Функции социальной нормы

Понятие и виды социального регулирования.

Социальное регулирование — это механизм, с помощью которого происходит упорядочение взаимоотношений между людьми.

Социальное регулирование бывает 2х видов: Индивидуальное регулирование — упорядочение поведения людей при помощи разовых решений, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.

Нормативное регулирование — упорядочение поведения субъектов при помощи общих правил,(социальных норм) которые распространяются на все случаи данного рода и на всех субъектов. Нормативное регулирование осуществляется с помощью социальных норм таких как: обычаи- правила поведения, которые формируются естественно-исторически, в результанте многократного повторения., нормы морали- правила поведения, которые формируются в обществе в соответствие с нравственными представлениями людей. Корпоративные нормы- правила поведения, которые создаются общественными организациями в целях регулирования внутреннего регулирования их реализация обеспечивается мерами общественного воздействия. Нормы права- правила поведения, которые устанавливаются и охраняемые силой государственного принуждения. Религиозные нормы- это правила поведения устанавливаемые церковью и регулирую поведение людей. Нормы этикета- правила обхождения с окружающими людьми, формы обращения, манеры. Эстетические нормы- определяют гармоничность , соответствие чего-либо чувству прекрасного.

Основные черты социальных норм первобытного общества

Уже задолго до возникновения государства существовали определенные формы человеческого общежития, социальное управление, власть, нормативное регулирование. Становление этих общественных феноменов происходило как естественно-исторический процесс и было обусловлено суровыми условиями выживания человека, необходимостью сохранения форм его социального бытия.


Для социальных норм в первобытном обществе характерны следующие черты:

1. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, исторически обусловленный процесс формирования.

2. Действие на основе механизма обычая.

3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название — «мононормы», которое ввел российский этнограф А.И. Першиц.)

4. Их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека. Ф. Энгельс писал по этому поводу

5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов — кровнородственных браков.

6. Распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая — «родственное дело»).

7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.

8. Специфические санкции — осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива («общественное порицание»), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате которого человек оказывался «без роду и племени», что практически было равносильно смерти). Применялись также телесные повреждения и смертная казнь.

Закономерности возникновения права.

Право, как и государство, возникает в результате естественно-исторического развития общества, в результате процессов, происходящих в общественном организме. При этом существуют различные теоретические версии происхождения права. Одна из них весьма обстоятельно изложена в теории марксизма. Примерная схема такова: общественные разделения труда и рост производительных сил — прибавочный продукт — частная собственность -антагонистические классы — государство и право как орудия классового господства. Таким образом, в этой модели на первый план выдвигаются политические причины появления права.Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие неолитической революции (от слова «неолит» — новый каменный век), которая происходит примерно в VIII-III вв. до н. э. и заключается в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления общего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства.Формирование права проявляется:

а) в записи обычаев, становлении обычного права;

б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;

в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных и доступных формах, обеспечение их реализации.В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц.Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная система (право), которую отличают содержание правил, способы воздействия на поведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения.

Понятие и признаки права как нормативно-государственного регулятора.

Право-это система общеобязательных, формально-определенных установленных и обеспечиваемых государством правил поведения, и являющих регулятором общественных отношений.Признаки права:

1Нормативность( право состоит из норм, т.е. правил поведения субъекта.)

2Общеобязательность.3Формальная определенность(закреплены в официальных источниках)4Системность(состоит из определенных элементов представляющие свою систему)5Связь с государством( государство обеспечивает и санкционирует нормы права)

6Волевой характер( право выражает волю всего населения и значительной ее части)

7Регулятивность (право выступает общественным регулятором) т.о можно сказать что назначение права состоит в упорядочение общественных отношений.

Сущность права.

Сущность — главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, раскрывающая его природу и назначение в жизни общества (чью волю и интересы оно выражает). Право по своей сущности есть выраженная воля в законе или иных признаваемых государством источниках общая воля содержание которой определяется материальными и духовными условиями жизни общества.

В сущности права необходимо выделить две стороны:

1) общесоциальную(право выражает общую волю всего населения страны или значительную часть)2) узкосоциальную, в том числе классовую(право выражает волю тех социальных групп, которые, находятся у власти и участвуют в правотворческой деятельности.В демократическом обществе право в большей степени является продуктом общественного согласия, выражая общую волю большинства населения о правомерно-дозволенном поведении. Эта воля реализуется через институты непосредственной демократии и выборные органы государственной власти.

Таким образом, право как и государство одновременно выполняет и классовые, и общесоциальные функции. Последние выражают интересы всего общества. Соотношение между классовой и общесоциальной составляющей права динамично изменялось в государствах разных исторических эпох.

Право и государство.

Государство- суверенная территориальная организация политической власти, обладающая аппаратом управления и управляющая обществом с помощью права.

Право-это система общеобязательных, формально-определенных установленных и обеспечиваемых государством правил поведения, и являющих регулятором общественных отношений. Право тесно связанно с государством. Взаимосвязь государства и права выражается в их взаимном влияние государства на право: государство устанавливает нормы права, дает официальное толкование норм права, реализует нормы права в форме правоприменения.Влияние право на государство: право юридически оформляет государство( в нормах права учреждается государство, определяется его форма, устанавливается система государственных органов), в нормах права устанавливаются границы деятельности государства т.е. вмешательства государства в частную жизнь человека и в жизнедеятельность общества. В нормах права закрепляются основные направления внутренней и внешней политики. Т.О государство и право тесно взаимосвязаны и взаимодействуют, выполняя свое социальное значение.

Право и закон.

Проблема соотношения права и закона родилась практически одновременно с правом, ставилась еще в древние времена и до сих пор остается центральной в правопонимании.

Концепций, связанных с различением права и закона, существует множество. Однако можно обозначить два принципиальных подхода:

а) право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;

б) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол. Современный исследователь этой проблемы проф. B. C. Нерсесянц утверждает, что правом можно считать только правовой закон.

Соотношения права и закона:

1. Право и закон следует различать. Закон (официальные источники норм) — это форма выражения, объективирования права вовне, а право -единство этой формы и содержания (правил поведения).

2. Не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма — способ жизни права, его существования. Как замечает проф. Мушинский: «Все современные системы права одеты в мундир законодательства».

3. Закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой — «неправовым законом». (Правовое содержание у закона или неправовое — это определяется как на основе общих естественно-правовых начал, так и исходя из конкретно-исторических условий существования данного общества.)

Право и мораль.

Взаимодействие права и морали

Мораль тоже нормативный регулятор. Мораль -это область нравственных ценностей, которые признаются индивидами, их коллективными объединениями, обществами. И право и мораль ведут своё происхождение от мононорм. Право-это система общеобязательных, формально-определенных установленных и обеспечиваемых государством правил поведения, и являющих регулятором общественных отношений.

Общее: Регулируют общественные отношения в пределах определённой территории. Определяются одинаковыми экономическими и духовно-культурными факторами. Обеспечиваются внутренним убеждением и силой общественного мнения.

Различие :Право санкционируется государством, мораль — общественным сознанием. Право, помимо прочего, охраняется возможностью государственного принуждения, а мораль — только внутренним убеждением и силой общественного мнения. Право существует в письменном виде, мораль — в неписаном виде. Право регулирует общественные отношения, закрепляя права и обязанности их участников, а мораль — с точки зрения должного и ценного на уровне внутреннего личностного механизма.

Взаимодействие:Мораль в виде принципов и норм влияет на нормотворчество.

Правоприменительная деятельность должна основывать на морали. Право воздействует на формирование принципов и норм морали и обеспечивает их воздействие (подкрепление правовых решений моралью).

Социальная ценность права.

Ценности — это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества Понять социальную ценность права — значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в следующем.

Во-первых, с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях.

Во-вторых, благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы.

В-третьих, право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер.

В-четвертых, право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости, когда, образно выражаясь, и волки сыты, и овцы целы.

В-пятых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока нет ни гражданского общества, ни правового государства, следовательно, и право во многом не может проявить свои ценностные свойства.Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм. , Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную.

Действие НПА во времени

Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают три существенных обстоятельства: с момента принятия, со дня официального опубликования, с даты, указанной в нем, с наступление обстоятельства предусмотренных этим актом.В РФ нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

· в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;

· в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента опубликования» и т.д.);

· в результате применения общих правил (по истечении 10-ти дней с момента опубликования).

Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:

· Истечения срока, на который был принят юридический документ;

· Объявление об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);

· Принятие нового нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;

· Устаревание юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию.

По общему правилу действие нпа распространяется на будущее т.е. на те общественные отношения, которые возникают после его вступления в юридическую силу. Однако иногда нпа имеет обратную силу т.е. действие распространяется на те общественные отношения, которые возникли до его вступления в силу.

Структура правовой нормы.

Структура нормы права — это её смысловое построение, подчинение законам логики и закономерностям регулирования отношений между лицами. Элементы структуры норм права:

Гипотеза (предположение) — это элемент нормы, который описывает жизненные обстоятельства, при наступлении которых возникают определённые отношения. Например, Если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства предусмотрена неустойка (гипотеза), то убытки возмещаются в части непокрытой неустойкой (диспозиция). Гипотезой может служить также любая оговорка, «если иное не предусмотрено законом», перечень случаев, когда допускаются те или иные действия, например, сверхурочные работы, условия заключения брака «брак заключается в органах ЗАГСа» Диспозиция (распоряжение) — это элемент нормы, в котором устанавливается отношение, возникающее при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой, т.е. указывается каким может или должно быть поведение при этих обстоятельствах. Это та часть, которая закрепляет права и обязанности как меру поведения. Например, Конституция «каждый имеет права на свободу и личную неприкосновенность». Диспозиция может относится и к объекту отношения и к его субъектам, документам, оформляющим отношение и иным сторонам регулируемого отношения. Но любая норма, предусматривающая, например, виды субъектов связывает их правовое значение с правами и обязанностями сторон, участников правоотношений. Например, работадатель обязан производить за свой счет ремонт сданного в наем имущества (диспозиция), если иное не предусмотрено законом или договором (гипотеза).

Санкция- это элемент нормы, в котором определяются меры ответственности, меры гос. принуждения субъектов права в случае совершения ими действий, которые противоречат отношениям, установленным диспозицией нормы. Например, возмещение убытков за неисполнение договорных обязательств – пеня, штраф и т.д.

Определение элементов в структуре нормы права показывает, что структура правовой нормы подчинена законам логики и закономерностям отношений между лицами.

Классификация правовых норм

1 По роли их в механизме правового регулирования:

Общерегулятивные они не устанавливают конкретные правила поведения,а определяют общие начала, основы)

Конкретно-регулятивные( устанавливают конкретные правила поведения)

2По функция м права: регулятивные и охранительные.

По специфике правового регулирования:

Материальные(непосредственно регулируют общественные отношения

Процессуальные( регулируют судебный порядок разрешения юридических дел)

3 По отраслевой принадлежности:

Конституционно-правовые

Гражданско-правовые

Административно –правовые

Уголовно правовые. т.д

4 По способу правового регулирования:

Управомочивающие( предоставляют субъекту право на совершение определенных положительных действий

Обязывающие( устанавливают обязательность субъекта совершать определенные положительные действия)

Запрещающие( устанавливают запрет на совершение определенных деяний)

5 По методу правового регулирования:

Императивные( устанавливают модель обязательного поведения)

Диспозитивные( устанавливают вариант поведения)

Поощрительные( устанавливают поощрение)

Рекомендательные( устанавливают рекомендацию наиболее целесообразного варианта поведения)

6По сроку действия: бессрочные и срочные, 7По кругу лиц: общие специальные.

37Соотношение нормы и формы Права.Правовая норма – общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующие общественные отношения. форма права – его структура и связи. Раскрыть внешнюю форму права – значит выяснить, какими способами экономически и политически властвующая группа «возводит в Закон» свою волю и соответственно какие формы выражения приобретает правовая норма. Правовая норма – не форма права, а само право. Форма права показывает каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде эта норма, принявшая объективный характер, доводятся до сознания членов общества. Способы изложения правовых норм в НПА: 1) прямой — все элементы юридических норм воспроизведены в статьях непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом 2) отсылочный – 1 из элементов юридическая норма указывается путем отсылки к другой статье этого же НПА. 3) бланкетный – ст. указ-т на элемент НП путем ссылки не к как бы к другому порядку Правового В дан. случае статье представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим законом, другим источником права.

Законность и правопорядок

Законность — это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, соблюдении правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц.

Принципы законности:

1. Единство законности — одна для всей страны (территории).

2. Всеобщность законности — одна для всего населения (лиц).

3. Целесообразность законности — законность всегда целесообразна, всегда надо следователь предписаниям закона.

4. Верховенство закона — законы в государстве имеют высшую юридическую силу.

5. Связь законности и культуры — уровень законности напрямую зависит от уровня общей и правовой культуры граждан и должностных лиц.

Понятие «правопорядок» широко используется в действующем законодательстве. Правопорядок — это основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определённом этапе развития общества.

Особенности правопорядка:

1. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.

2. Это порядок, предусмотренный нормами права.

3. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.

4. Он обеспечивается государством.

Чтобы законность и правопорядок реально существовали, необходимы соответствующие условия и определённый комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т.е. гарантии законности.

Гарантии законности и правопорядка — это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности и правопорядка.

Гарантии можно разделить на две группы:

1. Общие условия — это объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование.

Экономические Политические — основным политическим условием стабильности законности является сильная государственная власть. Идеологические — состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения.

Социальные, Правовые — состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства.

2. Специальные средства — это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства): а) Организационные гарантии — различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относят кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов.

б) Юридические гарантии — совокупность закреплённых в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод.

Понятие и виды социального регулирования.

Социальное регулирование — это механизм, с помощью которого происходит упорядочение взаимоотношений между людьми.

Социальное регулирование бывает 2х видов: Индивидуальное регулирование — упорядочение поведения людей при помощи разовых решений, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.

Нормативное регулирование — упорядочение поведения субъектов при помощи общих правил,(социальных норм) которые распространяются на все случаи данного рода и на всех субъектов. Нормативное регулирование осуществляется с помощью социальных норм таких как: обычаи- правила поведения, которые формируются естественно-исторически, в результанте многократного повторения., нормы морали- правила поведения, которые формируются в обществе в соответствие с нравственными представлениями людей. Корпоративные нормы- правила поведения, которые создаются общественными организациями в целях регулирования внутреннего регулирования их реализация обеспечивается мерами общественного воздействия. Нормы права- правила поведения, которые устанавливаются и охраняемые силой государственного принуждения. Религиозные нормы- это правила поведения устанавливаемые церковью и регулирую поведение людей. Нормы этикета- правила обхождения с окружающими людьми, формы обращения, манеры. Эстетические нормы- определяют гармоничность , соответствие чего-либо чувству прекрасного.

Стр 1 из 15

Социальное регулирование: понятие, функции и виды социальных норм

Система социального регулирования – упорядочение общественных отношений с помощью взаимосвязанной системы правил поведения, индивидуальных предписаний, существующих в обществе в определенный период.

Объект соц. регулирования – общество в целом

Предмет – общественный отношения

Субъект – гос-во, должностные лица, народ, общ. организации, иные соц инститцты

Средства – приемы, методы, орудия, применяемые для упорядочивания общественных отношений (например меры принуждения, применение соц. норм)

Социальные нормы – это правила поведения общего характера, предназначенные широкому кругу субъектов, действующие многократно и регулирующие общественные отношения в определенной сфере.

Признаки:

o Регулируют общественные отношения

o Общий характер(см.лекция)

o Сознательно-волевой характер

o Всегда обусловлены соц- экономическим строем жизни

Функции социальных норм

· Регулятивная (устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие.

· Оценочная (выступают критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).

· Трансляционная (в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям через образование, воспитание, просвещение и т.д.).

Виды социальных норм

По способам установления и охраны:

1) нормы нравственности (морали) контролируются общест.мнением

2) обычные нормы: традиции, обряды, привычки, деловые обыкновения – осущ-ся в силу привычки

3) религиозные нормы – поддерживаются верой

4) нормы общественных организаций (корпоративные) – обеспечиваются мерами дисцип.ответ-ти

5) правовые нормы – меры юридической ответственности

По сферам общественной жизни:

1) экономические

2) духовные

3) политические

4) экологические

По форме выражения:

1)формально определенные

2)формально неопределенные

! В сферу социального регулирования входит группа и несоциальных норм

Несоциальные нормы — правила поведения, регулирующие отношения человека к самому себе или к объектам материального мира: технические, санитарно — гуманитарные, биолого-физические и др.)

Право и технические нормы

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, имеющих формальную определенность и обеспечивающиеся государственным принуждениям

Технические нормы – правила поведения, направленные на регулирование отношений между человеком и внешним миром, природой или техникой.

Цель технических норм — наиболее целесообразное, безопасное обращение людей с объектами окружающей их среды, как природной, так и искусственной.

Между техническими и социальными нормами осуществляется взаимодействие, т.к. некоторые технические нормы затрагивают существенные интересы определенных социальных общностей и становятся технико-социальными. Есть общеобязательные нормы, которые закреплены законодательно поддерживаются силой государства, их невыполнение влечет юридические последствия. Например, УК предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ.

К этим нормам так же относятся технические условия (ТУ), различные ГОСТы, правила (техники безопасности, эксплуатации транспорта, оборудования), индексы загрязнения окружающей среды и др. За нарушения этих норм установлена юридическая ответственность: имущественная, административная, уголовная.

Основное отличие технических норм заключается в том, что предмет их регулирования не социальные отношения, а технические; субъектами являются не только люди, но и природа, техника.

Различия:

1. По форме выражения:

• норма права содержится в нормативно правовых актах, и является источником права.

• техническая норма содержится в инструкциях и т.д.

2. По изданию:

• норма права издается государственными органами

• техническая норма издается определенным субъектом (например, завод прилагает инструкцию по эксплуатации прибора)

3. По ответственности за нарушение:

• норма права предусматривает юридическую ответственность

• технические нормы — никакой ответственности

4. По форме закрепления:

• норма права закрепляется в законах кодексах

• техническая норма в правилах по эксплуатации техники.

Теория естественного права

Представителями являются Локк, Монтескье, Т.Гоббс, Радищев. Зародилась в Древнем мире, но основное распространение в 18-19 веках. Оформилась как антипод юридического позитивизма.

Содержит большое количество направлений отличных друг от друга по источнику права и его внутреннему содержанию, структуре.

Общее понимание естественного права исходит из неотъемлемости, неотчуждаемости права от личности.

Правом признается совокупность естественных прав личности. Закон изданный государством, может соответствовать естественному праву и в этом случае называется правовым законом. Если же противоречит нормам естественного права, то признается неправовым законов и должен быть отменен.

КАК признанные государством природные начала

Марксистская теория права

Теория зародилась во второй пол. XIX — начале XX в. и являлась господствующей в СССР и ряде социалистических стран.

Основоположники — К. Маркс; Ф. Энгельс; В. И. Ленин.

ПРАВО понимается как — возведенная в закон государственную волю экономически господствующего класса. Право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса.

Подчеркивается экономическая обусловленность права, оно всегда выражало требования экономических отношений (т.к экономика это базис, а все остальное в том числе и право ,это настройка над экономикой).

Достоинства:

o трезвая оценка роли государственной элиты в создании права;

o показывает зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

o обращает внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

Недостатки:

o преувеличение роли классовой элиты

o отсутствие общечеловеческих критериев;

o игнорирование культурных факторов, ограничение существовавшего права историческими рамками классового общества.

Классификация норм права

По функциям права (цели):

· Регулятивные (гипотеза, диспозиция) направлены на регулирование отношений, устанавливают права и обязанности сторон (не содержит санкций)

· Охранительные направленные на охрану, защиту предписаний правовых норм (санкция)

· Нормы специального действия – не содержат правовых предписаний (не устанавливаю права и обязанности, а выполняют вспомогательную роль

— учредительные (декларативные). Они закрепляют общие принципы, базовые начала, констатируют правовое состояние (ст. КРФ), существуют в начале акта в виде целей, задач

— коллизионные (противоречащие) закрепляют правила юр. коллизий

— дефинитивные (содержат определения понятий юридических терминов)

— нормы о введении в действие (устанавливают порядок и сроки)

По методу правового регулирования:

· Императивные (четкое предписание)

· Диспозитивные (дают свободу выбора)

По времени действия:

· Постоянные (закон)

· Кратковременные (например, указ президента о введении чрезвычайного положения на определенной территории)

По месту и роли в системе права:

· Общие (действующие на всех лиц на данной территории)

· Специальные (касающиеся определенных групп населения — депутатов, пенсионеров)

· Исключительные (регулирующие деятельность определенного гос. органа (например нормы, касающиеся деятельности Президента РФ)

По функциям и назначение в процессе правового регулирования(технические задачи):

· Материальные (что регулирует норма права)

· Процессуальные (каким образом регулирует)

По месту в федеральной структуре:

· Федеральные

· Субъектные

· Муниципальные

· Локальные

По сфере правового регулирования:

· Гражданские

· Уголовные

· Административные

По источнику:

· Закон

· Подзаконный акт,

· Договор

· Правовой обычай

Виды

1)в зависимости от предмета регулирования :

— институт гражданства

— институт брака

2) В зависимости от принадлежности к отрасли права:

-отраслевые институты ( в трудовом праве институт трудового договора)

-межотраслевые институты(институт исковой давности)

— общеправовые институты(институт гражданства,юр.ответственности)

3) По функциям и роли в праовом регулирование:

— материальные и процессуальные институты

— регулятивные и охранительные

-частноправовые и публичноправовые

4)в зависимости от места в системе правового регулирования:

-Внутрисистемные(национальное право)

-внесистемные(международное право)

Публичное и частное право

Система права делится в зависимости от критериев генетического подхода на 2 большие категории: частое правоипубличное право.Деление права на П и Ч впервые признано в Древнем Риме римским юристов Ульпианом.

Для традиционной романно-германской правовой системы такое деление является общепринятым и распространяется на все отрасли. В Российском виде такое деление является условным и используется не на уровне отрасли, а на уровне отдельных правовых норм

Ø Частное право – упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.

Направлено: на защиту частных интересов отдельных личностей и их объединений, реализации прав и свобод. Регулирует отношения частных лиц между собой

Признаки:

§ диспозитивных норм;

§ равенство сторон;

§ широкое использование договорной формы регулирования

§ преобладание ориентация на удовлетворение частных интересов.

Метод частного права — диапозитивный. Предоставляет возможность выбрать вариант поведения

Предмет правового регулирования — нормы, регулирующие имущественные отношения,

Отрасли права: гражданское, семейное, авторское, жилищное, трудовое

Ø Публичное право –совокупность правовых норм, регулирующих отношения по вмешательству государства в общественную жизнь по поводу общезначимых интересов и ценностей

Направлено: на защиту общего блага, реализацию государственных и общественных интересов. Регулирует отношения частных лиц с государством или между государственными органами

Признаки:

§ одностороннее волеизъявление;

§ отношения власти и подчинения

§ преобладание императивных норм;

§ Неравноправие сторон

Метод публичного права — императивный,

метод властного воздействия, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях

Предмет правового регулирования — нормы, регулирующие неимущественные отношения

Отрасли права: конституционное, административное ,уголовное

Виды правотворчества

· По субъекту деятельности:

1) народ (население) – референдум

2) правотворчество федеральных органов власти, законодательных. органов власти, органов исполнительной власти (правительство), главы государства, судебных органов

3) Правотворчество органов гос. власти субъектов РФ – представительное

4) Нормотворчество органов местного самоуправления — делегированное

5) Иное делегированное правотворчество не гос. органов (профсоюзы и иные общественные организации)

6) Совместное правотворчество двух и более вышеназванных субъектов

· По форме правотворчества (по источнику)

1) издание НПА

2) создание суд. и административных прецедентов

3) принятие нормативных договоров

4) санкционированные гос-вом обычаи

5) создание ведущими юристами страны научные доктрины, признанных источниками права

· По степени новизны закрепленных гос-ом норм права выделяют:

1) Санкционирование уже существующих норм

2) Создание новых уже ранее существующих правил поведения – позитивное прав-во

3) Отмена сущ. норм прав – негативное прав-во

· По субъекту правотворчества и его форме:

1) Законотворчество – это дея-ть высших органов гос. власти по разработке и изданию НПА высшей юридической силы осуществляемая в особом процессуальном порядке

2) Подзаконное правотворчество – разработка и создание подзаконных или НПА и иных источников права подзаконного характера. Это дея-ть осуществляемая почти всеми органами гос. власти на основе закона и во исполнение закона

Понятие и виды кодификации

Кодификация — это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового, единого нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства, в целях наиболее эффективного регулирования общественных отношений определенного вида и где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение

Виды кодификации:(ПО ОБЪЕМУ)

· отраслевая — кодификационная обработка нормативного материала в соответствии с отраслями права (например, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ являются результатами отраслевой кодификации);

· межотраслевая — кодификационная обработка нормативного материала путем объединения в единые сборники норм права, принадлежащих к различным отраслям права, но регулирующим однотипные общественные отношения (например, таможенный кодекс РФ).

· Генеральная – включены или все законодательство страны или все федеральное законодательство, либо все нормативные акты того или иного субъекта.

КОДИФИКАЦИОННЫЕ АКТЫ делятся на три вида:

1. основы законодательства, устанавливающие важнейшие модельные нормативные положения определенной отрасли или сферы государственного управления в федеративном государстве;

2. кодекс — комплекс правовых норм, объединенных в одном акте и регулирующих определенную сферу общественной жизни (гражданскую, уголовную и др.);

3. устав, положение — комплексные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом, правительством).

46. Правоотношение: понятие, признаки, предпосылки образования.

Правоотношение – это связи между конкретными людьми и их группами, урегулированные нормами права и поддерживаемые силой государства, стороны которой имеют взаимные субъективные права и юр. обязанности

Состав (структура) правоотношений:

1) содержание — юридические права и обязанности участников правоотношения;

2) объект — те материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение;

3) субъекты — физические и юридические лица, участвующие в правоотношении.

Признаки правоотношения:

1) Правоотношение – это вид общ. отношений (между субъектами в обществе)

2) Правоотношения урегулированы нормами права т.е. в норме права создана модель правоотношения.

3) реализация правоотношений поддерживается силой государства. Государство в нормах права создает модель правоотношений, способствует их осуществлению и применяет меры за их несоблюдение.

4) Ряд ученых считают, что правоотношения всегда индивидуальны т.е. существуют между конкретными людьми и их группами, определенными поименно. Другая часть ученых допускает существование не индивидуальных правоотношений, в которых стороны не ясны, не определены.

5) Возникновение, изменение, прекращение только на основе правовых норм

6) В правоотношениях субъекты наделены конкретными субъективными правами и юрид. обязанностями. Не бывает в правоотношениях прав без обязанностей (и обратно)

Факультативные признаки:

1) Важнейшие общественные отношения, которым государство придает правовую форму

2) Правоотношения имеют их сознательно-волевой характер.

Предпосылки возникновения правоотношений:

Общие (материальные) предпосылки — совокупность экономических, социальных, культурных и др. факторов, которые необходимы для возникновения:

1) наличие не менее двух субъектов правоотношения.

2) наличие интересов и потребностей людей.

Специальные (юридические) предпосылки:

1) наличие определенной нормы права;

2) наличие правосубъектности у субъектов правового отношения;

3) наличие юридического факта.

Виды правовых отношений.

Классификация:

По функциям права

— регулятивные (возникают по поводу реализации их прав и обязанностей)

— охранительные (возникают в случае нарушения правовой нормы)

По времени действия

— правоотношения разовые (краткосрочные — покупка)

— длящиеся (брачно-семейные)

По содержанию

— односторонние (у сторон одно право и одна обязанность)

— многосторонние (взаимных прав и обязанностей много наследодатель и наследники)

6) в зависимости отраслевого регулирования:
— конституционноправовые
— гражданско-правовые
— уголовно-правовые
— административно-правовые и др.

7) в зависимости от назначения критерия:
— материальные — в них реализуются нормы материальных отраслей права (гражданского, уголовного, трудового и т.д.) что за отношения
— процессуальные — в них реализуются нормы процессуального права (уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и т.д.) как эти отношения осуществляются

По степени очевидности

  • очевидные
  • Нуждающиеся в доказывании
  • Презумпции

Источники права

В странах англосаксонской правовой семьи судебный прецедент является основным источником права ,хотя возрастает роль актов статутного праваи англ. regulations. Весомое место среди источников права занимает также правовая доктрина. Существует иерархия прецедентов, согласно которой решения, принятые вышестоящими судами (например, Палатой лордов в Великобритании), обязательны для нижестоящих.

Социальное регулирование: понятие, функции и виды социальных норм

Система социального регулирования – упорядочение общественных отношений с помощью взаимосвязанной системы правил поведения, индивидуальных предписаний, существующих в обществе в определенный период.

Объект соц. регулирования – общество в целом

Предмет – общественный отношения

Субъект – гос-во, должностные лица, народ, общ. организации, иные соц инститцты

Средства – приемы, методы, орудия, применяемые для упорядочивания общественных отношений (например меры принуждения, применение соц. норм)

Социальные нормы – это правила поведения общего характера, предназначенные широкому кругу субъектов, действующие многократно и регулирующие общественные отношения в определенной сфере.

Признаки:

o Регулируют общественные отношения

o Общий характер(см.лекция)

o Сознательно-волевой характер

o Всегда обусловлены соц- экономическим строем жизни

Функции социальных норм

· Регулятивная (устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие.

· Оценочная (выступают критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).

· Трансляционная (в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям через образование, воспитание, просвещение и т.д.).

Виды социальных норм

По способам установления и охраны:

1) нормы нравственности (морали) контролируются общест.мнением

2) обычные нормы: традиции, обряды, привычки, деловые обыкновения – осущ-ся в силу привычки

3) религиозные нормы – поддерживаются верой

4) нормы общественных организаций (корпоративные) – обеспечиваются мерами дисцип.ответ-ти

5) правовые нормы – меры юридической ответственности

По сферам общественной жизни:

1) экономические

2) духовные

3) политические

4) экологические

По форме выражения:

1)формально определенные

2)формально неопределенные

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Общество позволяет достичь определённой упорядоченности в жизни людей при помощи социального регулирования.

Порядок в обществе – необходимое условие его нор­мальной жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность обществен­ных отношений, определенная гармония в поведении людей. Порядок в обществе не означает отсутствие конфликтов. Конфликты будут в силу того, что у людей существуют разные интересы. Порядок в обществе означает, что созданы нормы, регулирующие общественные отношения, определяющие требуемое или допустимое поведение людей, а также цивилизованный порядок разрешения конфликтов и возмещения вреда.

Общественный порядок есть следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношении. Регулировать (в социально жизни) — значит направлять поведение людей и их социальных общностей, деятельность органов и органи­заций, вводить их в определенные рамки, целенаправленно их упорядочивать. Существование и развитие социального регулирования, его место и значение в обществе характеризуются рядом закономерностей.

Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует своей меры социального регулирования. Если объем и интенсивность регулирования меньше требуемой меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие общественный порядок. Наоборот, излишняя, т. е. сверх меры, регламентация ведет к заорганизованности, к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера зависит от уровня зрелости общества, наличия и остроты в нем противо­речий, от степени развития общественного сознания и культуры, прочности сложившихся традиций и т.д.

Во-вторых, по мере развития социума в общественном регулировании изменяется соотношение социального и психобиологического факторов человеческого поведения. Роль социального фактора постепенно возрастает.

В-третьих, с усложнением социальной жизни ее регулятивные механизмы количественно и качественно изменяются, появляется целая система регулятивных норм.

Социальное регулирование – это определение поведения людей и их коллективов, придание ему направления функционирования и развития, установление для него определённых рамок с помощью определённых правил, требований, которые вырабатываются самим обществом, и которое позволяет ему существовать как единому целому.

Целью социального регулирования является обеспечение порядка в обществе, упорядочение общественных отношений, разрешение споров и конфликтов. Социальное регулирование определяет направления дальнейшего развития, формирования общественных отношений.

Различают два основных вида социального регулирования (которые составляют его структуру):

Индивидуальное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных регулирующих акций, решений, относящихся к отдель­ным случаям, к конкретным лицам. Это простейший вид социального регулирования, осуществляемый путем вы­полнения различных оперативных решений, заданий, команд руководителей трудового процесса, родителей и т. д. Индивидуальное относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оно имеет неоспоримые достоинства, ибо позво­ляет решать те или иные жизненные проблемы с учетом персональных качеств исполнителей. Однако очевидны и его существенные недостатки: каждый раз проблему нужно решать заново, отсутствует единый порядок, а также налицо широкие возможности для личного усмотрения и субъективизма.

Нормативное регулирование – упорядочение поведе­ния людей, деятельности органов, организаций при помощи общих правил, т. е. стандартов, образцов, этало­нов, моделей поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны, подчинять­ся все, кто окажется в сфере действия таких правил. Нормы (правила) адресованы всем членам общества или определенной его части и не имеют конкретного адресата.

Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Посредством общих правил достигается единый порядок в обществе. При нормативном регулировании значительно снижаются возможности для проявлений субъективизма, господства случая и произвола. Правда, и оно в силу своей абстрактности не лишено недостат­ков. Поэтому обычно нормативное регулирование осу­ществляется в сочетании с индивидуальным.

Цивилизация выработала множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности. Среди них моральные, правовые, политические, этические, корпоративные, религиозные, привычки, традиции, нравы, обряды, деловые обыкновения, приличия, …

Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов (регуляторов). Регуляторы – это те факторы, которые оказывают воздействие на общественные отношения и их участников, с помощью которых осуществляется социальное регулирование.

В их числе выделяют следующие:

1. так называемые «стихийные» регуляторы как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общемирового масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т.п. Это, например, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения и т.д. В своём стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удаётся далеко не всегда. (не зависят от воли людей)

2. социальные нормы как регуляторы, связанные с сознанием людей (формируются по воле людей)

3. акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга. (формируются по воле людей)

Указанные факторы могут играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Причём целенаправленную функциональную направленность стабилизации имеют прежде всего социальные нормы.

Все социальные регуляторы подразделяются на нормативные (существуют в виде норм, т.е. правил поведения общего ха­рактера) и ненормативные (связаны с использованием др. организационных форм закрепле­ния и существования в общественном сознании – ценностный, информационный, директив­ный). Некоторые авторы исключают из системы социального регулирования блок ненормативных социальных регуляторов.

Социальное регулирование: понятие и виды

Социальное регулирование — это совокупность средств и методов, при помощи которых общество, направляет и координирует поведение людей, обеспечивая их взаимодействие и согласование интересов. Таким образом, социальное регулирование обеспечивает целостность самого общества.

Объектом социального регулирования является человек, который живёт в обществе.

Общество — совокупность различной людской деятельности, которая требует соответствующего четкого управления и регулирования. Это совершается при помощи разных норм, которые делятся на технические (связанные с наиболее эффективным влияние человека на природу, внешний мир), санитарно-гигиенические, биологические (обеспечивают правильное функционирование человеческого организма и предотвращение болезней) и социальные (регулируют отношения между людьми).

Социальный порядок в обществе устанавливается в результате действия разнообразных механизмов. Существуют стихийные и социальные регуляторы .

Стихийные регуляторы — это непосредственное проявление естественных законов природы и общества(демографические процессы, инфляционные ожидания, стихийные бедствия, увеличение продолжительности жизни, оказывающие влияние на поведение отдельного человека)

Социальные регуляторы — это влияние правил вырабатываемых обществом на поведение человека, определение рамок этого поведения с целью такого воздействия на социальные процессы, которое бы обеспечивало упорядоченность и стабильность существования социума.

Способы социального регулирования по характеру воздействия делятся на три основные группы:

  • 1. побуждение — это воздействие, представляющее собой формирование у человека убеждения в выгодности определенного поведения. Этот способ основывается на воздействии на индивидуальное или групповое сознание и силе авторитета.
  • 2. понуждение — это воздействие, представляющее собой стимулирование (формирование потребности) желаемого поведения. Этот способ основывается на поощрении (материальном, моральном) за поведение следующее правилу.
  • 3. принуждение — это такое воздействие, когда социально необходимое поведение человека достигается возможностью применения насилия, в случае отклонения от установленных правил поведения.

Социальный регулятор — это механизм, обеспечивающий упорядочения общественных отношений.

Социальные регуляторы бывают следующих видов:

Ненормативные (индивидуальные) регуляторы — это такие формы воздействия на общественные отношений, которые не представляют собой общий масштаб социальных действий, а предстают как индивидуальное упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам. К ним относятся:

  • 1. Ценностный регулятор представляющий собой систему исторически сложившихся социальных ценностей, социально-психологических установок и стереотипов. Он имеет сложную структуру и проявляется, прежде всего, в культуре различных социальных общностей (социальных групп, этносов и т.д.). Ценности отдельной группы оказывают определяющее влияния на обеспечение поддержания состояния упорядоченности общественных отношений, обеспечивая глубинный пласт стабильных отношений. Этот регулятор проявляется, прежде всего, в культуре всего общества и в культуре национальных общностей, а также формируется среди отдельных социальных, профессиональных, половозрастных и иных групп. Примером данной группы социальных регуляторов могут служить принципы взаимопомощи, уважения достоинства, национальная гордость и т.д.
  • 2. Директивный регулятор представляет собой такое воздействие на поведение человека, когда от социально-властного органа исходит общее указание на необходимость решения той или иной социальной задачи, но конкретные средства и способы ее достижения не предусматриваются, и человек может их выбирать самостоятельно (к ним относятся, например политические программы и платформы).
  • 3. Способ воздействия информационного регулятора на социальные процессы сводится к публичному распространению сведений о конкретных случаях социального поведения, которые служат образцами для подражания, либо для осуждения. Большую роль при использовании такого регулятора играют средства массовой информации, сеть интернет.
  • 4. социальный институт предсказаний формировался одновременно со становлением человеческой цивилизации, обеспечивая благополучие тех или иных кланов, общин и т.д. Предсказание как регулятор возникает на основе донаучных форм предвидения, которые развиваются первоначально в рамках практической деятельности людей. Предвидение в форме пророчеств, прорицаний, гаданий было известно в глубокой древности. Уже в Древней Греции, Индии, Китае, Египте и Вавилонии происходило первое фундаментальное разграничение областей предвидения на область явлений природы (солнечное затмение, предсказание урожая, изменение погоды и т.п.); область социальных явлений (наступление и исход войны, победа или поражение политической группировки и т.п.); область событий в жизни отдельного человека (смерть, болезнь, рождение, бракосочетание, обогащение и т.п.)

Индивидуальное регулирование — это простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные достоинства: позволяет решать жизненные проблемы с учетом данной ситуации, персональных качеств лиц, характера возникших отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно социально неэкономично, не вполне обеспечивает необходимую одинаковость в повторяемых актах в процессе производства, обмена, жизнедеятельности людей, а так как каждый раз проблему надо разрешать заново, существуют широкие возможности для субъективных, произвольных решений

Нормативные — это такие регуляторы, которые обеспечивают достижения желаемого поведения человека в обществе путем установления масштаба (меры) поведения, для тех, кто может оказаться в тех или иных социальных ситуациях, то есть социальных норм. Социальная норма, как правило поведения, характеризуется четким описанием возможной ситуации, формулированием социально требуемого поведения в описанной ситуации и установлением мер принуждения, если индивид не выполняет требования правила.

Социальный регулятор — это средства, механизмы, с помощью которых осуществляется социальное регулирование.

Социальные регуляторы бывают следующих видов:

1. Ненормативные (индивидуальные) регуляторы — это такие формы воздействия на общественные отношений, которые не представляют собой общий масштаб социальных действий, а предстают как. индивидуальное упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам. Происходит не четкое, не целенаправленное воздействие в отличие от нормативного регулирования.

К ненормативным регуляторам относятся:

  • — ценностный регулятор представляющий собой систему исторически сложившихся социальных ценностей, социально-психологических установок и стереотипов. Он имеет сложную структуру и проявляется, прежде всего, в культуре различных социальных общностей (социальных групп, этносов и т.д.). Ценности отдельной группы оказывают определяющее влияния на обеспечение поддержания состояния упорядоченности общественных отношений, обеспечивая глубинный пласт стабильных отношений. Этот регулятор проявляется, прежде всего, в культуре всего общества и в культуре национальных общностей, а также формируется среди отдельных социальных, профессиональных, половозрастных и иных групп. Примером данной группы социальных регуляторов могут служить принципы взаимопомощи, уважения достоинства, национальная гордость и т.д.
  • — директивный регулятор представляет собой такое воздействие на поведение человека, когда от социально-властного органа исходит общее указание на необходимость решения той или иной социальной задачи, но конкретные средства и способы ее достижения не предусматриваются, и человек может их выбирать самостоятельно (к ним относятся, например политические программы и платформы).
  • — информационный регулятор. способ воздействия информационного регулятора на социальные процессы сводится к публичному распространению сведений о конкретных случаях социального поведения, которые служат образцами для подражания, либо для осуждения. Большую роль при использовании такого регулятора играют средства массовой информации, сеть Интернет.
  • 2. Нормативные — это такие регуляторы, которые обеспечивают достижения желаемого поведения человека в обществе путем установления масштаба (меры) поведения, для тех, кто может оказаться в тех или иных ситуациях, то есть нормах.

Добавить комментарий