Формы и методы исполнительной власти

Тема 5. Формы и методы осуществления исполнительной власти
1. Понятие и виды форм и методов осуществления исполнительной власти.
2. Правовые акты управления: понятие, виды.
3. Административно-правовые договоры.
4. Убеждение в административном праве.
5. Административное принуждение: понятие и виды.
1 вопрос
Под формами осуществления исполнительной власти понимают способы внешнего выражения конкретных действий совершаемых работниками государственного аппарата при осуществлении функции государственного управления.
Под методом осуществления исполнительной власти понимают способы и средства, используемые органами государственной власти для достижения целей государственного управления.

Формы и методы характеризуются следующими признаками:
— они выражаются в связях между органами исполнительной власти и объектами управления;
— они используются в качестве средств реализации органами исполнительной власти своих полномочий;
— они имеют конкретных адресатов – объектов управления;
— в них выражаются государственные публичные интересы;
— выбор методов зависит от особенностей объекта управления;
— для методов характерна правовая форма их непосредственного выражения.
От своего содержания формы осуществления исполнительной власти делятся на 2 вида:
I. Административно-правовые формы – их сущность заключается в том, что они порождают конкретные юридические последствия своего применения и являются основной формой реализации исполнительной власти. Они устанавливают, изменяет или отменяют административно-правовые нормы или являются основанием для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений.
К административно-правовым формам относят:
1. Принятие правовых актов управления. Это решения органов исполнительной власти, в которых непосредственно реализуются властные полномочия государства. Они порождают правовые последствия в виде новых дополнительных прав и обязанностей для субъектов административно-правовых отношений.
2. Заключение административно-правовых договоров. Это соглашения, заключаемые между субъектами административно-правовых отношений по реализации своих полномочий. Юридическими последствиями заключения такого договора является обязанность каждого из субъектов исполнить его. Любые исключения из этого правила прямо устанавливаются законодательством, при этом иные участники договора получают возможность требовать компенсации убытков.
3. Представление установленных законом обязательных государственных отчетов. Данная форма является одним из способов осуществления контроля и надзора для обеспечения законности в системе исполнительной власти. После представления таких отчетов государственные органы дают оценку законности и эффективности деятельности подконтрольного субъекта, и в случаях отклонений от установленных параметров могут применять меры в виде наказаний или поощрений.
4. Совершение иных юридически значимых действий. К таким действиям можно отнести: разработку программ и планов развития той или иной сферы управления, разрешение вопросов связанных с предложениями, заявлениями и жалобами участников административно-правовых отношений и некоторые другие действия.

II. Неправовые формы создают условия для полной реализации правовых форм, но они не вызывают юридических последствий.
К неправовым формам относятся:
организационные действия и материально-технические операции.
Организационные действия направлены на обеспечение проведения тех или иных мероприятий. В рамках организационных действий осуществляется сбор, обработка и анализ информации, доведение ее до сведения населения, выступления государственных служащих в средствах массовой информации с разъяснением сущности действий и решений органов исполнительной власти, а также проведение собраний, конференций, митингов, демонстраций по инициативе государственных органов.
Материально-технические операции представляют собой систему действий направленных на выделение технических средств, финансовых ресурсов, а также создания иных условий для надлежащей работы государственных органов. В рамках материально-технических операций предоставляются помещения, мебель, оборудование для государственных органов, организационная и иная техника, могут выделяться специальные денежные средства.
Методы в зависимости от характера их использования делятся на:
I. Общие методы. Они используются всеми органами исполнительной власти. Общие методы делятся на 2 разновидности:
1. Экономические методы или методы косвенного воздействия. Характерной особенностью экономических методов является то, что они оказывают лишь опосредованное воздействие на субъектов административно-правовых отношений, т.е. они не создают для субъекта новых прав либо обязанностей. Целью применения экономических методов является создание условий для нормального функционирования субъекта административно-правовых отношений с учетом интересов личности, общества и государства. Экономические методы могут быть благоприятными или негативными.
а) Благоприятные методы оказывают стимулирующее воздействие на поведение субъекта административно-правовых отношений и создают для него дополнительные условия для реализации им своего правового статуса. Благоприятными экономическими методами являются: государственное кредитование и субсидирование, предоставление налоговых и таможенных льгот, государственных гарантий инвесторам и иные способы государственной поддержки оказываемой субъектам административно-правовых отношений.
б) Негативные экономические методы ограничивают возможность совершения неправомерных действий. Такими методами являются: введение финансовых и иных экономических санкций, проведение установленной законом процедуры банкротства, а также приостановление или прекращение государственного финансирования тех или иных субъектов управления и т.д.
2. Административные методы или методы прямого воздействия. Эти методы создают непосредственно для субъекта новые права, обязанности или запреты. Как правило, применение административных методов сопровождается изданием специальных актов управления, подтверждающих властный характер применяемых методов.
II. Специальные методы. Они характерны только для отдельных отраслей исполнительной власти. Применение специальных методов регулируется в соответствии с внутриведомственными правовыми актами соответствующего органа исполнительной власти.
2 вопрос
Правовой акт управления – это односторонне-властное предписание государственных органов принятое в соответствии с установленной процедурой и компетенцией и порождающее строго определенные юридические последствия. Признаками правового акта управления являются:
1. Властный характер: именно путем издания акта управления, государственные органы непосредственно реализуют предоставленные им государственно-властные полномочия.
2. Официальный характер: правовые акты управления принимаются только государственными органами от имени государства в целом.
3. Формальная определенность акта управления: каждый акт управления должен содержать четкое и логичное предписание, не имеющее внутренних противоречий.
4. Правовой акт управления вызывает конкретные юридические последствия: основным последствием можно считать обязанность субъектов административно-правовых отношений исполнять предписания, содержащиеся в правовом акте управления.
Акты управления можно классифицировать по нескольким основаниям:
I. По наименованию: законы, постановления; указы; приказы; инструкции и др.
II. По характеру юридических предписаний:
1. Нормативно-правовые акты управления – они регулируют однородную группу административных правоотношений и содержат общие обязательные правила поведения для широко круга участников, например, законы.
2. Индивидуальные акты управления или акты применения права. Они содержат решения государственных органов по конкретным административным делам и спорам и адресованы только непосредственно к участникам данных дел и споров.
3. Акты управления смешанного характера сочетают в себе признаки нормативных и индивидуальных актов и принимаются в случае отсутствия нормативной базы для регулирования конкретных административных отношений.
4. Акты управления общего характера. Они содержат краткосрочные общеобязательные предписания и обязательны для исполнения на определенной территории. Это может быть административно-территориальная единица или вся территория РФ в целом, например, решение о переносе выходного дня.
III.Деление правовых актов управления в зависимости от охраняющей их юридической ответственности:
1. Акты управления, защищенные дисциплинарной ответственностью. Они регулируют отношения подчинения внутри органа исполнительной власти.
2. Акты управления, защищенные административной ответственностью. Они регулируют отношения, возникающие между органом исполнительной власти и иными невластными субъектами управления.
Каждый правовой акт управления должен соответствовать определенным требованиям:
— Правовой акт управления должен соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, конституциям и уставам субъектов РФ.
— Правовой акт управления должен соответствовать актам и решениям вышестоящих органов исполнительной власти.
— Правовой акт управления не должен содержать предписания, ущемляющие права и свободы граждан, исключением из этого требования являются акты управления, устанавливающие административную ответственность для лиц, совершивших правонарушение.
— Правовой акт управления должен быть принят в строгом соответствии с компетенцией данного органа государственного управления.
— Правовой акт управления должен быть принят в строгом соответствии с установленной процедурой. Выделяют 2 разновидности таких процедур:
а) процедуру принятия нормативно-правового акта, которая состоит из этапов:
— законодательной инициативы;
— разработки проекта нормативного акта;
— обсуждения нормативного акта;
— принятия нормативного акта;
— опубликования и реализации;
б) процедура принятия индивидуальных актов управления, которая состоит из этапов:
— подачи обращения,
— выявления и выяснения основных фактических обстоятельств дела,
— принятия решения по делу
— исполнения принятого решения.
Правовой акт управления должен содержать все установленные внешние реквизиты, а именно: наименование органа, принявшего акт управления, название самого акта управления, место и дату его принятия, должность, фамилию и подпись должностного лица, его принявшего, а также печать данного органа.
Несоблюдение любого из установленных требований влечет признание правового акта недействительным и его отмену.
Правовые акты управления могут быть обжалованы в административном или судебном порядке. В административном порядке акт управления может быть изменен или отменен. В судебном порядке могут быть отменены только индивидуальные правовые акты. Нормативно-правовые акты в судебном порядке могут быть признаны несоответствующими действующему законодательству. После чего на основании судебного решения только орган, принявший этот акт, может его изменить или отменить.
Правовой акт управления может быть опротестован прокурором в соответствии с Законом «О Прокуратуре», т.е. прокурор вправе направить протест в орган, издавший неправомерный акт, который обязан его изменить и привести его в соответствие с действующим законодательством или отменить.
3 вопрос
Административно-правовой договор – это соглашение между участниками административно-правовых отношений, направленное на реализацию ими своих прав и обязанностей. Административно-правовой договор характеризуется следующими признаками:
1. Хотя бы одним из участников договора является орган исполнительной власти или его должностное лицо.
2. Участники административно-правового договора при его реализации считаются относительно равными в своем правовом статусе.
3. Орган исполнительной власти вправе заключить договор строго в рамках прямо отнесенных к его компетенции.
4. Каждая из сторон заключающая договор приобретает обязанность полностью его исполнить. Исключением являются случаи, когда договор заключается между органами исполнительной власти и невластными субъектами. В этом случае орган исполнительной власти вправе в одностороннем порядке изменить условия договора или отказаться от его исполнения, однако второй участник получает право на возмещение материальных убытков, связанных с таким решением государственного органа.
5. Административно-правовые договоры носят только двусторонний характер, т.е. односторонних или многосторонних административно-правовых договоров не существует.
Можно выделить 2 основные разновидности административно-правовых договоров:

1) Административно-политические договоры, которые решают вопросы, связанные с компетенцией тех или иных государственных органов. Административно-политическими договорами являются:
а) договоры о разграничении компетенции между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Как правило, такие договоры призваны устранять противоречия между 2 ступенями исполнительной власти;
б) договоры о передаче (делегировании) полномочий федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Федерации или муниципальным органам. Особенностью этих договоров является то, что они не урегулированы законодательством и в случае возникших споров, противоречий между органами исполнительной власти по поводу компетенции они разрешаются Президентом РФ в порядке согласительных процедур или могут быть переданы Президентом РФ для разрешения в Конституционный Суд РФ;
в) договоры о совместной компетенции. В рамках таких договоров органы исполнительной власти с равным административно-правовым статусом решают общие проблемы, отнесенные к компетенции каждого из них. Как правило, обязанность заключать такие договоры устанавливается положениями об органах исполнительной власти. Договоры о совместной компетенции выражаются в виде совместных приказов.
2.Административно-распорядительные договоры заключаются между органами исполнительной власти и юридическими и физическими лицами, т.е. невластными субъектами.
Они делятся на:
а) административно-хозяйственные договоры. В рамках таких договоров органы исполнительной власти реализуют свои хозяйственные функции.
Такие договоры заключаются с юридическими или физическими лицами, осуществляющими производственную или торгово-закупочную деятельность (например, договоры о поставках продукции). Подобные административно-хозяйственные договоры регулируются специальными законодательными актами (Законом РФ «О поставках промышленной продукции для государственных нужд» и Законом РФ «О поставках сельхозпродукции для государственных нужд»). По общему правилу полномочия о заключении соответствующих административно-хозяйственных договоров предоставлены Правительству РФ, которое вправе передавать их отраслевым органам исполнительной власти. Правительство устанавливает порядок заключения таких договоров и способы их внешнего оформления;
б) административно-трудовые договоры или контракты на прохождение государственной службы. Соответствующие контракты заключаются каждым органом исполнительной власти с конкретными гражданами РФ, поступающими на государственную службу. В таком контракте указывается срок действия контракта, права и обязанности субъектов, заключивших контракт, основные условия труда и размер заработной платы. В случаях предусмотренных законодательством в контракт могут включаться дополнительные положения, например, устанавливающие материальную ответственность данного субъекта.
4 вопрос
Убеждение является одним из основных методов, используемых в административном праве. Под убеждением понимают систему мер государственного воздействия, формирующих у субъектов управления надлежащее представление о правомерном поведении или желательном для государства и общества варианте поведения. Большинство ученых признает убеждение наиболее значимым методом управления.
Убеждение обычно проявляется с применением следующих разновидностей мер государственного воздействия:
1. Агитационно-пропагандистские меры. Их применение обычно не создает для субъекта дополнительных прав и обязанностей, но способствует формированию у него надлежащего представления о деятельности органов исполнительной власти. Агитационно-пропагандистские меры обычно включают в себя: проведение разъяснительной работы государственными служащими; их выступления на встречах с населением; выступления в средствах массовой информации; издание методической и иной литературы, разъясняющей сущность законодательства и порядок его изменения государственными органами; создание специальных программ в средствах массовой информации по разъяснению механизмов реализации прав и обязанностей субъектов административно-правовых отношений; публикация статистических данных о государственном воздействии на субъектов административно-правовых отношений; разъяснение участникам таких отношений содержание их правового статуса.
2. Поощрительные меры – с их помощью государство выделяет наиболее активных и законопослушных субъектов управления и дает им определенные привилегии. Система мер государственного поощрения включает в себя:
 вручение государственных премий;
 присвоение специальных и почетных званий;
 награждение государственными орденами и медалями.
Как правило, полномочиями по применению мер поощрения наделяются высшие органы государственной власти, а награждение государственными орденами и медалями является прерогативой Президента РФ.
Кроме названных мер государственного поощрения к поощрительным мерам относятся специальные дисциплинарные меры. Их особенностью является то, что они могут применяться только к лицам, работающим в системе исполнительной власти. Меры дисциплинарного поощрения выключают в себя: объявление благодарности, вручение премий, присвоение внеочередных специальных званий, повышение в должности и награждение специальными нагрудными значками. Как правило, применение мер дисциплинарного поощрения является основанием для расширения административно-правового статуса данного государственного служащего.
3.Особой разновидностью мер государственного убеждения являются меры устрашения. При применении таких мер участникам общественных отношений разъясняются возможные последствия невыполнения действующих правовых норм, а также публикуются сведения о применении к подобным нарушителям мер государственного принуждения.
Применение всех мер государственного убеждения осуществляется гласно. Органы исполнительной власти в обязательном порядке публикуют сведения о применении таких мер в средствах массовой информации и в средствах наглядной агитации.
5 вопрос
Административное принуждение – это разновидность государственного принуждения, заключающаяся в применении органами государственной власти специальных мер, ограничивающих законные права и свободы субъектов административно-правовых отношений при совершении ими неправомерных действий. Характерной особенностью мер административного принуждения является то, что они
— носят государственно-властный характер.
— применяются только специально уполномоченными государственными органами.
— применяются только в соответствии с установленным законом порядком.
— оказывают исключительно личное воздействие на правонарушителя.
Выделяют 3 разновидности мер административного принуждения:
I. Административно-предупредительные меры. Их целью является предотвращение возможности нарушения действующих правовых норм. Обычно к административно-предупредительным мерам относят также меры контроля и надзора. В рамках административно-предупредительных мер государственные органы вправе проверять документы, удостоверяющие личность субъектов, наличие у него специального права, а также документы подтверждающие правомерность использования имущества. В отношении юридических лиц государственные органы вправе проводить проверки, ревизии, инвентаризации, а также выносить предупреждения о возможности нарушения законодательства.
II. Административно-пресекательные меры. Их целью является прекращение неправомерных действий. Применение административно-пресекательных мер, как правило, связано с прямым воздействием на правонарушителя, поэтому законодательство подробно регулирует сущность и порядок использования каждой отдельно взятой меры. Обычно выделяют 3 разновидности пресекательных мер:
1. Меры общего характера. Они, как правило, используются всеми государственными органами. К таким мерам относят: требование уполномоченных должностных лиц прекратить противоправное поведение, а также приостановление либо ограничение осуществления какого-либо вида деятельности.
2. Специальные меры. Они предусмотрены Федеральным Законом «О полиции». Такими мерами являются: применение физической силы, включая специальные приемы борьбы, применение слезоточивых газов, свето-шумовых устройств, применение наручников, резиновых дубинок, водометов, а также применение холодного и огнестрельного оружия. По общему правилу, эти меры не применяются в отношении несовершеннолетних, инвалидов и беременных женщин. Непосредственный порядок применения каждого вида специальных мер установлен помимо Закона «О полиции» внутриведомственными актами государственных органов, уполномоченных использовать пресекательные меры.
3. Меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Порядок применения этих мер регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях, который относит к ним:
а) административное задержание. Оно применяется должностными лицами органов внутренних дел, таможенных органов, ГИБДД, военнослужащими и должностными лицами уголовно-исправительной системы и военнослужащими пограничных войск и состоит в доставлении и содержании правонарушителя в специальных помещениях. Срок административного задержания по общему правилу не должен превышать 3 часа, но в некоторых случаях срок административного задержания может быть увеличен до 2 суток. При совершении наиболее значительных административных правонарушений срок административного задержания может быть продлен до рассмотрения дела об административном правонарушении;
б) доставление, т.е. принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола.
в) досмотр делится на личный и досмотр вещей, транспортного средства. Личный досмотр производится в закрытых помещениях, лицом одного пола с досматриваемым, в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, транспортного средства производится в присутствии собственника, но в случаях, не терпящих отлагательства, может быть произведен в отсутствии собственника, но в присутствии двух понятых;
г) изъятие вещей, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения и документов, имеющих значение для рассмотрения дела об административном правонарушении;
д) задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации выражается в помещении транспортного средства в специально охраняемое место;
е) отстранение от управления транспортным средством;
ж) освидетельствование на состояние опьянения производится в медицинском учреждении. По результатам освидетельствования составляется акт;
з) арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения;
и) задержание судна, доставленного в порт РФ;
к) арест судна, доставленного в порт;
л) привод физического лица, законного представителя юридического лица, несовершеннолетнего, свидетеля;
м) временный запрет деятельности.
О применении всех названных мер процессуального обеспечения, уполномоченные должностные лица составляют протокол, который приобщается к материалам дела об административном правонарушении. Как правило, меры процессуального обеспечения применяются до устранения причин вызванных их применение.
III. Меры юридической ответственности. Они применяются к лицам, совершившим правонарушения, не подпадающие под признаки состава уголовного преступления. Органы исполнительной власти вправе применять 3 разновидности юридической ответственности:
1. Дисциплинарная ответственность заключается в применении должностными лицами дисциплинарных взысканий в отношении подчиненных им субъектов, совершивших дисциплинарные проступки.
2. Административно-материальная ответственность наступает в случаях, когда вследствие совершения дисциплинарного проступка причинен конкретный материальный вред и заключается в возмещении этого вреда.
3. Административная ответственность заключается в применении судебными органами и должностными лицами органов исполнительной власти административных наказаний к лицам, совершим административные правонарушения.
Применение всех видов юридической ответственности подробно регулируется административно-процессуальным законодательством.

По своему характеру и содержанию формы организационно-управленческих действий могут быть:

организационно-техническими — разработка и реализация различного рода технических правил, нормативов и технических регламентов машин, механизмов, сооружений;

организационно-экономическими — разработка и реализация экономических норм и нормативов использования материально-вещественных ресурсов и других экономических регламентов;

организационно-социальными — выработка и реализация организационных регламентов и нормативов социального взаимодействия в обществе и государстве (минимальный размер оплаты труда, минимальный уровень пенсионного обеспечения, минимальный и максимальный уровни административных штрафов и т. д.).

общественно-организационные мероприятия — (конференции, круглые столы и презентации и т. д.), которые являются сейчас весьма распространенными неправовыми и неформальными формами управленческой деятельности;

административно-организационные мероприятия — (совещания, слушания, заседания различных комиссий и т. д.), также весьма распространенные, но уже официальные формы управленческой деятельности;

организационно-технические действия (табельный учет явки на работу, журнальный или компьютерный учет движения товарно-материальных ценностей, ведением различного рода картотек и других технических средств учета движения документации, архивное хранение документов, письменные и графические работы, обслуживающие те или иные управленческие функции, прием и отправление служебной корреспонденции и т. д.);

Правовые акты государственного управления — это правовые управленческие действия, которые характеризуются тем, что они:

во-первых, исходят от государственных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и служащих, которые заняты организационной управленческой деятельностью от имени и по поручению государства;

во-вторых, это государственно-волевые действия, которые порождают, т. е. волей действующего субъекта вызывают к жизни, новые правовые состояния, создают для других лиц новые (прекращают или изменяют старые) права и обязанности, исполнение которых гарантируется, обеспечивается и защищается всеми имеющимися в распоряжении государства силами и средствами, в том числе и возможности применения мер государственного принуждения;

в-третьих, основания, условия и порядок осуществления правовых управленческий действий регулируются законом, другими юридическими предписаниями, а сама эта правовая организационная деятельность органом исполнительной власти и их служащих имеет три разновидности: административное нормотворчество, административное распорядительство и административное исполнительство.

Административное нормотворчество, как одна из правовых форм организационной юридической деятельности представляем собой принятие и издание различными звеньями государственного аппарата исполнительной власти нормативных правовых актов управления — односторонних властных волевых действий аппарата исполнительной государственной власти, совершаемых в процессе и в результате выполнения управленческих функций и направленных на установление юридических норм — правил поведения, распространяющихся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанных на многократное применение.

Административное распорядительство — другая правовая форма управленческих действий, включающая принятие аппаратом исполнительной власти индивидуальных (ненормативных, административных) правовых актов управления, которые представляют собой односторонние властные волевые действия органов исполнительной власти, их структурных подразделений и должностных лиц, совершаемые ими в процессе выполнения управленческой функций и направленные на установление, изменение или прекращение конкретных правоотношений указанных в самом этом акте субъектов.

Административные правовые акты управления рассчитаны однократное применение и распространяются на строго определенный, в самом этом акте поименно указанный круг субъектов. Главное отличие индивидуальных (административных, ненормативных) актов управления от нормативных в том, что они не содержат правовых норм, не изменяют и не отменяют уже существующие нормы, а являются актами применения действующим норм права к конкретным фактам, событиям, случаям.

Административное исполнительство, или административно-исполнительские действия как особая и специфическая форма управленческой деятельности есть исполнение законов, а также нормативных и индивидуальных (ненормативных) актов управления путем совершения тех или иных юридически значимых административных действий, не являющихся индивидуальными правовыми актами управления.

Административно-исполнительские действия следует отличать, с одной стороны, от распорядительной деятельности в форме нормативных и административных правовых актов управления, а с другой — от технического исполнительства (прием и передача информации, размножение управленческой документации и т. д.). От административного нормотворчества и административного распорядительства они отличаются тем, что не направлены на организацию каких-то отношений, а служат одним из средств исполнения и реализации требований определенных нормативных и индивидуальных правовых актов управления.

Метод управления — это подход, способ решения управленческих вопросов, осуществления функций управления в процессе реализации исполнительной власти. Суть понятия метода управления и его содержательной характеристики как элемента управленческого процесса отражают два взаимосвязанных момента: во-первых, характер и формы социальных взаимосвязей управляющего субъекта с управляемыми объектами и подчиненными лицами; во-вторых, средства, которые управляющий субъект использует или может использовать в качестве орудия управленческого воздействия на управляемые объекты и подчиненных лиц.

Методы деятельности исполнительной власти – это способы осуществления управленческих функций и средства воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты (отрасли, пр-тия, гр-н).

Методы осуществления исполнительной власти разнообразны. По функциям субъектов управления они делятся на общие, используемые при выполнении всех функций управления на всех важнейших стадиях управленческого процесса, и специальные, применяемые при осуществлении отдельных функций на отдельных стадиях упрвленческого процесса.

В качестве общих методов управления выделяют методы убеждения, принуждения и поощрения.

Убеждение представляет собой способы воздействия на сознание и поведение людей, с помощью средств убеждения стимулируется должное поведение участников административно-правовых отношений. Граждане добровольно подчиняются юридическим нормам и сознательно участвуют в их осуществлении, если понимают задачи и цели государства, одобряют их.

Средствами убеждения являются обучение, пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом. Метод убеждения должен быть основным.

Поощрение – это способ воздействия через интерес, сознание, которые направляют волю людей на совершение полезных с точки зрения поощрения дел.

Поощрительное воздействие способствует возникновению интереса, совершению определенных дел, получению моральных, материальных и иного одобрения.

Поощрение может быть моральным (грамота, благодарность),

— материальным (премия, ценный подарок).

— статусным, изменяющим правовой статус гражданина.

Например, присвоение почетного звания «Заслуженный юрист РФ» – смешанное, содержащее моральное и материальное поощрение, поощрение знака Герой РФ.

Принуждение заключается в применении субъектами исполнительной власти установленных административно-правовыми нормами принудительных мер в связи с неправомерными действиями.

(штраф)

По характеру воздействия на волю и сознание людей различаются экономические и административные меры. Экономические – это методы косвенного воздействия на объект управления. С их помощью орган исполнительной власти достигает желаемого поведения объекта управления, воздействуя на его материальные интересы. Для этого используют цены, налоги, проценты, премии, льготы и т.д.

К методам административного прямого воздействия со стороны органов исполнительной власти на соответствующие объекты управления относятся общие и непосредственные руководства, регулирования, контроль и т.д. Орган исполнительной власти в пределах своей компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для объекта управления.

под формой государственного управления предложили понимать внешне выраженное действие органа исполнительной власти, органов местного самоуправления, соответствующего должностного лица, осуществленное в рамках их компетенции и влекущее за собой определенные юридические последствия

Классификация форм управленческой деятельности может проводиться по различным основаниям. Большинство ученых-административистов среди форм управленческой деятельности выделяют правовые и неправовые.

1. Правовые формы влекут за собой наступление юридических последствий в виде возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений.

Профессор А.П. Коренев правовые формы управленческой деятельности классифицирует следующим образом.

По содержанию: правотворческая (выработка правовых норм — издание нормативных актов управления); правоприменительная (разрешение на основе норм права конкретных управленческих дел), которая также подразделяется на регулятивную форму правоприменения и правоохранительную.

По целенаправленности: внутренние (решение оргштатных вопросов, делопроизводство, управление внутри организационной структуры); внешние (выполнение возложенных на орган задач и функций).

По способу выражения: словесные (письменные и устные); конклюдентные.

Правовые формы всегда влекут за собой четко выраженные юридические последствия, а потому они и в максимальной степени претендуют на обозначение их в качестве административно-правовых форм управления. Речь идет о любых внешне выраженных действиях соответствующих субъектов исполнительной власти, совершение которых непременно влечет за собой наступление определенных правовых последствий. Они являются административно-правовыми формами в собственном смысле, т.е. формами реализации исполнительной власти, составляющих ее содержание юридически-властных полномочий.

Видами правовых форм государственного управления являются:

1. Издание нормативных актов управления.

Под актом управления понимается имеющее подзаконный характер одностороннее, юридически властное предписание, издаваемое в рамках имеющихся полномочий органом исполнительной власти или должностным лицом с обязательным соблюдением установленных процедур. Акт управления предназначен регулировать определенные общественные отношения или решать конкретное управленческое дело, а также определять персональное поведение адресата.

2. Издание не носящих нормативный характер (индивидуальных} актов управления.

3. Осуществление иных юридически значимых действий (выдача паспорта, загранпаспорта, получение лицензии (патента), регистрация в налоговой инспекции, регистрация по месту жительства гражданина, составление протокола т.д.).

4. Заключение административных договоров.

Административный договор — «это основанный на административно-правовых нормах и выработанный в публичных интересах в результате добровольного соглашения воли двух (либо более) субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект административной власти, многосторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников»

2. Неправовые формы управленческой деятельности, которые не влекут за собой наступление юридических последствий. Видами неправовых форм государственного управления являются:

1. Проведение организационных мероприятий (непосредственно-организационные формы управленческой деятельности) — это разнообразные проявления управленческой деятельности в целях четкой и эффективной работы органов управления: сбор сотрудников и их инструктирование; совещания; оказание практической помощи; изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы; разработка и внедрение в практику методических рекомендаций; подготовка и рассылка для изучения информационных писем; проведение комплексных и контрольных проверок; изучение общественного мнения и его использование в работе аппарата управления и т.д.

2. Осуществление материально-технических операций имеет вспомогательное, обслуживающее значение для всех других форм управленческой деятельности (например, подготовка информационных материалов для издания актов управления, составление различных справок, отчетов, делопроизводство, оформление документов). Посредством осуществления технических операций обслуживается сам процесс управления. Такого рода действия все в большей степени подвергаются компьютеризации, что значительно облегчает обработку объемной управленческой информации, повышает производительность и культуру управленческого труда. В процессе материально-технических операций могут готовиться юридически значимые документы (характеристика, справки с места работы или учебы и т.д.).

Формы управленческой деятельности непосредственным образом связаны с методами государственного регулирования и выражаются через них. В процессе практической деятельности исполнительной власти методам управленческой деятельности (методам управления) отводится важная роль.

Метод — это способ, прием или средство, которое применяется для успешного решения поставленной задачи.

Методы деятельности исполнительной власти представляют собой способы, применяемые в процессе осуществления управленческих функций, позволяющие применять наиболее эффективные средства воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты.

Главным содержанием в сущностной характеристике методов государственного управления является их целенаправленное управляющее воздействие. В целом для методов государственного управления наиболее характерными являются следующие черты:

1. Их органическая связь с целевым назначением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти.

2. Они выражают управляющее (упорядочивающее) воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты.

3. В них непосредственно выражаются связи между субъектами и объектами государственного управления.

4. Они используются субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции.

5. Своим конечным адресатом метод управления всегда имеет соответствующий объект (индивидуальный либо коллективный).

7. В методах управления в соответствующем объеме находит свое выражение государственный (публичный) интерес, управляющая воля государства.

8. Метод управления всегда непосредственно выражает принадлежащие государству и его исполнительному аппарату полномочия юридически-властного характера.

9. Для методов управления характерна правовая форма их непосредственного практического выражения. Свое наиболее ощутимое проявление они получают в правовых актах управления.

С общетеоретических позиций проявляется действие универсальных методов любой деятельности — убеждения и принуждения.

Метод убеждения представляет собой воздействие на сознание людей для формирования определенных взглядов, мнений

Средства убеждения воздействуют на сознание объекта или на волю объекта.

Элементами убеждения являются овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, оперирование эмоциями, формирование интереса.

Административное принуждение как способ воздействия предполагает не только применение дисциплинарных взысканий или административных наказаний, но и располагает разнообразными действиями (мерами) воздействия.

Административное принуждение можно разделить в зависимости от целей применения воздействия на виды, которые иначе называются мерами административного принуждения.

Административно-предупредительные меры применяются, когда правонарушение не совершено, но во избежание наступления вредных (опасных) последствий для общества. В законодательстве определены следующие виды мер административного предупреждения: введение карантина; проверка документов; прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов; административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; проведение карантинных мероприятий, установление комендантского часа, досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов и т. д.

Административно-пресекательные меры применяются для пресечения уже совершившихся правонарушений. Их цель — пресечь правонарушение, принять меры к его нераспространению и доставлению правонарушителя в органы власти.

В данном случае речь идет об административном задержании, доставлении правонарушителей, о применении сотрудниками милиции физической силы, огнестрельного оружия и т. д.

различаются экономические и административные методы.

Экономические — это методы косвенного воздействия на объект управления. Чаще всего используются такие экономические рычаги, как цены, налоги, проценты, премии, имущественные льготы, эко­номические санкции и др. С их помощью орган исполнительной власти (должностное лицо) достигает желаемого поведения объекта управления, воздействуя на его материальные (имущественные) ин­тересы. Поэтому они и именуются экономическими методами управ­ления.

К административным относятся методы прямого или внеэкономи­ческого воздействия со стороны субъектов управления на сознательно-волевое поведение управляемых. Наименование этих методов опреде­ляется тем, что они наиболее характерны для органов исполнительной власти. Кон­кретное содержание административно-правовых методов весьма раз­нообразно: предписание об обязательном совершении определенных действий; ограничение или запрещение совершения определенных действий; разрешение споров между участниками управленческих от­ношений; применение иных методов, направленных на быстрое и эф­фективное решение проблем, возникающих при осуществлении госу­дарственно-управленческой деятельности.

Добавить комментарий