Функции криминологии

Цели криминологии:

  1. теоретическая — познание закономерностей преступности и выработка на этой основе научных теорий и концепций, гипотез;
  2. практическая — выработка научных рекомендаций и конструктивных предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью;
  3. перспективная — создание разносторонней и гибкой системы предупреждения преступности, позволяющей нейтрализовать и преодолевать криминогенные факторы;
  4. ближайшая — осуществление ежедневной научной и практической работы в области борьбы с преступностью.

Задачи криминологии:

  1. изучение объективных и субъективных факторов, влияющих на состояние, уровень, структуру и динамику преступности;
  2. социально-криминальное исследование видов преступности для определения способов борьбы с ними;
  3. изучение личности преступника;
  4. выявление механизма совершения конкретного преступления;
  5. классификация видов преступных проявлений и типов личности преступника;
  6. определение основных направлений и мер предупреждения преступности.

Функции криминологии:

  1. описание явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на основе собранного материала;
  2. выяснение характера и порядка протекания изучаемого процесса, его особенностей;
  3. выявление путей возможного развития явления или процесса.

Систему криминологии образуют Общая и Особенная части.

В Общей части рассматриваются общие криминологические понятия: предмет, метод, цели, задачи, функции, история развития криминологии, преступность, личность преступника, механизм преступного поведения, предупреждение, прогнозирование и планирование преступности.

В Особенной части дается криминологическая характеристика отдельных видов преступлений по содержанию преступных деяний или по особенностям контингента преступников.

Содержание криминологии как науки — это исследование и оценка преступности, ее изменений, региональных и социально-групповых различий, их оценка; исследование и оценка процессов детерминации и причинности преступности, ее изменений и различий; разработка рекомендаций по борьбе с преступностью, а также методологии и методики криминологических исследований.

Основными задачами криминологии являются:

  • изучение объективных и субъективных факторов, влияющих на состояние, уровень, структуру и динамику преступности;
  • социально-криминологическое исследование видов преступности для определения способов борьбы с ними;
  • изучение личности преступника, выявление механизма совершения конкретного преступления, классификация видов преступных проявлений и типов личности преступников;
  • определение основных направлений и мер предупреждения преступности.

В теории уголовной политики выделяют три направления борьбы с преступностью: предупреждение, вытеснение и сдерживание. При этом под вытеснением понимают такое направление борьбы с преступностью, которое связано с реализацией уголовной ответственности и наказания, а под сдерживанием — контроль за преступностью правоохранительными органами. В.Н.Кудрявцев выделяет два направления борьбы с преступностью:

1) предупреждение преступности;

2) выявление преступлений и применение к виновным в их совершении лицам предусмотренных законом санкций.

Система криминологии как науки и как учебной дисциплины опирается на содержание рассмотренного нами предмета криминологии. На данном основании она традиционно включает в себя изучение закономерностей преступности, причин преступности, личности преступника и предупреждение преступности. На этих элементах в основе своей и зиждется как общая теоретическая часть криминологии, так и ее особенная часть. Это означает, что при построении и общей, и особенной частей обязательно используются эти элементы. Только в общей части каждый из названных элементов представляет собой самостоятельную тему (проблему), а в особенной части рассматриваемые элементы присутствуют в каждой теме, в каждом деянии. Например, при анализе насильственной, корыстной, неосторожной, организованной, рецидивной преступности и т.д. присутствуют все элементы предмета криминологии: преступность, причины, личность и предупреждение. Это делает каждую тему особенной части целостной, завершенной и тесно связанной с общей частью.

При более глубоком подходе как к общей, так и к особенной части криминологии обнаруживается ряд других элементов, которые непосредственно или опосредованно входят в ее предмет: история криминологии и ее отдельных проблем, личность жертвы преступления, прогнозирование преступности, методы криминологических исследований, последствия преступности, ее общая «цена» и др. Эти, условно говоря, «дополнительные» элементы, с одной стороны, тяготеют к тем или иным традиционным элементам предмета, с другой – имеют свое самостоятельное криминологическое значение.

Криминологическое прогнозирование, например, прямо и непосредственно связано с таким основополагающим элементом предмета криминологии, как преступность, поскольку оно в прогнозе возможной преступности опирается на ее регистрируемый и реальный уровни. Кроме того, для прогнозирования преступности нужны данные о возможных изменениях ее причинной базы и доминирующая динамика будущих преступлений, результаты анализа эффективности предупреждения преступности и борьбы с ней, использование методов криминологических исследований и т.д. А главное – прогноз преступности не является самоцелью. Он нужен для разработки мер предупреждения преступности и заблаговременной организации борьбы с ней. Таким образом, криминологическое прогнозирование так или иначе связано со всеми традиционными элементами предмета.

Аналогичные взаимосвязи имеются между традиционными и иными элементами предмета не только у криминологического прогнозирования, но и у других «дополнительных» элементов. Все это усложняет систему науки (учебной дисциплины) криминологии и затрудняет ее разработку в каком-то однозначном, однопорядковом плане. Подобные сложности есть во многих науках, если они на самом деле отражают действительность, а не являются плодом идеологических упражнений. Поэтому стремление упростить систему криминологии, логически «загнав» ее в строгие рамки традиционных элементов, привлекательно, но абсолютно непродуктивно. Более того, дальнейшее развитие криминологии будет дополнять содержание ее предмета новыми важными аспектами и элементами.

Анализ системы отечественных курсов и учебников по криминологии – а таких изданий, опубликованных с середины 1960-х годов, после второго рождения отечественной криминологии, несколько десятков – показывает, что они имеют между собой лишь относительную схожесть. В большинстве из них повторяются лишь традиционные элементы, но иные аспекты предмета криминологии представлены не одинаково. Если же обратиться к зарубежным системам изучаемой науки (учебной дисциплины), то там мы схожести не обнаружим. Зарубежная криминология чрезвычайно многолика. Диапазон различий широк: от социологических до генетических аспектов. А если учесть, что криминологией за рубежом, особенно в США, занимаются, как правило, не юристы, а социологи, философы, политологи, психологи и другие специалисты, что серьезно отражается на содержании криминологии, то можно понять исходные причины криминологической разноликости.

Система предлагаемого Курса отражает структуру общевузовской программы, включая в нее новые актуальные проблемы и укрупняя и систематизируя отдельные виды и группы преступлений не на основе их традиционной уголовно-правовой классификации, а на базе общности мотивационно-причинного комплекса тех или иных деяний.

Общая часть Курса криминологии включает в себя следующие темы (проблемы): криминология как наука, история криминологии, преступность, причины преступности, личность преступника, причины преступного поведения, личность жертвы преступления, социальные последствия преступности, цена преступности, предупреждение преступности, криминологическое прогнозирование, методы криминологических исследований.

В Особенной части раскрываются те же вопросы, что и в Общей части, но применительно к отдельным видам и группам преступлений: политическая преступность, насильственная преступность, корыстная преступность, «элитарная» преступность, организованная преступность, легкомысленная (неосторожная) преступность, преступность несовершеннолетних и молодежи, женская преступность, мужская преступность, преступность военнослужащих, преступность сотрудников правоохранительных органов, воинская преступность.

Цели и предмет криминологии определяются её задачами.

Основными задачами криминологии являются:

· Изучение объективных и субъективных факторов, влияющих на состояние, уровень, структуру и динамику преступности;

· Социально – криминологическое исследование видов преступности для определения способов борьбы с ними;

· Изучение личности преступника, выявление механизма совершения конкретного преступления, классификация видов преступных проявлений и типов личности преступников;

· Определение основных направлений и мер предупреждения преступности;

· Проведение криминологического просвещения населения, представителей средств массовой информации, руководителей разного уровня с целью воспрепятствования формирования общественного мнения о борьбе с преступностью исключительно жёсткими мерами.

К основным функциям криминологии относятся: описательная, объяснительная и прогностическая.

Описательная функция состоит в отражении явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на основе собранного практического материала.

Объяснительная функция позволяет выяснить характер изучаемого процесса, его особенности.

Прогностическая функция определят возможное развитие явления или процесса. С целью использования результатов познания выделяются программно-преобразующая функция, которая позволяет реализовывать программу результатов, полученных с помощью первых трех функций, в реальной действительности.

По видам воздействия программно-преобразующие функции можно разделить на экономические, правовые, социально-психологические, организационно-управленческие и другие.

К числу актуальных проблем криминологии в настоящее время относятся основные направления борьбы с преступностью:

· Установление жесткого заслона криминальному насилию, обеспечение надежной охраны жизни, здоровья и имущественной безопасности граждан.

· Повышение эффективности раскрытия преступлений, получивших широкий общественный резонанс.

· Профилактика преступлений среди несовершеннолетних.

· Коренное улучшение борьбы с организованной преступностью.

· Противодействие процессам криминализации экономики.

· Улучшение работы по предупреждению и выявлению незаконного оборота оружия и наркотиков.

Место криминологии в системе наук

Связь криминологической науки с практической деятельностью по предупреждению преступности

За рубежом криминология тяготеет к различным блокам дисциплин. Например, в США и Великобритании считают частью социологической науки – социологией преступности. В Италии, Франции, отчасти в Германии ее относят к естественным наукам. В России криминология «отпочковалась» от науки уголовного права и впоследствии обрела межпредметные отношения с криминалистикой, уголовным процессом, прокурорским надзором, и некоторыми отраслями приднестровского права.

Рассмотрение вопроса о месте криминологии в системе юридических наук можно показать путем сопоставления ее с уголовным правом. Для этого следует сравнить интерпретацию вопросов предмета криминологии под углом зрения криминологии и уголовного права. В уголовном праве преступление рассматривается, как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. В криминологии преступность рассматривается как специфическое социальное явление, проявляющегося в наиболее вредных для человека и общества видах поведения. Если в уголовном праве преступник, прежде всего, представляет содой формализованную группу индивидуальных свойств и качеств, учитываемых при квалификации индивидуализации наказания, то в криминологии – это совокупность социально-психологических свойств человека, способствующих совершению преступления. Предупреждение преступности с позиции уголовного права представляет собой применение наказания и иных предусмотренных уголовным законом мер воздействия, в то время как криминология трактует предупреждение преступности как специфический вид социального управления, имеющий целью удержать преступность на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих её причин.

Однако не только противопоставлять эти две науки более отрывать криминологию от уголовного права. Подобный «развод» приведет к ослаблению обеих наук.

Некоторые ученые (Я.И. Гилинский, Д.А. Шестакови др.) считают криминологию социологией преступности. Они утверждают, что при рассмотрении преступности как разновидности социальных девиаций соотношения наук, ее изучающих, в принципе должно быть следующим: социология – социология девиантности (девиантология) – социология преступности (криминология). В таком подходе происходит подмена понятий. Понятие преступности заменяется понятием девиации, и соответственно криминология называется социологией преступности. В итоге подмена криминологии социологией преступности (кстати, последняя имеет самостоятельный статус в социологической науке) приводит к растворению преступности, дезориентирует специализированные органы борьбы с преступностью и, в конечном счете, ведет к ослаблению такой борьбы.

Криминология связана не только с юридическими, но и другими науками. Речь идет главным образом о статистике (в особенности правовой, демографической и экономической), психологии, социологии, социальной психологии, педагогике. По существу, криминологическая наука обогащалась за счет знаний, полученных вышеперечисленными науками, адаптируя их с учетом своих целей и задач.

Какой же вывод можно сделать о положении криминологии в системе наук.

Методы науки криминологии и их классификация

Под методикой криминологических исследований понимается совокупность конкретных методов, приемов, средств сбора, обработки и анализа информации о состоянии преступности, её причинах и условиях, о лицах совершивших преступления, и их жертвах, о мерах борьбы с нею, а так же прогнозирование её состояния.

Систему методов криминологических исследований образуют теоретические и эмпирические методы,

К теоретическим методам относятся философские, логические, исторические, сравнительные способы познания, системный и комплексный подходы.

Философские методы особенно полезны при изучении причин преступности. В мире много философских систем. Большинство современных криминологов работает в рамках диалектико-материалистической направленности изучающей явления в развитии, движущим источником которого являются противоречия.

Логические методы к ним относится анализ и синтез, индукция, дедукция и др.

Системный подход требует рассмотрения изучаемых объектов в их целостности единстве многообразных связей с другими явлениями или процессами.

Комплексный подход как метод исследования заключается в использовании достижений различных наук, привлечении специалистов различных областей знаний.

В криминологических исследованиях обязательно использование эмпирических методов, опросы населения (преступников, их жертв, иных лиц), тестирование анализ уголовных дел, публикаций средств массовой информации, уголовной статистики других документов. Эмпирические методы, используемые в криминологии, подразделяются на социологические, психологические, статистические и математические.

Самым распространенным социологическим методом выступает «опрос» т. е. получение информации о состоянии преступности и ее причинах, о преступниках, жертвах и мерах воздействия на них слов опрашиваемых (респондентов). Опрос производится с помощью анкет или интервью. Полученная при опросе информация подвергается обработке группировке и анализу. В криминологии используют и метод изучения документов путем контент – анализа (т. е. выделения ключевых признаков, их значений и последующего подсчета), публикации СМИ, уголовных дел и других документов.

Другой метод – это метод наблюдения, редкий в криминологии, состоит в том, что сам исследователь воспринимает и описывает интересующие его факты, события, процессы, находясь вовне по отношению к ним (простое) или будучи их участником (включенное наблюдение).

Метод экспертных оценок заключается в получении мнений по поставленным вопросам научных и практических работников-специалистов в области борьбы с преступностью.

Эксперимент – это научно поставленный опыт с целью проверки гипотез, поиска эффективных средств воздействия на преступность.

Из психологических методов криминологии используют тестирование, т. е. выяснение психологических характеристик личности путем постановки перед обследуемым задач, вопросов, на которые он должен дать ответы, и социометрию, т. е. метрическое изучение эмоционально-психологических связей между людьми.

Одним из источников криминологической информации выступает государственная статистика и особенно её уголовно правовой раздел. Уголовная статистика – главный метод исследования, позволяющий познать закономерности и тенденции преступности, давать им количественную оценку.

Информация о преступности и деятельности по воздействию на нее отражаются в документах первичного учета, а затем – в статистической отчетности.

Основными формами статистического учета, изучаемыми криминологами, выступают каточки:

1. На выявленные преступления (форма№1)

2. О результатах расследования преступления (форма№1.1)

3. На преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (форма№1.2)

4. На лицо, совершившее преступление (форма№2)

5. О движении уголовного дела (форма№3)

6. О результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма№4)

7. О результатах рассмотрения дела в суде (форма№6)

Добавить комментарий