Функции федерального министерства

Порядок деятельности Правительства Российской Федерации, согласно Конституции (ст. 114), определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Возглавляет Правительство Российской Федерации его Председатель, который определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Председатель Правительства представляет Правительство внутри страны и за пределами территории Российской Федерации; ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса; подписывает акты Правительства; представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, назначении и освобождении заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении; распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства. Председатель Правительства систематически информирует Президента Российской Федерации о работе Правительства.

Заместители Председателя Правительства участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, в выработке и реализации его политики, участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства и обеспечивают их исполнение; координируют в соответствии с распределением обязанностей работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность; предварительно рассматривают предложения и проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство.

Федеральные министры участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства; принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства, обеспечивают их исполнение; принимают участие в выработке и реализации политики Правительства и издаваемых им постановлений и распоряжений; обладают установленными законодательством полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Правительство решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству, а по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к компетенции Президента Российской Федерации, подотчетны Президенту Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации — орган коллегиальный. Его заседания проводятся систематически, не реже одного раза в месяц.

Исключительно на заседаниях Правительства принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов; рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон; устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен; устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг; принимаются решения о внесении законопроектов в Государственную Думу; рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности; рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе, при сроке возврата более двух лет; рассматриваются вопросы приобретения государством акций; рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров Российской Федерации; принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; образуется Президиум Правительства Российской Федерации; утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти; устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти; утверждаются Регламент Правительства Российской Федерации и Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации.

На заседаниях Правительства Российской Федерации имеет право председательствовать Президент Российской Федерации. Члены Правительства участвуют в его заседаниях лично. В случае невозможности участия в заседании члены Правительства информируют об этом Председателя Правительства.

Представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Центрального банка, иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства в соответствии с федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Заседания Правительства носят открытый характер. Однако Правительство может рассматривать отдельные вопросы и на закрытых заседаниях.

Подготовка и проведение заседаний Правительства осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства. Материалы к заседанию Правительства, ход их рассмотрения непосредственно на заседании и принятое протокольное решение относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства Российской Федерации, если иное не определено федеральными законами.

Правительство информирует граждан через средства массовой информации о рассмотренных на заседании Правительства вопросах и о принятых решениях.

Для решения оперативных вопросов Правительство Российской Федерации по предложению Председателя Правительства может образовать Президиум Правительства Российской Федерации.

Заседания Президиума Правительства проводятся по мере необходимости. Решения Президиума Правительства принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства.

Правительство Российской Федерации вправе отменить любое решение Президиума Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации для содействия своей работе вправе создавать координационные и совещательные органы — комиссии и советы. Комиссии являются координационными органами. Они образуются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти и решения определенных задач. Советы — совещательные органы, их цель — предварительное рассмотрение вопросов и подготовка но ним предложений рекомендательного характера.

По проблемам, имеющим межотраслевое или межтерриториальное (межрегиональное) значение, создаются межведомственные комиссии и советы.

Названные комиссии и советы не являются органами исполнительной власти.

Расходы на содержание Правительства Российской Федерации определяются в федеральном бюджете. В случае необходимости могут быть образованы органы и учреждения при Правительстве, финансирование которых осуществляется и пределах ассигнований на содержание Правительства.

Для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством Российской Федерации, образуется Аппарат Правительства Российской Федерации. Аппарат Правительства взаимодействует с Администрацией Президента Российской Федерации и аппаратами палат Федерального Собрания.

Аппарат Правительства возглавляет Руководитель Аппарата — заместитель Председателя Правительства Российской Федерации или федеральный министр.

Заместители Руководителя Аппарата Правительства, руководители основных структурных подразделений Аппарата Правительства назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством.

Финансирование расходов на содержание Аппарата Правительства производится в пределах расходов на содержание Правительства Российской Федерации.

Положение об Аппарате Правительства утверждается Правительством.

Компетенция Правительства Российской федерации.

Перечень полномочий Правительства РФ содержится в ст. 114 Конституции РФ и является открытым. Полномочия Правительства конкретизируются в Законе о Правительстве, в многочисленных федеральных законах и указах Президента.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в таких основных сферах жизни общества, как экономическая, социально-культурная, оборона страны, внешняя политика, охрана прав и свобод граждан, охрана собственности и общественного порядка, государственная безопасность.

Полномочия Правительства РФ в сфере экономики. Правительство РФ осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными законами, нормативными указами Президента регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; осуществляет управление федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг.

Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; осуществляет в соответствии с федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Полномочия Правительства РФ в сфере науки, культуры, образования. Правительство РФ разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

Полномочия Правительства РФ в сфере социальной политики. Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики.

Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан борьбы с преступностью. Правительство РФ участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов; осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

Полномочия Правительства РФ по обеспечению обороны и государственном безопасности страны. Правительство РФ организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами Вооруженных Сил Российской Федерации; обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих; принимает меры по охране Государственной границы России; руководит гражданской обороной.

Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Полномочия Правительства РФ в сфере внешней политики и международных отношений. Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации; обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств; отстаивает геополитические интересы России, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории; осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности.

Федеральные министерства и функции федерального министра

Федеральные министерства

Федеральные министерства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

При этом под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Функции федерального министра

Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр.

Осуществляя координацию и контроль деятельности находящихся в ведении министерства федеральных служб и агентств, федеральный министр осуществляет следующие функции:

— утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и агентств, а также отчет об их исполнении;

— вносит по представлению их руководителей в Правительство РФ проекты положений о соответствующих федеральных службах и агентствах, а также предложения о предельной штатной численности и фонде оплаты труда работников этих органов;

— вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенным сферам деятельности министерства и находящегося в его ведении федеральных служб и агентств, если принятие таких актов относится к компетенции Правительства РФ, во исполнение поручений Президента РФ и Председателя Правительства РФ дает поручения федеральным службам и агентствам и контролирует их исполнение;

— отменяет противоречащие федеральному законодательству решения федеральных агентств и служб, если федеральным законом не установлен иной порядок отмены;

— назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб и агентств их заместителей и руководителей территориальных органов федеральных служб и агентств;

— вносит в Министерство финансов РФ предложения по формированию бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств.

Министерство в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ.

Общее предназначение и суть деятельности федерального министерства в том, что оно на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ и законодательством осуществляется исключительно федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

Федеральный министр осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов, осуществляя следующие функции:

— вносит в Правительство РФ предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда,

— принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов;

— вносит в Правительство РФ по представлению руководителя фонда проекты федеральных законов о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении его бюджета;

— назначает проверки деятельности этих фондов в устанавливаемых законом случаях.

Федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства) призваны выполнять ряд унифицированных и специализированных административно-правовых функций, направленных на упорядочение и охрану публичных правоотношений в установленных сферах деятельности: административно-публичные функции, а также ряд унифицированных и специализированных административно-правовых функций, направленных на упорядочение и охрану административно-служебных правоотношений, складывающихся внутри системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, – административно-служебные функции.

Основными унифицированными административно-правовыми функциями федерального министерства являются:

  • 1) издание собственных нормативных правовых актов;
  • 2) координация и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств;
  • 3) координация деятельности государственных внебюджетных фондов;
  • 4) взаимодействие с федеральными службами и федеральными агентствами, а также государственными внебюджетными фондами, находящимися в ведении министерства;
  • 5) разрешение административно-правовых споров по обращениям граждан.

Административно-публичными функциями федерального министерства являются функция по изданию собственных нормативных правовых актов и функция по разрешению административно-правовых споров по обращениям граждан.

Остальные функции федерального министерства являются административно-служебными (внутрисистемными).

В рамках функции по изданию собственных нормативных правовых актов (административного нормотворчества) федеральное министерство в установленной сфере деятельности издает на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов собственные нормативные правовые акты (как правило, приказы), обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами. Сфера и порядок издания таких документов определяются актами Президента РФ и Правительства РФ.

В рамках функции по координации и контролю деятельности федеральных служб и федеральных агентств федеральное министерство:

  • – утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;
  • – вносит в Правительство РФ по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности и фонде оплаты труда их работников;
  • – вносит в Минфин России предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;
  • – вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к вверенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами к компетенции Правительства РФ;
  • – во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;
  • – дает федеральным службам, федеральным агентствам поручения по вопросам установленной сферы деятельности федерального министерства, а также по устранению нарушений, выявленных в процессе контроля и координации их деятельности;
  • – отменяет противоречащее федеральному законодательству решение федеральной службы, федерального агентства, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом;
  • – по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств назначает на должность и освобождает от нее заместителей указанных руководителей, за исключением тех из них, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;
  • – представляет в Правительство РФ предложения о наложении дисциплинарных взысканий на руководителей федеральных служб, федеральных агентств и об их поощрении;
  • – принимает решения о премировании, установлении надбавок к должностным окладам и об оказании материальной помощи руководителям федеральных служб, федеральных агентств;
  • – по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства назначает на должность и освобождает от нее руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением тех из них, деятельностью которых руководит Президент РФ;
  • – принимает в соответствии с законодательством о государственной службе решения о поощрении и награждении лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от нее федеральным министром, а также о наложении на них дисциплинарных взысканий;
  • – согласовывает проект регламента федеральной службы, федерального агентства;
  • – утверждает по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг.

В рамках функции по координации деятельности государственных внебюджетных фондов федеральное министерство:

  • – вносит в Правительство РФ предложения о назначении на должность (освобождении от нее) руководителя государственного внебюджетного фонда;
  • – принимает нормативные правовые акты по вопросам сфер деятельности государственных внебюджетных фондов;
  • – представляет в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов;
  • – согласовывает параметры формирования и структуру бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также отчетов об их исполнении;
  • – по представлению руководителя государственного внебюджетного фонда вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда;
  • – назначает проверки деятельности государственных внебюджетных фондов в случаях, устанавливаемых федеральным законом;
  • – реализует в отношении государственных внебюджетных фондов и их должностных лиц полномочия, предусмотренные административным регламентом;
  • – по представлению руководителя государственного внебюджетного фонда утверждает административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг.

В рамках функции по осуществлению взаимодействия с находящимися в его ведении федеральными службами и федеральными агентствами, а также государственными внебюджетными фондами федеральное министерство:

  • – доводит до федеральных служб, федеральных агентств и государственных внебюджетных фондов поручения, содержащиеся в актах Правительства РФ, протоколах заседаний Правительства РФ, координационных и совещательных органов, возглавляемых Председателем Правительства РФ или его заместителями, а также поручения последних, содержащиеся в протоколах проведенных ими совещаний и резолюциях;
  • – проводит координационные и иные совещания с руководителями (представителями) федеральных служб и федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов, организует коллегиальное рассмотрение наиболее важных вопросов их деятельности;
  • – организует плановые проверки деятельности федеральных служб, федеральных агентств и государственных внебюджетных фондов, а также проверки по жалобам граждан и организаций на действия (бездействие) и решения указанных органов, фондов и их должностных лиц;
  • – организует методическое руководство в области кадрового обеспечения;
  • – осуществляет иные полномочия, предусмотренные положениями и административными регламентами федерального министерства, федеральных служб и федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов.

В рамках фу нкции по разрешению административно- правовых споров (административно-защитной деятельности) федеральное министерство принимает и рассматривает обращения граждан и юридических лиц на административно- правовые действия и решения структурных подразделений и должностных лиц министерства, а также на административно-правовые действия и решения федеральных служб, федеральных агентств и территориальных органов, подведомственных министерству.

Специализированные административно-правовые функции федерального министерства можно сгруппировать по предметам ведения федеральных органов исполнительной власти в следующих сферах:

  • 1) внутренних дел РФ;
  • 2) гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • 3) иностранных дел РФ;
  • 4) обороны;
  • 5) юстиции РФ;
  • 6) здравоохранения РФ;
  • 7) культуры РФ;
  • 8) образования и науки РФ;
  • 9) природных ресурсов и экологии РФ;
  • 10) промышленности и торговли РФ;
  • 11) регионального развития РФ;
  • 12) связи и массовых коммуникаций РФ;
  • 13) сельского хозяйства РФ;
  • 14) спорта РФ;
  • 15) транспорта РФ;
  • 16) труда и социальной защиты РФ;
  • 17) финансов РФ;
  • 18) экономического развития РФ;
  • 19) энергетики РФ.

Конкретное содержание перечисленных специализированных функций федеральных министерств определяется в положениях, утверждаемых Президентом РФ и Правительством РФ.

Кроме того, необходимо отметить, что федеральное министерство выполняет целый ряд типизированных административно-служебных внутриорганизационных функций, в частности:

  • – проведение в установленном законодательством РФ порядке конкурсов и размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд министерства;
  • – осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание министерства;
  • – обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
  • – комплектование, хранение, учет и использование архивных документов, связанных с деятельностью министерства;
  • – обеспечение мобилизационной подготовки министерства;
  • – организация профессиональной подготовки государственных служащих, составляющих федеральную службу, принятие мер по обеспечению их правовой и социальной защиты;
  • – другие административно-правовые функции, предусмотренные административными регламентами внутренней организации министерства.

Федеральная служба выполняет в установленной сфере деятельности ряд унифицированных и специализированных административно-охранительных функций.

Проанализировав действующее российское законодательство, можно выделить следующие унифицированные функции федеральной службы:

  • 1) административное санкционирование (административно-санкционирующая деятельность);
  • 2) административный надзор (административно-надзорная деятельность);
  • 3) административно-казуальная деятельность.

Административное санкционирование, осуществляемое федеральной службой, связано с правомерной и бесконфликтной деятельностью физических и юридических лиц. В рамках данной функции федеральная служба:

  • – выдает юридическим и физическим лицам лицензии и разрешения на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий;
  • – регистрирует акты, документы, права, объекты;
  • – согласовывает определенные виды действий и решений юридических и физических лиц;
  • – удостоверяет определенные правовые статусы, положения, состояния.

Административно-надзорная деятельность федеральной службы обусловлена ожидаемыми, совершаемыми или совершенными административными правонарушениями, а также иными правонарушениями, влекущими возникновение административных правоотношений (налоговых, бюджетных, банковских и др.). В соответствии с этой функцией федеральная служба принимает меры по проверке исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения в разнообразных сферах административно-правового регулирования (антимонопольного, налогового, таможенного, бюджетного, банковского регулирования, экологической безопасности, безопасности дорожного движения, промышленной безопасности и др.). Кроме того, федеральная служба принимает меры административно-правового принуждения, направленные на устранение последствий выявленных нарушений федерального законодательства, в том числе: меры административной ответственности, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, административно-восстановительные меры и др.

Административно-защитная деятельность федеральной службы связана с разрешением административно-правовых споров, возникающих в сфере административного надзора по обращениям граждан. В рамках названной функции федеральная служба принимает и рассматривает административные жалобы граждан на административно-охранительные действия и решения структурных подразделений и должностных лиц федеральной службы, а также в случаях, установленных законом, рассматривает обращения граждан на административно-охранительные действия и решения органов и должностных лиц, не находящихся в служебной зависимости от федеральной службы.

В рамках административно-казуальной деятельности федеральная служба принимает административно-правовые меры по предупреждению, выявлению и нейтрализации чрезвычайных и других вредоносных ситуаций техногенного, природного и иного характера. В числе таких мер: согласование и утверждение паспортов безопасности и планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, декларирование безопасности объектов, установление особого противопожарного режима, ограничение доступа людей в зоны чрезвычайной ситуации, эвакуация людей и имущества из зоны затопления, аварии, эпидемии, производство осмотра места аварии, составление протокола осмотра места аварии, опрос очевидцев аварии и др.

Специализированные административно-правовые функции, осуществляемые федеральными службами, связаны главным образом с различными формами административного надзора. Таким образом, их можно сгруппировать по предметам ведения федеральных органов исполнительной власти. При таком подходе логично выделить специализированные функции федеральных служб по надзору в сферах:

  • – военно-технического сотрудничества РФ;
  • – оборонного заказа РФ;
  • – технического и экспортного контроля РФ;
  • – исполнения наказаний;
  • – обеспечения деятельности судов, исполнения судебных решений;
  • – внешней разведки РФ;
  • – обеспечения безопасности РФ;
  • – оборота наркотиков;
  • – защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • – здравоохранения;
  • – социального развития;
  • – труда и занятости;
  • – культурного наследия;
  • – интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков;
  • – образования и науки;
  • – гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;
  • – связи и массовых коммуникаций;
  • – государственной статистики;
  • – государственной регистрации, кадастра и картографии;
  • – тарифов;
  • – финансового мониторинга;
  • – финансовых рынков;
  • – аэронавигации;
  • – антимонопольного надзора;
  • – ветеринарного и фитосанитарного надзора;
  • – транспортного надзора;
  • – налогового надзора;
  • – страхового надзора;
  • – финансово-бюджетного надзора;
  • – казначейского надзора;
  • – таможенного надзора;
  • – экологического, технологического и атомного надзора.

Перечисленные выше функции федеральной службы связаны с охраной и защитой публичных правоотношений (административных, экологических, таможенных, налоговых и др.). Следовательно, по целевой направленности данные функции являются внешневластными (административнопубличными).

Между тем необходимо отметить, что федеральная служба выполняет целый ряд унифицированных административно- служебных, внутриорганизационных функций, в частности:

  • – проведение в установленном законодательством РФ порядке конкурсов и размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд службы;
  • – осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы;
  • – обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
  • – комплектование, хранение, учет и использование архивных документов, связанных с деятельностью службы;
  • – обеспечение мобилизационной подготовки службы;
  • – организация профессиональной подготовки государственных служащих, составляющих федеральную службу, принятие мер по обеспечению их правовой и социальной защиты;
  • – другие административно-правовые функции, предусмотренные административными регламентами внутренней организации федеральной службы.

Федеральное агентство выполняет в установленной сфере деятельности ряд унифицированных и специализированных административно-pacпорядительных функций.

Из анализа действующего российского законодательства можно выделить следующие унифицированные функции федерального агентства:

  • 1) административно-предоставительную;
  • 2) административно-защитную.

В рамках административпо-предоставительной функции федеральное агентство организует предоставление гражданам и организациям непосредственно или через подведомственные агентству федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым ценам услуги в установленных федеральными законами областях: образования, здравоохранения, социальной защиты населения и др. Кроме того, в рамках данной функции федеральное агентство осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, управляет находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Административно-защитная функция, осуществляемая федеральным агентством, связана с разрешением административно-правовых споров, возникающих в сфере управления государственным имуществом и сфере предоставления государственных услуг. В рамках названной функции федеральное агентство принимает и рассматривает жалобы граждан на административно-распорядительные действия и решения структурных подразделений и должностных лиц федерального агентства, а также в случаях, установленных законом, рассматривает жалобы граждан на административно-распорядительные действия и решения иных федеральных органов и должностных лиц по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг.

Специализированные административно-правовые функции федеральных служб связаны главным образом с различными формами административного распорядительства. Их можно сгруппировать по предметам ведения федеральных агентств. Например, выделить специализированные функции федеральных агентств в области:

  • – специального строительства;
  • – информационных технологий;
  • – печати и массовых коммуникаций;
  • – связи;
  • – лесного хозяйства;
  • – дел молодежи;
  • – туризма;
  • – физической культуры и спорта;
  • – использования воздушного транспорта;
  • – использования дорог;
  • – использования железнодорожного транспорта;
  • – использования морского и речного транспорта;
  • – государственных резервов;
  • – управления особыми экономическими зонами;
  • – использования космического пространства;
  • – обустройства государственной границы РФ;
  • – поставки вооружения, военной, специальной техники и материальных средств;
  • – рыболовства.

Федеральное агентство также выполняет ряд унифицированных внутриорганизационных функций, в частности:

  • – проведение в установленном законодательством РФ порядке конкурсов и размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд агентства;
  • – осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства;
  • – обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
  • – комплектование, хранение, учет и использование архивных документов, связанных с деятельностью агентства;
  • – обеспечение мобилизационной подготовки агентства;
  • – организация профессиональной подготовки государственных служащих, составляющих федеральное агентство, принятие мер по обеспечению их правовой и социальной защиты;
  • – другие административно-правовые функции, предусмотренные положениями и административными регламентами внутренней организации федерального агентства.

Федеральные министерства — ФОИВ, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Глава министерства – входящий в состав Правительства министр. Федеральное министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно ФКЗ, актами Президента и Правительства. Путем предоставления полномочий был повышен статус министерств как ОИВ.

Министерство издают: НПА (постановления, правила, приказы, распоряжения, инструкции, положения, разъяснения и иные, если те указаны в специальном положении об этом министерстве).

ФМ не могут осуществлять в установленной сфере функции по:

— контролю и надзору (это делают ФС)

— по управлению госимуществом (это у ФА), кроме случаев, установленных указами Президента

ФМ осуществляет координацию контроль деятельности находящихся в его подчинении ФА и ФС. ФМ является единоначальным ФОИВ, т.к. решения первого лица ФМ являются окончательными, однако ФМ не лишены коллегиальных качеств. При каждом министерстве создаются коллегии, которые предварительно рассматривают все важные вопросы данного министерства, но при равенстве голосов членов коллегии преимущество – за голосом председателя этой коллегии.

Министерства делятся:

по формам:

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

— классические (отраслевые) – регулируют и выполняют в своей сфере все. МИД, Минобороны, МВД и т.д.)

— проводящие государственную политику и обеспечивающие координацию деятельности граждан , ю.л., в определенной сфере деятельности. = минтранспорта.

По объему компетенции:

— отраслевой компетенции – Минкультуры

— функциональные (межотраслевые) – Минфин

— смешанной компетенции – Минобразования, МВД.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Федеральные министерства: понятие, структура, компетенция, руководство

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Федеральные министерства: понятие, структура, компетенция, руководство

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Федеральные министерства: понятие, структура, компетенция, руководство

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Что делают федеральные агентства?

Федеральное агентство – орган исполнительной власти, выполняющий функции по управлению государственным имуществом, правоприменительные функции и функции по оказанию государственных услуг.

Функциями по управлению государственным имуществом включают в себя как исполнение обычных функций собственника государственных предприятий, так и управление их акциями.

Оказание государственных услуг – есть ни что иное, как предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или за плату услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и т.д.

При этом стоит заметить, что федеральное агентство не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, если об этом праве не сказано прямо в законе. Это означает, что федеральная служба издает как правило распоряжения – индивидуальные, не нормативные акты, а приказы и постановления – нормативные акты – только если имеет на то установленное законом право.

Типичными полномочиями федеральных агентств являются:

управление организациями и учреждениями при Президента РФ (Управление делами Президента),

управление госимуществом (Росимущество),

создание, управление и содержание государственных резервов (Росрезерв),

создание, развитие, использование систем связи, оказание услуг связи (Россвязь),

комплектование фонда обязательных бесплатных экземпляров печатных изданий (Роспечать),

управление государственным транспортом и обеспечение безопасности на нем, транспортное администрирование, обеспечение безопасного плавания судов (Росжелдор, Росавтодор, Росречморфлот, Росрыболовство),

учет, управление дорожным хозяйством, в том числе федеральными трассами, морскими портами (Росавтодор, Росречморфлот),

аэронавигации, использованию воздушного пространства, обеспечения авиационной безопасности и защиты прав пассажиров (Росавиация),

управление хозяйственной деятельностью российской академии наук (ФАНО),

установление государственных стандартов и обеспечение единства измерений (Росстандарт),

оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, организацию деятельности службы крови, по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов (федеральное медико-биологическое агентство);

предоставление права пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности; эксплуатация и обеспечение безопасности водохранилищ, гидротехнических сооружений, ведение государственного реестра договоров пользования водными объектами, государственного водного кадастра и Российского регистра гидротехнических сооружений, осуществление государственного мониторинга водных объектов, государственного учета поверхностных и подземных вод и их использования (Росводресурсы);

геологоразведка, ведение реестра месторождений полезных ископаемых, выдача разрешений на их добычу и разработку (Роснедра);

инвентаризация, использование, охрана и защита лесов (Рослесхоз).

Федеральные агентства выполняют и не типичные для них функции:

контроль и надзор в области рыболовства (Росрыболовство),

и надзор и контроль за лесными отношениями (Рослесхоз)

обустройство государственной границы (Росграница),

организация мобилизационной подготовки и проведение мобилизации в России (Главное управление специальных программ Президента РФ).

Возглавляет федеральное агентство руководитель, имеющий штат заместителей. Структуру агентства составляют управления, центральный аппарат. Агентству могут быть приданы научно-технические центры, при нем могут функционировать экспертные и общественные советы, консультирующие агентство в вопросах его деятельности. Региональная структура агентства представлена департаментами по федеральным округам и региональными управлениями в отдельных муниципальных образованиях.

Добавить комментарий