Формы осуществления функций

Формы осуществления функций государства – это упорядоченная по своим внешним свойствам деятельность государственных органов, через которые реализуются функции государства.

Функции – то, чем конкретно занимается государство. В них проявляется социальное назначение, сущность государства.

Различают следующие формы осуществления функций государства:

1) правовая деятельность – деятельность государственных органов по изданию и реализации юридических актов, которая носит однородный юридический характер;

2) организационная – однородная по своим внешним характеристикам и не приводящая к юридическим последствиям деятельность государства.

В свою очередь, правовую деятельность подразделяют:

1) на правотворческую, связанную с изданием, изменением, а также отменой нормативных правовых актов;

2) правоприменительную, которая направлена на осуществление, исполнение нормативных правовых документов через издание актов применения права;

3) оперативно‑исполнительную деятельность государственных органов, направленную на разрешение оперативных вопросов по изданию актов применения права;

4) правоохранительную деятельность государственных органов, которая призвана обеспечивать охрану правовых норм от нарушений, а также защищать гражданские права и обеспечивать выполнение обязанностей.

Вместе с тем организационная деятельность включает в себя:

1) организационно‑регламентирующую деятельность. Данная форма деятельности направлена на решение конкретных политических задач, а также на функционирование государственного механизма на технически организованном уровне;

2) организационно‑хозяйственную деятельность, связанную с материальным обеспечением осуществления государственных функций;

3)организационно‑идеологическую деятельность – это повседневная деятельность, при которой используются воспитательные и разъяснительные методы.

Существует также иная точка зрения, в соответствии с которой формы осуществления функций государства являются деятельностью главных, ключевых звеньев государственного механизма. По характеру своей деятельности они отличаются от негосударственных организаций и обществ. В соответствии с этим принято также выделять следующие основные формы осуществления функций государства:

1) законодательная – деятельность законодательных (представительных) государственных органов, которая состоит в издании обязательных для исполнения всеми нормативно‑правовых документов;

2) исполнительная – деятельность органов исполнительной власти, которая направлена на реализацию государственных функций в разных областях общественной жизни;

3) судебная – деятельность судебных органов, направленная на осуществление правосудия;

4) контрольно‑надзорная – деятельность государственных органов по реализации государственного контроля и надзора над осуществлением законов на всей территории государства.

Методами осуществления функций государства считают такие средства, с помощью которых решаются важные задачи государства (в частности, принуждение, убеждение, планирование и т. д.).

23. Механизм государства: понятие и структура

Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Для изучения механизма государства используют структурно‑функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.

Признаки механизма государства:

1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

– органы представительной власти;

– органы исполнительной власти;

– судебные органы;

– контрольно‑надзорные органы;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

1) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно‑распорядительные и социально‑культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

2) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

3) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно‑техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких‑либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА – это способы практической деятельности, направленной на претворение в жизнь целей государства и разрешение стоящих перед ним задач.

Различают правовые и неправовые формы реализации функций государства.

В правовых формах отражается связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении свих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Выделяются 5 правовых форм осуществления функций государства – правотворческая, правоприменительная, правообеспечительная (правоохранительная, контрольно-надзорная и судебная), договорная, распорядительная.

1. Правотворческая форма реализации государственных функций представляет собой процесс создания или санкционирования соответствующих нормативных актов, (в целях установления, изменения или отмены действующих юридических норм). Без данной формы реализация функций государства практически невозможна.

2. Правоприменительная форма реализации государственных функций — это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания применительных актов.

От уровня такой деятельности зависит, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах исполнительной власти, возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой эти органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

3. Правообеспечительная форма осуществления функций государства. Государство обязано охранять нормы права от нарушений, обеспечивать режим законности и правопорядок. В этом находит выражение третья правовая форма осуществления функций государства – правоохранительная, или правообеспечительная.


В юридической литературе чаще всего речь идет о правоохранительной форме деятельности.

Правоохранительная форма реализации функций государства — это деятельность, осуществляемая посредством властной оперативной работы государственных органов по: охране норм права от нарушений, защите прав и свобод граждан и их объединений, обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей, охране законности и правопорядка. Она включает в себя принятие мер: по предупреждению правонарушений, расследованию всех обстоятельств дела и выяснению истины в каждом случае правонарушения.

Судебная форма — включает в себя принятие мер: по разрешению в установленном законом порядке конкретных дел о нарушении правовых норм, а также возможных правовых коллизий и споров, применению правовых санкций в отношении правонарушителей и обеспечению реализации их юридической ответственности, а равно восстановлению нарушенного права.

В этой связи можно несколько видоизменить обычную классификацию правовых форм осуществления функций государства, выделив вместо правоохранительной – правообеспечительную форму, включив в нее правоохранительную, контрольно-надзорную и судебную (осуществление правосудия).

4. Договорная форма реализации функций государства. Такая форма ранее обычно не рассматривалась. Однако ее роль в последнее время заметно повышается.

Тенденция к повышению роли договора, характерная для всего современного права, стала проявляться в последние годы во всевозрастающем объеме в современной России. Эта тенденция, в первую очередь, связана с коренной перестройкой экономической системы страны. Применение договорной формы объясняется тем, что речь идет о гибкой правовой форме, в которую могут облекаться различные по характеру общественные отношения.

5. Распорядительная форма реализации функций государства. Это самостоятельная форма правовой деятельности государства, находящаяся как бы «на стыке» правотворчества и применения права. Правовая деятельность органов государства многообразна, и едва ли правильно сводить ее лишь к созданию права и его применению, которое представляет собой властную ин­дивидуализацию правовых норм, решение конкретных воп­росов жизни общества на основе общих нормативных уста­новлений. Между этими формами и лежит так называемая «промежуточная» форма, которая имеет важное и самостоятельное значение для оперативного руководства всеми государственными делами, особенно в сфере хозяйственного управления.

Характерной чертой распорядительных предписаний является то, что с их помощью обычно реализуются нормы компетенции издающего их органа.

Распорядительная форма была достаточно широко распространена в советский период. В условиях командно-административной системы любая бумага «сверху» рассматривалась как директива, хотя формально она и не была обязательной для исполнения.

В современных условиях значение такой формы, естественно, снижается. Однако в рамках государственного аппарата приобретают новое значение рекомендательные нормы права, которые исходят от вышестоящих органов и поэтому тоже воспринимаются как директивы.

От правовых форм функционирования государства отличаются неправовые формы — это такая деятельность, которая не связана с созданием, применением норм права и не порождает в результате юридических последствий.

В практическом функционировании механизма государства, в процессе осуществления его функций оба вида государственной деятельности органически взаимосвязаны. Правовые формы, немыслимы без известной чисто фактической, организационной деятельности, а в некоторых случаях неправовые формы даже являются основанием или предшествующим этапом для реализаций правовых форм деятельности.

Можно выделить такие неправовые формы реализации функций государства: 1) организационная, 2) экономическая, 3) политическая, 4) идеологическая, 5) информационная.

1. Организационная деятельность — это оперативная текущая работа по разрешению тех или иных конкретных политических, организационных и других задач в процессе выполнения различных функций государства и технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

В целом непосредственные организационные действия могут выражаться в: а) планировании;

б) проверках и инспектировании государственных органов, должностных лиц и негосударственных организаций;

в) инструктировании сотрудников;

г) привлечении негосударственных организаций и граждан к работе государственного аппарата;

д) организационном обеспечении управленческой деятельности (например, подготовка и проведение заседаний, совещаний, распределение функций и обязанностей между структурными подразделениями государственного органа, изучение, обобщение и распределение положительного опыта);

е) проверках исполнения.

2. Экономическая (хозяйственная) деятельность — это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое стимулирование, кредитование, государственные заказы, экономическое обоснование, финансирование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения и сбыта и т.п.) по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций.

3. Политическая деятельность заключается в определении основ внутренней и внешней политики; связи и воздействия на различные организации, входящие в политическую систему; организация вертикали власти; разделение властей и т.п.

4. Идеологическая деятельность — это повседневная оперативно-пропагандистская, разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение целей и содержания издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; взаимодействие со средствами массовой информации).

5. Этот перечень, по нашему мнению, необходимо дополнить информационной деятельностью. Сбор, обработка, хранение, распределение, анализ, передача, использование информации приобретают в современных условиях особое значение, являясь непременным условием успешной деятельности всех государственных органов, эффективности реализации всех функций государства (экономических, политических, социальных и др.). Принятию любых управленческих решений, в т.ч. нормативных и правоприменительных, предшествуют сбор, обработка и анализ соответствующей информации.

Если формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. То методы осуществления функций государства представляют собой средства, используемые при функционировании государства.

Методы осуществления функций государства: понятие и виды.

Что касается методов, то надо отметить, что долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения. Не отказываясь от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия управленческих методов.

Можно назвать следующие группы методов, с помощью которых государство реализует свои функции:

1) Метод нормативного правового регулирования.

2) Метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний.

3) Метод рекомендаций, т.е. ориентации на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно-полезную деятельность.

4) Метод договорного регулирования, приобретающий универсальное значение. В последнее время метод договорного регулирования получил широкое распространение не только в сфере частных, но и публичных интересов. Договоры применяются в отношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и т.д.

5) Методы надзора и контроля. В частности, государство осуществляет лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности, а также деятельности некоммерческих организаций. Стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество и др. В выполнении функции охраны прав и свобод личности, обеспечении законности и правопорядка большую роль играет прокурорский надзор за исполнением действующих законов и других нормативных правовых актов гражданами, государственными органами, должностными лицами. В любом государстве действуют и специальные органы общественного контроля. В сфере финансового контроля за исполнением государственного бюджета наблюдает Счетная палата (в России, Австрии, Венгрии, Германии, Франции и др.). Другой орган государственного контроля в сфере соблюдения и защиты прав и свобод личности – уполномоченный по правам человека (в России).

6) Метод информационного влияния на общество. Государство через средства массовой информации оповещает население о принятых нормативных правовых актах, государственных решениях, формирует общественное мнение, целенаправленно регулирует информационные потоки и т.д.

ВЫВОДЫ

Категория «функция государства» является одной из основных как для общей теории государства и отраслевых наук, так и для юридической практики. Между тем, научная разработка проблем, связанных с понятием, главными признаками и классификацией всех функций государства и форм их реализации, велась разрозненно и ей не уделялось должного внимания. Тогда как, будучи категориями подвижными, функции развиваются и изменяются вместе с государственной жизнью, и от правильного их выбора может зависеть как стабилизация условий развития общества, так и его кризисное состояние.

При выработке соответствующего понятия, а также классификации не учитывались все виды, однако анализ и систематизация различных точек зрения по этим вопросам позволили:

во-первых, предложить определение этого явления, которое учитывает особенности всех видов и их проявлений в отечественной теории государства;

во-вторых, произвести соотношение между функциями государства и формами их реализации, а также между правовыми и неправовыми формами;

в-третьих, предложить классификацию форм реализации функций государства.

Формы реализации функций государства определяются как способы его практической деятельности, направленной на претворение в жизнь целей государства и разрешение стоящих перед государством задач.

Функциями государства являются основные направления деятельности в экономической, политической, социальной, культурной и экологической сферах. Формами осуществления этих функций являются различные способы деятельности государственных органов: правотворчество, правоприменение, организации и проч. Но для соответствующих органов эти способы становятся направлениями их деятельности, т.е. их функциями (например, правотворчество является основным направлением деятельности т.е. функцией законодательных органов). Следовательно, следует различать функции государства, функции его органов, причем вторые являются своеобразным «продолжением» первых и представляют собой формы (способы) их реализации. В результате ранжирования функций выделяются основные функции (функции-задачи) и функции-операции, являющиеся формами (средствами) достижения указанных целей.

Такой подход позволил установить, что граница между функциями и формами их реализации определяется уровнями управления, соподчинением государственных органов, осуществляющих соответствующую деятельность. При этом функции более низкого уровня являются формами реализации функций более высокого уровня.

Определено также, что правовые и неправовые формы взаимосвязаны и взаимопереходят друг в друга. Во-первых, неправовые формы являются предшествующим этапом в реализации правовых форм (например, подготовительные работы, проверки, сбор, анализ и обработка информации). Во-вторых, неправовые формы обеспечивают реализацию правовых форм (например, для реализации правоприменительных решений в определенных сферах деятельности необходимо финансирование). В-третьих, неправовые формы, хотя и называются неправовыми, тем не менее реализуются через право (например, такая неправовая форма как планирование может приобрести правовую форму, в виде закона о бюджете).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация различных функций государства происходит как в правовых, так и в неправовых формах, которые сочетаются между собой, взаимодействуют, взаимообеспечивают и дополняют друг друга. Отдельные функции государства обладают спецификой в отношении форм их осуществления: все функции осуществляются в одних и тех же формах, различие при реализации разных функций заключается в соотношении правовых и неправовых форм.

3.17. О ФОРМАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Солонченко А.А., аспирант. Место учебы: Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Филиал: Южно-Российский институт управления. E-mail: alexandrsolonchenko@yandex.ru

Аннотация: Настоящая статья посвящена общетеоретическим проблемам использования в научном обороте понятия формы осуществления функций государства. На основе анализа теоретико-методологических воззрений российских ученых приводится авторское понятие формы осуществления функций государства и определяется его место в теории государства.

Ключевые слова: функции государства; формы осуществления функций государства; классификация функций государства; правовые формы; организационные формы.

ON FORMS OF THE EXERCISE OF THE FUNCTIONS OF THE STATE

В отечественной юридической литературе вопросам теории функций государства всегда уделялось большое внимание. Российская наука получила в наследство работы таких известных российских ученых, как Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, Л.И. Петражицкий, С.А. Муромцев, Е.Н. Трубецкой, И.А. Ильин, В.С. Соловьев, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Ф.Ф. Ко-кошкин и др. Вместе с тем, в связи с непрерывностью процесса изменения политической, экономической и духовной жизни российского общества постоянно появляются новые направления деятельности государства, нуждающиеся в теоретическом осмыслении и законодательном оформлении.

Автором настоящей статьи поставлена цель — на основе аналитического метода обобщить представления отечественных ученых о формах осуществления функций государства и сформировать авторскую позицию по данному вопросу.

Вопрос о классификации форм осуществления функций государства впервые в юридической науке был поставлен С.А. Голунским и М.С. Строговичем. С момента выхода их учебника по теории государства и права в 1940 году на страницах специализированных журналов, а также в учебной литературе лишь отдельные авторы не интерпретировали данного понятия.

Наиболее значимые исследования в этой области в советский период были выполнены Н. Г. Александро-

вым в 1949 году, З.М. Кардашенко в 1953 году, И.С. Самощенко в 1956 году, М.И. Байтиным в 1969 году.

Названные авторы указывали, что марксистско-ленинская теория государства и права в отличие от буржуазной юридической науки проводит четкое разграничение между функциями государства и формами их осуществления. Тем самым подтверждая довод о том, что в зарубежной юридической науке данное понятие не используется.

Три формы осуществления функций государства выделяли С.А. Голунский и М.С. Строгович: законодательство, управление, правосудие. К такому выводу авторы пришли анализируя теорию разделения властей Монтескье и исторический опыт зарубежных государств.

По мнению исследователей, никакое разделение властей (вернее — государственной власти) невозможно в государстве, в котором власть принадлежит одному господствующему классу, в связи с чем, в буржуазном государстве законодательная, исполнительная и судебная власти фактически представляют собою не три самостоятельные власти, а три формы осуществления функций буржуазного государства.

Три формы осуществления функций государства существуют и в социалистическом государстве — это законодательство, управление и правосудие, но эти формы отличаются соответственно отличию функций социалистического государства от функций буржуазного государства .

Высшей государственной властью законодательно устанавливаются общие обязательные правовые нормы (издание законов), которыми должны руководствоваться все органы государства, организации и граждане.

Управление заключается в том, что органы государства разрешают различные конкретные вопросы, возникающие в связи с осуществлением государством его функций, обеспечивают исполнение законов, регулируют на основе законов порядок деятельности государственных и общественных организаций и граждан, принимают всякие-иные меры, в которых выражается государственное вмешательство в отдельные конкретные общественные отношения (проведение мер государственной безопасности, взимание налогов и т. д.).

Правосудие состоит в том, что особый государственный орган — суд — разрешает в установленном законом порядке уголовные дела (т. е. дела о преступлениях) и гражданские дела (т. е. дела о различных имущественных спорах) .

Однако, во внешне одинаковых по содержанию формах социалистического и капиталистического государств, авторы отмечают различие, которое по их мнению заключается в том, что в капиталистическом государстве большую роль из перечисленных форм играет административная деятельность, «которая более удобна для прямого террористического подавления трудящихся, чем более громоздкие и сложные формы законодательства и правосудия». В социалистическом государстве напротив, «законодательство СССР является высшим выражением государственной власти, и советские законы, безусловно, обязательны для всех органов советского государства, для должностных лиц и граждан СССР».

Другие ученые, понимая, что деятельность не всех государственных органов можно отнести к данным формам пошли по пути увеличения их количества. Так, А.И. Денисов выделял четыре формы осуществления

ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Солонченко А.А.

функций: законодательную, исполнительную, судебную, военную . В.Ф. Коток — пять: осуществление высшей государственной власти, осуществление государственного управления, осуществление местной государственной власти, осуществление правосудия, осуществление прокурорского надзора ;

В статье «Исполнительная и распорядительная деятельность органов советского государственного управления» И.Н. Анапов, выделяет шесть форм: законодательство, верховное государственное руководство и надзор, местное государственное руководство и надзор, управление или исполнительная и распорядительная деятельность, судебная деятельность и деятельность прокуратуры .

Основными формами деятельности Советского государства И. Д. Левин считал осуществление высшей власти и осуществление подчиненной власти, каждая из которых делится на формы: первая — на осуществление конституционной и подконституционной власти, а вторая — на исполнительно-распорядительную деятельность, осуществление местной власти и судебную деятельность .

Совершенно иной точки зрения придерживались Н. Г. Александров, Д. А. Керимов, З.М. Кардашенко, И.С. Самощенко, М.И. Байтин.

Названные авторы, делили формы осуществления функций государства на правовые и фактические (организационные). И.С. Самощенко считал, что если бы мы, следуя такого рода классификациям форм осуществления функций Советского государства, попытались решить вопрос о формах деятельности отдельных звеньев государственного механизма, то нам бы пришлось указывать и изучать ровно столько форм, сколько структурных подразделений имеется в соответствующем звене механизма Советского государства.

Исходя из этой точки зрения получается, что формами исполнительной и распорядительной деятельности Советского государства являются управление транспортом, управление высшим образованием, управление здравоохранением и т. д. — вплоть до самых мелких подразделений и структурных единиц, которые имеются в каждом из соответствующих министерств, ведомств, исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся .

Таким образом, основная полемика, в отношении форм осуществления функций государства начавшись в 1940 году, была завершена в 60-х годах XX века. Однако, ответ на вопрос: «что же из себя представляют формы осуществления функций государства» так и не был получен.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современной литературе, авторами зачастую предпринимаются попытки дать определение понятию форм осуществления функций государства. Так, Марченко М.Н. под формами осуществления функций понимает их внешнее выражение, основные контуры и параметры их проявления .

Приводя описание форм осуществления функций государства, Мелехин А.В. говорит, что они характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования .

Афанасьев В.С. считает, что осуществляя свои функции, государство использует разнообразные методы, которые можно разделить на правовые и неправовые (организационные). Среди правовых можно выделить такие, как правотворческий, правоприменительный, правоохранительный .

Здесь бросается в глаза тот факт, что Афанасьев, называет методами то, что в работах иных авторов именуется правовыми формами.

Этот список можно было бы продолжить, однако, как можно было заметить выше, в авторском определении понятие формы осуществления функций государства С.А. Голунским и М.С. Строговичем использовалось в качестве альтернативы буржуазной теории разделения властей для социалистического государства. В связи с чем, придание этому понятию иного значения, вероятно, является излишним .

Очевидно, этого же подхода придерживается и С.Н. Туманов, говоря о том, что классическая теоретическая концепция форм осуществления функций государства имеет свою логику и определенное научное значение. Однако она содержит и противоречия. Так, бросается в глаза при определении понятия «форма осуществления функций государства» указание на деятельность государства. При этом сама категория «функция государства» понимается как основное направление деятельности государства по реализации целей и задач государства. Получаем тавтологичное суждение следующего вида. Государство реализует свою деятельность (функции) в форме деятельности. В данном случае необходимо четко определиться с тем является ли деятельность органов государственной власти содержанием функции или формой ее осуществления. В обоих качествах она одновременно рассматриваться не может. В противном случае понятие «форма осуществления функций государства» является излишним .

Нельзя в этом не согласиться с С.Н. Тумановым ведь определение не только должно быть истинным по содержанию, но и должно иметь правильные структуру и форму, что в современной научной литературе не всегда прослеживается.

Учитывая, что понятие — это необразное, выраженное в слове отражения действительности, а оно обретает свое реальное бытие лишь в развертывании определений, в суждениях, в составе определенной теории можно сказать, что образование понятий — это сложный диалектический процесс, осуществляемый с помощью таких методов, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, эксперимент и др. . В связи с чем, не стоит упрощать процесс формирования понятий до обычного, бытового восприятия и формулировать их без учета логических правил построения их структуры.

На наш взгляд, наиболее последовательным является подход к формам осуществления функций государства как самостоятельному критерию классификации функций наравне с такими критериями как сферы деятельности; продолжительность действия; социальная значимость .

Таким образом, учитывая отсутствие единообразного понимания понятия форм осуществления функций государства следует, вероятно, оставить данному понятию свое место в истории науки и перестать подменять им классификацию форм государственной деятельности.

Список литературы:

1. Анапов И. Н. Исполнительная и распорядительная деятельность органов советского государственного управления («Вопросы советского административного и финансового права», АН СССР, М., 1952, с. 55).

2. Денисов А. И. Теория государства и права, Юриз-дат, М., 1948, с. 154.

3. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. — 4-е изд., переработанное и дополненное. -М.: Юрайт, 1998. — 416 с.

4. Коток В.Ф. Советское государственное право, Юр-издат, М., 1948, с. 298.

6. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. — 2-ое изд. перераб. и доп. М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2004. С. 336.

8. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — М.: Юрист, 1994. С 242.

9. Самощенко И. С. О правовых формах осуществления функций Советского государства. // Советское государство и право, 1956, №3.

11. Теория государства и права: Учебник для юрид. высш. уч. зав./ Под ред. С.А. Голунского, М.С. Строго-вича. — М.: Юриздат, 1940.- 304 с.

12. Туманов С.Н., Формы, методы и способы осуществления внешних функций Российского государства: проблема понятия и соотношения // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 1. С. 25 — 28.

13. Шатковская Т.В. Формы реализации традиционных правовых представлений россиян в юридических актах периода становления советского государства// Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. №3. С.25-31.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста — 74,62%

Под формами осуществления функций государства понимаются: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Эти формы являются показателем того, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, связанная с реализацией его функций, как она оформлена. В работе всех звеньев механизма государства различается деятельность правовая и чисто фактическая, или, как представляется более целесообразным ее называть, — организационная.

Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. В правовых формах выражается связь государства и права, а также обязанности государства действовать при реализации своих функций на основании права, в рамках закона. Правовые формы рассматриваются как официальная властная деятельность уполномоченных субъектов, порядок осуществления которой регламентируется законодательством и направленная на подготовку, принятие и реализацию юридических актов нормативного и индивидуального характера.

Правовые формы реализации функций государства характеризуются следующими признаками: они регулируются нормами права; влекут юридические последствия; связаны с созданием, реализацией, охраной правовых норм.

  • 1. Правотворческая деятельность заключается в разработке и принятии компетентными органами законов и других нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами. На основании таких нормативно-правовых актов осуществляются фактические действия названных субъектов права, что способствует реализации основных направлений деятельности государства (функций). Важнейшая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) — законодательная деятельность.
  • 2. Правоприменительная (правоисполнительная) деятельность — это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. Эта деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и т.д. В этой связи органы управления (исполнительные) издают соответствующие правовые акты (приказы, инструкции и др.), контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

В правоприменительной деятельности выделяются оперативно-исполнительная и охранительная.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.

3. В последние годы, в связи с повсеместным развитием рыночных отношений, с распространением их не только на западные, но и на бывшие социалистические страны, некоторыми авторами стала выделяться и четвертая — договорная форма осуществления государственных функций.

Организационные формы реализации функций государства заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не связанной с изданием юридических актов. И потому не влекущей за собой юридических последствий. Организационные формы имеют вспомогательное значение и призваны создать условия для обеспечения правовых форм деятельности.

В то же время формы организационной, фактической деятельности, так или иначе, реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности.

Выделяются следующие организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства:

  • а) организационно—регламентирующая деятельность, направленная на решение конкретных политических задач, на технико-организационное обеспечение функционирования государственного механизма (подготовка документов, организация различных мероприятий, их технико-организационное обеспечение, подбор и расстановка кадров и др.;
  • б) организационно—хозяйственная деятельность, направленная на материальное обеспечение выполнения государственных функций (снабжение, сбыт, учет, статистика и т.п.);
  • в) организационно—идеологическая деятельность, повседневно использующая разъяснительные и воспитательные методы (например, объяснение смысла законов, формирование в необходимом направлении общественного мнения, поддержание престижа власти в обществе, регионе, работа средств массовой информации и т.п.).

Добавить комментарий