Формы реализации норм административного права

В.Т.Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

Предыдущая

2.3. Формы реализации административно-правовых норм

Реализация административно-правовых норм — это практическое исполнение установленных правил поведения в интересов управления административных отношений.

Административное право использует два основных способа реализации своих норм.

1. Исполнение — точное следование участниками управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые установлены в норме права. В данном способе реализации могут участвовать все участники административных отношений (граждане, органы исполнительной власти и т.д.).

2.Применение — издание полномочными органами государственной власти конкретных юридических актов, основанных на установленных материальных и процессуальных нормах. Например, принятие решения по конкретной жалобе гражданина, решение о государственной регистрации юридического лица. Реализация административных норм по средствам применения — прерогатива полномочных органов исполнительной власти и должностных лиц. Некоторые административные нормы применяются в судебном порядке. Например, при наложении административных взысканий за совершение многих административных правонарушений. Граждане не имеют полномочий по применению административных норм.

3.Соблюдение — воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные правоотношения.

4. Использование— добровольное совершение субъектами правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Предыдущая

Реализация административно-правовых норм – это практическое их использование в соответствии с целями административно-правового регулирования управленческих общественных отношений.

Различают два основных способа реализации административно-правовых норм – исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.

Исполнение заключается в совершении субъектами действий, предписанных административно-правовой нормой. Иначе говоря, исполнение административно-правовых норм заключается в точном следовании субъекта управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся.

Применение административно-правовых норм заключается в издании уполномоченными органами (должностными лицами) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм. Акты издаются в процессе решения конкретного дела.

Использование состоит в добровольном совершении субъектами административного права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Соблюдение административно-правовых норм состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

Основными требованиями правильного применения норм административного права являются законность, обоснованность, целесообразность, научная организация правоприменительной деятельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права правил по­ведения, содержащихся в нормах, называется ре­ализацией административно-правовых норм.

Существует четыре формы (способа) реализации норм административного права: соблюдение, ис­полнение, использование и применение.

Соблюдение — это пассивное поведение субъек­та административного права. Оно характеризует­ся добровольным подчинением субъекта админис­тративно-правовых отношений требованиям норм. – соблюдение норм- запретов. Например, гражданин, выполняя решение органа местного самоуправления, в позднее время не на­рушает тишину и не создает тем самым неудобств для отдыхающих соседей.

Исполнение — это действия субъектов админи­стративно-правовых отношений по выполнению требований, установленных нормами, точное сле­дование субъектов тем юридическим предписани­ям, запретам или дозволением, которые содержат­ся в нормах. В отличие от соблюдения исполне­ние характеризуется активным, планомерным поведением субъекта.

Например, пассажир городского транспорта, выполняя правила пользования общественным транспортом, оплачивает свой про­езд (компостирует талоны на проезд).

Использование состоит в добровольном соверше­нии субъектами права действий, связанных с осу­ществлением субъективных прав в сфере управле­ния. (выбор предложенных вариантов поведения по своему усмотрению)

При использовании субъект сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предостав­ленным ему субъективным правом. Например, гражданин сам решает, обжаловать ли ему дей­ствия должностного лица, нарушившие его права, или нет.

Применение — это особая форма реализации права, которая осуществляется только субъектами административного права, имеющими компетен­цию на осуществление исполнительных функций. Применение административно-правовой нормы со­стоит в принятии на ее основе соответствующим органом исполнительной власти, или уполномоченным на то должност­ным лицом юридически властного решения. Прак­тически применение осуществляется в виде изда­ния в соответствии с нормой индивидуальных правовых актов.

Применение административно-правовых норм является прерогативой субъектов, осуществляю­щих исполнительные, административные функции. Граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

Реализация административно-правовых норм — это практическое их использование в соответствии с целями административно-правового регулирования управленчес­ких общественных отношений.

Различают два основных способа реализации админи­стративно-правовых норм:исполнение и применение.

Исполнение заключается в совершении субъектами действий, предписанных административно-правовой нормой. Иначе говоря, исполнение административно-правовых норм заключается в точном следовании субъек­та управленческих отношений тем юридическим пред­писаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся.

Применение административно-правовых норм заключает­ся в издании уполномоченными органами (должностными лицами) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм. Эти акты издаются в процессе решения конкретного дела.

Иног­да к ним добавляются соблюдение и использование.

Использование состоит в добровольном совершении субъектами административного права правомерных дей­ствий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Соблюдение административно — правовых норм состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещен­ных нормами. Таким образом, соблюдение может осуще­ствляться без вступления субъекта в конкретные админи­стративно-правовые отношения.

Основными требованиями правильного применения норм административного права являются законность, обо­снованность, целесообразность, научная организация правоприменительной деятельности.

ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ЮПБ-14

Административно-правовые отношения — это урегулиро­ванные нормами административного права общественные отношения, где их участники выступают носителями прав и обязанностей в сфере государственного управле­ния. А так как административно-правовые отношения яв­ляются разновидностью правовых отношений вообще, то они обладают всеми общими признаками, которые прису­щи любым правовым отношениям.


Учитывая то, что административно-правовые отноше­ния по своей сути не однородны, это дает нам возмож­ность их классифицировать по различным основаниям.

1. По юридическому характеру административно-право­вые отношения делятся на материальные и процессуальные.

К материальным административно-правовым отноше­ниям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными норма­ми административного права.

Административно-процессуальные правоотношения —этоотношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и ре­гулируются административно-процессуальными нормами.

2. По соотношению прав и обязанностей участников адми­нистративно-правовые отношения делятся на две группы:

— Отношения, в которых один из участников подчинен другому, —вертикальные правоотношения. Характер­ным для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на осно­ве одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностно­го лица. Вертикальное административно-правовое отношение может возникнуть помимо или даже воп­реки воле другого субъекта правоотношения.

— Отношения, участники которых не находятся в под­чинении другу друга, —горизонтальные правоотноше­ния. Такие отношения складываются между несопод­чиненными органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, объединениями, служащими, а также между гражданами. Горизон­тальные административно-правовые отношения мо­гут возникать также между органами государствен­ного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления.

3. Похарактеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотно­шения делятся на отношения, порожденные правомер­ными и неправомерными фактами. Последние имену­ютсяделиктами.

4. По способу защиты административно-правовые отно­шения предполагают такое поведение их субъектов, которое соответствует выраженным в административно-правовых нормах требованиям. В случае нарушения этих требований возникает необходимость их защиты, которая осуществля­ется в административном или судебномпорядке.

СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

особенности админи­стративно-правовых отношений.

1. Они урегулированы нормами администра­тивного права, а не какой-либо иной отрасли права.

2. Они возникают, изменяются и прекращаются — в сфере государственного управления.

3. В административно-правовых отношениях одной из сторон всегда выступает орган исполнительной вла­сти. Отсюда распространено мнение, что администра­тивно-правовые отношения в отличие от иных (преж­де всего — гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными на началах «власть — подчинение». Управление всегда предполагает под­чинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. В управленческих отно­шениях налицо соподчиненность воль.

4. Разнообразие субъектов также составляет одну из особенностей этих отношений.

5. Данные отношения могут возникать, изменяться или прекращаться либо по инициативе самих их участни­ков, либо по инициативе третьих лиц, в них не уча­ствующих. Согласия или желания второй стороны на возникновение административного правоотношения не требуется. Более того, в ряде случаев оно возника­ет против его воли (например, наложение админист­ративных наказаний, ликвидация или реорганизация структурных звеньев и др.).

6. Споры, связанные с административно-правовыми отношениями, рассматриваются и разрешаются, как правило, в административном, т. е. во внесудебном, порядке. Это значит, что основной способ их разре­шения не выходит за рамки сферы государственного управления и является одним из атрибутов государ­ственно-управленческой деятельности.

7. Не менее важной особенностью является и то, что невыполнение обязанностей стороной этих отноше­ний влечет за собой ее ответственность перед госу­дарством в лице его соответствующего органа или должностного лица.

Административно-правовое отношение имеет свой со­став (структуру).

Субъектом административно-правового отношения называется тот, кто наделен административными правами и обязанностями.

Различие «субъекта администра­тивного права» и «субъекта административно-правовых от­ношений».

Субъект административного права может быть опреде­лен в нормах права рядовым (общим) образом, субъект же правоотношения всегда конкретен. Кроме того, субъект права может в течение длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, т. е. не быть их субъектом.

Субъектами административно-правовых отношений являются

— граждане России;

— иностранные граждане и лица без гражданства:

— государственные органы, их структурные подразде­ления, предприятия, учреждения и иные государ­ственные организации;

— общественные (негосударственные) объединения;

— служащие государственных органов и организаций, служащие общественных (негосударственных) объе­динений;

— представители общественных формирований, наделен­ные административными обязанностями и правами.

При этом необходимо различать момент наступления административной правосубъектности, т. е. момент, с ко­торого субъекты становятся элементами административ­но-правовых отношений:

— у граждан России правосубъектность возникает с момента рождения;

— у юридических лиц — с момента образования их в установленном порядке;

— у государственных и общественных (негосударствен­ных) служащих наступает с момента зачисления их на должность.

Общим объектом регулирования административно-пра­вовых норм, как и любых других правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объек­том — поведение субъектов. В каждом конкретном админи­стративно-правовом отношении его участники осуществля­ют те предоставленные им права и возложенные на них обя­занности, которые связаны с объектом правоотношения. Таким образом,объект — это то, по поводу чего возникает правоотношение.

Юридические факты являются основаниями возникно­вения, изменения или прекращения административно-правовых отношений, т. е. это такие факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, измене­ние и прекращение правовых отношений.

юридические факты делятся на действия и события.

Действия — юридические факты, являющиеся результа­том активного волеизъявления людей (например, подача жалобы в орган исполнительной власти, осуществление про­верки и т. п.). Особой разновидностью действий являются юридические формы исполнительной деятельности — инди­видуальные акты управления (приказ министра о структур­ных изменениях в ведомстве, постановление начальника органа внутренних дел о наложении штрафа и т. п.).

Действия бывают правомерными и неправомерными.

Правомерные действия всегда соответствуют требовани­ям административно-правовых норм.

Неправомерные действия, которые не соответствуют требованиям норм административного права, нарушают их. Это прежде всего правонарушения (деликты), влеку­щие за собой возникновение административно-правовых отношений, содержанием которых является применение к виновному соответствующих мер юридической от­ветственности, предусмотренных административно-пра­вовой нормой.

События — это явления, не зависящие от воли людей:

рождение, смерть человека, наводнение, землетрясение, эпидемия, пожар и т. п. В условиях стихийных бедствий, например, действуют иные, соответствующие ситуации полномочия органов исполнительной власти, в связи с чем и возникают административно-правовые отношения.

Контрольные вопросы и задания

1. Как вы считаете, почему административные правоот­ношения — это, как правило, властеотношения ?

2. Как соотносятся между собой материальные и процес­суальные нормы?

3. Определите границы действия территориальных адми­нистративно-правовых норм.

4. Каковы способы и формы реализации административ­ного права?

5. Назовите субъекты и объекты административно-пра­вовых отношений.

6. Как вы понимаете «вертикальность» и «горизонталь­ность» административных правоотношений? Приведите примеры.

Задача № 1Определите, какие из нижеприведенных актов несут в себе положения разрешительных административно-правовых норм: водительское удостоверение, санкция суда, реше­ние местной администрации о регистрации брака до дости­жения 18-летнего возраста, охотничий билет; награждение именным оружием, допуск к работе на крановой установке.

Задача № 2На экзамене по административному праву на вопрос об особенностях административно-правовых отношений сту­дент гр. ЮПБ-14 Родин Максим ответил следующее: одной из сторон данных отношений всегда выступает государственный орган или его представитель; эти отношения всегда носят вертикальный характер; возникают по инициативе одной из сторон; сто­роны этих отношений юридически не равны; субъективные права сторон защищаются в административном порядке.

Насколько точен ответ студента Родина Максима.?

2.1 Административно-правовые нормы: понятие и содержание, формы (способы) реализации

Процесс управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности вызывает необходимость четкого правового регулирования отношений, прав и обязанностей сторон, координации действий субъектов управленческих отношений. Такое правовое регулирование осуществляется с помощью административно-правовых норм.

Административно-правовая норма – это правило поведения общего характера, установленное государством в целях регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе государственного управления, в процессе исполнительно-распорядительной деятельности.

Административно-правовые нормы определяют правила поведения граждан, органов государственного управления, служащих общественных организаций и других субъектов, участвующих в исполнительно-распорядительной деятельности. Они закрепляют правовое положение, компетенцию, полномочия, обязанности и права субъектов управленческих отношений.

Административно-правовые нормы устанавливаются только государством и содержатся в законах, указах, постановлениях, решениях, уставах и других нормативных актах. Они носят общеобязательный, повелительный характер, охраняются от нарушений принудительной силой государства, т.е. определяют какие действия можно или должно совершать, от каких действий следует воздержаться.

Так, например, нельзя распивать алкогольные напитки в общественных местах (ст.17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее – КоАП РБ) или при доставлении в дежурную часть правонарушителя, дежурный по органу внутренних дел обязан установить наличие проступка, установить личность доставленного, проверить по учетам, зарегистрировать, провести личный досмотр и оформить протокол; или при поступлении заявления (жалобы) в любой государственный орган оно должно быть зарегистрировано, проверено и в установленные сроки дан полный ответ заявителю.

Нормы административного права обеспечивают четкое регулирование деятельности органов государственного управления, других участников управленческих отношений и способствуют эффективной работе. Это направление административно-правового регулирования приобретает исключительно большое значение, поскольку административно-правовое регулирование способствует упорядочению деятельности органов государственного управления.

Административно-правовые нормы имеют свою структуру – внутреннее строение нормы. Административно-правовая норма состоит из 3-х частей:

— гипотеза;

— диспозиция;

— санкция.

Гипотеза – та часть нормы, где содержится указание на условия (обстоятельства), при которых данная норма должна применяться или исполняться.

Диспозиция – та часть нормы, где содержится изложение самих правил поведения сторон управленческих отношений. Это центральная и обязательная часть нормы, которая обязывает, запрещает или уполномочивает субъекта административно-правовых отношений.

Санкция – та часть нормы, которая указывает на вид и меру административного, дисциплинарного или общественного воздействия за нарушение или недобросовестное исполнение своих обязанностей. Например, нарушение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности влечет наложение штрафа в размере от 4-х до 20-ти базовых величин (ст.12.1 КоАП РБ).

Особенность административно-правовых норм состоит в том, что они не всегда содержат гипотезу и санкцию. Гипотеза отсутствует в нормах регулирующих организацию и деятельность, а так же определяющих полномочия органов государственного управления и их должностных лиц, а таких норм большинство. Санкция содержится только в тех нормах, которые предусматривают меры воздействия.

В нашем обществе действует огромное количество административно-правовых норм, проявляющих себя в самых различных сферах государственного управления. Но, несмотря на это, все нормы административного права по своему целевому назначению и способам воздействия на людей (по характеру диспозиции) могут быть сведены в 3 родовые группы.

1.Обязывающие нормы, т.е. нормы, которые обязывают субъектов совершать определенные действия. Например, в соответствии с требованиями паспортной системы, все граждане РБ, достигшие 16 лет, обязаны иметь паспорт гражданина РБ. Обязывающие нормы зачастую снабжаются санкциями, чем стимулируется их выполнение. Таким образом, в инструкциях, уставах, наставлениях и других нормативных актах, когда излагаются обязанности органов, должностных лиц, служащих и граждан, содержатся обязывающие административно-правовые нормы.

2. Запрещающие нормы, т.е. нормы, которые предусматривают запрет на совершение определенных действий. Например, запрещается находиться на улицах и в других общественных местах в пьяном виде, или запрещается безбилетный проезд в поездах, или запрещается направлять жалобы тому, на кого жалуется другой.

З. Уполномочивающие нормы, т.е. те нормы, которые предусматривают возможность совершать определенные действия в пределах компетенции по своему усмотрению. Например, начальник РОВД вправе наложить штраф на правонарушителя за мелкое хулиганство, но в зависимости от конкретных обстоятельств может направить дело в суд.

По своей служебной роли нормы административного права подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы устанавливают (указывают) содержание прав и обязанностей сторон управленческих отношений. Так, например, в Положении о Государственной автомобильной инспекции указывается, что сотрудники ГАИ обязаны «производить регистрацию и учет дорожно-транспортных происшествий» – это норма материальная.

Процессуальные нормы регла­ментируют динамику государственного управления и связанные с ним управленческие отношения (например, порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонарушениях и т.д.)

Административно-правовые нормы будут оправдывать свое назначение, будут выполнять свою роль в управлении (исполнительно-распорядительной деятельности) если они будут реализовываться.

Формы реализации административно-правовых норм:

    • соблюдение

    • исполнение

    • использование

    • применение

Соблюдение – пассивная форма, имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, закрепленных нормами. В этой форме реализуются запрещающие нормы.

Исполнение – предполагает активные действия субъектов права по выполнению юридических предписаний, запретов или дозволений, содержащихся в норме.

Использование – добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Применение – разрешение индивидуально-конкретных дел уполномоченными на то органами государства и должностными лицами путем издания (принятия) полномочным органом (компетентным субъектом власти) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм.

Процесс применения административно-правовых норм со­стоит из определенных последовательных стадий:

  1. действия, предшествующие применению нормы (установле­ние правомочности органа или должностного лица, решение вопроса о компетентности, всестороннее изучение и анализ конкретного вопроса, юридическая оценка);

  2. действия по принятию акта применения правомочным орга­ном или должностным лицом;

  3. действия по доведению акта применения до заинтересован­ных органов и лиц по организации его практического испол­нения и контроля за его исполнением.

Добавить комментарий