Гармонизация в международном праве

Закономерность современного общества – интернационализация всех сфер жизнедеятельности человека. Интернационализация права — сближение правовых систем, углубление их взаимодействия, взаимного влияния.

Проявляется в двух взаимосвязанных, но различных по своему содержанию процессах – унификация и гармонизация права.

1.Понятие унификации и ее виды.

Когда речь идет об экономической интеграции политически независимых государств, неизбежно возникает потребность в унификации и гармонизации законодательства. Об этом, в частности, свидетельствует история Европейского экономического сообщества (ЕЭС), созданного на основе Римского договора 1957г.

Законодательная деятельность органов ЕЭС, направленная на унификацию права, привела к более высокой ступени интеграции — Европейскому союзу. Актуально это и для стран-участниц СНГ.

Унификация (uniefacere – делать единым) права – создание одинаковых, единообразных, т.е. унифицированных норм во внутреннем праве разных государств.

Унификация права – означает сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм посредством принятия международных договоров, регулирующих частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом.

Особенность унификации – она происходит в двух правовых системах – в международном праве и во внутреннем законодательстве с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов.

  1. Международно-правовая сфера: на первом этапе – достигается соглашение между государствами по поводу единообразного регулирования определенных отношений – оформляется международным договором, являющиеся обязательным для данных стран. Результат – унифицированные нормы – международно-правовые нормы, обязательные только для государств – сторон соответствующего договора.

  2. Национально-правовая сфера: международный договор обязывает государства обеспечить применение правовых норм, предусмотренных международным договором. Нормы международного договора должны стать частью национального (внутреннего) права государства, т.е. должны быть «санкционированны» им должна быть придана юридическая сила национального права. Процесс восприятия называется или «трансформация» или «национальная имплементация».

Международные организации по унификации права:

  1. Гаагская конференция по МЧП

  2. Римский институт по унификации частного права

  3. Комиссия ООН по праву международной торговли

  4. Международная морская организация ИМО

  5. Международная организация гражданской авиации ИКАО

  6. Международная организация труда МОТ

  7. Всемирная организация интеллектуальной собственности ВОИС

Унификация в МЧП существует в двух формах:

Виды унификации:

  1. По способу правового регулирования частно-правового отношения, осложненного иностранным элементом:

— коллизионно-правовая унификация (Гаагская конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам 1956г., Гаагская конвенция о коллизии законов, касающихся завещательных распоряжений 1691г., Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г.);

— материально-правовая унификация (Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980г., Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г.);

— смешанная унификация: унификация и коллизионного и материального права (Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883г., Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г.).

2. По кругу субъектов, участвующих в международном соглашении:

— универсальную, предназначена для всех государств, открыты для всеобщего участия (Конвенция о правах ребенка 1989г., Конвенция о международном финансовом лизинге 1988г);

— региональную (локальная) – унификация, осуществляемая в пределах ограниченного круга государств (Кодекс Бустаманте 1928г., конвенции стран СНГ, конвенции, принятые в рамках права ЕС).

3. По предметному кретерию, в зависимости от того в какой вид частно-правовых отношений входят унифицированные нормы: унификация семейного, наследственного, трудового права, транспортного, обязательственного, права собственности, права интеллектуальной собственности, международных перевозок, иных внешнеэкономических сделок, унификация гражданского процессуального права.

Гармонизация МЧП.

Наиболее гибким способом международно-договорной унификации права в условиях экономической интеграции является унификация, основанная на принципе регулирования, содержащемся в международном договоре. В данном случае речь идет о достижении гармонии взаимодействия национально-правовых систем, то есть о гармонизации законодательства.

Гармонизация права — способ международно-договорной унификации права, основанный на обязательстве государства при разработке национального законодательства следовать определенному направлению (принципу) правового регулирования, сформулированному в международном соглашении. Гармонизация, являясь процессом сближения права различных государств, достигается не посредством заключения международных договоров, а путем добровольного согласия государств на ориентацию собственного национального правового регулирования на единые типовые рекомендательные модели.

Примером может выступить разработка разделов, посвященных МЧП, в государствах СНГ, использовавших для создания Гражданских кодексов Модельный гражданский кодекс, принятый Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ в качестве рекомендательного акта. Примером унификации законодательства в международных торговых договорах, основанной на способе гармонизации законодательства в области правового регулирования внешней торговли и иностранных инвестиций, может быть назван международный договор о создании североамериканского экономического регионального объединения НАФТА, Римский договор о создании ЕЭС.

Гармонизация означает, что государство, следуя указанному в договоре направлению (принципу) правового регулирования, абсолютно самостоятельно, в соответствии с законодательной компетенцией, основанной на его конституции, определяет содержание нормы или системы норм правового регулирования, а также их место в своей правовой системе.

Виды гармонизации:

1.Стихийную и целенаправленную.

Стихийная гармонизация осуществляется принудительным методом. Пример: навязывание права государства-метрополии колониально зависимым странам.

Целенаправленная гармонизация осуществляется путем рецепции – заимствования одним государством у другого определенной системы правовых норм с целью сближения правовых систем различных государств.

  1. Одностороннюю и взаимную.

Односторонней гармонизации одно государство приспосабливает свое право к праву другого государства, например, в Бельгии действует Гражданский кодекс Франции 1804г. (Кодекс Наполеона).

Взаимной гармонизации несколько государств, используя международные типовые законы, принимают правовые акты, содержащие одинаковые нормы (Модельный гражданский кодекс стран СНГ).

Лекция № 2. Правовое положение физических лиц, как субъектов МЧП.

В МЧП определены следующие категории физических лиц:

Иностранные граждане – это лица, имеющие политико-правовую связь с каким-либо государством;

бипатриды – лица, имеющие правовую связь с двумя или несколькими государствами;

апатриды (лицо без гражданства) – лица, не имеющие юридической связи ни с каким государством; лицо, не принадлежащее гражданству РК и не имеющее доказательств о принадлежности к гражданству др.государства.

беженцы – лица, вынужденные по определенным причинам (указанным в законе) покинуть территорию своего государства и получившие убежище на территории другого.

Основная особенность гражданско-правового положения иностранных граждан — подчиняются двум правопорядкам – правопорядку государства места пребывания и правопорядку государства своего гражданства. Двойственный характер.

Правовое положение физ. лиц в МЧП раскрывается через 2 категории:

1) правоспособность

2) дееспособность

Эти 2 категории отличаются своей терминологией.

В Англии и США дееспособность и правоспособность определяется одни термином — правоспособность.

Во Франции нет никаких различиях в этих терминах.

Германское право применяет 3 термина:

1) правоспособность

2) дееспособность

3) деликтоспособность

Личный закон физического лица содержит в себе следующие 3 коллизионные привязки:

1) закон места жительства — это место где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Англосаксонская система права опр. место жительства — это длительное взаимоотношение, длящееся неопределенный период времени и связывающий человека с местом, которое называется домом.

2) закон гражданства — является наиболее устойчивой коллизионной привязкой, нежели место жительства, т.к. гражданство не может быть так легко изменено как место жительства.

3) закон места пребывания. В Европе разработаны 2 коллизионные привязки:

1) привычное место пребывания

2) обычное место пребывания

Обычное место пребывания — это нахождение лица, в каком-то определенном месте, которое это лицо выбрало добровольно и провело там определенную часть своей жизни.

Привычное место пребывания. Данный термин встречается в Гаагских конвенциях, международных соглашениях. Точного определения термина не существует. Но привычным считается то место, где лицо пребывает в силу осуществления трудовой деятельности, обучения.

Мест пребывания может быть несколько.

В соответствии с личным законом физ. лица решаются след вопросы:

  • вопрос дееспособности

  • личных прав

  • прав в области семейных, наследственных, обязательственных отношений и др.

Безвестное отсутствие гражданина и объявление гражданина умершим

Регулирование гражданских отношений предполагает участие граждан в правоотношениях. Был разработан институт безвестного отсутствия, который содержит в себе правовые нормы для разрешения данной проблемы.

В юридической литературе разные мнения по поводу понимания этих институтов:

1 позиция — ряд ученых считают, что как при безвестном отсутствии, так и при объявлении умершим лежит одна презумпция – презумпция смерти.

2 позиция — в основе безвестного отсутствия лежит презумпция жизни.

3 позиция — в основе безвестного отсутствия и объявлении гражданина умершим не лежит презумпция ни жизни, смерти, а суд только лишь констатирует факт отсутствия граждан.

В Республике Казахстан по заявлениям заинтересованных лиц лицо может быть признано безвестно отсутствующим, если в течение года в место его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Данный срок исчисляется с момента получения об отсутствующем последних сведений. В том случае, если этот день нельзя установить, то срок исчисляется с первого числа месяца следующего за тем, в котором были получены последние сведения. А если и это невозможно установить, то с 1 января следующего года.

Решение о признании гражданина безвестно отсутствующим выносится судом в порядке особого производства, при этом учитываются все факты, которые могут повлиять на данное решение. Имущество передается в доверительное управление, причем из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, а так же погашаются долги.

В том случае, когда такой гражданин возвращается — решение суда отменяется.

Если гражданин отсутствует не менее 3 лет, он может быть объявлен умершим. А если он пропал при обстоятельствах, угрожавших его жизни (например, землетрясение) — срок 6 месяцев.

В случае нахождения гражданина — отменяется решение о признании его умершим, но такой гражданин не может быть восстановлен в некоторых правах, таких как: заключение супругом нового брака. Гражданин объявленный умершим вправе после явки требовать возврата имущества при наличии следующих условий:

  • если это имущество сохранилось в натуре

  • если оно перешло к владельцу безвозмездно

Не подлежат истребованию деньги, ценные бумаги на предъявителя, а так же средства, вырученные от продажи имущества гражданина. Если имущество перешло по возмездным сделкам, то его можно истребовать только от недобросовестного приобретателя.

Правовая природа унификации права в МЧП

Uni facere – делать единым. Унификация – создание одинаковых, единообразных норм во внутреннем праве разных государств. Поскольку право входит в в область внутренней исключительной юрисдикции государства и не существует наднационального законодательного органа, единственный способ создания унифиц.норм – сотрудничество гос-в.

Унификация – сотрудничество гос-в, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга гос-в. В этом качестве унификация является разновидностью правотворческого процесса.

Унификация охватила все отрасли внутреннего права гос-в:

  • уголовный процесс (институт выдачи преступников)

  • административное право (единообразные нормы, регулирующие тамож.отношения)

  • конституционное право (закрепленные конституциями многих гос-в права и свободы чел-ка соответствуют общепризнанным международно-правовым стандартам)

  • в наибольшей значительной мере – МЧП – наличие иностр.элемента приводит к тому, что МЧП регулирует отношения, кот. своим составом лежат в правовом поле двух или более гос-в. Их значимость в жизни каждого государства порождает потребность в их единообразном правовом регулировании. + нац.право часто оказывалось неспособным регулировать отношения с международными характеристиками (особенно в экономической сфере).

Правовой механизм унификации:

  • соглашение между гос-ми по поводу единообразия регулирования определенных отношений – оформляется межд.договором, где содержатся правовые нормы, предназначенные для регламентации этих отношений. Например, Венская конвенция 1980 года регулирует не договор купли продажи, а отношения между гос-ми по поводу единообразной регламентации купли-продажи, она обязывает их обеспечить применение предусмотренных Конвенцией норм. Нормы в договорах – унифицирующие

  • восприятие межд.-прав. норм национальным правом (им придают юр.силу национального права – трансформация, имплементация) – появление унифицированных норм

Виды унификации:

  • унификация коллизионного права и унификация материального частного права: Женевская конвенция о разрешении некоторых коллизий законов о простом и переводном векселе; Женевская конвенция относительно единообразного закона о простом и переводном векселе; + смешанная унификация

  • по предмету: унификация обязательственного права, права собственности, интеллектуального права, наследственного;

  • по субъектам: межд. договоры – двусторонние, многосторонние, региональные, универсальные (открытые межд. договоры).

Правовая природа унифицированных частноправовых норм, их место в национальном праве.

Унификация – сотрудничество государств для создания, изменения или прекращения одинаковых правовых норм. В результате механизма У появляются унифицированные нормы, то есть одинаковые, полностью совпадающие по содержанию. Они имеют силу национального права, включая соответствующие национально-правовые меры для их реализации. У. нормы не отменяют аналогичных норм внутреннего права, а действуют параллельно с ними. При этом они не сливаются с нормами внутреннего права в единый массив, а сохраняют в нем обособленность, обусловленную их договорным происхождением.

Договор определяет пространственную сферу реализации У.норм. Она всегда уже сферы применения соответствующих внутренних норм права. Например, коллизионная норма Российско-польского договора о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам 1996 г, устанавливающая применение к наследственным отношениям законодательства государства, гражданином которого был наследодатель в момент смерти , предназначена только для решения коллизий между российским и польским законами. Пространственная сфера применения внутренних коллизионных норм, например, ст. 1224 ГК РФ, предусматривающий применение для регулирования наследственных отношений закона последнего постоянного места жительства наследодателя) практически ничем не ограничена: они применяются даже в отношении непризнанных государств.

Международный договор определяет и предметную сферу применения. Она будет отличаться от предметной сферы аналогичных норм внутреннего права. Так, нормы Венской конвенции 1980 г. предназначены для регулирования обязательств по договору купли-продажи при условии, что стороны имеют коммерческие предприятия на территории разных государств.

Договорное происхождение У. норм определяет специфику их толкования. Они должны толковаться в свете целей, принципов и содержания соответствующего международного договора, также должны восполняться пробелы в комплексе унифицированных норм соответствующего договора. Часто данное положение включается в текст самого договора. Например, согласно ст. 7 Венской конвенции 1980 г. при ее толковании надлежит учитывать ее международный характер и необходимость содействовать достижению единообразия в ее применении; пробелы подлежат разрешению в соответствии с общими принципами, на которых она основана.

Договорное происхождение определяет и временные рамки действия У.норм. Они приобретают на территории участвующего в договоре государства юридическую силу не ранее того момента, когда договор вступает в силу. Даже если государство ратифицировало договор (или иным образом выразило свое согласие на его обязательность), но он не вступил в силу У. нормы не действуют. Прекращение действия договора ведет к прекращению действия соответствующих унифицированных норм. Односторонний выход государства из договора также прекращает действие соответствующих унифицированных норм на территории данного государства.

Классификация: 1) по видам унификации – коллизионные, материальные, смешанные. 2) комплексы У.норм по предметам отраслей. 2) универсальные, региональные, двусторонние.

Одной из коренных закономерностей современного общественного развития является углубляющаяся интернационализация всех сфер жизнедеятельности человека, особенно сферы экономики и регулирующего их права. Интернационализация права означает сближение правовых систем, углубление их взаимодействия, взаимного влияния.

Интернационализация права проявляется в двух взаимосвязанных, но различающихся по своему содержанию процессах: унификации и гармонизации права.

Унификация (unie facere — делать единым) права — это создание одинаковых, единообразных, то есть унифицированных норм во внутреннем праве разных государств. Поскольку право входит в область внутренней исключительной юрисдикции государства и не существует наднационального «законодательного» органа, принимающего юридически обязательные «законы» для внутреннего права государств, то единственным способом создания унифицированных норм является сотрудничество государств. Отсюда унификация права означает сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств. В этом качестве унификация является разновидностью правотворческого процесса. Главной ее особенностью выступает то, что она происходит в двух правовых системах — в международном праве и во внутреннем праве государства с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов.

Гармонизация права — процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий в нем. Понятно, что гармонизация и унификация — взаимосвязанные процессы. Унификация, предполагающая введение в национальное право разных государств одинаковых норм права, ведет к сближению национально-правовых систем, к стиранию различий между ними. Но гармонизация — более широкое понятие, так как сближение осуществляется и за пределами унификации. Поэтому следует различать гармонизацию права в широком смысле слова, которая охватывает также унификацию и гармонизацию права в узком смысле слова, отличную от унификации. В данном параграфе будет идти речь собственно о гармонизации.

Главное отличие гармонизации права от унификации — отсутствие в этом процессе международно-правовых обязательств государств, закрепленных международным договором. Отсутствие договорной формы не является только формальным моментом, а определяет специфику всего процесса гармонизации: порядок создания и применения норм права, его конечный результат.

Гармонизация права — не новое явление. Весь исторический процесс развития внутреннего права государств сопровождался элементами гармонизации, так как, формируя свою правовую систему, государства заимствовали опыт друг друга. Однако вопрос о гармонизации как об особом социально-правовом явлении возник в XIX в. одновременно и параллельно с проблемой унификации права, и получил особую актуальность в наше время.

Коллизионные нормы.

1. Понятие, особенности и виды коллизионных норм.

2. Основные формулы прикрепления.

3. Толкование и применение коллизионных норм:

a) скрытая коллизия и конфликт квалификации,

b) обратная отсылка, отсылка к закону третьего государства,

c) действие коллизионной нормы во времени и мобильная коллизия,

d) оговорка о публичном порядке, ссылка на императивные нормы,

e) национальный режим и режим наибольшего благоприятствования,

f) взаимность и реторсия,

g) применение норм иностранного закона.

1 вопрос.

Коллизионная норма – такая норма права, которая указывает, нормы какого государства должны применяться к регулированию этого правоотношения. В отличие от обыкновенной нормы коллизионная норма, как минимум, имеет 3 специфические черты:

1) правовая регуляция с помощью коллизионной нормы осуществляется опосредованно (ограниченно), полная юридическая регламентация будет осуществляться в совокупности действия коллизионной нормы и материально-правовой, к которой она отсылает, поэтому коллизионную норму признают нормой ограниченного действия,

2) касается нормативного закрепления коллизионной нормы, она может быть закреплена в законодательстве конкретного государства 2-я способами:

· или в виде части какого-либо частно-правового источника (ГК, СК, КТМ),

· или в виде отдельного закона о международном частном праве (как сделано в Польше, в Венгрии, в Швейцарии),

3) в отличие от обыкновенной нормы права, которая состоит из диспозиции, гипотезы и санкции, коллизионная норма имеет особое двухчленное строение и состоит из:

· объём – указание на те гражданские правоотношения, которые требуют правовой регуляции, обычно в тексте коллизионной нормы объём устанавливается путём указания какого-то частно-правового института (институт лиц, институт наследования, институт брака, институт алиментных обязательств и т. д.),

· привязка – такая часть коллизионной нормы, которая указывает право какого государства, своего или иностранного, или нормы какого международного договора подлежат применению к ранее названному объёму (например п. 1 ст. 1224 ГК).

Отношения по наследованию (объём) регулируются правом того государства, где наследодатель имел последнее место жительства (привязка).

Указанное выше строение коллизионной нормы имеет достаточно простую структуру. В законотворчестве часто используется приём усложнения коллизионной нормы (дробление, расщепление коллизионной нормы). И он может проявляться в 2-х вариантах:

1) ассоциация коллизионной нормы – заключается в том, что к одному объёму через союз «или» осуществляют несколько привязок,

2) дифференциация – ситуация, когда усложняется и объём и привязка, объём, как правило, имеет признаки родового правого института (имущество, которое может быть и движимым и недвижимым) и к каждому из этих институтов присоединяется своя привязка или несколько привязок.

Усложнение коллизионной нормы имеет как положительные, так и отрицательные стороны, надо найти и те и другие.

Коллизионные нормы можно классифицировать по различным основаниям:

по нормативному закреплению:

1) национальные коллизионные нормы,

2) коллизионные нормы международных договоров,

по форме коллизионной привязки:

1) односторонние – коллизионные нормы, привязки которых точно указывают на то, право какого государства должно быть применено (право России, Украины, Великобритании и т. д.),

2) двухсторонние – такая коллизионная норма, привязка которой точно не указывает применимое право, но указывает на способ (механизм) его поиска, поэтому привязку такой коллизионной нормы называют «формула прикрепления», «коллизионный критерий», «коллизионный принцип», «тип коллизионной привязки».­­­­

2 вопрос.

В процессе многовекового использования двухсторонних коллизионных норм их классифицировали и создали определённую систему, в зависимости от того, какие коллизионные критерии (формулы прикрепления) наиболее удачно регулируют определённый объём:

1) личный закон лица (lex natioalis), то есть к определению определённого статуса субъектов в МЧП применяют личное право таких субъектов:

· личный закон физических лиц (lex personalis) – также подразделяется на 2 разновидности:

Ø закон гражданства (lex patria),

Ø закон места жительства (lex dommicillii),

· личный закон юридических лиц (lex societatis).

То есть для определения правового положения субъектов, их право- и дееспособности, а также иных личных прав используют вышеприведенные коллизионные принципы. Очень часто эти коллизионные принципы используют в семейном праве.

2) закон флага (lex flagi), то есть к правоотношению применяется право того государства, под флагом которого находится транспортное средство, такая привязка используется в области торгового мореплавания,ё

3) закон местонахождения вещи (lex rei sitai), то есть к правоотношению применяется право того государства, на территории которого находится вещь,

4) закон, избранный сторонами правоотношения (lex voluntatis), то есть применяется право того государства, которое изберут сами стороны, такая привязка, как правило, используется в одной группе правоотношений – договорным обязательством, поэтому такую привязку в МЧП называют «автономия воли»,

5) закон места совершения юридического акта (lex loci actus):

· закон места совершения (заключения, подписания) договора (lex loci contractus),

· закон места исполнения договора (lex loci solutionis),

· закон места заключения брака (lex loci celebrationis),

· закон места причинения вреда (lex loci delicti commissi),

· закон места совершения правового документа, определяющего его форму (locus regit actum) – к оформлению сделки, а равно и к документу, применяется право того государства, на территории которого был совершён такой акт,

6) закон места нахождения продавца (lex venditoris) – см. п. 3 ст. 211 ГК,

7) закон суда (lex fori) – применяется право того государства, где проходит судебный процесс,

8) закон тесной связи (proper law of the contract) – применяется право того государства, которое с ним наиболее тесным образом связано.

То право, которое применяется к сути правоотношений, называется статутом этого правоотношения.

Задача в УМК по договору мены – решить.

3 вопрос.

Пункт «a» — скрытая коллизия и конфликт квалификации.

При применении коллизионной нормы встаёт вопрос о том, какое содержание вложить в те понятия и категории, которые используются в формулировке коллизионной нормы, как объёма, так и привязки, так как в праве разных государств такое понимание может быть разным. Например, по-разному понимается категория «право собственности»:

  • в РФ – это совокупность прав владения, пользования и распоряжения,
  • в Германии, в параграфе 903, «право собственности» понимается, как распоряжение собственником вещью по-своему усмотрении с правом устранять любые препятствования в пользовании,
  • в Древнем Риме полномочия собственника помимо владения пользования и распоряжения включали также отдельное полномочие о получении плодов, а также полномочия по защите права собственности.

К таким проблемным понятиям также относится категория «движимые и недвижимые вещи». Также спорными являются понятия «форма договора», «исковая давность» и т. д. Поскольку такие проблемы возникают достаточно, часто их пытаются решить как в теории, так и в законодательстве. Одной из теоретических точек зрения на разрешение такой проблемы является теория Эдварда Рабеля, который предлагает толковать коллизионную норму последовательно в 3 этапа:

1) автономная квалификация – толкованию подвергается объём коллизионной нормы и он должен толковаться на основе общепринятых мировых понятий конкретных категорий,

2) квалификация по закону суда – толкование привязки, которое должно осуществляться согласно теории права государства, в котором осуществляется судебный процесс,

3) вторичная квалификация – толкованию подвергается та норма, в которой сделана отсылка со стороны коллизионной нормы, такое толкование должно происходить по праву того государства, к которому сделана отсылка.

В РФ такая проблема (проблема скрытых коллизий) решается на основе ст. 1187 ГК, в которой указано, что всякое толкование понятий коллизионной нормы должно осуществляться на основе российского права, однако, если такое понятие неизвестно российскому праву или известно под другим словесным обозначением или с другим содержанием, то можно применить иностранный правопорядок.

Пункт «b» — обратная отсылка или отсылка к закону третьего государства.

Отсылая к праву другого государства, коллизионная норма отсылает ко всему объёму права этого государства и на этом этапе возникает вопрос, – в какой части применять нормы этого государства? А именно, применять ли только материальные нормы или можно применять и его коллизионные нормы? Если применять только материальные нормы, то проблем, как правило, не возникает. Однако если применять и коллизионные нормы, то коллизионные нормы этого государства (№ 2) может отослать к праву государства № 1, такое явление называется «обратная отсылка» (на французском – renvoi 1 степени). Или возможна ситуация, когда отсылка будет к праву государства № 3, это называется «отсылка к закону третьего государства» (renvoi 2 степени).

Сближение права – это многогранное правовое явление, которое проявляется в процессе унификации и гармонизации права. Иными словами, существует два различных по своему содержанию, но взаимосвязанных процесса – унификация и гармонизация.

Унификация права – это создание одинаковых (унифицированных) норм во внутреннем праве разных государств. Поскольку право входит в область внутренней исключительной юрисдикции государства и не существует наднационального законодательного органа, принимающего юридически обязательные законы для внутреннего права государств, то единственным способом создания унифицированных норм – сотрудничество государств. Унификация права – это сотрудничество государств, направленное на создание, изменение, прекращение одинаковых (унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств. Унификация идет в двух правовых системах – в международном праве и во внутреннем праве государства с применением международно-правовых (международные договоры) и национально-правовых форм и механизмов. Выделяют две стадии унификации:

1) достижение соглашения между государствами по поводу единообразного регулирования определенных отношений, оформляемых международным договором, в котором содержатся правовые нормы, предназначенные для регулирования этих отношений (но этого недостаточно, чтобы признать, что унификация состоялась).

Например, Венская конвенция 1980 года регулирует не договор купли продажи, а отношения между государствами по поводу единообразной регламентации купли-продажи и обязывает государства обеспечить применение соответствующих правовых норм.

2) восприятие международно-правовых норм национальным правом государств

Только тогда, когда нормы, содержащиеся в международном договоре (унифицирующие нормы), станут частью национального права государств (путем их санкционирования) можно говорить об унификации как о законченном процессе – у государств-участников в праве установились одинаковые правовые нормы (унифицированные нормы – одинаковые, текстуально совпадающие по содержанию). В таком качестве эти нормы обязательны для всех субъектов национального права.


Среди юридических форм согласования международного и внутригосударственного права в МПП различают:

— трансформация — обеспечение государством выполнения международных обязательств посредством своих властных полномочий

А) прямая трансформация — международный договор, заключенный государством и вступивший в действие, непосредственно приобретает силу закона

Б) опосредованная — конституция или другие законодательные акты государств регламентируют вопрос о способах введения в действие международных договоров внутри государств (Испания)

— инкорпорация — формулировки закона совпадают по тексту с положениями договора

— отсылка

— рецепция- внутригосударственный акт (иногда с незначительными текстуальными расхождениями) отражает содержание и формулировки международно-правовых документов

В ч.4 ст.15 Конституции РФ указано, что международные договоры являются частью ее правовой системы (общая или генеральная трансформационная норма). Этот же принцип повторяется в специальных частноправовых законах. Для того, чтобы международный договор стал частью национального законодательства, ему нужно придать юридическую силу национального права. Юридический процесс придания силы предусматривается внутренним правом государство и именуется трансформацией международно-правовых норм в национально-правовые. На самом деле никакой трансформации конечно не происходит – это условный термин. В РФ, например, к такому договору, присоединяются путем выражения согласия в форах ФЗ, Указа Президента РФ или Постановления Правительства РФ о присоединении. В итоге после соответствующей ратификации, присоединения, международный договор действует как национальное законодательство.

Например, в РФ, чтобы МД стал частью национальной правовой системы по ФЗ от 15.07.1995 №101-ФЗ «О международных договорах РФ» РФ выразила согласие путем подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора (изменение действующих или принятие новых ФЗ; предмет основные права и свободы; территориальное разграничение; по вопросам обороноспособности; об участии в межгосудартсвенных союзах, организациях); утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны. По которым требуется ратификация — ратифицирует ГД РФ в форме ФЗ. В отношении остальных если от имени РФ, то Президент РФ, а если компетенция правительства – Правительством РФ.

Существует несколько видов унификации в зависимости от критерия, положенного в основу:

1) метод правового регулирования (коллизионно-правовой или материально-правовой)

— унификация коллизионного права

Например, РФ участвует в Женевской конвенции о разрешении некоторых коллизий законов о простом и переводном векселе 1930 года.

— унификация материального частного права

Например, РФ участвует в Женевской конвенции относительно единообразного закона о простом и переводном векселе 1930 года, Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года, Оттавской конвенции о международном финансовом лизинге 1988 года

— смешанная унификация

Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года (Россия не участвует)

2) предметный критерий

Наибольшее применение унификация играет при регулировании торговых, транспортных, производственных, научно-технических отношений. В области торговли, например, Женевская конвенция о векселя 1930 года (Россия участвует), Женевская конвенция о чеках 1931 года, Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 год, Конвенция о договорах международной купли-продажи 1980 года (Россия участвует).

Особое место занимают договоры об оказании правовой помощи, содержащие унифицированные нормы по гражданскому процессу, коллизионные и материальные нормы.

3) субъектный состав

— универсальная унификация (для всех госудрств, открыта для присоединения

Пример – Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года

— региональная или локальная унификация (ограниченный круг государств)

Пример — Соглашение о разрешении споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 года, Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов государств-участников СНГ 1998 года, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года (Минская конвенция), Кишиневская конвенция 2002 года и т.д.

Другой пример – Кодекс Бустаманте 1928 года (Латинская америка)

— двусторонняя унификация

Унифицированные нормы не сливаются в единый массив с нормами национального законоадтельства, сохраняют в нем обособленность, обусловленную их договорным происхождением. Они всегда уже (например, при двусторонней унификации – не влечет подобного регулирования в других отношениях; применение в семейном праве каких-то норм не влечет по аналогии применених например в трудовом; особенности толкования; временные рамки – не ранее момента вступления в силу договора, а прекращение договора ведет к применению общих норм).

Коллизии между унифицированными нормами и национальными решается как специальная и общая норма в пользу специальной. Конфликт между унифицированными материальными и коллизионными нормами – исходя из предмета и метода регулирования в пользу материально-правовых норм. Унифицированные материально-правовые нормы снимают коллизионный вопрос и прямо применяются для регулирования частноправовых отношений, минуя стадию выбора права (решение коллизионной проблемы). При наличии унифицированных материально-правовых норм (Венская конвенция 1980 года) они применяются в первую очередь. В ч.3 ст.1186 ГК РФ (ч.3, разд.6, гл.66) установлено, что если международный договор РФ содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого к вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается. Конфликт между унифицированными нормами универсального, регионального и двустороннего применения решается сначала двусторонними, потом региональными, затем универсальными. Однако если в региональном или универсальном МД есть императивная норма, то от нее отступить государства не вправе при заключении регионального или двустороннего договора соответственно.

Процесс унификации идет очень активно. В целях совершенствования коллизионного способа регулирования с конца 19 века начался процесс унификации. В это же время начался процесс унификации и в отношении материально-правовых норм. Унификация материального частного права – более совершенный способ регулирования, позволяющий снять все недостатки коллизионно-правового способа регулирования и обеспечить гармонизированное регулирование частноправовых отношений. Но пока что она не является преобладающим способом регулирования, охватив в основном только торговлю. В других областях господствует коллизионно-правовой способ регулирования.

Наряду с унификацией существует процесс гармонизации, т.е. процесс, направленный на сближения права разных государств, на устранение или уменьшение различий в нем. Главной отличие от унификации – отсутствуют международно-правовые обязательства государств, закрепленные международным договором. Это более мягкий, простой процесс. В рамках него правовые системы разных государств оказывают влияние друг на друга, что может вести к созданию одинаковых норм. Однако с помощью гармонизации не преодолевается коллизия права, поскольку она не снимает коллизионный вопрос и необходимость выбора права.

Виды гармонизации:

1) по способам осуществления

— стихийная– в результате взаимодействия государств складывается похожее регулирование; она всегда односторонняя (цель сближения отсутствует)

— целенаправленная (есть цель)

— рецепция (одностороннее заимствование – римское право европейскими государствами; может быть как целевой, так и нецелевой)

— адаптация

2) по форме осуществления

— односторонняя (право одного государства адаптируется к праву другого)

— взаимная(на согласованной основе меры к сближению права)

— национальная (всегда односторонняя, с помощью национально-правовых средств – государство в свое право вводит нормы иностранного законодательства)

— международная(всегда взаимная, с использованием международных средств, в т.ч. международно-правовых)

А) модельные, типовые законы – например, ЮНСИТРАЛ разработал типовой закон о коммерческом арбитраже (резолюция Генассамблеи ООН 1985 года) – почти 50 государств приняли на его основе закон – в РФ закон 1993 года; В СНГ модельный гражданский кодекс – армения, белорусссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан

Б) международные договоры для лиц, не участвующих в них

(национальная, международняя. Односторонняя, двусторонняя, многосторонняя универсальная)

Унификация – это процесс создания одинаковых норм для различных субъектов МЧП. Создание типовых кодексов и законов – эти акты не имеют обязательного статуса и носят рекомендательны характер.

Гармонизация – процесс направленный на сближение права различных государств, на установление различий в праве этих государств. Главное отличие гармонизации от унификации — отсутствие международных обязательств.

После распада СССР и образования Содружества Независимых Государств объективная экономическая ситуация привела его участников к необходимости налаживания интеграционных процессов внутри Содружества, в том числе и в области охраны промышленной собственности. По существу, речь идет о реинтеграции таких процессов на новой основе.

Поскольку промышленная и вообще интеллектуальная собственность являются частью более обшей сферы сотрудничества государств в производственной, научной, культурной и экономической областях, первыми многосторонними соглашениями стран Содружества были соглашения о научно-техническом сотрудничестве, производственной кооперации и взаимодействии в области изобретательства, образования, подготовки кадров и согласования приоритетных направлений развития науки и техники.

Так, Соглашение о научно-техническом сотрудничестве в рамках государств—участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. на основе учета государствами-членами высокоинтегрированных элементов научно-технического потенциала, сложившихся связей в данной области, а также необходимости межгосударственной кооперации предусматривало формы совместной научно-технической деятельности, регулирование создания и эксплуатации научно-технических объектов совместного использования, оказание государственной поддержки совместным научным исследованиям и разработкам.

Государства взяли на себя обязательства создавать правовые, экономические и организационные условия, гарантирующие равные права и ответственность всех организаций, предприятий и граждан, участвующих в межгосударственном научно-техническом сотрудничестве. Особое внимание и усилия страны—члены Содружества, согласно этому договору, должны приложить к обеспечению гармонизации систем охраны промышленной собственности, сотрудничества в проведении научно-технической экспертизы и совместимости правовых норм, регулирующих научно-техническую деятельность (ст. 2). Соглашение закрепило договоренность о том, что вопросы охраны интеллектуальной собственности регулируются законодательными актами сторон и специальными межгосударственными соглашениями (ст. 14). До принятия Патентной конвенции сотрудничество государств по вопросам охраны промышленной собственности предполагалось регулировать Временным соглашением (ст. 15), которое было принято странами—членами СНГ в этих целях.

На региональном уровне необходимо отметить Модельный гражданский кодекс, принятый Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ в 1994-1996 гг. в качестве рекомендательного законодательного акта для СНГ. Он состоит из систематизированных норм, предназначенных для регулирования соответствующих отношений. Этот модельный акт также не является юридически обязательным документом. Он служит лишь основой для национальных правовых актов, что приведет к созданию похожих, но не одинаковых законов, то есть к сближению, гармонизации права, но не унификации. Такой вывод подтверждается Регламентом Межпарламентской Ассамблеи СНГ, ст. 15 которого раскрывает природу модельного акта: под модельным законом понимается рекомендация законопроекта Ассамблеей парламентам стран-участниц, принимаемая в целях согласования правовой политики и сближения законодательства.

Добавить комментарий