции РФ) и на публичные манифестации (ст. 32 Конституции РФ), поскольку процесс обмена информацией может происходить не только с участием индивидуальных, но и коллективных субъектов.

Рассматривая предвыборную агитацию как субъективное право, нельзя не отметить следующее мнение А. Е. Постникова: «В Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 32) эти права определены как право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (активное и пассивное избирательное право)». При этом права на участие в избирательных действиях (право на участие в выдвижении кандидатов, право на участие в предвыборной агитации и др.), по его мнению, должны рассматриваться «… не как самостоятельная разновидность избирательных прав, а как гарантии их осуществления, посредством которых, собственно, и осуществляется защита конституционных прав».

Однако законодатель не воспринял такую позицию и в п. 28 ст. 2 Закона о гарантиях избирательных прав закрепил развернутый перечень избирательных прав граждан, включая и право на участие в предвыборной агитации.

Помимо проанализированных выше значений предвыборная агитация имеет также значение самостоятельной стадии избирательного процесса.

Следует отметить, что если все стадии избирательного процесса последовательно сменяют друг друга, то предвыборная агитация является единственной из всех стадий, которая в полной мере не соответствует принципу последовательности.

Добавить комментарий