Функции центральной избирательной комиссии

Избирательная комиссия – коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов (п. 21 ст.2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Система: Согласно ч.1 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» систему избирательных комиссий (комиссий референдума) Российской Федерации составляют:

1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

2. избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

3. избирательные комиссии муниципальных образований;

4. окружные избирательные комиссии;

5. территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

6. участковые комиссии.

Центральная избирательная комиссия РФявляется федеральным государственным постоянно действующим органом. Однако состав Центральной избирательной комиссии обновляется каждые 5лет с избранием Государственной Думы нового созыва. Она включает в себя 15 членов, 5 из которых назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями, 5 – Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных субъектами РФ, 5 — Президентом РФ. На тайном голосовании избираются Председатель, его заместитель и секретарь ЦИК. ЦИК имеет официальный печатный орган.

Компетенция:

1. контроль за соблюдением избирательных прав

2. обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов

3. осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами

4. оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям

5. рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает решение

6. иные, установленные ФЗ

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации –Формирование осуществляет одну половину — законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, вторую половину- высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), избирается на 5 лет, число членов от 10-14, также имеют свой печатный орган.

Компетенция:утверждает перечень территориальных комиссий + (те же что и у ЦИК только добавлять что в субъекте)

Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. Формирование осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений, политических партий, выдвинувших кандидатов, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а формирование избирательной комиссии поселения — также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии. Избирается на 5 лет.

Компетенция (то же самое говорить что и у ЦИК только добавлять на территории муниципального образования.

Окружные избирательные комиссииформируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам избирательной комиссией субъекта на основе предложений, предусмотренных в законодательстве. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии. Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в этом случае полномочия окружной избирательной комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения по жалобе, либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).

Компетенция:

1.осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав

2. осуществляет регистрацию кандидатов;

3. утверждает текст бюллетеня в избирательном округе;

4. определяет результаты выборов по избирательному округу;

5. публикует (обнародует) в соответствующих средствах массовой информации результаты выборов по избирательному округу;

6. рассматривает жалобы на решения нижестоящих комиссий и принимает решения;

7. осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

Территориальные избирательные комиссии формируются избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений, предусмотренных законодательством, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава. Постоянно действующий орган,.

Компетенция:

1. осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав

2. обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий;

3 осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования;

4 распределяет выделенные ей из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

5. рассматривает жалобы на решения нижестоящих комиссий и принимает решения;

6) иные полномочия

Участковая избирательная комиссия формируется территориальными комиссиями. Число ее членов находится в пропорциональной зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка. В состав каждой избирательной комиссии, помимо иных членов, входят председатель и члены комиссии с правом совещательного голоса, на которых возлагаются контрольные функции за деятельностью соответствующей комиссии и порядком проведения выборов.

Компетенция:

1. информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

2. уточняет список избирателей,

3. обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;

4. контролирует соблюдение на территории избирательного участка, участка референдума порядка проведения предвыборной агитации

5. выдает открепительные удостоверения;

6. проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию;

7. обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;

8 осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

Центральная избирательная комиссия РФ является высшей в системе избирательных комиссий и осуществляет руководство над деятельностью всех избирательных комиссий. Избирательная комиссия субъекта РФ подчиняется только Центральной и обеспечивает деятельность всех избирательных комиссий на территории субъекта РФ. Окружная избирательная комиссия координирует деятельность территориальных и участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы на решения и действия территориальных избирательных комиссий и их должностных лиц, принимает по жалобам мотивированные решения, а также разрешает все организационные вопросы на местах. Она действует до дня официального опубликования решения о назначении новых выборов. Центральная избирательная комиссия, а также комиссии субъектов РФ осуществляют свои полномочия постоянно в течение 5 лет. Территориальные и участковые избирательные комиссии (срок полномочий истекает через 10 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов) осуществляют полномочия по не посредственной работе с избирателями на соответствующей территории.

Участковые избирательные комиссии образуются для непосредственного обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета их голосов на каждом избирательном участке, едином для всех выборов, проводимых в Российской Федерации. По существу, участковые избирательные комиссии выступают ключевым первичным звеном в организации и проведении выборов всех уровней. С вступлением в силу Федерального закона от 2 октября 2012 г.
№ 157-ФЗ участковые избирательные комиссии приобрели статус постоянно действующих комиссий в течение всего срока их полномочий. Теперь согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона об основных гарантиях
избирательных прав срок полномочий участковой избирательной комис-

сии составляет пять лет. За исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются в связи с истечением их пятилетнего срока полномочий. Досрочное прекращение полномочий участковой комиссии может быть осуществлено решением территориальной избирательной комиссии в случае ликвидации избирательного участка в связи с уточнением перечня избирательных участков.

Под полномочиями участковой избирательной комиссии понимаются ее права и обязанности, установленные законами о выборах (глоссарий).

В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав (п. 6 ст. 27) участковая избирательная комиссия:

• информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

• уточняет список избирателей, производит ознакомление избирателей с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

• обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для гоосования и другого оборудования;
• обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;

•контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации;
• выдает избирателям открепительные удостоверения;
• организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование;
• проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную избирательную комиссию;
• объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;
• рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение законов о выборах и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
• обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
• осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.
Применительно к конкретным видам выборов (федеральные,региональные или муниципальные) указанные выше полномочия участковой избирательной комиссии конкретизируются в соответствующих
федеральных или региональных законах. В соответствии с п. 1 ст. 29 Федерального закона об основных
гарантиях избирательных прав членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть:
• лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;
• граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;
• депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
• выборные должностные лица, главы местных администраций;
• судьи, прокуроры;
• на соответствующих выборах – кандидаты, их уполномоченныепредставители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших
кандидатов;
• на соответствующих выборах – члены комиссий с правом совещательного голоса;

• на соответствующих выборах – супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;
• лица, находящиеся в непосредственном подчинении у кандидатов;
• лица, выведенные из состава комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключе-
нием лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения), – в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;
• лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость,
• а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, – в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.
Членам участковой комиссии с правом решающего голоса территориальная комиссия выдает удостоверения, форма которых устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Форма удостоверения члена участковой избирательной комиссии с правом решающего
голоса.
УТВЕРЖДЕНА постановлением Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации от 5 декабря 2012 г.
№ 152/1139-6

4.1. Порядок и формы взаимодействия участковых избирательных комиссий с вышестоящими избирательными комиссиями и органами местного самоуправления
В рамках реализации своих полномочий участковые избирательные комиссии активно взаимодействуют с вышестоящими избирательными комиссиями и органами местного самоуправления.
Как определено в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав (подп. 23 ст. 2), вышестоящая избирательная комиссия– это определенная в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов. Соответственно,по отношению к вышестоящей избирательной комиссии участковая избирательная комиссия будет иметь статус нижестоящей избирательной
комиссии.

В зависимости от вида выборов в качестве непосредственно вышестоящих избирательных комиссий по отношению к участковым избирательным комиссиям, как правило, выступают территориальные, окружные избирательные комиссии либо избирательные комиссии муниципальных образований.

Решения вышестоящих избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для участковых избирательных комиссий.

Взаимодействуя с вышестоящей избирательной комиссией, участовая избирательная комиссия осуществляет большой комплекс мероприятий:
• организует обучение членов участковой избирательной комиссии по согласованию с вышестоящей избирательной комиссией;
• получает от вышестоящей избирательной комиссии по акту список избирателей для его последующего уточнения, представления избирателям и использования в процессе голосования;
• получает от вышестоящей избирательной комиссии по акту бланки открепительных удостоверений для последующей их выдачи избирателям;
• получает от вышестоящей избирательной комиссии избирательные бюллетени, проводит их пересчет в обязательном порядке, обеспечивает их сохранность;
• получает от вышестоящей избирательной комиссии смету расходов участковой избирательной комиссии;
• уточняет в вышестоящей избирательной комиссии накануне дня голосования график и формы представления сведений об открытиипомещения для голосования и сведений о ходе голосования.

После установления итогов голосования участковая избирательная комиссия передает в установленном порядке в вышестоящую избирательную комиссию первый экземпляр протокола об итогах голосования
на соответствующем избирательном участке, избирательные бюллетени,
списки избирателей и иную избирательную документацию в упакованном и опечатанном виде.

В соответствии с п. 16 ст. 20 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать участковым избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства вязи, техническое оборудование.

Избирательная комиссия – коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

Центральная избирательная комиссия, возглавляет систему окружных и участковых избирательных комиссий, действует на постоянной основе; является федеральным государственным органом; обладает статусом юридического лица. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов РФ.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатами, а также депутатскими объединениями в Государственной Думе. Пять членов назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Остальные пять членов назначаются Президентом РФ.

Функции ЦИК.

— обеспечение единообразного исполнения законодательства о выборах;

— руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий;

— обеспечение избирательных прав граждан, общественных объединений;

— контроль за подготовкой и проведением выборов.

Счетная палата рф: основные направления деятельности на современном этапе.

Счетная палата Российской Федерации (СП РФ) – постоянно действующий конституционный орган государственного финансового контроля.

Счетная палата не относится ни к одной их трех ветвей власти, однако формируется Федеральным Собранием Российской Федерации и является подотчетной ему.

К компетенции счетной палаты относится:

1) Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных государственных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

2) Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

3) Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

4) Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5) Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

6) Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств внебюджетных фондов в Центральном Банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

7) Регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Комментарий к статье 19
Комментируемая статья является отсылочной, а основной набор норм, регулирующих порядок формирования ЦИК России и избирательных комиссий субъектов РФ, содержится в ст. ст. 21 — 23 Федерального закона об основных гарантиях.
И ЦИК России, и избирательные комиссии субъектов РФ являются государственными органами (ЦИК — федеральным, а региональные избиркомы — государственными органами соответствующих субъектов РФ), действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. Одинаков у них и срок полномочий — 4 года. Срок полномочий избирательной комиссии исчисляется со дня ее первого заседания при одновременном прекращении полномочий комиссии предыдущего состава (п. 3 ст. 28 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав…»). Если срок полномочий данных избирательных комиссий истекает в период избирательной кампании, то он продлевается до окончания этой избирательной кампании (такая ситуация сегодня возможна только при проведении досрочных выборов депутатов Государственной Думы в случае роспуска Государственной Думы Президентом РФ, т.к. очередные парламентские выборы должны всегда состояться в декабре, а обновление ЦИК и региональных избиркомов — в год выборов накануне, начиная с февраля). Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в одномандатных избирательных округах. Срок полномочий ЦИК предыдущего состава истек в марте 2003 г., и предстоящие парламентские выборы организует новый состав ЦИК.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов (такой состав был закреплен и предыдущим законодательством, а вот в 1993 г. ЦИК была сформирована в большем по численности составе — 21 член). Порядок формирования ЦИК призван обеспечить, с одной стороны, ее независимость от других государственных органов, а с другой — максимальный учет интересов регионов и различных политических сил страны.
Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе, а также депутатами Государственной Думы. На практике, естественно, большие шансы имеют кандидаты, предложенные фракциями и депутатскими группами, правда, при этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе может быть назначено не более одного представителя. Порядок назначения на должность членов ЦИК определен в гл. 24 Регламента Государственной Думы. Назначение производится на ближайшей ко дню истечения срока полномочий ЦИК сессии Государственной Думы. Предложенные кандидатуры подлежат обсуждению: депутаты вправе высказать по ним свое мнение (при этом преимущественное право на выступление принадлежит представителям депутатских объединений и комитетов Государственной Думы), а кандидаты, в свою очередь, могут ответить на вопросы депутатов. Голосование проводится по каждой кандидатуре отдельно. В случае выдвижения более пяти кандидатур проводится рейтинговое голосование, и назначенными при этом считаются первые 5 кандидатов, которые набрали наибольшее и достаточное число голосов. Назначение членов ЦИК оформляется постановлением Государственной Думы (члены ЦИК нынешнего состава, в частности, назначены Постановлением Государственной Думы от 12 февраля 2003 г. N 3617-III ГД).
Пять членов ЦИК России назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), которые направляют в Совет Федерации соответствующие решения. В целях обеспечения учета интересов всех российских регионов (что сделать весьма проблематично, поскольку субъектов РФ 89, а назначаемых членов ЦИК всего 5) Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике формирует списки кандидатур по группам субъектов РФ и доводит до сведения палаты свое заключение по предложенным кандидатурам. Голосование по назначению членов ЦИК также проводится с учетом этих списков кандидатур по группам субъектов РФ (процедура голосования достаточно сложна, предусматривает возможность голосования в два этапа и несколько туров). Назначение на должность членов ЦИК также оформляется постановлением Совета Федерации. Детально процедура назначения закреплена в гл. 27 Регламента Совета Федерации.
Пять членов ЦИК Российской Федерации назначаются Президентом РФ.
Таким образом, в формировании высшего избирательного органа, возглавляющего систему избирательных комиссий России, на паритетных началах участвуют глава государства и обе палаты Федерального Собрания. Как видим, в Российской Федерации из процесса формирования избирательных органов исключена судебная власть. В других государствах встречается и иной подход. Так, в формировании Высшего Избирательного Суда Бразилии определяющую роль играет именно судебная власть: трех из семи его членов избирает Верховный Федеральный Суд, двух — Высший Суд и еще двух — назначает Президент Бразилии из шести кандидатур адвокатов, представленных ему Верховным Федеральным Судом. Избирательные органы (избирательные суды) Бразилии функционируют в рамках судебной системы страны. Национальная избирательная комиссия Польши включает по три представителя Верховного Суда, Конституционного трибунала и Высшего Административного Суда (и на воеводском уровне избирательные комиссии формируются исключительно из членов судов соответствующего уровня). В Перу один из пяти членов Национального судебного совета по выборам избирается из числа судей Верховного Суда (действующих или в отставке). Центральная избирательная комиссия Республики Корея состоит из шести членов, двух из которых назначает Президент, двух — Национальное Собрание и еще двух — Верховный Суд. Председатель Австралийской избирательной комиссии обязательно является действующим либо бывшим членом Федерального суда Австралии.
Все члены ЦИК России должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права.
Общий порядок формирования избирательных комиссий субъектов РФ, установленный в ст. ст. 22 и 23 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав…», конкретизирован в Постановлении ЦИК России от 21 июня 2003 г. N 13/110-4. Кроме того, федеративная природа российского государства предопределяет наличие самостоятельного пласта норм регионального законодательства, закрепляющего порядок формирования и статус избирательных комиссий субъектов РФ (свобода усмотрения регионального законодателя в этом вопросе максимально ограничена — основные положения закреплены все-таки в федеральном законодательстве). В одних субъектах РФ нормы об избирательных комиссиях содержатся в законах о выборах региональных органов государственной власти (законодательных (представительных) органов, президентов, губернаторов и пр.), в других регионах — в избирательных кодексах (Башкортостан, Алтайский край, Белгородская, Воронежская, Свердловская области и др.). А в некоторых субъектах РФ (Курганская, Московская области, г. Москва и др.) приняты специальные законы, посвященные избирательным комиссиям.
Региональные избирательные комиссии — также достаточно компактные коллегиальные органы, однако их численный состав установлен федеральным законодателем в виде шкалы — от 10 до 14 членов, конкретно же это устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации (например, в Москве и в Московской области городская и областная избирательные комиссии сформированы в предельно допустимом составе — 14 членов с правом решающего голоса).
Формирование избирательных комиссий субъектов РФ, так же как и ЦИК, осуществляется на паритетных началах органами законодательной и исполнительной власти, но уже регионального уровня — половина членов избирательной комиссии субъекта РФ назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации, другая половина — высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) региона. Императивное предписание о «половине» предопределяет нецелесообразность закрепления нечетного состава избирательных комиссий субъектов РФ во избежание возможных юридических коллизий (следовательно, региональные избирательные комиссии преимущественно должны формироваться в составе 10, 12 или 14 членов). Однако органы государственной власти субъектов РФ не полностью свободны в выборе кандидатур при назначении «своих» членов региональных избиркомов.
Прежде всего, избирательные комиссии субъектов РФ формируются на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта РФ, общественных объединений. Поэтому как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, так и высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) этого субъекта обязаны назначить не менее половины от назначаемого ими числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на основе поступивших предложений:
а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе;
б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ.
В случае досрочного прекращения полномочий такого члена избирательной комиссии субъекта РФ вакантное место замещается по представлению той же политической партии, того же избирательного блока, если соответствующая кандидатура ею (им) представлена. В избирательную комиссию субъекта РФ может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения, от каждого избирательного блока, и соответственно — политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение, избирательный блок не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии. В то же время закон не содержит запрета на предложение одной кандидатуры несколькими партиями, избирательными блоками или общественными объединениями (ст. 3 Закона г. Москвы «О Московской городской избирательной комиссии», например, допускает выдвижение общего кандидата в состав избирательной комиссии от двух и более организаций). В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы или законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ право внесения предложений по кандидатурам в составы комиссий сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, выдвинувшими списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в этих органах государственной власти последнего созыва, при этом должны соблюдаться те же пропорции при формировании избирательных комиссий.
Кроме того, как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, так и высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) региона обязаны назначить не менее одного члена избирательной комиссии субъекта РФ на основе поступивших предложений ЦИК России (закрепление возможности федерального Центра в лице ЦИК участвовать в формировании региональных избиркомов является новеллой российского избирательного законодательства и свидетельствует об укреплении «избирательной вертикали», хотя очевидно, что такое участие не является определяющим — за ЦИК закреплено лишь право на предложение не более 20% состава избирательных комиссий). Закон также предписывает законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти субъектов РФ при формировании региональных избирательных комиссий исходить из предложений представительных органов местного самоуправления и избирательной комиссии соответствующего субъекта РФ предыдущего состава (правда, в этом случае не закрепляется какое-либо квотирование для этих кандидатур).
Таким образом, исключительно по своему усмотрению региональные органы государственной власти могут назначить минимальное число членов избирательных комиссий субъектов РФ. Например, при формировании избирательной комиссии субъекта РФ предельно допустимой численности (14 членов) глава региона, обладая правом назначить 7 членов, самостоятельно может назначить в лучшем случае двух, поскольку не менее четырех членов он должен назначить по предложениям политических партий и избирательных объединений, а одного — по предложению ЦИК.
Предложение кандидатур в состав избирательной комиссии и назначение ее членов должны осуществляться исходя из того, что государственные и муниципальные служащие не могут составлять более 1/3 от общего состава комиссии.
Законом субъекта РФ должны быть установлены срок формирования избирательной комиссии и срок приема предложений по ее составу. При этом период, в который законодательный (представительный) орган государственной власти и глава региона принимают предложения, должен составлять не менее одного месяца (п. 8 ст. 22 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав…»). Указанные выше положения должны реализовываться в региональном законодательстве таким образом, чтобы процедура формирования нового состава комиссии по времени (включая период приема предложений по кандидатурам, оптимальные сроки их согласования и рассмотрения органами, осуществляющими их назначение) завершалась до дня истечения срока полномочий прежнего состава комиссии. Первое заседание сформированной комиссии должно состояться не ранее этого дня в пределах 15 дней после вынесения решения о назначении членов комиссии в правомочном составе (не менее 2/3). Вместе с тем если в силу неурегулированности в законодательстве субъекта РФ сроков совершения указанных процедур либо не согласованных по времени фактических действий уполномоченных органов власти возникает ситуация, при которой период после назначения членов комиссии в правомочном составе и до истечения установленного срока полномочий комиссии в прежнем составе превышает 15 дней, то в данном случае должны исполняться требования Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» о сроке полномочий комиссии. В этом случае первое заседание комиссии проводится также не ранее дня истечения установленного срока полномочий прежнего состава комиссии, даже при превышении 15-дневного срока после формирования ее нового состава.
Закон закрепляет гарантии на тот случай, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта или (и) высшее должностное лицо этого субъекта не назначают «свою» часть (или соответственно весь состав) региональной избирательной комиссии, а также если указанный орган государственной власти (или оба органа) на период формирования избирательной комиссии субъекта РФ отсутствует (в частности, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.) глава региона может быть отозван избирателями, отправлен в отставку в связи с выражением ему недоверия региональным парламентом, отрешен от должности Президентом РФ, признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным и т.д., а законодательный (представительный) орган может самораспуститься либо быть распущенным главой региона или федеральным законом по установленной процедуре). В такой ситуации соответственно весь состав или часть состава избирательной комиссии субъекта РФ назначается ЦИК России. Закрепление данного правила обоснованно, поскольку организация и проведение общенациональных выборов на территории какого-либо субъекта РФ не должны находиться под угрозой срыва, а избирательные права граждан этого региона должны быть соблюдены и реализованы в полном объеме.
———————————
СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; 2000. N 31. Ст. 3205; 2001. N 7. Ст. 608; 2002. N 19. Ст. 1792; N 30. Ст. 3024; N 50. Ст. 4930; Российская газета. 8 июля 2003 г.
Исходя из конституционного запрета принудительного труда (ч. 1, 2 ст. 37 Конституции РФ), закон закрепляет обязанность органа государственной власти, назначающего гражданина в состав избирательной комиссии субъекта РФ, получить письменное согласие указанного гражданина на вхождение в состав этой комиссии. Кроме того, данная норма призвана обеспечить стабильность и работоспособность избирательных комиссий, поскольку отказ части членов избирательных комиссий, назначенных без их предварительного согласия, от работы в составе комиссии может привести к тому, что состав комиссии окажется неправомочным.
В случае досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии по предусмотренным законом основаниям (см. комментарий к ст. 25) орган, назначивший этого члена комиссии, в том же порядке обязан назначить нового члена комиссии вместо выбывшего не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании — не позднее чем через 10 дней со дня его выбытия (если он этого не сделает, нового члена комиссии с соблюдением установленных законом требований назначает вышестоящая избирательная комиссия) — п. 11 ст. 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…».

Добавить комментарий