Формы и методы административного управления

Управление является функцией сложных организационных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный, целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

Административно-правовой метод управления – внеэкономическое или прямое управляющее воздействие субъектов управленческой деятельности, осуществляемое на основе прямых предписаний (команд или директив), являющихся юридически обязательными для объектов управления.

Административно-правовые формы – это принимаемые в рамках компетенции органа государственного управления (должностного лица) правовые акты нормативного и индивидуального характера и совершаемые на их основе юридически значимые действия (осуществление обязательной государственной регистрации и др.).

Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций исполнительной власти.

Формы управления могут выступать в роли: форм реализации исполнительной власти, форм государственно-управленческой деятельности.

Под формой реализации исполнительной власти (формой управления) понимается внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществляемое в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.
Следовательно, административно-правовой метод управления есть средство практического осуществления функций управленческой деятельности, достижения ее целей.

Следует различать:
• методы управляющего воздействия, они всегда имеют внешнее юридически-властное значение и выражение и являются собственно методами управления;

• методы организации работы аппарата управления, они имеют чисто внутриаппаратное значение;
• методы совершения отдельных управленческих действий, это методы процедурного характера.

Виды административно-правовых методов
Метод убеждения — административно-правовой метод, применяемый субъектами исполнительной власти в виде поощрения, стимулирования, морального воздействия, воспитания. Принуждение традиционно рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной или административной ответственности.

Из множества классификационных вариантов, как правило, наиболее распространенным является выделение двух групп методов, а именно — административных и экономических. Акцент именно на этих вариантах порождает до сегодняшнего дня немало противоречивых суждений, разночтении, а потому проблема методов управления нуждается в детальном освещении.

Административное принуждение: сущность, виды
Административное принуждение — административно-правовой метод, применяемый субъектами исполнительной власти в рамках внеслужебного (функционального) подчинения в целях осуществления правоохранительной функции, обеспечения правопорядка и общественной безопасности во внесудебном порядке.
Меры административного принуждения разнообразны. По целевому назначению выделяют следующие виды мер административного принуждения:
• административно-предупредительные меры;
• административно-пресекательные меры;
• меры административной ответственности.

Наиболее типичными являются следующие административно-предупредительные меры:
• контроль и надзорные проверки;
• досмотр вещей и личный досмотр;
• проверка документов, удостоверяющих личность;
• административное задержание;
• введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях);
• прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;
• освидетельствование медицинского состояния лиц и санитарного состояния предприятий общественного питания;
• реквизиция имущества;
• закрытие участков государственной границы.

Административно-пресекательные меры своим назначением имеют прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий. Они также разнообразны и применяются различными исполнительными органами (должностными лицами).
К их числу, например, относятся:
• требования прекратить противоправные действия (например, милиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения административных правонарушений, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции);
• непосредственное физическое воздействие;

• применение специальных средств (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, водометы и т.п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждении;
• административное задержание лица для составления протокола об административном правонарушении;
• применение оружия (например, для остановки транспортного средства, если водитель создает реальную опасность здоровью и жизни людей);
• принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;
• временное отстранение от работы инфекционных больных;
• запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;
• запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности и т.п.

Под формами управленческой деятельности обычно понимают способы документального закрепления и выражения ее содержания, систему внутренне взаимосвязанных конкретных управленческих действий как части управленческой деятельности.

По своему характеру и содержанию формы организационно-управенческих действий могут быть: организационно-технические— по организации разработки и реализации различного рода технических правил, нормативов и технических регламентов эксплуатации машин, механизмов, сооружений; организационно-экономические — организация разработки и реализации экономических норм и нормативов использования материально-вещественных ресурсов и других экономических регламентов; организационно-социальные — выработка и реализация организационных регламентов и нормативов социального взаимодействия в обществе и государстве (минимальный размер оплаты труда, минимальный уровень пенсионного обеспечения, минимальный и максимальный уровни административных штрафов и т. д.).

К разновидности форм управленческой деятельности следует также отнести общественно-организационные мероприятия (конференции, круглые столы, презентации и т. д.), которые являются сейчас весьма распространенными не правовыми и неформальными формами управленческой деятельности; административно-организационные мероприятия (совещания, слушания, заседания различных комиссий и т. д.), которые также весьма распространены, но это уже официальные административные формы управленческой деятельности; организационно-технические действия (табельный учет явки на работу, журнальный или компьютерный учет движения товарно-материальных ценностей, ведение различного рода картотек и других технических средств учета движения документации, архивное хранение документов, письменные и графические работы, обслуживающие те или иные управленческие функции, прием и отправление служебной корреспонденции и т. д. и т. п.); рассмотрение протестов прокурора или частных определений и представлений судебно-следственных органов о служебных нарушениях, злоупотреблениях и других упущениях в работе органов исполнительной власти и их должностных лиц обычно рассматривается в качестве особой и специфической формы служебной управленческой деятельности соответствующих органов и должностных лиц исполнительной власти; административный договор.

В отличие от административных правовых актов управления как односторонних действий властных субъектов, административный договор представляет собой двусторонний акт, основанный на согласованном волеизъявлении сторон. В отличие же от гражданско-правового договора административный договор имеет организационное содержание, цель его—достижение общественно значимых результатов. Стороны в административном договоре не равны в своих правах и обязанностях, поскольку основным элементом его содержания являются управленческие, а не имущественные отношения. Административный договор не обеспечен судебной зашитой с применением имущественных санкций, а его нормативной базой служат нормы административного (а не гражданского) права.

Практическая целесообразность и ценность административно-договорной формы взаимоотношений участников управленческих отношений в том, что самообязательства сторон расширяют и углубляют непосредственное общение участников административного договора, делают его более доверительным и эффективным. Средством обеспечения административно-договорных обязательств сторон могут выступать меры дисциплинарного, административного, материально-финансового характера и при определенных условиях административный договор может быть весьма оптимальной формой согласования интересов и возможностей сторон.

При всем разнообразии форм управленческой деятельности основной формой реализации компетенции субъектов исполнительной власти является принятие ими правовых актов управления, которые представляют собой правовые управленческие действия и характеризуются тем, что они, во-первых, исходят от государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления), их структурных подразделений и служащих, которые заняты организационной управленческой деятельностью от имени и по поручению государства; во-вторых, это государственно-волевые действия, которые порождают, т. е. волей действующего субъекта вызывают к жизни, новые правовые состояния, создают для других лиц новые (прекращают или изменяют старые) права и обязанности, исполнение которых гарантируется, обеспечивается и защищается всеми имеющимися в распоряжении государства силами и средствами, в том числе и возможностью применения мер государственного принуждения; в-третьих, основания, условия и порядок осуществления правовых управленческих действий регулируются законом другими юридическими предписаниями, а сама эта правовая организационная деятельность органов исполнительной власти и их служащих имеет три разновидности: административное нормотворчество, административное распорядительство и административное исполнительство.

Административное нормотворчество как одна из правовых форм организационной юридической деятельности представляет собой принятие и издание различными звеньями государственного аппарата исполнительной власти нормативных правовых актов управления.

Нормативные правовые акты управления — это односторонние властные волевые действия аппарата исполнительной государственной власти, совершаемые в процессе и в результате выполнения управленческих функций и направленные на установление юридических норм—правил поведения, распространяющихся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанных на многократное применение.

Административное распорядительство ~ другая правовая форма управленческих действий, включающая в себя принятие аппаратом исполнительной власти индивидуальных (ненормативных, административных) правовых актов управления, которые представляют собой односторонние властные волевые действия органов исполнительной власти, их структурных подразделений и должностных лиц, совершаемые ими в процессе выполнения управленческих функций и направленные на установление, изменение или прекращение конкретных правоотношений, указанных в самом этом акте субъектов.

Административные правовые акты управления рассчитаны на однократное применение и распространяются на строго определенный, в самом этом акте поименно указанный круг субъектов. Главное отличие индивидуальных (административных, ненормативных) актов управления от нормативных в том, что они не содержат правовых норм, не изменяют и не отменяют уже существующие нормы, а являются актами применения действующих норм права к конкретным фактам, событиям, случаям.

Административное исполнительство, или административно-исполнительские действия как особая и специфическая форма управленческой деятельности — есть исполнение законов, а также нормативных и индивидуальных (ненормативных) актов управления путем совершения 1тех или иных юридически значимых административных действий, не ‘, являющихся индивидуальными правовыми актами управления.

Административно-исполнительские действия следует отличать, с одной стороны, от распорядительной деятельности в форме нормативных и административных правовых актов управления, а с другой — от технического исполнительства (прием и передача информации, размножение управленческой документации и т. д.). От административного нормотворчества и административного распорядительства они отличаются тем, что не направлены на организацию каких-то отношений, а служат одним из средств исполнения и реализации требований определенных нормативных и индивидуальных правовых актов управления.

Методы управления и их классификация

Метод управления — это подход, способ решения управленческих вопросов, осуществления функций управления в процессе реализации исполнительной власти. Суть понятия метода управления и его содержательной характеристики как элемента управленческого процесса отражают два взаимосвязанных момента: во-первых, характер и формы социальных взаимосвязей управляющего субъекта с управляемыми объектами и подчиненными лицами; во-вторых, те средства, которые управляющий субъект использует или может использовать в качестве орудия управленческого воздействия на управляемые объекты и подчиненных лиц.

По масштабу применения все методы управления можно разделить на всеобщие и частные. Всеобщие методы управления применяются во всех областях, отраслях и сферах государственного управления, на всех его иерархических уровнях для решения любых задач и осуществления управленческих функций. К этой труппе методов управления относятся убеждение и принуждение. Частные же методы управления применяются лишь в немногих отраслях и сферах государственного управления либо хотя и во многих, но эпизодично, для решения лишь отдельных управленческих задач.

По характеру и направленности организующего взаимодействия следует выделить правовые и не правовые методы взаимоотношений управляющих субъектов с управляемыми объектами, а среди тех и других — еще целый ряд их разновидностей: методы идеологического воздействии, связанные с использованием различного рода призывов, лозунгов, политических программ, социальных концепций и других идеологических средств группового воздействия; методы психологического воздействия, при которых различными организационно-психологическими средствами создаются условия от 27 мая 2003 года психологической предрасположенности к труду, проявлению социальной активности и выполнению каких-либо гражданских обязанностей (повышение общественной репутации профессии, всевозможные психологические побуждения к выполнению гражданского долга, возбуждение патриотических чувств и т. д.); методы экономического воздействия с помощью различных систем материального стимулирования, ценообразования, налоговых льгот и других рычагов организационно-экономического воздействия; методы организационно-властного (административного) воздействия, формами проявления которых являются директива, приказ, указание управляющего субъекта подчиненным лицам и руководимым объектам о целях, характере и способах их деятельности.

По видам применяемых средств воздействия на управляемые объекты и подчиненных лиц методы управления делятся на методы убеждения, стимулирования и принуждения.

Административное принуждение как специфический метод охраны и защиты действующего в стране конституционного правопорядка имеет ряд характерных отличительных признаков. По основаниям применения административное принуждение делится на принуждение в форме привлечения к административной ответственности за совершенные правонарушения и объективное принуждение при отсутствии правонарушения, применяемое в силу общественной и государственной необходимости либо в общественно полезных и объективно необходимых контрольно-профилактических целях.

Задачи и функции государственного регулирования реализуются в конкретных действиях органов и должностных лиц, осуществляющих государственное управление.

Административно-правовая форма государственного управления есть внешнее выражение сущности деятельности органов исполнительной власти или его должностного лица, осуществлённое в рамках его компетенции. Характерная черта правовой системы управления заключается в том, что здесь наиболее отчетливо проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный, подзаконный характер полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Многообразие задач и функций государственного управления обуславливает существование различных форм управленческой деятельности, предусмотренные законодательством.

Формы деятельности органов исполнительной власти подразделяются на правовые и неправовые.

1. Правовые формы управленческой деятельности влекут за собой наступление юридических последствий в виде возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений.

2. Неправовые формы управленческой деятельности не влекут за собой наступление юридических последствий.

Правовые формы государственного управления классифицируются следующим образом.

Правовые формы государственного управления
Основания классификации Виды правовых форм
По содержанию 1) правотворческая форма государственного управления: издание нормативных актов управления, регулирующих общественные отношения в сфере управленческой деятельности; 2) правоприменительная форма государственного управления — разрешение на основе норм права конкретных управленческих дел. — издание не носящих нормативный характер (индивидуальных} актов управления; — осуществление иных юридически значимых действий (выдача паспорта, загранпаспорта, получение лицензии (патента), регистрация по месту жительства гражданина, составление протокола т.д.). — заключение административных договоров; — административные процедуры: порядок проведения конкурса или аукциона на получение государственного заказа. Правоприменительная форма государственного управления подразделяется на регулятивную форму правоприменения и правоохранительную. Регулятивная форма используется в процессе государственного управления в различных сферах государственной деятельности (экономической, социально-культурной, внешнеполитической и др.) Правоохранительная форма используется при применении мер принуждения к лицам, нарушающим нормы административного права, при осуществлении защиты субъективных прав граждан и организаций, а также разрешения споров, возникающих в сфере управления.
По целенаправленности 1) внутренняя (решение штатных вопросов, управление внутриорганизационной структуры); 2) внешняя (выполнение возложенных на орган задач и функций).
По способу выражения 1) письменная форма (подготовка и принятие правовых актов управления, оформление документов управленческого характера: протоколов, актов, справок и др.) 2) устная форма (издание устных приказов, распоряжений, команд, которые имеют юридические последствия).


Одной из основных административно-правовых форм государственного управления является издание правовых актов управления, регулирующих общественные отношения в сфере управленческой деятельности.

По юридическому содержанию правовые акты управления подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Нормативными являются те акты управления, которые содержат в себе нормы права. регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления, рассчитанные на длительный срок действия и не имеют конкретного персонифицированного характера.

Индивидуальные акты управления не содержат в себе норм права. Они разрешают конкретные вопросы управления на основе действующего законодательства, т.е. являются актами применения норм права к конкретным случаям. Эти акты вызывают юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений (например, указ Президента РФ о присвоении воинского звания высшего офицера).

По органам, их издающим, правовые акты управления подразделяются на:

— указы и распоряжения Президента РФ по вопросам в сфере государственного управления;


— постановления и распоряжения Правительства РФ;

— постановления, приказы, распоряжения, положения, правила, инструкции федеральных органов исполнительной власти;

— постановления, приказы, распоряжения, положения, правила, инструкции федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ.

По территории действия правовые акты управления подразделяются на акты, действующие на всей территории РФ, территории субъекта РФ, акты, действующие на территории муниципального образования (территория района, города).

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

К числу административно-правовых форм государственного управления относятся и административно-правовые договоры.

Административный договор — это основанный на нормах административного права соглашение двух или более субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект государственного управления, заключаемое с целью урегулирования отношений, складывающихся в сфере государственного управления.

В настоящее время к числу административных договоров следует отнести:

1. Договоры о разграничении компетенции (например, договоры Российской Федерации с её субъектами о разграничении предметов ведения).

2. Контракты с государственными служащими (военнослужащими, сотрудниками полиции и т.д.).

3. Договоры об охране имущества (например, вневедомственной охраны при ОВД с администрацией особо важных объектов, перечисленных в постановлении Правительства РФ).

4. Договоры о сотрудничестве (например, договор с гражданином о конфиденциальном сотрудничестве в целях борьбы с преступностью, заключаемый на основании Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности») и др.

Неправовые формы управленческой деятельности не влекут за собой наступление юридических последствий. Видами неправовых форм государственного управления являются:

1. Проведение организационных мероприятий — это разнообразные проявления управленческой деятельности в целях чёткой и эффективной работы органов управления: совещания; контроль; инструктирование сотрудников; оказание практической помощи; изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы; разработка и внедрение в практику методических рекомендаций; подготовка и рассылка для изучения информационных писем; проведение комплексных и контрольных проверок и т.д.

2. Осуществление материально-технических операций: составление различных справок, отчётов, оформление документов, регистрация предложений, заявлений, жалоб граждан.

3. Осуществление информационного обеспечения.

Следует отметить, что в государственном управлении органы исполнительной власти и должностные лица должны использовать только те формы деятельности, которые установлены нормами административного права. несоблюдение норм права влечёт за собой недействительность действий органа исполнительной власти или должностного лица.

Задачи и функции государственного управления реализуются в конкретных действиях органов и должностных лиц, осуществляющих управление. Эти действия находят внешнее выражение в определенных формах управленческой деятельности.

Под формой управления понимается организационно-правовое вы­ражение конкретных действий органов управления, совершаемых в целях практического осуществления поставленных задач.

По своему юридическому значению и юридическим последствиям формы исполнительной власти могут быть правовыми и неправовыми (организационными).

Правовые формы связаны с изданием таких правовых актов, которые влекут возникновение, изменение или прекращение административных отношений между субъектом и объектом управления.

Правовые формыдеятельности исполнительной власти классифицируются по содержанию, по целенаправленности и способу выражения.

по содержаниюправовая форма управления подразделяется на правотворческую и правоприменительную(правотворческая – выработка правовых норм, усовершенствование и принятие нормативных актов ор­ганами исполнительной власти; правоприменительная – деятельность ор­ганов и должностных лиц по выбору соответствующей нормы права, ее толкование, и принятие по делу решения на основе этой нормы);

по целенаправленности(целям использования) правовые формы управления подразделяются на внутренние и внешние(внутренние – решение организационно-штатных вопросов, руководство структурными подразделениями; внешняя форма управления используется в целях обеспечения выполнения возложенных на орган задач и функций);

по способу выраженияправовые формы государственного управления подразделяются на словесные(письменные и устные) и конклюдентные.

Неправовыми (организационными) формамиуправленческой деятельности являются:

проведение непосредственно организационных мероприятий. К ним относятся: разъяснение законодательства, его толкование, инструктажи, совещания, оказание помощи в работе, инспектирование, изучение и распространение передового опыта, правовая пропаганда и другие). Организационные мероприятия не связаны непосредственно с возникновением, изменением и прекращением конкретных административно-правовых отношений. Они осуществляются в процессе текущей управленческой деятельности; совершение материально-технических операций. Они направлены на осуществление правотворческой и правоприменительной деятельности органов управления. Это – обработка информационных материалов, учет, составление справок, ведение делопроизводства.

В процессе исполнительно-распорядительной деятельности органы государственного управления используют различные формы управленческой деятельности.

Такой формой конкретного выражения исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления является издание акта управления.

Акт государственного управления– это юридическая форма исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, осуществляющих на основе законов выполнение функций государства.

По своим юридическим свойствам, основаниям и порядку издания акты управления отличаются от законов, актов судебных органов, гражданско-правовых актов, актов общественных организаций, от документов, имеющих юридическое значение.

Акты государственного управления должны соответствовать законам Российского государства и обеспечивать выполнение задач государственного управления.

Акты управления являются важной административно-правовой формой осуществления исполнительной власти. Требования, предъявляемые к актам государственного управления, и их классификацию необходимо знать всем работникам органов внутренних дел, чтобы правильно их оформлять, ибо любое нарушение может привести к грубому нарушению законности.

Реализация форм управления осуществляется различными методами. Применительно к государственному управлению под методом понимается средство практической реализации стоящих перед исполнительной властью задач, функций исполнительной и распорядительной деятельности.

Метод государственного управления– это способ целенаправленного воздействия на участников управленческих отношений в целях обеспечения с их стороны поведения, необходимого для успешного решения конкретных задач, достижения поставленных вопросов, целей, действенного осуществления функций управления.

По способу воздействия на управляемые объекты различаются экономические, социально-психологические и административные методы.

В государственном управлении важное значение имеют административные методы.

К методам административного (прямого) воздействия относятся: общее и непосредственное (оперативное) руководство, регулирование, контроль и др.

Административные методы управленияклассифицируются:

· по форме выражения,

· по юридическим свойствам,

· по способу воздействия на поведение субъекта управления,

· по форме предписания.

По форме выраженияадминистративные методы подразделяются на: административно-правовые(выраженные в правовой форме) и административно-организационные(выраженные в совершении субъектом управления организационных действий).

По юридическим свойствамадминистративные методы управления могут быть: нормативными(инструкции, наставления и т. п.) и индивидуальными(предписание конкретному исполнителю).

По способу воздействия на поведение субъекта управленияадминистративные методы подразделяются на обязывающиек совершению определенных действий, уполномочивающиесовершить определенные действия, поощряющиесовершение социально полезных действий, запрещающиесовершение тех или иных действий.

По форме предписанияадминистративные методы могут быть подразделены на категорические(императивные), поручительные(поручается органу управления выполнение функций, не входящих в его компетенцию) и рекомендательные.

Основными административными методами государственного управления являются убеждение и принуждение. При этом в государственном управлении на первом плане стоит метод убеждения.

Убеждениев государственном управлении – это метод воздействия государства на сознание и поведение людей, представляющий собой комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных мероприятий, осуществляемых в целях повышения сознательности, дисциплинированности трудящихся, добросовестного соблюдения всеми гражданами норм.

Метод убеждения имеет ярко выраженную воспитательную основу. Его широкое применение в сфере государственной исполнительной власти стимулирует такое поведение участников управленческих общественных отношений, которое в большей степени соответствует задачам, решаемым в процессе исполнительной власти.

Формы убеждения:

· разъяснение политики государства,

· критика антиобщественных поступков, всеобщее осуждение нарушений норм права, преступников, пьяниц, тунеядцев, – распространение передового опыта, в процессе которого трудящийся убеждается в прогрессивности нового, что способствует его росту,

· система мер поощрений и наград, являющаяся важнейшим моральным и материальным стимулом повышения сознательности и трудовой активности трудящихся, и другие.

Применение разнообразных форм убеждения имеет решающее значение в борьбе с правонарушителями. Однако убеждение, как основной метод деятельности нашего государства, не исключает, а иногда даже предполагает в необходимых случаях принуждение. Государство использует принуждение в целях охраны общественного порядка, государственной и личной собственности, личности и прав граждан, установленного порядка управления.

Принуждение– это метод воздействия государства на сознание и поведение лиц, совершающих антиобщественные поступки, выражающийся в установленных правовыми актами отрицательных последствиях, с применением мер морального, материального и физического характера, имеющих целью исправление и перевоспитание правонарушителей, а также предупреждение новых правонарушений.

Административное принуждение, применяемое в управленческой деятельности, не имеет цели причинить личности физические страдания или унизить ее достоинство. Вместе с тем, оно не лишено устрашающего и карательного свойства.

Существует пять групп мер административного принуждения:

· административно-предупредительные меры;

· меры административного пресечения;

· административные наказания;

· меры административно-процессуального обеспечения;

· административно-восстановительные меры.

Учитывая специфику образовательного учреждения, рассмотрим эти меры более подробно.

Если меры административного взыскания и пресечения применяются в случае совершения определенных правонарушений, то административно-предупредительные мерыприменяются при отсутствии правонарушений, для предупреждения возможных нарушений и тяжких последствий.

Добавить комментарий