Функции государства

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

⇐ Предыдущая123

В зависимости от продолжительности действия функции государства делятся напостоянные, которые осуществляются на всех этапах развития государства (например, экономическая, функция охраны правопорядка) и временные, которые прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф).

В зависимости от принципа разделения властей функции государства делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

В зависимости от социального значения, важности в общественной жизни функции государства делятсяна основные, то есть наиболее общие важные направления деятельности государства, связанные с главными стратегическими целями и задачами государства (например, функция обороны страны осуществляется на всех этапах ее развития)ине основные, то есть более узкие, конкретные направления деятельности государства (например, организация системы связи, транспортного обслуживания).

Конечно, такое деление весьма условно. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все функции государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных исторических этапах приоритетных направлений. Эти направления становятся для государства основными.

По социально-политической значимости функции государства делятся наглавные,то есть имеющие приоритетное значение на конкретном этапе развития общества (например, экономическая, социальная, экологическая функции) и производные(вспомогательные) – это функции сопутствующего (обслуживающего) характера. Например, функции налогообложения, финансового контроля имеют вспомогательную природу по отношению к экономической функции.

По сфере и по объекту, по содержанию государственной деятельности функции государства делятся:

экономическая,

политическая,

социальная,

идеологическая,

экологическая

По причинам (источникам) возникновения функции государства делятся:

1. Функции, вытекающие из классовых противоречий(подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);

2. Функции, вытекающие из потребностей общества в целом (функция обеспечения правопорядка, охраны природы и окружающей среды и др.)

По территориальному масштабу функции государства делятся:

1. Функции федерации;

2. Функции субъектов федерации;

Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности или по политической направленности на внутренние и внешние.Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач государства, авнешние функции нацелены на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции государства тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Внутренняя деятельность государства зависит, в том числе от внешних условий и наоборот.

Внутренние функции:

1. Экономическая функция определяет место и роль государства в системе экономического развития, устанавливает пределы вмешательства государства в экономику. Экономическая функция – это осуществление государством управленческого воздействия на экономику. Эффективное развитие экономики – это основа для успешного решения любых задач, стоящих перед государством. Экономическая функция существовала всегда. Суть экономической функции состоит в установлении государством условий и порядка экономической деятельности. Государство разрешает и запрещает определенные виды деятельности, обеспечивает свободу конкуренции и ведет борьбу с монополизмом на рынке товаров и услуг (государство может допускать существование естественных монополий в отдельных отраслях экономики – «Газпром», РАО ЕЭС, железные дороги), осуществляет планирование и прогнозирование, устанавливает госцены и др. Применительно к современному государству содержание экономической функции охватывает:

· Формирование экономической политики государства (разработка стратегических направлений экономического развития страны);

· Создание правовых основ рынка (формирование системы рыночного законодательства; обеспечение равноправия форм собственности; развитие предпринимательства; планирование производства; государственно-правовая охрана существующих форм собственности, прав и интересов потребителей; ограничение монополизма и недобросовестной конкуренции);

· Внешнеэкономическая деятельность государства (деятельность, связанная с интеграцией национальной экономики в мировую, государственное стимулирование иностранных инвестиций);

· Оперативное управление государственным сектором экономики (государственными предприятиями, учреждениями, являющимися объектами собственности государства).

Экономическая функция Российского государства охватывает структурную перестройку экономики России, целью которой является производство продукции, необходимой всем людям, государству, мировому рынку; поддержку стратегических, высококонкурентных на мировом рынке производств (например, высоких технологий); демонополизацию производства (главная задача – освободить от засилья монополистов); фактическую поддержку товаропроизводителей, стимулирование малого бизнеса; инвестиционную политику и защиту интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынке. В период экономических кризисов, депрессий, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается.

«Внутренние экономические функции современного государства. К ним относятся: непосредственное управление объектами государственной собственности; регулирование деятельности субъектов негосударственных форм собственности; концентрация и распределение финансовых средств; установление таможенного режима и др.”.

Функция налогообложения является производной от экономической функции.

Функция налогообложения включает в себя сбор денежных средств (прежде всего через налоги, а также через иные финансовые сборы, пошлины, платежи) и распределение денежных средств (составление бюджета, кредиты).

Функция финансового контроля является вспомогательной по отношению к экономической функции. Она предполагает контроль за формированием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны. Финансовый контроль имеет своими задачами проверку финансовых обязательств перед государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за правильностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и т.д. Государство располагает широким кругом субъектов финансового контроля. В России это Счетная палата, Центральный банк, Министерство финансов, федеральная налоговая и таможенная службы, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти и др. В контроле могут участвовать и негосударственные аудиторские организации.

2. Политическая функция.Характеризуя эту функцию, уместно отметить, что все функции государства носят политический характер, однако в сфере политических отношений действует целая система политических институтов, учреждений, государственных органов, через которые осуществляется непосредственное воздействиегосударственной власти, в том числе обеспечение народовластия. Это, прежде всего, представительный орган — парламент, избираемый народом и уполномоченный от его имени осуществлять государственную власть в стране; органы местного самоуправления, с помощью которого население конкретного региона решает свои местные дела; формы непосредственного участия народа в осуществлении власти через референдум. Содержание политической функции в демократическом государстве составляет обеспечение народовластия. Государство, выполняя политическую функцию, призвано исходить из разнообразия интересов в обществе, выступать в роли арбитра при конфликте этих интересов, не допускать нарушений прав человека, интересов меньшинства во имя общего блага.

Политическая функция — это направление деятельности государства в политической сфере, имеющее своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах(Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.).

3. Социальная функция. Главным назначением социальной функции является обеспечение общественного благополучия, то есть достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении этого благополучия. Важную часть социальной функции составляет социальная защита тех, кто нуждается в государственной материальной поддержке: малоимущих, безработных, инвалидов, пожилых, многодетных семей, сирот, детей в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов к этой категории добавились беженцы и вынужденные переселенцы. В социальной функции ярко выражено общесоциальное начало государство – снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку надлежащих условий жизни с помощью гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства. Назначение социальной функции: развивать здравоохранение, образование, культуру. Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, обеспечивающие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует размеры заработной платы, осуществляет контроль за безопасностью условий труда и соответствием их требованиям гигиены, социального обеспечения и страхования. Другим важным компонентом социальной функции являются обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы, контроль за безопасностью условий труда и соответствием требованиям гигиены, социального страхования и обеспечения. Ст. 7 Конституции РФ: «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный мин. размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты”. С переходом к рыночным отношениям, ростом инфляции социальная поддержка государством малообеспеченных граждан приобретает особую значимость. Государство обязано принимать необходимые меры социальной защиты людей от негативных последствий инфляции. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашено право каждого на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния как самого человека, так и его семьи (ч.1 ст. 25). Общепризнанным эталоном социальной защищенности личности служит гарантированный со стороны государства прожиточный минимум.

«Внутренние социально-политические функции современного государства. К ним относятся: управление системами здравоохранения, социального обеспечения и благоустройства; обеспечение экологической безопасности; регулирование отношений между социальными и национальными группами, общественными и религиозными объединениями; охрана общественного порядка и др.”.

4. Идеологическая функция– это поддержка определенной, в том числе и религиозной, идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры, регулирование деятельности СМИ и др. Идеологическая функция состоит в поддержке, разработке общенациональной идеологии, организации и управлении развитием науки, образования, поддержке культуры, охране памятников истории и культуры.

«Внутренние идеологические функции современного государства. К ним относятся: управление развитием науки, образования и культуры; регулирование деятельности средств массовой информации; формирование общенациональной идеологии; охрана памятников истории и др.”.

Культурная функция (духовная)как поддержка развития культуры, науки и образования.Государство призвано поддерживать развитие науки, обеспечивать культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия для их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Содержание этой функции сегодня составляет разносторонняя поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, СМИ, науки, образования и пр. Государство также финансирует сохранение историко-культурных памятников. Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.

5. Экологическая функцияобусловлена социальной обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны. В условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, ряда экологических катастроф это направление социальной политики приобретает самостоятельное и весьма важное значение лишь в XX веке. Интенсивная эксплуатация природной среды, промышленная революция, НТП, нарушение экологических требований, вредные последствия различных катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной среды, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях. В ст. 24 Конституции РФ, например, зафиксировано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением”. Это конституционное право предполагает возможность требовать соответствующего поведения от физических и юридических лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения данного права. Государственные гарантии права человека на благоприятную окружающую среду состоят в том, что государство обязано осуществлять: планирование и государственное нормирование качества окружающей среды; принимать меры по предотвращению экологически вредной деятельности, предупреждению и ликвидации аварий, стихийных бедствий, катастроф; государственное и общественное страхование граждан, образование резервных фондов помощи, возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий; государственный контроль за соблюдение природоохранительного законодательства; привлекать к ответственности лиц и организации, виновных в нарушении экологических требований;

6. Охранительная функция, в которую входят:

· Охрана всех форм собственности. В демократических государствах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности (ст. 8 Конституции РФ). В государствах, где основной экономический потенциал сосредотачивался в руках того или иного класса, государственная деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой, феодальной, капиталистической частной собственности, за посягательства на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства на другие ее виды;

· Охрана прав и свобод человека и гражданина. Эта функция направлена на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”.Обеспечение прав человека – это главный критерий демократичности государства. Права человека составляют основу политики в отношениях с другими государствами и со всем мировым сообществом. В современных условиях происходит интернационализация проблемы прав человека, перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики, признание международной юрисдикции по вопросам нарушения прав человека. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закреплен принцип уважения прав человека. Это значит, что все государства должны, во-первых, рассматривать права и свободы человека как естественные, неотчуждаемые и неприкосновенные; во-вторых, обязаны не допускать дискриминации по признакам пола, языка, расы, религии; в-третьих, обязаны сотрудничать друг с другом в этой сфере. Многие государства (в том числе и Россия) возвели в ранг конституционного принцип уважения прав и свобод человека, а также их защиты и соблюдения. Однако обращает на себя внимание разрыв между некоторыми конституционными положениями и реальной практикой;

· Охрана правопорядка – это функция, присущая любому государству во все исторические периоды его развития. Правопорядок – это необходимое условие нормальной жизнедеятельности государства, итоговое состояние упорядоченности отношений в обществе. Данная функция представляет собой деятельность государства, направленную на обеспечение точного и полного осуществления его законов всеми участниками общественных отношений, а также контроль за исполнением правовых норм. Егоединичным проявлением является правомерное поведение конкретного субъекта права.

7. Функция развития научно-технического прогресса.Эту функцию предопределили научно-технические достижения XX века. С одной стороны, деятельность государства проявляется в стимулировании научно-технического прогресса. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ чрезвычайно велики и постоянно растут. Поэтому государство берет на себя обязанность стимулировать научно-технический прогресс, почти полностью оплачивать расходы на фундаментальные теоретические исследования. Государство поддерживает и защищает интеллектуальную собственность, создает условия для успешной научной деятельности, обеспечивает справедливую оценку научного труда и достойное вознаграждение за внедрение результатов научных разработок в наукоемкие технологии. С другой стороны, человечество не сразу осознало вредные последствия научно-технического прогресса, а государство с опозданием и недостаточно энергично стало применять адекватные меры по ограничению этой опасности. В современных условиях создание экологически чистых производств, безотходных технологий – одна из важнейших целей, достижение которой позволит человечеству выжить.

8. Информационная функция.Вступление общества в новую, информационную, стадию развития одновременно означает появление у государства информационной функции.К ее появлению государство подталкивает быстро развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всемирных информационных систем, формирование общемирового информационного пространства. Специфика данной функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленное информирование населения, (а подчас и манипулирование общественным сознанием), другие способы передачи информации создают необходимые условия для нормального функционирования всех ветвей власти и органов государства. Содержание информационной функции охватывает создание единого информационно-коммуникационного пространства России как части мирового информационного пространства, обеспечение свободного доступа пользователей к информации путем постоянного ее накопления, обновления и распространения; создание эффективной системы реализации прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации; организацию единой системы обеспечения защиты информации и информационной безопасности; содействие дальнейшему развитию рынка информации, фактическом удовлетворению потребностей общества в информационных продуктах и услугах и др.

⇐ Предыдущая123

История человечества насчитывает несколько десятков тысяч лет, но только пять последних тысячелетий оно прожило, объединившись в государства. Тем не менее, даже столь короткого исторического промежутка времени было достаточно, чтобы убедиться в преимуществах развития общества под управлением государства перед иными сообществами людей, живущими общинным или племенным строем.

Государство: определение, основные признаки

Определение 1

Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основное назначение государства на внешнеполитической арене – защита от внешней угрозы и обеспечение независимости страны, а внутри – обеспечение на своей территории стабильного развития экономики и социальной сферы.

Иногда понятие «государство» употребляют в качестве синонима понятию «страна». Однако это не всегда является правомерным: государство – это образование политическое, в то время как страна – это понятие прежде всего культурно-географическое. Поэтому его уместно употреблять, в случаях, когда речь заходит о климате какой-либо территории, населении и т. д.

Каждое государство обладает рядом основных признаков, среди которых наиболее значимыми являются:

  1. Наличие территории.
  2. Суверенитет, под которым следует понимать полную политическую, юридическую и экономическую независимость.
  3. Право сбора налогов.
  4. Монополия на легитимное насилие, под которым следует понимать добровольное подчинение всего населения страны всем решениям, принятым государственным аппаратом управления.

В литературе нередко встречается определение, согласно которому, государство – это аппарат насилия, принуждающий жить людей по своим законам. Однако, если власть в государстве держится исключительно на насилии и принуждении (а такие прецеденты действительно встречаются), то такое государство является слабым, обречённым на уничтожение или саморазрушение. Поэтому важной отличительной чертой сильного государства является монополия на легитимное насилие, основанное на доверии, поддержке и подчинении основной массы населения страны. Только в таких условиях государство может эффективно исполнять свои функции, направленные в конечном результате на процветание собственного народа.

Назначение государства и его роль в жизни общества

В Древнем мире и в Средние века роль государства в жизни общества сводились к нескольким аспектам, к которым можно отнести:

  • оборону своей территории от внешнего врага или захват чужих территорий;
  • борьбу с эпидемиями;
  • ирригацию;
  • отправление религиозных культов;
  • развитие почтового сообщения.

Однако с развитием общества растут запросы самого общества, усиливаются и переплетаются связи между людьми, а значит растёт и ширится количество задач, встающих перед государством.

В современном обществе уже ни один процесс не обходится без вмешательства государства. Оно по-прежнему защищает своих граждан и территорию страны, устанавливает правовые и нравственные законы, регулирует социальную сферу, объединяя людей с целью решения важных задач и придавая их деятельности смысл.

С целью поддержания обороноспособности страны и безопасности своих граждан государство создаёт, содержит и развивает армию и оборонную промышленность. В этой сфере роль государства является абсолютной. Однако в условиях цивилизованного общества при решении конфликтов между странами редко прибегают к аргументам силового воздействия: решающее битвы происходят на уровне государственных представителей – дипломатов. Развитие дипломатического корпуса (организация посольств, консульств, представительств на территориях других стран, подготовка грамотных специалистов и т. п.) также является абсолютной прерогативой государства.

Внутри страны для обеспечения стабильности, безопасности и порядка государство устанавливает систему правил и законов, нарушение которых карается мерами воздействия, различной силы: от штрафов, предупреждений и общественных порицаний за незначительные проступки, до лишения свободы на длительные сроки и конфискации имущества за тяжкие преступления.

В социальной сфере круг вопросов, решение которых стало исключительной прерогативой государства, расширился больше, чем в любой другой. Оно занимается:

  • организацией функционирования транспортной системы;
  • развитием связи и информационных технологий;
  • содержанием учреждений первостепенной общественной значимости: общеобразовательных школ, колледжей, вузов, больниц, поликлиник, медицинских и спортивных центров и т. д.;
  • материальными выплатами, такими как пенсии, социальные пособия, стипендии, пособия по безработице или многодетным семьям и т. д.;
  • развитием и содержанием объектов культурно-массового значения: домов культуры, библиотек, театров, иных культурных центров и т. п.;
  • охраной окружающей среды.

При возникновении социальных споров, к которым относятся споры между отдельными гражданами или организациями, между представителями различных классовых прослоек, различных культурных, этнических или религиозных диаспор, государство выполняет роль арбитра в разрешении конфликтов. Для этого ещё в древности были созданы специальные органы: сначала это были советы старейшин или вождей, а затем их функции в разрешении конфликтов взяли на себя суды, ставшие третьей независимой силой государственной машины.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Рассуждая о роли государства в обществе более конкретно, следует обратиться к его функциям, которые разделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции

Внутренние функции являются основными направлениями деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны. К ним относятся функции:

  • Экономические, отражающие степень участия государства в управлении национальной экономикой, которая в свою очередь определяется количеством заводов, фабрик, предприятий связи, транспорта, банковской сферы и т. д., принадлежащей государству. Характер участия государства в экономике определяется сводом нормативно-правовых актов в области поддержки товаропроизводителей, имущественных отношений, создания условий для развития малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства, а также контроля за этими процессами. Эти функции выражаются:
    • в установлении налогов;
    • определении льгот;
    • выдаче кредитов;
    • развитии транспорта;
    • строительстве дорог;
    • разработке и внедрении программ краткосрочного и долгосрочного развития страны.
  • Внутриполитические (правоохранительные), направленные в первую очередь на внутреннюю безопасность. В соответствии с этой задачей государство ведёт активную работу по выявлению враждебных организаций, разрабатывает правила функционирования общественных и общественно-политических объединений граждан, выражающих интересы различных слоёв общества, национальностей и социальных групп, охраняет свой суверенитет. Внутриполитические функции реализуются на уровне деятельности законодательных, правоохранительных и судебных органов, которые в сущности сводятся непосредственно к разработке законов, применению санкций за их нарушение, борьбе с правонарушениями и преступностью.
  • Идеологические, выражающиеся в пропаганде определённого социального или экономического учения, но не только. Эта функция проявляется также в участии государства в развитии науки, культуры, образования, в его отношении к религии. Даже в тех государствах, где официально провозглашена идея деидеологизации, либо действует запрет на провозглашение какой-либо идеологии, это фактически является идеологией, только в завуалированном виде.
  • Социальные, направленные на защиту закреплённых в законе прав граждан на жилище, образование, медицинское обслуживание, труд и отдых. Эти функции ориентированы в первую очередь на защиту прав малоимущих граждан и их семей. Поэтому одной из важнейших их составляющих является установление и контроль за выплатой пособий и минимальной заработной платы, пенсий, стипендий, выделение средств на развитие здравоохранения и принятие мер, делающих услуги медицины доступными для как можно большего количества граждан.
  • Экологическая, появившаяся как самостоятельная относительно недавно. Истощение всех видов природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, развитие и применение оружия массового поражения влекут за собой последствия, ставящие человечеств на грань физического выживания. Поэтому любое государство вынуждено принимать меры по сохранению и восстановлению природно-ресурсного потенциала, а также защите населения от участившихся случаев стихийных бедствий.

Внешние функции

Ко внешним функциям относятся те, которыми государство занимается на международной арене. Это функции:

  1. Военная. Она является более важной на стадии образования и становления государства, когда внешние силы активно сопротивляются появлению нового политического образования. Однако и на более развитой стадии эта функции не теряет своей актуальности. Даже если в мире существуют конфликты, не угрожающие военными действиями в отношении конкретного государства, все равно это государство может быть задействовано в нём в рамках тесных международных взаимоотношений, поскольку абсолютное большинство государств являются челнами тех или иных организаций, призванных защищать коллективные политические экономические или торговые интересы.
  2. Дипломатическая, призванная силами представителей дипломатического корпуса, работающих за рубежом, поддерживать дружеские и добрососедские отношения со всеми государствами, сотрудничать в областях развития культуры, науки, образования, иных межгосударственных связей, способствующих улучшению взаимоотношений.
  3. Внешнеэкономическая, направленная на развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества между странами-партнёрами в различных областях экономики. Эта функции крайне важна, т. к. в силу неравномерного распределения природных ресурсов на планете и их истощаемости практически ни одна страна не в состоянии добиться высокого и стабильного уровня развития экономики изолированно от других.
  4. Внешнеполитическая (поддержание мирового порядка), заключающаяся в участии в международных и межрегиональных организациях, поддерживающих стабильность и безопасность (как политическую, так и экономическую) в мире или конкретном регионе.

Пример 1

Примером организации мирового значения является Совет Безопасности ООН, регионального – Организация Африканского единства, Лига Арабских Государств.

  1. Культурного сотрудничества, осуществляемая на основе как двусторонних, так и многосторонних договоров между странами, а также неправительственными организациями, занимающимися вопросами спорта (Олимпийский Комитет, Всемирная шахматная федерация, ФИФА), культуры, образования и науки (ЮНЕСКО – координирующий орган при ООН). Принимать участие в международном культурном сотрудничестве могут частные организации. Благодаря им многие звезды мировой сцены получают возможность гастролировать в страны со строгими правилами въезда и пребывания. Именно через такие организации в своё время в Москве были организованы гастроли Майкла Джексона, групп Deep Purple и Rolling Stones.

Вывод 1

  1. Роль государства в обществе заключается в решении общих дел, связанных с регулированием внешних конфликтов, установлением правопорядка внутри государства и обеспечением его выполнения, в том числе с применением принуждения, а также разрешением социальных споров.
  2. Основные направления деятельности государства называются функциями, которые делятся на внутренние и внешние.
  3. Внутренние функции – это те, которые направлены на управление государством внутри его границ, вешние имеют внешнеориентированную направленность.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 20

  1. D) Осы кесіндіде функция шенелген болуы керек
  2. I Функция
  3. I. Функции государства — это основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение государства в обществе.
  4. II. Роль государства различна в связи со спецификой методов и способов правового регулирования.
  5. IV. Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международного права поступаются собственным суверенитетом ради достижения общих для этих государств целей.
  6. Pr.). — Обязательство — это правовые узы, в силу которых мы связаны необходимостью что-либо исполнить в согласии с правом нашего государства.
  7. Quot;ОТМИРАНИЕ» ГОСУДАРСТВА И НАСИЛЬСТВЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
  8. Return x; нет этой инструкции, ведь функция так ничего не вернет!
  9. XXIV. ПРАВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ
  10. Z преобразование. Передаточная функция импульсных систем. Теорема Котельникова.

Политическая функция — обеспечение выражений интересов различных социальных групп.

Теория государства и права до самого последнего времени пытается обойтись без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно» все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это, прежде всего, представительные органы, выбираемые народом и

уполномоченные от имени парода осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум. Обладая верховенством в системе государственной организации, представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты конституционного строи. Содержание данной функции составляют:

1) реализация волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчества).

2) обеспечение государственного суверенитета . определение правового положения
конкретных территорий и управление ими.

3) официальное представительство общества, т.е. будучи носителем политической власти,
государство представляет собой юридическую личность, субъект права. Вместе с тем
осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых
отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества,
ответственность перед ним.

4) защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами
(Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем осуществления права на
сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующие™
конституционного строя.

Политическая функция обусловлена необходимостью осуществления им гармонизации интересов различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных трупп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять как бы срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государстве. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, ведет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

Политическая функция государства состоит в охране существующего общественного и государственного строя. Способы ее осуществления зависят от уровня развития общества, степени его демократизма. Поэтому, в зависимости от конкретной ситуации, здесь могут использоваться и методы прямого насилия, и деятельность государства в рамках закона.

Билет №22 Социальная функция государства

Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе. определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества.

Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства:

■консервативная,

■либеральная,

— социал-демократическая и

• коммунистическая концепция социального назначения государства.

Все они различаются в зависимости от степени вмешательства государства в жизнь общества и расположены в определенном порядке — по мере возрастания роли государства от минимальной (консервативная) до максимальной (коммунистическую).

Консервативная концепция исходит из того, что вмешательство государства в жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства здесь — обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их.

Либеральная концепция исходит из того, что главная задача государства — обеспечение прав и свобод граждан. Проводится идея о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение).

Социал-демократическая концепция. Вмешательство государства в жизнь общества усиливается. Задача государства — обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень доходов населения (необходим государственный аппарат).

Коммунистическая концепция.

Роль государства в обществе максимальна. Государство — главное орудие социальных преобразований, его задача — довести общество к светлому будущему. Это ведет к тоталитарному государству.

Социальное назначение каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства — обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа.

Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо от концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед обществом.

Задача государства — это глобальная проблема, стоящая перед обществом на данном этапе его развития.

Задачи государства — проблемы, требующие разрешения, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (т. к. они предопределены). Любое государство должно по мере возможностей разрешать стоящие перед ним задачи.

Задачи государства на современном этапе:

1. обеспечение самосохранения общества и государства.

2. обеспечение безопасности и укрепление государства.

Добавить комментарий