Функции правового воспитания

Принципыправового воспитания следует рассматривать как обусловленные наиболее важными закономерностями общественного развития и механизма правового регулирования нормативно-регулятивные основы, основные принципы, положения, идеи, которые являются ориентирами, требованиями его осуществления, определяющих процессы формирования правового сознания, правовой и профессиональной культуры, законопослушности, правомерного поведения и социально-правовой активности личности.

К общим принципам необходимо отнести: гуманизм, законность, демократизм, научность, объективность (правдивость), связь с жизнью, доступность и популярность открытость, систематичность, системность, целенаправленность, целесообразность.

Под категорией «гуманизм» понимают, с одной стороны, направления общественного и индивидуального сознания на человека, а с другой — доминирование в функционировании всей правовой системы природных прав и свобод человека, ее благ, развитие у него умений и возможностей, формирования внутренней свободы и ответственности.

Этот принцип в правовоспитательной работе должен выполнять ведущую роль, ведь его основой является социальное равенство всех граждан.

Принцип законности заключается в реальности права, в том, что все без исключения субъекты в совместном отношений руководствуются принципом строгого соблюдения предписаний законов и других нормативных актов, добросовестно выполняют возложенные на них юридические обязанности, беспрепятственно и в полной мере используют свои субъективные права.

Принцип демократизма означает органическое сочетание прав и свобод, обязанностей и ответственности лица. Демократия требует широкой гласности, учета общественного мнения, широкого диалога между государственными учреждениями и общественностью. Развитие демократии в правовоспитательной процессе требует всестороннего освещения правовоспитательной работы, что делает ее открытой, доступной для более широкого круга населения.

Принцип научности правового воспитания предполагает объективный анализ и оценку реальной действительности с позиции познания объективных законов общественного развития и применение в правовой практике, пояснения причин, происходящих явлений. Принцип связи правового воспитания с практикой заключается не только в подтверждении теоретических положений жизненными фактами, примерами, но и в необходимости выяснения и раскрытия самой сущности правопонимания, человеческого измерения права, причин, приводящих к правонарушениям, а также определение мер предотвращения и профилактики и на этой основе разработки заключений и рекомендаций относительно наиболее эффективных способов реализации правовых норм.

Принцип доступности и популярности требует, чтобы даже самые сложные научно-правовые вопросы излагались в максимально доступной форме. Доступность равнозначна упрощению, которое наносит правовоспитательная процессу существенного вреда, делает его поверхностным, малоэффективным.

Принцип систематичности предполагает, что правовоспитательная работа должна проводиться в соответствии с разработанными планами, программ, научных подходов в установленные сроки. При этом следует иметь в виду и тесную связь правового воспитания с учебным процессом, который должен быть той отправной основой, на которой базируется правовоспитательная робота.

Принцип системности в правовоспитательной работе предусматривает использование в определенной системе прогрессивных средств, форм и методов правовоспитательной работы, что дает возможность достичь намеченного результата в правовом воспитании, что, в свою очередь, имеет большое значение для достижения его целей.

Принцип последовательности заключается прежде всего в том, что каждое новое правовоспитательная мероприятие должно предшествовать установлению определенного уровня правовой и профессиональной культуры.

Принцип целесообразности дает ответ на вопрос о правильности проведения правовоспитательной работы, использования той или иной методики правового воспитания, эффективности применения тех или иных мер.

Сущность и содержание правового воспитания определяютегофункции.Для выяснения их содержания нужно классифицировать их в соответствии с направлениями реализации каждой Так, к основным функциям правового воспитания следует отнести: познавательную, регулятивную, охранную, идеологически-воспитательную, практико-прикладной, прогностически-эвристическую, коммуникативную, профилактическую.

Познавательная функция в правовоспитательной работе означает теоретическое освоение основных положений о развитии и функционирования права, государства и их институтов, о нормативных актах, о содержании юридических норм.

Кроме того, познают и изучают основные закономерности формирования и развития государства как политической и социальной организации общества, его функций, механизма, формы.

Регулятивная функция предполагает воздействие на поведение людей с точки зрения ее соотношения с действующей в обществе системой правовых предписаний; мотивов и установок относительно поведения, урегулированной правом — от дповидно к правовым разрешений и запретов, обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка.

Охранная функция правового воспитания — это обусловленный социальным назначением направление правового воздействия, направленный на выработку необходимых знаний, умений, навыков охраны общественных отношений, а и акож предотвращения нарушений правовых предписаний Она обусловлена ??наличием санкций в правовых предписаниях, влияет на волю человека установлением запретов, а в случае их нарушения — юридической ответственностиі.

Практико-прикладная функция освещает назначения правового воспитания в рамках тех общественных преобразований, происходящих в нашем государстве, а также помогает реализовать его теоретические задачи на практике.

Сущность прогностической функции правового воспитания заключается в способности правовоспитательной работы, с одной стороны, на основе существующих закономерностей и объективных научных достижений, а с другой — с учетом тенденций развития социально-правового государства и гражданского общества установить перспективы дальнейшего развития правового воспитания.

Эвристическая функция подобна познавательной по своей природе, но отличие заключается в том, что последняя систематизирует и обобщает знания о государственно-правовые институты, а первая — осуществляет и реализует поиск новых, доныне неизвестных свойств упомянутых выше институте.

Коммуникативная функция правового воспитания предусматривает информирование населения об изменениях в отраслевом законодательстве, в юридической практике, дает возможность решать проблему соответствия теории правового сокрытия правовой практике, а также введение в правовоспитательная процесс новейших технологий, что позволит значительно повысить уровень правовоспитательной работы, ее качество и эффективность.

Профилактическая функция в системе функций правового воспитания занимает особое место и реализуется через упомянутые выше функции. Ее специфика состоит в том, что она ориентирует на предотвращение правонарушения — актам виновного противоправного поведения лиц-участников общественных отношений, но следует иметь в виду, что профилактическая функция направлена не на правонарушения непосредственно, а на устранение причин которые к ним приводят.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленный процесс, необходимый для воздействия на сознание людей для формирования высокой правовой культуры. Правовое воспитание необходимо, чтобы создалась устойчивая установка на законопослушное поведение. Дети должны следовать законам не потому, что их будут ругать родители или посадят в тюрьму, а по своему внутреннему убеждению жить по законам государства.

Правовое воспитание является активной целенаправленной деятельностью государства, общественных структур, СМИ, трудовых коллективов, педагогов для создания у граждан осознанного желания соблюдать законы.

Для эффективного правового воспитания есть особые формы и методы, все они подчинены единой цели – подготовить социально активного члена общества, который знает свои права, готов их отстаивать, а также обладает прогрессивным юридическим мировоззрением.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики.

Формы правового воспитания

Есть несколько основных способов, с помощью которых учащимся в доступной форме объясняют, что именно нужно делать, чтобы жить в рамках закона.

Основные формы воспитания:

  1. Обучение – это передача подрастающему поколению накопленных ранее знаний в сфере юриспруденции. Чаще всего проходит в форме уроков правоведения, на которых изучают азы теории государства и права, виды юридической ответственности и наказаний. Уроков правоведения в большинстве школ очень мало, за это время очень сложно достичь высокого уровня правового воспитания.
  2. Пропаганда – с помощью телевидения, радио, электронных средств информации молодежи рассказывают о правильности законного образа жизни. Например, твердят о необходимости платить налоги, сообщать информацию о готовящихся преступлениях, соблюдать правила дорожного движения и т. д.
  3. Юридическая практика – эта форма правового воспитания актуальна больше для учащихся учебных заведений с профильным юридическим уклоном. Заключается в посещении заседаний суда, исправительных учреждений, полиции, встречах с адвокатами, прокурорами, другими юристами.
  4. Самообразование – детей призывают обращать внимание на юридически правильное поведение и брать пример с таких людей в плане соблюдения законов. Важно показать учащимся, на кого именно стоит ориентироваться. Например, на известных правозащитников, активистов, адвокатов. Самообразование очень важно в педагогике, так как дети сами изучают азы права, законы, решают юридические задачи.
  5. Индивидуальная воспитательная работа – эффективная форма воспитания для детей, которые уже в раннем возрасте имеют проблемы с законом. К ним нужно найти особый подход, своеобразные рычаги воздействия, чтобы своевременно поставить трудновоспитуемых детей на путь законного образа жизни.

Появляются новые формы работы с молодежью, которые донесут информацию о правомерном образе жизни на понятном для них языке.

Методы правового воспитания

Представляют собой совокупность приемов воспитательного воздействия, с помощью которых можно достигнуть поставленных целей воспитания. К методам правового воспитания в современной педагогике относят следующие активные действия:

  1. Убеждение – это гуманное воздействие на сознание человека с целью создания у него стойкого желания жить по закону. В процессе убеждения никто не заставляет строго соблюдать законы только затем, чтобы не попасть в тюрьму. Убеждение – это эффективный современный метод, его актуальность и значение очень велики. Нужно доходчиво рассказать воспитаннику, что законный образ жизни – это норма . Преступность все равно рано или поздно наказывается.
  2. Принуждение – преподаватель заставляет ученика отказаться от пагубных привычек прошлого. На первый план в процессе реализации этого метода выступает навязывание воли государства. Желания и сознание воспитываемого во внимание не берутся. Ярким примером метода принуждения является требование устранить недостатки. Если человек ездит на явно неисправной машине, то воспитатель принудительно заставляет его пройти техосмотр и убрать нарушения технических показателей.
  3. Личный пример – воспитатель сам обязуется стать эталонным образцом соблюдения законов и правил в обществе. У него должен быть авторитет среди учащихся, основывающийся на законном, правомерном поведении.
  4. Поощрение – это метод стимулирования правомерного поведения, когда учащегося жить по законам поощряют за законный образ жизни. Яркий пример – это купить желаемый подарок ребенку, если за учебный год на него не поступит жалоб относительно мелкого хулиганства, воровства и других правонарушений. Это покажет ребенку все прелести законного образа жизни благодаря получению подарка.

Правильное использование форм и методов правового воспитания приведет к созданию гражданского общества. Члены этого общества будут знать свои права и не бояться требовать от чиновников выполнения в полной мере своих обязательств перед коллективном людей. Конечный результат правового воспитания – это уважение к законам, желание их соблюдать. Формируется укоренившаяся привычка соблюдать правовые предписания и требовать этого от других.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Добавить комментарий