Формы деятельности римских юристов

УДК 347.965 ББК 67.7

© 2016 г. Е. В. Астапова,

заведующий кафедрой гражданского права Донского государственного технического университета кандидат юридических наук, доцент. E-mail: astapova77@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ

В статье раскрывается понятие квалифицированной юридической помощи, анализируется связь субъективного права на защиту и квалифицированную юридическую помощь. Автором обосновывается, что субъективное право на профессиональную юридическую помощь может быть успешно реализовано на конкурентной основе не только адвокатскими образованиями, но и иными субъектами, в том числе юридическими клиниками. Вместе с тем подчеркивается необходимость безусловного соблюдения стандартов профессиональной деятельности.

Ключевые слова: судебная защита, квалифицированная юридическая помощь, бесплатная юридическая помощь, адвокатура, юридические клиники, медиация.

E. V. Astapova — Head of the Department of Civil Law, the Don State Technical University, PhD in Law, Associate

FORMATION OF SYSTEM OFA QUALIFIED LEGALASSISTANCE IN RUSSIA

Key words: judicial protection, qualified legal assistance, free legal aid, advocacy, legal clinics, mediation.

Вопросы создания и развития системы квалифицированной юридической помощи гражданам и юридическим лицам продолжают оставаться актуальными в современных правовых условиях.

Согласно закрепленным в Конституции Российской Федерации принципам правового государства, а именно уважения прав личности, подчинения всех праву и обеспечения прав и свобод гражданина правосудием, в России гарантируются права на защиту своих прав и законных интересов всеми способами, не запрещенными законом. Именно этим определяется особенное предназначение юристов как представителей общества, реализующих на профессиональной основе правовую поддержку граждан и юридических лиц в любых процедурах защиты прав.

История развития института квалифицированной юридической помощи неразрывно связана с этапами становления отечественной адвокатуры. Развитие института адвокатуры в России большинство исследователей связывают с реформами Александра II во второй половине XIX века, когда данный институт был учрежден Судебными уставами 1864 года. Во

многом это обусловливалось Крестьянской реформой 1861 года, когда в России появился институт частного собственника на землю, расширился за счет крестьян круг субъектов частного права, обладающих самостоятельными правами на имущество, заключение сделок, представление своих интересов в суде .

Однако в начале XX века слом прежней государственной системы и формирование основ новой социалистической государственности повлекли за собой и процесс формирования новой системы права. Все четыре Конституции РСФСР (1918, 1925, 1937, 1978 года) имели идеологическую направленность. В конституционном законодательстве советского периода провозглашались идеи политической свободы, социального и культурного равенства. Права и свободы советского гражданина априори считались защищенными со стороны государства в лице его политических, административных и судебных органов. Квалифицированная юридическая помощь позиционировалась как абсолютно доступная и эффективная. Однако пропаганда соответствующих идей не смогла защитить от массовых беззаконных действий и самосуда.

Конституция 1993 года отразила глубокие перемены государственного и общественного строя после распада СССР. Она приобрела иные черты и поставила принципиально новые цели и задачи перед нашей страной. Провозглашение Российской Федерации правовым, демократическим и социальным государством придало новый импульс также для развития института квалифицированной юридической помощи, в том числе адвокатуры. Закрепление института частной собственности, свободного предпринимательства требует не только повышения правовой грамотности населения, но и создания эффективной и доступной системы квалифицированной юридической помощи гражданам и юридическим лицам.

Как видно из содержания ст. 48 Конституции РФ, в Основном законе страны содержатся оба понятия: и «юридическая помощь», и «квалифицированная юридическая помощь». Юридическая помощь — это более широкое понятие по отношению к квалифицированной юридической помощи. Вместе с тем в законодательстве в настоящее время отсутствует четко закрепленное понятие юридической помощи, а также не зафиксировано, какая именно помощь юриста будет считаться квалифицированной.

В результате несформированности четкого представления о том, что считать калифици-рованной юридической помощью, возникают трудности в определении механизмов обеспечения государством конституционного права граждан на профессиональную защиту. Отсутствие серьезного уровня исследований права на квалифицированную юридическую помощь приводит не только к неясности юридической терминологии в этой сфере профессиональной деятельности, но и к тому, что в юридической литературе и законодательстве не выработано понятие данного права.

Социальная значимость преобразований в сфере предоставления гражданам и юридическим лицам квалифицированной юридической помощи обусловливает необходимость осуществления исследований и проведения дискуссий в профессиональном сообществе юристов и в гражданском обществе в целом, что закреплено положениями Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». В рамках их реализации разработана государственная программа Российской Федерации «Юсти-

ция», предусматривающая в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 312 утверждение Министерством юстиции РФ Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи в Российской Федерации и разработку в дальнейшем проектов законов о такой помощи. Безусловно, планируемые изменения на рынке профессиональной юридической помощи коснутся не только адвокатуры, но и так называемых «частнопрактикующих юристов», работающих как индивидуально, так и в организованных сообществах.

Программа ставит перед юристами задачи, связанные с обеспечением и повышением уровня защиты публичных интересов, а также реализацией прав граждан и организаций. Предусматривается проведение ряда мероприятий, направленных на реформирование института адвокатуры и повышение статуса адвокатов в профессионалном сообществе юристов, развитие рынка профессиональных юридических услуг и обеспечение их доступности для всех слоев населения и хозяйствующих субъектов, в том числе оказания адвокатурой бесплатной юридической помощи.

Вместе с тем указанная программа оставляет заинтересованных представителей юридического сообщества — адвокатов, нотариусов, частнопрактикующих юристов и др. -в неведении относительно того обстоятельства, какими именно средствами, способами и методами будет обеспечиваться создание системы «квалифицированной юридической помощи», в каком направлении должна продвигаться реформа рынка юридических услуг.

Программа «Юстиция» претерпела ряд изменений. Так, предшествующие редакции включали в себя ряд мероприятий по совершенствованию сферы оказания юридических услуг на конкурентной основе между различными профессиональными субъектами. Предлагалось повышение конкурентоспособности адвокатуры в условиях существования конкуренции на рынке юридических услуг, где наравне с адвокатами вполне могли предоставлять профессиональную юридическую помощь иные участники данного сегмента, в том числе частнопрактикующие юристы и специализированные организации различных правовых форм, работающие в сфере оказания правовых услуг на возмездной основе.

Как отмечает Т. Г. Морщакова, естественная конкуренция возникает между адвокатами и их

профессиональными объединениями, что необходимо для организации их деятельности в силу прямого указания закона .

Следует отметить, что в соответствии с положениями концепции к 2020 году количество адвокатов должно быть увеличено примерно в два раза (до 1 40 тысяч человек), исходя из расчета на душу населения.

Вместе с тем нам представляется не вполне оправданным и не соответствующим современным социально-правовым реалиям рассмотрение в качестве основного направления реформирования рынка юридических услуг именно преобразования адвокатуры с расширением ее полномочий. Безусловно, предметом ответственности государства является трансформация системы профессиональной юридической помощи в целях ее соответствия конституционным положениям. С этой позиции затрагиваются интересы не только адвокатов как профессиональных субъектов оказания правовой помощи, но и других ее участников, предоставлющих различного рода юридические услуги населению и юридическим лицам, в том числе и тех, кто занимается коммерческой юридической деятельностью. Если они помогают лицам реализовать свое конституционное право на квалифицированную юридическую помощь, то к таким субъектам также должны предъявляться четкие требования, их профессиональная заинтересованность и квалификация должны быть аналогичны адвокатским.

Таким образом, в любом случае реформирование рынка профессиональной юридической помощи должно соотноситься с принципами деятельности адвокатуры как профессионального объединения с учетом признания его самоуправления, независимости, членства в адвокатских палатах и т. п. Указанные принципы создают эффективный механизм проверки профессиональной квалификации с момента приобретения специального статуса, а также дальнейший контроль за соблюдением юристами профессиональных и этических норм при осуществлении их правовой деятельности. При этом следует отметить, что подобные требования выдвигаются к адвокатам постоянно, независимо от того, оказывают они юридическую помощь на возмездной основе или бесплатно.

Иходя из публично-правовой сущности полномочий адвокатуры адвокатская деятельность не признается предпринимательской,

то есть ее основной целью не является извлечение прибыли. В то же время аналогичную юридическую помощь на платной основе в качестве предпринимательской деятельности оказывают частные юристы, имеющие статус индивидуальных предпринимателей, а также коммерческие юридические лица.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фактически деятельность таких участников рынка юридических услуг по оказанию населению и организациям юридической помощи, в отличие от адвокатской, никак не регулируется, к ней не выдвигаются квалификационные требования, отсутствуют этические нормы, закрепленные в кодексах профессиональной этики. Многие такие недобросовестные участники вообще ориентированы не на достижение социально положительного эффекта в виде конечного результата юридической услуги, а на получение прибыли.

Как справедливо подчеркивает Г. К. Шаров, «не менее серьезной проблемой является деятельность недобросовестных лиц на рынке юридических услуг, вовлеченных в совершение преступных (в том числе коррупционных) деяний. Лица, исключенные из адвокатского или нотариального сообщества за совершение аморальных и противоправных поступков, имеют возможность продолжать заниматься юридической деятельностью в качестве практикующего юриста… Предоставление профессиональных юридических услуг большинством юристов, а также качество этих услуг по-прежнему остаются за рамками правового регулирования» .

В таких условиях сложность деятельности адвокатов проявляется в том, что к ним предъявляются изначально более строгие требования, чем к частнопрактикующим юристам. Это касается как необходимости выбора подходящей формы адвокатского образования (в данном случае действует принцип корпоративности), так и запрета на осуществление каких-либо иных видов деятельности, за ис-лючением научной и преподавательской.

Таким образом, мы видим, что сфера оказания юридических услуг субъектами, не имеющими статуса адвокатов, сложна для правового регулирования ввиду отсутствия единых норм и правил ее осуществления. Сегодня обсуждаются различные варианты ее регулирования со стороны государства. Возможно, это должно быть лицензирование (по аналогии с иными видами предпринимательской деятельности, на осуществление которых

необходмо получение специального разрешения в виде лицензии). Или же государство передаст полномочия по контролю за предпринимательской деятельностью на рынке юридических услуг саморегулируемым организациям (что, на наш взгляд, является более адекватным современным условиям и близким к адвокатуре). В любом случае, установление общеобязательных правил деятельности для участников сферы юридического обслуживания граждан и организаций крайне необходимо.

Следует согласиться с мнением Т. Г. Мор-щаковой относительно того, что с заявляемым стремлением обеспечить «единство» этого рынка и его развитие никак не согласуется другая задача — повышение конкурентоспособности адвокатуры, тем более если одновременно обсуждается вопрос введения адвокатской монополии в судебном представительстве. Такое решение действительно повышает статус адвокатуры по сравнению с другими субъектами, осуществляющими юридическое консультирование и, скорее, обеспечивает ей, в рыночной терминологии, доминирующее положение (если не признание ее «естественным монополистом», так как другие субъекты этой деятельности исключаются). Но не этим обеспечиваются гарантии квалифицированной правовой помощи. Качество деятельности в значительной мере определяется специализацией осуществляющих ее субъектов. Установление обоснованных требований для допуска к профессиональной деятельности как задача, поставленная в ходе реформирования системы оказания юридической помощи, не исключает дифференциацию функций юридических помощников .

Т. Г Морщакова указывает, что единый рынок юридических услуг не предусматривает установление единых, одинаковых требований к субъектам оказания юридической помощи, поскольку и сама эта помощь может существенно различаться. Автор полагает, что реализация прав на получение квалифицированной юридической помощи разными слоями населения требует не столько единого рынка, сколько различных способов ее предоставления как на возмездной, так и на безвозмездной основе адвокатами, коммерческими юристами .

Система предоставления бесплатной юридической помощи характерна и для других стран, при этом на сегодняшний день суще-

ствует немало разнообразных моделей оказания бесплатной юридической помощи: judi-саге, модель государственных защитников и смешанная модель. Модель judicaгe применяется в тех случаях, когда привлекаются юристы, осуществляющие частную практику, и каждый раз с ними заключаются отдельные соглашения для ведения дела. Такая система характерна для США, Англии, Шотландии, Норвегии. Государственные защитники работают в системе государственных бюро, и качество их работы может быть даже выше, чем у адвокатов.

Однако сложно представить, что повышение уровня профессионализма участников рынка юридических услуг, что явлется основной задачей концепции регулирования данного рынка и реформирования деятельности по оказанию калифицированной юридической помощи, можно обеспечить исключительно установлением профессиональных стандартов.

На наш взгляд, государство должно уделить внимание сущностным требованиям к нормативно-правовому регулированию сферы оказания юридических услуг и предоставления квалифицированной юридической помощи. Без этого невозможно добиться положительного результата в обеспечении всем слоям населения равного доступа к судебной защите и правосудию. Данные положения определяются необходимостью реализации основополагающих, закрепленных в Основном законе страны идей защиты прав, свобод и законных интересов граждан, соответствующих международным стандартам профессиональной деятельности юристов, которые должны содействовать судебной защите и укреплению независимости юридической профессии как важнейшего элемента независимой системы правосудия. Они должны оказать содействие в работе органов законодательной и исполнительной власти, юридическим сообществам и отдельным представителям юридической профессии при обсуждении профессиональных стандартов и этических норм.

Таким образом, сформулируем основные выводы относительно существования в России системы квалифицированной юридической помощи.

Конституционно-правовые гарантии, закрепленные в ст. 48 Конституции РФ, предусматривают право на получение квалифици-

рованной юридической помощи как на возмездных началах, так и бесплатно в случаях, прямо предусмотренных законом.

Законодатель относит к квалифицированной юридической помощи адвокатскую и нотариальную деятельность, но не определяет само понятие конституционного термина «квалифицированная юридическая помощь». Как следует из буквального толкования данной нормы, любая юридическая помощь независимо от статуса субъекта, которому она предоставляется, должна быть «квалифицированной», в противном случае смысл данного права теряется, поскольку сложно представить, что заинтересованное лицо воспользуется правом на оказание неквалифицированной юридической помощи. Ведь именно право на профессиональную помощь в решении юридических вопросов имеет качество особого социального блага в сфере защиты прав граждан. Вместе с тем представляется обоснованным предложение о законодательном закреплении термина «квалифицированная юридическая помощь».

В современнй России система юридических услуг включает в себя таких участников, как адвокатура, нотариат, частный юридический консалтинг. Главной проблемой развития системы профессиональной юридической помощи является недостаточно высокий уровень профессионализма лиц, оказывающих на постоянной основе услуги юридического характера гражданам и организациям. Лица, которые предоставляют юридические услуги, кроме адвокатов и нотариусов, не имеют обязанности подтверждать свою правовую квалификацию, что приводит к участию в качестве представителей в судах лиц, зачастую вообще не обладающих необходимыми для ведения данного рода деятельности знаниями в области права и профессиональным опытом работы.

Не менее важной проблемой является деятельность на рынке юридических услуг субъектов, пользующихся репутацией недобросовестных юристов, исключенных из профессиональных сообществ адвокатов или нотариусов за противоправные или недостойные поступки, но сохранивших возможность продолжать осуществление юридической деятельности в качестве частнопрактикующих юристов. На законодательном уровне отсутствует механизм, позволяющий исключить таких недобросовестных лиц из юридического сообщества.

Также сохраняется проблема отсутствия единых профессиональных стандартов для всех представителей юридической профессии, квалификационные требования установлены лишь к незначительной части от общего их числа, в том числе адвокатам и нотариусам. Предоставление профессиональных юридических услуг и стандартизация их качества остаются вне правового регулирования. Ситуация осложняется и тем, что в России не создан единый механизм контроля качества оказываемой правовой помощи.

Концептуальными положениями реформирования адвокатуры должны выступать независимость и самоуправление адвокатских образований. Как важнейший институт гражданского общества адвокатура в своей деятельности не должна ограничиваться законодательным регулированием или ведомственным контролем за ее результатами. Однако деятельность адвокатов невозможна без создания ими самоуправляемых профессиональных организаций, которые представляют интересы своих членов, содействуют их непрерывному образованию, защищают профессиональные права адвокатов. То есть речь идет именно о саморегулировании при минимальном участии государства, причем исключительно в случаях, когда требуется обеспечение законодательных гарантий адвокатской деятельности.

Деятельность на рынке профессиональных юридических услуг адвокатских и иных профессиональных образований должна осуществляться в условиях установления и поддержания профессиональных стандартов квалификации и качеств юриста, а также нормативно закрепляемых единых требований к субъектам оказания квалифицированной юридической помощи в качестве судебных представителей. Такую позицию занимает В. К. Семеняко, считающий, что превостепенные задачи реформирования рынка юридических услуг — это «выработка профессиональных стандартов, обеспечивающих высокое качество юридической помощи и единое понимание этических норм, принятие мер к их безусловному соблюдению, создание постоянно действующей и охватывающей все сообщество системы профессиональной учебы, совершенствование системы стажировки и уточнение статуса помощника адвоката» .

Даже в условиях отсутствия общеобязательных требований к статусу адвоката при

существовании иных профессиональных объединений юристов к лицам, работающим в сфере оказания правовой помощи, должны предъявляться требования наличия обязательного профильного образования и следования установленным этическим нормам при оказании юридических услуг любым субъектам права.

Доступность квалифицированной юридической помощи для отдельных категорий граждан обеспечивается путем предоставления ее на безвозмездной основе. Правовое регулирование механизма реализации конституционного права граждан на бесплатную юридическую помощь осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях. Действующий Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определяет круг субъектов государственной и негосударственной систем оказания бесплатной юридической помощи. Как полагают некоторые авторы, эффективность реализации государственной политики в сфере обеспечения граждан бесплатной юридической помощью зависит от своевременного и исчерпывающего принятия органами государственной власти необходимых организационно-правовых решений .

Должно осуществляться достаточное финансирование субсидируемой государством бесплатной юридической помощи, а также иные необходимые формы ресурсной поддержки адвокатуры государством. Это требует, в частности, изменения в регулировании и размерах оплаты работы адвокатов по назначению, а также субсидирования бесплатной юридической помощи, оказание которой возложено на адвокатуру, и в других установленных законом случаях.

Негосударственную систему бесплатной юридической помощи составляют юридические клиники, создаваемые на базе образовательных организаций высшего образования, а также центры бесплатной юридической помоши, которые работают при поддержке и

Литература

1. Антонова Е. И., Прокопьева Н. В. Реализация государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью в субъектах Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 5.

с участием профессиональных объединений юристов. Что касается юридических клиник, то они не могут подменять собой иные системы предоставления бесплатной юридической помощи, однако позволяют одновременно удовлетворить потребность в предоставлении гражданам бесплатных юридических консультаций и в подготовке документов, а также решить проблему качественного юридического образования с выработкой практических навыков.

В негосударственной системе бесплатной юридической помощи задействованы юридические клиники, создаваемые образовательными организациями высшего образования, и центры бесплатной юридической помощи, действующие на базе некоммерческих организаций, в том числе профессиональных объединений юристов. Юридические клиники вузов дополняют, но не подменяют собой существующие системы предоставления бесплатной юридической помощи, реализуют прежде всего двойные интересы государства, обеспечивая предоставление качественного юридического образования и удовлетворяя растущую потребность граждан в бесплатной юридической помощи.

Таким образом, на сегодняшний день система юридических услуг в России представлена двумя равноценными группами юристов, оказывающих юридическую помощь -адвокатов и лиц, не имеющих такого статуса. Анализ российского законодательства свидетельствует о том, что государство отдает предпочтение именно адвокатским образованиям. Однако, по нашему мнению, отсутствуют социально значимые причины для установления адвокатской монополии в сфере юридических услуг. Вместо этого представляется целесообразной деятельность различных профессиональных сообществ юристов в условиях конкуренции, саморегулирования и единых профессиональных стандартов юридической деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kipnis N. M. The evolution of the legal pro-

2. Кипнис Н. М. Эволюция адвокатуры и уголовного судопроизводства в условиях рынка // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. № 2 (93).

3. Морщакова Т. Г. Конституционные основы организации и реформирования системы квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 5.

4. Семеняко Е. В. Не ждать, а работать // Вестн. Федеральной палаты адвокатов РФ. 2015. № 2 (49).

5. Смоленский М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации. Ростов н/Д, 2004.

6. Тейлер В. Международно-правовые стандарты независимости адвокатов // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 5 (108).

7. Шаров Г. К. Правовое поле нуждается в культивации. Двойные стандарты в сфере оказания юридической помощи приобретают угрожающий характер // Вестн. Федеральной палаты адвокатов РФ. 2015. № 2 (49).

fession and criminal justice in market conditions // Comparative constitutional review. 2013. № 2 (93).

4. Semenyako E. V. Not to wait, and work // the Bulletin of the Federal chamber of lawyers of the Russian Federation. 2015. № 2 (49).

5. Smolensky M. B. Advocacy of the Russian Federation. Rostov-on-Don, 2004.

Периодика римского права

Традиционно историю Древнего Рима разделяют на следующие периоды:

  • царский, длился этот период 754–510 гг. до нашей эры.
  • республиканский, длился этот период 509-28 гг. до нашей эры.
  • императорский, длился этот период 27 г. до нашей эры -476 г. нашей эры.

Развитие и становление юриспруденции в древнеримском государстве

Важную роль в истории Древнего Рима получило противоборство плебейского население за уравнение своего положения с патрициями, то есть с самим римским народом, его члены монополизировали в своих полномочиях политические и гражданские права.

В период римского общества рабовладельческий способ производства достигнаивысшей ступени своего развития. С 3 века до нашей эры образование латифундий (крупных поместий), которые были основаны на эксплуатации труда рабов, требовало крупного притока рабской силы, разрастания государственной территории и проведения политики завоевания. За небольшой срок Рим преобразовался из полиса с республиканской формой правления в крупнейшую империю рабовладельческого характера. Формирование империи была завершено в 1 веке до нашей эры.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Юриспруденция в римском праве 430 руб.
  • Реферат Юриспруденция в римском праве 280 руб.
  • Контрольная работа Юриспруденция в римском праве 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Учения политического характера в ДревнемРиме имели сходства с политическими учениями Греции в период античности. Сходства в политической мысли древних греков и римлян заметно было не только в том, что концепции идеологии в данных государствахсформировались на базе однородных социально-экономических отношений, но и сильной преемственностью развития их культуры. ЗахватРимом греческих полисов проложил основуэллинизациидревнеримского общества, то есть к массовому распространению греческой культуры среди римского населения.

Замечание 1

Оригинальность и уникальность воззрений в области политики римских мыслителей была заключена в выдвижении ими идей, которые соответствовали отношениям закоренелого рабовладельческого строя.

Важнейшая роль развития философско-правовых концепций Древнего Рима отдана по праве Марку Туллию Цицерону, который являлся знаменитым римским оратором, государственным деятелем и мыслителем. Цицерон происходил отсословия всадников. Начиная свою мысль «О государстве» с противопоставления деятельности и созерцания, он отдал явное предпочтение деятельному характеру политической культуре Рима. Ориентир на римскую доблесть явился базисным принципом его теории, это и определило двойственное отношение Цицерона к традиции классического типа. Цицерон приспосабливал классические учения, такие как, концепции Платона и Аристотеля, к сетке ценностей политической культуры Рима, и все это в его концепции усиливало совокупное для античного периода мнение о том, что государство есть единственное место «цивилизации».

Пункт, по отношению к которому происходит адаптация эллинского теоретического наследия, заключается в утверждении, что Рим представляет собой непревзойденный образец. Достоинства государственного устройства Рима — это по оценке Цицерона, плод многовекового опыта всего римского народа, а не создание отдельного одаренного лица, от которого обязательно что-то ускользает. Значительное преимущество Рима, полагал Цицерон, обусловлено географическим расположением города на суше, легко соединяющейся (благодаря Тибру) с морем, но не у самого моря.

С точки зрения Цицерона, Римская цивилизация образцовая, универсально-нормативная в силу закрепленной в ней морали долга, которая превосходила размеры права и обычаев ограниченных. Цицерон был сторонником того, чтобы сохранить, укрепить «сенатскую республику», основанную на «заветах предков». По его мнению, любая гражданская община — народное установление, любое государство должно, что бы сохранить свою долговечность, управляться Советом, а совет же должен вырастать из той причины, порождающей гражданскую общину. Управление следовало бы поручать одному человеку или нескольким выбранным, либо его должна брать на себя большая группировка людей — все граждане. Первый случай говорит о царской власти, второй – о власти оптиматов, а третий – о власти народа.

Цицерон писал о смешанной форме государственного устройства как о самом оптимальном и прочном, потому как монархия, аристократия и демократия без усилий могут переходить в собственные противоположности. Цицерон выделил отличие естественного права от писаного, а так жеразделение писаного права на частное и публичное. Право народов определяется им как часть положительного права различных народов и часть естественного права международного общения, то есть международным естественным правом. Он сформулировал важный принцип международного права — необходимость соблюдать обязательства, которые налагаются международными договорами.

Замечание 2

Правовые мировоззрения аристократии рабовладельческого типа получали свою практическую жизнь в деятельности юристов Древнего Рима.

Юристами в то время представлялись понтифы (жрецы), это было похоже на общественное объединение, толковавшее закон не посвящая народ в суть своих юридических тайн.

Юриспруденция светского типа как независимая отрасль знания складывалась в Древнем Риме во 2 – 1 веках до нашей эры, юристы римского происхождения выработали большой комплекс правовых проблема в сфере общей теории права, а еще конкретных юридический дисциплин.

Расцветом римской юриспруденции считается эпоха ранней империи в период с 1 века до нашей эры по 3 век нашей эры. В этот период охарактеризован стремлением императоров к ограничению законодательной власти Сената, предоставлением самым выдающимся юристам прав на дачу разъяснений и толкований правовых норм, действовавших в тот период, и бывшими обязательными для всех должностных лиц, а том числе судей. Разъяснения юристов приравнялись к закону.

Юристы были уважаемыми, они занимали высокое служебное положение, именно поэтому имели пользовались авторитетом и влиянием.

Второй половина 3 века нашей эры намечала упадок римской юриспруденции, в большей мере связывается это с тем, что обретение императорами законодательной власти прекращало деятельность юристов правотворческого характера.

Наиболее выдающимися юристами классического времени были: Гай; Папиниан; Павел; Ульпиан; Модестин.

Специальный закон Валентина в 426 году нашей эрыо цитировании юристов, мыслям перечисленных выше юристов придавалась законная сила.

Сочинения римских юристов стали неотъемлемым звеном кодификации Юстиниана, включавшей в себя:

  • Институции — изложение основ римского права при начальном обучении, эта часть вобрала в себя «Институции Гая», труды Ульпиана, Флорентина, Марциана;
  • Дигесты — собрание частей сочинений, написанных 38 римскими юристами от 1 века до нашей эры по 4 век нашей эры;
  • Кодекс Юстиниана представлялся собранием императорских конституций.

5. Деятельность юристов. Формы их деятельности

На начальном этапе своего развития юриспруденция носила религиозную форму (юристы были жрецами-понтификами).

По преданию, некий писец Гней Флавий в 304 г. до н.э. похитил и обнародовал секретные документы жрецов, с тех пор юриспруденция в Риме перестала составлять монополию и тайну жрецов и оказалась доступной и светским лицам.

В течение долгого времени на само судебное заседание адвокаты и иные представители сторон не допускались, т.е. стороны должны были представлять свои позиции самостоятельно. Также юристы формально не нанимались за деньги (это считалось недостойно), их гонорары считались подарками.

Основные формы деятельности юристов в Древнем Риме:

1. Agere — дача советов при ведении судебного процесса.

2. Cabere — составление договоров (по определенным формулам).

3. Respondere — ответы на вопросы граждан.

4. Scribere — составление ходатайств, заявлений и прочих письменных документов.

Юристы занимали высокое положение в обществе, со временем они своей фактической деятельностью стали создавать правовые нормы.

Позже обучение праву стало осуществляться в частных школах. Классическими стали такие труды римских юристов, как «Институции» Гая и «Сентенции» Павла.

Кодификация Юстиниана была проведена виднейшими юристами (под руководством Трибониана) в 528-534 гг. по указанию самого знаменитого византийского императора.

В Свод Юстиниана (значительно позже названный Corpus iuris civilis) вошли следующие составные части:

1. Институции – учебник по римскому праву, содержащий его основные положения, разделенные на 4 части: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Институции Юстиниана во многом опирались на Институции, составленные во II в. римским юристом Гаем. Юстиниан говорил, что Институции созданы для «образования юношества».

2. Пандекты (Дигесты) – изречения знаменитых римских юристов (Папиниан, Павел, Гай, Ульпиан, Модестин), содержащие по сути нормы права, разделенные на 50 книг.

3. Кодекс (было 2 его редакции) – собрание более чем 3000 императорских конституций, разделенное на книги и титулы.

4. Новеллы – конституции самого Юстиниана, изданные уже после знаменитой кодификации.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Большой вклад в разработку римской юриспруденции, истолкование принципов права внесли римские юристы. Вначале они действовали как своеобразные советники. Римляне перед тем, как отважиться на какие-то важные дела: купить или продать землю, заключить заем — шел за советом к юристу.

Составление таких документов требовало специальных знаний. Право Древнего Рима имело строгий формальный характер, несоблюдение формы документа, малейшая неточность лишали данный акт юридической силы. Сама юридическая процедура, формализм совершения сделок требовали неукоснительного знания ее словесной формулы и выполнение определенных жестов и символов. В таких делах консультация юриста, точность правовой формулы заключаемой сделки имели для клиента большое значение. Ошибки в таком деле могли иметь роковые последствия для участников сделки.

Основные формы деятельности юристов в Древнем Риме

В своей деятельности римские юристы превосходно сочетали теорию и практику, отлично знали запросы жизни, правовые ситуации и конфликты, обусловленные всепроникающими воздействиями частной собственности. Они толковали право не по букве, а по смыслу, исходя из практической целесообразности, признания римских граждан равноправными по закону и справедливости. По Цицерону, деятельность юристов выражалась в трех формах:

  • а) выработке образцовых форм для различных юридических сделок;
  • б) консультациях по сложным вопросам;
  • в) советах процессуального характера.

Разработанные юристами формулы и определения достигли уровня искусства. Четкость, лаконизм, афористичность правовых понятий поражали современников. Римские юристы относились к своей деятельности как к своего рода искусству. В отличие от ораторов, выступавших в судах за вознаграждение, юрисконсульты Рима давали консультации бесплатно, их удовлетворяли слава, популярность, влияние, которое они приобретали в результате своей деятельности.

Римская юриспруденция включала в себя не только практическую деятельность по составлению исковых формул, обучению праву, но и толкование законов, что весьма существенно. Это требовало в свою очередь не только разъяснения отдельных норм, взятых изолированно друг от друга, но и систематического сопоставления и даже сравнения с правом других народов. Такая потребность стала ощущаться особенно заметно после того, как преторы по делам перегринов вынуждены были все чаще обращаться к нормам права народов.

В процессе толкования права юристы, особенно в сфере имущественных отношений и судопроизводства, дополняли, изменяли, а порой фактически отменяли устаревшие нормы, составляли новые. Творимое юристами право по существу было таким же источником, как и обычное право. римский правотворческий кодификация юстиниан

Добавить комментарий