ФСБ это правоохранительный орган

Юриспруденция / Правоохранительные органы / 2.5.2 Правоохранительная и иная деятельность

Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Правоохранительная деятельность ФСБ РФ весьма много­образна. В первую очередь, она направлена на осуществление оперативно-розыскной деятельности. Систему органов ФСБ РФ, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, составляют территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках. Основными направлениями дея­тельности органов ФСБ РФ являются: контрразведывательная и разведывательная деятельность, а также борьба с преступностью.

В соответствии со ст. 9 федерального закона «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» под контрразведывательной деятельностью понимается деятельность в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ РФ в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации. Порядок проведения разведывательных мероприятий, а также порядок использования негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности определяются нормативными актами ФСБ РФ.

Согласно ст. 10 федерального закона «Об органах Феде­ральной службы безопасности в Российской Федерации» опе­ративные подразделения ФСБ РФ осуществляют оператив­но-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической дея­тельности, организованной преступности, коррупции, неза­конного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное след­ствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию дея­тельности незаконных вооруженных формирований, пре­ступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конститу­ционного строя Российской Федерации.

На органы ФСБ РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Правоохранительная деятельность ФСБ РФ связана и с функцией уголовного преследования. Это, в первую очередь, на­правлено на производство дознания органами ФСБ РФ. Дозна­ние производится дознавателями пограничных органов ФСБ РФ по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253 и 256 УК РФ (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженных пограничными органами ФСБ РФ), а также ч. 1 ст. 322, ч. 1 ст. 323 и ч. 1 ст. 188 УК РФ.

Наравне с дознанием ФСБ РФ осуществляет и производ­ство предварительного следствия. Так, в системе ФСБ РФ со­здаются следственные органы, которые производят предвари­тельное следствие по уголовным делам, подследственным в соответствии

с.ч. 2, 4 и 5 ст. 151 УПК РФ и следователям ФСБ РФ, в первую очередь, дела, связанные с группой преступле­ний против основ конституционного строя и безопасности го­сударства (шпионаж – ст. 276 УК РФ, государственная изме­на – ст. 275 УК РФ и т.д.).

Органы ФСБ РФ вправе производить и неотложные след­ственные действия. В соответствии с ч. 2 ст. 157 УПК РФ опера­тивные подразделения ФСБ РФ могут производить неотлож­ные следственные действия по уголовным делам о преступле­ниях, которые связаны с группой преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства (шпионаж – ст. 276 УК РФ, государственная измена – ст. 275 УК РФ и т.д.).

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ»

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Реферат

по дисциплине: Конституционное право

на тему: «Правоохранительные органы в системе безопасности России»

Выполнил: курсант 1-го курса ФПС и СЭ

учебной группы ПОНБ 15-4, рядовой полиции

В.А. Краснов

Проверил: преподаватель кафедры

Е.Г. Деранжулина

г. Иркутск, 2016 г.

Содержание

Введение

В своей работе я хочу рассмотреть действующую в настоящее время систему правоохранительных органов системе обеспечения безопасности в России, и рассмотреть правовые аспекты деятельности основных правоохранительных органов.

· Рассмотреть правоохранительные органы в системе безопасности России

· Узнать основные задачи возлагаемые на данные органы

К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы;

Совет безопасности РФ, органы федеральной службы безопасности;

федеральные органы государственной охраны;

Совет Безопасности РФ

подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и по организации их ликвидации;

Выполнение задач Совета Безопасности РФ увязано с его основными функциями:

рассмотрение вопросов создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения безопасности, а также вопросов их деятельности;

организация подготовки федеральных целевых программ обеспечения безопасности, осуществление контроля за ходом их реализации;

Федеральная служба безопасности

· управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

· управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);

правоохранительный орган безопасность россия

Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям (ст.8 Закона):

контрразведывательная деятельность;

борьба с преступностью и террористической деятельностью;

разведывательная деятельность;

пограничная деятельность;

обеспечение информационной безопасности.

Контрразведывательная деятельность

Контрразведывательная деятельность — деятельность органов ФСБ в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Борьба с преступностью и террористической деятельностью

Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. На органы ФСБ нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Разведывательная деятельность

Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом «О внешней разведке».

Пограничная деятельность

Направлениями пограничной деятельности являются:

защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.

Обеспечение информационной безопасности

Обеспечение информационной безопасности — деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:

при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;

при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем.

Внешняя разведка

Разведывательная деятельность осуществляется в целях добывания информации о действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и отдельных лиц, затрагивающих жизненно важные интересы российского государства.

Служба внешней разведки Российской Федерации является Федеральной службой, органом исполнительной власти России, руководство деятельностью которого, осуществляет непосредственно Президент Российской Федерации.

Директор СВР России несёт персональную ответственность за объективность и достоверность разведывательной информации, добытой СВР России и докладываемой Президенту Российской Федерации.

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) предназначена для защиты безопасности личности, общества и государства от внешних угроз. СВР России осуществляет разведывательную деятельность в целях:

· обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;

Для этого федеральным законом «О внешней разведке» Службе внешней разведки Российской Федерации предоставляются полномочия, включая конфиденциальное сотрудничество с лицами, давшими на это согласие.

Руководители СВР России несут персональную ответственность перед президентом Российской Федерации за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность её предоставления

Государственная охрана

Итак, государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны, которыми является Федеральная служба охраны РФ. Основными задачами их являются (ст.13 Закона):

Государственная охрана — это совокупность создаваемых федеральными органами исполнительной власти органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.

Основными задачами ГФС России являются:

· органов местного самоуправления по решению Правительства Российской Федерации;

· Минобороны России, органов управления видов Вооружённых Сил Российской Федерации, родов войск, военных округов, флотов, региональных командований войск МВД России, территориальных органов ФСБ России;

доставка за пределы территории Российской Федерации корреспонденции, а также технической документации и образцов промышленных изделий по решениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

Органы пожарной безопасности

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства.

· противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

· органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора (далее — органы государственного пожарного надзора);

· Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.

Большую роль в обороне страны играют такие органы: Федеральная служба безопасности, органы внешней разведки; меньшую роль выполняют такие органы: органы федеральной фельдъегерской связи, органы пожарной безопасности.

Список использованных нормативно-правовых актов и литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации: от 12.12.1993 (в редакции от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст.4398.

2. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 1. — Ст.2.

Литература:

10. Внешняя разведка СССР: Энциклопедия / Под редакции Дегтярев К., Колпакиди А. — М.: Яуза, Эксмо, 2009. — 736 с.

11. СМЕРШ: Книга / Под редакции Дегтярев К. — М.: Эксмо, 2009. — 736 с.

12. Органы безопасности: Учебник / Под редакции В.Т. Харчева — М.: Логос, 2001. — 564 с.

Размещено на Allbest.ru

Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России) представляет собой единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности, которая в пределах своих полномочий решает задачи по обеспечению безопасности Российской Федерации.

ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа и их природных ресурсов, информационной безопасности Российской Федерации, а также координирует контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти.

Правовую основу деятельности органов ФСБ России составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (далее – Закон о федеральной службе безопасности), другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ. Деятельность ФСБ России осуществляется также в соответствии с международными договорами РФ.

ФСБ России осуществляет свою деятельность на основе принципов:

  • – законности;
  • – уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
  • – гуманизма;
  • – единства системы органов федеральной службы безопасности, а также централизации управления ими;
  • – конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.

При осуществлении органами ФСБ России своей деятельности не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, прямо предусмотренных законами.

Государственные органы, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и граждане имеют право в соответствии с законодательством Российской Федерации получать разъяснения и информацию от органов федеральной службы безопасности в случае ограничения своих прав и свобод, а также требовать от них возмещения морального и материального ущерба, причиненного действиями должностных лиц ФСБ России при исполнении ими служебных обязанностей.

Полученные в процессе деятельности органов ФСБ России сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинство гражданина или способные повредить его законным интересам, не могут сообщаться органами федеральной службы безопасности кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Если сотрудниками органов ФСБ России допущены нарушения прав и свобод человека и гражданина, то руководитель ФСБ России, прокурор или судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Структура ФСБ России включает федеральный орган исполнительной власти и территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, которые находятся в его прямом подчинении.

В свою очередь к территориальным органам федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности относятся:

  • – управления федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам РФ;
  • – органы безопасности в войсках;
  • – пограничные органы;
  • – авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинский и военно-строительные подразделения, иные подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности;
  • – другие органы безопасности.

При федеральном органе исполнительной власти действует Академия криптографии РФ, Устав которой утверждает Президент РФ.

Создание федеральных органов безопасности, не предусмотренных Законом о федеральной службе безопасности, не допускается.

В органах ФСБ России запрещается создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.

Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом РФ.

Возглавляет ФСБ России директор в ранге федерального министра, который назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ.

Директор организует работу ФСБ России, руководит деятельностью органов и войск, образует в системе органов федеральной службы безопасности коллегии и утверждает их состав, устанавливает полномочия должностных лиц органов и войск по решению ими оперативных, организационно-штатных, кадровых, финансовых и иных вопросов. Директор ФСБ России информирует Президента РФ и Председателя Правительства РФ по вопросам, отнесенным к компетенции органов и войск ФСБ, несет ответственность за выполнение задач, стоящих перед ФСБ России, осуществляет другие полномочия в соответствии с Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

Назначение, основные задачи, направления деятельности и функции ФСБ России, полномочия органов ФСБ России, а также порядок контроля и надзора за деятельностью органов ФСБ России определены Законом о федеральной службе безопасности, Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Положением об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках).

В соответствии с этими правовыми актами деятельность органов ФСБ России осуществляется по следующим основным направлениям:

  • – контрразведывательная деятельность;
  • – борьба с преступностью и террористической деятельностью;
  • – разведывательная деятельность;
  • – пограничная деятельность;
  • – обеспечение информационной безопасности.

Контрразведывательная деятельность – это деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемая в пределах своих полномочий, посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Перечень оснований для проведения контрразведывательных мероприятий определен Законом о федеральной службе безопасности и является исчерпывающим. К таковым относятся:

  • – наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
  • – необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;
  • – необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;
  • – необходимость обеспечения собственной безопасности;
  • – запросы специальных служб, правоохранительных органов и иных организаций иностранных государств, международных организаций в соответствии с международными договорами РФ.

В процессе контрразведывательной деятельности органы федеральной службы безопасности вправе использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.

Осуществление контрразведывательной деятельности, ограничивающей тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, а также затрагивающей неприкосновенность жилища граждан, допускается только на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Борьба с терроризмом представляет собой деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.

Основаниями к осуществлению деятельности по данному направлению являются:

  • – необходимость пресечения террористического акта, а также выявления лиц, причастных к его подготовке и совершению;
  • – необходимость добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма.

Борьба с терроризмом проводится с использованием гласных и негласных методов работы, при этом ограничение права граждан на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании соответствующего судебного решения, за исключением неотложных случаев, определенных в Законе.

Борьба с преступностью осуществляется органами федеральной службы безопасности посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, а также деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

К одной из основных функций органов ФСБ России в рамках борьбы с преступностью относится их процессуальная деятельность по расследованию преступлений, отнесенных законом к их ведению и представляющих угрозу безопасности Российской Федерации.

При необходимости эту деятельность органы ФСБ России организуют во взаимодействии с другими правоохранительными органами. Предусмотрено создание совместных следственно-оперативных групп (бригад) в целях объединения усилий следственных, оперативных, технических и других служб и подразделений органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и других правоохранительных органов по пресечению и расследованию деятельности организованных преступных групп.

Деятельность органов ФСБ России в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с Законом об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, Законом о федеральной службе безопасности, указами Президента РФ, совместными приказами директора ФСБ России, Генерального прокурора РФ и министра внутренних дел РФ.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти на органы ФСБ России могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Разведывательная деятельность представляет собой деятельность по добыче, доставке и обработке секретной информации, связанной с организованными преступными и террористическими группировками и осуществляется органами ФСБ в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки РФ в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке».

Порядок и условия взаимодействия органов Федеральной службы безопасности и органов внешней разведки РФ устанавливаются на основании соответствующих соглашений между ними или совместных нормативных актов.

Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления разведывательной деятельности составляют государственную тайну.

Пограничная деятельность ФСБ России осуществляется по двум направлениям:

  • – защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения ее противоправного изменения, соблюдения пограничного режима и режима пропуска через Государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров, животных и растений;
  • – защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации. В данном случае полномочия ФСБ России распространяются в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также за пределами исключительной экономической зоны РФ в целях охраны запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб в соответствии с законодательством и международными договорами РФ.

Обеспечение информационной безопасности – деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:

  • – при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;
  • – обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в России и ее учреждениях, находящихся за пределами России.

Контроль за деятельностью органов ФСБ России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы в связи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности органов федеральной службы безопасности в порядке, определяемом законодательством РФ.

Надзор за исполнением органами ФСБ России законов РФ осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.

Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам ФСБ России содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, тактике, методике и средствах осуществления деятельности органов ФСБ России в предмет прокурорского надзора не входят.

Служба в органах ФСБ России является разновидностью государственной службы.

Комплектуются органы ФСБ России военнослужащими и гражданским персоналом. Военнослужащие органов ФСБ России (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов ФСБ России.

Лицо, претендующее на определенную должность при поступлении в органы ФСБ России на службу, должно иметь гражданство Российской Федерации и быть способным по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.

Военнослужащие органов ФСБ России проходят военную службу в соответствии с законодательством РФ о прохождении военной службы с учетом особенностей, обусловленных спецификой выполняемых ими обязанностей.

  • См., например: Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств».

Правоохранительные органы — это часть государственного аппарата власти. Каждому из них присущая своя компетенция и материальный ресурс. Они осуществляют свою деятельность в соответствии с законом и от его имени и соответственно не могут действовать произвольно. Опираются на легитимные меры государственного предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими лицами. Это набор признаков характерен для всех видов органов от полиции до суда.

Какие правоохранительные органы существуют в РФ?

Система имеет исчерпывающий перечень всех органов, созданных для охраны правопорядка в России:

  1. Суды (конституционный, федеральные, мировые);
  2. Органы прокуратуры;
  3. Органы юстиции;
  4. ФСБ, ФПС, ФОПСИИ и ФСО;
  5. Служба судебных приставов;
  6. Служба исполнения наказания;
  7. Федеральная служба национальной гвардии;
  8. Органы внутренних дел;
  9. Налоговые и таможенные органы;
  10. Адвокатура.

В зависимости от их компетенции они выполняют возложенные на них законом ряд специфических функций, но общими для всей являются:

  • Охрана государственного строя;
  • Защита человека и гражданина от несанкционированных государством посягательств;
  • Обеспечение законности решений и правопорядка;
  • Охрана интересов всех субъектов права;
  • Борьба с преступлениями.

Следует выделить основные компетенции нескольких правоохранительных органов. Возглавляют список суды, являясь независимой ветвью власти, они осуществляют правосудие в сфере уголовного, гражданского, административного, военного и арбитражного судопроизводства. Конституционный суд и уставные (конституционные) суды субъектов РФ выполняют функции конституционного контроля — проверки на соответствие законов, решений и действий всех субъектов права нормам Конституции России.

На суды общей юрисдикции, включая Верховный суд РФ, возложены функции разрешения споров, восстановление прав, защита интересов юридических и физических лиц, а также применение санкций к виновным лицам, в соответствии с видом совершенных противоправного деяния и мерой юридической ответственности.

Основной задачей прокуратуры является, осуществление надзора за исполнением законодательства РФ всеми органами власти и их должностными лицами, а также уголовное преследование (в части возбуждения уголовных дел, ведения следствия и поддержки государственного обвинения в суде). Функция прокуратуры не ограничивается надзором, она принимает участие в нормотворческой деятельности, координации правоохранительных органов и международных отношениях с целью борьбы с преступностью и противодействию экстремизму.

В ее иерархическую структуру входят Генеральная прокуратура РФ, прокуратура субъектов государства и специализированные подразделения (транспортная, военная и т.п.).

Глобальная функция прокурорского надзора имеет массу компетенций:

  1. В области защиты прав и свобод человека и гражданина;
  2. В сфере деятельности органов дознания, следствия и оперативно розыскного дела;
  3. В деятельности органов администраций учреждений исполняющих приговор судов;

Функциональные задачи органов юстиции обеспечивает нормативную деятельность правительства и президента страны, проводит экспертизу законодательных актов, содействует судебной реформе, регистрирует акты гражданского состояния (брак) и правовой статус юридических лиц. В составе органов юстиции существует две основные составляющие: служба исполнения наказаний и служба судебных приставов.

ФСБ осуществляет государственную безопасность и ведет разведывательную деятельность, а также борьбу с международным терроризмом. ФПС защищает внешние границы государства, ФОПСИИ обеспечивает правительственную связь, сохранность государственных секретов и достоверную информацию для принятия решений. ФСО охраняет объекты государственной важности, государственных чиновников и президента.

В сферу налоговых органов входит учет налогоплательщиков, сбор налогов, проведение проверок и наложение санкций. Органы таможни обеспечивают экономическую безопасность и пополняют бюджет государства. Их основная функция состоит в защите отечественного производителя путем установления квот и специальных тарифов на провоз груза через сухопутные, водные и воздушные пограничные порты

Органы внутренних дел (полиция, а также службы миграционного контроля, контроля за оборотом наркотических средств) выполняют функции охраны общественного правопорядка и профилактикой правонарушений.

Нотариат регистрирует имущественные сделки и иные договорные отношения. Адвокатура оказывает профессиональную юридическую помощь всем субъектам права в РФ (защита в судах, консультирование, составление процессуальных документов).

Судебная система России

С понятием правоохранительных органов тесно связана судебная система, это, по существу, главный элемент их структуры. В РФ она представлена совокупностью всех судов на двух уровнях: федеральном и уровне субъекта. Федеральные суды представлены тремя звеньями, это высшее, средние и суды первой инстанции на местах. Конституционный и Верховный суд РФ составляют высшее звено. Суды республик и краев входят второй эшелон судебной власти. Районные, городские и военные гарнизонные, а также арбитражные суды относятся к третьему звену иерархии подчинения.

Суды на уровне субъекта представлены уставными (конституционными) и мировыми. Все суды, кроме Конституционного и уставных судов, являются судам юрисдикции. Это означает, что между ними существует обособленный порядок судопроизводства по рассматриваемым делам. Следуя принципу разделения властей конституционные суды независимы в вопросах принятия решений о конституционном контроле и осуществления конституционного судопроизводства. Верховный суд РФ и подчиненные ему суды республик, краев, областей и городов осуществляют только уголовное, гражданское, административное судопроизводство исключительно в рамках общей юрисдикции.

Институт мировых судей

В контексте общей юрисдикции судебной системы, особо нужно отметить компетенцию мировых судей, она отличается от прочих судов предельно возможной санкцией по рассматриваемым ими делам, а также размером взысканий и видом посягательств. В судебной системе РФ мировые суды действуют уже более 20 лет и существенно снижают нагрузку на городские и областные федеральные суды, повышая эффективность судебной системы. Создание судов иной юрисдикции не предусмотрено законом, за исключением ювенальных судов.

Непосредственно в юрисдикции мирового суда могут находиться как уголовные дела (до 3 лет лишения свободы), так и гражданские (где исковые требования не превышают размера 500 МРОТ на момент подачи), а также все административные дела. МРОТ — это регулярно устанавливаемый федеральным законом минимальный размер оплаты труда (его величина постоянно растет и зависит от экономической стабильности страны). Все законные акты, обращения, вызовы, требования исходящие от мирового суда обязательные для исполнения на всей территории РФ.

Мировые судьи избираются на пять лет, на основании решения законодательного органа местных властей на уровне субъекта РФ. Местные муниципальные власти городов и районов не имеют таких полномочий. В качестве альтернативы избрания на должность, существует выборность населением мирового судьи для соответствующего судебного участка, за которым закреплена жилая территория. Однако такая законодательная инициатива пока не получила фактического применения.

  • Гражданство Российской Федерации
  • Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
  • Права и обязанности налогоплательщика
  • Право в системе социальных норм

Добавить комментарий