Формы брака в римском праве

Брак — это моногамный союз одного мужчины с одной женщиной на длительное время, основанный на правовых условиях, и подразумевающий совместное проживание.

Будущие супруги должны были обладать: (1) status libertatis, (2) ius connubii, т. е. право заключать законный брак. Таким правом обладали римские граждане, исконные латины, (3) способность выполнить естественные цели брака (физическая состоятельность), (4) достижение 14 лет для мужчин и 12 лет для женщин, (5) отсутствие другого брака, (6) намерение супругов жить в браке, (7) взаимное согласие будущих супругов (8) заключение брака надлежащим способом.

Римское право знало несколько способов заключения законного брачного союза:

1) coemptio — купля жены путем совершения определенного ритуала, считается древнейшим способом заключения брака по соглашению сторон;

2) confarreatio — религиозная форма заключение брака. Она применялась высшими слоями римского общества (патрициями);

3) usus — наиболее простое заключение брака, состоящее в том, что женатыми считались мужчина и женщина живущие вместе в доме мужа. Женщина, вышедшая замуж посредством usus находится под властью мужа только один год, и может освободиться из этого брака и раньше, для этого нужно провести три дня вне дома мужа.

Существовали также формы сожительства (не наказываемые по закону):

4) конкубинат (естественный брак) — сожительство между лицами разных сословий, которым законом запрещено вступать в законный брак (подразумевалось, что они вступили бы в брак, если бы не этот запрет);

5) contubemuim — союз раба и рабыни.

Римский брак прекращался по нескольким основаниям:

1) смерть одного из супругов. В случае естественной смерти жены, мужчины могли сразу же вступать в новый брак. Для женщин был установлен срок траура (tempus lugendi), во время которого женщина не могла выйти замуж;

2) capitus deminutio maxima, media и minima;

3) назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Такое основание расторжения брака было упразднено во времена Юстиниана;

4) воля pater familias в браке, в котором женщина осталась под властью своего отца;

5) развод.

В древнем Риме развод мог инициировать только мужчина. Брак мог быть расторгнут при неподобающем поведении женщины: пьянстве, измене, бесплодии и даже выкидыше. Развод как таковой (dNortium) получил свое распространение с возросшей популярностью браков usus. Расторжение брака стало возможно как по воле мужа (repudium), так и по воле жены, а также по взаимному согласию супругов.

Формами развода являлись — объявление о разводе перед свидетелями (в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек), письменное соглашение, фактическое прекращение совместного проживания.

Начиная с постклассической эпохи с введением христианской морали на разводы наложили строгие запреты.

Брак с мужней властью, способы его заключения, личные и имущественные отношения супругов.

В доюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в разных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке. Первым видом был брак cum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris.

Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.

Заключение брака cum manu требовало совершения определенных обрядов, это был акт формальный. В браке cum manu, в котором юридическая личность жены поглощалась личностью мужа, развод мог иметь место только по инициативе мужа и был, в сущности, «отторжением» жены от мужа.

Став юридически чужой своей старой семье, подчинена власти мужа, manus mariti (или власти его paterfammas, если муж лицо alieni iuris), которая в принципе не отличается от patria potestas отца над детьми. Муж может истребовать жену, покинувшую дом, при помощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу (in mancipium). Он вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения ее жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений. Все, что ей принадлежало до брака, если она была persona sui iuris, становится в момент заключения брака достоянием мужа.

Это бесправное положение жены юридически уравновешивалось только тем, что она является наследницей мужа — heres sua, одна, если у него нет законного потомства, на равных началах с детьми, если они есть. Понятно, что она — агнатка всех агнатов мужа, и, следовательно, наследует в соответствующих случаях и после них.

Однако обычаи значительно смягчали бесправное положение жены. Обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав суждения совета, состоявшего, как думают, из членов ее старшей семьи, из агнатов, оставшихся после вступления ее в брак ее когнатами. Наконец, почет, связанный с общественным положением мужа, распространялся и на жену. Имущественные отношения между супругами при разных видах брака были различны. В случае брака «cum manu» все имущество жены поступало в полную собственность мужа. Это имущество не возвращалось жене даже после развода.

Римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права. Это определение, однако, не соответствовало действительному положению вещей.

Три формы брака в римском праве:

· cum manu — брак, устанавливавший власть мужа над женой, в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом);

· sine manu — брак, не порождавший власть мужа над женой (жена оставалась подвластной прежнему домовладыке, либо была самостоятельным лицом);

· конкубинат (условно, так как формально браком не являлся).

Первой формой брака в Риме был брак под названием cum manu — брак, устанавливавший власть мужа над женой. Вступив в такой брак, женщина попадала под власть мужа или его домовладыки и становилась агнаткой в доме мужа.

Однако уже в древности женщина могла избежать власти мужа. Для этого она должна была заключить брак без соблюдения всяких формальностей (sine manu) — брак, не порождавший власть мужа над женой. Если в течение года после заключения такого брака женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа. Такая процедура могла ежегодно повторяться. Если жена не отлучалась из дома, то она попадала под власть мужа и брак превращался в брак с властью мужа (cum manu). Брак sine manu — это форма брака, основанная на равенстве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала преобладающей.

В I в. до н. э. появилась особая форма брака — конкубинат, дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской власти. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. Рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наследственных правах.

Добавить комментарий