Функции государственного управления природопользованием

Проблема экологической безопасности. Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды связана с обострением проблемы экологической безопасности. В процессе производственной деятельности, а также при личном потреблении имеют место значительные выбросы в окружающую среду.

Однако возможности природы в самоочищении и самовосстановлении не безграничны. С возрастаем объемов выбросов, особенно высокотоксичных веществ, и их концентрации увеличивается ущерб, наносимый окружающей среде. Происходит экологическая деградация окружающей среды и биосферы: опустынивание, сокращение площадей лесов, уменьшение количества сырья и пресной воды, возникновение парникового эффекта, истощение озонового слоя, загрязнение Мирового океана, сокращение биологического разнообразия (исчезновение видов животных и растений), накопление твердых, токсичных и радиоактивных отходов, выпадение кислотных дождей и т.п. Все это может привести к непредсказуемым последствиям и угрожать существованию человека как вида.

О росте внимания к проблеме защиты окружающей среды свидетельствует тот факт, что 1987 г. был объявлен Советом Европейского сообщества «европейским годом защиты окружающей среды». В 1992 г. в Рио-де-Жанейро была проведена Конференция ООН по развитию и окружающей среде, в работе которой приняли участие 179 государств мира. На Конференции были приняты документы, в основе которых лежит так называемая концепция устойчивого (самоподдерживающегося, допустимого) развития (sustainable development). В соответствии с концепцией устойчивого развития устранения сложившихся противоречий между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности в рамках стабильности социально-экономического развития требуется постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды. Этого можно достичь только усилиями всего человечества, но начинать движение к данной цели каждая страна должна самостоятельно.

В работе Конференции ОНН по развитию и окружающей среде приняла участие и российская делегация. Был подготовлен доклад о состоянии окружающей среды в России. После Конференции была разработана стратегия национального развития РФ – «Повестка дня для России на XXI век», основанная на принципах устойчивого развития. В апреле 1996 г. был подписан Указ Президента РФ (№440) «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

Цель, задачи и эффективность государственного регулирования

Цель государственного регулирования в области охраны окружающей среды в России – переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений людей.

К началу экономических реформ российская экономика оказалась структурно деформированной и неэффективной. Ее негативное воздействие на окружающую среду (в расчете на единицу производимого продукта) существенно выше, чем в развитых странах. Значительная часть основных производственных фондов России не отвечает современным экологическим требованиям, а состояние 16% территории страны характеризуется как экологически неблагополучное. В связи с этим защита окружающей среды сегодня становится базисной функцией государства.

Задачи государственного регулирования в области охраны окружающей среды:

 улучшение состояния окружающей среды путем экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований;

 формирование правовой основы экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

 создание условий для становления новой модели хозяйствования и широкого применения экологически ориентированных методов управления;

 оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение норм допустимого антропогенного воздействия на них;

 активное участие в международных экологических мероприятиях;

 формирование эффективной системы пропаганды идей экологической безопасности и создание соответствующей системы эколого-правового воспитания и обучения (формирование экологического мышления).

Поиск эффективных государственных регуляторов в области охраны окружающей среды и природопользования связан с выбором критерия оценки природоохранных мероприятий. Во-первых, необходимо следить за тем, чтобы объем выбросов не превышал установленной максимально допустимой величины. Это так называемый критерий экологической эффективности. Во-вторых, достижение экологической цели с минимальными народнохозяйственными издержками может быть обеспечено при данном уровне технических знаний. Это критерий экономической эффективности в статичном смысле. С развитием науки и техники минимум народнохозяйственных издержек на предотвращение ущерба постоянно снижается. Это так называемая экономическая эффективность в динамическом смысле.

В-третьих, необходимо рассматривать социальную эффективность применяемых инструментов государственного регулирования. Например, меры по стимулированию природоохранных мероприятий могут вызвать значительное увеличение издержек производства, что в крайних случаях может привести к уменьшению инвестиций, сокращению производства или даже к закрытию предприятия. Меры по усилению природоохранных мероприятий могут противоречить обеспечению уровня занятости в условиях высокой безработицы. С другой стороны, меры по защите окружающей среды могут оказывать и положительное влияние на уровень занятости. Например, через создание новых рабочих мест в производственной и административной сферах, связанных с контролем за осуществлением природоохранных мероприятий. В конечном счете трудно оценить общий социальный эффект реализуемых мероприятий.

В-четвертых, следует учитывать политическую осуществимость мер по усилению защиты окружающей среды. Таким образом, для достижения цели природоохранной политики необходимо определить ее приоритеты и рассмотреть все возможные последствия планируемых мероприятий.

Инструменты государственного регулирования

в области охраны окружающей среды

Принцип нормативного качественного состояния окружающей среды. Он положен в основу проведения экологической политики и ее финансирования в большинстве развитых стран и достигается путем установления стандартов на загрязнения различного рода. Например, определяется максимально допустимый объем выбросов вредных веществ на единицу оборудования, устанавливаются нормы уменьшения количества выбросов, предельно допустимое содержание вредных веществ и т.п. Акцент делается на законодательные ограничения вредного воздействия, государственное нормирование, контроль и санкции. Законы по охране природы основываются на принципе «загрязнитель платит», который был введен ОЭСР в 1972 г. Нормативное регулирование служит сегодня основным способом воздействия экологической политики на хозяйственную деятельность, инвестиционную активность, инновационный процесс.

В России система стандартов, инструментов и рычагов регулирования, а также санкции в отношении нарушителей правовых норм определены законом «Об охране окружающей среды», который был принят в 1991 г.

Преимущество нормативного регулирования – оперативность его внедрения в практику и эффективность с экологической точки зрения. Оно используется в особо тяжелых случаях, когда необходимо срочно спасать нарушенные прошлой деятельностью экосистемы.

Однако в экономическом плане инструментам принуждения свойственны существенные недостатки, поскольку в результате их использования экологические цели достигаются главным образом за счет высоких затрат. Нормативное регулирование, как правило, не учитывает индивидуальных затрат на различных предприятиях. Однако широкая дифференциация норм на основании различий в затратах на мероприятия по защите окружающей среды, необходимая для создания равных условий в конкурентной борьбе и снижения общих экономических затрат, практически неосуществима в силу большого разнообразия продукции, оборудования и технологий к тому же для контроля потребовалось бы огромное число дополнительных служащих.

Нормативное регулирование не обеспечивает также долгосрочных стимулов для эффективного предотвращения выбросов вредных веществ в окружающую среду. Предприятие не получает выгоды от исследований и разработок, приводящих к снижению степени загрязнения окружающей среды.

Макроэкономические меры. Экономически эффективная экологическая политика государства основывается на гибком сочетании макроэкономических мер и мероприятий, имеющих собственно экологическую направленность. Макроэкономические меры – это меры, которые проводятся в рамках всей экономики или на уровне отдельных секторов (народнохозяйственных комплексов). Они могут не иметь в явном виде экологических целей. Среди таких мероприятий можно выделить структурную перестройку, изменение обменного курса национальной валюты, сокращение дефицита государственного бюджета, кредитно-финансовую политику, либерализацию внешней торговли, усиление роли частного сектора, институциональные преобразования, реформы цен и налогообложения в основных секторах экономики, создание условий для иностранных инвестиций и т.д. Все эти мероприятия, механизмы и реформы неизбежно в той или иной степени сказываются на экологической ситуации.

Специальные механизмы и инструменты. Система специальных механизмов и инструментов, непосредственно связанных с охраной окружающей среды и эксплуатацией природных ресурсов, включает мероприятия, имеющие собственно экологическую направленность и ожидаемый экологический эффект. Ее основные элементы следующие:

 непосредственное осуществление государством различных мер природоохранного характера (организация и финансирование соответствующих НИОКР, подготовка специалистов, установка очистных сооружений, выполнение обязательств в рамках международных программ и организаций);

 административно-правовое регулирование (применение мер административного пресечения и юридической ответственности за правонарушения, т.е. приостановление, прекращение деятельности предприятий, нарушающих природоохранные законы; привлечение к административной ответственности за нарушение законов и причинение вреда природной среде);

 государственное экономическое стимулирование и поддержка природоохранной деятельности частного сектора (косвенные субсидии, займы и кредиты под низкие проценты, ускоренная амортизация экологически чистой техники, налоговые льготы, создание бюджетных и внебюджетных экологических фондов);

 меры государства, побуждающие природопользователей к охране окружающей среды (отчисления за загрязнения, купля-продажа прав на размещение отходов и загрязнение и др.);

 формирование и реализация экологических программ.

Таким образом, современный механизм регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования функционирует на рыночной основе с элементами мер принуждения как экономического, так и неэкономического характера.

Рассмотрим более подробно некоторые экономические инструменты государственного регулирования природоохранной деятельности.

Система отчислений, платежей, налогов, субсидий. Посредством отчислений, налогов или субсидий на защиту окружающей среды государство может побуждать хозяйствующие субъекты учитывать в расчетах не только частные, но и общественные затраты на производство и потребление товаров. Для экологической эффективности сумма отчислений или субсидий должна определяться, исходя из затрат на предотвращение ущерба. Каждый хозяйствующий субъект в рамках заданной экологической нормы может решать для себя дилемму: не загрязнять окружающую среду или платить за загрязнение (загрязнять окружающую среду или получать субсидии), выбирая для себя оптимальный вариант. У производителя появляется постоянный стимул для поиска новых возможностей снижения затрат на предотвращение выбросов. В результате затраты народного хозяйства на охрану окружающей среды в целом сводятся к минимуму.

Россия – одна из первых стран в мире, применившая платежи за загрязнение окружающей среды на практике. Они призваны компенсировать экономический ущерб, наносимый предприятиями природной среде в процессе своей деятельности. В соответствии с этим платежи выполняют две функции: во-первых, стимулируют предприятия сокращать выбросы вредных веществ, во-вторых, являются источником последующего аккумулирования денежных средств, предназначенных для ликвидации негативных экологических последствий производства.

В настоящее время применяются три вида платежей: платежи за загрязнение атмосферы, сброс в водные объекты загрязняющих веществ, размещение отходов. В России применяются две ставки платежей: базовая ставка, соответствующая выбросам (сбросам) загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов, и ставка за сверхлимитные загрязнения, равная пятикратному значению базовой ставки. В целях учета региональной особенности сумма платежей корректируется на коэффициент экологической ситуации. Например, для воздуха, воды и почвы (в случае размещения отходов) он изменяется в диапазоне от 1 до 2. Корректировка коэффициентов экологической ситуации находится в компетенции законодательной власти региона. Иногда, при экстремальных загрязнения, коэффициент увеличивается в 1,5-2 раза по сравнению с рекомендованным для данной области или города.

Важное место в системе государственного регулирования природоохранной деятельности занимают государственные субсидии (денежные пособия). Система государственных субсидий ориентируется на стимулирование экологосбалансированной деятельности. В развитых странах применяется предоставление субсидий на НИОКР по охране окружающей среды, субсидий местным органам на строительство очистных сооружений и др.

Особенно широко используемым и эффективным инструментом считаются налоги. Экологические налоги (их часто называют зелеными) призваны решать, по крайней мере, две задачи: во-первых, сделать стоимость продукции более адекватной по отношению к затратам и ущербу, наносимому окружающей среде; во-вторых, способствовать компенсации экологического ущерба загрязнителем, а не всем обществом (т.е. способствовать реализации принципа «загрязнитель платит»). «Зеленые» налоги могут выполнять стимулирующую роль для развития экологосбалансированных производств и видов деятельности, а также «подавлять» природоемкую деятельностью.

В общем случае для производителей устанавливаются налоговые льготы с учетом уровня проведения природоохранных мероприятий, экологичности деятельности. При осуществлении эффективной природоохранной деятельности целесообразно уменьшение налогооблагаемой прибыли, например, на сумму, которую предприятие реинвестировало на природоохранные цели. В ряде случаев налоги вообще могут не взиматься. Например, от налогообложения освобождаются экологические фонды.

Хорошо апробированной в мире мерой для стимулирования природоохранных мероприятий является практика ускоренной амортизации основных фондов (увеличение амортизационных отчислений). Ускоренная амортизация экологически чистой техники или очистного оборудования позволяет уменьшить сумму, облагаемую налогами, и тем самым увеличить чистую прибыль предприятия.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.

Управление в данной сфере выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само экологическое право.

Цель управления природопользованием и охраной окружающей среды:

  • обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Социальное значение управления природопользованием и охраной окружающей среды:

  • определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается
    1. соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина,
    2. сохранение и восстановление благоприятного состояния природы.

Прежде всего, в рамках управления (а затем — с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные экологическим правом, и его эффективность.

Определяя место государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в механизме экологического права, важно подчеркнуть, что оно осуществляется в рамках исполнительной власти государства.

Субъекты управления природопользованием и охраной окружающей среды:

  • общественные формирования и граждане;
  • юридические лица;
  • государственные органы;
  • муниципальные органы.

Виды управления природопользованием и охраной окружающей среды:

  • общественное;
  • производственное;
  • муниципальное;
  • отраслевое (ведомственное);
  • государственное управление.

Содержание управления, осуществляемое в рамках того или иного вида управления, определяется совокупностью функций управления.

Функция управления природопользованием и охраной окружающей среды — это постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся:

Функции управления природопользованием и охраной окружающей среды

  • подзаконное нормотворчество;
  • создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
  • координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
  • экологическое планирование;
  • экологическое нормирование;
  • экотехническая регламентация;
  • экологическая стандартизация;
  • оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
  • экологическая экспертиза;
  • экологическое лицензирование;
  • экологическая сертификация;
  • экологический аудит;
  • экологический мониторинг (наблюдение за состоянием окружающей среды);
  • учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;
  • экологическое воспитание и образование;
  • проведение научных исследований по вопросам окружающей среды;
  • экологический контроль;
  • разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

Методы государственного управления в области охраны окружающей среды:

Очевидно, что не все субъекты управления осуществляют вышеперечисленные функции. Например, такие функции, как экологическое нормирование, лицензирование, сертификация выполняются лишь в рамках государственного управления.

Общественное управление природопользованием и охраной окружающей среды непосредственно связано с реализацией положения ст. 1 Конституции РФ о том, что Россия — демократическое правовое государство. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологическое просвещение и контроль.
Содержание производственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется практическими задачами, стоящими перед каждым юридическим лицом (предприятием) по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Наиболее специфическими функциями производственного управления являются планирование, учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений, экологический контроль.

Муниципальное управление природопользованием и охраной окружающей среды направлено на решение местных экологических проблем. Оно осуществляется исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления на всей территории России. Деятельность по управлению природопользованием и охраной окружающей среды на местном уровне определяется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., другими нормативными правовыми актами. К ведению местного самоуправления относятся:

  • владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
  • обеспечение санитарного благополучия населения;
  • регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
  • контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
  • регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
  • благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
  • участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
  • организация и содержание муниципальной информационной службы.

Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Как и при производственном управлении, содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу.

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:

  • законности управления;
  • комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;
  • сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;
  • разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов;
  • наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей.

Всякое управление природопользованием и охраной окружающей среды связано с правом территориального верховенства государства.

Государство заинтересовано в рациональном использовании природных ресурсов и сохранении их для будущих поколений. В этой связи оно должно организовать такую систему управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которая бы удовлетворяла интересы общества, гражданина и человека.

По Конституции РФ органы государственной власти и муниципальные органы наделяются соответствующими полномочиями, оказывающие влияние на субъектов права природопользования и охраны окружающей среды независимо от формы собственности. Вся деятельность государственных органов власти имеет определенные основы, которые дают возможность управлять в области природопользования и охраны окружающей среды эффективного исполнения принципов, вытекающих из законодательства. Исходя из сказанного, можно выделить основные принципы организации государственного управления природопользованием и охраны окружающей среды. В литературе обычно называют такие принципы как: принцип законности в регулировании природопользованием и охраной окружающей среды; принцип приоритета охраны окружающей среды; принцип плановости природопользования и охраны окружающей среды; принцип сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды, применительно к управлению водными объектами; разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов. В литературе существуют и другие принципы государственного управления, которые заслуживают самостоятельного рассмотрения.

Однако важно выявить те принципы, которые сегодня «работают», реализуются на практике природопользования и охраны окружаюшей среды. Для понимания принципов необходимо раскрыть их содержание. Так, общеизвестный принцип законности существует не только в экологическом праве, но и в других отраслях права и известен как точное и неуклонное соблюдение экологического законодательства в деятельности органов государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Все функции органов государственного управления должны осуществляться в соответствии с требованиями природоресурсного и природоохранного законодательства согласно их правового статуса к примеру, принцип комплексности в управлении природопользованием и охраной окружающей среды предполагает организацию всестороннего, научнообоснованного использования природных ресурсов, не нарушая законов развития природы.

Данный принцип заключается и в том, что органы управления, реализуя свои функции, оказывают воздействия на субъектов природопользования и охрану окружающей среды, требуя выполнения экологического законодательства.

Принцип приоритета охраны окружающей среды выражается в том, что в случаях возникновения интересов хозяйствования тем или иным природным ресурсом должно приниматься решение, исходя из целесообразности сохранения природных объектов, не нарушая их целостности. Так, не могут быть предоставлены земельные участки или водные объекты из заповедных зон (заповедники, дендрологические парки, национальные парки и т.д.). Всякое пользование объектами природы не должно причинять вред другим природным объектам и окружающей среде в целом.

Принцип плановости в управлении природными ресурсами и охраны окружающей среды в последние годы закрепляется во всех отраслях экологического законодательства, и является одним из важнейших принципов в проведении экологической политики в стране. Планирование охраны окружающей среды требует финансирования, а это значит деньги на эти мероприятия должны закладываться в бюджет страны, причем немалые.

Указанный принцип должен пронизывать все экологическое законодательство.

Следующий немаловажный принцип в управлении природопользованием и охраной окружающей среды — это принцип сочетания бассейнового и административно-территориального управления природопользованием и охраной окружающей среды, который выражается в том, что управление природопользованием и охраной водных объектов осуществляется не только федеральными органами, но и органами субъектов Федерации в частности, органами специальной компетенции, к примеру инспекциями по регулированию и охране водных объектов и их биоресурсов.

Так, бассейновый принцип управления применим в сфере организации рыбного промысла и их охраны, а также в управлении использования и охраны недр.

Принцип разделения хозяйственно-территориальных и контрольных функций при организации деятельности государственных органов проявляется в наделении контрольно-надзорными функциями органов государственного управления по использованию и охране природных ресурсов и не могут быть подменены функциями хозяйственно-эксплуатационными.

Не могут одни и те же органы управлять природными ресурсами и одновременно эксплуатировать их. Этот принцип обеспечивает объективность действия субъектов права природопользования и охраны окружающей среды.

Что касается принципа сочетания государственного регулирования с местным самоуправлением, рассмотренным Б. В. Ерофеевым, то он проявляется в том, что необходимо вовлечь максимальное количество граждан в процессы регулирования природопользования и охраны окружающей среды, сочетание коллегиальности с единоначалием. Данный принцип должен применяться на всех уровнях управления природными ресурсами.

Управление природопользованием— это деятельность госу­дарства по организации рационального использования и воспро­изводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях.

Цель управления природопользованием − обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, обеспечение рационального использования природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство.

Механизм управления природопользованием объединяет ме­тоды, функции и организационные структуры (органы управле­ния).

Методы управления— это способы воздействия на поведе­ние и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей сре­ды. Основные из них:

— административные(командно-распорядительные) — обес­печиваемые возможностью государственного принуждения. Заключаются в разработке и издании правовых и административных актов, регулирующие организацию и управление в сфере природопользования. Административные акты имеют обязательную силу.

— экономические — создающие непосредственную матери­альную заинтересованность субъектов хозяйствования в выпол­нении необходимых экологических мероприятий, решений ор­ганов управления в сфере природопользования.

— социально-психологические — методы морального стиму­лирования, которые реализуются посредством мер как поощри­тельного характера, так и воздействия на нарушителей (благо­дарности или, напротив, выговоры, устные или в приказах ад­министрации и т.п.).

Управление природопользованием предполагает осущес­твление целого ряда специфических функций, то есть видов дея­тельности, воздействующих на эколого-экономические отноше­ния. Общими для всех отраслей и звеньев управления природо­пользованием являются:

— нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окружающей среды и природопользования;

— учет природных объектов и ведение природных кадастров;

— осуществление мониторинга окружающей среды;

— экологический контроль, экспертиза и аудит;

— эколого-экономическое прогнозирование и планирование;

— экономическое стимулирование природоохранной дея­тельности;

— разрешение споров о праве пользования природными ре­сурсами, применение санкций за нарушение природоохранного законодательства и др.

Государственное управление природопользованием — это организующая деятельность компетентных государственных органов по практическому осуществлению целей и задач, связанных с охраной окружающей среды.

Задачи государственного управления природопользованием определяются целями управления. Следует различать конечную и промежуточные цели управления. Конечная цель — достижение оптимального состояния качества окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов. Следовательно, качество окружающей природной среды является не объектом, а целью государственного управления в сфере экологии.

Промежуточные цели — это те конкретные показатели качества окружающей среды, которые выявляются на каждом конкретном этапе, промежуткевремени для достижения конечной цели. Например, минимальный уровень выбросов в атмосферу и водоемы, максимальный уровень озеленения населенных пунктов, лесовосстановление и др.

Государственное управление природопользованием объединяет в себе три основных направления управленческой деятельности государства

  • а) социально-экономическое (сфера экономики, финансов, кредитно — денежной системы, промышленность, сырье, топливо, оборудование, фонды продтоваров, строительство, с/х, транспорт, связь, банки)
  • б) административно — политическое (вопросы внешней политики, обороны, органы общественного порядка и государственной безопасности)
  • в) социально-культурное (сфера народного образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения).

Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется прежде всего в процессе реализации соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.

Функции управления представляют собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся:

создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;

подзаконное нормотворчество;

координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;

распоряжение (управление) природными ресурсами;

планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;

экологическое нормирование;

экологическая экспертиза;

экологическое лицензирование;

экологическая сертификация;

экологический аудит;

наблюдение за состоянием окружающей среды;

учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;

контроль за использованием и охраной объектов природы;

разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

Общественное управление охраной окружающей среды и природопользование — проявление демократизации экологического права.

Производственное управление природопользованием и охраной окружающей среды определяется задачами конкретного предприятия по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Эти задачи с учетом специфики предприятий могут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, лесных ресурсов, с охраной водных объектов, атмосферного воздуха, обращением с производственными отходами и др.

Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами.

Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды — составная часть государственного управления в целом.

Роль государственного управления в этой сфере определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды. На них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды в рамках экологической функции государства.

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется наоснове ряда методов. Под методами управления понимаются способы государственного воздействия наповедение и деятельность управляемых. Методы делятся на административные (прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения), экономические (создание условий экономической заинтересованности организаций и трудовых коллективов в выполнении требований законодательства и управленческих решений) и моральные (награждение государственными наградами, присвоение почетных званий и т.п.).

Принципы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:

законности управления;

комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;

сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;

разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов.

Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Органы общей компетенции

Государственное управление использованием и охраной природных ресурсов осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, функциональные органы.

К органам общей компетенции относятся:

Федеральное Собрание РФ;

Президент России;

Правительство России;

администрация субъектов РФ, а также

органы местной администрации. В соответствии со ст. 114 Конституции

Правительство РФ:

обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;

осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;

проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ;

координирует деятельность министерств и ведомств на территории РФ в области охраны окружающей среды;

устанавливает порядок образования и использования федерального внебюджетного экологического фонда;

организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды;

устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов;

устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;

принимает решения об организации особо охраняемых природных территорий и объектов и включении их в природно-заповедный фонд Российской Федерации;

организует систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования граждан и др.

К вопросам местного значения относятся:

владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

обеспечение санитарного благополучия населения;

регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

организация и содержание муниципальной информационной службы

Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды

В решении задач обеспечения рационального природопользования и охраны природы велика роль специализированных органов управления, действующих на разных уровнях. На них возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, лицензированием, сертификацией, контролем и т.д.

1988 г. Государственный комитет РСФСР по экологии и природопользованию.

г. был преобразован в Министерство экологии и природных ресурсов РФ.

  • 1992 г. Минэкологии было переименовано в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ.
  • 1993 г. создан Государственный комитет по экологии иприродопользованию (Минэкологии).
  • 2000 г. Министерство природных ресурсов.
  • 2008 г. Министерство природных ресурсов и экологии.

Добавить комментарий