Франция после 2 мировой войны

Несмотря на то, что во Второй мировой войне Франция понесла сравнительно меньший урон, чем в Первой мировой войне, однако международный престиж ее был сильно подорван, и в финансовом отношении она попала в зависимое от США положение. Индо-Китай вышел из-под контроля, Сирия и Ливан получили независимость.
Послевоенная история Франции делится на 3 периода:

  1. Временный режим – 1944-1946 годы.
  2. Четвертая республика – 1946-1958 годы.
  3. Пятая республика – после 1958 года по настоящее время.

При Временном режиме Францией управляло Временное правительство под руководством генерала Шарля де Голля (1890- 1970 г.). Поводя политику национализации, Временное правительство выкупало у владельцев электростанции, угольные шахты, авиационные и страховые компании. Было восстановлено социальное законодательство времен правительства Народного Фронта, восстановили демократический строй.

В октябре 1945 года были проведены выборы в Учредительное Собрание. Шарль де Голль предложил создать президентскую республику по образцу Соединенных Штатов. Но в политической борьбе вокруг проекта новой конституции де Голль проиграл и ушел в отставку.

Четвертая республика. Франция в 1950-1960-х годах
С принятием новой конституции в декабре 1946 года Франция вступила в 12-летний период существования Четвертой республики. Это была одна из демократичнейших конституций в Европе. Франция объявлялась парламентской республикой. Было введено всеобщее избирательное право, социальное обеспечение и право на образование. Парламент состоял из двух палат: Национальное Собрание (позднее Сенат) и Совет Республики. Президент избирался на совместном заседании обоих палат сроком на 7 лет.

В 1948 году промышленное производство достигло довоенного уровня, в 1949 году была отменена карточная система. В 50-е годы начался экономический подъем. Темпы экономического роста уступали ФРГ и Италии, но были значительно выше, чем в Англии. Был принят «план Монне”, предусматривавший активное вмешательство государства в экономическое развитие.

Растущее рабочее движение в 50-е годы заставило правительство идти на уступки. Был принят закон о коллективных договорах, заработная плата повысилась, был определен ее гарантированный минимум. В мае 1947 года коммунисты были выведены из состава коалиционного правительства за то, что они поддержали забастовку на заводе Рено.

На выборах 1956 года победили левые силы – коммунисты, социалисты, радикалы. Во главе с Ги Молле было создано правительство, названное «Республиканский фронт”.

Новое правительство в 1956 году подтвердило независимость Туниса и Марокко, но война в Алжире продолжалась. По своему статусу Алжир, лучшие земли которого принадлежали французам, назывался не колонией, а заморским департаментом.

Французский воинский контингент, воевавший в Алжире, 13 мая 1958 года поднял восстание и отказался подчиняться правительству. 1 июня 1958 года было создано правительство де Голля, которому было дано право законодательной инициативы и неограниченные полномочия.
Проведенный в сентябре 1958 года референдум утвердил конституцию Пятой республики во Франции. Франция стала президентской республикой.

Президент избирался всеобщим голосованием на общих основаниях на 7 лет и имел широкие полномочия. Он был главой государства и исполнительной власти, командующим вооруженными силами, мог издавать декреты без необходимости утверждения их парламентом. Президент имел право распустить парламент, объявить новые выборы, путем референдума выносить новые законы на утверждение народа.

На парламентских выборах 1958 года победила созданная де Голлем партия «Союз за новую республику”, а на президентских выборах победил сам де Голль (1958-1969 г.).

Де Голль ставил целью усилить монополии и сделать их конкурентоспособными в борьбе с монополиями США, Западной Европы и Японии. Были созданы новые отрасли промышленности – атомная, радиоэлектроники. По основным показателям Франция обогнала Англию и вышла на пятое место в мире. По темпам экономического развития Франция уступала только Японии. В Западной Европе она стала самым крупным поставщиком продуктов.

Была решена и проблема колоний. В 1960 году получили независимость Эквадор и Западная Африка, а в 1962 году по Эвианским соглашениям независимость получил Алжир.

В этот период была создана секретная вооруженная организация, ставившая своей целью свержение де Голля и установление фашистской диктатуры.

Во внешней политике де Голль выдвинул три цели:

  • восстановить «Великую Францию”;
  • укрепить независимость Франции;
  • ослабить влияние США в Европе.

Де Голль уладил отношения с СССР, критиковал вторжение США во Вьетнам, всеми способами не допускал вмешательства США в европейские дела. Делая самостоятельные шаги во внешней политике, в 1966 году Франция вышла из военной структуры НАТО, сохраняя членство в этой организации. Десятилетнее правление Де Голля укрепило экономику Франции и подняло её международный престиж.

В мае 1968 года студенты вышли на демонстрацию, требуя коренного пересмотра системы образования, увеличения дотаций на образование и стипендий. Полиция применила силу. Это стало причиной месячной всеобщей забастовки, парализовавшей всю страну. Потерявший авторитет де Голль в 1969 году подал в отставку. В том же году президентом был избран Ж.Помпиду (1969- 1974).

Франция в 1970-1980 годах

Ж. Помпиду улучшил отношения с США, не стал препятствовать вступлению Англии в ЕЭС. После смерти Помпиду президентом стал Валери Жискар д’ Эстен. Лидер голлистов Жак Ширак стал премьер-министром.

В 1974 году Францию охватил экономический кризис: производство упало, безработица и инфляция возросли, жизненный уровень населения снизился, рабочее движение усилилось. Это событие ускорило приход к власти левых сил.

В 1981 году левые силы выиграли президентские и парламентские выборы. Лидер социалистической партии Ф. Миттеран был избран президентом. Новое правительство провело самые большие реформы со времен Народного Фронта. Увеличилась зарплата, пособия по безработице и многодетным семьям, пенсии и социальные дотации, рабочая неделя сократилась до 39 часов, расширилось вмешательство государства в экономику, осуществлялась политика национализации собственности. Чтобы обуздать инфляцию был установлен государственный контроль за ценами и зарплатой. В 1984 году правительство остановило реформы и перешло к режиму жесткой экономии.

После поражения левых на парламентских выборах 1986 года Жак Ширак стал премьер-министром. Он вернул национализиро­ванные предприятия их владельцам, ликвидировал налоги на крупный капитал, сократил иммиграцию. Ослабло государственное регулирование бизнеса, все силы были направлены на борьбу с инфляцией. Выросла безработица. Это стало причиной поражения Ширака на президентских выборах 1988 года. Миттерана повторно выбрали на 7 лет президентства. В 1995 году социалисты и коммунисты переживали кризис, что способствовало избранию Жака Ширака в президенты.
Франция на современном этапе

На парламентских выборах 1997 года победил блок левых сил (социалисты, коммунисты и зеленые). Лидер социалистов Л. Жоспен сформировал правительство.

Выборы 2002 года также завершились победой Жак Ширака. А в 2007 году президентом стал М. Саркази.

Сегодня исполнилось ровно три года после проведения Крымского референдума о вхождении в состав России. Как мы знаем, его итоги (96,77% проголосовали за отсоединение от Украины) были приведены в действие. В Европе в очередной раз изменились границы, и многих этот факт, прямо скажем, напугал. Некоторые называли это «беспрецедентным случаем в послевоенной Европе» и напоминали о принципе территориальной целостности государств.

На самом деле, ничего необычного и «беспрецедентного» в отсоединении Крыма нет. Границы постоянно менялись и меняются. Даже после Второй Мировой войны. Даже в Европе. Давайте вспомним, как перекраивали карту Старого света после 1945 года.

Начнем с того, что сразу после войны победители (США, СССР, и Великобритания) заключили два важных договора — Ялтинский (от 13 февраля 1945 года) и Потсдамский (от 2 августа 1945 года). В этих документах и были заложены границы новой, послевоенной Европы.

Спустя три десятилетия, в 1970-х годах принцип неприкосновенности послевоенных границ был закреплен принятием еще одного многостороннего документа — Заключительного акта Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в системе принципов взаимоотношений государств — участников Совещания, в котором было закреплено следующее: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, так и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они будут соответственно воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника».

Правда вот, положения вышеуказанных договоров так и остались лишь на бумаге. В реальности политики на них никогда не обращали внимания.

Уже в 1957 году начали потихоньку менять границы: тогда Саарская область вошла в состав Федеративной Республики Германии. После Второй Мировой войны эта небольшая территория была наделена статусом отдельного буферного государства наподобие Люксембурга, однако управляла ей Франция. США и Великобритания стремились отдать Саарскую область окончательно под власть Парижа, однако тогдашний президент Шарлль де Голль не торопился принимать ее состав своей республики. В ходе бурной общественной дискуссии и скандалов было решено все-таки отдать эту территорию. Но не Франции, а Германии.

В 1964 году Мальта вышла из состава Великобритании. На карте Европы появилось новое государство.

В 1990 году случилось присоединение ГДР (Восточной, социалистической Германии) к ФРГ (Западной, капиталистической).

В 1991 году прекратил свое существование Советский Союз, распавшийся на 15 независимых государств. Это было самым масштабным за последние десятилетия перекраиванием карты не только Европы, но и всего мира. В Старом свете появились независимые Эстония, Латвия, Литва, Беларусь, Украина, Молдова, Россия, Грузия, Армения, Азербайджан. В Средней Азии между Россией и Афганистаном также возник ряд новых государств — Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан.

В 1992 году на карте Европы появились еще четыре новых государства: Словения, Босния и Герцеговина, Хорватия и Македония. Они вышли из состава Югославии, в которой остались только Сербия и Черногория.

1 января 1993 года прекратила свое существование Чехословакия. В Европе с тех пор появились два новых государства — Чехия и Словакия.

В 1994 году от Грузии были отделены Южная Осетия и Абхазия.

В 1999 году войска НАТО приложили максимум усилий к тому, чтобы остатки Югославии были уничтожены. С помощью их бомбардировок был смещен режим Слободана Милошевича, который стал одной из центральных фигур этнических конфликтов на Балканах в 1990-х годах. Историки и политики до сих пор спорят о его роли. Некто критикует и обвиняет во всех бедах, другие считают героем сербского народа, защитником и миротворцем.

Как бы то ни было, в 2000 году он сложил свои полномочия, а спустя год был задержан и тайно передан Международному трибуналу по военным преступлениям в бывшей Югославии, что вызвало возмущение значительной части сербской общественности и президента Коштуницы.

Вышеописанный политический кризис привел к тому, что остатки Югославии в 2002 году стали называться Республикой Сербии и Черногории, а в 2006 году окончательно распались на два новых государства — Сербию и Черногорию.

Спустя всего два года маленькую Сербию еще больше раздробили, дав шанс на самоопределение Республике Косово. Притом, сербское руководство было категорически против этого, но западные государства напомнили Белграду о «праве на самооределение», Россия же не признала появление нового государства.

Сейчас Косово — частично признанное государство, де-факто независимое. Но по Конституции Сербии, оно все еще обязано подчиняться Белграду.

В 2014 году Крым вышел из состава Украины, и по результатам референдума вошел в состав России.

***

Как видно, иллюзия того, что изменения границ остались в далеком прошлом, — миф. Даже в наше время, когда международные отношения урегулированы множеством деклараций и договоров, а политики все чаще говорят о глобальных проектах и общечеловеческом братстве, возникновение новых государств на карте цивилизованной Европы — дело обыденное. То ли еще будет…

Кирилл Озимко

В рубрике «Народные новости» публикуются материалы от читателей портала, мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Франция (1945-2011)

Внутренняя политика

После Второй мировой войны перед патриотами стала первостепенная задача – объединить все полит силы страны, боровшиеся против фашизма, для возрождения Франции. Наиболее приемлемой фигурой для этого являлся генерал Шарль де Голль.

3 июня 1943 года в Алжире в результате соглашения между руководителем Французского национ-го комитета Шарлем де Голлем и главой французской администрации и командующим армией в Северной Африке Анри Жиро был создан орган центральной французской власти – Французский комитет национального освобождения (ФКНО).

Комитет представлял государственные интересы Французской Республики и руководил действиями французских патриотов в антифашистской коалиции в 1943–1944. 26 августа 1943 года ФКНО был признан СССР, США и Великобританией. Комитет заявил о решимости продолжать борьбу против фашистских держав в целях полного освобождения французской территории. Он обязался восстановить «все французские свободы, законы республики и республиканский режим». В ноябре 1943 года в состав ФКНО вошли представители некоторых организаций внутреннего Сопротивления, а в апреле 1944 года – два представителя Французской компартии. Под властью ФКНО объединились почти все бывшие французские колонии и значительные вооруженные силы. Его общее руководство признавали центральные органы внутреннего Сопротивления. 2 июня 1944 года ФКНО принял название Временного правительства Французской Республики. Сформированное правительство было коалиционным. В него вошли представители трех партии: Коммунистической, Социалистической и партии Народно- республиканское движение, образованное католиками. Встав во главе Временного правительства, де Голль приступил к выполнению программы, которая предусматривала наказание изменников родины, восстановление республиканской законности, повышение жизненного уровня трудящихся, признание их прав на участие в управлении производством, национализацию банков, средств транспорта и некоторых отраслей промышленности. В 1944-45 правительство провело чистку гос аппарата от вишистов: свыше 2 тыс предателей были приговорены к смертной казни. Принят закон о национализации угольных шахт, части авиационных заводов и автомобильного завода Рено, владелец которого сотрудничал с оккупантами, а также пяти крупных банков. Позитивным результатом национализации была стимуляция дальнейшего развития производства и ограничение всевластия монополий. После освобождения Франции ведущую роль в жизни страны играли 4 полит-е партии: Французская Коммунистическая партия, Социалистическая партия, Партия радикалов и радикал-социалистов, партия Народно-республиканское движение. Встал вопрос о будущем гос устройстве Франции. На референдуме (октябрь 1945) 18 млн. человек из 19 высказались за созыв Учредительного собрания и новую конституцию. Выборы в Учредительное собрание принесли огромный успех компартии; на втором месте — партия Народно-республиканского движения (МРП) — ее основа бывшие христианские социалисты, опора — монополи и банки; на третьем месте — социалисты. Проект новой конституции вырабатывался всеми тремя партиями правительственной коалиции. Коммунисты — за однопалатный парламент и ответственное перед ним правительство, против предоставления президенту широких полномочий (этот проект был отвергнут на референдуме). Второй проект — двухпалатный парламент, усиленная власть президента -стал законом в октябре 1946 года — конституцией 4 республики:

  • Открывается Декларацией прав человека и гражданина, дополненной: правом на организацию профсоюзов и на забастовку; равноправие женщин; запрещение дискриминации по мотивам национальности, вероисповедания или политических убеждений; право государства ограничивать частные монополистические союзы; бесплатное светское образование;
  • Законодательная власть — Двухпалатный Парламент: Национальная ассамблея (избиралась на основе всеобщего и прямого избирательного права); Совет республики (избирается коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права), имеет право рекомендовать поправки к тексту одобренного Национальной ассамблеей законопроекта, с которыми последняя могла не посчитаться.
  • Президент избирается парламентом на 7 лет; может быть переизбран 1 раз. Подписывает и ратифицирует договоры; обнародует законы; каждый акт президента должен быть скреплен председателем Совета министров и одним из министров.
  • Президент намечает председателя Совета министров; министры несут коллективную ответственность перед Национальной ассамблеей за общую политику кабинета и индивидуальную ответственность за их личную деятельность. Они не несут ответственности перед Советом Республики.
  • Местные коллективы — коммуны, департаменты, заморские территории. Они свободно управляются советами, избираемыми всеобщим голосованием.

Сложившаяся в период Временного режима трехпартийная коалиция могла укрепить свои позиции после принятия Конституции. Однако различные точки зрения на будущее Франции привели к разногласиям в коалиции. Обстановка обострилась в мае 1947, когда фракция коммунистов в парламенте выразила вотум недоверия правительству, не выполнившему требование бастующих рабочих о повышении з/п. Президент и премьер-министр обвинили коммунистов в нарушении принципа «министерской солидарности» и вывели их из правительства. Однако правящая коалиция усматривала для себя опасность не только со стороны коммунистов, но и со стороны голлистов. Лидер социалистов Л.Блюм выдвинул теорию «третьей силы». Суть ее сводилась к тому, что «истинные» сторонники республиканского строя (социалисты, МРП и радикалы) должны отстаивать среднюю линию между коммунистами и голлистами, выступая против тех и других. Фактическая политика третьей силы разобщала демократические слои населения.

В апреле 1958 во Франции разразился полит кризис. Этим решили воспользоваться ультраколониалисты в Алжире. В такой обстановке находившийся в отставке де Голль предложил свое посредничество, обещая правым создать сильное правительство, а демократическим кругам покончить с алжирским мятежом. 1 июня 1958 было создано правительство де Голля, а 2 июня парламент предоставил ему неограниченные полномочия. Де Голль объявил о роспуске Национального собрания. Эти события подвели черту под существованием Четвертой Республики. Будучи сторонником «великой Франции», де Голль считал, что для этого должна существовать сильная исполнительная власть. И первым шагом на этом пути была выработка новой конституции, которая была принята 28 сентября 1958. Конституция 1958 г. определила основные параметры государства, установив, что Франция является неделимой, светской, демократической и социальной республикой. Принцип республики: «Правление народа, по воле народа и для народа» (статья. 2). Принятие Конституции ознаменовало вступление Франции в период развития Пятой республики. По конституции 1958 , власть президента и правительства расширена, а законодательные права парламента сильно урезаны. Создавшаяся политическая система вошла в историю под названием «режим личной власти».

Весной 1968 происходит обострение социальных отношений в стране, приведших к массовому взрыву. В начале мая 1968 студенты Парижа объявили забастовку, прекратили занятия и заняли помещения учебных заведений. Вскоре она переросла во всеобщую стачку и приобрела небывалый размах. Майские события до основания потрясли франц-е общество, что свидетельствовало о глубоком кризисе существующей системы. Президент де Голль осознал необходимость реформ. В своих выступлениях он критикует существующую систему и заявляет, что яв-ся противником капитализма в его тогдашнем воплощении, но не приемлет и современную модель социализма, поскольку она ведет к подавлению личности. Президент предложил «третий путь»: покончить с классовой борьбой путем участия рабочих в прибылях предприятий; участия служащих в управлении учреждениями, участия студентов в управлении высшими учебными заведениями. Де Голль считал, что система участия может привести к коренным изменениям в соц отношениях, создав новый общественный порядок. Свой проект реформы де Голль решил вынести на референдум. 27 апреля 1969 президенту стали известны результаты референдума. Французский народ сказал «Нет». Де Голль подал прощение в отставку. Преемником Де Голля стал Жорж Помпиду. Основное направление своей политики он обозначил словами «преемственность и диалог». Это означало, что он намерен продолжать политику де Голля, но готов к переговорам с полит оппонентами. Во внутриполит-й сфере новое правительство предусматривала участие трудящихся в управлении производством на основе «социального мира» рабочих с предпринимателями. Была продолжена реформа высшего образования, модернизация программы обучения. Серьезные изменения в расстановке социально-политических сил во Франции проявились в период 1973-1976 гг. когда голлистская партия утратила абсолютное большинство мест в парламенте и уступила важнейшие государственные посты представителям других правых и центристских группировок. Одновременно с изменением социальной базы и падением голлистской партии усилилось влияние левых сил. В 1972 г. реформированная Социалистическая партия (ФСП) и Французская коммунистическая партия подписали совместную Программу демократического Правительства народного единства. Программа предусматривала проведение в стране социально-экономических и политических преобразований, восстановление роли и престижа парламента и др.

В ХРЕСТОМАТИИ СТРАНИЦА 62,

Противостояние двух партийных блоков — коалиции левых сил, с одной стороны, и правоцентристской коалиции (ОПР-СФД)- с другой, получило название «биполяризации» политической жизни, став определяющей чертой развития политической системы Франции. «Биполяризация» открыла непосредственную возможность прихода к власти левого блока, а также изменений во взаимоотношениях властей. Президент и правительство могли отныне стать представителями противостоящих группировок, и их фактическая роль прямо зависела от связи с партийно-парламентским большинством. В июле 1971 года Конституционный совет Франции признал Декларацию прав человека и гражданина 1789 года конституционным нормативным документом и отнёс контроль за соблюдением Декларации в свою сферу ведения. Перед парламентскими выборами в марте 1973 Помпиду смог также собрать широкую правоцентристскую коалицию, включавшую т. н. «независимых республиканцев» и противостоящую социалистам (в это время как раз в 1973 году объединившимся). Помпиду продолжил ядерную программу де Голля, уделяя больше внимания не вооружениям, а мирному атому и безопасности ядерных предприятий (в марте 1973 была учреждена служба контроля за атомной энергией); 3 марта 1974 правительство приняло решение усилить инвестиции в ядерную программу для достижения энергетической независимости.

После смерти Помпиду 2 апреля 1974 его сменил лидер Национальной федерации независимых республиканцев Валери Жискар Д*Эстьен. Он выдвинул концепцию продуманного голлизма. Новое правительство провозгласило программу стимулирования ускоренного эконом-го роста как фактора выхода из структурного кризиса.

На кануне президентских выборов 1981 коммунистами и социалистам удалось преодолеть противоречия и выработать общую платформу. Кандидатом на пост президента от левых сил стал лидер Французской социалистической партии Франсуа Миттеран. В мае 1981 Миттеран одержал победу. В июне этого года левые завоевали большинство мест на выборах в парламент. Правительство Миттерана проводила активную социальную политику. Был восстановлен День победы над фашисткой Германией – 8 мая, отмененный прежним правительством. Упразднялась смертная казнь. Провели частичную национализацию предприятий и банков.

В 1986 во Франции состоялись парламентские выборы. Победу на них одержали правые партии. Новое правительство возглавил голлист Жак Ширак. Это осложнило деятельность президента. Однако после прошедших в 1988 президентских и парламентских выборах во Франции сложилась новая полит ситуация. Миттеран был избран на новый срок, Ширак уступил пост премьера социалиста Рокару. Период нового президенства левого лидера не внес ничего нового в полит стратегию. К тому же обострились внутриполит проблемы. Французская социалистическая партия оказалась на грани раскола. Проходившие в 1993 парламентские выборы принесли победу правому блоку. Премьер-министром вновь стал Ширак. Через два года состоялись президентские выборы, и Ширак одержал победу, став президентом. Правительство продолжило приватизацию. При Шираке срок президентских полномочий во Франции был сокращён с 7 до 5 лет. Всего Ширак провёл в Елисейском дворце 12 лет, тем самым его президентство стало вторым по продолжительности во французской истории после 14-летнего правления Миттерана. Во внутренней политике традиционный правый либерализм (низкая налоговая ставка, отсутствие контроля цен) сочетался при нём с определённым учётом опыта дирижизма (государственного вмешательства) и социальной политики; он неоднократно критиковал «англосаксонский ультралиберализм». Критики обвиняли Ширака в непоследовательности экономической политики и невыполнении предвыборных обещаний. В 2002 году Ширак был переизбран на второй президентский срок. Это произошло благодаря неожиданному выходу во второй тур лидера Национального фронта Жан-Мари Ле Пена, в результате чего Ширак, имевший довольно низкий рейтинг и набравший в первом туре лишь 20 %, получил 82 % голосов во втором. Перед вторым туром все левые партии (кроме Рабочей борьбы Арлетт Лагийе) призвали своих сторонников проголосовать за Ширака под лозунгами: «за вора, но не за фашиста» и «голосуй с прищепкой на носу». В дальнейшем рейтинг Ширака оставался низким и не превышал 35 % поддержки. Ситуация с Ле Пеном имела и то важное последствие, что не вышедший во второй тур премьер Жоспен подал в отставку, социалисты оказались в состоянии кризиса, и сформировалась широкая правая коалиция — Союз за президентское большинство, представители которого Жан Пьер Раффарен и Доминик де Вильпен возглавляли правительство на протяжении второго срока Ширака. Ряд правых и центристов, однако, не вошли в правящее большинство и образовали различные партии евроскептиков. В 2003 году Франция не поддержала военную операцию НАТО в Ираке. В 2005 году конституция Евросоюза, за которую активно агитировал Ширак, была отклонена на референдуме, после чего Раффарен подал в отставку. В европейском масштабе результат французского референдума привёл к отказу от данного проекта.

Социальная стабильность в обществе середины 2000-х гг. оставляла желать лучшего: 2005 год был ознаменован беспорядками в пригородах Парижа, 2006 год — выступлениями молодёжи против закона о контракте первого найма. Вновь набрали силу социалисты во главе с Франсуа Олландом и Сеголен Руаяль, которая была выдвинута в президенты. 74-летний Ширак, по некоторым данным, одно время рассматривал возможность баллотироваться в 2007 году ещё на один пятилетний срок, но впоследствии отказался от этой идеи. Собственным фаворитом президента был его последний премьер дипломат Доминик де Вильпен, однако реальная конъюнктура среди французских правых привела к тому, что 11 марта 2007 года Ширак публично поддержал кандидатуру Николя Саркози, министра внутренних дел и гос министра в кабинете де Вильпена. 23 июля 2008 г. по инициативе Н. Саркози была проведена самая масштабная реформа Конституции 1958 г. (было изменено или дополнено 47 статей из 89). Она проходила под лозунгом «модернизации институтов V Республики». Затронула реформа институтов Республики и институт Президента Республики:

— введён лимит на переизбрание: отныне «никто не может осуществлять более двух последовательных мандатов Президента Республики»)

— кандидаты на государственные должности «ввиду их значимости для защиты прав и свобод человека и экономической и социальной жизни Нации» до назначения Президентом будут заслушиваться постоянными комиссиями Национального Собрания и Сената; Парламент может наложить «вето» на кандидатуру, если «за предложение об отрицательном голосовании будет подано в совокупности 3/5 голосов присутствующих»;

— взятие полноты власти Президентом согласно ст. 16 Конституции ставится под контроль Конституционного совета (он высказывается о целесообразности чрезвычайного положения с точки зрения Конституции);

— Президент больше не будет возглавлять Высший совет магистратуры(высший орган судейского сообщества во Франции), но будет назначать омбудсмана — Защитника прав — самое главное: по американскому образцу, Президент сможет «взять слово» на совместном заседании палат Парламента — Конгрессе.

В июне 2007 года Парламентские выборы во Франции (2007) принесли партии Саркози большинство, однако она получила несколько меньше мест, чем рассчитывала. Кроме того, не избранный депутатом Жюппе подал из правительства в отставку.

На посту президента Саркози учредил множество комиссий и консультативных советов, призванных решить различные внутриполитические и экономические проблемы; осенью 2007 года отчёт должны были предоставить не менее 16 комиссий — уникальный случай в истории Пятой республики.

Во времена нахождения у власти «третьей силы» курс на сотрудничество с США и Англией усиливался, большую роль в это сыграли социалисты Рамадье и Бидо. Лидеры СФИО и МРП активно поддерживали «план Маршалла». По инициативе Франции было решено создать Европейскую экономическую комиссию для «изучения потребностей Европы»- Ж.Бидо. Что касается позиции РПФ по внешнеполитическому курсу, то это было «камнем преткновения» для партии. Де Голль стремился назвать Францию ядром Европейской политической системы, заявлял о величие страны, выступал за подчинение колоний,- все эти заявление были несовместимы с реальной обстановкой в стране. В это же время происходит капитуляция Франции в германском вопросе. «Бидо пытался оправдать перед Национальном собранием свою политику подчинения американским требованиям о первоочередном восстановлении Германии». Никогда еще ни один политический деятель не создавал в такой степени впечатления, что он сам не верит свои словам»- Жорж Коньо.

В подобных условиях развивалась колониальная политика, лидеры МРП, стоявшие за колонизаторскую позицию, и лидеры СФИО, стоявшие на этих же позициях, но старавшиеся угодить рядовым избирателям, не желавшим войны. При правительстве Шумана, решающую роль в Индокитайском вопросе стала играть партия МРП. В это же время США проводит политику вытеснения Франции из Индокитая и заявляет: «США готово оказать помощь для развития Лаоса, Вьетнама, Камбоджи на пути к независимости». Внутри правительства Франции также намечаются разногласия, СФИО и МРП борются за места в Индокитае, стремятся поставить своих ставленников. «Независимые» также являлись активными сторонниками колониальной политики. Что касается Атлантического союза, то наблюдалось единодушие по поводу участия в нем, на выборах в июле 1949 года, против голосовали коммунисты, один член МРП. Тем не менее, в стране назревали массовые демонстрации, а в июле 1949 развернулось массовое движение.

При правоцентристском блоке возникли новые экономические проблемы. Было необходимо повышать военные расходы, против которых выступал народ, а также заниматься перевооружением, в соответствие с Атлантическим договором. Тем не менее, французские партии не хотели вести столь агрессивную политику, Жюль Мок, министр обороны говорил: «Франция должна быть умиротворяющим и уравновешивающим фактором атлантической коалиции». Также важным вопросом на повестке дня являлся вопрос о «европейской армии», РПФ выступало за сохранения единства и целостности французской армии, ФКП была солидарна. МРП, в свою очередь, выступало за создание и участие в ЕОС, также как и СФИО.

Во время кризиса основным вопросом, по которому расходились мнения явился внешнеполитический курс. Предложение кандидатуры Мендес-Франса было отвергнуто в связи с его неопределенной позицией в отношении внешнеполитических факторов, таких как ЕОС и война в Индокитае. Три последующих кандидата были отвергнуты из-за их позиции по ЕОС, они были сторонниками. В итоге был выбран Жозеф Ланьелль, который в своем выступление ничего не сказал ни о ЕОС, ни об Индокитае. Также происходили и выборы президента Рене Коти, который сказал: «Я не питаю никаких иллюзий: если я стал президентом Республики, то лишь потому, что мне делали операцию предстательной железы. Эта операция не дала мне времени и возможности, чтобы выступить за или против ЕОС». Тем не менее, правительство Ланьелля провалилось, виной этому стали три основные причины: вопросы о Марокко, ЕОС и Индокитае. Возрастало число недовольных политикой ЕОС, половина депутатов СФИО, националисты и колониалисты, раскололась партия радикалов, раскололась ЮДСР, против выступала РПФ. Появилось общее желание прекращения войны в Индокитае.

Правительство Мендес-Франса заявляло о необходимости мирного соглашения в Индокитае: «Необходимо, следовательно, чтобы как можно скорее было достигнуто соглашение о прекращение огня». Также Мендес-Франс говорил о необходимости изменения ситуации в Тунисе и Марокко, но не выступил ни за, ни против ЕОС. Тем не менее, Парижские соглашения свели на нет всю деятельность кабинета Мендес-Франса.

Что касается войны в Алжире, то выступали против войны в Алжире только коммунисты. Мендес франс так говорил по этому поводу: «Не может быть колебаний, когда идет речь о защите внутреннего мира нации, единства, целостности Республики. Алжирские департаменты являются частью Французской Республики» . Позже социалист Ги Молле скажет: «Надо признать, что большинство французов не понимали угрожающую ситуацию в 1954 г. Мы сами были среди них». Несмотря на заявления кабинета Ги Молле о необходимости разрядки международной напряженности, правительство ничего не сделало для урегулирования кризиса. Кабинет Ги Молле пришел при помощи противников войны, а в конце получил одобрение со стороны сторонников колонизации. Суэцкая авантюра также не увенчалась успехом, министр иностранных дел Пино, выступив с заявлаение: «Мы остаемся сторонниками мирного решения. Но в сложившихся обстоятельсвах мы должны предусмотреть военные меры», показал позицию Франции по Суэцкому кризису. Против Суэцкого конфликта выступали только коммунисты и общественность, газета «Монд» писала: «В случае войны мы окажемся в роли врагов народов Азии и Африки».

Подводя итог в отношении позиций партий по отношению к внешнеполитическим факторам, можно сделать следующие выводы: ФКП проводила последовательную политику решения конфликтов мирным путем, выступала против создания ЕОС и вступления в НАТО, также коммунистическая партия выступала за налаживания отношений с Советским Союзом. СФИО выступала за продолжение колониальных войн до победного конца, тем не менее, в 1950х годах в партии назрели недопонимания в первую очередь из-за войны в Индокитае, позже, на закате Четвертой Республики СФИО выступало против лишних расходов на войны; за налаживание отношений с Англией, за улучшение отношений с Соединенными Штатами Америки; за «Холодную войну» в отношении СССР; за создание ЕОС. РПФ выступало за ведение колониальных войн; была против создания ЕОС, считая, что у Франции «должна быть самостоятельная армия»; также выступала против подчинения интересов Франции интересам США. Деголлевцы осуждали заключение англо-американо-французский договор о поставках «рурского угля»; судя по тому, что РПФ принято считать «партией одного человека», можно высказать предположение, что РПФ выступала активно против сотрудничества с Советским Союзом. Радикалы выступали за создание ЕОС, за вступление в блок НАТО, были немногими, кто выступал за продолжение колониальных войн даже на закате Четвертой Республики. МРП была схожа со СФИО по отношению к внешней политике, больше на их «внутрипартийных» отношениях сказался школьный вопрос; выступали за дальнейшее проведение устоявшейся колониальной политики, выступали за ЕОС, хотя позже партия раскололась и часть голосовала против. Что касается Атлантического Союза, то со стороны всех партий, кроме ФКП, было единодушие, все выступали за, против голосовали коммунисты и 1 член МРП.

К последствиям Второй Мировой Войны во Франции можно отнести сужение сфер влияния капитализма, началось образование мировой социалистической системы, во главе с Советским Союзом. С другой стороны капиталистический мир не желал сдавать позиции, произошло резкое усиление политического, экономического и военного влияния Соединенных Штатов Америки. 5 марта 1946 года характеризуется началом Холодной Войны.

Франция, несмотря на широкую популярность ФКП, выбирает роль союзника капиталистического мира.

После окончания войны президент США Г. Трумэн делает заявление: «Есть одна вещь, которой Соединённые Штаты придают большее значение, чем сохранению мира, это свобода…предпринимательства». Впоследствии это высказывание стало символом готовности США на любые действия во имя сохранения капитализма. С 1945 по 1949 год главным интересующим США центром стала Западная Европа. «Если бы Европа по какому-то роковому стечению обстоятельств оказалась бы под советским господством, проблемы остального некоммунистического мира стали бы просто неразрешимыми»,- государственный секретарь США Д.Ачесон. Более того, самые большие опасения высказывались именно по поводу Франции, Трумэн — «Наиболее опасное положение сложилось во Франции», в связи с набирающей силу коммунистической партией.

Несмотря на давление со стороны Соединенных Штатов, 10 декабря 1944 года подписывается договор Франции и сотрудничестве с СССР, который, в свою очередь, вызывает возмущение в Америке; «Вашингтон Пост» писала: «Франции уже давно пора присоединиться к взгляду Америки на Россию». Тем не менее, несмотря на желание французской буржуазии получить помощь со стороны США, между капиталистическими правящими элитами двух стран возникают разногласия по поводу таких вопросов, как создание ЕОС, создание НАТО, германский вопрос, размер выплачиваемой помощи и её условия.

«План Маршалла» явился первым шагом на пути усиления американского контроля над Западной Европой, американский историк в Дин писала о плане, как об обязательном шаге к объединению западноевропейских стран с США в военном блоке. В свою очередь, во Франции «план Маршалла» воспринимался двояко, с одной стороны лидеры СФИО и МРП, прославлявшие «бескорыстную» помощь со стороны США, с другой стороны коммунисты, считавшие, что помощь со стороны Америки не должна была иметь последствий для внутренней политики в стране, а также не желавшие отказываться от репараций. «Мы всегда принимали все, что не противоречит нашей национальной независимости, национальному суверенитету нашего народа. И мы не должны забывать о своем праве на репарации»,- Морис Торез.

В Феврале 1945 года был подписано первое соглашение о помощи со стороны США, которое положило начало череде соглашений о экономической помощи Франции. В мае 1946 года было подписано следующее соглашение, в соответствии с которым Соединенные Штаты прощали долг Франции по ленд-лизу, предоставляли новый кредит на сумму 300 млн. долларов, также предоставлялся заём в 650 млн. долларов. Генеральной репетицией «плана Маршалла» стал закон 1947 года, в соответствии с которым Италии, Австрии и Франции выплачивалась помощь 522 млн. долларов. Самим «планом Маршала» явился закон апреля 1948 года о предоставлении помощи иностранным государствам, по закону со странами должны были быть подписаны двусторонние договоры, в июле 1948 года Национальное Собрание Франции ратифицировало соглашение. По сути, договор предусматривал любые уступки со стороны Франции в соответствии с пожеланиями США; Рамадье, председатель совета министров писал : «Наша независимость улетучивается по частям с каждым получаемым нами заёмом». Примером вмешательства Соединенных Штатов во внутренние дела Франции можно назвать требования США о борьбе против коммунистов в 1946 году. Заместитель государственного секретаря США, Р.Ловетт сделал заявление: «американская помощь Франции будет тут же прекращена, если коммунисты вернутся в правительство».

Тем не менее, несмотря на уступки со стороны Франции «план Маршалла» не только не помог поднять экономику, но из-за требований и пошатнул её. Военные расходы, которые обязана была иметь Франция, в несколько раз превышали помощь. Президент Франции, Венсан Ориоль писал: «…война в Индокитае стоила нам в материальном выражении почти в два раза больше того, что мы получили по «плану Маршалла» и по соглашению о взаимном обеспечении безопасности». Ко всему выше сказанному добавлялись такие факторы, как обязательство Франции предоставлять любую интересующую экономическую информацию США; отказ от всех форм протекционизма.

Еще одним острым фактором во франко-американских отношениях стал германский вопрос. В первую очередь этот вопрос касался контроля над Руром, Франция претендовала на отделения Рура от Германии и установление там французского контроля. Также вставали вопросы о репарациях, расчленение Германии, а также контролем над Рурским углем. Несмотря на схожесть позиций Франции и СССР по германскому вопросу и принципиальную разницу с американскими взглядами, США решили предложить Франции экономическое влияние над Сааром в обмен на отказ от всех остальных пунктов французской программы. Итогом стал полный провал французской политики в германском вопросе, А. Верт писал: «с Францией по германскому вопросу почти не советовались». США и Англия имели полную гегемонию и в вопросе поставок рурского угля, на встречу в Вашингтоне в июле 1947 года их даже не пригласили. В августе 1947 года на трехсторонней конференции гос. Секретарь США Маршалл сделал заявление: «французская точка зрения будет приниматься во внимание, но решения будут сформулированы и приняты Соединенными Штатами и Великобританией». Результатом для Франции явилось: отказ от рурского угля, отказ от разделения Германии, присоединение Западной Германии к «плану Маршалла», присоединение французской зоны к Бизонии, приобретение Саара. В глобальном видении, итогами явились падение международного авторитета Франции, усложнение обстановки внутри страны.

Что касается Североатлантического договора, то в 1943 году американский публицист У.Липпман сформулировал идею Атлантического сообщества. Липпман считал, что существовала необходимость создать «единую стратегическую систему обороны, включающую Западную Европу и Америку». В марте 1948 года подписывается Брюссельский пакт и создается Западный Союз. На союз Франция имела определенные планы, де Голль говорил: «Великобритания — остров, Европа же — континент, и командный пункт должен находиться на континенте, т.е. во Франции». Тем не менее, председателем комитета главнокомандующих был назначен английский фельдмаршал, комитет начальников штабов также занял англичанин, главнокомандующим военно-воздушными силами был английский маршал. Распределение сил говорило о большем влияние Великобритании в союзе. Западный Союз явился прелюдией к Североатлантическому договору, 4 апреля 1949 года 12 государствами был подписан договор о его создании.

В самой Франции отношение к договору было неоднозначным. ФКП выступала инициатором движения против НАТО; основными причинами она называли увеличение военных расходов, а также возможное восстановление Западной Германии.

Добавить комментарий