ФССП литература

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

IMPROVEMENT OF THE BAILIFF SERVICE

УДК 347.96

В.В. ТКАЧЕНКО,

кандидат экономических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) tkachenkovlad@yandex.ru

VLADIMIR V. TKACHENKO,

Candidate of Economics (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: в статье на основе действующего законодательства Российской Федерации раскрываются правовые и организационные основы деятельности Федеральной службы судебных приставов. Институт судебных приставов в настоящее время имеет большое значение, поскольку деятельность данной службы затрагивает интересы огромного количества физических и юридических лиц, направлена на реальное и своевременное исполнение судебных решений, актов других государственных органов и должностных лиц, обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнение законодательства и защиту прав и свобод граждан и организаций.

В ходе своего становления и развития служба судебных приставов претерпевает многочисленные организационно-правовые изменения, обусловленные как государственной политикой, так и социально-экономическими предпосылками.

Исследуются отдельные проблемы, связанные с квалификационными требованиями, предъявляемыми к лицам, назначаемым на должность судебного пристава, анализируется зарубежный опыт по организации служб по принудительному исполнению судебных решений.

Делается вывод о закреплении за Федеральной службой судебных приставов статуса правоохранительного органа и предоставлении ее сотрудникам дополнительных социальных гарантий. При этом служба судебных приставов-исполнителей должна оставаться государственной и выступать в качестве единственного органа принудительного исполнения.

Ключевые слова: судебный пристав, Федеральная служба судебных приставов России, правовой статус, государственная служба.

Для цитирования: Ткаченко В.В. Совершенствование организации деятельности службы судебных приставов // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 4. С. 28-34.

Keywords: the bailiff of the Federal bailiff service of Russia, legal status, public service.

Служба судебных приставов, являясь разновидностью государственной службы, находится под особым вниманием как органов власти, так и общества в целом, а от качества и эффективности работы этой службы напрямую зависит состояние законности и правопорядка в стране.

В ходе реформирования органов исполнительной власти произошло разделение функций управления общественными отношениями, оказания определенных услуг и контроля. Функции управления переданы министерствам, оказания услуг — федеральным агентствам, а контроля -федеральным службам. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»1 была создана Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (далее — ФССП РФ).

Порядок организации и деятельности ФССП РФ определяется Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах»2 и Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»3.

ФССП РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению судебных актов и актов других органов, а также обеспечению установленного порядка деятельности судов, и подведомственна Минюсту России. Основными задачами службы являются обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; организация принудительного исполне-

1Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 11. Ст. 945.

2Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 3. Ст. 3590

3Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 42. Ст. 4111.

ния судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве; управление территориальными органами ФССП РФ.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона «О судебных приставах» закреплено, что Положение о ФССП РФ, ее структура и штатная численность утверждаются Президентом РФ. Он назначает и освобождает от должности директора ФССП РФ — главного судебного пристава Российской Федерации, а также его заместителей. За Министерством юстиции сохранились полномочия по координации и контролю деятельности находящейся в его ведении ФССП РФ, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности службы (статья 7).

Административная реформа установила двойное подчинение ФССП РФ — Президенту и Министерству юстиции РФ, что может препятствовать оперативному решению организационно-правовых вопросов в деятельности службы.

ФССП РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законом РФ. Служба осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

В структуру службы входят Центральный аппарат и территориальные органы — главные управления (управления, отделы), действующие на территории субъектов РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возглавляет ФССП РФ директор — главный судебный пристав Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Это должностное лицо обладает организационно-административными и контрольными полномочиями. Организационные полномочия дирек-

тора ФССП РФ заключаются в осуществлении руководства деятельностью службы судебных приставов; в пределах установленной компетенции он издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности службы, обязательные для исполнения всеми сотрудниками; в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру службы.

В исполнительном производстве контрольная функция выражается посредством текущего и последующего контроля. Главный судебный пристав РФ в рамках текущего контроля обеспечивает исполнительное производство, возбужденное в отношении одного и того же должника в различных территориальных органах службы, приостанавливает его в случае поступления жалобы на действия подчиненных должностных лиц. В рамках последующего контроля — рассматривает жалобы на действия сотрудников ФССП РФ в порядке подчиненности. В соответствии со статьей 78 Конституции РФ4 для реализации полномочий федеральные органы исполнительной власти создают территориальные органы и назначают соответствующих должностных лиц. На уровне субъектов Российской Федерации сегодня действуют 83 территориальных органа ФССП РФ, которые подчинены центральному аппарату службы. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФССП РФ и территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В территориальный орган входят: аппарат управления и структурные подразделения, состоящие из государственных служащих, технического и обслуживающего персонала, возглавляемые начальниками отделов — старшими судебными приставами.

Возглавляют территориальные органы ФССП РФ главные судебные приставы субъектов РФ, назначаемые на должность и освобождаемые от должности приказом Министерства юстиции РФ по представлению директора ФССП РФ5. Они обладают контрольными и административными полномочиями, осуществляют представительство службы в суде. Административные полномочия состоят в руководстве соответствующей службой судебных приставов, координации и контроле их деятельности; назначении на должность и освобождении от должности судебных приставов; поощрении

«Собрание законодательства Российской Федерации. 26.01.2009. № 4. ст. 445.

5Приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от 21мая 2013 года № 74 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» // Российская газета, № 133, 21.06.2013.

сотрудников за успехи в работе и наложении на них взыскания за нарушения трудовой дисциплины.

Кроме того, главный судебный пристав субъекта РФ осуществляет контроль над исполнением сложных исполнительных производств, организуя районное, межрайонное подразделение судебных приставов по особым исполнительным производствам.

В рамках последующего контроля над исполнительным производством он рассматривает жалобы на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, а также их действия (бездействие) в порядке подчиненности.

В системе принудительного исполнения судебных актов основным звеном являются районные, межрайонные или соответствующие им территориальные подразделения судебных приставов, которые включают в себя судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Возглавляют их старшие судебные приставы.

Старший судебный пристав организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения и несет ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов; обеспечивает правильное и своевременное выполнение распоряжений судьи; координирует действия судебных приставов.

Текущий контроль старшего судебного пристава заключается в утверждении постановлений судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, он дает письменное разрешение на совершение судебным приставом-исполнителем исполнительных действий в нерабочие дни и в период с 22 часов до 6 часов; утверждает акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания; разрешает вопросы об отводе судебного пристава-исполнителя.

В связи с созданием в структуре ФССП РФ подразделений по осуществлению дознания и административной практики можно говорить о появлении новой категории судебных приставов: судебных приставов-дознавателей, осуществляющих деятельность в рамках уголовно-процессуального законодательства.

В связи с возложением на службу судебных приставов функции по осуществлению дознания и административной практики, создан механизм обеспечения исполнения судебных решений в рамках уголовно-процессуального законодательства .

Некоторые авторы предлагают введение института участковых судебных приставов, что сделает организацию ФССП РФ более гибкой, а деятельность в регионах — более оперативной .

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России.

ФЗ «О судебных приставах» в части 1 статьи 3 предъявляет определенные требования к лицу, претендующему на должность судебного пристава. Так, судебным приставом может быть гражданин России, достигший возраста 21 год, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе (часть 2 статьи 3 ФЗ «О судебных приставах»). В связи с этим правовое положение судебного пристава-исполнителя как государственного служащего регламентируется Федеральными законами от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»6, от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»7, которые устанавливают основные права и обязанности государственного служащего, принципы государственной службы, связанные с ней ограничения, ответственность, а также порядок поступления на государственную службу и ее прохождения.

Следует отметить, что ФЗ «О судебных приставах» не устанавливает наличие высшего профессионального образования в качестве обязательного требования к кандидату на указанную должность. Для эффективной работы судебному приставу-исполнителю требуются глубокие знания в сфере юриспруденции, так как законодательство, регламентирующее принудительное исполнение,рассредоточено по многим отраслям права.

По нашему мнению, необходимо привести ФЗ «О судебных приставах» в соответствие с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ввести для лиц, претендующих на должность судебного пристава-исполнителя, такие квалификационные требования, как наличие высшего юридического образования и стажа работы по специальности.

В процессе исполнительного производства

6 Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

7Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

действующее законодательство наделяет судебного пристава-исполнителя рядом определенных полномочий. Согласно статье 12 ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.

Кроме того, он имеет право вызывать стороны исполнительного производства, запрашивать и получать от них объяснения, информацию; проводить проверку, в том числе финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; входить в нежилые помещения, занимаемые должниками; с письменного разрешения старшего судебного пристава входить без согласия должника в жилое помещение; накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; производить оценку имущества; производить розыск должника, его имущества, ребенка; взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы8.

В настоящее время ФССП России наиболее тесно взаимодействует с различными правоохранительными органами (подразделения полиции, налоговые и таможенные органы) по следующим направлениям:

— принудительное исполнение судебных решений, в том числе связанных с взысканиями имущественного характера;

— направление соответствующим органам и организациям предписаний, исполнение которых необходимо для принудительного исполнения судебных актов и обеспечения установленного порядка деятельности судов;

— истребование документов, необходимых для принудительного исполнения судебных актов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, например, сотрудники органов внутренних дел обязаны оказывать содействие судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства при возникновении угрозы жизни или здоровью судебного пристава-исполнителя, а также могут привлекаться для обеспечения правопорядка на месте совершения исполнительных действий и применения мер

8Ст. 64 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

принудительного исполнения (ст. 62 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Органами внутренних дел осуществляется также исполнение постановлений судебных приставов об объявлении розыска ребенка или должника.

При этом следует отметить, что судебные приставы-исполнители, наделенные правом применения различных мер принуждения, фактически не имеют надежных правовых и социальных гарантий, компенсационных выплат, предусмотренных для правоохранительных органов, хотя работа в ФССП РФ в значительной степени сопряжена с угрозами для жизни и здоровья ее сотрудников.

В настоящее время система правоохранительных органов до конца не сформирована, и вопрос закрепления статуса правоохранительного органа за Федеральной службой судебных приставов остается открытым.

Отнесение данной службы к правоохранительным органам даст возможность законно использовать новые механизмы и возможности применения мер воздействия в отношении лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений.

Среди таких возможностей можно предусмотреть наделение ФССП России полномочиями на проведение оперативно-разыскных мероприятий.

В связи с этим считаем, что назрела необходимость усовершенствования статуса судебных приставов и перевод их в категорию правоохранителей. При этом в рамках нового статуса они должны получить материальные и социальные гарантии, аналогичные гарантиям сотрудников органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и ряда других служб.

Сегодня в процессе осуществления исполнительного производства существенное внимание уделяется использованию электронных ресурсов. Обратиться в ФССП РФ и ее территориальные органы можно через сеть «Интернет», также действует телефон доверия. Внедряется практика обмена информацией в электронном виде с кредитными организациями, задолженность по исполнительному производству можно оплатить с помощью электронных платежных систем КиВи, Город, Веб-мани.

Обмен информацией по запросам судебных приставов-исполнителей, постановлений о наложении обременения на имущество должника между ФССП России, МВД России, Росреестром, ФНС России и другими государственными органами осуществляется в электронном виде .

Введение электронного документооборота и обмена информацией между приставом и другими организациями существенно повышает эффективность исполнения судебных актов.

Однако состояние законности в сфере исполнительного производства оставляет желать лучшего.

Так, в первом полугодии 2018 года в отношении 112 государственных служащих, а также граждан, ранее проходивших службу в ФССП России, возбуждено 115 уголовных дел по должностным преступлениям. Наблюдался рост количества выявленных фактов превышения и злоупотребления должностными полномочиями, взяточничества9.

Наиболее распространенными правонарушениями при осуществлении исполнительных действий следует считать бездействие судебных приставов-исполнителей, несоблюдение сроков возбуждения исполнительных производств, нарушение порядка наложения ареста на имущество должника, прекращение или окончание исполнительного производства без законных на то оснований .

В развитии службы судебных приставов антикоррупционный фактор в процессе исполнения судебных решений играет особую роль, так как обусловливает выполнение обязанностей честно, добросовестно, в полном соответствии с законом, компетентно и высокопрофессионально .

В связи с увеличением количества неисполненных долговых обязательств и нагрузки на судебных приставов нередко поднимается вопрос о введении частных судебных приставов. Такие сторонники перехода России к частноправовой модели принудительного исполнения, как А.Г. Рубцов , В.В. Захаров , В.В. Ярков склоняются к тому, что переход будет способствовать сокращению расходов государства на финансирование аппарата исполнения и повышению эффективности его работы.

Так, в западной практике можно выделить различные системы органов, осуществляющих принудительное исполнение: ориентированные на суд; на судебных приставов; смешанные и административные системы. В таких западноевропейских странах как Дания, Испания и Австрия должностные лица, исполняющие судебные акты, являются служащими судов и состоят при них . Частноправовая система исполнительного производства, где судебный исполнитель является самостоятельным и полностью несущим имущественную ответственность, организована во Франции, Италии, Нидерландах, Греции.

Исполнительное производство во Франции реализуется как судебными исполнителями, так и генеральными прокурорами, прокурорами Республики, командирами и офицерами полицейских сил. Однако основные действующие лица — это

9Информация об итогах деятельности Федеральной службы судебных приставов по профилактике и выявлению коррупционных и иных должностных правонарушений в первом полугодии 2018 года. URL: http://fssprus.ru/2552128/(Дата обращения: 28.11.2018).

судебные исполнители. Статус судебного исполнителя сочетает в себе элементы независимого практикующего лица и государственного служащего .

Смешанная модель, когда к исполнению судебных актов допускаются организации, действующие на различной правовой основе (розыск, оценка имущества), существует в Великобритании, Швеции, Финляндии и ФРГ.

Судебных приставов в «туманном Альбионе» называют «бейлифами», которые состоят на государственной службе, а если они не справляются, то привлекают частные структуры .

Исполнением судебных решений в США занимается старейшая государственная служба «маршалов», которая, по сути, выполняет те же функции, что и российские судебные приставы, но имеет больше полномочий .

Таким образом, в современном мире существуют различные системы исполнительного производства, но все они эффективно осуществляют исполнение судебных решений в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Право на доступ к исполнительному производству, несомненно, требует государственной регламентации, которая может изменяться в соответствии с потребностями общества.

По нашему мнению, служба судебных приставов-исполнителей должна оставаться государственной и выступать в качестве единственного органа принудительного исполнения. Только при такой организации исполнения судебных решений возможно соблюдение процессуальных га-

рантий прав участников исполнительного производства. При введении в России частноправовой системы исполнения возможна активизация деятельности преступных группировок, повышение коррупционной составляющей. Осуществление исполнительных действий частными приставами поставит вопрос о способах получения ими информации о должнике и его имуществе. Потребуются гарантии соблюдения конституционных прав неприкосновенности частной жизни, тайны переписки, сохранения коммерческой и банковской тайны.

Таким образом, в осуществление принудительного исполнения судебных актов включены все структурные подразделения ФССП России. С целью повышения эффективности исполнения судебных решений необходимо привести ФЗ «О судебных приставах» в соответствие с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», введя для лиц, претендующих на должность судебного пристава-исполнителя, квалификационные требования наличия высшего юридического образования и стажа работы по специальности.

Отнесение ФССП России к правоохранительным органам расширит круг применения мер воздействия в отношении лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений. При этом в рамках нового статуса сотрудники должны получить дополнительные социальные гарантии.

Служба судебных приставов-исполнителей должна оставаться государственной и выступать в качестве единственного органа принудительного исполнения.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Власова Ю. И. Должность судебного пристава как элемент в системе государственной службы Российской Федерации // Вестник исполнительного производства. 2016. № 3. С. 107-111.

4. Гладышев С.И. Исполнительное производство Англии. — М.: Лекс-Книга, 2002. — 223 с.

7. Захаров В.В. Перспективы «приватизации» системы принудительного исполнения судебных решений в Российской Федерации // Практика исполнительного производства. 2009. № 4. С. 25-28.

8. Новосельцев Е.В. Специфика исполнительного производства в США // Бюллетень службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации. 2001. № 1. С. 49-52.

9. Рубцов А.Г. Зарубежный опыт подготовки кадров судебных приставов и возможность его использования в современной России // Юридический мир. 2011. № 7. С. 73-75.

11. Ярков В.В. Исполнительное производство в государствах — членах Международного союза судебных исполнителей (отдельные тенденции) // Арбитражный и гражданский процесс. 2011. № 8. С. 32-37.

12. Hess B. Comparative analysis of the national reports // Enforcement Agency. Practice in Europe. London, 2005. P. 34-35.

= References =

4. Gladyshev S.I. Ispolnitel’noe proizvodstvo Anglii. — M.: Leks-Kniga, 2002. — 223 c.

В связи с поэтапным снятием ранее наложенных ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), ФССП России и ее территориальными органами возобновлен личный прием граждан, который в целях недопущения скопления граждан осуществляется по предварительной записи, заявку на которую можно оформить посредством сервиса «Запись на прием» на официальном интернет-сайте ФССП России.

При личном посещении структурных подразделений территориальных органов ФССП России гражданам необходимо обязательно соблюдать социальную дистанцию, использовать средства индивидуальной защиты (маски и перчатки) и осуществлять антисептическую обработку рук.

ФССП России рекомендует использовать бесконтактные способы взаимодействия с судебными приставами-исполнителями, в том числе электронный сервис «Личный кабинет стороны исполнительного производства» на официальном интернет-сайте ФССП России, а также установленные в каждом структурном подразделении территориальных органов ФССП России специальные переносные ящики для приема корреспонденции, в которых можно оставить свое обращение.

Обращаем внимание, что по обращениям, касающимся отмены наложенного ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, в течение одних суток будет проводиться проверка и приниматься процессуальное решение.

Кроме того, по обращениям, касающимся отмены наложенного ареста на денежные средства должника, и иным вопросам, требующим оперативного реагирования, граждане могут обращаться по телефонам дежурных частей территориальных органов ФССП России, контактные данные которых размещены на официальных интернет-сайтах территориальных органов ФССП России.

Настольная книга судебного пристава-исполнителя, Учебно-практическое пособие, Гуреева В.А., Сазанова С.В., 2013.
Настольная книга судебного пристава-исполнителя содержит в себе в наиболее полном виде практические рекомендации по всем направлениям деятельности судебного пристава-исполнителя. В ней приводится пошаговый алгоритм действий должностных лиц ФССП России в рамках исполнительного производства с учетом последних законодательных изменений, а также судебной и ведомственной практик. Участие в авторском коллективе значительного числа сотрудников центрального аппарата ФССП России наряду с преподавателями факультетов повышения квалификации РПА Минюста России обеспечило в итоге высокий профессионализм в изложении материала при четком понимании актуальных проблем в деятельности судебных приставов-исполнителей. Кроме того, книга окажется полезной судьям, адвокатам, нотариусам, юристам компаний, а также иным представителям юридической профессии, чья деятельность так или иначе соприкасается с исполнительным производством.
«Настольная книга судебного пристава-исполнителя» рекомендуется к использованию на курсах повышения квалификации сотрудников ФССП России, а также может рассматриваться в качестве дополнительной литературы при освоении студентами учебных курсов «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс» и «Административное право». Незаменимой книга является и при освоении магистерского курса «Юрист в сфере управления долговыми обязательствами».

Задачи ФССП России.
Согласно Положению о ФССП России, утвержденному Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316, основными задачами ФССП России являются:
• обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
• организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве;
• управление территориальными органами ФССП России.
При этом следует отметить, что все задачи, за исключением последней, реализуются посредством решения корреспондирующих задач, возлагаемых на судебных приставов.
Так, в соответствии со ст. 1 Закона о судебных приставах на судебных приставов в РФ возлагается решение важных для государства и общества задач: 1 — обеспечение установленного порядка деятельности судов; 2 — исполнение судебных актов и актов специально уполномоченных органов; 3 — предварительное расследование в форме дознания по делам, отнесенным к подследственности Федеральной службы судебных приставов.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
— fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
— pdf — Яндекс.Диск.Дата публикации: 06.07.2017 16:43 UTC
учебник по праву :: юриспруденция :: право :: Гуреева :: Сазанова

На судебных приставов возлагаются задачи по:

  • обеспечению установленного порядка деятельности судов
  • осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц

Судебные приставы в своей деятельности руководствуются КСРФ, ФЗ «КАС», ФЗ «Об исполнительном производстве» и другими ФЗ, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава

1. Судебным приставом может быть:

ð гражданин РФ

ð достигший возраста 21 год

ð имеющий среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава — высшее юридическое образование, для судебного пристава-исполнителя — высшее юридическое или высшее экономическое образование),

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

ð способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания. Соблюдение присяги является неотъемлемой частью служебной дисциплины судебного пристава.

3. На должность судебного пристава не может быть назначен:

ð гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу,

ð имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование

ð либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

3.1. При назначении граждан приставов проводятся психофизиологическое исследование, тестирование на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия у них алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости.

Виды:

Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

Статья 11. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

— в уголовном судопроизводстве

Статья 12. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей

1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:

ð принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

ð предоставляет сторонам или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

ð рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

ð обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;

ð получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;

ð объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в РФ или удерживаемого в РФ ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора РФ, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством РФ;

ð осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина — ответчика и (или) ребенка в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

ð осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством РФ об административных правонарушениях;

ð при выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

2. Судебный пристав-исполнитель имеет право:

ð получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;

ð проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

ð давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

ð входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

ð арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

ð налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

ð использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

ð в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;

ð объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

ð вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

ð при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;

ð при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска) или при производстве на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина — ответчика и (или) ребенка проводить исполнительно-розыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, розыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам;

ð при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Судебные приставы (виды, права-полномочия, требования к ним)

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Судебные приставы (виды, права-полномочия, требования к ним)

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Судебные приставы (виды, права-полномочия, требования к ним)

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Судебный пристав – это должностное лицо, проходящее государственную гражданскую службу, которое исполняет судебные решения или же создает условия для обеспечения законности отправления правосудия. Указанная деятельность под силу не каждому, даже высококвалифицированному специалисту.

Дело в том, что от государственного служащего требуется также выдержка и профессиональная подготовка при работе с многочисленной информацией. Ведь указанная профессия автоматически означает отсутствие нормированного рабочего времени и максимальную загруженность делами и служебными командировками.

Права и обязанности судебных приставов

Поскольку работа судебных приставов разносторонняя и многообразна, количество обязательств и полномочий также сложно пересчитать «по пальцам». Однако можно выделить основные и дополнительные.

К основным обязанностям и правам относятся:

  • Подготовка, ведение и завершение исполнительных производств;
  • Направление почтовой и электронной корреспонденции в порядке взаимодействия с гражданами и организациями;
  • Подготовка и направление межведомственных запросов для полного и правильного исполнения судебного решения;
  • Возможность проведения мероприятий в пределах частной собственности (дом, земельный участок, автомобиль), направленных на выявление и изъятие имущества в часть погашения задолженности;
  • Наложение многочисленных арестов для списания денежных средств, находящихся на счетах в банках.

В число дополнительных профессиональных функций включают:

  1. Направление повесток и осуществление принудительного привода;
  2. Проведение рейдов совместно с другими государственными структурами (Администрация, Государственная автоинспекция, Прокуратура);
  3. Исполнение внутренних поручений.

Указанный список сложно назвать «полным», ведь каждое исполнительное производство по своей юридической (и жизненной) сути индивидуально. Соответственно все действия могут быть не совсем похожими, хотя их суть будет трактоваться в одном контексте.

Основы деятельности

Управление Федеральной службы судебных приставов имеет в качестве своей основной деятельности два направления:

  • Исполнение судебных актов (в том числе административных и уголовных штрафов);
  • Обеспечение порядка проведения процедуры судопроизводства.

Первые типы специалистов находятся в здании территориальных отделов и управлений, а также выезжают на осмотры и другие исполнительские действия. Их рабочий день настроен на ежедневное направление запросов, получение на них ответов, получение и направление исполнительных листов для дальнейшего взыскания.

Второй же тип все свое рабочее время проводит в здании суда, проверяя посетителей на предмет опасных устройств, которые могут угрожать другим лицам, проверяя процесс судопроизводства в залах судебных заседаний для предотвращения оскорблений и иных незаконных действий.

Специалисты по взысканию задолженностей

Принципы разделения служебных обязанностей строятся по следующим основаниям:

  1. Работа с физическими лицами;
  2. Проверка юридических лиц;
  3. Исполнение решений в отношении муниципальных структур и должностных лиц;
  4. Алиментные обязательства.

Наиболее актуальными являются первый и последний пункт, которые по своему характеру очень разнообразны и требуют максимального контроля и розыскных мероприятий.

Приставы-исполнители по работе с алиментными выплатами

В современном мире брачно-семейные отношения строятся по принципу материальной зависимости, и практически полным отсутствием духовного начала. В связи с этим большей частью исполнительных документов становятся требования о взыскании алиментных платежей в пользу несовершеннолетнего.

Их количество возрастает с каждым годом и тому пример огромные долги, которые матери не могут получить для осуществления нормальной жизнедеятельности. При этом количество специалистов, ведущих подобные дела, не так много. В связи с этим правильного и полного исполнения в установленные сроки добиться просто невозможно.

Ежедневно специалистами – приставами совершаются следующие мероприятия:

  1. Получение исполнительных листов;
  2. Возбуждение производства по делу;
  3. Сбор информации по должнику, его опрос и предоставление сроков для добровольной уплаты возникшей задолженности;
  4. Направление документов работодателям;
  5. Наложение ареста на счета на счета в банке и имущество, принадлежащее ответчику.

Как правило, все действия повторяются ежедневно, с новыми гражданами, фамилиями и жизненными ситуациями. Не каждый способен выдерживать подобный темп жизни, поскольку именно от него зависят судьбы многих людей.

Должностные обязанности

Помимо взыскания денежных средств и алиментных платежей, судебные приставы также осуществляют принудительное исполнение решений по следующим делам:

  • Установление порядка общения с ребенком;
  • Избрание места проживания несовершеннолетнего с одним из родителей;
  • Выселения граждан, в том числе предварительно снятых с регистрационного учета по решению федерального судьи;
  • Проведение работ по демонтажу конструкций и сооружений.

Подобные меры требуют наиболее глобальных усилий, ведь рабочие моменты совершаются непосредственно с гражданами, которые по праву имеют свои взгляды и понятия.

Приставов, работающих в судах по организации установленного порядка

Отдельного обсуждения требуют специалисты, проводящие все свое рабочее время в пределах здания суда: начиная от Конституционного и заканчивая мировым судьей какого-нибудь небольшого, по территориальному принципу, участка.

Их главными обязанностями являются:

  • Обеспечение безопасности – для этого они при входе осматривают и проверяют всех посетителей на предмет наличия у последних взрывоопасных, колющих режущих орудий;
  • Предотвращение применения насилия к сотрудникам суда или сторонам по делу (как гражданских, так и уголовных);
  • Оказание содействия в передачи документов на судебном заседании или по поручению судьи;
  • Доставление граждан, уклоняющихся от повесток – путем принудительного привода.

То есть, в отличие от первого типа специалистов, сотрудники по обеспечению порядка больше заботятся о непосредственной безопасности граждан. По этой причине у них иначе определяется размер заработной платы, льготы и иные условия работы.

Старшего судебного пристава

В каждом территориальном отделе имеется старший специалист, который наделяется полномочиями по управлению штатным коллективом и обеспечению прохождения последними государственной службы. В связи с этим ему поручаются следующие обязанности:

  1. Координация деятельности отдела;
  2. Вопросы кадровой политики (помимо приема на работу и увольнения);
  3. Ответы на жалобы и обращения;
  4. Проведение учебных и семинарских занятий;
  5. Осуществление надзора по некоторым спорным исполнительным производствам.

При этом наравне с большим объемом обязанностей и повышенным окладом, к старшему судебному приставу прибавляется и объем ответственности, которая на него возложена Управлением.

Руководителей управления

Каждый регион нашей страны имеет Управление Федеральной службы судебных приставов. Он выполняет распорядительные и надзорные функции, а именно:

  1. Кадровая политика (проведение набора претендентов, обучение, проведение конкурсов), включая последующее увольнение;
  2. Бухгалтерия и привязанные к ней выплаты;
  3. Проведение проверок (внутренних по региону с последующей передачей в «головное» управление).

То есть непосредственно вопросы по исполнительным производствам они не решают, однако могут предоставлять методические рекомендации.

Основные принципы государственной гражданской службы

В соответствии с ФЗ об исполнительном производстве, основными принципами, которыми должен руководствоваться судебный пристав-исполнитель являются:

  • Честность;
  • Открытость;
  • Законность;
  • Соблюдение сроков.

Только соблюдая все правила, и не злоупотребляя своими полномочиями, судебный пристав может считаться профессионалом в сфере исполнения наказания. Ведь каждое исполненное решение суда – это большой шаг в решении гражданских и административных спорах.

Добавить комментарий