Геоморы демиурги

Все население Аттики Тесей разделил на три сословия: евпатридов, геоморов и демиургов. Демиурги – это ремесленники. Геоморы – земледельцы.

Кто же такие евпатриды? Что означало это слово?

Вопрос 2.67

Утверждают, что Тесей первым учредил в Афинах демократическую республику.

Обращаясь к народу, герой заявил: Не хочу иметь никаких преимуществ перед другими людьми. Только две вещи оставьте мне.

Какие «две вещи», по мнению Тесея, необходимы демократическому правителю?

Вопрос 2.68

У Тесея был друг Пирифой. На свадьбе Пирифоя произошла кровавая драка с кентаврами, которая затем переросла в многолетнюю войну.

Что явилось причиной драки?

Вопрос 2.69

Если в чужой стране Вас охватывают скорбь и уныние, что Вы делаете?

Когда в далекой Амазонии Тесей потерял друга и впал в состояние скорби и уныния, он использовал рецепт бога Аполлона.

Что за рецепт, позвольте полюбопытствовать?

Вопрос 2.70

Когда в Афины нагрянули полчища амазонок, где они разбили свой военный лагерь?

Вопрос 2.71

Так случилось, что Тесей был женат на нескольких женщинах.

Одна из его жен жалуется в трагедии Еврипида:

«Подняться хочу я… Нет силы… Всё тело Мое разломило… За белые руки Возьмите меня вы, за слабые руки… О, спрячь меня! Слез не удержишь… бегут. И щеки горят от стыда… возвращаться К сознанью так больно, что, кажется, лучше, Когда б умереть я могла, не проснувшись».

Как зовут эту женщину? Чем больна злосчастная страдалица?

Вопрос 2.72

Тесей явился в подземное царство и потребовал от Аида, царя мертвых, его жену Персефону. Разумеется, наглеца тут же наказали, накрепко приклеив к подземному креслу.

Некоторые считают этот поступок большой глупостью. Но Тесей утверждал, что не мог поступить иначе.

Почему?

Вопрос 2.73

Говорят, что потомки Тесея имеют некоторые лишь для них характерные особенности телосложения.

Вы позволите мне спросить: какие такие особенности?

Другие древнегреческие герои, как мне представляется, тоже заслуживают нашего внимания.

Вопрос 2.74

В древнегреческой мифологии мы встречаем не один, а несколько Всемирных Потопов.

Во время одного из них все люди погибли. В живых остались только Девкалион и жена его Пирра.

Как эта супружеская пара восстанавливала человечество?

Заранее предупреждаю, что вопрос может показаться неприличным только для тех, кто не знает правильного ответа.

Вопрос 2.75

Когда Вы слушаете пение соловья, Вам никакое имя в этом пении не слышится?

Древние греки, представьте себе, слышали.

Какое имя, позвольте спросить?

Вопрос 2.76

Помните юношу Нарцисса, который влюбился в свое собственное отражение и зачах от любви к самому себе?

Кто так жестоко подшутил над Нарциссом? Неужели Эрот? Или сама Афродита?

Римлянин Овидий Назон нам объясняет.

Вопрос 2.77

Фригийский царь Мидас прогневил бога Аполлона, отдав предпочтение Пану, когда тот состязался с Аполлоном в игре на свирели. Аполлон схватил царя за уши и вытянул их так сильно, что они стали размером с ослиные.

Мидас строго-настрого приказал хранить это событие в тайне. Но через некоторое время о наказании царя стало известно окрестным жителям.

Каким образом? Тот же Овидий нам сообщает.

Вопрос 2.78

Кто такие спарты и что их связывало со змеей?

Вопрос 2.79

В одной из трагедий Софокла читаем:

«А ведь никто из нас тебе загадки Не разъяснил; ты божиим внушеньем Ее постиг и спас страну от бедствий — Так говорит, так верует народ. Теперь за то давнишнее усердье Ты исцелителем земли слывешь…»

К какому герою обращены эти слова?

Вопрос 2.80

А что была за загадка, позвольте полюбопытствовать?

Вопрос 2.81

Ну и каков ответ у этой загадки?

Вопрос 2.82

У древнегреческих героев и полубогов – Ясона, Тесея, Диоскуров, Ахилла, Асклепия – был один и тот же учитель.

Как его звали?

Вопрос 2.83

Злосчастного старика Финея помните? Он был царем Салмидесса во Фракии. Его посетили аргонавты. Когда царь садился за стол принимать пищу, прилетавшие гарпии расхищали большую часть яств, а остальное оскверняли извержениями.

За что этот Финей был наказан Зевсом, если верить Аполлонию Родосскому?

Вопрос 2.84

Почему женщины бывают непостоянны в любви?

Гомер в третье песне «Илиады» описывает, как Елена вдруг проникается любовью к своему первому мужу, Менелаю, но потом уступает любовным домогательствам второго мужа, Париса.

Кто в этом виноват, если верить Гомеру?

Вопрос 2.85

Помните страшного, громадного циклопа Полифема, которого ослепил Одиссей? Представьте себе, и это чудовище влюбилось, в нереиду Галатею.

Как прихорашивался Полифем, чтобы понравиться морской нимфе?

Вопрос 2.86

Странные люди, эти древнегреческие герои и героини. Ну вот, например:

Антигона из одноименной трагедии Софокла похоронила брата, нарушив приказ царя Креонта, и за это приговорена к смерти. Идя на казнь, царевна заявляет:

«Да, будь детей я матерью – вдовою Убитого супруга – я б за них Не преступила государства воли».

Почему же брат ей дороже мужа и даже собственных детей?

Вопрос 2.87

Вот еще одна, мягко говоря, странность. Электра из «Орестеи» Эсхила. Как, придя на могилу отца, она догадалась, что до нее здесь побывал ее брат Орест?

Вопрос 2.88

Еврипид в своей трагедии «Вакханки» утверждает, что настоящий умник должен обладать двумя основными качествами.

Какими?

Кто это? Что это?

Вопрос 2.89

«Они народного возмездья Не узрят гневного лица И не услышат песнь обиды От лиры русского певца».

Пушкин. «Бородинская годовщина».

Вы не заметили, что первая и третья строчки не рифмуются между собой? Но стоит Вам заменить русское слово «возмездье» на ставшее нарицательным имя греческой богини, и Пушкин предстанет перед нами в своей первозданной чистоте.

Как заменить?

Вопрос 2.90

А теперь с греческого попробуем перевести на русский язык.

У Некрасова в «Притче о киселе» читаем:

Образование Афинского государства началось с проведения реформ, предписываемых легендарному Тесею (ХIII век до н. э). При нем якобы произошло слияние 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах (синойкизм).

Тесею приписывают разделение всех свободных граждан Афин на 3 группы: эвпатридов — родовой знати, геоморов — земледельцев, демиургов — ремесленников.

Только эвпатриды наделялись исключительным правом на замещение должностей. Родовая знать стала господствующим классом, экономической основой ее власти было крупное землевладение. Она угнетала демос — народ, в состав которого входили земледельцы, ремесленники, торговцы, моряки. Выходцы из других частей Аттики — метеки — были свободны, но гражданских прав не имели.

Авторитет родовых учреждений падал. Вместо Базилевса была учреждена ежегодно избираемая коллегия архонтов. Она ведала военными, судебными делами. Совет старейшин был преобразован в ареопаг. Бывшие архонты становились пожизненными членами ареопага. Во всех этих органах распоряжались эвпатриды.

В это же время возникли первые писаные законы. Эвпатриды стремились ограничить пережитки родового строя и, прежде всего, кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность. Имелось в виду ограничить власть архонтов, произвольно толковавших обычай. Составителем законов был Драконт.

По этим законам смертной казни подлежали лица, виновные в убийстве, осквернении святынь, те, кто вел праздный образ жизни. Смертная казнь угрожала даже тем, кто крал овощи.

Принцип ответственности по правилам талиона был отменен. По законам Драконта убийство рассматривалось как причинение материального ущерба, но теперь оно квалифицировалось как антиобщественное деяние. Вводится понятие умысла и неосторожности. Наказания за крупные и мелкие преступления были одинаковы — смертная казнь. Драконтовы законы стали символом жестокости. Даже в древности говорили, что они написаны кровью. Тем не менее, эти законы ограничивали власть архонтов.

Реформы Солона и Клисфена

Решающее значение для оформления классового общества и государства в Афинах имели реформы знаменитого политического деятеля той эпохи Солона. К тому времени, когда Солон стал первым архонтом (594 г. до н. э), задолженность мелких землевладельцев приняла устрашающие размеры. За неуплату долга владельца клера, его жену, детей разрешалось продавать в рабство за границу. Над основной массой общинников нависла угроза всеобщего закабаления. «Некоторые в отчаянии бежали от кредиторов и бродят из страны в страну», — горестно отмечал Солон. Алчность эвпатридов не знала пределов. Разорение земледельцев, всеобщая задолженность бедноты, политическое бесправие народа вызвали острейший политический кризис. Росло недовольство торговцев и ремесленников. Дело шло к восстанию.

Солон был первым из знати, кто заметил опасность (выходец из небогатых эвпатридов, избранный в 594 г. до н.э. архонтом). Надо отдать должное его проницательности и смелости. Преодолевая сопротивление верхушки аристократов, он решительно провел крупные реформы, которые затронули многие стороны общественной жизни. Ущемляя интересы знати и делая уступки демосу, Солон спасал еще не окрепшее рабовладельческое государство.

Особое место имели земельная и политическая реформы.

1. Солон отменил часть залоговой кабалы. Все долговые камни с полей убирались, проданные в рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы получили название сисахфия.

2. Самозаклад должника запрещался. Взыскание любого долга нельзя было обращать на личность ответчика. Многим крестьянам были возвращены их участки земли.

3. Считают, что Солон установил максимум земельного надела. Однако произвести перераспределение земли он не решился.

4. Ссудные проценты не были уменьшены, что было на руку ростовщикам. Отмена долговой кабалы нанесла сильный удар по интересам крупных рабовладельцев из числа знати. Она удовлетворила насущные интересы средних и мелких землевладельцев

5. Впервые была узаконена свобода завещания. Любые виды имущества, в т. ч. и земельные участки, можно было продавать, закладывать, делить между наследниками и т.д. Такой свободы обращения с земельным наделом родовое общество не знало.

6. Солон содействовал развитию ремесла, торговли.

7. Он унифицировал систему мер и весов, провел денежную реформу, создал благоприятные условия для внешней торговле Афин и т.д.

8. Родители в старости не могли по закону получать помощь от сыновей, если не обучили их ремеслу.

К политическим реформам Солона следует отнести:

деление жителей по имущественному цензу. Это был еще один удар по пережиткам родового общества. Все свободные граждане Афин делились на 4 разряда граждан: получавшие со своей земли не менее 500 медимнов зерна, масла или вина вошли в первый разряд, 300 — во второй, 200 — в третий, меньше 200 медимнов — в четвертый.

Одновременно предусматривалось, что только лица из первого разряда могли избираться военачальниками и архонтами. Из представителей второго разряда формировалось конное войско (всадники), из остальных — пешее войско. Ополченцы обязывались иметь свое оружие и находиться в походах на собственном иждивении.

Солон значительно повысил значение и авторитет народного собрания, которое стало созываться чаще и на нем рассматривались наиболее важные государственные вопросы: принимались законы, избирались должностные лица. В работе собрания участвовали также малоимущие граждане.

Одновременно был учрежден Совет 400 — по 100 человек из каждой филы. В его состав могли избираться все свободные, кроме батраков и нищих. Со временем Совет оттеснил ареопаг на второй план. Его роль возросла в связи с тем, что народное собрание созывалось. Проекты многих решений готовил Совет, а в необходимых случаях, он действовал от имени собрания.

Солон также учредил суд присяжных — Гелиэю, при чем в ее состав избирались граждане всех разрядов. Участие малоимущих граждан в народном собрании, в суде присяжных содействовало развитию Афинской рабовладельческой демократии. Гелиэя была не только главным судебным органом Афин, она также контролировала деятельность должностных лиц.

Солон стремился ослабить противоречия между богатыми и обедневшими гражданами, не допустить социальных потрясений. Ущемив имущественные интересы эвпатридов, он предотвратил возможность массовых выступлений разорившихся общинников. Он удовлетворил требования зажиточной части демоса: земледельцев, купцов, ремесленников. Реформы повлияли на демократизацию Афинского государства, социальной основой которого стали средние и мелкие земельные собственники, верхушка ремесленников и купцов.

После Солона власть захватил тиран Писистрат. Он имел личную охрану, которая выполняла функции постоянной армии, принудил граждан платить налог и ввел институт разъездных судей.

После свержения писистратидов дело Солона продолжил архонт Клисфен. В 509 г. до н.э. по его настоянию был принят закон, который окончательно упразднил деление граждан по родам. К этому времени население перемешалось.

Вместо 4 племенных фил были созданы территориальные единицы. Афинское государство делилось на три зоны или области: береговую, Афины с пригородами и внутреннюю часть. Всего насчитывалось 10 территориальных фил, в каждую входило по одной трети от каждой области.

Более мелки единицы получили название демов, во главе которых были демархи. В их обязанности входила запись новорожденных от свободных граждан, набор ополченцев, выбор по жребию на должности Совет 400 и суд присяжных. Каждая фила должна была сформировать подразделение пехоты, всадников и снарядить за свой счет пять военных судов с экипажем и начальником.

Совет 400 реорганизуется. Создается Совет 500 — по 50 человек от каждой филы. Коллегия архонтов — главный орган власти эвпатридов — потеряла свое былое значение, особенно с тех пор, как появилась коллегия стратегов, стратегия стратегов, решавшая вопросы военных дел и внешних сношений.

С именем Клисфена связано возникновение остракизма (суда черепков). Народное собрание путем тайного голосования могло изгнать из Афин сроком на 10 лет без конфискации имущества всякого, кто приобрел чрезмерное влияние и представлял угрозу государству, всеобщему миру и афинской демократии.

Реформа Клисфена окончательно сокрушила господство родовой аристократии, отвечала интересам демоса. В то же время институт рабства принял более широкие масштабы. В V веке до н.э. в Афинах число рабов превысило число свободных.

1. Начало железного века. Второе общественное разделение труда. Техника первобытного общества особенно шагнула вперед в эпоху железа. Железо имело громадные преимущества по сравнению со своими предшественниками — медью и бронзой. Новый материал тверже бронзы, ковок, наиболее распространен в природе. Железные руды; особенно болотные, имелись повсюду. Люди научились пользоваться железом поздно, так как оно плавится при высокой температуре — 1530°. Поэтому первоначально с помощью примитивного горна, в который засыпалась железная руда и древесный уголь, при температуре 1100° и выше получали тестообразную массу, смешанную со шлаком — крицу. Благоприятные условия для горения угля и повышения температуры создавались путем нагнетания воздуха ручными мехами. Такой способ обработки железа называется сыродутным.

Первые следы обработки и выплавки железа, обнаруженные в Передней Азии, относятся к XIV в. до н. э. Железный век начался за 1000 лет до н. э.

Энгельс назвал железо важнейшим «из всех видов сырья, игравших революционную роль в истории». Изделия из железа начали широко распространяться и даже вытеснили бронзовые орудия. Использование железа для изготовления орудий труда прежде всего сказалось на сельскохозяйственной технике. Появились плуги с металлическими сошниками, железные топоры и лопаты. Они сделали возможным земледелие на больших площадях и расчистку под пашню земли в лесных местностях. Началось быстрое развитие плужного земледелия. У большинства народов земледелие превратилось в ведущую отрасль хозяйства. Успехи земледелия неизбежно должны были отразиться на развитии скотоводства. Широкая возможность получения земледельческих продуктов в обмен на продукты скотоводства привела к завершению процесса выделения скотоводческих племен, которые окончательно порывают с остатками земледельческого хозяйства.

Не менее важную роль сыграло железо в развитии ремесла. В распоряжении ремесленника теперь были орудия, которые позволяли коренным образом улучшить обработку кости, дерева, кожи, цветных металлов и т. д. Появились специалисты по обработке железа — кузнецы. Люди создали гончарный круг. Появились гончары. С изобретением примитивного станка появились ткачи, обособилось ткачество. Ремесла в эпоху железа стали более разнообразными, специализированными и совершенными. Совмещение ремесла с другими видами производительной деятельности сделалось невозможным. Если ранее орудия труда изготовляли те, кто занимался сельским хозяйством, то теперь ремесленники обособились. Ремесла превратились в самостоятельную отрасль хозяйства. В результате ремесло отделилось от сельского хозяйства, т. е. произошло второе общественное разделение труда. С появлением ремесла как отрасли хозяйства возникло зачаточное товарное производство. Натуральное хозяйство по-прежнему оставалось преобладающим.

Ремесленники перестают странствовать и поселяются в определенных местах. В их селениях сосредоточиваются богатства. Селения огораживают стенами в целях защиты от нападений. В дальнейшем они превращаются в города — центры ремесла и торговли.

С зарождением товарного производства часть продуктов начали производить для обмена, который расширяется и становится жизненно необходимым. Ремесленники не могли обходиться без него. Они обменивали свои изделия на продукты сельского хозяйства. Постоянно совершающийся обмен привел к выработке общего мерила стоимости товаров и появлению посредников между производителями. Распространенным эквивалентом был домашний скот. доказательством, этому служит латинское название денег — pecunia (pecus — «скот»), современной денежной единицы Индии — рупия (древнеиндийск. rupa — «скот»). У некоторых народов эквивалентами являлись редкие раковины, слоновая кость, перья птиц, бобы какао, металлические слитки и изделия и т. д. Торговые посредники впоследствии образовали класс купцов. Это были третье общественное разделение труда. Оно возникло в переходный период от доклассового общества к классовому и упорядочилось в последнем. С появлением купцов началась заморская торговля.

2. Распад патриархальной общины. Моногамная семья. Соседская община. Первобытный строй был крепок, пока существовала его главная основа — крайняя неразвитость производительных сил, порождавшая коллективный труда, низкую производительность труда, уравнительное распределение средств потребления. Распространение железных орудий, повысивших производительность труда в земледелии, ремесле, скотоводстве, в корне изменило эту основу и создало предпосылки для перехода к более прогрессивному в той обстановке индивидуальном производству — источнику частного присвоения. То, что ранее было под силу лишь большому коллективу, стало возможно для отдельной семьи. Отпала необходимость в коллективном труде.

Зарождение частного хозяйства и частной собственности представляет собой прогрессивный исторический процесс, способствовавший развитию личной инициативы, дальнейшему росту разделения и производительности труда. В условиях усиливавшейся индивидуализации труда экономически крепкие семьи обособлялись и отделялись от сородичей времени патриархальные домовые общины сильно разрослись. Ведение общего хозяйства при тех условиях производства было невозможно. Патриархальные общины распались на малые семьи, которые самостоятельно вели хозяйство, становясь экономической ячейкой общества. Такую семью называют моногамной (греч. monos «один», gamos — «брак»). Парный брак стал крепким, расторжимым только со стороны мужа. Единобрачие для женщины было установлено мужчиной, чтобы иметь достоверных наследников своего имущества. Мужчина продолжал иметь право на супружескую неверность. Малые семьи, выходя из своей общины, нередко поселялись в другом месте, иногда даже рядом с членами других общин. В результате целостность коллектива кровных родственников, их территориальное единство нарушались. Родство при наличии рабства, бедных и богатых перестало связывать семьи, между которыми появился антагонизм. Родственные связи сменились территориальными, соседскими Семьи, жившие в одной местности, объединялись для некоторых совместных работ. Например, на древнем Востоке они совместно строили оросительные сооружения. Так возникла соседская община — новая форма объединения людей. В исторической литературе ее называют также территориальной и сельской общиной. Существование сельской общины отмечено у всех народов в той или иной форме. Территориальной общине, по утверждению Маркса, присущ дуализм, заключавшийся, с одной стороны, в существовании общей собственности на пахотную землю, луга, выпас, пустоши, леса, воды, с другой стороны, в индивидуальной обработке земли и в частном присвоении ее плодов, в наличии частной собственности на скот, сельскохозяйственный инвентарь, рабов, на «дом и его придаток — двор». Пахотная земля была разделена между семьями и периодически переделялась. С прекращением переделов земли наделы перешли в частную собственность. Другие угодья дольше оставались в общем пользовании. Дуализм сельской общины объясняется ее переходной формой от общей собственности к частной. Распад соседской общины проявлялся в переходе вначале пахотной, а затем и всей земли в частную собственность глав малых семей. У одних народов (например, древних греков) этот процесс завершился с образованием государства, у других — соседские общины бытовали в качестве пережитка в классовых обществах, видоизменяясь в ходе исторического развития в зависимости от темпов экономического развития, от господствующего характера производственных отношений.

Наибольшей стойкостью и длительностью существования сельские общины обладали на Востоке в связи с орошаемым земледелием, так как строительство и поддержание в порядке ирригационной сети требовали постоянных коллективных усилий. Соседская община является универсальной стадией, которую прошли все народы мира, создавшие классовые общества. Она знаменует собой наступление заключительного этапа первой формации.

3. Военная демократия. Политическую надстройку периода распада родового строя называют военной демократией. В эпоху военной демократии внешне сохранялись те же органы, что и при расцвете родового строя: народное собрание, совет старейшин, вождь, военачальник, но по своему характеру они изменились. В народном собрании участвовали только мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, т. е. воины. Главенствовала в собрании знать, навязывая свою волю народу. От нее зависело решение собрания. Свое отношение к мнению знати народ выражал лишь криком или стуком оружия. Все это указывает на понижение удельного веса народного собрания в жизни общества за счет расширения компетенции совета старейшин, куда входили знатные богатые люди. С советом вождь совещался по всем вопросам. Без согласия членов совета он не решал ни одного важного дела. Совет старейшин и вождь выполняли судебные функции. Суд происходил в присутствии народа. Вождь ведал религиозным культом. На должность вождя избирали главу наиболее богатой патриархальной семьи вначале на определенное время, затем пожизненно. С ростом размеров производства усложнялись его организация и общественные порядки, появлялись новые обычаи и общественные функции, для исполнения которых требовалось все больше знаний и опыта. Такой необходимый опыт накапливался у вождя. Когда выполнение общественных обязанностей стало давать экономическую выгоду, у руководителя общины появилась заинтересованность скрывать свои знания, опыт от других и передавать их сыну. После смерти отца община поручала исполнять функции вождя сыну, как наиболее сведущему в этом деле. Так общественные должности становились наследственными в пределах одной семьи.

Организацию управления обществом эпохи распада родового строя Маркс и Энгельс вслед за Морганом назвали военной демократией потому, что сохранялись демократические учреждения (народное собрание, совет старейшин, выборность вождя); народное собрание являлось собранием только воинов; усилилась власть военачальника; войны и организация людей для ведения войны стали регулярной функцией народной жизни.

Войны в то время были частым явлением. Их мели ради грабежа богатств соседей, с целью легкой и быстрой наживы. Они превратились в постоянный промысел определенной категории людей. В обстановке частых воин военная организация свободных общинников была нормальным явлением, увеличилась роль военных вождей, чья профессия обеспечивала почетное руководящее положение в обществе и богатство. От их военного искусства зависело благополучие соплеменников. Во время войны они руководили ополчением, которое создавалось по признаку традиционной родо-племенной принадлежности. Военачальник имел постоянную дружину, укомплектованную из сильных, храбрых, преданных воинов, с помощью которых он приобретал все большее влияние. С дружиной вождь совершал грабительские набеги, способствовавшие развитию военной техники, повышению роли племени как военной организации, созданию союзов родственных племен, укреплению поселений земляными валами, рвами в целях защиты от нападения. Войны ускоряли распад родового строя, процесс образования классов и государства. Военная демократия была у всех народов, прошедших период распада родового строя. В классической форме военная демократия существовала гомеровском обществе, в истории Рима царского периода, у скифов, кельтов, германцев, норманнов

4. Зарождение классов, государства. По вопросу образования классов и государства существуют различные теории: об извечности рабства, о создании государства для поддержания благополучия всех людей, независимо от классовой принадлежности. Наиболее распространенной является «теория насилия», представители которой считают, что классы и государство возникли в результате завоевания. Завоеватели якобы составляли господствующий класс и создавали государства для удержания под своей властью порабощенных людей. Эта теория, как и вышеуказанные, неверна. Завоевание (внешний фактор) ускоряет или процесс внутреннего социально-экономического развития, но не является основой для образования классов и государства. Насилие древнее рабства.

Основоположники марксизма-ленинизма связывают возникновение классов непосредственно с зарождением частной собственности на средства производства. В. И. Ленин отметил, что основным признаком, различающим классы, является «их место в общественном производстве, а следовательно, их отношение к средствам производства». С частной собственностью на средства производства связана эксплуатация одного класса другим.

Рабство, возникшее как следствие первого великого общественного разделения труда, упрочилось с отделением ремесла от земледелия, с возникновением класса купцов. Постепенно рабы составили бесправный класс, лишенный средств производства.

Владельцы средств производства и потребления, а также рабов образовали класс рабовладельцев. Рабовладельцами становились вожди родовые, племенные, военачальники, жрецы, купцы. С накоплением в их руках богатств они обособлялись от народа, родо-племенную знать. Родо-племенная знать богатела за счет владения лучшими и большими участками угодий, а также за счет присвоения прибавочного продукта общинников, рабов, взимания дани с покоренных племен. Прибавочный продукт попадал к знати в виде подношений общинников, жертвоприношений и путем прямого захвата. Им легко это было делать, так как они являлись хранителями общественной собственности. Военачальники увеличивали свое состояние, захватывая львиную долю военной добычи.

Наряду с ростом богатств знати в общине усиливалась имущественная дифференциация, возрастала масса бедняков, которые попадали в зависимость от богатых людей. Так образовывались различающиеся в имущественном отношении группы людей с различным положением в производстве и интересами в обществе.

В таких условиях старые органы управления не могли функционировать. Они не могли примирить интересы рабов и рабовладельцев, богатых и бедных. Потребовались новые органы, которые стали зарождаться вне родовой организации, а вместе с ними появилось государство.

Таким образом, государство «не представляет собой силы, извне навязанной обществу». Государство не примиряло противоречивые интересы групп общества Оно, как аппарат экономически самого могущественного и политически господствующего класса подавляло интересы бедняков и рабов. «История показывает, — говорит В. И. Ленин, — что государство, как особый аппарат принуждения людей, возникло только там и тогда, где и когда появлялось разделение общества на классы — значит, разделение на такие группы людей, из которых одни постоянно могут присваивать труд других, где один эксплуатирует другого». В этом заключается основная функция государства с антагонистическими классам. Второй функцией государства является охрана и расширение границ. Существенный признак государства состоит в публичной власти, отделенной от народа, а также в объединении людей по территориальному признаку. Во главе государств становились верховные военачальники, опиравшиеся на поддержку племенной аристократии и на силу личных дружин. В ряде мест укреплению власти вождей способствовали тайные мужские союзы, которые в условиях складывавшейся государственности ости выполняли судебно-полицейские функции. Особенно показательны в этом отношении тайные союзы Западной Африки, где они являлись не только рычагом утверждения патриархата, но и орудием господства в руках верхушки общества. Запугивая население путем религиозно магических церемоний и действий, а также прибегая к прямому террору в целях подавления всяких попыток протеста, тайные союзы расчищали путь их государственной власти.

В силу неравномерности исторического развития процесс распада родового строя и возникновения государства имел место в древности, в средние века и в новое время. Некоторые реликтовые племена находятся на различных стадиях родового строя до настоящего времени. Первые классовые общества появились в эпоху энеолита в конце IV тыс. до н. э. на древнем Востоке у земледельческих народов в долинах рек Нила, Тигра и Евфрата. В середине III тыс. до н. э. возникли государства в долине Инда; во II тыс. — в бассейне Эгейского моря, Малой Азии, Финикии, Южной Аравии, в долине реки Хуанхэ; в I тыс. до н. э. и I тыс. н. э. складывались государства на большей части территории Старого Света и в Центральной Америке.

Добавить комментарий