Формы источники права тгп

9. ИСТОЧНИКИ ПРАВА.

Источник права определяется неоднозначно:

1) как деятельность государства по созданию правовых предписаний;

2) как результат этой деятельности. Виды правовых источников:

1) материальные источники права – данная группа источников заложена в системе объективных потребностей общественного развития;

2) идеальные источники права – состоят в осознании законодателем всех общественных потребностей с учетом многих факторов, под влиянием многих юридически значимых обстоятельств;

3) юридические источники права – результат осознания общественных потребностей, получивший закрепление в юридических(правовых)актах. Источник права как правообразующий фактор имеет следующие начала:

1) материальные – условия бытия, экономические предпосылки, повлекшие возникновение права;

2) идеологические – правовые взгляды, учения, на основании которых возникло право;

3) формально-юридические – форма, в которой выражено право. Именно в официальном документе оформлена воля государства, данный документ является источником права в формально-юридическом смысле.

Для придания источнику права характера нормативного документа необходимо:

1) издание его государственным органом в соответствии с полномочиями законодательных органов;

2) санкционирование его государственным органом. Виды источников права:

1) правовой обычай – первая форма права, исторически сложившееся правило поведения. Нужно учесть, что правовыми становятся не только общепризнанные, но и одобряемые государством обычаи. Именно государство придает им обязательную юридическую силу. Например, Законы ХII таблиц в Древнем Риме, Законы Драконта в Афинах. В настоящее время правовой обычай, не противоречащий основам законодательства, применим в гражданском, семейном, торговом законодательстве;

2) судебный прецедент – судебные решения (принципы), которые суды применяют как образец при рассмотрении подобных ситуаций. Данная форма права(прецедентная)получила распространение в ряде стран, а именно: в Великобритании, США, Канаде, Австралии;

3) нормативный договор – соглашение сторон, содержащее нормы права. Он может быть:

А) внутригосударственным;

Б) международным; в) учредительным;

Г) типовым;

Д) текущим;

4) нормативно-правовой акт – официальный документ, изданный в предусмотренном в законодательстве страны порядке соответствующим органом, содержащий нормы права (законы, кодексы, постановления Правительства, указы Президента и т. д.). Нормативно-правовой акт принимается с соблюдением соответствующей процедуры, имеет предусмотренную законодательством форму, вступает в силу согласно определенному порядку, подлежит обязательному опубликованию в оговоренные в законодательстве сроки с момента его принятия.

Некоторые правоведы считают возможным относить к категории источников арбитражную практику, общие принципы права, политический обычай.

Термин «источник права» следует рассмотреть с трех сторон: с материальной, идеологии, формально юридической. Под материальным источником права понимаются материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей. Под идеологическим источником права, различают правовые учения, доктрины, правосознание. Источником права в формально-юридическом смысле понимают форму права. Форма права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

Выделяют 4 основные формы права:

1. Нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (Конституция, законы, подзаконные акты) Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

4. Нормативные акты поддерживаются Г, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

2. Правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку. .). В РФ правовой обычай имеет незначительное распространение (ст. 5 гр-го кодекса РФ – она признает обычаи делового оборота в кач-ве правовых норм). Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка к ним в тексте законов.

3. Юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юр.делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дела. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосаксонской правовой системе, «ratio dcidendi». Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов. В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество.

4. Нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами в результате которого возникает новая норма права. В отличие от нормативного акта, договоры выступают результатом соглашения между субъектами по поводу деятельности представляющей обоюдный интерес. Нормативный договор (международный договор, решение, конвенции), но приоритет регулируется Г-м. В РФ наибольшей юридической силой обладает международный договор.

26. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

Источники права – это исходящие от гос-ва или признаваемые им формы выражения и закрепления норм права. Официальный характер источник права приобретает: 1) путем правотворчества либо 2) путем санкционирования (напр., при применении судом обычая). Виды источников права:

1) нормативные правовые акты – офиц. документы, содержащие юр. нормы (т. е. общеобязат. правила поведения), принимаемые гос. органами либо иными уполномоченными органами или лицами. В России в систему норм. – пр. актов входят: 1) Конституция; 2) законы (фед. конституционные; простые ФЗ; законы субъекта Федерации, принятые по предмету ведения субъекта Федерации); 3) подзаконные акты (указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; норм, акты фед. министерств и ведомств; норм, акты органов исполнит, власти субъектов РФ; норм, акты органов местного самоупр.; локальные акты, напр. правила внутр. распорядка любой организации)

2) правовые обычаи – обычаи, которым гос-во придало общеобязат. значение и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой (напр., по ГК, если отношение не урегулировано законом или договором, применяются обычаи делового оборота);

3) судебные и административные прецеденты – это суд. или админ. решения по конкретному делу, которым придается сила источника права в странах англосаксонской правовой семьи;

4) нормативные договоры – соглашение двух или более субъектов, содержащее нормы права (Федеративный договор; договоры о разгранич предметов ведения между Федерацией и ее субъектами; междунар. договоры; коллективные договоры и соц. – партнерские соглашения в трудовом праве). Можно ли считать источником права постановления Пленума Верх. Суда РФ? Преобладает точка зрения, что нельзя. Это не источник права, а вид офиц. толкования закона. Они являются руководящими разъяснениями и обязательны для судов и иных органов, применяющих право. А можно ли считать источником права постановления Конст. Суда РФ? Преобладает точка зрения, что можно. Причем Конст. Суд иногда признает за ними силу прецедентов и отказывает в принятии к рассмотрению дел если сходное дело уже рассматривалось в отношении конституционности другого закона. Существует точка зрения, что постановления Конст. Суда РФ нужно рассматривать не в качестве источника права, а в качестве акта применения права (Конституции).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий