Гарантии избирательного права

ФЗ от 12.06.2002г. № 67ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 11.12.2004г.);

ФЗ от 06.10.2003г. №131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 19.06.2004г.);

законы о выборах в органы местного самоуправления, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации.

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»

Конституция Российской Федерации. Ст. 3, 13, 32, 81, 96, 97, 130.

Гарантии избирательных прав граждан — это установленные Конституцией Российской Федерации, за­конами, иными нормативно-правовыми актами условия, пра­вила и процедуры, обеспечивающие реализацию избиратель­ных прав граждан Российской Федерации. Гарантии избира­тельных прав граждан также предусматривают правовое, орга­низационное, информационное, техническое и иное обеспече­ние муниципальных выборов.

Условия — это политический режим, в котором осуществляются выборы. Средства — это механизм и материальные источники, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей.

Политические гарантии избирательных прав выражаются в проведении государством политики, ориентированной на приоритетность развития демократических процедур в РФ. Под ними понимаются:

а) идеологический плюрализм;

б) равенство общественных объединений перед законом;

в) равноправие избирателей на выборах;

г) свобода предвыборной агитации;

д) участие наблюдателей и контроль за ходом голосования на изби­рательных участках.

Организационные гарантии избирательных прав заключаются в существовании хорошо развитой системы подготовки и проведения выборов. К ним также относятся:

а) запрет на членство в избирательных комиссиях любого уровня кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от них лиц;

б) несовместимость депутатского мандата с занятием определен­ных должностей;

в) содействие избирательным комиссиям со стороны государст­венных органов и органов местного самоуправления при подготовке и проведении выборов.

К материальным гарантиям относятся:

1) Оплата расходы по проведению выборов в Российской Федерации за счет средств соответст­вующего бюджета.

2) возможность для партий и кандидатов в депутаты создавать специальные избирате­льные фонды, средства в которые вправе перечислять оговоренные в законе организации.

3) Предоставление государственными средствами массовой информации бесплатно и на равных условиях эфирное время и место в печатных изданиях кандидатам для агитации.

Правовые гарантии позволяют обеспечить свободу выбора юриди­ческими средствами. К ним относятся:

а) право граждан на обжалование неправильностей (неточностей) в списке избирателей;

б) неприкосновенность кандидатов в депутаты;

в) возможность признания результатов выборов недействительными при обна­ружении нарушений законов о выборах;

г) возможность для кандидатов на выборные должности обжаловать в суд результаты выборов;

д) установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан.

ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

Избирательное право в Российской Федерации является всеобщим, равным и прямым, свободнымпри тайном голосовании.

Российскому избирательному праву свойственны пять основных цензов: ценз гражданства,возрастной ценз, ценз дееспособности, ценз судимости и ценз оседлости. Пребывание гражданина внеместа его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территориивыборов, референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в
органы государственной власти соответствующего субъекта РФ или органы местного самоуправления, в
референдуме субъекта РФ, местном референдуме.

Традиционно в юридической литературе избирательное право рассматривается в двух значениях — в
объективном и субъективном.

Избирательное право, как правовая категория в объективном смысле — это институт
конституционного права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих
организацию и порядок проведения выборов, деятельность субъектов избирательного процесса, их права
и обязанности в сфере осуществления народовластия — выборов в органы государственной власти и
органы местного самоуправления.

В субъективном смысле избирательное право понимается как право, непосредственно
принадлежащее конкретному гражданину и характеризующее его избирательную правосубъектность, т.е.
право избирать и быть избранным, а также иные избирательные права (права на выдвижение кандидатов,
проведение предвыборной агитации, быть наблюдателем).

В зависимости от этого различают:

— активное избирательное право — право гражданина обладать при достижении установленного
законом возраста (18 лет) решающим голосом при формировании органов государственной власти
(депутатов, главу государства и т.д.) и органов местного самоуправления. Это право реализуется путем
участия гражданина в голосовании на выборах;

— пассивное избирательное право — право гражданина быть избранным в органы государственной
власти и местного самоуправления. Реализация гражданином пассивного избирательного права зависит
не только и не столько от данного лица, сколько от волеизъявления других субъектов избирательной
кампании.

Под избирательной системой в широком толковании следует понимать установленный в той или
иной стране механизм формирования органов государственной власти и местного самоуправления
посредством выборов, который включает несколько аспектов: закрепленную в законодательстве систему
органов, на которые возложены полномочия по организации и проведению выборов, избирательный
процесс как урегулированную законами и иными нормативными правовыми актами деятельность
политических органов, других субъектов правоотношений (избирателей, политических партий, кандидатов,
СМИ и т.д.) на различных стадиях или этапах выборов, а также способ установления результатов выборов
и распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования
избирателей.

Виды избирательных систем.

Мажоритарная(от фр. majorite — большинство) — исторически первая избирательная система.

При этой системе избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов
избирателей по избирательному округу, где он баллотируется. Очевидные преимущества такой системы — традиционность применения, относительная простотапроцедур, прозрачность избирательного процесса.

Пропорциональная избирательная система предполагает распределение депутатских мандатов
между партийными списками в соответствии с количеством голосов, поданных за каждый список.

В Российской Федерации применяются мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.

Всякое право лишь тогда проявляет себя как ценность, когда оно реализуется, то есть располагает определенной системой гарантий. В равной мере это относится и к праву граждан избирать и быть избранными. Гарантии избирательных прав наряду с избирательным правом, правовыми принципами, избирательным процессом являются элементом избирательной системы России. Гарантии, как социально-правовые меры материального, организационного и иного характера выступают средством реального осуществления избирательных прав, а в необходимых случаях — эффективной защиты от возможных нарушений.

Законодатель определил гарантии избирательных прав граждан как «установленные Конституцией России, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры», обеспечивающие их реализацию… (ст. 2 закона «Об основных гарантиях…»).

С точки зрения науки конституционного права, под гарантиями избирательных прав граждан следует понимать систему правовых норм, закрепляющих упорядоченную совокупность политических, организационно-материальных, информационных, агитационных, специальных юридических условий и средств, обеспечивающих избирателям беспрепятственную, осознанную и ответственную свободу волеизъявления на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.

Традиционно гарантии принято подразделять на общие и специальные.

Общие гарантии обеспечиваются демократическим политическим режимом, соблюдением прав свобод человека и гражданина, состоянием законности и правопорядка в обществе, высоким уровнем правовой культуры. В системе общих гарантий выделяют общеправовые гарантии-предпосылки: законодательство, законность, уровень правосознания граждан. Они тесно связаны с принципами правового государства — верховенством права, приоритетом прав личности, разделением властей.

Особое внимание необходимо уделить специальным гарантиям избирательных прав граждан, которые представляют собой систему особых правовых, корпоративных и других социальных норм, обеспечивающих свободу волеизъявления избирателей. Все они находятся во взаимной зависимости, дополняют друг друга и действуют как единый механизм, обеспечивающий реальную свободу выборов.

Система специальных гарантий состоит из:1) политических гарантий; 2) организационно-материальных гарантий, 3) информационных гарантий, 4) агитационных гарантий, 5) специальных юридических гарантий (правовых санкций).

Политические гарантии избирательных прав граждан –это совокупность условий и средств, определяющих воздействие всей политической системы на избирательный процесс и обеспечивающих его субъектам реальное, осознанное, ответственное и свободное участие в организации и проведении выборов органов государственной власти и местного самоуправления.

Политические гарантии избирательных прав можно разделить на две группы:

1) гарантии кандидатов на выборные должности;

2) гарантии избирателей.

К политическим гарантиям кандидатов на выборные должности относятся: 1) демократизм выдвижения кандидатов на выборные должности; 2) добровольное участие кандидатов в выборах; 3) равенство прав кандидатов на выборные должности в однопорядковые органы; 4) неприкосновенность зарегистрированных кандидатов; 5) свобода предвыборной агитации.

Организационно-материальные гарантии избирательных прав — это система закрепленных нормами права условий, средств и способов, обеспечивающих материально-техническую и финансовую деятельность субъектов избирательного процесса. Вкратце остановимся на некоторых из них.

Важная гарантия закреплена в п. 8 ст. 53 закона, согласно которой обязанность обеспечения безопасности при проведении предвыборной агитации посредством массовых мероприятий возлагается на государственные органы.

Также к ним стоит отнести:

1) меры, обеспечивающие осуществление избирательных прав в процессе образования избирательных комиссий, избирательных округов, избирательных участков;

2) правила, согласно которым государственные и общественные органы, руководители предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории избирательного округа, обязаны оказывать кандидату на выборную должность: содействие в организации встреч с избирателями, проведении предвыборных собраний, встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, в получении необходимых справочных и информационных материалов;

3) меры, обеспечивающие личное и тайное голосование, публичное опечатывание и вскрытие избирательных урн, гласный подсчет голосов избирателей и т.д.

Информационные гарантии избирательных прав — совокупность условий и средств, обеспечивающих субъектам избирательного процесса свободный и равный доступ к источникам полной, объективной, достоверной информации о ходе подготовки и проведения выборов и нормативном их обеспечении.

Составляющими информационных гарантий являются: право избирателей на полную и достоверную информацию о кандидатах на выборные должности; право избирателей на информацию о ходе подготовки и проведения выборов; о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве о выборах; право кандидатов на объективное и достоверное содержание и распространение информационных материалов; право кандидатов на равный доступ к источникам распространения информации; право участников избирательного процесса на свободный доступ к информации об итогах голосования и результатов выборов и др.

Основное внимание уделяется праву избирателей на полную и достоверную информацию о кандидатах на выборные должности, которая включает перечень сведений общего биографического характера, сведения о неснятых или непогашенных судимостях, сведения о гражданстве, сведения о размере и об источниках доходов кандидатов, а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной), о вкладах в банках, ценных бумагах. Все стороны жизнедеятельности кандидата на выборную должность должны быть достаточно «прозрачными» для избирателей. Кандидат несет ответственность за полноту и достоверность доводимой до сведения избирательной комиссии информации о себе.

Достаточно распространенным стало явление опубликования опросов общественного мнения по тем или иным вопросам, связанным с выборами, рейтингами кандидатов. Однако к такому рода информированию необходимо относиться с особой осторожностью. Нередко по заказу кандидата публикуется выгодный ему «рейтинг» кандидатов, составленный якобы по результатам опроса общественного мнения, при этом указывается организация, «проводившая опрос», не существующая в действительности. Рейтинг является сильным инструментом давления на сознание избирателей и зачастую способствует созданию лживого мифа нейтральности и объективности, скрывая продуманное манипулирование сознанием.

Агитационные гарантии избирательных прав граждан -совокупность условий и средств, обеспечивающих участникам избирательного процесса свободное, осознанное, ответственное осуществление агитационной деятельности, а также равный доступ к источникам ее освещения.

Агитационные гарантии касаются деятельности как граждан (избирателей), так и кандидатов на выборные должности.

Общие условия проведения предвыборной агитации базируются на принципе равенства.

Закон «Об основных гарантиях…» вводит запрет на предоставление для агитации телевизионного эфира или печатной площади в СМИ, учрежденных менее чем за год до выборов. Известно, что на каждых выборах в массовом порядке появляются газеты-«однодневки», созданные специально для данной кампании.

Важная гарантия закреплена в ст. 48 закона «Об основных гарантиях…», согласно которой использование изображения физического лица, положительных высказываний о кандидатах, избирательных объединениях, блоках в агитационных материалах возможно только с письменного согласия данного физического лица.

Публикация агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с кандидатами.

Кандидаты вправе беспрепятственно распространять агитационные материалы в законном порядке. Законный порядок умело обходится опытными кандидатами посредством заангажированных способов ведения агитации.

Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать исходные данные организации, изготовившей материалы, заказавшей их, информацию о тираже и дате выпуска этих материалов.

Организации, осуществляющие выпуск СМИ, обязаны хранить учетные документы о бесплатном и платном предоставлении эфирного времени и печатной площади не менее 3 лет со дня голосования.

Под специальными юридическими гарантиями (правовыми санкциями)следует понимать закрепление свободы выборов нормами права и обеспеченность их всей правоохранительной деятельностью государства в лице его государственных органов и общественно-политических организаций, которые в случае нарушения избирательных прав граждан и законов о выборах, применяют соответствующие санкции.

Рассматривая специальные юридические гарантии избирательных прав и правовые санкции как их составляющую, в первую очередь необходимо обратить внимание на институт обжалования и судебной защиты, а также институт ответственности за нарушения избирательных прав и законодательства о выборах.

Обобщение судебной практики позволяет выделить основные виды заявлений и жалоб: 1) на обжалование неправильностей в списке избирателей; 2) на решения об отказе в регистрации инициативных групп; 3) на решения об отказе в регистрации кандидатом; 4) на решения об итогах выборов; 5) обращение в суд окружных избирательных комиссий об аннулировании выдвижения кандидата, если он ведет предвыборную кампанию, грубо нарушая законы о выборах и этические нормы; 6) обжалования избирателями и кандидатами в суд результатов выборов, прочие заявления и жалобы.

Что же касается непосредственно юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства, то она является публично-правовым средством обеспечения общественной заинтересованности в правопорядке при реализации избирательных прав граждан.

В зависимости от отраслевой принадлежности нормативно-правовой основы, различают три вида ответственности: по избирательному, административному, и уголовному праву.

Ответственность по избирательному праву представляет собой разновидность государственно-правовой ответственности, фактическим основанием которой служит избирательное правонарушение, понимаемое как прямо закрепленное в избирательном законодательстве виновное, противоправное деяние, нарушающее избирательные права граждан и влекущее применение санкций, предусмотренных в нормах избирательного законодательства.

Отличительная особенность ответственности по избирательному праву: предусмотрена законодательством ответственность как физических лиц (граждан), так и коллективных субъектов (избирательных комиссий, избирательных объединений, блоков).

По административному и уголовному праву ответственность за нарушения законодательства о выборах всегда строго персональная – к административной или уголовной ответственности коллективные субъекты не привлекаются.

Объемный перечень составов правонарушений избирательных прав граждан и законов о выборах приведен в федеральном законе «Об основных гарантиях…», а также нашел отражение в уголовном и административном законодательстве. Статья 141 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий; 141.1 – за нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока…; 142 — за фальсификацию избирательных документов или неправильный подсчет голосов; 142.1 – за фальсификацию итогов голосования, а нарушения этих положений расцениваются как посягательство на политические права граждан. Менее опасные нарушения избирательного законодательства влекут административную ответственность, которая регламентирована статьями 5.1-5.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Нарушения законодательства о выборах, за которые предусмотрена административная ответственность, довольно распространены. Большое количество споров, связанных с нарушением избирательных прав, рассматривается также посредством гражданского судопроизводства. Нельзя забывать и о санкциях собственно избирательного законодательства, например, предусмотренных статьей 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях…» — аннулирование (отмена) регистрации кандидата.

РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ

Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 762;

Гарантии избирательных прав граждан — это установленные Конституцией Российской Федерации, за­конами, иными нормативно-правовыми актами условия, пра­вила и процедуры, обеспечивающие реализацию избиратель­ных прав граждан Российской Федерации. Гарантии избира­тельных прав граждан также предусматривают правовое, орга­низационное, информационное, техническое и иное обеспече­ние муниципальных выборов.

Условия — это политический режим, в котором осуществляются выборы. Средства — это механизм и материальные источники, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей.

Политические гарантии избирательных прав выражаются в проведении государством политики, ориентированной на приоритетность развития демократических процедур в РФ. Под ними понимаются:

а) идеологический плюрализм;

б) равенство общественных объединений перед законом;

в) равноправие избирателей на выборах;

г) свобода предвыборной агитации;

д) участие наблюдателей и контроль за ходом голосования на изби­рательных участках.

Организационные гарантии избирательных прав заключаются в существовании хорошо развитой системы подготовки и проведения выборов. К ним также относятся:

а) запрет на членство в избирательных комиссиях любого уровня кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от них лиц;

б) несовместимость депутатского мандата с занятием определен­ных должностей;

в) содействие избирательным комиссиям со стороны государст­венных органов и органов местного самоуправления при подготовке и проведении выборов.

К материальным гарантиям относятся:

1) Оплата расходы по проведению выборов в Российской Федерации за счет средств соответст­вующего бюджета.

2) возможность для партий и кандидатов в депутаты создавать специальные избирате­льные фонды, средства в которые вправе перечислять оговоренные в законе организации.

3) Предоставление государственными средствами массовой информации бесплатно и на равных условиях эфирное время и место в печатных изданиях кандидатам для агитации.

Правовые гарантии позволяют обеспечить свободу выбора юриди­ческими средствами. К ним относятся:

а) право граждан на обжалование неправильностей (неточностей) в списке избирателей;

б) неприкосновенность кандидатов в депутаты;

в) возможность признания результатов выборов недействительными при обна­ружении нарушений законов о выборах;

г) возможность для кандидатов на выборные должности обжаловать в суд результаты выборов;

д) установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан.

Понятие, признаки и система органов государственной власти в Российской Федерации.

Органы государства — это один из кана­лов, через который народ согласно Конституции РФ осуществля­ет свою власть.

Органы государства характеризуются следующими основными чертами.

1.) Каждый государственный орган наделен государственно-власт­ными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предостав­ленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.

2.) Каждый государственный орган образуется в установленном го­сударством порядке. Так, порядок выборов Президента РФ определяет­ся федеральным законом. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Ду­мы тоже устанавливаются федеральными законами.

3.) Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции.

4.) Каждый государственный орган действует в установленном го­сударством порядке.

5.) Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. В Конституции РФ указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти.

В своей совокупности государственные органы Российской Феде­рации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ в нее входят органы государственной власти Федерации и органы госу­дарственной власти ее субъектов.

Единство системы государственных органов Российской Федера­ции обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государст­венной власти.

Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Органы законодательной власти — это Федеральное Собрание РФ; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, за­конодательные собрания республик в составе Федерации; думы, зако­нодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, авто­номной области и автономных округов. Основная особенность этих ор­ганов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупно­сти они составляют систему представительных органов государствен­ной власти Российской Федерации.

К органам исполнительной власти относятся прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти — Правительство РФ; дру­гие федеральные органы исполнительной власти — министерства и ве­домства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъ­ектов Федерации — президенты и главы администраций субъектов Фе­дерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполни­тельной власти, возглавляемую Правительством РФ.

Органы судебной власти — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации.

Добавить комментарий