Законность– это требование общества и государства, состоящее в полном, точном и неуклонном осуществлении правовых норм всеми субъектами права.
Выполнение этого требования заключается в добросовестном, ответственном соблюдении, исполнении и применении правовых норм.
Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения.
Понятие «режим законности» означает определенное состояние соответствия общественных отношений законам и подзаконным нормативным правовым актам. Режим законности есть состояние правомерности общественных отношений.
Предпосылки режима законности:
1) наличие правовых законов и соответствующих им подзаконным нормативных правовых актов;
2) их реализация всеми субъектами права.
Принципы законности:
1. Всеобщность законности.
Она заключается во всеобщей обязательности ее требований, обращенных ко всем субъектам права.
2. Единство законности.
Она заключается в единообразном понимании и реализации правовых норм на всей территории их действия. Местные особенности должны учитываться, но только в рамках закона и на его основе.
3. Верховенство закона.
Все иные правовые акты должны соответствовать закону. Издание правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности.
4. Равенство всех перед законом.
Перед законом все равны и должны ему следовать. Все граждане должны иметь равную возможность пользоваться защитой закона и равную обязанность соблюдать и исполнять его.
5. Неотвратимость юридической ответственности за совершение правонарушения.
Любое правонарушение должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении лица должны быть привлечены к юридической ответственности.
6. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина должны быть не только провозглашены, но и гарантированы, то есть должны быть созданы объективные условия и специальные юридические средства, обеспечивающие реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина.
7. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности.
Никакие отступления от закона не могут быть оправданы тем, что его соблюдение в данном случае нецелесообразно. Целесообразность – это деятельность в пределах закона, так как именно в нем должны быть закреплены наиболее целесообразные и справедливые предписания. Если закон устарел, стал нецелесообразным, его нужно изменить или отменить, но только в соответствии с установленной процедурой, которая определена законом. До тех пор, пока закон не изменен или не отменен в установленном порядке, его предписания обязательны для всех субъектов права.
8. Неразрывная связь законности и культуры.
От культурного уровня личности и общества зависит состояние законности. И наоборот, состояние законности является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества.
Для реализации требований законности большое значение имеют ее гарантии.
Гарантии законности — это совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию законов и подзаконных нормативных правовых актов, беспрепятственное осуществление прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.
Под гарантиями законности понимаются объективные условия существования общества и специально выработанные государством и обществом средства, обеспечивающие точную реализацию норм права всеми субъектами.
Виды гарантий законности:
1) экономические (уровень экономического развития общества, уровень жизни населения);
2) политические (это демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании политической системы общества в целом с присущими демократическому обществу политическим плюрализмом, многопартийностью, разделением властей, правовым государством);
3) организационные (это деятельность специальных органов, осуществляющих контроль и надзор за реализацией законов и подзаконных нормативных правовых актов, эффективность деятельности государственного аппарата в целом);
4) общественные (это комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с правонарушениями, нарушениями законности);
5) идеологические (это уровень развития правосознания и правовой культуры личности и общества, уровень идейного, нравственного воспитания в обществе);
6) юридические гарантии (это система специальных юридических средств и способов укрепления законности). К ним относятся:
а) нормы права, в которых выражены требования законности;
б) контрольно-надзорная деятельность государственных органов;
в) меры государственного принуждения (меры защиты, меры предупредительного воздействия, меры пресечения, меры юридической ответственности).
Действенность гарантий законности достигается только в их взаимосвязи, единстве, в системе.
Обеспечение законности представляет собой систему мер, направленных на профилактику нарушений законности и упрочение законности.
Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий, ликвидацию негативных факторов, явлений, процессов, которые ведут к нарушениям законности.
Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантий законности в деятельности государственных органов и должностных лиц.
Организация системы обеспечения законности в деятельности государственных органов включает:
а) анализ допущенных нарушений законности, причин и условий их совершения;
б) разработку мер по профилактике правонарушений;
в) совершенствование мер защиты законности в деятельности государственных органов;
г) разработку мер по укреплению законности;
д) совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности;
е) формирование практических умений и навыков осуществления служебных обязанностей.
Обеспечение законности связано с общей задачей укрепления российской государственности.
Создание гарантий законности является одной из задач правовой реформы.
Правовая реформа предполагает использование таких методов обеспечения законностикак:
— законодательное обеспечение системы прав и свобод человека и гражданина;
— упрочение и защита конституционного строя;
— реформирование системы государственного управления;
— координация нормотворческой деятельности Российской Федерации и ее субъектов;
— реформа местного самоуправления;
— развитие системы правового воспитания, образования и юридической науки и другие.
Гарантии законности – это объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия, субъективные факторы и специальные средства.
Общие условия, гарантирующие законность
Это объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Естественно, что общественная жизнь, ее правовое регулирование осуществляется не в вакууме, а при определенных условиях. Одни из них способствуют эффективности права, его реализации, другие — затрудняют правовое регулирование, делают его менее эффективным. Первые и определяются как гарантии законности, то есть как условия, обеспечивающие ее претворение в жизнь. Анализ этих условий имеет важное значение.
К общим гарантиям (условиям) относятся экономические, политические, идеологические, социальные и правовые.
Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования. Они прямо и непосредственно оказывают влияние на состояние законности. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т.д.
Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии или силовых структур, не мощью репрессивного аппарата. Сильная государственная власть – это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, которая способна обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Важным условием укрепления государства (а значит и укрепления законности) является демократия. Демократическое государство – не слабая, аморфная власть. Это система сильной, и в то же время целиком ответственной перед народом власти, основанной на демократических принципах формирования и функционирования. Именно в условиях демократического (а не тоталитарного или авторитарного) режима возможно наличие демократического, гуманного законодательства и его эффективная реализация.
Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. В частности, она предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, к закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но, в первую очередь, государственного служащего, правоприменителя, законодателя
Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят о положения, сложившегося в социальной сфере. Развитая система социальных услуг, достаточно высокий жизненный уровень населения, отсутствие безработицы, государственная защита нуждающихся – необходимые условия укрепления законности. И напротив, падение жизненного уровня, рост безработицы, стоимости жизни самым непосредственным образом сказываются на уровне законности, провоцируют граждан на поиски путей незаконного обогащения, обход закона, порождают национальные и социальные конфликты.
Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Именно законодательство является основой, нормативной базой законности, определяет ее характер. Для обеспечения необходимого уровня законности законодательство должно отвечать объективным потребностям и быть технически совершенным. При его формировании нужно использовать современный юридический инструментарий, оно должно иметь четкую структурную организацию, основываться на современных прогрессивных принципах. Расплывчатые формулировки, пробелы, противоречия в законодательстве неизбежно влекут за собой нарушение правовых предписаний. Однако для обеспечения режима законности важное значение имеет не только формально-юридическая, техническая, но и содержательная сторона права, действующего законодательства.
Помимо объективных условий на состояние законности оказывают влияние и соответствующие субъективные факторы. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций.
Так, функционирование советского государства базировалось на марксистской концепции, согласно которой социалистическое государство по своей сущности – государство диктатуры пролетариата. Диктатура же – власть, не связанная ни какими законами. В этих условиях вполне объяснимо и даже неизбежно нарушение законности, ущемления прав и свобод, отступление от требований закона по причине «революционной целесообразности», необходимости подавления сопротивления свергнутых классов. Проявлением беззакония и произвола в деятельности государственных органов способствовали теоретические положения об усилении классовой борьбы с построением социализма, об отмирании государства, о сокращении сферы правового регулирования.
Уровень законности определяется и эффективностью политического руководства, правильным избранием государственными лидерами приоритетов при принятии политических решений, готовностью и умением соответствующих органов и должностных лиц вести борьбу за укрепление законности. Например, согласно ст. 80 Конституции РФ Президент Российской Федерации является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Естественно, что от характера и направлений его деятельности в деле укрепления законности во многом зависит ее состояние.
Специальные юридические средства обеспечения законности
Это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.
Среди них можно выделить юридические и организационные средства (гарантии).
Юридические гарантии (средства) – совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление и защиту прав и свобод.
Средства выявления (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда и т.д. Эти гарантии связаны с работой компетентных органов, направленных на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения последствий. Некоторые гарантии связаны с деятельностью граждан. Таково, например, конституционное право на обжалование незаконных действий органов и должностных лиц в суде.
Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные законодательством средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения. Например, ст. 373 Трудового кодекса РФ предусматривает, что расторжение трудового договора по инициативе администрации с работником, являющимся членом профсоюза, в указанных в законе случаях возможно только с учетом мотивированного мнения профсоюзного органа.
Меры пресечения правонарушений. Используются в тех случаях, когда необходимо в принудительном порядке прекратить противоправные действия. Это задержание, обыск, приостановка работы предприятия в связи с грубым нарушением противопожарных требований и т.д.
Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений.
Юридическая ответственность также является важнейшим и необходимым средством обеспечения законности, причем её эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью наказания.
Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям. Процесс есть форма жизни закона, поэтому реальную жизнь формально закрепленные права и свободы могут получить, лишь имея процессуальное обеспечение, четкий порядок реализации.
Наконец, важной гарантией законности является правосудие – деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.
Помимо юридических средств специальные гарантии включают в себя и организационные средства. К ним относятся различные мероприятия организационного характера, специально направленные на улучшение деятельности по обеспечению законности.
Гарантии законности – это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществления прав граждан и интересов общества и государства.
Выделяют следующие виды гарантий законности:
Социально – экономические (степень экономического развития общества, уровень его благосостояния, многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.);
Политические (степень демократизма конституционного строя, политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей и т.д.);
Организационные (деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов — прокуратуры, суда и т.д.);
Общественные (сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства);
Идеологические (степень развития правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к требованиям права, уровень нравственного воспитания в обществе);
Специально – юридические (способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований).
Роль законности и правопорядка может быть рассмотрена с различных позиций, и, прежде всего, с точки зрения интересов личности и государства. Для государства эта роль в первую очередь определяется в зависимости от того места, которое занимают законность и правопорядок в правовом регулировании общественных отношений. Руководя обществом, государство использует различные методы и средства: экономические, политические, идеологические, организационные и др. Среди них особое место занимает правовое регулирование общественных отношений. Этот метод заключается в том, что государство издает (или санкционирует) правовые нормы и обеспечивает их соблюдение и исполнение, т.е. законность, и тем самым добивается правопорядка.
Другие методы государственного руководства обществом часто реализуются через правовое регулирование. Так, планирование (метод организационный) нередко осуществляется посредством утверждения плана нормативным актом (например, закон о бюджете); заработная плата (метод экономический) устанавливается через нормативное закрепление её размеров, порядка начисления и выплат.
4. Дисциплина: понятие и виды.
Дисциплина выступает необходимым средством против общественной дезорганизации в её различных формах и степенях.
Выделяют следующие виды дисциплины:
-Государственная (этот вид связан с выполнением требований, предъявляемых к государственным служащим);
-Трудовая (форма общественной связи людей в процессе труда с обязательным подчинением его участников определенному распорядку);
-Воинская (соблюдение военнослужащим правил, установленных законами, уставами, приказами);
-Договорная (соблюдение субъектами обязательств, предусмотренных в хозяйственных договорах);
-Финансовая (соблюдение субъектами бюджетных, налоговых и иных финансовых предписаний);
-Технологическая (соблюдение субъектами в процессе производства предписаний соответствующих технологий и т.п.).
Законность – более узкое понятие, чем дисциплина, так как первое означает соблюдение лишь правовых норм, а второе – соблюдение всех социальных норм, включая правовые, нравственные и т.д.; если результатом законности выступает правопорядок, то результатом дисциплины – порядок общественный.
Тема 24. ПРАВО, ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО. СФЕРА ПРАВА.
Цель занятия:изучив данные понятия, их соотношение, рассмотреть правовой статус личности в современный период, определить понятие сферы права.
Ключевые слова:законность, правопорядок, дисциплина.
План лекции
1. Права человека и гражданина: понятие и классификация
2. Демократизация института гражданства.
3. Права и свободы личности и международное право. Всеобщая декларация прав человека.
4. Понятие сферы права.
1. Права человека и гражданина: понятие и классификация
Права человека – это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека.Права человека- универсальная категория, представляющая собой вытекающее из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражающее над национальной, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.
Права гражданина – это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того который находиться в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные. Последнее могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.
Свобода личности – это тоже право гражданина, но выражающее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий стеснении в чем-то.
Права человека и гражданина делятся в зависимости от содержания на:
— гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоинства, тайну переписки, телефонных переговоров и др.);
— политические (право избирать и быть избранным в властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);
— экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд отдых и др.);
— социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.);
— культурный (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).
Законность и правопорядок являются основой нормальной жизни цивилизованного общества. Они выступают непременным условием эффективной деятельности государственных и иных общественных организаций, обеспечивают охрану прав и свобод человека и гражданина, формируют у членов общества высокий уровень правосознания и правовой культуры.
Законы и иные нормативно-правовые акты реализуются не автоматически. Для того чтобы они не остались на бумаге, а реально претворялись в жизнь, требуются соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических и юридических мер, обеспечивающих такую реализацию. Эти меры называют гарантиями законности — представляющие собой взятые в системе объективно сложившиеся факторы и специально предпринимаемые государством меры, обеспечивающие процесс реализации законности.
В связи с этим значение приобретает гарантированность законности и правопорядка государством.
Гарантии — это совокупность условий и способов, позволяющих беспрепятственно реализовать правовые нормы, пользоваться субъективными правами и исполнять юридические обязанности. Под гарантиями понимаются как объективные условия существования общества, так и специально выработанные государством и общественностью средства, обеспечивающие точную реализацию норм права всеми субъектами.
Гарантии можно разделить на две группы: юридические и неюридические.
К неюридическим гарантиям относятся те объективно сложившиеся в обществе социальные, экономические, политические, идеологические условия, отношения и факторы, которые оказывают существенное, хотя и опосредованное, влияние на весь процесс формирования, установления и реализации права. Их можно назвать условиями обеспечения законности.
К юридическим гарантиям относятся условия и факторы юридического характера, оказывающие непосредственное воздействие на процесс установления, упрочения и реального функционирования режима правовой законности и правопорядка.
Различают общие гарантии: социально-экономические, политические, юридические, идеологические, международные и специальные — нормативные и организационно-правовые.
Главным определяющим элементом общей законности в государстве является конституционная законность, представляющая собой реально действующую систему конституционализма в стране. Структура конституционной законности включает такие элементы, как правовой характер конституции, ее верховенство в правовой системе страны, прямое действие на всей территории государства, а также эффективную защиту основного закона государства. В Российской Федерации ведущая роль в охране Конституции принадлежит Конституционному Суду РФ.
Социально-экономические (материальные) гарантии означают установление эквивалентных отношений между производителями и потребителями материальных благ.
Социальные гарантии включают в себя весь комплекс общественных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от идеи законности. Это профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений, контрольная функция обществен-ности, использование возможностей учета общественного мнения и т.п.
Экономические (материальные) гарантии — это, прежде всего, материальные условия жизни общества, сердцевиной которых являются социально-экономическое устройство общества, существующие формы собственности, их многообразие, хозяйственная самостоятельность частных (физических) и юридических лиц.
Политические гарантии — это совокупность элементов политической системы общества, демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании политической системы в целом, с присущими демократическому обществу политическим плюрализмом, реальностью разделения властей, участием граждан в управлении государством, наличие правового государства (или хотя бы тенденции к его построению).
Юридические гарантии — система специальных юридических средств укрепления законности и правопорядка, деятельность специальных государственных органов по предупреждению и пресечению правонарушений и обеспечению правовой защищенности каждого человека. К специальным юридическим средствам следует отнести, прежде всего, все нормы права, в которых выражено требование законности. Правовая регламентация общественных отношений ставит правоохранительные органы в четкие правовые рамки, лишает их возможности действовать, исходя из интересов целесообразности.
Сюда же можно отнести: специальные процедуры правоприменительной деятельности, обеспечение права на защиту. Необходимо учитывать все эти и другие факторы, которые взаимосвязаны друг с другом.
В систему юридических гарантий обеспечения правовой законности и реального правопорядка входят:
— достаточно развитая и постоянно совершенствуемая система действующего правового законодательства;
— развитое состояние юридической науки, опирающейся на идеи и достижения юридической мысли и юридического правопонимания;
— развитая система подготовки и переподготовки юридических кадров;
— высокий уровень общественного и профессионального юридического правосознания;
— правовая активность граждан, юридических лиц, общественных организаций и гражданского общества в целом;
— развитые процессуально-правовые формы реализации норм права;
— эффективно действующая система защиты действующего права, поддержки правомерного поведения, пресечения правонарушений и применения надлежащих мер юридической ответственности;
— развитые организационно-институциональные формы специального государственного и общественного контроля за неуклонным соблюдением всеми субъектами права принципа и требований правовой законности и реального правопорядка (различные формы общегосударственного и общественного контроля, прокурорский надзор, контроль судов общей и конституционно-правовой юрисдикции и т.д.).
Идеологические (прежде всего, нравственные) гарантии — это благоприятная морально-психологическая обстановка в обществе, высокий уровень духовности и культуры людей, их правосознание. Эти гарантии состоят в господстве идеологии, на базе которой развиваются духовная жизнь общества, идейное воспитание граждан, включая все формы общественного сознания, в первую очередь правовое, глубокое уважение к праву как социальной ценности.
Международные гарантии включают реакцию со стороны организаций ООН, правозащитников, право граждан обращаться в международный суд и т. п.
Общественные гарантии законности представляют собой сложившийся в государстве комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью с целью борьбы с нарушением законодательства.
В отличие от общих специально-юридические гарантии законности представляют собой способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения правонарушений.
К ним, в частности, относятся:
— специальные принципы (например, принцип презумпции невиновности);
— правовые институты и процедуры (порядок возбуждения и рассмотрения уголовного дела);
— закрепленные в законе средства поощрения.
Только взаимное действие всех факторов может обеспечить стабильное функционирование режима правовой законности и реального правопорядка.
Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т.е. гарантии законности.
В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка Общая теория права и государства. Учебник/Под ред. В.В.Лазарева — 2-е изд., перераб. и доп. — М., Юрист, 1996. С. 126..
К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует своё поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.
ПОЛИТИЧЕСКИМИ ГАРАНТИЯМИ законности и правопорядка является все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития. Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной политической системы общества, в интересы всего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.
К ЮРИДИЧЕСКИМ ГАРАНТИЯМ относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направлено на предотвращение и пресечение нарушение законности и правопорядка. Её осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти Стрекозов В.Г., Хропанюк В.Н. Теория государства и права В.Г. Стрекозов, В.Н. Хропанюк М., 1996. С. 198.. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивости правопорядка.
НРАВСТВЕННЫМИ ГАРАНТИЯМИ законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество — это общество, функционирующие на основе законов, в условиях стабильного правопорядка.
Законность и правопорядок в обществе обеспечивается всей системой гарантий, который органически взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и дополняют друг друга.
Вместе с тем было бы неправильно рассчитывать только на объективные процессы. В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности. Формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.
Метод убеждения представляет собой активное моральное и (или) материальное воздействие на сознание и поведение людей с целью воспитания у них осознанного исполнения требований правовых и других социальных норм.
Убеждение как метод — это такое воздействие, которое обеспечивает добровольное соблюдение объектом управления норм права и требований должностных лиц Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние // Журнал российского права. 1998. № 1. С. 35.. Содержание метода убеждения включает комплекс различных мер воздействия на сознание и поведение людей, которые можно подразделить на две подгруппы: меры воспитательного и меры организационного характера.
К числу мер убеждения воспитательного характера можно отнести разъяснение, обоснование, обсуждение, лозунги, призывы, критику, показ положительных примеров, поощрение, использование различных приемов социальной психологии и педагогики. К примеру, убеждение включает в себя такие элементы, как овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, эмоции, разжигание интереса, возбуждение желания. Выбор и использование этих элементов всегда носит активный и творческий характер.
К числу мер убеждения организационного характера можно отнести обучение, проведение пропаганды и агитации, рекламу, обмен опытом и т.д.
Субъект государственного управления использует метод убеждение творчески, применяя меры убеждения как урегулированные правом, так и нет. В этом его отличие от принуждения, поскольку в рамках принуждения могут применяться только те меры принуждения, которые предусмотрены законом Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. № 3. С. 45..
Важное место в стимулировании должного поведения участников отношений среди мер убеждения принадлежит поощрению. «Поощрение — это публичное признание заслуг, награждение, оказание общественного почета лицу в связи с достигнутыми успехами в выполнении правовых обязанностей или общественного долга. Поощрение предназначено для стимулирования активной деятельности субъектов управленческих отношений, формирования законопослушного поведения, укрепления дисциплины».
Принуждение как метод воздействия состоит в применении государственными органами и их должностными лицами установленных законом мер принуждения для преодоления правовой аномалии и позволяет посредством правовых ограничений, лишений, обременений или ответных действий заставить обязанных лиц исполнять возложенные на них юридические обязанности и соблюдать установленные законом запреты, а также обеспечить правопорядок, безопасность личности, общества и государства от потенциальных и реальных угроз.
Под правовой аномалией как основанием для применения принуждения следует понимать:
- · либо виновное или объективно противоправное неисполнение лицом юридической обязанности по соблюдению наказуемых запретов или по исполнению законных требований уполномоченных должностных лиц;
- · либо неисполнение лицом конкретных обязанностей, в том числе дополнительных, в связи с совершением правонарушения или возникновением иной потенциальной или реальной угрозы;
- · либо иную опасность, возникшую для урегулированных правом и охраняемых законом общественных отношений.
В качестве ответной реакции на правовую аномалию применяются меры принуждения, которые являются «первичным» структурным элементом принуждения.
Меры принуждения — это закрепленные законом способы, приемы и средства воздействия личного, имущественного и организационного характера, позволяющие заставить лицо исполнять юридические обязанности и соблюдать правовые запреты, и состоящие из правовых ограничений, лишений, обременений, ответных силовых физических действий, влекущих наступление правового урона, причинение морального, материального и (или) физического вреда Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М., 2006. С. 324..
В праве выделяют 4 вида мер юридического (правового) принуждения:
- · Дисциплинарное
- · Материальное (гражданско-правовое)
- · Уголовное
- · Административное
Таким образом, убеждение и принуждение, являясь взаимосвязанными элементами механизма обеспечения правопорядка, взаимно дополняют друг друга.
Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентации, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм Зайцев И.М. Законность и Россия // Российская юстиция. 2008. №11. С. 51..
Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Каковы основные элементы механизма правового воспитания? Прежде всего это формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного процесса. В современных условиях применяются самые разнообразные формы правовой работы с населением: правовой всеобуч; пропаганда права средствами массовой коммуникации; правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.).
Вторым важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы — приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка. К методам правового воспитания относятся конкретные и весьма многообразные приемы педагогического, эмоционального, логико-гносеологического воздействия на воспитуемых Теория государства и права. Под ред. А.М.Васильева, учебник. М.,Юрид.лит-ра, 2004. С. 256..
Важным методом правового воспитания является правовое просвещение — центральное звено в деятельности юридической секции общества «Знание». Правовое просвещение, т.е. процесс распространения правовых знаний, служит росту общей юридической культуры и образованности населения. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды — воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения.
Профилактика правонарушений — это деятельность по предупреждению правонарушений, которая может быть направлена непосредственно на субъекта правонарушения, а может и на факторы, обусловливающие совершение преступления, причем не только непосредственные, но и задаваемые более широкими общественными условиями: «Объектом профилактического воздействия должны быть не только сами по себе причины противоправных процессов как нечто уже заданное, а более глубинные процессы, в которых они зарождаются» Алексеев С.С. Теория государства и права. М. 2010. С. 332.. Последние являются объектом специфической социальной профилактики правонарушений, которая представляет собой комплекс конкретных социальных мер (экономических, организационных, управленческих, культурно-воспитательных и др.), осуществляемых в целях предупреждения правонарушений, уменьшения их количества путем выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению.