ФЗ от 12.06.2002г. № 67ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 11.12.2004г.);
ФЗ от 06.10.2003г. №131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 19.06.2004г.);
законы о выборах в органы местного самоуправления, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации.
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»
Конституция Российской Федерации. Ст. 3, 13, 32, 81, 96, 97, 130.
Гарантии избирательных прав граждан — это установленные Конституцией Российской Федерации, законами, иными нормативно-правовыми актами условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации. Гарантии избирательных прав граждан также предусматривают правовое, организационное, информационное, техническое и иное обеспечение муниципальных выборов.
Условия — это политический режим, в котором осуществляются выборы. Средства — это механизм и материальные источники, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей.
Политические гарантии избирательных прав выражаются в проведении государством политики, ориентированной на приоритетность развития демократических процедур в РФ. Под ними понимаются:
а) идеологический плюрализм;
б) равенство общественных объединений перед законом;
в) равноправие избирателей на выборах;
г) свобода предвыборной агитации;
д) участие наблюдателей и контроль за ходом голосования на избирательных участках.
Организационные гарантии избирательных прав заключаются в существовании хорошо развитой системы подготовки и проведения выборов. К ним также относятся:
а) запрет на членство в избирательных комиссиях любого уровня кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от них лиц;
б) несовместимость депутатского мандата с занятием определенных должностей;
в) содействие избирательным комиссиям со стороны государственных органов и органов местного самоуправления при подготовке и проведении выборов.
К материальным гарантиям относятся:
1) Оплата расходы по проведению выборов в Российской Федерации за счет средств соответствующего бюджета.
2) возможность для партий и кандидатов в депутаты создавать специальные избирательные фонды, средства в которые вправе перечислять оговоренные в законе организации.
3) Предоставление государственными средствами массовой информации бесплатно и на равных условиях эфирное время и место в печатных изданиях кандидатам для агитации.
Правовые гарантии позволяют обеспечить свободу выбора юридическими средствами. К ним относятся:
а) право граждан на обжалование неправильностей (неточностей) в списке избирателей;
б) неприкосновенность кандидатов в депутаты;
в) возможность признания результатов выборов недействительными при обнаружении нарушений законов о выборах;
г) возможность для кандидатов на выборные должности обжаловать в суд результаты выборов;
д) установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан.
ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
Избирательное право в Российской Федерации является всеобщим, равным и прямым, свободнымпри тайном голосовании.
Российскому избирательному праву свойственны пять основных цензов: ценз гражданства,возрастной ценз, ценз дееспособности, ценз судимости и ценз оседлости. Пребывание гражданина внеместа его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территориивыборов, референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в
органы государственной власти соответствующего субъекта РФ или органы местного самоуправления, в
референдуме субъекта РФ, местном референдуме.
Традиционно в юридической литературе избирательное право рассматривается в двух значениях — в
объективном и субъективном.
Избирательное право, как правовая категория в объективном смысле — это институт
конституционного права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих
организацию и порядок проведения выборов, деятельность субъектов избирательного процесса, их права
и обязанности в сфере осуществления народовластия — выборов в органы государственной власти и
органы местного самоуправления.
В субъективном смысле избирательное право понимается как право, непосредственно
принадлежащее конкретному гражданину и характеризующее его избирательную правосубъектность, т.е.
право избирать и быть избранным, а также иные избирательные права (права на выдвижение кандидатов,
проведение предвыборной агитации, быть наблюдателем).
В зависимости от этого различают:
— активное избирательное право — право гражданина обладать при достижении установленного
законом возраста (18 лет) решающим голосом при формировании органов государственной власти
(депутатов, главу государства и т.д.) и органов местного самоуправления. Это право реализуется путем
участия гражданина в голосовании на выборах;
— пассивное избирательное право — право гражданина быть избранным в органы государственной
власти и местного самоуправления. Реализация гражданином пассивного избирательного права зависит
не только и не столько от данного лица, сколько от волеизъявления других субъектов избирательной
кампании.
Под избирательной системой в широком толковании следует понимать установленный в той или
иной стране механизм формирования органов государственной власти и местного самоуправления
посредством выборов, который включает несколько аспектов: закрепленную в законодательстве систему
органов, на которые возложены полномочия по организации и проведению выборов, избирательный
процесс как урегулированную законами и иными нормативными правовыми актами деятельность
политических органов, других субъектов правоотношений (избирателей, политических партий, кандидатов,
СМИ и т.д.) на различных стадиях или этапах выборов, а также способ установления результатов выборов
и распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования
избирателей.
Виды избирательных систем.
Мажоритарная(от фр. majorite — большинство) — исторически первая избирательная система.
При этой системе избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов
избирателей по избирательному округу, где он баллотируется. Очевидные преимущества такой системы — традиционность применения, относительная простотапроцедур, прозрачность избирательного процесса.
Пропорциональная избирательная система предполагает распределение депутатских мандатов
между партийными списками в соответствии с количеством голосов, поданных за каждый список.
В Российской Федерации применяются мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.
Всякое право лишь тогда проявляет себя как ценность, когда оно реализуется, то есть располагает определенной системой гарантий. В равной мере это относится и к праву граждан избирать и быть избранными. Гарантии избирательных прав наряду с избирательным правом, правовыми принципами, избирательным процессом являются элементом избирательной системы России. Гарантии, как социально-правовые меры материального, организационного и иного характера выступают средством реального осуществления избирательных прав, а в необходимых случаях — эффективной защиты от возможных нарушений.
Законодатель определил гарантии избирательных прав граждан как «установленные Конституцией России, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры», обеспечивающие их реализацию… (ст. 2 закона «Об основных гарантиях…»).
С точки зрения науки конституционного права, под гарантиями избирательных прав граждан следует понимать систему правовых норм, закрепляющих упорядоченную совокупность политических, организационно-материальных, информационных, агитационных, специальных юридических условий и средств, обеспечивающих избирателям беспрепятственную, осознанную и ответственную свободу волеизъявления на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.
Традиционно гарантии принято подразделять на общие и специальные.
Общие гарантии обеспечиваются демократическим политическим режимом, соблюдением прав свобод человека и гражданина, состоянием законности и правопорядка в обществе, высоким уровнем правовой культуры. В системе общих гарантий выделяют общеправовые гарантии-предпосылки: законодательство, законность, уровень правосознания граждан. Они тесно связаны с принципами правового государства — верховенством права, приоритетом прав личности, разделением властей.
Особое внимание необходимо уделить специальным гарантиям избирательных прав граждан, которые представляют собой систему особых правовых, корпоративных и других социальных норм, обеспечивающих свободу волеизъявления избирателей. Все они находятся во взаимной зависимости, дополняют друг друга и действуют как единый механизм, обеспечивающий реальную свободу выборов.
Система специальных гарантий состоит из:1) политических гарантий; 2) организационно-материальных гарантий, 3) информационных гарантий, 4) агитационных гарантий, 5) специальных юридических гарантий (правовых санкций).
Политические гарантии избирательных прав граждан –это совокупность условий и средств, определяющих воздействие всей политической системы на избирательный процесс и обеспечивающих его субъектам реальное, осознанное, ответственное и свободное участие в организации и проведении выборов органов государственной власти и местного самоуправления.
Политические гарантии избирательных прав можно разделить на две группы:
1) гарантии кандидатов на выборные должности;
2) гарантии избирателей.
К политическим гарантиям кандидатов на выборные должности относятся: 1) демократизм выдвижения кандидатов на выборные должности; 2) добровольное участие кандидатов в выборах; 3) равенство прав кандидатов на выборные должности в однопорядковые органы; 4) неприкосновенность зарегистрированных кандидатов; 5) свобода предвыборной агитации.
Организационно-материальные гарантии избирательных прав — это система закрепленных нормами права условий, средств и способов, обеспечивающих материально-техническую и финансовую деятельность субъектов избирательного процесса. Вкратце остановимся на некоторых из них.
Важная гарантия закреплена в п. 8 ст. 53 закона, согласно которой обязанность обеспечения безопасности при проведении предвыборной агитации посредством массовых мероприятий возлагается на государственные органы.
Также к ним стоит отнести:
1) меры, обеспечивающие осуществление избирательных прав в процессе образования избирательных комиссий, избирательных округов, избирательных участков;
2) правила, согласно которым государственные и общественные органы, руководители предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории избирательного округа, обязаны оказывать кандидату на выборную должность: содействие в организации встреч с избирателями, проведении предвыборных собраний, встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, в получении необходимых справочных и информационных материалов;
3) меры, обеспечивающие личное и тайное голосование, публичное опечатывание и вскрытие избирательных урн, гласный подсчет голосов избирателей и т.д.
Информационные гарантии избирательных прав — совокупность условий и средств, обеспечивающих субъектам избирательного процесса свободный и равный доступ к источникам полной, объективной, достоверной информации о ходе подготовки и проведения выборов и нормативном их обеспечении.
Составляющими информационных гарантий являются: право избирателей на полную и достоверную информацию о кандидатах на выборные должности; право избирателей на информацию о ходе подготовки и проведения выборов; о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве о выборах; право кандидатов на объективное и достоверное содержание и распространение информационных материалов; право кандидатов на равный доступ к источникам распространения информации; право участников избирательного процесса на свободный доступ к информации об итогах голосования и результатов выборов и др.
Основное внимание уделяется праву избирателей на полную и достоверную информацию о кандидатах на выборные должности, которая включает перечень сведений общего биографического характера, сведения о неснятых или непогашенных судимостях, сведения о гражданстве, сведения о размере и об источниках доходов кандидатов, а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной), о вкладах в банках, ценных бумагах. Все стороны жизнедеятельности кандидата на выборную должность должны быть достаточно «прозрачными» для избирателей. Кандидат несет ответственность за полноту и достоверность доводимой до сведения избирательной комиссии информации о себе.
Достаточно распространенным стало явление опубликования опросов общественного мнения по тем или иным вопросам, связанным с выборами, рейтингами кандидатов. Однако к такому рода информированию необходимо относиться с особой осторожностью. Нередко по заказу кандидата публикуется выгодный ему «рейтинг» кандидатов, составленный якобы по результатам опроса общественного мнения, при этом указывается организация, «проводившая опрос», не существующая в действительности. Рейтинг является сильным инструментом давления на сознание избирателей и зачастую способствует созданию лживого мифа нейтральности и объективности, скрывая продуманное манипулирование сознанием.
Агитационные гарантии избирательных прав граждан -совокупность условий и средств, обеспечивающих участникам избирательного процесса свободное, осознанное, ответственное осуществление агитационной деятельности, а также равный доступ к источникам ее освещения.
Агитационные гарантии касаются деятельности как граждан (избирателей), так и кандидатов на выборные должности.
Общие условия проведения предвыборной агитации базируются на принципе равенства.
Закон «Об основных гарантиях…» вводит запрет на предоставление для агитации телевизионного эфира или печатной площади в СМИ, учрежденных менее чем за год до выборов. Известно, что на каждых выборах в массовом порядке появляются газеты-«однодневки», созданные специально для данной кампании.
Важная гарантия закреплена в ст. 48 закона «Об основных гарантиях…», согласно которой использование изображения физического лица, положительных высказываний о кандидатах, избирательных объединениях, блоках в агитационных материалах возможно только с письменного согласия данного физического лица.
Публикация агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с кандидатами.
Кандидаты вправе беспрепятственно распространять агитационные материалы в законном порядке. Законный порядок умело обходится опытными кандидатами посредством заангажированных способов ведения агитации.
Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать исходные данные организации, изготовившей материалы, заказавшей их, информацию о тираже и дате выпуска этих материалов.
Организации, осуществляющие выпуск СМИ, обязаны хранить учетные документы о бесплатном и платном предоставлении эфирного времени и печатной площади не менее 3 лет со дня голосования.
Под специальными юридическими гарантиями (правовыми санкциями)следует понимать закрепление свободы выборов нормами права и обеспеченность их всей правоохранительной деятельностью государства в лице его государственных органов и общественно-политических организаций, которые в случае нарушения избирательных прав граждан и законов о выборах, применяют соответствующие санкции.
Рассматривая специальные юридические гарантии избирательных прав и правовые санкции как их составляющую, в первую очередь необходимо обратить внимание на институт обжалования и судебной защиты, а также институт ответственности за нарушения избирательных прав и законодательства о выборах.
Обобщение судебной практики позволяет выделить основные виды заявлений и жалоб: 1) на обжалование неправильностей в списке избирателей; 2) на решения об отказе в регистрации инициативных групп; 3) на решения об отказе в регистрации кандидатом; 4) на решения об итогах выборов; 5) обращение в суд окружных избирательных комиссий об аннулировании выдвижения кандидата, если он ведет предвыборную кампанию, грубо нарушая законы о выборах и этические нормы; 6) обжалования избирателями и кандидатами в суд результатов выборов, прочие заявления и жалобы.
Что же касается непосредственно юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства, то она является публично-правовым средством обеспечения общественной заинтересованности в правопорядке при реализации избирательных прав граждан.
В зависимости от отраслевой принадлежности нормативно-правовой основы, различают три вида ответственности: по избирательному, административному, и уголовному праву.
Ответственность по избирательному праву представляет собой разновидность государственно-правовой ответственности, фактическим основанием которой служит избирательное правонарушение, понимаемое как прямо закрепленное в избирательном законодательстве виновное, противоправное деяние, нарушающее избирательные права граждан и влекущее применение санкций, предусмотренных в нормах избирательного законодательства.
Отличительная особенность ответственности по избирательному праву: предусмотрена законодательством ответственность как физических лиц (граждан), так и коллективных субъектов (избирательных комиссий, избирательных объединений, блоков).
По административному и уголовному праву ответственность за нарушения законодательства о выборах всегда строго персональная – к административной или уголовной ответственности коллективные субъекты не привлекаются.
Объемный перечень составов правонарушений избирательных прав граждан и законов о выборах приведен в федеральном законе «Об основных гарантиях…», а также нашел отражение в уголовном и административном законодательстве. Статья 141 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий; 141.1 – за нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока…; 142 — за фальсификацию избирательных документов или неправильный подсчет голосов; 142.1 – за фальсификацию итогов голосования, а нарушения этих положений расцениваются как посягательство на политические права граждан. Менее опасные нарушения избирательного законодательства влекут административную ответственность, которая регламентирована статьями 5.1-5.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Нарушения законодательства о выборах, за которые предусмотрена административная ответственность, довольно распространены. Большое количество споров, связанных с нарушением избирательных прав, рассматривается также посредством гражданского судопроизводства. Нельзя забывать и о санкциях собственно избирательного законодательства, например, предусмотренных статьей 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях…» — аннулирование (отмена) регистрации кандидата.
РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 762;
Гарантии избирательных прав граждан — это установленные Конституцией Российской Федерации, законами, иными нормативно-правовыми актами условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации. Гарантии избирательных прав граждан также предусматривают правовое, организационное, информационное, техническое и иное обеспечение муниципальных выборов.
Условия — это политический режим, в котором осуществляются выборы. Средства — это механизм и материальные источники, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей.
Политические гарантии избирательных прав выражаются в проведении государством политики, ориентированной на приоритетность развития демократических процедур в РФ. Под ними понимаются:
а) идеологический плюрализм;
б) равенство общественных объединений перед законом;
в) равноправие избирателей на выборах;
г) свобода предвыборной агитации;
д) участие наблюдателей и контроль за ходом голосования на избирательных участках.
Организационные гарантии избирательных прав заключаются в существовании хорошо развитой системы подготовки и проведения выборов. К ним также относятся:
а) запрет на членство в избирательных комиссиях любого уровня кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от них лиц;
б) несовместимость депутатского мандата с занятием определенных должностей;
в) содействие избирательным комиссиям со стороны государственных органов и органов местного самоуправления при подготовке и проведении выборов.
К материальным гарантиям относятся:
1) Оплата расходы по проведению выборов в Российской Федерации за счет средств соответствующего бюджета.
2) возможность для партий и кандидатов в депутаты создавать специальные избирательные фонды, средства в которые вправе перечислять оговоренные в законе организации.
3) Предоставление государственными средствами массовой информации бесплатно и на равных условиях эфирное время и место в печатных изданиях кандидатам для агитации.
Правовые гарантии позволяют обеспечить свободу выбора юридическими средствами. К ним относятся:
а) право граждан на обжалование неправильностей (неточностей) в списке избирателей;
б) неприкосновенность кандидатов в депутаты;
в) возможность признания результатов выборов недействительными при обнаружении нарушений законов о выборах;
г) возможность для кандидатов на выборные должности обжаловать в суд результаты выборов;
д) установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан.
Понятие, признаки и система органов государственной власти в Российской Федерации.
Органы государства — это один из каналов, через который народ согласно Конституции РФ осуществляет свою власть.
Органы государства характеризуются следующими основными чертами.
1.) Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.
2.) Каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке. Так, порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы тоже устанавливаются федеральными законами.
3.) Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции.
4.) Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке.
5.) Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. В Конституции РФ указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти.
В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов.
Единство системы государственных органов Российской Федерации обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти.
Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Органы законодательной власти — это Федеральное Собрание РФ; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.
К органам исполнительной власти относятся прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти — Правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти — министерства и ведомства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов Федерации — президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ.
Органы судебной власти — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации.