Гарантия свободы

Введение

Глава 1. Государство, личность и права человека

1.1. Взаимосвязь государства и личности

1.2. Исторический характер прав человека

1.3. Понятие и сущность правового статуса личности

Глава 2. Права и свободы человека

2.1. Классификация основных прав и свобод

2.2. Гарантии прав и свобод личности

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что проблема соотношения прав и свобод человека (сферы свободы человека) и деятельности государства в своей основе является особенно важной в силу его практического происхождения. Сложность данной проблемы определяется противопоставлением приоритетов: с одной стороны, люди создают государство для себя, защиты своих прав и свобод; с другой – «государство возникает, как ответ на неспособность человеческого общества жить без него, без его силы и ограничений, государство становится как бы высшим проявлением общественной организованности и порядка, единственным гарантом безопасности, стабильности развития».

Сейчас, в России, не часто вспоминают основополагающий конституционный принцип, зафиксированный в ст.2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»1.

Кроме всего вышесказанного, в общественном смысле, права человека неотделимы от социальной деятельности людей, от их общественных отношений. Развитие лично-общественной жизни проходит исторически три главные ступени: родовую, национально-государственную и универсальную, причем высшая не упраздняет низшую, а только видоизменяет ее2.

Права человека являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства и конфликтов. По своему существу они нормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства. Такие права, как право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах, являются необходимыми условиями жизни человека в цивилизованном обществе и должны быть безоговорочно признаны и охраняемы государством.

Права человека, основанные на формальном равенстве, стали одним из главных ценностных ориентиров общественного развития, оказали огромное влияние на характер государства, сделались ограничителями его всевластия, способствовали установлению, демократического взаимодействия между государственной властью и индивидом, освободив последнего от чрезмерной опеки и подавления его воли и интересов со стороны властных структур. Формирование правового государства невозможно без утверждения в общественном сознании и практике прав человека3.

Объектом работы являются общественные правоотношения, складывающиеся в процессе нормативно-правового регулирования и обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Предметом курсовой работы является государство, личность, общество, действующее законодательство, посредством которого осуществляется нормативно-правовая регламентация обеспечения прав и свобод человека и гражданина РФ.

Целью курсовой работы является определение роли государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

— рассмотреть вопрос о правовом статусе человека, как личности;

— изучить взаимосвязь личности и государства;

— рассмотреть исторический характер прав человека;

— изучить понятие «права и свободы», их классификацию;

— выделить основные гарантии прав и свобод человека.

В эпоху всемирной глобализации, при стирании границ, как политических, так и экономических, между различными государствами, как никогда остро встает вопрос о правовом развитии общества, личности и, конечно же, государства. Поэтому в данной работе большое внимание уделяется вопросам по правам человека, правовому статусу личности, гарантии прав и свобод личности, без чего нет современного государства.

Глава 1. Государство, личность и права человека

1.1. Взаимосвязь государства и личности

Взаимосвязь государства и личности требует, прежде всего, раскрытия содержания понятий «человек», «личность».

Человек – это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт homo sapiens, на известной стадии развития, выделяющегося из биологической среды. Человек – единственное живое существо, наделенное сознанием. Под личностью же понимают человека как субъекта отношений и сознательной деятельности. Личность — это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятия «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

В Конституции России термин «личность» употребляется как собирательное понятие, в которое включается и человек (иностранец, лицо без гражданства) и гражданин.

Правовой статус личности – это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права. Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс.

Независимо от того, о каких правах человека, а тем более – гражданина, чей статус ассоциируется с «принадлежностью» к государству, вся история их становления неизбежно связана в той или иной степени с государством. Прямая связь прав человека с государством имеет место тогда, когда они возникают и развиваются в рамках позитивного права – права, установленного или санкционированного государством в лице его уполномоченных на то органов. Это явная и вполне зримая связь.

Косвенная и не всегда зримая связь между правами человека и государством прослеживается тогда, когда речь идет о естественных – «вечных» и неотчуждаемых правах, принадлежащих каждому человеку с момента его рождения. Эта связь более явно обнаруживается, в частности, тогда, когда государство не только признает, но и законодательно закрепляет естественные права, как это имеет место с «правом на жизнь», закрепленным в действующей Конституции российской Федерации (ст.20, п. 1).

Однако независимо от того, в какой форме и в какой степени проявляется связь государства с правами человека, в теоретическом и методологическом плане. Весьма важным представляется при рассмотрении прав человека иметь в виду, что такого рода связь всегда существует и оказывает активное влияние на обе стороны – на государство и на права человека.

1.2. Исторический характер прав человека

При рассмотрении данного вопроса

Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность вправе иметь на закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.

Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирования, то есть не принуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Такое понимание соотношения человека, общества и государства подчеркивает гуманистическую сущность конституционного строя.

Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а так же неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.

Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.

Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а так же создание соответствующих гарантий.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Государство, кроме того, должно следить за законопослушанием своих граждан, требуя от них уважения к правопорядку. Граждане, в свою очередь, обязаны не нарушать правопорядок, и действовать в соответствии с статьями Конституции РФ.

Конституционная обязанность признавать человека, его права и свободы высшей ценностью, реализуется через сложный и развернутый механизм власти; по существу, в этом механизме участвуют все государственные органы и вся правовая система страны.

Ныне положение человека радикально изменилось от положения человека в тоталитарный период. Конституция (ч. 3, ст. 6 ) установила, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Ни при каких обстоятельствах гражданина нельзя лишать гражданства вопреки его желанию и без законных оснований. Также основания необходимы и для приобретения гражданства.

Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в современном праве, ибо в нем заложены ключевые гарантии защиты народа в целом и каждого конкретного человека и гражданина от произвола государственной власти, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием нормального функционирования и развития правового государства.

Употребление термина «основные права и свободы» не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем конституционные (основные) права и свободы имеют важнейшие отличительные признаки, позволяющие выделить их в особый институт конституционного права:

  • — основные (конституционные) права и свободы перечислены в Конституции — нормативном правовом акте, обладающем высшей юридической силой на территории Российской Федерации. Причем положения соответствующей главы Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием (см. также выше);
  • — основные права и свободы не имеют ограничений по кругу субъектов: они принадлежат либо каждому человеку, либо каждому гражданину. Иные права и свободы, перечисленные, в частности, в федеральных законах, нередко имеют конкретный круг субъектов: военнослужащих, судей, депутатов представительных органов и т.д.;
  • — основные права и свободы имеют учредительный характер, их система составляет основу правового статуса личности. Иные права и свободы, например, установленные законодательством о труде, о социальном обеспечении, базируются на соответствующих основных правах или свободах, закрепленных Конституцией; в то же время они служат юридическими гарантиями реализации основных прав и свобод;
  • — основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Основные права и свободы гражданина неразрывно связаны с наличием у индивида гражданства Российской Федерации, утрата гражданства автоматически влечет и утрату личностью основных прав и свобод гражданина;
  • — реализация основных прав и свобод человека и гражданина не связана с участием индивида в конкретном правоотношении. Они существуют постоянно, неизменно присутствуют в каждом правоотношении. Иные права и свободы нередко обусловлены участием лица в том или ином правоотношении и даже возникают вследствие такого участия;
  • — основные права и свободы охватывают важнейшие отношения, связанные как с индивидуальной, частной жизнью лица, так и с жизнедеятельностью гражданского общества в политической, социальной, экономической, культурной сферах.

Таким образом, конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина есть закрепленные Конституцией, принадлежащие каждому человеку либо гражданину, неотчуждаемые права и свободы учредительного характера, охватывающие важнейшие отношения, связанные как с индивидуальной частной жизнью лица, так и с жизнедеятельностью гражданского общества в целом.

Личные права и свободы граждан РФ перечислены в статьях 19-29 Конституции РФ.

Личные права и свободы весьма разнообразны, однако их характеризуют некоторые общие особенности:

1) личные права и свободы принадлежат любому индивиду вне зависимости от наличия гражданства Российской Федерации.

Это права и свободы человека. Единственное исключение предусмотрено статьей 27 Конституции (часть 2): если свободно выезжать за пределы Российской Федерации имеет право каждый, то правом беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию наделены только ее граждане;

  • 2) личные права и свободы естественны, то есть вытекают из факта существования человека как такового. В частности, любой человек обладает правом на жизнь исключительно в силу своего рождения, человеческой сущности, но никак не в силу того, что правом на жизнь его наделило государство. Задача государства — охранять это право от посягательств;
  • 3) личные права и свободы «неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 55 (часть 3), права и свободы, включая личные, могут быть ограничены, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения прав и свобод могут выступать в качестве меры наказания за совершенные правонарушения.

Перечислим основные виды прав и свобод:

  • 1. Право на жизнь — важнейшее личное право человека, предопределяющее все остальные права.
  • 2. Право на охрану государством достоинства личности.

Указанное право означает особую обязанность государства по отношению к человеку как высшей ценности. Ничто, то есть никакие иные ценности, цели, интересы, не может служить основанием для умаления человеческого достоинства. Каждый, независимо от уровня своего образования, социального положения, интеллектуального потенциала и прочих индивидуальных особенностей, имеет право на уважительное отношение к себе со стороны окружающих. Гарантом этого уважительного отношения и выступает государство.

Наиболее важные гарантии, обеспечивающие охрану человеческого достоинства, закреплены в Конституции Российской Федерации:

  • — никто не может подвергаться пыткам
  • — никто не может без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам;
  • — каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени, включая право требовать по суду материальной компенсации причиненных физических и нравственных страданий
  • 3. Право на свободу и личную неприкосновенность.

Право на свободу означает возможность совершать любые правомерные действия. Конституция РФ (ст. 22), как и важнейшие международно-правовые акты, закрепляет не только право на свободу, но и право на личную неприкосновенность — важнейшую гарантию против произвольного, неправомерного лишения человека свободы. «Арест, заключение под стражу и содержание под стражей, — гласит Конституция, — допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов». Однако на практике указанная конституционная норма до сих пор не применяется. До приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конституции России 2014 года сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. И хотя с момента принятия действующего Основного закона страны прошло довольно много времени, сохраняет юридическую силу Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, утвержденный еще Законом РСФСР от 27 октября 1960 г.

Согласно УПК РСФСР (ч. 1 ст. 11, ч. 3 ст. 122), арест (заключение под стражу в качестве меры пресечения) допускается как на основании судебного решения, так и санкции прокурора. Причем до санкции прокурора максимальный срок содержания под стражей составляет 72 часа.

  • 4. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
  • 5. Неприкосновенность жилища.

Конституция Российской Федерации (ст. 25) подвергает особой правовой охране жилище. Оно как бы признается составляющим частной жизни лица. Причем под жилищем подразумевается не только жилое помещение, в котором лицо проживает постоянно, но и места его временного проживания (номер в гостинице, комната в общежитии и т.д.).

6. Право определять и указывать свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком, выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества. Закрепление этого права в Конституции (ст. 26) вытекает из принципа равенства прав и свобод человека независимо от национальности. Таким образом, принадлежность лица к той или иной этнической общности утрачивает какое-либо государственно-правовое значение, переходит в сферу сугубо личных интересов индивида.

В частности, в настоящее время нет графы «Национальность» в паспорте гражданина Российской Федерации; человек вправе не заполнять соответствующую графу и в других официальных документах.

7. Право на свободу передвижения.

Конституция Российской Федерации (ст. 27) гарантирует свободу передвижения как в пределах, так и за пределами государства.

Свобода передвижения абсолютно несовместима с длительное время действовавшим на территории России институтом прописки. В настоящее время Законом РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» введен институт регистрации — в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Гражданин обязан регистрироваться по месту своего пребывания и жительства, однако сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законодательством. Органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Сама регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

8. Свобода совести, свобода вероисповедания.

Каждый человек вправе исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или нет, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

9. Свобода мысли и слова.

Не допускается принуждение к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них, даже если эти мнения и убеждения расходятся с действующими в государстве законами, существующими в обществе моральными, нравственными представлениями.

Конституция России, международно-правовые акты закрепляют также возможность свободного выражения мысли — свободу слова. Однако здесь существует важное ограничение: не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Со свободой мысли и слова неразрывно связано право каждого человека искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Конституция предусматривает в данной сфере лишь одно ограничение — в отношении сведений, составляющих государственную тайну.

Формы защиты прав и свобод человека и гражданина различны:

  • 1. Право на самозащиту. Каждый вправе сам защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). Одним из таких способов является необходимая оборона от нападения, допускающая причинение вреда нападающему, вплоть до лишения его жизни.
  • 2. Судебная защита прав и свобод. В настоящее время это самый распространенный способ защиты прав и свобод человека и гражданина. Российская судебная система нередко не справляется с потоком исков и жалоб граждан, в результате чего рассмотрение растягивается на месяцы и даже годы.
  • 3. Право на подачу жалобы Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в соответствии с Конституцией в целях обеспечения гарантий государственной зашиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
  • 4. Международная защита прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 3 статьи 46), каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Ратификация Федеральным Собранием Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод предоставила всем жителям России возможность обращаться за защитой своих прав в Европейскую Комиссию по правам человека, а также в Европейский Суд по правам человека.

Принцип ограничения конституционных прав и свобод пределами свободы других лиц

Права и свободы ограничены пределами свободы других лиц (ч. 3 ст.17), иначе это может повлечь за собой правовое неравенство людей, ничем не ограниченный произвол при их осуществлении или злоупотребление ими. Поэтому Конституция Российской Федерации запрещает нарушение прав и свобод других лиц при осуществлении лицом своих прав. Субъективное право гражданина четко определено. Это сделано для того, чтобы гражданин знал рамки дозволенного поведения и не вторгался в пределы законных интересов других лиц, государства, общества. Только при этом условии каждый сможет беспрепятственно осуществлять свои права и свободы. «При осуществлении своих прав и свобод, — говорится в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, — каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно и с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требования морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

Этот принцип получает правовое выражение в различных формах – и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.

Как общее начало правового статуса личности указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. В ст. 2 устанавливается в качестве одной из основ конституционного строя обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В ст. 17, 19 также предусмотрено, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина.

Российская Федерация закрепляет приоритет международных договоров Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, закрепляющих права и свободы человека. Согласно этому принципу, Российская Федерация как часть мирового сообщества признает и гарантирует права и свободы, свойственные цивилизованному обществу. Эти права и свободы нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамб­леей ООН 10 декабря 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах человека, Международном пакте о гражданских и политических правах человека, вступивших в силу в 1976 г.

Провозглашенные в указанных документах права и свободы чело­века и гражданина были взяты под международную защиту, под ко­торой понимается система мер, установленных государствами меж­дународными соглашениями, по их всеобщему уважению.

Заявляя о своей приверженности к общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепляющим права и свободы человека, Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность по их обеспечению.

В соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» (ст. 5), положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для их применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерацией принимаются соответствующие правовые акты.

Если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции России, решение о согласии на его обязательность для Российской Федерации возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации или пересмотра ее положений в установленном порядке (ст. 22).

Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Можно выделить также такой принцип правового статуса человека и гражданина, как принцип сочетания прав и обязанностей. Он выражается в том, что у каждого есть не только права, но и обязанности. Причем обязанность подкрепляется не только моральными требованиями, но и правовыми средствами в виде юридической ответственности.Принцип сочетания свободы и ответственности, прав и обязанностейотражает одну из важнейших граней правового статуса личности вообще и конституционного в частности. Необходимость его закрепления в Основном Законе РФ и акцент на предоставительно-обязывающем характере строения нормативно-правового материала, регулирующего взаимоотношения человека (гражданина) и общества (государства) обусловлены рядом факторов: во-первых, естественной потребностью людей установить взаимоприемлемый и взаимовыгодный порядок общения; во-вторых, осознанным стремлением выработать правовые инструменты (конструкции), определяющие меру свободы субъектов и гарантии осуществления их прав и обязанностей; в-третьих, требованиями, предъявляемыми к формированию правовой системы в целом.

Данный принцип нельзя идеализировать, понимать как абсолютное соответствие конкретного субъективного права конкретной обязанности. Например, в гражданском обществе обязанности перед отдельным человеком принимает на себя государство.

Анализируемый принцип получил отражение во Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное развитие его личности».

В Международном пакте о гражданских иполитических правах подчеркивается, что «отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит».

Принцип легитимности конституционного статуса свидетельствует о необходимости юридически справедливого и правильного (законного) оформления его содержательных характеристик и процедур.

Для признания конституционного статуса легитимным необходимо, чтобы: а) Конституция была принята путем демократического волеизъявления всего народа (референдум) или его представительным органом; б) процедура ее принятия (порядок голосования, подсчета голосов и т.д.) была четко определена законом; в) все изменения конституционного статуса производились только на основании соответствующих законодательных актов.

Легитимный характер конституционного статуса подтверждается рядом положений Основного Закона и в, частности, ст. 17, где говорится, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Принцип стабильности конституционного статуса обусловлен особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений в общественной жизни, обеспечивающих сохранение генофонда, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Как любая основа образования новых качеств конституционный статус должен обладать устойчивостью и не меняться до тех пор, пока важнейшие общественные отношения не трансформируются в корне.

Стабильность конституционного статуса личности зависит от того, насколько он соответствует фактическим общественным отношениям и какой порядок его принятия, отмены и изменения закреплен в законе. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности статуса, устанавливая достаточно сложный порядок пересмотра гл. 2. Устойчивость статуса зависит и от соотношения политических сил в стране, от способов решения назревших социальных проблем.

В качестве принципов функционирования и реали­зации конституционного статуса личности рас­сматривают:

· прямое действие конституционных прав, свобод и обязанностей;

· приоритет конституционных правомочий перед другими, закрепленными в иных законодательных актах или приобретенными в процес­се правового общения;

· особый способ восстановления нарушенных конституционных прав и свобод, а также обеспечения конституционных обязанностей.

5.Гарантии правового статуса личности в конституционном праве Российской Федерации, их классификация и содержание

Историческая практика доказала, что одно только провозглашение прав и свобод (даже в Конституции) не означает фактического наделения ими субъектов правоотношений. Для обеспечения реальности конституционного статуса гражданина необходимы гарантии того, что гражданин не может быть лишен данного статуса без законных к тому оснований, причем государство должно создать условия, обеспечивающие его реализацию.

Субъектом, который, прежде всего, гарантирует права и свободы, является государство. В ст. 45 Конституции записано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. В ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Конституция РФ расширила рамки участия самого человека в защите им своих прав и свобод. В ст. 45 закреплено, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Принято различать социально-экономические, политические и юридические гарантии:

· Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие использование прав и свобод (социальная стабильность, развивающаяся экономика, широкая инфраструктура).

· Под политическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия; должный уровень политической структуры граждан; борьба с бюрократизмом государственного аппарата и другие политико-организационные факторы.

· Юридические гарантии охватывают все правовые средства осуществления и охраны прав и свобод человека и гражданина. Закрепление гарантий в Конституции и текущем законодательстве составляет правовую основу деятельности государственного механизма, обеспечивающего восстановление нарушенных прав и свобод, создающего возможности их реализации (ст.ст. 47-54).

Добавить комментарий