Функции современного российского государства

К основным функциям современного российского государства относятся:

Внутренние:

♦ обеспечение народовластия;

♦ экономическая,

♦ социальная функции;

♦ налогообложение;

♦ экологическая функция;

♦ обеспечения законности и правопорядка, охраны прав и свобод граждан.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Внешние:

• внешнеэкономическая — партнерства и интеграции в мировую экономику;

• обороны страны;

• поддержки мирового правопорядка;

• борьба с терроризмом;

• экологическая;

• сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, продовольственной, энергетической, демографической и др.).

Функции направлены на выполнение конкретных задач и достижение целей, которые встают на определенных этапах развития общества.

1. Основные внутренние функции

В современный период Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции: экономическая, социальная, развития культуры и науки (образования), налогообложения и взимания налогов и сборов, экологическая, охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.

Экономическая функция

Она заключается в обеспечении нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих конституционных форм собственности. С принятием Гражданского кодекса РФ создана правовая основа рыночной экономики, экономической свободы человека, партнерских отношений между государством и гражданином.

В отношении особо важных отраслей экономики, таких как энергетика, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, машиностроение, связь и т.д., государство осуществляет непосредственное управление, выступая в качестве собственника или держателя акций.

Государственная программа по развитию экономики предусматривает также финансирование программ научно-технических и промышленных исследований, особенно в области перспективных и приоритетных направлений.

Вместе с тем недостаточно внимания уделялось развитию отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства.

Как показала практика, оздоровление и последующее реформирование всей хозяйственной и финансовой жизни России непосредственно связано с усилением роли государства, его экономической функции (как это было, например, при президенте Рузвельте – в США, при канцлере Эрхарде – в ФРГ).

Социальная функция

Она проистекает из предпосылки, что, как записана в статье 7 Конституции, «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.»

Содержание этой функции многозначно: государство признано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимум размера оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; устанавливать государственные пенсии и пособия и т.д.

Важные стороны социальной функции государства составляют так же смягчение и преодоление таких издержек нынешнего переходного периода, как бедность, рост безработицы, стабилизация уровня жизни населения.

Правовому обеспечению социальной функции служат Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», указы Президента «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения» и т.п.

Однако осуществление данной функции государства еще не отвечает предъявляемым к ней требованиям. В обстановке систематических задержек заработной платы, пенсий, пособий, девальвации рубля и роста цен происходит снижение жизненного уровня населения. Устранение такого рода негативных явлений, нарушающих право граждан на достойную жизнь, — первоочередная задача государства, которая определяет содержание и роль его социальной функции.

Функция развития культуры, науки и образования

Эта функция сложилась вместо ранее осуществляющей культурно-воспитательной функции со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии. В отличие от прежней, нынешняя функция развития культуры, науки и образования основывается на признании Конституции Российской Федерации (ст.13) идеологического многообразия, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Статьей 44 Конституции «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания», охрана интеллектуальной собственности.

Содержание этой функции сегодня составляет государственная поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т.д.; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.

В содержание данной функции входит также: государственная поддержка развития науки; создание благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов; меры по улучшению работы общеобразовательной школы.

Правовую основу осуществления данной функции составляют Основы законодательства РФ о культуре, Закон РФ «Об образовании», указы Президента РФ «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации» и др.

Имеющиеся в осуществлении этой функции трудности и упущения, к сожалению, связаны в основном с недостаточным выделением средств на развитие культуры, науки и образования из государственного бюджета.

Экологическая функция

Эта функция также именуется как функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Объективным факторов, вызывающим необходимость в такой основной государственной функции, является развитие научно-технической революции и ее последствия для человека. Создавая огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем неизбежно связана с многократно возросших вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышению радиации, создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях проблема экологии вышла за пределы не только отдельной страны, но и в глобальном мире, международном масштабе и превратилась в проблему спасения земли, сохранения человечества.

Основное содержание экологической функции составляет государственное управление координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования. Обеспечения экологической безопасности, улучшения качества окружающей среды.

С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязанность перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания. Основными нормативными актами, регулирующими данную функцию являются: Конституция РФ, законы РФ «Об охране окружающей среды», «основы лесного законодательства», «О недрах», «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности населения» и т.д.

Функция налогообложения и взимания налогов

Это направление деятельности государства охватывалось ранее более общей, хозяйственно-организаторской функцией.

В новых условиях развития России в силу возрастания роли, значительного расширения объема и усложнения содержания данная функция, будучи тесно связанной с экономической, вместе с тем выделилась в одну из самостоятельных основных функций. Ее содержание составляют: формирование и содержание казны государства, пополнения казны, за счет всех видов налогов.

Базовыми нормативными актами, регулирующими выполнение данной функции, выступают Федеральный закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и Налоговый кодекс РФ. В них определены виды налогов, объекты налогообложения и сборов, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков.

Нынешние кризисные явления в экономике с особой остротой поставили перед рассматриваемой функцией задачу оптимального сбора налогов в казну. Однако одновременно с этим, по мере стабилизации обстановки, все полнее и целесообразнее должно проявлять себя и такое важное назначение налоговой функции, как ее регулирующие воздействие на экономику.

Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка

В современных условиях существенные изменения и развитие претерпели каждый из неразрывно связанных между собой компонентов содержания этой триединой функции.

Конституция РФ (ст.2) признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Тем самым охрана и развитие разносторонних прав и свобод граждан должны составлять смысл деятельности всех законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти. К сожалению, это конституционное требование пока еще должным образом не выполняется.

Новое в содержание данной функции состоит в том, что согласно статье 8 Конституции, «в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная собственности». Сообразно с этим прежде всего должна осуществляться равная правовая защита всех форм собственности.

В современной обстановке возросло значение охраны правопорядка, предусматривающей обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений.

Обеспечение неотвратимости наказания за преступление независимо оттого, кем оно совершено, не только святая обязанность, но и служебная функция органов правопорядка и их должностных лиц.

Особое место в правовом обеспечении данной функции являются: Уголовный кодекс РФ, законов «О борьбе с терроризмом», «О судебной системе в Российской Федерации», «О прокуратуре» и т.п.

2. Основные внешние функции

В течение последнего времени изменилась не только Россия, но и весь мир. Ушли в прошлое глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны.

Соответственно существенные изменения претерпели основные внешние функции Российского государства. Одни из них отпали (функции сотрудничества и взаимопомощи с социальными странами, помощи развивающимся государствам), другие – получили дальнейшее развитие, третьи – возникли (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграция в мировую экономику).

Основные внешние функции выражают задачи внешней политики Российской Федерации.

Функция обороны

Несмотря на улучшение международной обстановки, у России еще не мало внешнеполитических проблем. Не исчезли очаги локальных конфликтов у российских границ. Согласно этой функции, Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против России, для вооруженной защиты целостности государства и неприкосновенности территории.

Оборонная функция реализуется через выполнение комплекса мероприятий (военных, экономических, правовых, идеологических, организационных и иных) по обеспечению военной безопасности государства. Она носит комплексный характер и осуществляется экономическими, политическими, идеологическими, дипломатическими, военными и иными средствами.

Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка

Приоритеты в деятельности России по обеспечению мира – это не допущение новой глобальной войны – горячей или холодной, укрепления обязанности не распространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий.

В силу своего потенциала, геополитического положения и влияния Российское государство несет особую ответственность за подержание стабильности и порядка в современном мире.

Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ

Эта функция направлена на сферу особой ответственности и особых взаимоотношений России и ее соседей.

Проявление данной функции выражено в перспективном развитии таких документов как Договор о Союзе Беларуси и России, Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной, Договор с Республикой Казахстан и др.

Функция содружества с другими странами включает в себя несколько подфункций:

1. Функция сотрудничество с членами мирового сообщества по поддержанию мира и мирового правопорядка — предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия, борьбе с преступлениями (ИНТЕРПОЛ), по поддержке мирового порядка, урегулированию межнациональных конфликтов.

2. Экономическое, торгово-финансовое сотрудничество. Мировое хозяйство, наука и культура, связь и технологии развиваются по единым экономическим законам. Происходит дальнейшая специализация государств на международном рынке труда, производства и сбыта товаров. Экономическая, финансово-кредитная система любого цивилизованного государства постепенно становится частью международного хозяйства и финансово-кредитной системы.

Проблемы в экономике одной страны в современных условиях неизбежно сказываются на состоянии других государств. Важное значение приобретает сотрудничество стран через международные организации ООН, ЕЭС, ВТО, банковские учреждения и др.

3. Культурное и научно-техническое сотрудничество. Все растущее влияние культурного, научно-технического процессов на жизнь людей обусловило необходимость координации деятельности государств в интересах решения глобальных проблем современности и социального развития. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др. По инициативе этих и других специализированных органов ООН проводятся многочисленные международные фестивали, выставки, конгрессы и семинары. Осуществляются совместные разработки учеными и научными организациями многих стран. Развивается международный рынок научно-технических знаний (купля-продажа патентов, лицензий, технологий и др.), произведений музыкального и сценического искусства, международный книгообмен.

4. Международная охрана окружающей среды. Эта функция выделилась в самостоятельную сферу деятельности большинства государств современности. Экологическая обстановка с каждым годом ухудшается, что ставит под угрозу жизнедеятельность человека на Земле. Загрязнение природы имеет наднациональный характер, для него не существует границы. Это требует скоординированной, целенаправленной деятельности всех государств. Такая деятельность широко проводится специализированными органами ООН и другими межгосударственными организациями.

Функции интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем. В самостоятельную функцию данное направление деятельности России сложилась лишь в последний период времени.

Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса. Действуя в этом направлении, Россия вступила в основные международные экономические организации, заключила соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом.

Также реализация данной функции дает России осуществление и решение глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это — проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана, охраны растительного и животного мира, предотвращение и ликвидация последствий крупных производственных аварий, катастроф.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Функции современного Российского государства

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Функции современного Российского государства

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Функции современного Российского государства

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

К основным функциям современного Российского государства являются: внешние и внутренние.

К внутренним функциям государства относятся:

— экономическая;

— социальная;

— обеспечение прав и свобод человека и гражданина, охрана правопорядка;

— экологическая;

— стимулирование научно-технического прогресса и ограничение его вредных последствий;

— информационная.

Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями.

Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений – прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

Экономику, в которой сочетаются рыночное саморегулирование с государственно-правовым регулированием, принято называть смешанной. Сегодня государства со смешанной экономикой доминируют в мире и вряд ли сохранились страны, имеющие экономику в классическом (чистом) рыночном варианте.

Экономическая функция современного государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласовывающей интересы производителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственности и других объединениях.

Оно защищает права и интересы граждан-акционеров, вкладчиков, потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства ряда товаров и торговли этими товарами, контроль над экспортом и импортом отдельных товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей экономики и т.д.

Социальная функция многообразна по видам и объему государственной деятельности. Главное ее назначение – устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, не допускать большого разрыва между богатством и бедностью, развивать здравоохранение, образование, культуру.

Великий китайский мыслитель Конфуций утверждал, что если государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, постыдны богатства и почести. Рассматриваемая функция связана с понятием социального государства, деятельность которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, защиту семьи, социальную защищенность.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, расходуемые на выплату пенсий, пособий, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу. Больших успехов в социальной сфере добились Скандинавские государства, в которых государственно-правовое регулирование нацелено на достижение экономической стабильности и перераспределение доходов в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

В этих государствах установлен высокий уровень прогрессивного налогообложения. Государство, выступая равноправным хозяйствующим субъектом, реализует функцию обеспечения высокого уровня жизни населения и берет на себя ответственность за создание достойных условий жизни своих граждан.

В развитых странах социальная деятельность государства регулируется особой отраслью права – социальным правом. Например, в Германии уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т.д.).

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государством создаются и финансируются соответствующие органы и учреждения.

Важной функцией государства является налогообложение и финансовый контроль. Рыночная экономика использует налоги в качестве инструмента экономической и социальной политики. Налоги предназначены для: покрытия расходов на содержание государственного аппарата; перераспределения доходов среди различных групп и слоев населения; для обеспечения перспективного экономического, культурного, иного развития страны.

Рыночные отношения способны эффективно развиваться только на базе устойчивой налоговой системы, поэтому функция налогообложения рассматривается как реализация соответствующих властных полномочий государства.

Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного Российского государства, так как налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п.

Другой частью рассматриваемой функции является финансовый контроль. Он выступает как один из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны. В эту систему включаются не только государственные финансы, но и рынок ценных бумаг, валютные ценности и др.

Финансовый контроль имеет своими задачами:

— проверку финансовых обязательств перед государством;

— проверку соблюдения правил финансовых операций;

— контроль за правильностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных финансовых ресурсов;

— предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и др.

Государство располагает широким кругом субъектов финансового контроля. В российском государстве в этом качестве выступают Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Государственный таможенный комитет, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти и др. В этом контроле могут участвовать и негосударственные аудиторские организации.

В юридической литературе функцию налогообложения и финансового контроля нередко трактуют не как самостоятельную, а в качестве вспомогательной и во многом обслуживающей по отношению к другим функциям. Безусловно, нельзя отрицать такую природу данной функции.

Однако на переходных этапах развития общества, в период его реформирования, которое сопровождается становлением новых рыночных структур и механизмов, функция налогообложения и финансового контроля приобретает особое значение и может быть выделена в качестве самостоятельной. Она отличается от других функций не только своеобразием сферы применения, но и формами и методами осуществления: проведение проверок, ревизий, установление нормативов деятельности субъектов мерами воздействия и др.

Значение функции налогообложения и финансового контроля зависит от той роли, которую стремится играть государство в экономике, а также от того, принимает ли оно на себя в полном объеме социальную функцию. Государство, провозглашающее себя как правовое и социальное, должно проводить строгий финансовый контроль во всех сферах с целью максимальной защиты интересов общества, государства, личности.

Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка – это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Данное направление деятельности современного Российского государства должно быть связано с более надежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.

Экологическая функция – это новое развивающееся направление деятельности современного Российского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. В конце XX – начале XXI в. все мыслящие люди на планете отмечают факт обострения экологических проблем. В больших масштабах загрязнение воздуха, водных источников, повышение радиации, кислотные дожди, сокращение лесов – «легких Земли» – создают реальную угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека.

В этих условиях экологическая функция приобрела исключительное значение не только в отдельных странах, но и в глобальном, международном масштабе, превратилась в проблему спасения планеты, сохранения человечества. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.

С учетом высокой социальной значимости отношений в сфере взаимодействия общества и природы необходимость их всестороннего регулирования возникла уже давно. Так, в 70-е годы не только юристами-экологами, но и теоретиками права было обосновано выделение как основной и самостоятельной природоохранительной функции государства. В эти же годы в литературе встречаются утверждения о том, что охрана природы при социализме должна стать основной функцией государства. В тот же период по проблемам охраны природы в СССР был написан ряд очень важных и актуальных даже в современных условиях правовых работ.

Экологическая функция любого государства должна носить всеобщий, глобальный характер и в отличие от других не может быть разделена на внешние и внутренние аспекты, хотя включает их в себя. Суть ее заключается в том, чтобы обеспечить эколого-безопасное развитие, как данного государства, так и всех окружающих, зависящих от функционирования данного конкретного государства. Это реалии и перспективы выживания, как конкретной страны, так и мирового сообщества.

Экологическая функция государства реализуется только через систему механизмов своей реализации, через устойчивое развитие трансформации и через экологизацию других функций. С появлением экологической функции в системе государства, науки в целом и права в особенности встает вопрос о беспрецедентном процессе совмещения законов развития общества и законов развития природы.

Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме.

Научно-технические достижения XX в. предопределили появление у многих государств мира новой функции – стимулирование научно-технического прогресса и ограничение его вредных последствий. Данная функция имеет двоякое проявление.

С одной стороны, деятельность государства проявляется в стимулировании научно-технического прогресса. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ чрезвычайно велики и постоянно растут. Поэтому государство берет на себя обязанность стимулировать научно-технический прогресс, почти полностью оплачивать расходы на фундаментальные теоретические исследования.

Государство поддерживает и защищает интеллектуальную собственность, создает условия для успешной научной деятельности, обеспечивает справедливую оценку научного труда и достойное вознаграждение за внедрение результатов научных разработок в наукоемкие технологии.

С другой стороны, человечество отнюдь не сразу осознало вредные последствия научно-технического прогресса, а государство с опозданием и недостаточно энергично стало применять адекватные меры по ограничению этой грозной опасности. В современных условиях создание экологически чистых производств, безотходных технологий – одна из важнейших целей, достижение которой позволит человечеству выжить. Без их создания, повсеместного и широкого применения, как полагают многие ученые, всемирная катастрофа неизбежна.

Сегодня экологическая функция и по этой причине приобретает новые черты, выходит на иной качественный уровень, требует иной степени обязательности, ответственности, применения предупредительных и карательных средств и мер против экологических правонарушений.

Информационная функция всегда существовала как функция государственных органов, то есть как реализация компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.

Если сказать, что информатизация является совершенно новой предметной сферой правового регулирования, то это не будет правильно. Информация, средства связи, научно – технические разработки в этих областях всегда привлекали внимание права.

До самого последнего времени проблеме информационной функции в работах ученых по теории государства и права не уделялось внимания, рассматривались основные функции государства без выделения информационной.

Лишь недавно Л.А. Морозова поставила этот вопрос и констатировала, что «на функции государства воздействуют также процессы информатизации общества, создание общепланетарного информационного пространства». Она отметила информационную функцию в качестве основной функции государства. Однако подробного развития этот тезис не получил.

А.Б. Венгеров также выделил информационную функцию государства, «которая характеризует деятельность четвертой власти – средств массовой информации», и расширил ее до информационного обслуживания (библиотечного, справочного, кодификационного), дополняемого «на современном этапе информатизацией на базе ЭВМ (компьютеризацией), что ведет к созданию в стране условий для сбора и обработки всех видов информации».

Главными целями Российского государства в сфере информатизации являются:

— информационное обеспечение деятельности органов государства;

— информационное обеспечение внешних по отношению к государственным органам субъектов, в том числе физических лиц;

— сохранение и структурирование информационного пространства.

Правовые акты на разных этапах развития устанавливали различные направления деятельности государства в сфере информатизации.

Системный анализ этих актов позволяет выделить следующие:

— создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России;

— формирование и защита информационных ресурсов и обеспечение интересов национальной безопасности;

— обеспечение единства государственных стандартов, их соответствие международным рекомендациям и требованиям;

— разработка и осуществление единой государственной научно – технической и промышленной политики в сфере информатизации, отвечающей современному мировому уровню;

Все эти направления входят в содержание информационной функции государства, и на основе проведенного анализа можно утверждать, что она обладает всеми существенными признаками основных функций:

1. Она непосредственно выражает и предметно конкретизирует сущность современного государства. Ее содержание учитывает групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества;

2. В ней реализуется разносторонняя практическая деятельность в сфере информатизации внутри страны и на международной арене;

3. Данная функция представляет собой уже устойчиво сложившееся основное направление деятельности государства по информатизации общества;

4. В информационной функции государства проявляется и присущая ему на современном этапе развития динамика социально – экономических, политических и духовных преобразований в жизни информационного общества.

Таким образом, информационная функция государства – это основное направление его деятельности по развитию информационной сферы России, которое охватывает всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, передачей информации во всех ее видах – экономической, правовой, научной, образовательной, управленческой и т.п.

Одной из форм осуществления функций государства является правотворчество. За последние годы российское государство уделяло немало внимания регулированию информационных отношений, законодательство в сфере информатизации развивалось наиболее быстрыми темпами.

Можно утверждать, что в этой сфере законодательно урегулированы проблемы таких институтов, как информационные ресурсы, системы, технологии и средства их обеспечения; средства массовой информации; реклама; информационная безопасность и защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.

Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.

К внешним функциям государства относятся: оборона страны; интеграция в мировую экономику, взаимовыгодное экономическое сотрудничество; обеспечение мира; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержание мирового правопорядка.

Функция обороны страны имеет первостепенное значение во все времена. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п.

Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческие операции.

Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Подобная функция призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п.

Внешняя деятельность государств, в том числе и Российской Федерации, в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

Таким образом, основными функциями современного Российского государства являются внутренние и внешние. Внутренние функции государства делятся на следующие: правовая функция, политическая функция, социальная функция, экологическая функция, организаторская функция, культурная функция, образовательная функция.

К внешним функциям государства относятся:

— функция обеспечения национальной безопасности;

— защита территориальной целостности;

— суверенитета государства;

— функция поддержания мирового порядка;

— функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической;

— политической;

— культурной и других областях с другими государствами.

⇐ Предыдущая123

В настоящее время функции Российского государства характеризуются кардинальным изменением их содержания; возрастанием общесоциальных, об­щедемократических, общегуманистических начал; взаимосвязанностью, скоор­динированностью, единством целей направленнocти; возрастанием функцио­нальной роли государства в yпpавлении делами общества и освоением государ­ством новой для него роли «слуги общества и личности».

Внутренние, функции государства – это основные направления деятельности государства по выполнению cтoящих перед ним внутренних задач.

Классификация их проводится по сферам деятельности государства. К внутренним функциям современного Российского государства относятся следую­щие: полиrическая, охраны правопорядка, прав и свобод грaждaн, экономиче­ская, социальная, налогooбложения, экологическая функции.

Политическая функция представляет собой направление деятельно­сти, выражающее волю социальных сил, cтoящих у власти. Она включает в себя формирование и организацию работы всех государственных органов. Ее содер­жание в демократическом обществе составляет обеспечение народовластия. Данная функция осуществляется через представительные органы, избираемые народом и уполномоченные от его, имени осуществлять государственную власть, через органы местного самоуправления и путем непосредственного уча­стия народа в осуществлении власти через референдум.

Функция охраны npaвоnорядка, nрав и свобод гражданявляется важ­нейшей и необходимой функцией гоcyдарства, вытекающей из потребностей общества. Эro деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь .ст. 2 Конcтитyции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Охрана правопорядка предусматривает обеспечение режима законности, пре­дупреждение, выявление и npeceчение правонарyшений, а также наказание npaвонарушителей. Необходимо обеспечить такой порядок в жнзни общества, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, началам свободы и справедливости.

Экономическая функция – осуществление государством управленче­ского воздействия на экономическую сферу жизни общества. В ней наиболее полно проявляется роль государства в области хозяйствования. В основе эко­номической функции Российского государства лежит рыночная реформа, поиск оптимальных способов участия государства в экономических пpoцессах, нала­живания эффективногo государственного регулирования, совместимого с рыночными механизмами. Экономическая функция государства нацелена на соз­дание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и со­гласующей интересы производителей и потребителей, и обусловлена потребно­стями развития общества в целом.

С экономической функцией тесно связана социальная функция госу­дарства – деятельность по оказанию социальных услуг членам общества. а также забота о благосоcтoянии малообеспеченных слоев населения. Кроме того, государство призвано поддерживать здравоохранение, просвещение, жилищное строительство, общественный транспорт и т.п. Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходует на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует пporpaммы, ста­билизирующие занятность населения и сокращающие безработицу, регулирует размеры заработной платы. Государство должно обеспечить человеку достой­ное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность. Данная функция закреплена в ч. 1 ст.7 Конституции РФ, которая. гласит: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечи­вающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Функция налогообложения (финансовая) ранее охватывалась более общей хозяйст­венно-организаторской функцией. В новых условиях развития России в силу возрастания роли, значительного расширения объема и усложнения содержания данная функция выделилась в самостоятельную. Ее содержание составляет деятельность по сбору и распределению денежных средств, формированию и по­полнению казны, прежде всего государственного бюджета за счет всех видов налога, а также предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей. Именно от этого направления деятельности государства прямо зависит степень осуществления всех иных функций государства, прежде всего социальной, культурной, экологической.

Экологическая функция – это направление деятельности государства по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов. Основное ее содержание составляют государственное управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды, реryлирования рационального природопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды.

Культурная функция государства – направление государственной дeятeльности по духовному, интеллектyaльному развитию общества. Каждому человеку должны быть предоставлены возможности для его духовного разви­тия, созданы для этого благоприятные условия.. Поэтому содержание культур­ной функции cocтaвляет разносторонняя: государственная поддержка развития культуры, науки, образования.

Внешние функции государства – это ocнoвныe направления деятель­ности государства в его отношениях с другими государствами. Внешние функ­ции государства в течение последнего времени претерпели существенные из­менения. Последовaтeльное продвижение национальных интересов через от­крытocть и сотрудничество в международныx отношениях, обеспечение благопpиятныx условий для внyтpeннeгo развития и продолжения реформ – таковы задачи внешней политики Российского rocyдapcтвa в современный период. В соответствии с этим оно осуществляет следующие ocновныe внешние функции: обороны страны, обеспечения мира и поддержки мирового порядка, сотрудни­чecтвa с другими государствами.

Функция обороны предназначается для защиты суверенитeтa и терри­ториальной целостности государства, пpесечения угрожающих жизненно важным интересам государства вооруженныx конфликтов. Она базируется на принципе поддержания доcтатoчного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, и осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. Функция обороны включает в себя систему специальных мероприятий: укреп­ление оборонной мощи, развитие вооруженных сил, повышение боеспособно­сти и боеготовности армии, военное обучение резерва, организация гражданской обороны, охрана гocyдapcтвенныx границ.

Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка – это дея­тельность Российского государства по сохранению мира, пpeдотвращению вой­ны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, участию в уре­ryлировании межнациональных и межгосудapcтвенных конфликтов.

Функция сотрудничества с другими гocyдapcтвaми – разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономи­ческих, политических, культурных, природоохранных и научно-техннчских отношений, сочетающих интересы данного государства с интeресами других государств.

Общая координация сотрудничества между государствами осуществляется ООН, ее специализированными учреждениями, нными международными организациями, на основе двух или многосторонниx соглашений.

К основным функциям современного российского государства относятся:

Внутренние:

¦ обеспечение народовластия;

¦ экономическая,

¦ социальная функции;

¦ налогообложение;

¦ экологическая функция;

¦ обеспечения законности и правопорядка, охраны прав и свобод граждан.

Внешние:

  • * внешнеэкономическая — партнерства и интеграции в мировую экономику;
  • * обороны страны;
  • * поддержки мирового правопорядка;
  • * борьба с терроризмом;
  • * экологическая;
  • * сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, продовольственной, энергетической, демографической и др.).

Функции направлены на выполнение конкретных задач и достижение целей, которые встают на определенных этапах развития общества.

1. Основные внутренние функции

В современный период Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции: экономическая, социальная, развития культуры и науки (образования), налогообложения и взимания налогов и сборов, экологическая, охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.

Экономическая функция

Она заключается в обеспечении нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих конституционных форм собственности. С принятием Гражданского кодекса РФ создана правовая основа рыночной экономики, экономической свободы человека, партнерских отношений между государством и гражданином.

В отношении особо важных отраслей экономики, таких как энергетика, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, машиностроение, связь и т. д., государство осуществляет непосредственное управление, выступая в качестве собственника или держателя акций.

Государственная программа по развитию экономики предусматривает также финансирование программ научно-технических и промышленных исследований, особенно в области перспективных и приоритетных направлений.

Вместе с тем недостаточно внимания уделялось развитию отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства.

Как показала практика, оздоровление и последующее реформирование всей хозяйственной и финансовой жизни России непосредственно связано с усилением роли государства, его экономической функции (как это было, например, при президенте Рузвельте — в США, при канцлере Эрхарде — в ФРГ).

Социальная функция

Она проистекает из предпосылки, что, как записана в статье 7 Конституции, «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.»

Содержание этой функции многозначно: государство признано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимум размера оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; устанавливать государственные пенсии и пособия и т. д.

Важные стороны социальной функции государства составляют так же смягчение и преодоление таких издержек нынешнего переходного периода, как бедность, рост безработицы, стабилизация уровня жизни населения.

Правовому обеспечению социальной функции служат Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», указы Президента «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения» и т. п.

Однако осуществление данной функции государства еще не отвечает предъявляемым к ней требованиям. В обстановке систематических задержек заработной платы, пенсий, пособий, девальвации рубля и роста цен происходит снижение жизненного уровня населения. Устранение такого рода негативных явлений, нарушающих право граждан на достойную жизнь, — первоочередная задача государства, которая определяет содержание и роль его социальной функции.

Функция развития культуры, науки и образования

Эта функция сложилась вместо ранее осуществляющей культурно-воспитательной функции со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии. В отличие от прежней, нынешняя функция развития культуры, науки и образования основывается на признании Конституции Российской Федерации (ст.13) идеологического многообразия, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Статьей 44 Конституции «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания», охрана интеллектуальной собственности.

Содержание этой функции сегодня составляет государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т. д.; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.

В содержание данной функции входит также: государственная поддержка развития науки; создание благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов; меры по улучшению работы общеобразовательной школы.

Правовую основу осуществления данной функции составляют Основы законодательства РФ о культуре, Закон РФ «Об образовании», указы Президента РФ «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации» и др.

Имеющиеся в осуществлении этой функции трудности и упущения, к сожалению, связаны в основном с недостаточным выделением средств на развитие культуры, науки и образования из государственного бюджета.

Экологическая функция

Эта функция также именуется как функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Объективным факторов, вызывающим необходимость в такой основной государственной функции, является развитие научно-технической революции и ее последствия для человека. Создавая огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем неизбежно связана с многократно возросших вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышению радиации, создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях проблема экологии вышла за пределы не только отдельной страны, но и в глобальном мире, международном масштабе и превратилась в проблему спасения земли, сохранения человечества.

Основное содержание экологической функции составляет государственное управление координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования. Обеспечения экологической безопасности, улучшения качества окружающей среды.

С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязанность перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания. Основными нормативными актами, регулирующими данную функцию являются: Конституция РФ, законы РФ «Об охране окружающей среды», «основы лесного законодательства», «О недрах», «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности населения» и т. д.

Функция налогообложения и взимания налогов

Это направление деятельности государства охватывалось ранее более общей, хозяйственно-организаторской функцией.

В новых условиях развития России в силу возрастания роли, значительного расширения объема и усложнения содержания данная функция, будучи тесно связанной с экономической, вместе с тем выделилась в одну из самостоятельных основных функций. Ее содержание составляют: формирование и содержание казны государства, пополнения казны, за счет всех видов налогов.

Базовыми нормативными актами, регулирующими выполнение данной функции, выступают Федеральный закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и Налоговый кодекс РФ. В них определены виды налогов, объекты налогообложения и сборов, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков.

Нынешние кризисные явления в экономике с особой остротой поставили перед рассматриваемой функцией задачу оптимального сбора налогов в казну. Однако одновременно с этим, по мере стабилизации обстановки, все полнее и целесообразнее должно проявлять себя и такое важное назначение налоговой функции, как ее регулирующие воздействие на экономику.

Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка

В современных условиях существенные изменения и развитие претерпели каждый из неразрывно связанных между собой компонентов содержания этой триединой функции.

Конституция РФ (ст.2) признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Тем самым охрана и развитие разносторонних прав и свобод граждан должны составлять смысл деятельности всех законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти. К сожалению, это конституционное требование пока еще должным образом не выполняется.

Новое в содержание данной функции состоит в том, что согласно статье 8 Конституции, «в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная собственности». Сообразно с этим прежде всего должна осуществляться равная правовая защита всех форм собственности.

В современной обстановке возросло значение охраны правопорядка, предусматривающей обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений.

Обеспечение неотвратимости наказания за преступление независимо оттого, кем оно совершено, не только святая обязанность, но и служебная функция органов правопорядка и их должностных лиц.

Особое место в правовом обеспечении данной функции являются: Уголовный кодекс РФ, законов «О борьбе с терроризмом», «О судебной системе в Российской Федерации», «О прокуратуре» и т. п.

2. Основные внешние функции

В течение последнего времени изменилась не только Россия, но и весь мир. Ушли в прошлое глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны.

Соответственно существенные изменения претерпели основные внешние функции Российского государства. Одни из них отпали (функции сотрудничества и взаимопомощи с социальными странами, помощи развивающимся государствам), другие — получили дальнейшее развитие, третьи — возникли (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграция в мировую экономику).

Основные внешние функции выражают задачи внешней политики Российской Федерации.

Функция обороны

Несмотря на улучшение международной обстановки, у России еще не мало внешнеполитических проблем. Не исчезли очаги локальных конфликтов у российских границ. Согласно этой функции, Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против России, для вооруженной защиты целостности государства и неприкосновенности территории.

Оборонная функция реализуется через выполнение комплекса мероприятий (военных, экономических, правовых, идеологических, организационных и иных) по обеспечению военной безопасности государства. Она носит комплексный характер и осуществляется экономическими, политическими, идеологическими, дипломатическими, военными и иными средствами.

Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка

Приоритеты в деятельности России по обеспечению мира — это не допущение новой глобальной войны — горячей или холодной, укрепления обязанности не распространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий.

В силу своего потенциала, геополитического положения и влияния Российское государство несет особую ответственность за подержание стабильности и порядка в современном мире.

Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ

Эта функция направлена на сферу особой ответственности и особых взаимоотношений России и ее соседей.

Проявление данной функции выражено в перспективном развитии таких документов как Договор о Союзе Беларуси и России, Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной, Договор с Республикой Казахстан и др.

Функция содружества с другими странами включает в себя несколько подфункций:

  • 1. Функция сотрудничество с членами мирового сообщества по поддержанию мира и мирового правопорядка — предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия, борьбе с преступлениями (ИНТЕРПОЛ), по поддержке мирового порядка, урегулированию межнациональных конфликтов.
  • 2. Экономическое, торгово-финансовое сотрудничество. Мировое хозяйство, наука и культура, связь и технологии развиваются по единым экономическим законам. Происходит дальнейшая специализация государств на международном рынке труда, производства и сбыта товаров. Экономическая, финансово-кредитная система любого цивилизованного государства постепенно становится частью международного хозяйства и финансово-кредитной системы.

Проблемы в экономике одной страны в современных условиях неизбежно сказываются на состоянии других государств. Важное значение приобретает сотрудничество стран через международные организации ООН, ЕЭС, ВТО, банковские учреждения и др.

  • 3. Культурное и научно-техническое сотрудничество. Все растущее влияние культурного, научно-технического процессов на жизнь людей обусловило необходимость координации деятельности государств в интересах решения глобальных проблем современности и социального развития. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др. По инициативе этих и других специализированных органов ООН проводятся многочисленные международные фестивали, выставки, конгрессы и семинары. Осуществляются совместные разработки учеными и научными организациями многих стран. Развивается международный рынок научно-технических знаний (купля-продажа патентов, лицензий, технологий и др.), произведений музыкального и сценического искусства, международный книгообмен.
  • 4. Международная охрана окружающей среды. Эта функция выделилась в самостоятельную сферу деятельности большинства государств современности. Экологическая обстановка с каждым годом ухудшается, что ставит под угрозу жизнедеятельность человека на Земле. Загрязнение природы имеет наднациональный характер, для него не существует границы. Это требует скоординированной, целенаправленной деятельности всех государств. Такая деятельность широко проводится специализированными органами ООН и другими межгосударственными организациями.

Функции интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем. В самостоятельную функцию данное направление деятельности России сложилась лишь в последний период времени.

Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса. Действуя в этом направлении, Россия вступила в основные международные экономические организации, заключила соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом.

Также реализация данной функции дает России осуществление и решение глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это — проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана, охраны растительного и животного мира, предотвращение и ликвидация последствий крупных производственных аварий, катастроф.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342 ББК 67

ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ИВАНОВА,

доцент кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

история правовых учений

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация: Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает анализ его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.

Функции, как внутренние, так и внешние, — это главные направления деятельности современного государства, обусловленные его главными задачами, назначением государства в обществе. Осуществление функций государства — это, прежде всего, государственное управление, понимаемое в широком смысле как разносторонняя деятельность всех органов государства.

Ключевые слова: современное государство, функции государства, внутренние функции государства, внешние функции государства.

Keywords: modern state, state functions, internal functions of the state, external functions of the state.

В начале XXI в. общество существенно изменилось, стало иным государство, возникли новые задачи, которых раньше не знала история России. В результате изменились и основные функции государства. Характер этих изменений различен. Отдельные изначально присущие государству функции сохранились, другие, хотя и остались, но достижения научно-технической революции совершенно изменили методы их осуществления, часть функций приобрела иное содержание. Возникли новые функции, которые раньше были только в перспективе.

В юридической литературе можно столкнуться с различными определениями понятия «функции государства», в частности насчитывается до полутора десятков определений данного понятия.

В переводе с латинского языка термин «функция» (Шпсйо) означает исполнение, осуществление, т.е. деятельность, работу. В энциклопедической литературе данный термин раскрывается обширнее. «Функция» рассматривается как «деятельность, обя-

занность, работа; внешнее проявление какого-либо объекта в данной системе отношений; роль; назначение»1; «отправление, деятельность: 1) обязанность, круг деятельности, 2) назначение, роль»2 и т.д. Разнообразие понятия «функции» обусловлено, спецификой сфер его применения, в пределах одной или нескольких, схожих по предметам, науках. Смысловое содержание такой категории, как «функция» должно быть единым.

По мнению В.И. Кремянского, «функция» представляет собой вид активной деятельности, направленной или вообще целенаправленной деятельности биологических, социальных, технических систем или их частей3. Эту мысль более компактно, высказал В.Г. Афанасьев, который под «функцией» понимает целенаправленную, активную деятельность систе-мы4. В.Д. Перевалов по этому поводу так же отмечает: «Функционировать — значит действовать, так как функция есть проявление жизнедеятельности любого объекта, отражение всеобщего движения в природе как способа существования материи»5.

№ 3 / 2016

Вестник Московского университета МВД России

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Современное государство реализует множество функций, содержание которых весьма различно, а потому необходима их научная классификация.

Существенными мерами отграничения одной функции от другой являются:

• особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности;

• обусловленная последними специфика содержания каждой функции.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней — осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат — внутриполитических или внешнеполитических — они подразделяются на внутренние и внешние.

В современный период Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции:

• политическая;

• идеологическая;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• экономическая;

• социальная;

• развития культуры, науки и образования;

• экологическая;

• налогообложения и взимания налогов;

• охраны прав и свобод граждан, прав собственности и правопорядка.

В современных условиях значительные изменения в развитии претерпели каждый из неразрывно связанных между собой составных компонентов содержания функции охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.

Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 2, признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Охрана и развитие политических, экономических, социальных, культурных, личных прав и свобод граждан составляют смысл деятельности всех законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.

Анализ функций государства, связанный с раскрытием его общечеловеческой и классовой сущности и социального назначения, с предметной характеристикой его деятельности, необходимым образом включает в себя рассмотрение не только внутренних функций государства, но и внешних.

В связи с тем, что в течение последнего времени изменились не только Россия, но и весь мир в целом,

существенные изменения претерпели внешние функции Российского государства. Некоторые из них уже не действуют (функция сотрудничества с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам и народам), другие успешно развиваются (функция обороны страны, борьбы за мир), третьи -являются новыми (интеграции в мировую экономику).

Последовательное продвижение национальных интересов через открытость и сотрудничество в международных отношениях, обеспечение безопасности страны, благоприятных условий для внутреннего развития и продолжения реформ — это и есть основные задачи внешней политики Российского государства на сегодняшний день. Российская Федерация реализовы-вает следующие функции: оборону страны; обеспечения мира и поддержания мирового порядка; сотрудничества и укрепления связей с другими странами; интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем.

Основными приоритетами при реализации функции государства по обеспечению мира и поддержания мирового порядка является недопущение новой глобальной войны, укрепление обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, повышение контролируемости международной торговли оружием при соблюдении российских коммерческих интересов в этой области.

В развитии Российского современного государства в его основных функциях происходят серьезные изменения: одни из них отпадают, другие усиливаются и видоизменяют свое содержание, третьи зарождаются или появляются. Но во всех случаях они определяются свойственными определенной исторической эпохе, определенному периоду в жизни государства экономической, социально-классовой структурами общества, сущностью государства и его социальным направлением.

1 Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М., 1984. С. 1430.

2 Краткий словарь иностранных слов / Сост. С.М. Локшина. Изд. 3-е. М., 1971. С. 347; Современный словарь иностранных слов. М., 1992. С. 666.

3 Синтез знания и проблемы управления / Отв. Ред. А.Д. Урсун, Г.И. Русавин. М., 1978. С. 149.

4Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980. С. 132.

5 Перевалов В.Д. ВЛКСМ в политической системе развитого социализма (политико-правовые основы деятельности). Красноярск, 1985.С. 58.

Добавить комментарий