Функция конституции

1. Понятие и предмет конституционного права

Конституционное право — комплексная отрасль права, являющаяся основой правовой системы любого государства. В то же время эта отрасль сравнительно молода. Свое начало она берет с эпохи буржуазных революций в Европе нового времени, когда окрепшая буржуазия стремилась законодательно закрепить свои права на фоне угасания абсолютизма.

Конституционное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере установления конституционного строя, реализации прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства, формирования и функционирования основных органов государства и местного самоуправления.

Таким образом, основными для конституционного права РФ являются следующие вопросы:

1) основы конституционного строя РФ;

2) права и свободы человека и гражданина;

3) федеративное устройство РФ;

4) Президент РФ, его статус, полномочия и порядок замещения должности;

5) Федеральное Собрание РФ, его состав и полномочия;

6) Правительство РФ, его функции и порядок формирования;

7) судебная власть в РФ и органы надзора за соблюдением законов;

8) местное самоуправление в РФ;

9) конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Конституционное право опирается на международные договоры РФ, его нормы имеют приоритет над любыми другими нормами. В случае противоречия между нормами Конституции РФ и другими нормами национального права действуют нормы Конституции РФ, что определяет ее высшую юридическую силу.

Все законы и другие нормативные акты должны приниматься в соответствии с Конституцией РФ, что показывает ее верховенство.

Конституционное право — комплексная отрасль права, поскольку может быть применено практически во всех сферах общественных отношений, регулирование которых правовыми методами в принципе возможно.

Конституционное право закладывает основы таких отраслей права, как гражданское право (свобода экономической деятельности, признание равенства всех форм собственности — ст. 8 Конституции РФ), уголовный процесс (ограничение тайны переписки на основании судебного решения — ст. 28), семейное право (материнство и детство находятся под охраной государства — ст. 38), право социального обеспечения (каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту — ст. 39) и др.

Конституционное право содержит также нормы, характерные лишь для этой отрасли (нормы, посвященные системе органов государства, Конституционному Суду РФ и др.).

Таким образом, конституционное право является самостоятельной отраслью права.

Основным источником конституционного права является Конституция РФ (Основной Закон), принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., федеральные конституционные законы, федеральные законы и международные договоры РФ также могут содержать нормы конституционного права.

Особенности конституционного права:

1) комплексная отрасль права;

2) несмотря на прямое действие Конституции РФ, ряд норм нуждаются в дополнительной правовой регламентации;

3) приоритет в системе национального права;

4) особая система контроля за соблюдением Конституции РФ;

5) наличие значительного количества декларативных положений и др.

В последнее время обострились дискуссии о правомерности наименования отрасли. В частности, высказывается предложение о таком наименовании отрасли, как «государственное право».

Конституционное право как любая отрасль права состоит из подотраслей, институтов и субинститутов. В качестве подотрасли выделяется, например, парламентское право.

Институтами конституционного права являются такие институты, как институт президентства, институт импичмента и др.

Различают конституционное право РФ как отрасль права, науку и учебную дисциплину.

Юридические свойства Конституции –ее признаки как Основного закона государства.

Основные юридические свойства Конституции:

— Основной закон государства

— Юридическое верховенство

— База текущего законодательства

— Особый порядок принятия и изменения

— Высшая юр.сила (ч.1ст.15)

— Особая охрана, защита (гражданским обществом, президентом, констит.судом, самой констит-й – порядок пересмотра)

Основной закон государства. Остальное законодательство не должно противоречить нормам, закрепленным в Основном законе.

Конституция- база текущего законодательства. Законодательство страны развивает положения Конституции, произрастает из них и не может им противоречить. Чтобы обеспечить высшую юридическую силу Конституции по отношению к остальному законодательству, порядок ее принятия обычно более сложный, чем порядок принятия закона. Как правило, Конституция принимается парламентом- высшим законодательным органом государства –квалифицированным большинством(не менее 2\3 депутатов) либо всенародным референдумом. Аналогичен и порядок внесения поправок. В ряде государств предусмотрена ратификация поправок (помимо их принятия парламентом) субъектами федерации (например в США и России).

Юридическое верховенство состоит в том, что Конституция имеет высшую юридическую силу. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции.

Функции Конституции – различные проявления ее назначения и влияния на жизнь общества и государства. Основными функциями Конституции являются следующие:

— учредительная

— организаторская

— внешнеполитическая

— идеологическая

— юридическая

1. Учредительная функция состоит:

— в подтверждении существующего общественного порядка

— или создании условий для развития новых общественных отношений, которые уже созрели в обществе, но не могут укрепиться без «помощи» Конституции

Конституция может иметь учредительное значение для политической системы в целом (например учреждение новой формы правления- республики вместо монархии) или для отдельных государственных институтов (учреждение двухпалатного парламента вместо однопалатного, введение новых должностей и т.д.).

2. Организаторская функция –закрепление определенных «правил игры» в обществе, которым необходимо подчиняться. Также Конституция своими нормами направляет жизнь общества в определенном русле развития.

3. Внешнеполитическая функция заключается в том, что Конституция:

— закладывает основные направления внешней политики

— служит источником информации об обществе и государстве для внешнего мира.

4. Идеологическая функция проявляется в том, что Конституция закладывает основы мировоззрения.

5. Юридическая функция состоит в том, что Конституция:

— становится основой правопорядка в обществе

— непосредственно порождает права и обязанности

— служит фундаментом и ориентиром для принятия всех остальных нормативно- правовых актов.

9. Развитие отечественной Конституции.

В начале 1990-х гг возникла необходимость смены Конституции. Это было обусловлено следующими причинами:

— Конституция РСФСР 1978 г. принималась как конституция республики в составе СССР, а в 1991г.СССР распался

— Конституция РСФСР 1978г. принималась в период так называемого «развитого социализма», а в конце 80-начале90 гг произошел отход от социалистического строя.

— В 1991г. прекратила свое существование КПСС, руководящая роль которой закреплялась в Конституции РСФСР 1978г.

— В 1992г. в России началась радикальная экономическая реформа, а Конституция закрепляла социалистический уклад экономики.

— Реальностью в России стала многопартийность

— Введен пост Президента РФ, что повлияло на соотношение политических сил в стране

— Старая система власти уже не работала, а новая не была закреплена конституционно, что обострило борьбу между различными ветвями власти

Эти и другие причины в начале 90-х гг привели к необходимости коренных конституционных реформ и принятия Основного закона.

2. Борьба за власть между законодательной (Съезд народных депутатов РСФСР-РФ) и исполнительной (президент, правительство) ветвями власти стала главной причиной торможения конституционного процесса.

Комиссия по подготовке новой Конституции, созданная 22 июня 1990 г. на 1 Съезде народных депутатов РСФСР, разработала проект Конституции РФ. Попытки принять его (весна- осень 1992г., весна 1993г.) окончились безрезультатно. Проект предусматривал контроль парламента за правительством и президентом, что не устраивало сторонников президента (около 45% парламента). В России наступил конституционный кризис.

3. 5 июня 1993г. в Москве сторонники президента открыли Конституционное совещание и выработали свой («президентский») проект конституции.

«Президентский» проект предусматривал:

— чрезмерные полномочия Президента РФ (право назначать министров без согласия парламента и др.)

— слабую роль парламента, фактически лишение его контрольной функции

— слабый контроль судебной власти за деятельностью исполнительной власти

— иные положения, вызвавшие неприятие у Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ.

24 июня 1993г. парламент отказался сотрудничать с Конституционным совещанием, а президент – с парламентом.

21 сентября 1993г. Президент РФ своим Указом № 1400 распустил Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ, что не было предусмотрено Конституцией.

Противостояние между сторонниками и противниками президента завершилось трагическими событиями 3-4 октября 1993 г. (штурмом здания парламента и подавлением его сторонников).

4. На 12 декабря 1993г. были назначены референдум по вопросу принятия новой Конституции и выборы в новый парламент. На референдум был вынесен проект Конституции, выработанный конституционным совещанием, с незначительными дополнениями.

12 декабря 1993г. Конституция РФ была принята большинством избирателей от числа пришедших при соблюдении кворума и вступила в силу.

!!!Вопрос раскрыт плохо!!! – искать ответ в интернете!!! Конспект – со стр. 12

10. Конституции (уставы) субъектов РФ как источники российского конституционного права РФ.

Конституции республик в составе РФ

Конституции республик – акты учредительного характера, которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем законам и иным актам данного субъекта.

Есть только в таких субъектах как республики. Ст.66 КРФ закрепляет, что статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики.

Наличие конституции у республики напрямую вытекает из ее статуса как гос-ва в составе Федерации, обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне основного закона – конституции.

Конституция закрепляет статус данного субъекта в составе РФ:

1) основы взаимоотношений с Федерацией

2) полномочия субъекта

3) систему его органов гос.власти

4) организацию МСУ

5) другое

Все иные н.а. субъекта не могут противоречить основному закону.

В некоторых республиках имеются конституционные суды, которые разрешают дела о соответствии всех н.п.а. субъектов Федерации их конституциям.

Установлен особый порядок принятия конституций, их пересмотра, изменения, внесения поправок:

1. принятие конституции отнесено к предметам ведения законодательного (представительного) органа субъекта, причем по решению, принятому не менее чем 2/3 от общего числа депутатов – квалифицированным большинством. Конституции многих республик приняты, как отмечается в их преамбулах, народом данной республики. В Конституции Республики Ингушетия прямо предусмотрено, что новая конституция принимается на основе всенародного референдума.

2. вносить предложения о пересмотре, поправках, изменениях могут:

· Президент

· Депутаты законодат-го органа (1/3, 1/5 и др.)

· Правительство

· КС, Арбитражный Суд

3. существуют нормы о недопустимости изменений, пересмотра определенных статей или глав. Это главы об основах КС республики, правах и свободах граждан.

4. обязательное соответствие КРФ

Уставы субъектов РФ

Уставы субъектов — акты учредительного характера, которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем законам и иным актам данного субъекта.

Есть во всех субъектах (края, области, города фед.значения, авт.область, авт.округа), кроме республик. Статус этих субъектов, которые являются не государствами, а государственно-территориальными или национально-территориальными образованиями, определяется федеральной Конституцией и уставом соответствующего субъекта.

Устав закрепляет статус данного субъекта в составе РФ:

6) основы взаимоотношений с Федерацией

7) полномочия субъекта

8) систему его органов гос.власти

9) организацию МСУ

10) другое

Все иные н.а. субъекта не могут противоречить основному закону.

В некоторых областях имеются уставные суды, которые разрешают дела о соответствии всех н.п.а. субъектов Федерации их уставам.

Установлен особый порядок принятия уставов, их пересмотра, изменения, внесения поправок:

1. принятие устава отнесено к предметам ведения законодательного (представительного) органа субъекта, причем по решению, принятому не менее чем 2/3 от общего числа депутатов – квалифицированным большинством.

В некоторых уставах записано, что они принимаются представительным органом, действующим от имени граждан России, проживающих на терр-ии данного субъекта.

В ряде уставов закреплено, что принятию нового устава обязательно должно предшествовать вынесение его проекта на консультативный референдум (Приморский край) или что проект м/б внесен на народное обсуждение либо на консультативный референдум (Волгоградская область).

2. вносить предложения о пересмотре, поправках, изменениях могут:

· Депутаты законодат-го органа (1/3, 1/5 и др.)

· Глава исполнительной власти, губернатор

· Граждане (иногда, 2% — в Приморье, 25 тыс. в Саратовской обл.)

· Постоянные комиссии законодат-го органа (Курская обл.)

· Судебные органы, прокурор области (Воронежская обл.)

· Органы МСУ

3. существуют нормы о недопустимости изменений, пересмотра определенных статей или глав. Это главы об основах КС субъекта, правах и свободах граждан.

4. обязательное соответствие КРФ

Республика – гос-во в составе РФ (поэтому есть Конституция) – ч.2 ст.5 КРФ.

Др. субъекты – гос-территориальные образования или нац-террит-е образования.

Конституция — основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и верховенством в правовой системе, принимаемый высшими органами государственной власти либо народом на референдуме.

Предметом регулирования конституции являются общественные отношения, обладающие повышенной устойчивостью, стабильностью, главенством, влиянием на все иные общественные отношения и представляющие наибольшую значимость для общества. Это:

основы экономических отношений;

отношения собственности;

статус личности (права и свободы человека);

устройство государственного механизма (высшие и иные органы государственной власти);

отношения по поводу государственной власти;

форма правления;

форма государственного устройства.

3. Функции конституции — основные направления реализации конституционных норм, в которых проявляется назначение конституции.

К основным функциям конституции относятся:

учредительная;

организаторская;

идеологическая;

информационная;

стабилизирующая;

программная.

Учредительная функция конституции выражается в том, что конституция узаконивает (легитимизирует) само государство, общественно-политический, экономический строй, существующую систему государственных органов, отношения по поводу государственной власти, статус личности, основы правовой системы (в современную эпоху цивилизованное государство практически не может существовать без его выражения в праве); устанавливает (учреждает) новые государственные органы, общественные отношения (например, Конституция РФ учредила новые высшие органы государственной власти — Государственную Думу и Совет Федерации, иной статус Президента, новые отношения собственности и статус личности, которые затем стали реальностью).

Организаторская функция конституции заключается в том, что она устанавливает определенный правовой и политический порядок в стране, вносит ясность во взаимоотношения по поводу государственной власти и между органами государственной власти (пример: несмотря на свои недостатки, Конституция РФ 1993 г. упорядочила отношения между органами государственной власти, перевела противостояние между законодательной и исполнительной ветвями власти в более цивилизованные формы).

Идеологическая функция конституции состоит в том, что она, как правило, отражает соотношение классовых (социальных групп) в обществе и выражает волю, интересы господствующих классов, а также является идеологической базой проводимой ими политики (например, социалистические конституции отражали идеологию пришедших к власти политических сил, оказывали идеологическо — пропагандистское влияние на общество в целом; современная Конституция России способствует укреплению в обществе идеологии рыночной экономики, частной собственности, приоритета прав и свобод человека, демократии и политического плюрализма).

Смысл информационной функции в том, что конституция выступает источником информации (как для собственного народа, так и для внешнего мира) о стране, ее политической, экономической и правовой системе, государственных органах, форме правления, форме государственного устройства, статусе личности.

Стабилизирующая функция заключается в том, что конституционные нормы, отличаясь повышенной стабильностью, удерживают развитие общества в определенном русле, не позволяют бросаться из крайности в крайность, резко менять политический и экономический курс (что несет в себе опасность разрушения общества и государства), укрепляют сложившиеся общественные отношения.

Программная функция заключается в том, что конституция:

содержит ряд программных положений, которые выступают в качестве ориентира на будущее (например, норма-программа современной Конституции России о стремлении отменить смертную казнь);

закрепляет некоторые общественные отношения, которые в момент ее принятия являются новыми, не имеют широкого распространения, однако благодаря такому закреплению данные отношения постепенно становятся реальностью, тем самым конституция «программирует» общественное развитие, задаст ему тон (например, Конституция РФ 1993 года закрепила новые для России отношения рыночной экономики, подлинного федерализма, новую систему органов государственной власти, что заложило основу их дальнейшего развития и превратило их в реальность сегодняшнего дня).

4. Основными чертами конституции (характеризующими ее признаки как юридического документа) являются:

основополагающий характер;

стабильность;

реальность;

народность;

высшая юридическая сила.

Основополагающий характер конституции означает то, что конституция регулирует главные, определяющие, ключевые для жизни государства общественные отношения (как правило, конституция не регулирует второстепенные вопросы). Те отношения, которые регулирует конституция, оказывают влияние на все иные общественные отношения и, как правило, носят общий характер. Обычно конституция, несмотря на свой небольшой объем, пытается всесторонне охватить важнейшие общественные отношения.

Конституция Российской Федерации является главным источником права России.

Конституция РФ носит основополагающий характер. Она регулирует важнейшие общественные отношения в России. В предмет ее регулирования входят такие вопросы, как;

основы конституционного строя;

статус личности (права и свободы человека);

устройство федерации, разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами;

система высших органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание — Государственная Дума и Совет Федерации, Правительство), отношения между ними, их компетенция, разделение властей;

основы судебной системы, высшие органы судебной власти — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший арбитражный суд РФ, Прокуратура РФ;

местное самоуправление;

порядок изменения Конституции и принятия нового основного закона.

Вес нормы Конституции не должны противоречить основам конституционного строя и нормам, регулирующим статус личности, которые закрепляют следующие основные положения:

— Российская Федерация — суверенное государство;

— Российская Федерация — правовое государство;

— Российская Федерация — демократическое государство;

— Российская Федерация — федеративное государство;

— Российская Федерация — социальное государство;

— государственные органы РФ функционируют на основе принципа разделения властей;

— в РФ признаются и защищаются различные формы собственности (частная, государственная, муниципальная и иные);

— в стране устанавливается и защищается идеологическое и политическое многообразие;

— человек является высшей ценностью;

— человек обладает обширным комплексом признанных мировым сообществом прав и свобод, несет обязанности;

— признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека — главная обязанность государства.

Все иные нормативно-правовые акты в России (законы, подзаконные акты) должны соответствовать и не противоречить Конституции.

2. Конституция РФ стабильна. Нормы Конституции отличаются повышенной устойчивостью. Это обеспечивается «жестким» характером

Конституции — исключительно сложной процедурой внесения в нее изменений и дополнений. Различаются четыре способа внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ:

изменение статьи 65, касающейся наименования субъекта федерации, в случае, если субъект федерации изменяет своей название, новое наименование субъекта вносится в текст Конституции указом Президента РФ (например, новое название Республики Северная Осетия — Республика Северная Осетия-Алания было включено в текст Конституции Указом Президента РФ от 9 января 1996 года);

изменение ст. 65 в случаях изменения статуса субъекта РФ либо включения в состав РФ нового субъекта осуществляется федеральным конституционным законом;

изменение статей всех глав Конституции, кроме глав 1, 2 и 9 («Основы конституционного строя», «Права и свободы человека», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции»), производится, если соответствующую поправку одобрило не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от общего числа членов Совета Федерации, а также не менее чем 2/3 законодательных (представительных органов) субъектов федерации (то есть фактически поправка вносится федеральным конституционным законом при его ратификации 2/3 органов законодательной власти субъектов РФ);

статьи глав 1, 2, 9 («Основы конституционного строя», «Права и свободы человека», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции») не могут быть изменены путем внесения поправок, а их изменение возможно только в результате принятия новой Конституции.

8. Функции конституции

Конституция — это правовой акт высшей юридической силы, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права; ее отличают от других правовых актов легитимность (законный путь принятия), стабильность, реальность (исполнимость и гарантированность ее предписаний в условиях режима законности и правопорядка), верховенство (акт высшей юридической силы); она является политическим и идеологическим документом.

Сущность и действие конституции проявляется через ее функции.

Выделяют следующие основные функции конституции:

1. Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным законом и обладает высшей юридической силой для всей системы правового регулирования.

2. Политическая функция заключается в том, что политический процесс, в котором участвуют все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных конституцией.

3. Учредительная функция заключается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы.

4. Системообразующая функция заключается во взаимосвязи между такими составными частями конституции, как отрасли права, и создает условия для сбалансированного ее развития.

5. Охранительная функция характеризует конституцию с точки зрения направленности ее норм на защиту основ конституционного строя и присущих обществу и государству институтов.

6. Идеологическая (мировоззренческая) функция заключается в том, что конституция выступает средством идеологического воздействия, играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и общества, основанные на их взаимной ответственности.

Своими функциями конституция закрепляет цели развития государства, всего общества, ориентирует национальное право, совершенствует отраслевое законодательство, обеспечивает устойчивость общества, систематизирует национальное право и усиливает системность права.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Под конституцией понимается основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

По форме конституция — документ государства, т.е. это правовой акт. Конституция — основной закон страны, принимаемый парламентом, специальной конституционной ассамблеей, непосредственно голосованием народа, имеющий, следовательно, государственно-обязательную, причем высшую силу. Конституция стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права.

По сути, и содержанию конституция — документ и общества и государства. Конституция — политический документ. Главные вопросы ее содержания — о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий, общественных объединений, должностных лиц, граждан страны и пребывающих на ее территории иностранцев.

Принятие конституций обусловлено факторами социально-экономического и политического характера. Конституции, прежде всего, отражают какие формы собственности, и организации экономической деятельности какие существуют в данный момент в обществе, и какое отношение к ним имеют граждане. Конституции закрепляют основные правила жизни людей в обществе и государстве, их важнейшие права, свободы и обязанности. Они фиксируют возможную систему власти в данной стране, назначение государства, его функции и компетенцию, внутреннюю структуру, систему государственных органов, основы местного самоуправления

При характеристике сущности конституций и причин их появления возможно доминирование двух подходов, которые можно назвать классово-политическими и рационалистическими.

Суть классово-политического подхода в том, что конституция закрепляя названные группы общественных отношений (по предмету конституционного регулирования), выражают соотношение сил в обществе, поделенном на классы.

Сторонники рационалистического подхода не отрицают социально-политических факторов в появлении конституций, но и не абсолютизируют их. По их мнению, на первом плане находится служебная роль конституции как позитивного документа, закрепляющего государственную организацию и основы статуса личности, упорядочивающих общественные отношения и содействующих их движению вперед. Здесь на первом плане — роль конституции как юридического документа, основного закона государства.

Поэтому, есть основания учитывать оба подхода при характеристике причин появления и сущности конституций.

С одной стороны, очевидно, что часто именно борьба различных сил за власть и итоги этой борьбы имеют в качестве одного из главнейших результатов появление новой конституции. Называть ли это «классовой борьбой» или «борьбой социальных сил» — пусть остается на усмотрение каждого исследователя. Ясно лишь то, что можно обойтись без вооруженного либо физического столкновения, но без борьбы идей не обходятся даже внутренне достаточно стабильные общества. Вместе с тем это может быть борьба не тех, кто занимает неодинаковые ступени в социальном раскладе сил (например, имущих и неимущих), а тех, кто принадлежит к одному слою, но по-разному видит будущее общества. Порой нет налицо и какого-то ярко выраженного противостояния, — например, если общество плавно вступает в очередной этап своего развития, для чего и нужна новая конституция.

С другой стороны, конечно, никак нельзя отрицать конструктивистскую роль конституций. Ведь с появлением основного закона новые отношения, сложившиеся или складывающиеся в обществе, получают фундаментальную государственно-правовую основу. И конституция действительно дает начало новому общественно-политическому укладу жизни, становится обязательной, в том числе и для тех, кто сопротивлялся ее появлению. В соответствии с нею создаются и начинают действовать государственные органы, появляются развивающие конституцию законодательные акты, складывается запрограммированный ею политический режим.

С учетом сказанного можно охарактеризовать основные функции конституций. При этом следует учитывать, что функции конституции — различные проявления ее назначения. Они отражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства. Любой конституции — независимо от социальной системы — свойственны следующие функции; учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая, юридическая.

Учредительная функция конституции. Суть этой функции состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово «учредительная» надо понимать в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается. Таким образом, учредительные начала конституций могут проявляться и по отношению к общественной (политической) системе в целом, и по отношению к конкретным государственно-правовым институтам и учреждениям.

Сказанное убедительно подтверждает опыт и нашей истории. Каждая конституция знаменовала новый этап в социально-политическом развитии и выполняла учредительную функцию, естественно, с позиций тех, кто в то время осуществлял власть.

Так, учредительная функция Конституции РСФСР 1918 г., первых конституций других советских республик состояла в оформлении завоеваний социалистической революции и, прежде всего перехода политической власти — по терминологии того времени — в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства. В ст. 9 Конституции РСФСР было записано, что ее основная задача заключается «в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма…»

С учетом результатов в строительстве социализма, его экономических основ, в борьбе с противниками как системы в целом, так и того образа социализма, который создавался в стране, учреждения новых советских государств (образование и развитие СССР и союзных республик), их государственных органов далее появлялись соответствующие союзные и рес­публиканские конституции, в целом исходившие из принадлежности власти (диктатуры) рабочему классу и трудящемуся крестьянству. Как будет показано далее, для этих конституций, в том числе Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г., характерно разительное несоответствие многих учреждаемых конституционно-правовых институтов и политической действительности. Конституции провозглашали власть трудящихся, демократические права и свободы граждан, хотя именно во время появления этих основных законов в стране творились массовое беззаконие и произвол.

Однако, с формально-правовой стороны и эти Конституции выполняли учредительную функцию: например, фиксируя создание экономического фундамента нового строя в виде системы хозяйства, основанной на ставшей господствующей государственной собственности и примыкавшей к ней кооперативно-колхозной собственности, вводя всеобщее избирательное право, заменяя Съезды Советов непосредственно избираемыми народом Советами депутатов трудящихся, учреждая вместо Съезда Советов СССР и ЦИК СССР новый высший орган государственной власти Союза — Верховный Совет СССР.

Учредительную функцию выполняла и Конституция СССР 1977 г., а также построенная в полном соответствии с нею Конституция РСФСР 1978 г. Напомним, что руководство стоявшей в то время у власти Коммунистической партии интенсивно стимулировало исследования по теории власти при социализме. Называть ее «диктатурой рабочих и крестьян» становилось бессмысленно, поскольку уже не было объекта, в отношении которого ранее считали диктатуру необходимой (т.е. врагов или противников строя), да и общество все более консолидировалось — трудящимися, были все, особых различий между рабочими, крестьянами и интеллигенцией не было. В итоге родилась теория зрелого, или развитого, социализма.

Не вдаваясь в обсуждение вопроса о том, насколько удачна была сама эта теория, — жизнь все расставила на места, — отметим родившееся конструктивное воззрение на суть власти. Ее должны осуществлять все слои общества, т.е. рабочие, крестьяне и интеллигенция; государство, следовательно, становится общенародным, а общество образует целостный, не раздираемый внутренними противоречиями организм, единую политическую систему.

В итоге, конституция СССР 1977 г. сыграла исключительно важную роль в постепенном движении нашей страны в сторону реального народовластия и демократии. Как учредительный документ она юридически закрепила природу Советского государства как общенародного, выражающего волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны, расширение социальной основы СССР как нерушимого союза всех указанных слоев общества, преобразование органов государственной власти в Советы народных депутатов, рост экономики и превращение ее в единый народнохозяйственный комплекс страны, объединение усилий всех государственных и общественных организаций и рамках политической системы советского общества, в котором руководящей силой является КПСС.

Безусловно, учредительный характер свойствен и Конституции РФ 1993 г., причем в целом и несмотря на то, что ряд включенных в нее конституционных институтов появился ранее, благодаря изменениям и дополнениям предшествующей Конституции РФ 1978 г. неоднократно реформировавшейся. Говоря обобщенно, учредительная роль данного Основного Закона состоит в полном и окончательном оформлении отказа России от социалистического пути развития и ее перехода на рельсы: в политике — к общедемократическим институтам и политическому плюрализму, в экономике — к многообразию форм собственности, включая и частную (т.е. собственности отдельных граждан на средства производства, природные ресурсы, а не только на предметы потребления и обихода), свободной экономической деятельности (предпринимательству) и рыночному хозяйству. Кроме того, учредительная роль данной Конституции заключается и в том, что она закрепила новое соотношение властей на уровне Федерации (за счет резкого увеличения роли Президента РФ), разграничение полномочий между РФ и ее субъектами, а также назначение местного самоуправления в РФ.

Организаторская функция конституции. Данная функция заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. Иначе говоря, после принятия конституции не должно быть такого положения, что о ней тут же забыли, а люди жили бы и действовали в прежнем стиле, как будто бы ее и не было. Конституцию надо выполнять, и соответствующие ориентировки, а также механизмы должны содержаться в самой конституции.

Важное организующее значение имеет сам факт принятия новой конституции. Казалось бы, многое из того, что она отражает, уже существует в жизни, закреплялось предшествующими нормативными актами, в том числе и внесением поправок в ранее действовавший основной закон. И все же появление новой конституции является фактором мобилизующего значения для общества, государственных органов.

Кроме того, следует учитывать то, что конституция является документом прямого действия — это зачастую подчеркивается в самом ее тексте. И ее организующее начало состоит в том, что многие общественные отношения могут возникать непосредственно на базе конституции. Сказанное в полной мере относится и к российским конституциям, в том числе и к Конституции 1993 г. Ее организаторская функция проявляется во многих отношениях. Но особенно выделим то, что в социально-экономической сфере она нацеливает на деловую активность каждого человека, на путь к добросовестной конкуренции и рыночному хозяйству; в политической — на свободное создание различных общественных объединений и политический плюрализм, в государственной — на реальное разделение властей, формирование прочных правил и традиций применительно к относительно новым для нас, не так давно функционирующим конституционным институтам (президентство, профессиональный парламент, в котором равенство палат уступило принципу верхней и нижней палаты, конституционное правосудие разделение компетенции между РФ и ее субъектами, местное самоуправление и т.д.)

Внешнеполитическая функция конституции. Эта функция состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни страны, он одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. Это может быть выражено включением в конституцию специальных глав о внешней политике и обороне (так делали, например, Конституция СССР 1977 г., Конституция РСФСР 1978 г). Но в принципе наличие таких глав совсем не обязательно — их не было, к примеру, в Конституции РСФСР 1918 г. Конституции СССР 1936 г. и следовавшей за ней Конституции РСФСР 1937 г. Нет подобной главы и в Конституции РФ 1993 г., в большинстве зарубежных конституций. Суть в другом, и это главное: наша Конституция не просто исходит из миролюбивой внешней политики государст­ва, стремления к сотрудничеству и добрососедству, но и провозглашает об­щепризнанные принципы и нормы международного права и международ­ные договоры РФ составной частью ее правовой системы.

Кроме того, внешнеполитическая функция Конституции нашей страны состоит также в том, что за пределами государства она служит и как важный информационный источник. Конституция дает представление людям других стран, а также государствам и международным организациям о нашем общественно-политическом строе, структуре государства, взаимоотношениях центра и субъектов РФ, конституционных основах региональной и национальной политики, статусе личности в РФ и т.д. Познакомившись с тем, какие параметры социально экономической и политической системы заложены в нашей Конституции, зарубежный мир получает представление о возможных перспективах развития страны. Не будем закрывать глаза на то, что конституционные декларации и реальные шаги — не всегда одно и то же. И тем не менее, понять без Конституции сущность государства невозможно.

Идеологическая функция Конституции. Такая функция также присуща нашей Конституции. Хотя в ст. 13 Конституции РФ 1993 г. сказано, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Действительно, идеологическая функция конституции может заключаться в закреплении постулатов какого-то политического учения в качестве господствующих. И за примерами далеко ходить не надо. Такими были все предшествующие советские конституции. Так, не просто правовым актом, но и типичным документом научного коммунизма являлась Конституция СССР 1977 г. Она исходила из построения всей жизни в стране на постулатах теории и практики социалистического и коммунистического строительства, а в преамбуле Конституции содержалась характеристика существовавшей в стране общественной системы как развитого социализма. Вот такой вариант идеологического предназначения конституции и исключает теперь наш Основной Закон 1993 г.

Однако в ином плане конституция просто не может не быть идеологическим — в смысле мировоззренческим — документом. Ведь практически каждое ее слово, все закрепленные в конституции институты выражают видение желаемой социально-политической системы страны. Разве не очевидны одна идеология в категорическом отрицании частной собственности (что делали советские конституции), и совсем противоположная в конституционном закреплении частной собственности и вообще многообразия форм собственности в нашей стране (Конституция РФ 1993 г.).

Или, к примеру, закрепление в Конституции СССР 1977 г. однопартийной системы с руководящей ролью КПСС и, наоборот, политического плюрализма в Конституции РФ 1993 г. и равенства всех общественных объединений перед законом. Здесь ведь тоже видны не только политико-организационные, но и идейные основы общественно-государственной жизни. Прямо противоположные воззрения воплощены в принципе верховенства представительных органов в системе государственной власти, подотчетности им всех других государственных органов (это прежние конституции) и в принципе разделения властей, возможностях их взаимного влияния друг на друга (что предусматривает Конституция РФ 1993 г.).

Поэтому вывод очевиден: каждая конституция закрепляет свою систему общественных ценностей (в какой мере они отражают общечеловеческие идеалы — это другой вопрос) и нацелена на то, чтобы на ее основе формировались соответствующие воззрения каждого члена общества.

Юридическая функция. Суть этой функции конституции заключается в том, что она:

— становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются);

— сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть исходной почвой для их возникновения;

— дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.

Сказанное в полной мере относится к действующей Конституции РФ. Она является «главным» документом создаваемой в России правовой системы, для детализации Конституции нужны около 600 нормативных актов, частично принятых, но большинстве все-таки пока готовящихся. Достаточно актуальна и задача обеспечения прямого действия Конституции: нечего скрывать, что об этом свойстве Основного Закона забывают и нередко смотрят на нее как на правовую библию, которой надо молиться на словах, но которой совсем не требуется следовать в делах, и в том числе потому, что она содержит набор благих идей, но не норм непосредственного юридического действия.

Добавить комментарий