Формы российского государства

Форма государства — это внешняя организация государственной власти, выражающаяся в форме правления, форме государственного устройства и политическом (государственном) режиме. Современная наука считает форму государства состоящей из трёх элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Статья 1 К. РФ определяет Россию как республику. Обычно выделяют три основных вида республики: президентскую, парламентскую и смешанную. Полномочия Президента РФ по формированию Правительства и контролю за ним являются решающими и позволяют считать Россию президентской республикой. Некоторые учёные считают, что Россия является смешанной республикой, так как у Федерального собрания (Гос. Думы) имеются важные полномочия в отношении правительства. Во-первых, Гос. Дума даёт согласие П. на назначение Председателя Правительства РФ (ст. 103,111). Во-вторых, Гос. Дума утверждает разработанный Правительством федеральный бюджет, а также отчёт Правительства о его исполнении (ст. 114). В-третьих, самое важное – Гос. Дума может выразить недоверие Правительству, в результате которого Правительство может быть отправлено в отставку (ст. 117). Форма государственного устройства. Статья 1 К. РФ закрепляет федеративную форму её устройства. РФ состоит из 89 весьма разнообразных субъектов. К. РФ устанавливает, что во взаимоотношениях с ФОГВ и между собой все субъекты равноправны. В то же время нормы самой К. РФ закрепляет определённое неравенство. Во-первых, республики имеют статус государства, тогда как другие субъекты — лишь государственные образования. Во-вторых, в республиках принимаются конституции, а в других субъектах — уставы. В силу изложенного многие характеризуют Россию как ассиметричную федерацию. Федерация в России дейст вует на основе ряда принципов: государственная целостность РФ, разграничение предметов ведения и полномочий между ОГВ и ОГВ, равноправие и самоопределение народов в РФ. Важнейшее значение имеет принцип разграничения предметов ведения. В ведении РФ находятся наиболее важные вопросы, которые обеспечивают единство, целостность, суверенность России. Политический режим. Политический режим современного российского государства характеризуется переходом от тоталитарного прошлого к демократическим институтам. На сегодняшний день существует достаточно развитая правовая основа, позволяющая характеризовать Россию как демократическое государство. В России, как и в других демократических государствах, осуществляется разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Как демократическое государство Россию характеризует отсутствие официальной обязательной для всех идеологии. Для демократического государства характерно наличие в обществе множества создаваемых населением организаций. Особую роль среди общественных объединений играют политические партии. Они призваны выражать политические интересы различных слоев и групп общества. В условиях идеологического многообразия, отсутствия государственного диктата политические парии в России действительно могут активно участвовать в политической жизни страны: свободно разрабатывать и пропагандировать свои программы экономического, политического, социального развития страны, бороться за их реализацию на практике. Государство — это политико-территориальная суверенная организация всего общества, имеющая характер публичного властного управления и служащая главным орудием обеспечения его интересов.

Государственный строй – это территориальное и административное устройство страны, а также характеристика правления. Есть две основные формы: монархия и республика. Но что они конкретно собой представляют?

Республика: краткая характеристика

Государственный строй — это система экономических, социальных, правовых и политических отношений, которые закреплены и установлены конституционным правом и его нормами. Наиболее широко распространенной формой правления является республика (более семидесяти процентов всех государств мира). Это форма правления, при которой парламенту (то есть выборному органу) принадлежит вся законодательная власть на самом высшем уровне. А исполнительной властью занимается правительство. Государственный строй республика может широко варьироваться. Например, есть страны с сильным социалистическим уклоном (Китай) или с буржуазным (Франция). Глава государства с таким строем выбирается населением или же избирательной коллегией, специально организованной. Государственный строй России – также республика. Однако почти всю свою историю Российская Федерация была монархией. Что это за строй?

Монархия: краткая характеристика

Государственный строй с монархической формой правления менее распространен, чем республика. При монархии вся верховная власть в стране принадлежит одному человеку — монарху. Это может быть император, эмир, султан, король, князь, шах. Власть в таких государствах передается строго по наследству. Есть монархия конституционная и есть абсолютная.

Абсолютная монархия

Этот государственный строй предполагает то, что власть одного самодержца не ограничена ничем. На политической карте современного мира таких стран осталось крайне мало. В основном в государствах с абсолютной монархией король (князь, шах, султан и так далее) одновременно является и президентом, и премьер-министром, и верховным судьей, и главнокомандующим, и даже главным духовным лицом. Правительство же формируется из членов правящей семьи и приближенных. Абсолютные монархии в современном мире — это Кувейт, Катар, Бруней, Омар, Бахрейн, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и другие.

Конституционная монархия

Государственный строй стран с подобной формой правления более распространен, чем предыдущий. При конституционной монархии правитель ограничен конституцией, и ему (а также правительству) принадлежит исполнительная власть. Законодательным органом выступает парламент. Именно поэтому часто говорят, что в данном случае монарх «не правит, но царствует». Зачастую страны с таким государственным устройством сохраняют династию королей в качестве символа и традиции, уважения к прошлому и консервативности. К конституционным монархиям относят Бельгию, Великобританию, Данию, Испанию, Норвегию, Японию, Марокко и другие. Британию можно назвать наиболее старой страной с такой формой правления. Король (на сегодняшний день королева – Елизавета Вторая) номинально является главой государства и возглавляет Британское Содружество. В пятнадцати странах этого Содружества королева именуется формальной главой страны, а ее интересы и власть представляют генерал-губернаторы. Это относится к Канаде, Новой Зеландии, Австралии.

Империи и теократии

Такой общественный и государственный строй, как империя, нынче редко встречается. Япония – фактически единственная страна с таким устройством. Император выступает символом единства нации, однако вся исполнительная и законодательная власть принадлежит кабинету министров и парламенту. До середины двадцатого века Япония была монархией абсолютной, законы наделяли императора огромной, ничем не ограниченной властью. Ему приписывалось божественное происхождение, и фактически в стране существовал культ правителя. В 1947 году была принята конституция, и абсолютная монархия была полностью упразднена.

Государственный строй теократия является разновидностью монархической формы правления, когда глава церкви считается и правителем. Ярким примером монархии теократической является такое государство, как Ватикан. Также можно найти некоторые примеры на Ближнем Востоке в исламских странах, где религиозная составляющая традиционно сильна в общественно-социальной и политической жизни.

Унитарное государство

При унитарной форме государственного и территориального деления (устройства) на территории государства нет никаких образований с самоуправлением. Слово «unitas» с латыни переводится как «единство». В государстве с такой формой устройства есть одна единственная конституция (основной закон), единая для всех система органов власти. Административные органы выполняют функции исполнительной власти. А парламент занимается формированием законодательной, правовой и нормативной базы. Подавляющее большинство стран мира – унитарные государства. Например, можно назвать Францию, Японию, Венгрию, Италию, Ирландию, Нидерланды, Португалию, Китай, Монголию, Индонезию, Турцию, Сирию, Алжир, Украину и многие другие.

Федеративное государство

Термин происходит от латинского слова «foederatio», что в переводе на русский язык означает «союз». Что характерно, государственный строй России в плане ее территориально-государственного устройства – федерация. В таких странах наряду с едиными органами власти и общим законом существуют также и отдельные территориально-административные единицы, которые обладают некоторой политической и экономической самостоятельностью, но при этом входят в состав одного «союзного» государства. Как правило, такие федеративные образования (штаты, республики, провинции, земли и так далее) имеют собственные исполнительные, законодательные, судебно-процессуальные органы власти, а более того, и свою конституцию (написанную на основе общей). Такой государственный строй существует у Российской Федерации, Индии, Бельгии – тут подобное устройство связано с этническими и языковыми различиями. В Соединенных Штатах Америки и Германии такое деление обусловлено историческими особенностями и географической спецификой. Крайне редко также встречается конфедерация как форма территориального и государственного устройства. Как правило, ее временно формируют для достижения военных внешнеполитических целей.

Российская Федерация

Государственный строй России – республика, суверенная демократия с федеративной формой государственного устройства (это закреплено в Конституции от 12.12.1993). Россия состоит из двадцать одной республики, шести краев, десяти автономных округов, одной области автономии, сорока девяти областей. В Федеративном договоре предусмотрено разграничение полномочий и обязанностей между субъектами РФ. В ведении органов федеральной власти находятся функции изменения и принятия Конституции, защита свобод и прав человека, определение федеральной политики в разных областях (социальной, экономической, культурной, национальной и так далее), энергетика, транспорт, оборона и защита границ, безопасность. Субъекты Федерации решают такой круг вопросов, как распоряжение своими природными богатствами, собственная экономика, правовое внутреннее регулирование.

Форма государства Российской Федерации

«Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»

Конституция РФ часть 1статья 1

Форма правления

До 1917 г. Россия была по форме правления монархией. В разные периоды истории Россия была и сословно представительной монархией (до середины17в. существовал Земский собор как сословно-представительный орган) и абсолютной монархией (с конца 17в. характерно максимальное сосредоточение власти как светской, так и духовной в руках монарха), в начале 20в начался процесс формирования конституционной монархии. В результате революции 1917г. монархия прекратила своё существование. 1 сентября 1917г Россия была провозглашена республикой.

Действующая Конституция определяет Российскую Федерацию как «государство с республиканской формой правления» (ч. 1 ст. 1). Среди ученых, юристов в настоящее время не сложилось единого мнения по поводу того к какому типу республики следует относить современное российское государство: одни авторы оценивают форму правления Российского государства как смешанную (полупрезидентскую) республику; другие рассматривают ее как неопрезидентскую; третьи отмечают, что «организация государственной власти в РФ носит в целом асимметричный и несбалансированный характер – с явным перекосом в пользу полномочий Президента и его доминирующей роли в решении государственных дел» и рассматривают организацию государственной власти под углом зрения разновидности (российской модели) президентской республики.

Для характеристики формы правления существенное значение имеют взаимоотношения президента и правительства. Согласно Конституции РФ Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83 Конституции РФ); перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия (ст. 116 Конституции РФ); в случае отставки Президента РФ его полномочия может временно исполнять только Председатель Правительства РФ (ч. 3 ст. 92 Конституции РФ); Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ (ч. 4 ст. 78); Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83 Конституции РФ).

Весьма значительны кадровые полномочия Президента РФ. Конституция РФ (п. «а» ст. 83; ч. 1 ст. 111) устанавливает, что Президент РФ назначает Председателя Правительства с согласия Государственной Думы; при этом решение нижней палаты парламента не имеет значения, поскольку после трехкратного отклонения представленных кандидатур президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ). В соответствии с Конституцией РФ другие члены правительства (заместители Председателя Правительства и федеральные министры) назначаются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства (п. «д» ст. 83; 112 Конституции РФ).

Президент вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ вне процедуры обжалования этого в судебном порядке. Наличие столь значительных полномочий главы государства в сфере исполнительной власти даёт основание сделать вывод о том, что Президент РФ является главой исполнительной власти. Следовательно, Россия – президентская республика. Однако такой вывод противоречит Конституции РФ ч. 2 ст. 110 «Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров» (т.е. Президент РФ не входит в состав Правительства РФ) и ст.113 «Председатель Правительства Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу». А значит, Россию нельзя определить как республику президентского типа.

По ряду присущих форме правления РФ характеристик ее нельзя оценивать и как смешанную республику. Главное отличие Российской Федерации от такой формы правления состоит в том, что Правительство РФ формируется и несет ответственность главным образом перед Президентом и в гораздо меньшей степени перед Государственной Думой.

В этой связи логичен был бы вывод о том, что российская модель организации государственной власти предполагает функционирование государства именно по образцу президентской республики. Однако наличие у Президента права роспуска одной из палат российского парламента противоречит классическим представлениям о данной форме

правления.

С учетом этого, представляется обоснованным мнение российских ученых, квалифицирующих форму правления Российского государства как республику близкую (сходную) по своему значению с президентской формой правления, но имеющую свои особенности.

Политический режим

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение, прежде всего, в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; местном самоуправлении; политическом многообразии. Рассмотрим эти признаки подробно.

1. Единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ).

Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим и может иметь только одного субъекта – народ.

Конституция РФ закрепляет исключительное право многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в РФ. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, – указывается в ст. 3 – захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции).

«Высшим непосредственным выражением власти народа, – указывается в Конституции РФ (ст. 3), – являются референдум и свободные выборы».

Референдум – это всенародное голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей ее территории.

На референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции России.

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:

1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;

2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или досрочного формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);

3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и соборов, а также освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

6) амнистии и помилования.

Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ.

Помимо всероссийских референдумов могут проводиться республиканские (республик в составе РФ), региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и т.д.

Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории РФ, либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, либо на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Другой формой осуществления гражданами принадлежащей им власти являются выборы. Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения властей (ст. 10 Конституции РФ):

— законодательная власть — Федеральное Собрание РФ,

— исполнительная власть — Правительство РФ,

— судебная власть — суды РФ.

Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти. В своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу. Конституция РФ устанавливает систему сдержек и противовесов, например:

— право Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ;

— право Президента РФ распускать Государственную Думу;

— право Конституционного Суда признавать неконституционными законы, принятые Федеральным Собранием;

— право Совета Федерации на утверждение указа Президента РФ о чрезвычайном и военном положении;

— право Совета Федерации применять в отношении Президента РФ механизм импичмента (т. е. отстранения от должности).

3. В РФ признается и гарантируется местное самоуправление (ст.12 Конституции РФ).

В современных условиях в РФ под местным самоуправлением понимается право и способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел. Согласно ст. 132 Конституции РФ «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».

Местное самоуправление в РФ включает представительные органы власти, органы управления (местная администрация), различные территориальные формы непосредственной демократии (местные референдумы, собрания граждан и др.), а также органы территориального общественного самоуправления населения.

Местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти, поэтому именно здесь имеются большие возможности для проявления гражданских инициатив, форм самоорганизации граждан, включения их в реальное управление своих городов, посёлков, сёл, деревень, муниципальных районов. Именно здесь ведётся поиск эффективных моделей народоправия – той низовой демократии, на основе которой реализуется конституционное положение о России как демократическом государстве.

4. В РФ признается политическое многообразие, многопартийность (ст. 13 Конституции РФ).

Это означает, что в России на определенных законом основаниях могут создаваться, регистрироваться и осуществлять свою деятельность различные общественные политические объединения. В Конституции РФ указано, что «общественные объединения равны перед законом». Это равенство проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений. В России, помимо равенства перед законом, закрепляется равенство общественных объединений между собой. Это предполагает равенство прав и обязанностей общественных объединений, как в общественной, так и в хозяйственной деятельности.

Закрепленный в Конституции России принцип многопартийности предполагает, что каждая партия как разновидность общественного объединения, выражая политическую волю своих членов, стремится к участию в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституция РФ предусматривает запрет на «создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

В России существует множество политических партий: «Единая Россия», «КПРФ», «ЛДПР», «Справедливая Россия», «Родина», «Яблоко», «Патриоты России», «Альянс зелёных» и др. (всего по данным Министерства юстиции РФ на начало 2016 г. в России зарегистрировано 77 политических партий). Также в России действует множество общественно-политических организаций и движений: Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ; движение «Женщины России», движение «Наш дом – Россия», политическая общественная организация «Общее дело» и другие. Люди, социальные общности имеют возможность свободно выбирать политические организации, соответствующие их ценностям, взглядам, ориентациям, отвечающие их интересам.

Политический плюрализм неразрывно связан с идеологическим плюрализмом, который отражает многообразие идей и мнений в политике, что дает возможность в споре, диалоге сопоставлять различные точки зрения и находить оптимальные пути решения политических проблем.
При этом в Конституции РФ подчеркивается, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

5. Демократический характер Российского государства, выражается также в следующих элементах:

— в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ст. 17 Конституции РФ).

— в РФ гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина (ст. 19 Конституции РФ).

Территориально-государственное устройство РФ

Российская Федерация – федеративное государство.

Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 г. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.

Конституция РФ определяет Россию как федеративное государство (ст.1 Конституции РФ).

Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами РФ.

Вот почему Российская Федерация с самого начала ее создания являлась одновременно и национальным государством русского народа, составляющего подавляющее большинство ее населения и давшего имя республике, и основанной на автономии федерацией, объединившей в своем составе русский и многие другие народы.

Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта Федерация носила не конституционно-договорный характер, как многие другие федерации, а конституционно-правовой характер, поскольку была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе провозглашения ее федерацией в Конституции РФ.

В настоящее время вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов.

Как и любая другая федерация, Россия является не союзом государств, а единым государством. Поэтому находящиеся в ее составе субъекты не могут заключать с ней межгосударственные договоры на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами. Другое дело – многосторонние и двусторонние соглашения между Российской Федерацией и ее субъектами о распределении полномочий между ними. Именно таким соглашением является Федеративный договор – Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ. Сегодня Федеративный договор наряду с Конституцией РФ лежит в основе отношений России с республиками, подписавшими этот Договор.

Таким соглашением является Договор Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 г. «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан». Этот Договор наряду с Конституцией РФ является основой отношений Федерации с Республикой Татарстан, не подписавшей в свое время Федеративный договор.

В настоящее время такие договоры подписаны также с Башкортостаном, Кабардино-Балкарией, Северной Осетией – Аланией и некоторыми другими субъектами Федерации.

В настоящее время Российская Федерация имеет в своем составе три вида субъектов:

— государства в составе Российской Федерации, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик,

— государственно-территориальные образования – края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальными единицами Российской Федерации,

— национально-государственные образования – автономная область и автономные округа.

Таким образом, в составе субъектов Российской Федерации и сейчас сохраняются традиционные автономные образования.

Автономия в РФ – это самостоятельное осуществление государственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компетенции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти при участии соответствующей автономной единицы.

Автономия в РФ построена по национальному признаку. Это значит, что она создается с учетом национального состава населения, проживающего на ее территории (Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область). В зависимости от численности населения, уровня и перспектив развития экономики и других факторов образуются различные виды автономии – автономная область или автономный округ. При этом принимается во внимание воля населения создать то или иное автономное образование или преобразовывать один вид автономии в другой.

Глава 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» определяет правовые основы статуса Федерации и ее субъектов, даёт полный перечень этих субъектов, устанавливает исключительную, а также совместную с ее субъектами компетенцию РФ.

Нормы института государственного устройства содержатся также в Федеративном договоре от 31 марта 1992 г., в нормативных актах органов государственной власти Российской Федерации; Президента и Правительства Российской Федерации; в конституциях, уставах и других законодательных актах субъектов Российской Федерации.

В России федерализм – это, прежде всего, государственная организация национальных отношений. Исторический опыт российского федерализма подтвердил его жизненную необходимость для разрешения национального вопроса в РФ, для осуществления суверенитета наций, составляющих многонациональный народ России.

Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории Российской Федерации. Суверенитет нации означает ее верховенство и независимость в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, ее свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности.

Российский федерализм означает свободное развитие наций и народностей, проживающих на территории России. Такое развитие выражается в создании различных форм национальной государственности народов РФ – республик, автономной области, автономных округов, а также в преобразовании одних форм национальной государственности в другие. Свободное развитие наций и народностей означает также развитие национальных языков.

Однако российский федерализм – не только форма разрешения национального вопроса в многонациональной Республике, но и форма демократизации управления государством.

Федерализм имеет существенные преимущества в этом отношении перед унитаризмом. Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам – важная гарантия демократизма в управлении государством. Центр в таких условиях лишается монополии на власть и потому не может употребить ее произвольно, она повсеместно встречается со «сдержками и противовесами». Открывается больше возможностей для устройства управления на местах в соответствии с их интересами, а интересы одного региона не приносятся в жертву интересам других. В результате образуются многочисленные центры интересов, характеризующиеся своими особенностями, и вместо единообразия, установленного центром, создается единство в разнообразии, что и составляет высшую цель общественного развития.

Федеративное устройство Российской Федерации основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью. Эти принципы являются исходными началами территориального устройства не только самой Федерации, но и ее субъектов. К ним, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 5), относятся:

1. Государственная целостность РФ

РФ состоит из государств, государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целей с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов РФ к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности РФ.

Государственная целостность РФ обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; единым гражданством РФ; отсутствием у субъектов РФ права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности России, единству системы государственной власти.

2. Единство системы государственной власти

Единство системы государственной власти – одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации. Одновременно это единство выступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации.

Единство системы государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.

В Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы – Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Система органов государственной власти основана на принципе разделения властей не только по горизонтали, т.е. между законодательной, исполнительной и судебной властями, но и по вертикали, т.е. разграничении предметов ведения и полномочий различных видов органов Российской Федерации и ее субъектов (ст.71, ст.72 Конституции РФ).

4. Равноправие и самоопределение народов РФ

Все народы в Российской Федерации пользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и в других областях.

Народы Российской Федерации пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. В настоящее время в Российской Федерации имеется: 22 республики, одна автономная область и 4 автономных округа. Все они являются формой объединения многих народов. Это означает, что десятки народов обрели в Российской Федерации свою государственность, а, следовательно, реализовали на практике свое право на самоопределение.

Право народов России на самоопределение может быть реализовано либо только в рамках Российской Федерации, либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации.

5. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Это равноправие означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе Федерации не может быть субъектов, имеющих какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе РФ, равноправны.

Однако это равноправие не означает, что все субъекты РФ вообще обладают одинаковыми правами. Республика в составе РФ является государством, и она, конечно, не может иметь одинаковые права, скажем, с автономным кругом. Вместе с тем, бесспорно, равноправны все республики в составе РФ, равноправны все области и края, равноправны все города федерального значения, равноправны все автономные округа.

Принципы государственного устройства Российской Федерации тесно взаимосвязаны. Их главная цель и практическое назначение состоят в том, чтобы способствовать успешному государственному строительству в Российской Федерации.

Список используемой литературы:

Российская Федерация — демократическое государство.
Ст.1 Конституции провозглашает, что РФ есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления.
Для демократического режима характерны следующие признаки: реальное осуществление свободных выборов; наличие многопартийной системы при которой в стране действует несколько партий и каждая участвует в политической жизни или непосредственно представлена в парламенте; наличие демократического законодательства и прежде всего Конституция; свобода средств массовой информации; осуществление каждым гражданином предоставленных ему прав и укрепление законности и правопорядка.
Российская Федерация – федеративное государство: основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий м/у федеральными органами государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.
Российская Федерация — правовое государство: форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами, основанное на принципах приоритета и гарантированности прав человека, верховенство права и разделения властей.
Признаки: верховенство права, взаимной ответственности государства и личности, реальные права и свободы личности, наличие гражданского общества (общество развитых политических, экономических, культурных отношений независимое от государства, но взаимодействующее с ним).
Республиканская форма правления – форма правления, характеризует способы образования высших органов государственной власти, а также порядок распределения м/у ними полномочий.
Российская Федерация – социальное государство — ст.7 – политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Российская Федерация – светское государство – означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности.ст.28 гарантия свободы совести и вероисповедания.

Добавить комментарий