Формы экологической ответственности

Понятие и сущность экологической ответственности

Экологическая ответственность — это обязанность соблюдать нормы взаимоотношений общества и природы с целью сохранения научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов. В то же время это обязанность претерпевать неблагоприятные последствия нарушения таких норм. В основе экологической ответственности лежит экологическое правонарушение, выражающееся в несоблюдении, невыполнении норм закона и других правовых актов. Сущность экологической ответственности проявляется в трех функциях: стимулирующей, компенсационной и превентивной.

Стимулирующая — проявляется в наличии правовых и экономических стимулов к охране экологических интересов.

Компенсационная — направлена на восстановление потерь природной среды в натуральной или денежной форме.

Превентивная — предупредительно воздействует на поведение субъекта путем применения мер наказания и взыскания ущерба.

Экологическая ответственность может быть экономической и юридической, что обусловлено характером и методом регулирования. Экономическая ответственность базируется на материальной заинтересованности загрязнителя в сокращении отходов. Юридическая ответственность порождается неправомерными деяниями юридических и физических лиц; она регулируется административно-правовыми методами и возникает по факту нанесения вреда или его реальной угрозы для природной среды в целом или ее отдельных составляющих.

Экологическая ответственность имеет две формы — экономическую и юридическую. Данное понятие не является чисто правовым. Он представляет собой сочетание экономических и правовых отношений. В настоящее время в экологическом законодательстве закреплены следующие виды экономической ответственности предприятий: 1) обязательные платежи предприятий за нормативные и сверхнормативные выбросы, за захоронение вредных отходов; 2) взимание платы за использование вод в промышленности; 3) возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при изъятии земель.

Эколого-правовая ответственность субъектов проявляется в традиционных формах юридической ответственности: уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной.

Дисциплинарная ответственность регулируется кодексом законов о труде. Такая ответственность применяется администрацией предприятия, на котором работает данный субъект экологического правонарушения, за нарушения только тех экологических правил, исполнение которых входит в трудовые обязанности нарушителя.

В отличие от дисциплинарной, уголовной и административной ответственности, субъектом которых могут быть лишь граждане или должностные лица, материальная ответственность может применяться и к предприятиям, учреждениям и организациям с некоторыми особенностями.

Административная ответственность за экологические правонарушения является одним из наиболее распространенных видов ответственности в области охраны природы. В Кодексе об административных правонарушениях РК содержится 92 статьи, в прямой или косвенной степени, имеющих характер экологических правонарушений.

Уголовная ответственность предусматривается Уголовным кодексом Казахской ССР. В действующем УК Казахской ССР имеется 18 составов преступлений, которые относят к экологическим. Они образуют отдельную 11-ю главу.

Гражданско-правовая ответственность регулируется гражданским и экологическим законодательством. Анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что до сих пор экологический вред, из-за отсутствия его методики подсчета, определялся не в полном объеме причиненного ущерба, так как из-за специфики объекта иногда размер ущерба невозможно подсчитать.

Понятие экологической ответственности и ее виды

Понятие «ответственность» рассматривается в качестве обязанности выполнять установленные поведенческие нормы, претерпевая неблагоприятные последствия в случае их нарушения. С этой позиции экологическая ответственность представляет собой разновидность социальной ответственности, которая может наступить в случае совершения экологических нарушений, которые выражаются несогласованными с интересами охраны экологической среды действиями человека, которые основаны на удовлетворении экономических потребностей и причиняют вред природе. Экологическая ответственность представлена двумя формами: экономической и юридической. Экономическая ответственность (эколого-экономическая) имеет в основе правомерную деятельность. Ее регулирование происходит за счет экономических методов, что является следствием причинной связи и вреда экономической деятельности, которая ведет к нарушению состояния природной среды. Действующее законодательство содержит виды экологической ответственности с точки зрения экономики:

  • обязательные платежи, осуществляемые хозяйствующими субъектами за выбросы, сбросы загрязняющих веществ сверх положенных нормативов и по определенным нормативам:
  • возмещение потерь лесного производства;
  • плата за использование вод в промышленном производстве, захоронение вредных отходов и др.

В сфере защиты экологии экономическая ответственность проявляется по причине причинения вреда, который выходит за рамки правонарушений. Для нее не характерны категории права в виде вины, противоправного поведения. Юридическая ответственность основана на неправомерных деяниях, которые проявляются при совершении экологических правонарушений. Подобная ответственность подлежит регулированию с помощью административно-правовых методов.

Экологическое правонарушение представляет собой виновное деяние, представляющее опасность для общества. Оно посягает на правопорядок, установленный в государстве, а также затрагивает безопасность экологии и способно причинить вред окружающей природной среде, здоровью людей (в том числе создание реальной угрозы этого причинения). В соответствии с характером и степенью опасности для общества экологические нарушения права классифицируются на проступки, деликты (административные, дисциплинарные, гражданские) и преступления. Физические и юридические лица, совершившие их, подлежат ответственности.

Дисциплинарная ответственность предусмотрена для сотрудников предприятий за совершение ими экологических нарушений в ходе выполнения должностных и трудовых обязанностей.

Пример 1

Механик, работающий на автопредприятии, привлекается к дисциплинарной ответственности за то, что выпустил в эксплуатацию автомобиль, у которого превышены установленные нормативы выброса загрязняющих атмосферу веществ (СО).

Подобный тип ответственности применяет администрация организации, где трудится виновный сотрудник.

Административная и гражданско-правовая экологическая ответственность

Административная ответственность может наступать только за экологическое правонарушение, образующее состав определенного административного правонарушения. Данные нарушения рассматриваются Кодексом РФ об административных правонарушениях, действующая редакция которого включает 40 норм.

Замечание 1

С помощью этих норм устанавливается ответственность за административные правонарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Административное наказание может назначать суд или специально уполномоченный орган государства (должностное лицо). Также за подобные нарушения предусмотрены штрафы, конфискация орудия правонарушения или изделий незаконного природопользования, лишение специальных прав и др. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения также может являться эффективным инструментом для того, чтобы обеспечить экологическую безопасность. Рассматривая гражданские дела этого типа основная задача состоит в обеспечении принципа полного возмещения причиненного вреда, включающего упущенную выгоду, ущерб, а также учет экологического вреда, причиненного жизни и здоровью людей, природе, взыскание вреда, который причинен посредством правомерных действий и деликтного вреда.

Замечание 2

Гражданское судопроизводство рассматривает дела, касающиеся экологических правонарушений, прекращения, приостановления вредной для экологии деятельности. Здесь одной из сторон является гражданин, который чаще всего потерпел определенный вред.

Споры, возникающие по поводу возмещения ущерба, причиненного окружающей природе, обеспечения безопасности экологии, природопользования предприятиями и гражданами в качестве участников предпринимательской деятельности, рассматривают арбитражные суды. Особенность подобных споров состоит в их направленности не на защиту экономических интересов пользователей ресурсов, а на охрану и возмещение общественных интересов в здоровой, продуктивной и чистой экологии и природной среде.

Уголовная ответственность в сфере защиты экологии

За совершение некоторых видов экологических правонарушений, которые представляют наивысшую опасность для общества, предусматривают наказание в соответствии с Уголовным кодексом РФ (глава 26, ст. 246-262).

Замечание 3

Законодатель посвятил подобным преступлениям отдельную главу, подчеркнув, что они способны затрагивать не только юридические или экономические интересы, но и объективные, естественные условия жизни и деятельности отдельных граждан и общества в целом.

Если следовать общепринятой классификации природы живую (растения, животный мир) и неживую (климат, вода, воздух, земля и ее недра), то законодательно рассматриваются несколько групп экологических преступлений:

  • посягательства, которые нарушают правила безопасности в сфере экологии в процессе осуществления специальных типов деятельности. Это может быть обращение веществ и отходов, опасных для экологии, обращение с микробиологическими и прочими биологическими токсинами или веществами, нарушенные ветеринарные правила и правила борьбы с болезнями и др.
  • посягательства, посредством которых происходят нарушения правил охраны неживой природы. Включают загрязнение воды, морской среды, атмосферы, порчу земли и др.
  • преступления, которые способны нарушить правила охраны живой природы. Они включают незаконную добычу растений и животных из воды, незаконную охоту, нарушенные правила охраны запаса рыбы, незаконную вырубку деревьев и кустарников. Также к подобным деяниям часто приравнивают нарушенный режим особо охраняемых территорий и объектов природного характера.

Загрязнение окружающей среды (например водоема, воздуха), не имеющее указанных законодательно последствий, а также незаконно осуществляемая охота, которая совершается в первый раз (без наличия отягчающих обстоятельств), могут повлечь использование административных мер наказания в виде штрафа или предупреждения. Незаконная охота, посредством которой был причинен крупный ущерб, а также выброс в атмосферу загрязняющего вещества, которые ведут к причинению вреда человеческому здоровью или по неосторожности к его смерти, должны быть признаны преступлениями. Наказание за них осуществляется посредством лишения свободы на соответствующий срок (ст. 251 и 258 УК РФ). Действующее законодательство в сфере экологии также предусматривает определенные основания, в соответствии с которыми возможно освобождение от экологической правовой ответственности. Это обусловлено тем, что она состоит в защите условий существования общества, не являясь самоцелью.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Экологическая ответственность — это комплекс правовых мер по возмещению и предупреждению вреда природной среде.

В основе экологической ответственности лежит экологическое правонарушение.

Экологическое правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие, нарушающее урегулированные нормами права общественные отношения и причиняющие вред государству, природопользователям и окружающей среде, а через это и здоровью человека, либо содержащие реальную угрозу причинения такого вреда.

Основное назначение экологической ответственности — восстановление потерь в природной среде независимо от источника причинения.

Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения являются:

— защита общественных отношений в сфере экологии;

— наказание правонарушителя;

— предупреждение совершения им новых правонарушений;

— предупреждение совершения правонарушений другими гражданами;

— воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.

Виды экологической ответственности отражены на рисунке 1 (см. приложение А13).

Административная ответственность означает применение компетентными органами и должностными лицами или судом в установленном порядке административных взысканий к нарушителям в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях содержится гл. 15 «Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования», статьи которой предусматривают административную ответственность за экологические правонарушения.

К уголовной ответственности привлекаются лица, виновные в нанесении значительного ущерба природной и окружающей среде, в деянии которых содержатся признаки общественной опасности. Основанием привлечения к уголовной ответственности является совершение лицом преступления. Конкретные составы преступлений установлены в уголовном кодексе в гл. 26 «Преступления против экологической безопасности и природной среды».

Гражданско-правовой ответственностью признается основанное на законе имущественно-правовое воздействие на правонарушителя. Она заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред в натуре (реальное возмещение) или в денежной форме (избытки), причиненный в результате нарушения правовых требований по охране окружающей среды.

По общему правилу законодательства привлечение граждан к административной и уголовной ответственности не освобождает нарушителя от возмещения имущественных убытков, причиненных его противоправными действиями. Правила возмещения вреда в качестве юридической ответственности определены ст. 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.

Дисциплинарную ответственность несут работники предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды, ненадлежащую эксплуатацию очистных установок и сооружений и за нарушение иных требований природоохранительного законодательства при исполнении своих трудовых обязанностей.

Специальная эколого-правовая ответственность предусмотрена природоресурсным законодательством за нарушение правил земле- и иного природопользования, охраны природных ресурсов и окружающей среды. Мерами такой ответственности могут быть прекращение, приостановление или ограничение пользования природными ресурсами и объектами.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

экологический ответственность вред природный

Вступление

Понятие, сущность и функции экологической ответственности

Формы экологической ответственности

Понятие и виды вреда причиняемого природной среде

Вред экономический и экологический

Принципы и механизмы возмещения вреда природной среде

Заключение

Вступление

Под ответственностью за ущерб окружающей природной среде понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов и совершившим экологическое правонарушение физическим или юридическим лицом по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Привлечение причинителя вреда к ответственности вытекает также в силу положений главы 59 ГК РФ, т.е. обязательств из причинения вреда.

Возможность и правовые механизмы возмещения вреда имеет большую актуальность в России, где в целом экологическая обстановка остается тревожной, несмотря на падение производства и, соответственно снижение вредных нагрузок на атмосферу, водную среду и почву. Десятки территорий вызывают серьезную озабоченность, а более сотни городов имеют превышенную концентрацию загрязняющих веществ, подчас находясь в состоянии зон экологического бедствия. В этих обстоятельствах приходится обращаться к праву: должны готовиться новые законопроекты, вносится изменения и дополнения в уже принятые. Одним из новых законопроектов является Федеральный закон «О целевых бюджетных фондах восстановления и охраны водных объектов в Российской Федерации» (внесен депутатами ГД З.А.Корниловой, Е.А.Большаковым, Н.А.Сухим, В.И.Горбачевым), принятый в первом чтении постановлением №4176-II Государственной Думы РФ от 22.06.99 г., «О государственном земельном кадастре” (внесен Правительством РФ 10.06.99 принят ГД в первом чтении постановлением N 4077-II ГД и некоторые другие.

Также немаловажно отметить, что основное положение государственной стратегии России по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития, сформулированное указами Президента РФ от 04.02.94 г. №236 «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития” и от 01.04.96 г. №440 «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию”, постановлениями Правительства РФ от 23.03.96 г. №327 и 08.05.96г. №559, изданных на основе этих указов, состоит в ориентации хозяйственной деятельности на достижение экономического благосостояния в сочетании с экологической безопасностью России.

Таким образом, реализация механизмов обеспечения экологической безопасности нашей страны зависит в том числе от того насколько органы государственного управления эффективно реализуют свои контрольно-надзорные функции в сфере природопользования, а также понимают правовую природу правоотношений, складывающуюся вследствие нарушения экологических требований, и связанное с ними любое умаление охраняемого законом материального блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц.

Понятие, сущность и функции экологической ответственности

Как говорилось выше, под ответственностью за ущерб окружающей природной среде понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов и совершившими экологическое правонарушение физическим или юридическим лицом по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований. Посредством применения юридической ответственности реализуются меры государственного принуждения к исполнению экологических требований, т.е. посредством структурного элемента нормы права — санкцией. Ведь когда отсутствует санкция, фактически отсутствует правовая норма, а следовательно, экологические требования являются по сути «мертвыми” требованиями, обреченными на бездействие.

Понятие «экологическая ответственность” впервые появилось российском праве с введением в действие приказа Минприроды 03.12.92 «Об утверждении типового положения о порядке #G0Об об оооодобровольного экологического страхования в РФ”, позже появился второй и пока последний нормативный акт — приказ Минприроды РФ «О создании российской межведомственной рабочей группы по проблеме компенсационной экологической ответственности” упоминающий «экологическую ответственность”, но уже в виде компенсационной экологической ответственности, а именно: «…в #G0целях подготовки российско-американских рекомендаций по проблеме определения при проведении приватизации, структурных преобразований в России ответственности за ранее нанесенный экологический ущерб для рассмотрения на очередной сессии Комиссии В.С. Черномырдина-А.Гора”.

То что проблема реализации и функционирования механизма экологической ответственности назрела говорить не приходится, однако мягко говоря странным является отсутствие внимания властей Российской Федерации к этой проблеме, исключением можно назвать разве только Закон Ленинградской области от 05.02.97 г. «О комплексном природопользовании в Ленинградской области”, где в ст. 16, посвященной вопросам лицензирования комплексного природопользования, говорится о том, что в лицензии должны указываться «#G0нормы экологической ответственности за нарушение требований и условий, содержащихся в лицензии, штрафные санкции за нерациональное и сверхлимитное природопользование”.

Установление механизмов обеспечения экологической ответственности является одним из важнейших путей реализации идей экологической безопасности и социально-экономической устойчивости как основных составляющих концепции устойчивого развития, принятой в качестве документа Конференцией ООН по окружающей среде и развитию «Повестка дня на ХХI” век (Рио-де-Жанейро 14.06.1992 г.), известной более как «Декларация Рио”. Суть концепции заключается в проведении социально-экономической и эколого-ресурсной политики, которая обеспечила бы гармоничное развитие общества и биосферы, а также удовлетворение потребностей нынешней цивилизации в ресурсах без ущемления интересов будущих поколений. Важным аспектом является социально-психологический аспект экологической ответственности, т.е. осознание потенциальными и реальными причинителями вреда окружающей природной среде взаимозависимости человека и природы, признании необходимости выработки превентивных мер, понимании обязательности создания социально-экономического механизма при взаимодействии общества и природы, признании приоритета экологической безопасности при организации любых видов деятельности.

Понятие и виды вреда, причиняемого природной среде

Обязательства вследствие причинения вреда являются одним из видов внедоговорных обязательств. В таком обязательстве потерпевший выступает в качестве кредитора, а причинитель — должника. Правовой сутью их является ущемление прав потерпевшего и необходимость защиты нарушенного права. Названные обязательства возникают между лицами, не состоявшими в договорных отношениях. Они возможны и между лицами, которые состоят в договорных отношениях, но причиненный вред не связан с нарушением договорных обязательств. Один из таких случаев, например, указан в ст. 580 ГК, предусматривающей последствия причинения вреда вследствие недостатков подаренной вещи.

В статье 8 ГК причинение вреда другому лицу названо как одно из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. При этом из ст. 8 и 1064 Кодекса вытекает, что вредоносный результат может явиться следствием как действия, так и бездействия. В последнем случае это невыполнение должностными и иными лицами возложенных на них законом или договором обязанностей. Примером такого противоправного бездействия могут служить предусмотренные уголовным законодательством нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК), загрязнение вод (ст. 250 УК), халатность (ст. 172 УК) и т.д. В статье 1069 ГК прямо указано на причинение вреда действием или бездействием должностных лиц.

Для возникновения обязательства по возмещению вреда (гражданско-правовой ответственности) одного факта причинения вреда недостаточно. Статья 1064 ГК содержит общие условия (основания), которые в совокупности с фактом причинения вреда порождают обязательство по его возмещению. Условия эти следующие: противоправность действия (бездействия), причинная связь между действием (бездействием) и наступившим результатом ( причинение вреда) и вина причинителя.

В п. 1 ст. 1064 раскрывается содержание понятия «вред» и субъектный состав возникающего при его причинении обязательства. Речь идет о вреде, причиненном личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица. Это означает, что по нормам главы 59 вред подлежит возмещению, если он явился последствием нарушения личных неимущественных прав (благ) гражданина (здоровье, жизнь, честь, достоинство, деловая репутация, личная свобода, личная неприкосновенность и др.), а также имущественных прав граждан и юридических лиц.

Принцип возмещения вреда в полном объеме раскрывается в ст. 1082 ГК: вред может быть возмещен в натуре путем предоставления вещи того же рода и качества, исправления поврежденной вещи и т. п. либо путем возмещения убытков. В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК под убытками понимаются реальный ущерб (стоимость утраченного имущества, иные расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права), а также упущенная выгода (неполученные доходы, которые потерпевший получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено).

При определении размера возмещения убытков применяется общее правило: размер вреда устанавливается по ценам, существовавшим на момент возмещения вреда (ст. 393).

Иногда определить размер причиненного вреда затруднительно например такое положение возникает при причинении вреда окружающей среде, животному миру. В этих случаях исходные начала для определения размера возмещения устанавливаются в нормативном порядке: либо утверждаются таксы, либо определяются методики подсчета, либо указываются иные способы, — все эти механизмы основаны на основном принципе экологического права «загрязнитель платит”, т.е. обязанности любого лица платить за отрицательное воздействие на окружающую природную среду. Как производная этого принципа — идея экономической заинтересованности загрязнителей в минимизации ущерба путем получения различных льгот за экологически безопасные и чистые способы природопользования, что в свою очередь получило широкое распространение в экономически развитых странах.

Вред экономический и экологический

Если экономический вред можно определить как широкий гражданско-правовой институт, то вред причиняемый нарушением экологических требований, принято называть в доктрине экологического права экологическим или экогенным вредом. Под таким вредом понимается любое ухудшение состояния окружающей природной среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним умаление охраняемого законом материального и нематериального блага.

Формы проявления вреда можно наглядно представить следующей сравнительной схемой:

Экономический вред

Экогенный вред

Потери товарной продукции природы

Загрязнение природной среды

Порча, утрата имущества, сельхозпродукции, урожая, поголовья

Истощение природной среды

Неиспользованные затраты, упущенная выгода

Разрушение экологических связей

Расходы на восстановление нарушенного состояния природной среды

Антропогенный вред:

• Физиологический

• Генетический

Данный перечень не является исчерпывающим, а лишь показывает наиболее характерные формы проявления вреда. Экогенный вред также может иметь и другие значимые проявления, например касающиеся демографической сферы: снижение продолжительности жизни, уменьшение рождаемости и т.д. Иногда отмечают другую форму вреда — моральный вред от причинения ущерба окружающей природной среде. Так в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда” такой вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с потерей работ, физической болью причиненной повреждением здоровья, заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий. Таким образом, моральный вред, причиненный уничтожением или повреждением окружающей природной среды, может быть также возмещен в соответствии с общими принципами гражданского права, т.к. природа удовлетворяет в том числе и эстетические (духовные) потребности человека.

Принципы и механизмы возмещения вреда природной среде

Как уже говорилось выше в соответствии со ст. 1064 ГК РФ, а также ст. 86 Закона «Об охране окружающей природной среды” установлен принцип полного возмещения вреда, в т.ч. окружающей природной среде.

Механизм возникновения вреда и основные механизмы его возмещения состоят в следующем (см. схему):

1. страхование ответственности предприятием за вред, причиненный собственнику природного объекта;

2. страхование ответственности предприятием за вред, причиненный здоровью и имущественным интересам физических и юридических лиц;

3. негативное воздействие последствий аварий и катастроф на объекты природной среды;

4. обращение собственника природного объекта к загрязнителю с требованием возместить вред; либо обращение в суд с иском к загрязнителю;

5. негативное воздействие загрязненных природных объектов на здоровье и жизнь физических лиц;

6. обращение лиц к собственнику природного объекта с требованием о возмещении вреда, причиненного им загрязненным природным объектом;

7. обращение лиц к загрязнителю с требованием о возмещении вреда (если лицо не использовало предусмотренную п. 6 возможность);

8. обращение собственника загрязненного природного объекта в суд с иском к загрязнителю в соответствии с правом регресса;

9. обращение в специально уполномоченные органы в области охраны окружающей среды с заявлениями о защите нарушенных прав;

10. обращение в суд с иском к загрязнителю или собственнику загрязненного объекта;

11. обращение специально уполномоченных органов в суд в интересах государства или третьих лиц;

12. обращение страхователя к страховой организации о возмещении вреда, причиненного страховым случаем;

13. обращение страховой организации в суд по поводу оценки причиненного вреда третьим лицам или с регрессным иском к загрязнителю.

В случае удовлетворения заявленных требований о возмещении вреда:

I — собственник загрязненного природного объекта возмещает причиненный вред и возмещает убытки добровольно; возможно участие экологического фонда (п. 4 ст. 89 Закона «Об охране окружающей среды”);

II — загрязнитель (причинитель вреда) возмещает вред в натуре или возмещает причиненные убытки добровольно (ст. 1082 ГК РФ);

III — страховая организация осуществляет страховое возмещение в пределах своей ответственности (ФЗ «О страховании”);

IV — в случае недостаточности страхового возмещения, страхователь возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба (ст. 1072 ГК РФ); однако в отдельных случаях установлена лимитированная ответственность предприятий, например атомной энергетики (ст. 55 ФЗ «Об использовании атомной энергии” );

V — Правительство РФ предоставляет необходимые суммы до полного возмещения убытков и вреда, причиненных воздействием загрязненного природного объекта, в той части, в которой убытки и вред превышают установленный для данного предприятия-загрязнителя предел. Такое правило может быть установлено по аналогии с нормой ст. 57 ФЗ «Об использовании атомной энергии”.

Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено, что возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения, производится по утвержденным в соответствующем порядке таксам и методикам исчисления размера ущерба. В Законе от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» определено, что вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба. Таксы представляют собой условные единицы оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), также они содержат элемент наказания виновного. Хотя не совсем удачной кажется «привязка” такс к МРОТу, который не пересматривался, как известно, уже не один год. Так, за уничтожение амурского тигра в соответствии с приказом Минприроды РФ «#G0Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира” придется заплатить 200 МРОТ (т.е. 16698 руб.), что явно не соответствует реальным затратам на восстановление особи, а тем более не носит характера наказания.

Вместе с тем Водный кодекс Российской Федерации устанавливает еще один способ определения размера возмещения. Ущерб, причиненный водным объектам, определяется в соответствии с методиками исчисления ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ст. 131 ВК). Аналогичным образом должен определяться размер ущерба в результате причинения вреда объектам животного мира и среде их обитания в соответствии с Законом РФ от 24 апреля 1995 года «О животном мире».

25 мая 1994 года принято постановление Правительства РФ «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов».

Самим постановлением утверждены таксы на наиболее ценные виды рыб, морских млекопитающих и др. Одновременно субъектам Российской Федерации предоставлено право утверждать, исходя из местных условий, таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей других, не предусмотренных постановлением водных биологических ресурсов. Этим же постановлением предусмотрено, что размер ущерба, наносимого рыбным запасам и другим водным биологическим ресурсам при эксплуатации, строительстве, реконструкции и расширении предприятий, сооружений и других объектов и проведении различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах и в прибрежных полосах (зонах), определяется по специальным методикам, утвержденным Комитетом РФ по рыболовству совместно с Министерством природных ресурсов РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.

Одновременно следует иметь в виду, что отсутствие утвержденных такс и методик не может служить основанием для отказа в возмещении вреда и тогда, когда законом иной способ исчисления размера возмещения непосредственно не предусмотрен. Применительно к окружающей природной среде Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил, что в этих случаях вред должен возмещаться по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Для определения размера убытков, причиненных окружающей природной среде экологическим правонарушением, судом назначается соответствующая экспертиза (п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 октября 1993 года «О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»).

Законом об охране окружающей природной среды также предусмотрено, что по решению суда или арбитражного суда вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств. При этом непременно должно быть соблюдено одно условие: такое решение может быть принято, если на данный способ возмещения вреда согласились обе стороны. При вынесении решения суд указывает в нем конкретные мероприятия по восстановлению окружающей природной среды и сроки их исполнения. В случае уклонения нарушителя от исполнения возложенных на него обязанностей суд вправе изменить способ и порядок исполнения решения (п. 9 постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 октября 1993 года).

В Законе РФ «О недрах» в редакции от 3 марта 1995 года предусмотрено, что размер вреда, причиненного пользователю недр или государству, определяется федеральным органом управления государственным фондом недр. При этом денежная форма возмещения вреда по соглашению заинтересованных сторон может быть заменена проведением работ по восстановлению нарушенных естественных свойств недр.

Заключение

Процесс проникновения частно-правовых институтов в сферу действия экологического права представляется в целом позитивным явлением в силу ряда причин. Природные объекты и ресурсы, становясь предметом оборота, перестают быть «бесплатными» и начинают приобретать свою реальную стоимость. Кроме того, предметом оборота становятся и права на природные ресурсы. Упорядочивается характер отношений в результате применения к ним веками отработанных классических юридических конструкций, могут использоваться все разнообразные способы гражданско-правовой защиты прав. В то же время гибкость гражданско-правовых процедур совместима с материальными нормами экологического права и вполне позволяет осуществлять учет экологической специфики. Практически повсюду в ГК РФ, можно встретить оговорки о том, что данная норма действует, если иное не предусмотрено законом. Существует и возможность одновременного применения гражданско-правовых и административно-правовых методов к одним и тем же эколого-правовым отношениям (когда, например, в процессе природопользования нарушаются условия, предусмотренные договором, и причиняется существенный экологический вред). Кроме того, укрепляется законность, обеспечивается большая защита прав природопользователей и граждан, так как произволу чиновников теперь противостоят открытые легальные гражданско-правовые процедуры, а в некоторых случаях введены даже конкурсные основы для получения прав природопользования. И, наконец, в экологическом законодательстве появляются новые комбинированные институты с частно-правовыми элементами (экологический аудит, платность природопользования и т.д.).

В этом процессе существуют также минусы и издержки, к числу которых можно отнести, в основном, неподготовленность к новым рыночным условиям существующих правового и организационного механизмов регулирования охраны окружающей среды.

Участие государства в эколого-правовых отношениях накладывает на них серьезный отпечаток и во многом определяет его специфику. Поэтому на практике весьма осложнено действие договоров о природопользовании, которые заключаются, как правило, с государством. С учетом этого трудно разделить позицию некоторых авторов относительно того что такие договоры являются «обычными гражданско-правовыми». В отношениях с государством нельзя забывать, что оно в лице своих структур, принимая на себя договорные обязательства, не перестает функционировать как публично-правовой субъект.

Никакие гарантии выполнения государством своих обязательств, предусмотренных таким договором, на практике автоматически не срабатывают. Например, принятие нового законодательного акта может существенно повлиять на условия договора, ранее заключенного с государством, а также на положение его участников или на способность государства выполнить свои обязательства.

Перестройка системы права собственности на природные ресурсы, возрастание роли договора и других частноправовых институтов в экологическом законодательстве, появление, как следствие, множественности новых субъектов — участников правоотношений объективно требуют изменения и пересмотра государственных экологических функций. В принципиальном обновлении нуждается теперь сфера государственного управления природопользованием, а именно: государственного экологического контроля и экспертизы, процедура экологического нормирования и стандартизации и другие. Кардинального пересмотра требует в первую очередь система бюджетного и внебюджетного финансирования охраны окружающей среды.

Одна из особенностей отношений по возмещению вреда, причиненного нарушением земельного законодательства, состоит в том, что вступившее в законную силу решение суда или арбитражного суда, которым были удовлетворены исковые требования о возмещении ущерба, а также исполнение этого решения не являются окончательным критерием эффективного применения имущественной ответственности за нарушение природоохранительного законодательства. Основное назначение данного вида ответственности заключается в том, что денежные средства, взысканные с причинителя вреда, должны быть использованы для восстановления нарушенного состояния природного объекта. Ст. 87 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» устанавливает, что суммы ущерба, взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда, возмещаются потерпевшей стороне для принятия мер по восстановлению потерь в окружающей природной среде или перечисляются в государственный внебюджетный экологический фонд, если природный объект находится в общем пользовании. В настоящее время средства по указанным искам должны направляться в государственные внебюджетные фонды, поскольку иски предъявляются специально уполномоченными органами государства. Часть средств остается в распоряжении органов рыбоохраны и охотничьего хозяйства, однако они используются не для целей восстановления нарушенного состояния природной среды. Действующим законодательством не предусмотрен механизм контроля за целевым использованием денежных средств, взысканных с причинителя вреда, на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды. Невозможность проследить за использованием конкретной суммы, взысканной за конкретное правонарушение, на восстановление нарушенного права свидетельствует о том, что имущественная ответственность за нарушение природоохранительного законодательства практически утрачивает свою компенсационную функцию. В связи с этим необходимо на законодательном уровне обеспечить четкое регулирование взаимодействия органов, в функцию которых входит осуществление восстановительных мероприятий, и внебюджетных экологических фондов, в распоряжении которых находятся средства, полученные по искам о возмещении вреда, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей природной среды.

Список литературы

1. М.М. Бринчук «Экологическое право”, М., 1998 г.

2. Комментарий к Закону РФ «Об охране окружающей природной среды” (под ред. Боголюбова С.А.), М., 1997 г.

3. Практикум по экологическому праву (под ред. Голиченкова А.К.), М., 1996 г.

4. «Экологическое право России” /сборник нормативных актов/ (под ред. Голиченкова А.К.), М., 1997 г.

5. Серов Г.П. «Правовое регулирование экологической безопасности”, М., 1998 г.

6. Постатейный комментарий к Водному кодексу РФ (под ред. Боголюбова С.А.), М., журнал «Право и экономика» N 17-18, 1996

7. Павлов П., «Водное законодательство: настоящее и будущее”, журнал «Российская юстиция”, 1996 г., №11.

8. Козырин Н., «Природоохранные вопросы предпринимательской деятельности”, ж. «Хозяйство и право”, 1997, №6.

9. Волков Г., «Плата за загрязнение окружающей среды: кто плательщик?”, ж. «Хозяйство и право”, 1998 г., №1.

10. Перов В., «Природопользование и охрана окружающей среды”, //»Журнал российского права”, 1997 г., №7.

11. Он же, «Экономика и среда обитания”, // «Закон”, 1993 г., №3.

12. Иванникова С., «Правоотношения складывающиеся при взыскании платы за загрязнение окружающей природной среды”, // Правоведение, 1998 г., №2.

13. Павлов П., «Новый Лесной кодекс России и рыночная экономика”, // «Российская юстиция”, 1999 г., №2.

Размещено на Allbest.ru

Экологическая ответственность – обязанность претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные нарушением норм взаимодействия общества и природы.

Формы экологической ответственности:

1) экономическая ответственность – материальная заинтересованность загрязнителя в уменьшении вредного воздействия на окружающую среду, возникает по факту причинения вреда (обязательные платежи предприятий за нормативные и сверхнормативные сбросы и выбросы загрязняющих веществ, возмещение потерь производства при изъятии земельных участков или ограничении в пользовании, взимание платы за использование в промышленности),

2) юридическая ответственность порождается неправомерными действиями и регулируется нормами уголовного, административного, гражданского, трудового законодательства, наступает по факту совершения нарушения.

Дисциплинарной ответственности подлежат работники юридического лица, за совершенные ими при исполнении своих трудовых обязанностей экологические нарушения.

Административная ответственность наступает за такие экологические правонарушения, которые образуют состав конкретного административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.

Гражданско-правовая ответственность наступает при причинении вреда и включает в себя как реальный ущерб, так и упущенную выгоду.

Уголовная ответственность установлена за совершение экологических преступлений, предусмотренных УК РФ.

Понятие и функции экологической ответственности.

Экологическая ответственность – это отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом по применению к нарушителю соответствующего взыскания.

Функции экологической ответственности:

1) Стимулирующая функция – направлена на соблюдение норм экологического права и выполнение экологических предписаний,

2) Компенсационная функция – направлена на возмещение потерь в природной среде и сохранение здоровья человека,

3) Превентивная функция – направлена на обеспечение, предупреждение новых правонарушений,

4) Карательная функция – заключается в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Административная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Административная ответственность за экологические правонарушения – вид юридической ответственности, наиболее часто встречающий в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Данная ответственность устанавливается и регулируется Кодексом об Административных правонарушениях РФ.

Глава 8 КоАП РФ перечисляет административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования:

1) несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов ст. 8.1. КоАП,

2) нарушение законодательства об экологической экспертизе ст. 8.4. КоАП РФ,

3) сокрытие или искажение экологической информации ст. 8.5,

4) Порча земли ст.8.6.,

5) нарушение требований по рациональному использованию недр ст.8.10.,

6) множество иных составов.

Административная ответственность предусматривается как для физических лиц и юридических лиц, так и должностных лиц.

В рамках главы 8 за совершение правонарушений устанавливаются следующие административные взыскания: 1) предупреждение, 2) штраф, 3) конфискация предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, 4) лишение специального права, 5) приостановление деятельности.

Правовой статус Министерства природных ресурсов РФ.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, иных объектов, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

Минприроды РФ организует и в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров РФ по вопросам, относящимся к сфере деятельности Минприроды РФ.

Оно осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию.

Минприроды РФ руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, а также положением о Минприроды РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ.

Минприроды осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами МСУ, общественными объединениями и иными организациями.

Добавить комментарий