Гарантии реализации прав и свобод

Марийский юридический вестник

Выпуск 4

А.Н. Приварина»

ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Проблематика прав и свобод человека активно исследовалась на протяжении веков. Теория естественного права, сформировавшаяся еще в античную эпоху, актуальна и сегодня. В современном мире к числу основных назначений и функций правового государства относятся гарантирование, защита, реализация основных прав и свобод. Это согласуется с установкой международного права, согласно которой государство несет ответственность за осуществление прав и свобод. Вот почему и сегодня проблема взаимодействия прав человека и гражданина с государством относится к числу наиболее актуальных и острых.

Сегодня миллионы граждан России заинтересованы в установлении подлинно гуманных отношений со своим государством. В российском общественном сознании прочно утверждается идея прав человека, что закономерно связанно с общими процессами демократизации страны в эти годы. Конституция РФ 1993 г. создала необходимую правовую основу для развития гражданского общества и демократизации государства, стала главным нормативно-правовым средством обеспечения прав и свобод личности. Она либеральна и основана на идеологии естественных прав и свобод. Но, к сожалению, между конституционной моделью и нашей действительностью лежит еще огромная пропасть. Задача заключается в том, чтобы совместить конституционную моделью с невсегда укладывающейся в нее реальностью и обеспечить необходимые гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина. Мало провозгласить права и свободы, главное — материализовать их, уйти от ситуации, когда право есть, а блага нет, закон действует, а цели его не достигаются. В свете данной проблематики цель данной статьи — обобщить конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина (ч. 1 ст. 17). Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Г арантии, в сущности, и есть обязанности, а при- * 76

Канд. ист. наук, доцент кафедры публичного права России и зарубежных стран МарГУ.

3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

менительно к конституционным правам и свободам — это обязанность государства.

Нередко употребляется выражение «материальные гарантии прав», под которыми понимается совокупность экономических и политических условий, делающих права реальными. Наука же конституционного права изучает преимущественно юридические гарантии, т.е. те, которые вытекают из конституции, законов и других нормативных источников. Тем не менее, необходимо также раскрыть сущность как социальноэкономических, так и политических гарантий, поскольку только в их совокупности с юридическими гарантиями можно говорить о полной гарантированности прав и свобод человека и гражданина.

Итак, социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие использование прав и свобод. Это социальная стабильность, развивающаяся экономика, соответствующие производственные мощности, широкая инфраструктура, система учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества, и т.д.

Под политическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условии, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключающего дестабилизацию в обществе; должный уровень политической культуры граждан; борьба с бюрократизмом государственного аппарата, с взяточничеством и другие политико-организационные факторы.

В Конституции РФ права и свободы закрепляются в разных формулировках. Некоторые права закреплены декларативно («каждый имеет право на жилище»), другие — как гарантия («гарантируется свобода массовой информации»), третьи — как объект охраны или защиты со стороны государства или закона («право частной собственности охраняется законом», «материнство и детство, семья находятся под защитой государства»). Различие формулировок не умаляет признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция имеет прямое действие. И само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае, невозможности его отрицания. Однако формулировка «гарантируется» звучит более весомо, она чаще встречается в тех случаях, когда государство обладает системой, способной обеспечить права всех граждан.

Наиболее же общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный 77

Марийский юридический вестник

Выпуск 4

на неуклонном соблюдении Конституции, естественном неотчуждаемом праве и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Субъектом, который прежде всего гарантирует права и свободы, является государство. В ст. 45 Конституции записано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Роль государства как главного гаранта прав и свобод вытекает из содержания ст.ст. 2, 17, 19 и др. Она осуществляется через систему государственных органов. В ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляя их гарантии посредством законодательной деятельности. Соответствующую деятельность в обеспечении гарантий прав и свобод проводят Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации. В восстановлении нарушенных прав и свобод личности особая роль принадлежит судебным органам — Конституционному Суду Российской Федерации, конституционным и уставным судам субъектов РФ, судам общей юрисдикции.

В Конституции предусмотрен такой специальный орган, как Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, который играет важную роль в обеспечении гарантий прав и свобод человека и гражданина. Его деятельность регулируется Федеральным Конституционным Законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 1997 года, в соответствии с которым данная должность «учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами».

Необходимо отметить и то, что создание условий для реализации прав и свобод является задачей не только государственных структур, ее осуществляют и органы местного самоуправления. Свою роль играют и общественные объединения и прежде всего профсоюзы, творческие союзы, женские, молодежные, ветеранские организации.

Конституция Российской Федерации расширила рамки участия и самого человека в защите им своих прав и свобод. Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права. В ст. 45 закреплено, что «каждый 78

3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений. В частности усилены возможности судебной защиты каждым своих прав и свобод. Так, закреплено право обжалования в суд решений и действий (или бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и гражданина, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в положениях Конституции прослеживается тенденция повышения роли самого человека в обеспечении максимально полного использования им прав и свобод, усиления его самостоятельности. Это вытекает из утверждения новых взаимоотношений человека и государства, из отказа от оценки роли государства как патрона, направляющего деятельность пассивной личности. Новые ориентиры в этой области нацелены на развитие творческого потенциала каждого человека, на преодоление иждивенчества, что является важным условием исторического прогресса.

В Конституцию включены нормы, являющиеся исходными в правоустановлениях, направленных на обеспечение в должной мере справедливого отношения к человеку в ходе судебного разбирательства. Часть 1 ст. 48 Конституции гарантирует каждому право на получение юридической помощи. Предоставление такой помощи является обязанностью государства. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 января 1997 г. № 2-П по делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 УПК РСФСР, «гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, в том числе в уголовном судопроизводстве, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии».

Этому призвана служить разветвленная сеть ассоциации юристов -адвокатов. Выбор защитника лицом самостоятельно или по его просьбе другими лицами — это важная гарантия обеспечения права на защиту.

Одной из гарантий права на получение квалифицированной юридической помощи является институт обязательной защиты. Закон устанавливает случаи обязательного назначения подозреваемому, обвиняемому 79

Марийский юридический вестник

Выпуск 4

защитника независимо от их просьбы, а иногда вопреки их желанию, хотя при желании обвиняемый может выбрать и оплатить труд защитника самостоятельно. Но если у него нет средств, такому обвиняемому защитник должен быть назначен, т.е. определен по инициативе органа дознания, следователя, прокурора, суда. Это касается лиц, которые в силу возраста, ряда физических и психических недостатков не могут сами осуществлять свою защиту, лиц, не владеющих языком судопроизводства, лиц, совершивших преступление, за которое в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь.

К числу юридических гарантий относится и конституционная норма об охране законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью. Государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию пр. виненного ущерба.

В целом же изложенные выше конституционно закрепленные гарантии получают развитие и конкретизацию в соответствующих отраслях права: уголовном, уголовно-процессуальном, гражданском, гражданскопроцессуальном и др.

Следует заметить, что осуществление конституционных прав и свобод пока происходит неровно и противоречиво. Поэтому неотложная задача заключается в том, чтобы в ходе демократических преобразований наполнить провозглашенные в Конституции гарантии необходимым физическим содержанием. Нужен механизм пресечения произвола власти, ее безразличия к правам и свободам. Представляется, что данная задача могла бы найти свое разрешение, если бы права, гарантии и средства защиты рассматривались в их взаимосвязи. Нужны ясные, четкие, понятные для граждан нормативно-правовые акты, раскрывающие механизм реализации прав, а также обеспечивающие эффективное использование государством своих властных полномочий по защите конституционных прав и свобод.

С.В. Гвоздев*

УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ ИЛИ НАЛОГОВАЯ

ОПТИМИЗАЦИЯ?

В отечественной правовой доктрине такое понятие как «налоговая оптимизация» только начинает формироваться. По мнению И.И. Ку-черова, налоговой оптимизацией является уменьшение размера налого- 80

Канд. юрид. наук, старший преподаватель кафедры публичного права России и зарубежных стран МарГУ.

Гарантия (от фр. garantie) — ручательство, поручение, обеспечение, условие, обеспечивающее что-либо. Гарантии прав и свобод человека и гражданина являются составляющей, с одной стороны, правового статуса личности, с другой — более емкого понятия «конституционные гарантии», под которыми следует понимать совокупность правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту конституционных принципов, прав человека, основ конституционного строя, выполнения конституционных обязанностей и функционирования различных органов публичной власти. Таким образом, гарантии прав и свобод человека и гражданина — это совокупность конституционно-правовых норм, институтов, средств, способов, механизмов и процедур, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Система гарантий прав и свобод достаточно обширна и включает следующие составляющие (схема 7):

  • — социально-экономические (материальные) гарантии — стабильность экономики, отношений собственности, эффективность налоговой системы и собираемости налогов и пр. (а отсюда — качественное выполнение различных социальных программ, эффективное осуществление личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод);
  • — политические гарантии — демократический характер власти и соответствующий государственный режим, обеспечивающие политическую стабильность, высокий уровень политической культуры власти, личности, различных институтов гражданского общества;
  • — юридические гарантии — собственно правовые средства и способы реализации и защиты прав и свобод.

Юридические гарантии в свою очередь делятся на две группы: формально-юридические и институциональные гарантии.

Формально-юридические гарантии заключаются в нормативном закреплении (непосредственно в Конституции РФ и в других законах) рассмотренных выше и других положений, направленных на обеспечение прав и свобод. Трудно переоценить значение таких конституционных положений, как провозглашение прав и свобод высшей ценностью в качестве одной из основ конституционного строя, определение соблюдения прав и свобод человека в качестве основной обязанности государства (ст. 2 Конституции РФ), закрепление основных прав и свобод на уровне Основного Закона (гл. 2) и признание общепризнанных норм и принципов международного права (в том числе международных стандартов в области прав человека) составной частью российской правовой системы (ч. 4 ст. 15), запрет применения любых неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15), установление равенства каждого перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), закрепление за Президентом РФ функции гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80), запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), предоставление каждому права защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, включая самозащиту (ч. 2 ст. 45), и др.

Принципиально важным является конституционный запрет произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Свобода не беспредельна. Будучи членом общества, человек, имеет и определенные обязанности перед другими людьми, обществом, государством, в том числе и обязанность пассивного типа — не нарушать права и законные интересы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции). Исходя из этого, Основной Закон российского государства предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Однако такое ограничение не может быть произвольным и беспредельным, и в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ обусловлено тремя условиями.

Во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.

Во-вторых, ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только в строго определенных целях, обеспечивающих защиту важных социальных ценностей. Перечень таких целей (оснований) обширен, что дает возможность расширительного толкования, но, тем не менее, исчерпывающий:

  • 1) защита основ конституционного строя;
  • 2) защита нравственности;
  • 3) защита здоровья других лиц;
  • 4) защита прав и законных интересов других лиц;
  • 5) обеспечение обороны и безопасности государства.

В-третьих, даже при наличии указанных оснований ограничение прав и свобод возможно только в той мере, в какой это необходимо для достижения данных целей.

При всей значимости формально-юридических гарантий ведущая роль в деле защиты прав и свобод принадлежит институциональным гарантиям. Можно нормативно закрепить общепринятые демократические подходы к основным характеристикам конституционно-правового статуса личности, но если человек в том или ином государстве не будет иметь реальной возможности восстановить и защитить свои нарушенные права, то и значение формально-юридических гарантий будет сведено на нет и восприниматься они будут как фиктивные нормы.

Система институциональных гарантий включает, во-первых, различные государственные и общественные органы и организации, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав; во-вторых, способы осуществления прав и свобод и процессуальные гарантии, т.е. процедуры, обеспечивающие реализацию, охрану и защиту прав и свобод (парламентские процедуры, процедуры административной жалобы, осуществления амнистии и помилования, судебные процедуры и т.д.).

Существуют следующие способы осуществления прав и свобод и исполнения обязанностей:

  • — явочный, при котором для осуществления прав и свобод не требуется не только получения разрешения, но и уведомления каких-либо органов власти. В таком порядке осуществляются, в частности, свобода мысли и слова, свобода совести, право собственности, свобода творческой деятельности, право на национальную и культурную самоидентификацию, на участие в культурной жизни и др.;
  • — заявительный (уведомительный). Так реализуются право на забастовку, на осуществление предпринимательской деятельности, свобода выбора места жительства, свобода митингов, шествий и др.; обязанность государства по извещению граждан об уплате налогов и иных платежей, вызову в суд и в правоохранительные органы и т.п.;
  • — разрешительный, связанный с необходимостью получить разрешение компетентных государственных органов для реализации некоторых прав и свобод (например, для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, посещения отдельных местностей и объектов и др.).

К звеньям системы государственных и негосударственных органов и организаций, призванных обеспечивать охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, относятся:

  • — Президент РФ, сотрудники Администрации которого ведут постоянную работу с письмами и обращениями и прием граждан по самым различным вопросам;
  • — органы прокуратуры, в функции которых входит оперативное реагирование на любые нарушения законов в Российской Федерации;
  • — различные органы исполнительной власти (юстиции, внутренних дел, безопасности, здравоохранения, образования, транспорта и др.), призванные, в том числе разрешать многочисленные вопросы по заявлениям, жалобам, претензиям, рекламациям граждан и их объединений;
  • — Уполномоченный по правам человека, статус которого закреплен в Федеральном конституционном законе от 26.02.97 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;
  • — комиссии по правам человека в субъектах РФ (в настоящее время такие комиссии созданы в подавляющем большинстве регионов);
  • — Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации и аналогичные органы, созданные в некоторых субъектах РФ (в частности, в Москве);
  • — органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, являющиеся максимально приближенным к населению уровнем публичной власти;
  • — адвокатура, нотариат;
  • — различные общероссийские, региональные и местные общественные органы и организации, созданные для защиты конкретных видов прав и законных интересов граждан России.

Основной институциональной гарантией прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту нарушенных прав относится к личным неотъемлемым правам каждого и подкреплено целым рядом процессуальных гарантий (ст. 46-54 Конституции РФ). Оно включает право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе и бесплатно в определенных законом случаях), презумпцию невиновности в уголовном процессе, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление, право на пересмотр судебного решения, запрет на использование незаконных доказательств, гарантии от самообвинения, запрет обратной силы закона (но только закона, ухудшающего положение субъектов правоотношений), гарантии прав потерпевших и др.

Именно судебный порядок защиты нарушенных прав является общим порядком, альтернативой использованию специального (административного, претензионного и пр.) порядка защиты. При этом право выбора инстанции для обращения за защитой нарушенного права принадлежит самому управомоченному лицу, за исключением ограниченного круга предусмотренных законом случаев, когда использование досудебной процедуры — обязательная предпосылка для обращения в суд, в частности, при разрешении транспортных споров, споров в сфере патентных правоотношений и др.

Российские граждане имеют конституционную возможность обращаться за защитой своих прав в межгосударственные органы (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Следует иметь в виду, что такое обращение — процедура достаточно сложная, обусловленная рядом обстоятельств, основными из которых являются, во-первых, наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и, во-вторых, исчерпание всех возможных внутригосударственных средств правовой защиты.

Из международных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее известным и авторитетным является Европейский суд по правам человека (в Страсбурге), доступ в который российские граждане получили после вступления России в Совет Европы в феврале 1996 года и ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в марте 1998 года. Решения Европейского суда для государств, признавших его юрисдикцию, являются обязательными. Несмотря на сложную процедуру обращения в Европейский суд по правам человека, количество жалоб и обращений из России уже исчисляется тысячами (по отдельным оценкам, до 10% всех дел, принятых Судом к рассмотрению).

Гарантии основных прав и свобод – это те условия и средства, которые обеспечивают их реализацию.

Государственная гарантированность прав и свобод человека и гражданина возможна лишь в условиях демократического правового государства. Ст. 1 Конституции признает РФ таким государством. Принцип, закрепленный в ст. 1 Конституции, — важнейшее условие государственной гарантированности прав и свобод человека и гражданина.

Важной государственной гарантией прав и свобод человека и гражданина является их признание непосредственно действующими, определяющими деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Государство гарантирует права и свободы человека и гражданина, относя их регулирование к исключительному ведению Российской Федерации, а это призвано обеспечить единый правовой статус человека и гражданина для лиц, проживающих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами учреждена должность Уполномоченного по правам человека в РФ. Федеральный конституционный «Закон об Уполномоченном по правам человека в РФ» принят Государственной Думой 25 декабря 1996 г.

Защита прав и свобод – это недопущение правовыми и организационными методами и средствами нарушения прав и свобод человека или восстановление уже нарушенных.

Гарантированность прав и обеспечение выполнения обязанностей человеком и гражданином имеет различные формы проявления. Неодинаковы также субъекты, гарантирующие права и обеспечивающие выполнение обязанностей. Обычно принято различать три разновидности гарантий:

— Социально-экономические;

— Политические;

— Юридические.

Социально-экономические – предполагают необходимость у общества, коллектива, к которому принадлежит лицо, у государства, наконец, у самой личности необходимой материальной базы для осуществления прав и выполнения обязанностей. Эта группа гарантий для своего осуществления требует успешно развивающейся экономики, достаточных средств у государства, необходимых государственных рычагов, социальной стабильности в обществе.

В современной России социально-экономическая обстановка не предоставляет достаточных материальных гарантий для полного осуществления прав и свобод и выполнения конституционных обязанностей.

Политические гарантии – это, прежде всего реальная власть народа, демократический характер общества и государства. Это такая политика всех органов государства, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека и свободное осуществление им своих прав и свобод, политическая стабильность, необходимый уровень политической культуры органов государственной власти, руководителей политических партий, массовых объединений граждан.

Политические гарантии неразрывно связаны с борьбой с бюрократизмом, с привилегиями элиты, чиновников, с их бездушным отношением к нуждам граждан, с их стремлением обогащаться и ставить себя над обществом. В России полного объема политических гарантий пока что нет.

Юридические гарантии – это правовые средства по осуществлению и защите прав человека и гражданина, юридические методы обеспечения выполнения конституционных обязанностей. Такого рода гарантии могут иметь общий характер (они закрепляются в конституции), отраслевой характер (конституционные права и обязанности подкрепляются нормами различных отраслей права) и индивидуальный характер (существуют гарантии для каждого отдельного права или отдельной обязанности, свободы собраний или обязанности военной службы).

Юридические гарантии своих прав и меры воздействия для выполнения обязанностей по отношению к себе или иным субъектам может использовать сама личность.

Человек может обратиться в суд, а может, например, использовать нормы Уголовного кодекса о необходимой обороне при посягательствах на него. Часть 2 ст. 45 Конституции гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Юридические гарантии зависят от способов осуществления и выполнения обязанностей. Многие конституционные права осуществляются явочным порядком. В этом случае не нужно никакого предварительного уведомления или разрешения властей, чтобы реализовать свое право. Так можно осуществить свободу слова (публиковать мнение в газете или выступать на собрании), свободу объединения и др. при явочном порядке люди осуществляют наиболее полные гарантии права. Явочным порядком люди осуществляют обычно и некоторые свои конституционные обязанности, не получая дополнительных указаний властей.

Для реализации некоторых конституционных прав применяется заявительный(уведомительный) порядок. Необходимо заранее, обычно за несколько дней, уведомить органы местного самоуправления, органы государства, милицию о намерении осуществить конституционное право (Пример: провести собрание на открытом воздухе), чтобы было обеспечено беспрепятственное проведение этого мероприятия.

Осуществление отдельных конституционных прав фактически требует разрешения (хотя иногда в законодательстве говорится о заявлении или уведомлении). При организации массовой демонстрации необходимо согласовать с мэрией число участников, маршрут, обязанности организаторов, которые должны дать гарантии о соблюдении порядка и т.д. при нарушении этих условий демонстрация становится незаконной и милиция вправе рассеять ее, применяя при необходимости технические средства.

Злоупотребление правами влечет судебная санкция. В случае публикации клеветы, оскорблений возможна уголовная ответственность, при умалении чести и достоинства – гражданско-правовая.

Борясь с преступностью, государство может и должно лишать свободы тех, кто нарушает уголовное законодательство, но оно обязано делать это с соблюдением соответствующей процедуры, установленной законом. Эта гарантия в равной мере распространяется как на уголовное, так и на гражданское судопроизводство.

Важным условием правосудия является суд присяжных, который призван самостоятельно, отдельно от судьи, решать только один вопрос: и о виновности, или невиновности подсудимого.

Право на юридическую помощь – это право на то, что каждый нуждающийся в юридической помощи, может получить ее, обратившись, например, к адвокату, услуги которого подлежат оплате, однако законодательно установлено в каких случаях юридическая помощь может оказываться бесплатно.

Гарантия (от франц. garantie) – ручательство, обеспечение. Принимая на себя гарантию конституционных прав и свобод, государство ручается, что так оно и будет.

Провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения (ст.2 Конституции РФ).

Соблюдение официально признанных государством прав и свобод — обязанность государства. Для этого государство развивает и создает соответствующие гарантии (условия и средства) и устанавливает юридические механизмы их осуществления (реализации). Наряду с юридическими гарантиями (механизмами) осуществления (реализации) прав и свобод человека большую роль играют общие гарантии — экономические, социальные, политические, духовные, социально-психологические. Более того, в отношении ряда прав, например экономических, социальных, культурных, такого рода гарантии имеют определяющее значение.

Конституция, как документ, это только формальная гарантия прав и свобод человека и гражданина. «…мало провозгласить юридическое равенство, важно постоянно заботиться о возможности всех осуществить формальное равенство реально, на практике, путем выравнивания социального статуса людей, их возможностей. Это прямая цель и обязанность правового социального государства, политика которого направлена на создание и пользование равных возможностей, условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Таким образом, необходимо наличие реального механизма обеспечения прав и свобод гражданина и человека.

В этой связи, в целях гарантии прав и свобод граждан, государство создает институты, способствующие реализации рассматриваемых прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе – законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека (Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

ащита прав и свобод человека — ключевая обязанность государства. Как мы уже подчеркивали, на практике, зачастую, нет автоматической реализации прав и свобод человека. Соответственно необходима борьба за права и свободы, когда возникают препятствия к их осуществлению и прямые их нарушения со стороны, как других лиц, так и должностных лиц государства. Нарушения прав и свобод человека должны быть ликвидированы, а виновные в таких нарушениях — наказаны. В этих целях государство предусматривает соответствующие юридические средства и юридические механизмы защиты нарушенных прав и свобод человека. Особая роль в их юридической защите отводится суду, правосудию. Создаются и другие специализированные органы и учреждения, призванные осуществлять защиту, прежде всего восстановление нарушенных прав и свобод человека.

Реализуется это право и наличием возможности у человека и гражданина обратиться в международные судебные инстанции (в частности Европейский суд по правам человека). Российская Федерация входит в Совет Европы (Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №19-ФЗ «О присоединении России к Уставу Совета Европы»; Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №20-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему»; Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.)), а потому решения высшей судебной инстанции по правам человека является действующей и обязательной на территории Российской Федерации.

Следующий механизм, гарантирующий конституционные права – институт гражданства(Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г.)).Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека осуществляются государством через определение правового положения и статуса личности, прежде всего в качестве отечественного гражданина. Однако права и свободы любого человека, не являющегося отечественным гражданином, признаются, соблюдаются и защищаются в виде прав и свобод иностранного гражданина либо лица без гражданства. Это также является обязанностью Российского государства, ибо оно взяло на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать права и свободы любого человека.

Таким образом, гарантия конституционных прав и свобод – это, прежде всего, обязанность государства. В целях гарантии прав и свобод государство создает институты, способствующие реализации таких прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе – законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека. В-четвертых, — институт гражданства.

Добавить комментарий