Германия в новое время

От германского союза к германской империи. Рейнский союз. К началу XVIII в. на территории Германии насчитывалось более 300 государств, которые считались в подчинении императора и имперского сейма, но на практике обладали полной независимостью. Среди германских княжеств можно выделить Пруссию, Саксонию, Баварию и особенно Австрию. Наполеон перекроил карту Германии и ликвидировал «Священную Римскую империю германской нации». В то же время после поражения Франции согласно Парижскому трактату 1814г. был образован Германский союз, состоявший из 34 государств и 4 вольных городов. Доминирующую роль в этом Союзе принадлежала Австрии. Германский союз не был ни единым государством, ни федерацией, поскольку каждое государство в этом объединении оставалось самостоятельным. В 30-е годы XIX в. руководящую роль в Союзе заняла Пруссия, промышленная мощь которой увеличивалась с каждым годом. Увеличилась численность рабочих, и возрастало их самосознание. В Пруссии и Австрии были сильны консервативные силы, идеологической основой которого была так называемая историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта), выступавшая против либеральной законотворческой деятельности и отрицавшая правовое развитие каждой нации.

Революция 1843 г. В Пруссии и других германских государствах под влиянием французской революции возникло буржуазно-демократическое движение, перераставшее в вооруженную борьбу. В этих условиях правящие круги германских государств созвали во Франкфурте на Майне всегерманское учредительное собрание, но его работа была неэффективной, и в июне 1849 г. оно было разогнано правительством Вюртемберга. В 1850 г. в Пруссии была принята конституция, согласно которой король обладал правом законодательной инициативы, правом роспуска парламента (ландтага) и оставался главой исполнительной власти. Он же обладал правом вето на решения парламента.

Объединение Германии. В 1866 г. хорошо вооруженная армия Пруссии выиграла войну с Австрией, что обеспечило объединение Германии под главенством Пруссии. В Пруссии была введена всеобщая воинская повинность и всеобщее обязательное обучение. В Центральной Европе возникло новое государство, названное Северо-Германским союзом, а в 1870 г. после разгрома в войне Франции возникла Германская Империя. Прусский король был объявлен императором объединенной Германии.

Конституция Германии 1871 г. В состав империи вошли 22 монархии и вольные города. Незначительная самостоятельность их сокращалась. Главой империи стал прусский король, который имел значительную исполнительную власть. По конституции были образованы две палаты: верхняя — Союзный совет (бундесрат) и нижняя палата парламента — рейхстаг. Часть депутатов Союзного совета назначал император, а часть назначалась правительствами союзных государств. Пруссия имела в бундесрате 17 депутатов из 58. Союзный совет имел право издания указов, имевших силу закона, то есть обладал законодательной властью помимо нижней палаты. Депутаты рейхстага избирались сначала на три года, затем на 5 лет. Нижняя палата парламента предпринимала неоднократные попытки установить контроль за исполнительной властью, но на практике не было системы разделения властей и система сдержек и противовесов не действовала до создания Веймарской конституции 1919 г. По конституции 1871 г. было введено всеобщее мужское избирательное право. Имперское правительство представлял канцлер, функции и полномочия которого были очень широкими. Местные правительства, главным образом, исполняли имперские законы. Таким образом, конституция 1871 г. была выражением компромисса между феодально-юнкерским землевладением и прусско-германским капиталом.

Выдвижение Германии. Во второй половине XIX в. после объединения в Германии начинается промышленный переворот. Число рабочих. увеличилось до 11 млн. человек, что выдвигало рабочий класс в новую политическую силу. Была создана социал-демократическая партия, которая ставила своей задачей борьбу за парламент и отвергала революционный путь захвата власти. За короткий срок Германия стада самой мощной европейской державой, которая бросила вызов Англии, Франции и России, что привело к первой мировой войне, в которой Германия потерпела поражение, а вместе с ним была упразднена монархия. После окончания войны социал-демократы, будучи у власти, содействовали становлению конституционного строя Германии.

Германское гражданское уложение. Оно было принято в 1896 г. и явилось первой для Германии кодификацией гражданского права. Уложение вступило в силу с 1 января 1900 г., так как отдельным государствам, входившим в состав Германии, необходимо было время для приведения своего законодательства в соответствие с новым Гражданским кодексом. Римское право и нормы германского права, выработанные юристами на рубеже XVIII—XIX вв. легли в основу Германского гражданского уложения. Оно построено по так называемой «пандектной» системе, то есть общие для всех институтов нормы содержатся и в общей части (первой книге). Уложение также содержит еще четыре книги: вторая книга относится к обязательственному праву, третья — к вещному, четвертая — к семейному, пятая — к наследственному. Характерной особенностью Уложения явилось отсутствие общих юридических определений, содержание многих специальных терминов и наличие понятий, имеющих моральное, но не правовое содержание. Например, «добрая совесть», «добрые нравы».

Субъекты гражданских правоотношений. Принцип юридического равенства не получил полной реализации, так как правоспособность женщин была ограничена. Уложение признает юридическое лицо в качестве субъекта гражданского права. Юридические лица делятся на два вида: ферейны (общества, союзы) и учреждения. Ферейны в свою очередь могут быть хозяйственными и не хозяйственными, но лица, входящие в них, обязательно связаны друг с другом членскими правами и обязанностями. Частные лица образовывали учреждения и выделяли для этого определенное имущество. За юридическими лицами Уложение признает широкую правоспособность. В Уложении также говорится о неправоспособных обществах, которые не признавались юридическими лицами. Это были, как правило, рабочие союзы.

Вещное право. В Уложении все вещи разделены на земельные участки и движимые вещи. В соответствии с § 94 движимостью считается все, что не является земельным участком и его принадлежностью, прочно связанной с землей. В Уложении указаны следующие вещные права: право собственности, владение, пользование чужими вещами (земельные и личные сервитуты, узуфрукт, право застройки), право на получение ценности из чужой вещи (залог движимости, ипотека недвижимости), право на приобретение какой-либо вещи (право преимущественной покупки, право охоты, рыбной ловли, другие подобные права).

Право собственности является основным вещным правом. В § 903 дается формулировка права собственности: «Собственник вещи может обращаться с вещью по своему усмотрению и исключать других от всякого воздействия на нее». Здесь подчеркивается свобода частной собственности. В Уложении предусмотрены ограничения для собственника земельного участка. Например, в § 906 указано, что собственник должен терпеть проникновение на его территорию запаха, дыма, копоти, газа, если это не превосходит пределов в обычной местности, что означает ущемление собственника в интересах капиталистического развития.

Обязательственное право. В § 214 Уложения дается определение обязательства: «В силу обязательства кредитор управомочен требовать от должника предоставления. Предоставление может состоять также в воздержании». Наиболее распространенным способом возникновения обязательственных правоотношений являются договоры. Договорные отношения основываются на принципе свободы договора. По Германскому Гражданскому Уложению обязательным условием действительности договоров является волеизъявление сторон, то есть внешнее выражение воли. Например, оспаривание сделки, заключенной под влиянием заблуждения, допускается немедленно, а под влиянием насилия, обмана — в течение года. Тем самым законодатель стремится придать договорным отношениям стабильный характер. Уложение знает так называемые абстрактные обязательства, которых нет в Кодексе Наполеона. В § 780 этот вид договора определяется так: «Договор, по которому должник обещает удовлетворение с тем, чтобы обещание послужило самостоятельным основанием обязательства». Абстрактный характер этого договора заключается и том, что основания заключения договора и выдачи обязательства значения не имеют. В то же время обещание уплаты долга носит отвлеченный характер и допускается возможность переуступки таких обязательств. Деликт (гражданское правонарушение) также признается в качестве возникновения обязательств.

Семейное право. Единственной формой брака признается гражданский брак. Женщины могут вступать в брак по достижении 36 лет, мужчины —21 года. Для заключения брака также необходимо обоюдное согласие. Обручение — необходимое условие для последующего заключения брака. В случае нарушения этого договора наступает имущественная ответственность. В § 3354 закреплено главенствующее положение мужа: «Мужу предоставляется право решать все вопросы, касающиеся совместной супружеской жизни, в частности, он избирает местожительство». Брачный договор определяет имущественные отношения супругов. Здесь характерна раздельность права собственности на имущество супругов, если договором не установлено другой порядок системы управления и пользования. Отец осуществляет полную власть над детьми.

Наследование. Уложение различает наследование по закону и по завещанию. В Уложении проводится более полно принцип свободы завещаний. Завещать можно с 16 лет. Но завещательная свобода все же несколько ограничена. Так, для некоторых лиц установлена завещательная доля.

Торговый кодекс 1897 г. Он был введен в действие с 1 января 1900 г. и по существу являлся дополнением к Германскому гражданскому уложению, так как содержал лишь специальные правила для торговцев. Торговое уложение — это право коммерсантов. Торговый характер сделок исходит из субъективного признака: торговыми признаются сделки, совершенные коммерсантами.

Гражданско-процессуальный кодекс был издан в 1877 г., содержит 10 книг и 1048 параграфов. Сторонам даны широкие процессуальные права для предоставления доказательств. Суд является пассивным наблюдателем и дает оценку доказательствам.

Уголовное уложение 1871 г. На первом месте среди преступлений стоят государственные: оскорбление императора и местных государей; фальшивомонетничество, основание тайных организаций и т.д. Много внимания уделено преступлениям против собственности и личности. Уложение предусматривает следующие наказания: смертную казнь, заключение в рабочем доме, тюремное заключение, помещение в крепость, арест, ограничение в правах, штраф. Устрашение — основная цель наказания.

Уголовно-процессуальный кодекс 1877 г. Это дополнение к уголовному кодексу 1871 г. Процесс строился па принципах состязательности, независимости судьи от прокурора и допущении зашиты в стадии предварительного следствия. По делам о тяжких преступлениях велось предварительное следствие. По остальным делам дознание проводил прокурор. Суд руководствовался принципом свободной оценки доказательств.

Ростиславлева Наталья Васильевна

Москва: РГГУ, 2019. — 188, с.

ISBN 978-5-7281-2279-1

Дисциплина «История Германии: Новое время» является второй частью курса «История Германии» и посвящена изучению ключевого периода в формировании немецкой нации и континуитетов экономического, социально-политического и культурного развития страны. «История Германии (Новое время)» — обязательная дисциплина вариативной части бакалавриата по направлениям подготовки 46.03.01 — «История» и 45.03.01 — «Филология» («Компаративистика: история, литература, культура России и страны специализации»), а также может быть использована в рамках специализации «Россия — Германия» направления 41.03.01 — «Зарубежное региоиоведение».

Книга доступна:

  • в фонде открытого доступа: 63.3(4Гем) (История Германии);
  • для заказа на учебный абонемент РГГУ;
  • в электронной библиотеке.

Введение

Германия накануне и в годы Реформации (конец XV — начало XVI в.)
Германские земли в конце XV — начале XVI в.
Католическая церковь на рубеже XV-XVI вв.
Трансформация менталитета немцев
Особенности немецкого гуманизма
Причины Реформации
Мартин Лютер и создание новой церкви
Развитие Реформации в Германии в 1520-1521 гг.
Рыцарское восстание 1522—1523 гг. и Крестьянская война 1524-1525 гг.
Военно-политическая консолидация немецких протестантов. Шмалькальденские войны. Аугсбургский религиозный мир
Контрольные вопросы и задания

Германия в годы Тридцатилетней войны
Происхождение Тридцатилетней войны
Канун войны
Основные этапы Тридцатилетней войны
Вестфальский мир
Контрольные вопросы и задания

Германия после Тридцатилетней войны. Возвышение Бранденбурга
Священная Римская империя германской нации во второй половине XVII в.
Возвышение Бранденбурга
Контрольные вопросы и задания

Системы власти германских государств: княжеский абсолютизм и республики
Система власти в Бранденбурге
Организация власти в коронных землях Габсбургов
Особенности политического развития Саксонии
Политическая система Вюртемберга
Контрольные вопросы и задания

Просветительские движения в германских государствах
Суть и основные этапы немецкого Просвещения
Реформы просвещенного абсолютизма в Пруссии, Австрии и других немецких государствах
Контрольные вопросы и задания

Германия в тени Наполеона: катастрофы и реформы
Участие Пруссии и Австрии в Первой антифранцузской коалиции. Процесс медиатизации
Создание Рейнского союза и преобразования в его государствах
Оборонительная модернизация в Пруссии
Подъем патриотического движения
Контрольные вопросы и задания

Германский союз в 1815-1847 гг.
«Германская проблема» на Венском конгрессе
Образование Германского союза
Германский союз в период Реставрации. Система Меттерниха и сопротивление ей
«Германский вопрос» в период Реставрации и накануне революции 1848 г.
Контрольные вопросы и задания

Революция 1848-1849 гг. в Германии: упущенные возможности или историческая веха?
Начало революции и создание «мартовских» министерств
События в Австрии и Пруссии Франкфуртское национальное собрание
Имперская конституция
Трагедия Франкфуртского парламента
Контрольные вопросы и задания

Австро-прусский дуализм в постреволюционной Германии (1849-1858)
Оломоуцкое «унижение» Пруссии
Германский союз в 50-60-е годы XIX в.
Внутреннее развитие Пруссии
Австрия в 50-е годы XIX в.
Контрольные вопросы и задания

Образование Германской империи
Новый подъем борьбы за германское единство
Конституционный конфликт в Пруссии
Рабочий вопрос и рабочее движение в 60-е годы XIX в.
Войны Пруссии. Образование Северогерманского союза
От Северогерманского союза к Германской империи
Контрольные вопросы и задания

Консолидация империи в 70-80-е годы XIX в.
Либеральные реформы
Эпоха «грюндерства»
Политическая система империи
Культуркампф
Политика Бисмарка в 80-е годы ХIХ в.
Зарождение социального государства
Стремление к европейской гегемонии
Начало колониальных захватов
Контрольные вопросы и задания

Вильгельмовская Германия в 1888-1914 гг.
Отставка «железного канцлера»
Политика «примирения»
Социально-политическая жизнь в Германии в конце XIX в.
Организованный национализм в годы вильгельмовской Германии
Переход к «мировой политике» в конце XIX в. Германия накануне Первой мировой войны
Контрольные вопросы и задания

Историческое знание в Германии XIX в.: между философскими вызовами и историзмом
Контрольные вопросы и задания

Заключение

Список источников и литературы

Основная рубрика: История

⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 41

(1806–1919 гг.)

Вопросы:

1. Развитие германской буржу­азной государственности в первой половине XIX века.

2. Объединение Германии. Конституция 1871 года.

3. Появление нового буржуазного права.

1. Развитие германской буржу­азной государственности в первой половине XIX века.

До 1806 года в Германии насчитывался 51 имперский город, около 360 княжеств и около 1,5 тыс. рыцарских владений, владельцы которых также претендовали на независимость и суверенитет. Исследователи отмечают, что к началу XIX века Германская империя представляла собой настоящий конгломерат государств: королевства, курфюрства, ландграфства, маркграфства – «окняженные графства», архиепископства, епископства, аббатства, владения духовных орденов, владения имперских рыцарств и вольных городов.

Великая французская революция повлияла на фактически распавшуюся феодальную империю, которой являлась тысячелетняя «Священная Римская империя германской нации», а Наполеон I юридически довершил дело ее разрушения. Священная римская империя германской нации официально прекратила свое су­ществование в 1806 году. Под давлением Наполеона император Франц II отказался от своего правления. Наполеон уничтожил самостоятельность «вольных» городов иотдельных княжеств, и вместо нескольких сотен государств осталось несколько десятков. Значительная часть Германии (в частности, прирейнские области) была поставлена под непосредственное управление (протекторат) Франции. Между тем именно здесь были уничтожены крепостное право и феодальные привилегии, введен Гражданский кодекс 1804 года.

После поражения Наполеона державы – победительницы Англия и Россия, переустраивая Европу, решили германский вопрос по-ново­му. Судьба Германии была отражена в двух международно-правовых документах – Союзном акте (10 июля 1815 г.) и Заключительном акте (15 июня 1820 г.), принятых по результатам работы Венского конгрес­са. Эти акты провозглашали создание Германского союза – конфеде­рации, объединившей 38 немецких государств. Целью конфедерации была охрана внутренней и внешней безопасности страны. Столицей союза стал Франкфурт-на-Майне, в котором располагался общий орган управления – Конгресс (бундестаг), состоявший из представителей прави­тельств – членов союза и имевший право союзной экзекуции (воен­ного наказания). Лидером союза стала Австрия. Объединение немецких государств сопровождалось принятием ими конституций (так, с 1814 по 1834 г. было принято 24 «княжеских» конституции), в результате чего немецкие монархии становились конституционными монархиями.

Германский союз фактически был международным объединением государств. Каждый из вошедших в союз субъектов сохранял свою независимость. Реаль­ное главенство в союзе принадлежало Австрии. Германский союз, конечно, не решал проблемы реального объединения Германии: ведь сохранялись даже таможенные пошлины, суверенитет субъектов и т.д. Бундестаг же, прозванный из-за своего инертного состава «коллекцией мумий», заботился только о том, чтобы в Германии ничего не менялось. Тон во всей этой политике задавал всесильный австрийский министр Меттерних, одна из самых мрачных фигур европейской политической реакции.

Между тем Пруссия, также претендовавшая на роль объединительной силы в Германии, приняла в 1818 года Таможенный закон, уничтоживший все таможенные границы в рамках Прусского королевства и провозгла­сивший свободу передвижения между всеми его провинциями. В 1819 году на Венской конференции германских правительств делегаты Пруссии вы­ступили с инициативой распространить действие прусского таможен­ного закона на весь союз. Эта объединительная тенденция привела к образованию в 1834 году Таможенного союза под эгидой Пруссии. В Таможенный союз вошли 18 немецких государств, на границе которых торжественно были со­жжены таможенные шлагбаумы. В 1847 году на конференции Таможенного союза был принят Общегерман­ский вексельный устав, впервые применивший единообразное регули­рование вексельного оборота. Его принятие укрепило позиции Пруссии в правовой сфере, так как в основу устава был положен прусский про­ект Вексельного закона.

В 1857 году на обсуждение Союзного сейма были представлены два проекта Торгового кодекса: прусский и австрийский. Законодатели выбрали в ка­честве основы для будущей общегерманской кодификации торгового права прусский проект, более лаконичный и ясный. Принятие в 1861 году Общегерманского торгового уложения окончательно закрепило ведущую роль Пруссии в создании единого экономического и правового простран­ства Германии. Всеобщая воинская повинность (введенная в Пруссии еще в 1814 г.) и огромные затраты на армию делали Пруссию реальным конкурентом Австрии в Германском союзе.

Либеральная германская буржуазия всегда считала идеалом политику сильной власти. С середины XIX века они ратовали за сильную централизованную конституционную монархию. Их идеалам постепенно суждено было сбыться. 23 сентября 1862 года новый прусский король Вильгельм I назначил министром-президентом (канцлером) одаренного дипломата и политика князя Отто фон Бисмарка (1815–1899), о котором сказал: «Сильный человек, пахнет кровью». Свою политику Бисмарк сформулировал следующим образом: «Право – ничто, сила – все; Германия будет объединена железом и кровью». В Пруссии была введена всеобщая воинская повинность и обязательное образование. Первой жертвой этой политики стала Дания, армия которой была разбита в 1864 году. В результате к Германии отошли земли герцогства Шлезвиг-Гольштейн. Но Пруссия упорно стремилась к тотальному лидерству. В битве при Садовой (1866 г.) прусская армия полностью разбила австрийскую армию. С этого времени надежды германской буржуазии на объединение страны в единое государство стали связываться с Пруссией и ее правительством.

Объединение Германии явилось необходимым условием ее экономического и политического развития, и было оправдано единством языка и культуры. В 1867 году под эгидой Пруссии был создан Северогер­манский союз, в который вошли все немецкие государства, за исключением четырех южных монархий. Это был уже не союз государств, а союзное государство. Его субъекты сохра­няли свои государственные системы, правительства, но они были под­чинены союзным властям и передали им важные полномочия. Во всех государствах армия должна была быть перестроена по прусскому образцу. Общие расходы производились за счет общего бюджета, который складывал­ся из таможенных доходов, почтовых сборов, взносов государств и особого военного налога-сбора.

Прези­дентом (председателем) Союза считался прусский король. Его представителем был канцлер, назначаемый президентом по собствен­ному усмотрению. За президентом закреплялись права по управлению внешнеполитической и военной деятельностью Союза, а также право военной экзекуции (перешедшее от Германского союза 1815 г.). Интересы чле­нов Союза были представлены двухпалатным парламентом. Верхняя палата – Союзный совет – состояла из уполномоченных от прави­тельств земель, членов Союза; нижняя палата – Рейхстаг – избиралась населением на основе всеобщего избирательного права. Рейхстаг и Союзный совет обладали законодательными правами в сферах: организации вооруженных сил, международных отношений, торговли и промышленности, фи­нансов, связи.

Так, к 1867 году на основе военно-политического влияния Пруссии первоначальное объ­единение Германии было завершено, и означало распространение прусских государственн-правовых институтов на всю страну.

2. Объединение Германии. Конституция Германской империи 1871 года

В 1870 году Пруссия получила возможность начать войну с Францией (которую, впрочем, не менее желал и император Франции Наполеон III). Бисмарк послал Наполеону III оскорбительную депешу, проницательно заявив, что та станет «красной тряпкой для галльского быка», которая привела к полной победе армии Пруссии. Победоносно закончив войну и заключив в 1871 году Франкфуртский мир – договор, по которому к Герма­нии были присоединены Эльзас и Лотарингия и получена контрибуция в размере 5 млрд. франков, Пруссия лишила южногерманские государства свободы выбора: они должны были заявить о своем согласии войти в состав единой Германской империи. Это было оформлено договорами, ратифицированными парламентами соответствующих государств. Так военная кампания 1870 года привела к официальному включению в состав Германии Бадена, Баварии, Вюртемберга, Гессен-Дармштадта и других южных территорий. Объединение Германии было, наконец, завершено.

18 января 1871 года в Версальском дворце король Пруссии был провоз­глашен германским императором под именем Вильгельма I, и таким образом, в центре Европы возникло новое государство – Вторая Германская империя. В том же году Германская империя получила Конституцию, которая была введена в действие 16 ап­реля 1871 года. Согласно этой конституции в состав федеративной империи входили 22 монархии (Пруссия, Бавария, Саксония и др.) и несколько вольных городов (в том числе Гамбург). Конституция наделяла всех их известной независимостью, но в действительности то был союз, в котором не было даже и формального равенства членов. В частности, в ст. 61 было записано: «Вслед за обнародованием этой Конституции во всей империи должно быть введено в полном объеме прусское военное законода­тельство».

Конституция Германской империи установила диктатуру Пруссии в лице кайзера — им­ператора. Главой империи объявлялся король Пруссии, самого большого из всех германских государств (около 60% населения и более половины всей территории). Император назначал высших должностных лиц, руководил общегерманским парламентом, вырабатывал и издавал законы, воз­главлял армию и имел право экзекуции. Он мог, если желал, осуществлять непосредственное руководство министрами. Ему принадлежало право со­зывать, закрывать и распускать союзный совет и рейхстаг.

Союзный совет – бундесрат являлся верхней палатой империи, состоявшей из представителей всех германских государств, входящих в империю. Ру­ководил советом представитель Пруссии, ей же принадлежала треть голосов в совете. Для отрицательного решения по любому из важных вопросов политики достаточно было 14 голосов, между тем сама Пруссия имела в бундесрате 17 голосов, а затем даже 22. Господство Пруссии было столь очевидно, что мелкие государства просто воздерживались от делегирования своих представителей в бундесрат.

Нижняя палата парламента называлась по традиции рейхстагом. Она формировалась на принципах народного представи­тельства. Рейхстаг избирался сначала на три, а затем, с 1887 года, – на пять лет. Он обладал значительно меньшими полномочиями, чем бун­десрат. Поскольку рейхстаг был лишен права самостоятельно принимать законы, а также отсутствовала парламентская ответственность министров, то эта палата фактически занимала последнее место в иерархии органов власти. Кроме того, хотя изначально в полномочия рейхстага входило утверждение бюджета, под давлением Бисмарка депутаты разрешили правительству самостоятельно определять смету расходов. Нижняя палата парламента предпринимала неоднократные попытки установить контроль над исполнительной властью, но на практике не было создано системы разделе­ния властей, а система «сдержек и противовесов» не действовала до Веймарской конституции 1919 года.

В Конституции нет ни одной главы, посвященной правам и свободам немцев. Вместе с тем ст. 57 гласила: «Каж­дый немец подлежит воинской повинности».

Имперское правительство было представлено в единственном лице – канцлером Бисмарком, а министры, ведающие определенным кругом обязанностей, были не столько коллегами канцлера, сколько его подчиненными, заместителями. Функции имперского правительства были весьма широкими. Помимо политики и армии, оно ведало банковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах, санитарной и ветеринарной службой и т.д. Местные же правительства, главным образом, исполняли имперские законы.

Таким образом, германская Конституция 1871 года установила авторитарную конституционную монархию с федеративным государственным устройством и явилась выражением союза между феодально-юнкер­ским землевладением и быстро растущим прусско-германским капиталом.Реакционная по своему основному строю и духу, эта конституция была наполнена юридическими несообразностями. «Президент» империи был связан контрасигнатурой канцлера, которого он назначал и смещал по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король император мог приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный закон, касающийся финансов и военного дела.

В то же время объединение Германии способствовало быстрому промышленному росту страны (вскоре Германия обгонит Англию). В политическом плане быстро росла численность немецкого рабочего класса. Германская социал-демократия становится крупнейшей из социалистических партий Европы: в 1867 году за кандидатов этой партии голосовало уже полмиллиона человек. В создавшейся ситуации О.фон Бисмарк прибегнул к мерам уголовной и административной репрессии. По его настоянию рейхстаг проводит так называемый исключительный закон против социалистов 1878 года. Тюремное заключение и крупный штраф угрожали каждому за состояние в организации, желающей «свержения существующего государственного или общественного строя путем социал-демократических, социалистических или коммунистических устремлений». На основе «исключительного закона» правительство добилось тюремного заключения для 1500 членов социал-демократической партии и высылки 900 человек, к ней принадлежащих; 1300 печатных изданий партии было запрещено. При всем этом «исключительный закон» не дал ожидаемых результатов и вскоре был отменен. Это, в свою очередь, свидетельствовало об окончании «эры Бисмарка».

12.04.2013 Дмитрий Рубрика: Лекции по ИГПЗС»

Тема: Германия в период нового времени:

Становление ..в Герммании(1806 – 1870):

Основная цель всех союзов в германие – создание единства.

В этот период уже произошла Франзуская бержуазная революция(у власти Наполеон; захватывает част Германии).

Первый документ: 1806 год – создание на территории германии реинского союза. В него входит 39 государств, они не равноправные.

Правовой основой реинского союза стал реинский союзный акт. Одной стороной этого реинского союзного акта становиться протектор союза(наполеон бонопарт), вторая сторона – немецкие князья. У протектора: решения войны, мира.

Исполнительная власть рпинадлежит архиепископу Маенцкому(глава коллегии курфюрстов).

Создание двухпалатного парламента(не был создан).

1 августа 1806 года наполеон становится единственным императором в европе.

Германия должна была вылатить 120 млрдную контрибуцию.

В 1815 году собирается венский конгресс держав-победительниц о дальнейшем переустростве. Страны победительницы собрались еще в 1814 года.

1 марта 18.. года Наполеон снова вернулся в февропу.

Результатом Венской конференции – создание Германского союза(была расплывчатая конфедерация), в кором отсутствовал пост президента, и какие-то представительные органы власти. На момент возникновения состоял из 42 государств, а на момент выхода из 38 государств. По численному составу преобладали пруссия и австрия.

Органы германского осюза:

-образование союзного собрания. В историю вошел под названием «конгресс послов”, потому что там были не выбранные, а назначенные чиновники. Он действовал в двух фмах:

1)узкий совет

2)вторая форма работы – пленум.

Для принятия решений на пленуме необходимо было 2/3 голосов, а в силу того что государства были абсолютно независимые и разные.

В этот период многие страны Германии происходят преобразования происходят принятия конституции.

Исполнительная власть принадлежит министерствам.

Конституции не были приняты, но начинаются реформы.

Реформы Пруссии:

1)традиционно крестьянская реформа. Освобождение крстьян;

2)возвращение городского самоуправления;

3)введение всеобщей воинской обязанности;

Манифест комунистической партии – настольная книжка каждого комуниста.

Революция 48-го года в Германии. Цель: становление социологической республики, собирается национальное собрание и формирование национального правительства. Основным ..было приянятие и разработка первой общегерманской конституции. Она не вступила в действие, поскольку прусские войска разгоняют собрание.

Революция не выполнила основных задач:

-не завершила уничтожение феодализма;

-не покончила с ликвидации ведущей роли дворянсвта;

-не объединила германию.

В Европе создаются таможенные союз..

Складыются д пути развития германии и два пути немецкого объединения:

1)малогерманский во главе с прусией, куда была недопущена австрия;

2)великогерманский возглавил старый лидер – Австрия.

Кнституционная хартия пруссии 1850-й год

Констит хартия состояла их 11-и титулов. Одной из первых статей была статья о правах и свободах, и предшествовала главе о короле.

Предусмотренные права:

-равенство прускаов;

-тайна переписки;

-свобода прессы;

-уничтожение сословных привилегий.

Другие главы были посвящены королю, палатам, министрам.

Государственная структура:

-во главе пруск король, личность неприконсовенна; был абсолютным монархом(обладал правом абсолютного вето), командовал армией, созывал армию, помилование, казнь.

-лантаг законодательный орган. Из двух палат: палата господ(входили члены колевской семьи, высшие должностные лица и крупные землевладельцы). Формировалась: 227 нзначались королем, а часть- пожизенные пэры; а вторая палата – палата депутатов, для ее выборов применяласькуриальная косвенная система выборов, для чего население делилось на тригруппыв соответсвие с суммой уплачиваемого налога, и каждая из трех групп избирала 1/3 выборщиков этой палаты, поэтому они якобы считались ранвыми. Чем богаче люди, тем больше они платят налогов.

Куриально косвенная системаа сохранилась до 1918 года.

В конституции закреплялась всеобщая воинская обязанность. Огромное значение стало уделятся науке и образованию: предоставлялась возможность образовывать частные школы при строгом надзоре государства, учителя становились должностными лицами.

Была предусмотрена налоговая дисциплина: в конституции был записано что каждый год должен закрепляться бъджет страны.

В 1866 году решился спор между пруссией и австрией, когда прусиия разбила австрийскую армию. Создается объединение северо-германский союз – наиболее прочное образование, которое держалось на военной мощи пруссии. Бисмарком был рассмотрен проект конституции, которая всупила в силу. Она была построена по шаблону конституции, которую не приняли раньше. В ней проявлялось доминирование пруссии; традиционно для германии верхняя палата была не избираемая, а состояла из назначенных чиновников.

В германии были богатые южные территории(Бовария).

Висман провоцирует войну, которую франция проигрывает. Германия получает мощный толчок к..

Вторая германская империя

В январе 1871 года король пруссии провозглашается германдским императором под именем Вильгельма 1-го и в мае этого же года вступает в силу конституция германдской империи(второй рейх). Германия становится федерацией, в которую входит 22-монархии и три города-респеублики. Особенности федерации:

-неравенство между членами федерации(преобладающее место – пруссии).

-очень щирокие полномочия федеральных органов;

-в союзном совете не депутаты, а представители правительств.

По форме правления – конституционная монархия, во главе империи император, котого называли кайзен. Четкое разделение влатей отсутсвует .

Полномочия императора:

-назначение и отзыв чиновников;

-военная полика;

-внешняя политика;

-право роспуска парламента;

-право союзно экзикуции(право применять силу к непокорным субъектам федерации). Дя управления страной фкайзен создает непредусмотренные конституции: военный и гражданский кабинеты, которые по сути управляли страной. Император возглавлял и исполнительную власть и назначал имперского канцлера. Понятие «кабинет министра” не существовало.

Две палаты: сюзный совет и рейхстаг. Рейхстаг избираося всем населением на основе тайного всеобщего выбора на основе тайного олосования(235 из 337 депутаты от пруссии; назначались на 5, потом на 7 лет; денег не получали; работали посесионно).

Верхняя палата – союзный совет – значимый орган в политике( не дупутаты, а представели правительств(пруссии пренадлежало большинство голосов). Компетенция: разработка законопроектов; право толкования конституции; мог объявлять войну и давал согласие на роспуск рейхстага; обладал судедными полномочиями(решал все споры между субъектами федерации); по конституции герм империи для того чтобы не принять решение об ее изменении, если против подано 14 голосов(у пруссии было 17 голосов);

Ноябрьская буржуазная революция 1918 года в Германии и принятие вейморской конституции 1919 года:

Основная предыстория – первая мировая война(1914 – 1919).

Германия теряет 1/8 территорию, 1/12 населения, 1/3 запасов стали.

Герния теряет все свои колонии и теряет свои територии. Создается трибунал.

5-я глава договора: германия имела право только на 100 ытс вояк, не могла иметь крупный флот.

Причины революции 1918 года:

-кризис монархии(присутствовал подицейский режим, отсуствие политических свобод);

-рост пролетариата;

-поражение в первой мировой войне;

-ухудшение экономического подожения страны;

-октябрьская революция;

Революция началась с восстания в прибрежном горроде Ки военных моряков, и охватила ..

Кайзен Вильгельм убегает с пристола, власть переходит к социал-демократическому правительсвту. Производятся выборы в учредительное собрание.

Вопросы учредительного собрания:

Версальский мирный договор, бъджет и новая конституция(Вейсорская конституция);

Кнституция:

-основные права и обязанности немцев.

Было 4 проекта конституции и тр основных варианта будущего устройтсва германии:

-унитарное государство;

-федерация с равны членами;

-федерация с гегемонией пруссии. она победила

Кнституция начинавется: «германдская империя – республика”.

Во главе государства: президент, избирался на 7 лет с неограниченным правом переизбрания. Командование вооруженными силами, назначение должностных лиц, международные дела, отлагательное вето. 48-я статья – чрезвычайные полномочия президента.

Законодательный орган: парламент(рейхстаг нижней палаты и рейхсрата(верхней палаты)). Верхняя палата – представитль…

Рейхстаг: всеобщие выборы при тайном голосовании.

Всеобщее избирательное право с 21 года.

Во главе правительства стоял канцлер и создавался верховный суд, члены которого назначались пожизненно. Все чрезвычайные суды по этой конституции упразднялися.

Федерация Германии носила корпоративный характер, поскольку …находились в компетенции федерации, однако каждая из земель имела свою конституцию, свои парламенты и свои правительства.

Пра и обязанности немцев: провозглашалось равенство мужщин и женщин; всеобщее начальное образование; право на имиграцию и защиту немцев за границей; закреплялось право собственности(обязанность собственников платить налоги «собственность обязывает…”); здесь было закреплено что ученики должны были учить конституцию в школе и сдавать экзамен по ней.

Игпзс – 23.02.2013

Метки текущей записи:

власть, действие, закон, Исполнительная власть, образование, палата, парламент, Понятие, права, права и обязанности, право, президент, республика, реформа, спор, феодал Автор статьи: Дмитрий
Дмитрий написал 5918 статей.

Больше из этой рубрики
  • Субъектный состав правоотношений
  • Абсолютизм в России
  • Германия в период нового времени:
  • ИГПЗС США
  • Расселение племен
Больше этого автора
  • Казино Riobet
  • Вузы Казани
  • Работа онлайн
  • Приятные сюрпризы в казино Вулкан
  • Классические маркетинговые модели

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Современное государство и право Германии

Веймарская республика в Германии

К осени 1918 г. в Германии сложилась революционная ситуация, а 3 ноября началась революция, вошедшая в историю как ноябрьская революция. Эта революция была косвенным результатом войны, которую вела Германия. Война истощила людские и материальные ресурсы страны, и Германия вступила в полосу глубокого экономического и политического кризиса (сменила 4-х канцлеров за один год).

Уже к февралю 1917 г. немецкие потери на фронте составили 1,5 млн. чел. убитыми, 3 млн. искалеченными и раненными, полмиллиона пропавшими без вести. Народ устал от войны и бедствовал. В тылу и на фронте царил голод. Зима 1916 _ 1917 гг. вошла в историю как «брюквенная», так как единственной пищей для трудящихся в то время была брюква и репа.

3 ноября 1918 г. восстали военные моряки в г. Киле, 9 ноября — трудящиеся Берлина. Кайзер Вильгельм II отрёкся от престола и бежал в Голландию. Во всех немецких землях правящие династии были лишены власти.

10 ноября было созвано собрание представителей рабочих и солдат, которое сформировало правительство республики — Совет народных уполномоченных. Правительство возглавил лидер правых социал-демократов Макс Эберт. В течение ноября почти на всей территории Германии были образованы Советы рабочих и солдатских депутатов.

В декабре 1918 г. состоялся первый Всегерманский съезд Советов. Большинство делегатов на нём были правыми социал-демократами, поскольку съезд отверг предложение объявить германию социалистической республикой и передать власть в руки Советов. Было принято решение о передаче исполнительной и законодательной власти в руки правительству М. Эберта. После съезда правительство Эберта приняло меры к подавлению революционного движения. Руководящий центр последовавшего восстания берлинских рабочих — Революционный комитет Берлина объявил правительство М.Эберта низвергнутым и принял на себя функции правительства. Однако контрреволюция стянула к Берлину верные войска и расправилась с восставшими.

Январскими боями 1919 г. в Берлине революция в Германии фактически была закончена. Вскоре были подавлены революционные выступления и в других промышленных центрах Германии (Рейнско-Вестфальской области, Саксонии, Баварии и др.).

Германская революция по своим результатам явилась буржуазно-демократической и привела к изменению формы государственного правления. Была ликвидирована монархия и создана буржуазная республика. При этом руководящее положение в государстве перешло от юнкеров-помещиков к промышленной и финансовой буржуазии. В январе 1919 г. состоялись выборы в Учредительное собрание. Буржуазные партии получили около 16 млн. голосов, социал-демократы — 13,5 млн.

Создание буржуазной парламентской республики было закреплено в Веймарской Конституции, принятой Учредительным собранием 31 июля 1919 г. и вступившей в силу 11 августа 1919 г. Веймарская конституция закрепила неприкосновенность частной собственности — основы капиталистических производственных отношений (ст. 153).

Конституция оформила создание мощного государственного аппарата, ввела всеобщее избирательное право, «народное представительство» для империи и земель, самоуправление для общин, усилила единство страны на демократических принципах, ввела институт народного голосования и т.д.

Структура Веймарской конституции или, как она называлась официально, Конституция Германской Империи, состояла из двух больших частей: I часть — «Устройство и задачи империи» и II часть — «Основные права, и обязанности немцев». Конституция включала 181 статью.

Ст. 1 Конституции провозгласила Германию республикой. В вопросе о государственном устройстве был сделан шаг вперёд по сравнению с бисмарковской конституцией 1871 г. Страна перестала быть федеральной монархией, объединяющих властителей союзных немецких государств, и стала федеральной республикой. По Конституции в состав Германии входили 18 земель, каждая из которых имела свою конституцию, созывала ландтаг и укомплектовывала правительство.

Однако Германская федерация мало чем отличалась от унитарного государства. Подтверждением этому является усиление роли центральных органов, дальнейшая централизация власти. Конституция закрепила за империей практически неограниченные полномочия в области налогов, внешних сношений, колониальных дел, организации обороны, гражданского, уголовного права и во многих других вопросах. Землям было дано право решать лишь отдельные культурные и хозяйственные вопросы.

Конституция закрепила следующую систему органов власти и управления. Общеимперским законодательным органом был рейхстаг. Депутаты рейхстага избирались населением сроком на 4 года «всеобщей, равной, прямой, и тайной подачей голосов на началах пропорционального представительства».

Носителем федеральных начал, органом представительства земель в германской республике был рейхсрат _ имперский совет, депутаты которого назначались правительством земель из своей среды в количестве пропорциональном численности населения. В соответствии с этим положением 26 голосов (то есть 40%) в рейхсрате имели представители Пруссии (В прошлом в бундесрате у Пруссии было даже меньшее число голосов: 17 из 58, то есть около 30%.).

Рейхсрату давалось право опротестовывать законы, приняты рейхстагом. Если же рейхстаг настаивал на своём законе большинством голосов в 2/3 голосов, то решающий голос имел президент, который обязан был либо опубликовать в 3-х месячный срок, вторично одобренный рейхстагом законопроект, либо ставить вопрос о проведении референдума по спорному вопросу.

Исключительно большая власть вручалась главе государства — президенту и назначаемому им правительству. Анализ статей конституции показывает, что президент пользовался огромной властью, из чего следует его явное превосходство над парламентом. Он мог распустить рейхстаг, опротестовать принятые им законы, пользовался правом назначения и отзыва чиновников и офицеров. Также представлял государство в международных отношениях, заключал договоры с другими государствами, являлся верховным главнокомандующим вооружёнными силами, имел право помилования. Президент был независим от парламента, поскольку избирался населением.

Наконец, президент на основании статьи 48 конституции мог вводить в стране чрезвычайное положение и применять вооружённую силу, а также отменять действие тех статей конституции, которые декларировали демократические права и свободы. Это положение по сути дела означало, что в Веймарской республике конституционные органы получили конституционное основание для осуществления открытого произвола в стране.

В годы экономического кризиса часто использовался механизм чрезвычайных полномочий президента, что способствовало его превращению в одно из средств фашизации страны. Чрезвычайные мероприятия осуществлялись на основе декретов, которых было так много, что чрезвычайное законодательство явно вытесняло обыкновенное.

Монополисты активно поддерживали национал-социалистическую рабочую партию — фашистскую партию. Фашистская партия была создана в 1919 г. К концу 20-х начала 30-х гг. она выдвинулась на первое место среди буржуазных партий и получила огромную поддержку от монополий.

Используя антикапиталистические настроения в стране и апеллируя к национальным чувствам немцев, среди которых было распространено недовольство условиями Версальского мирного договора 1919 г., фашистская партия приняла в 1920 г. демагогическую программу из 25 пунктов.

Эта программа имела цель привлечь на свою сторону рабочих, крестьян, мелких предпринимателей. Фашисты обещали покончить с условиями Версальского мирного договора и восстановить былую силу и мощь Германии. Также они обещали огосударствить тресты и ликвидировать безработицу, провести аграрную реформу, ликвидировать зависимость мелких собственников от банкиров, муниципализировать крупные универсальные магазины и передать в аренду мелким предпринимателям.

Идеология фашизма. Национальные идеологи упорно пытались создать впечатление, будто их мировоззрение, является законным наследником, чуть ли не всего возвышенного и высокого. К своим наследникам они причисляли крупных философов от Гегеля до Ницше, известных деятелей культуры Вагнера, братьев Гримм и других.

На самом деле национал-фашистская идеология много взяла из расовой теории иностранного происхождения француза де Лягут, англичанина Ж. Гобин (1816 — 1882 гг.). Пересадил на немецкую землю расовую теорию англичанин Стюард Чемберлен. Он женился на дочери великого Вагнера, который был противником еврейского духа, противник христианской религии, как католической, так и протестантской.

Фашистские методы управления широко использовались в межвоенный период реакционными антинародными режимами в некоторых странах Латинской Америки. Но наиболее завершенную форму фашизм обрел в Германии.

12 лет, в течение которых фашизм находился у власти, явились годами неисчислимых бедствий для многих стран и народов. Только во второй мировой войне было убито 50 — 55 миллионов чел., ранено 34 — 35 миллионов чел. Из них 20 — 25 миллионов остались инвалидами. От голода и эпидемий погибло 8 — 12 миллионов чел., а 18 миллионов граждан Европы прошли через фашистские лагеря различного назначения; в СССР — 20 миллионов чел. Неисчислимы материальные разрушения, в которых повинен фашизм. Только СССР понес потери на сумму 128 млрд. руб., что составило около 30% национального богатства.

Гитлеровская Германия

Некоторые причины установления фашистской диктатуры в Германии. Мировой экономический кризис 1929 — 1933 г.г. затронул и Германию. Он повлек резкий промышленный спад, рост безработицы. Уровень германской промышленной продукции снизился наполовину, армия безработных достигала 9 млн. чел. Правительство приняло ряд законов, направленных на снижение заработной платы, пенсий и пособий, возросли цены на продукты, выросли налоги.

Всё это привело к обострению классовой борьбы и переходу большинства населения на сторону Коммунистической партии Германии. Выборы в Рейхстаг 6 ноября 1932 г. показали, что влияние коммунистов среди народа возросло.

Чтобы не провоцировать установление революционной ситуации и, как следствие, социальное потрясение и смену государственного строя, монополисты сразу же после выборов 6 ноября 1932 г. обратились с петицией к главе государства с просьбой передать руководство правительством «фюреру крупнейшей национальной группы», то есть А. Гитлеру (Шикельгруберу). Под петицией стояли подписи всех влиятельных представителей тяжелой индустрии, банковского мира и торгового капитала. Через 10 недель после этого президент Гинденбург назначил Гитлера главой правительства.

Итак, 30 января 1933 г. с назначением Гитлера главой правительства к власти пришла фашистская партия, в Германии была установлена фашистская диктатура.

После захвата власти гитлеровское правительство начало ликвидацию буржуазно-демократических прав и свобод, беспощадный террор против коммунистов и социал-демократов, профсоюзов и других организаций. Для осуществления своего курса фашисты использовали законодательство. Были изданы чрезвычайные декреты, согласно которым: отменялись свобода личности, слова, печати, собраний; полиция наделялась неограниченными правами; запрещались все партии.

Основными наказаниями, предусмотренными этим декретом, были смертная казнь и бессрочная каторга. В преамбуле декрета указывалось, что он направлен против коммунистической деятельности.

Учитывая, что в рейхстаге, избранном в ноябре 1932 г. нацисты не имели большинства и не могли провести ликвидацию буржуазно-демократического государственного аппарата законным путём, Гитлер добился роспуска рейхстага.

5 марта состоялись выборы в рейхстаг. Так как нацисты не получили в рейхстаге абсолютного большинства, Гитлер решился на новую преступную акцию — лишил коммунистов в рейхстаге депутатской неприкосновенности и арестовал их.

Добившись таким путём большинства голосов, 24 марта нацисты пролоббировали «Закон по устранению бедствий народа и государства». Этот закон явился основанием для ликвидации политической системы Веймарской республики. Согласно этому закону правительство получило право издавать законы без согласия рейхстага. Этим решением был фактически ликвидирован сам рейхстаг.

С января 1933 г. началась реализация расовых проектов фашистов. Это создание для евреев условий, которые вынудили бы их покинуть Германию. Было издано специальное циркулярное письмо Гитлера, в котором были определены способы реализации этой политики: инспирация антиеврейских эксцессов; избиение и погромы; запрещение занимать государственные должности, связанные с обслуживанием арийцев.

В 1935 г. были изданы антиеврейские законы (практически лишили евреев германского гражданства), а преступлением признавались интимные отношения между евреями и арийцами. 9-10 ноября 1938 г. произошли еврейские погромы, а с начала войны начался их геноцид.

Таким образом, в начале 30-х гг. с приходом фашистов к власти в Германии был завершён процесс ликвидации буржуазной демократии и осуществлён поворот к открытой реакции.

Государственное устройство. Германский фашизм отказался от традиционного разделения законодательной и исполнительной власти.

Закон от 24 марта 1933 г. предоставил правительству право издавать законы под подписью рейхсканцлера. Принятый 30 января 1937 г. закон «О новой структуре рейха», предоставил Гитлеру как фюреру фашистской партии и главе имперского правительства полномочия по «созданию нового конституционного права». То есть в распоряжение Гитлера был передан законодательный механизм государства.

В августе 1934 г. должности президента и рейхсканцлера были объединены. Гитлер стал именоваться фюрер и рейхсканцлер, являлся также верховным главнокомандующим и верховным судьей. Это означало не только смешение конституционных полномочий трех постов (главы государства, правительства и верховного судьи), из которых один — фюрер — вообще не был законодательно очерчен, но получение Гитлером прерогатив, выходящих за рамки прежнего германского государственного права. Таким образом, в Германии была установлена тоталитарная диктатура в виде так называемого «государства фюрера».

Господствующее положение в государственном механизме стала играть фашистская партия. Фактически она стала частью государственного аппарата и осуществляла общее руководство государственным механизмом. Подтверждением этого являются положения закона «Об охране единства партии и государства» от 1 декабря 1933 г., объявившего фашистскую партию субъектом публичного права, «носительницей немецкой государственной жизни».

По распоряжению Гитлера в 1937 г. было введено положение, согласно которому всякое назначение на государственную должность, произведенное без согласия соответствующих партийных органов считалось недействительным.

Управление государством осуществлялось разветвленным чиновничьим аппаратом. С 1933 по 1939 гг. численность бюрократического аппарата возросла в 2 раза. Чиновничий аппарат состоял из лиц арийского происхождения. В соответствии с законом от 7 апреля 1933 г. лицам не арийского происхождения запрещалось служить в госсекторе.

Местное управление. В 1933-34 гг. формируется процесс централизации государственного управления на основе пересмотра взаимоотношений имперских и провинциальных органов, внедрения унитарной формы государственного устройства, ликвидации традиционных элементов федерализма.

Были ликвидированы органы местного самоуправления, местная автономия земель. Земли превращались в административно-территориальные единицы. Управление на местах поручалось наместникам — чиновникам, которых назначало правительство. Одновременно с этим был ликвидирован рейхсрат как орган представительства земель. Германия стала строго унитарным бюрократически централизованным государством.

С первого дня прихода к власти фашисты стали готовиться к войне. Для этого был создан всеобъемлющий и разветвленный механизм руководства экономикой.

За 6 предвоенных лет затраты Германии на военные цели составили огромную сумму — свыше 92 млрд. марок. Только в 1933-1936 гг. было построено 300 военных заводов, в том числе 55-60 авиационных; 45 автомобильных и танковых; 70 химических; 15 судостроительных. Накануне Второй мировой войны производство оружия и техники возросло в 12,5 раза

Спецификой фашистского режима была особая форма организации государственного управления, характеризовавшееся абсолютным контролем над всеми сферами общественной и личной жизни граждан, массовым террором и насилием над противниками этого режима.

Система органов государственной власти и управления фашистской Германии. Аппарат террора включал «Штурмовые отряды» (СА), «Охранные отряды» (СС), полицию, тюрьмы и концентрационные лагеря.

Штурмовые отряды — возникли в 1921 г. из небольшой организации для охраны митингов и собраний НСДАП. Вскоре они превратились в своеобразные партийные вооружённые силы, использовавшиеся национал-социалистами, с одной стороны, для фашистского переворота; с другой — для осуществления террора, направленного против политических противников. 1928 г. — 30-60 тысяч; 1933 г. — 500 тысяч; 1935 г. — 3.543.099 чел.

С 1933 г. штурмовые отряды осуществляли довоенную подготовку кадров и переподготовку резерва. После событий 30 июня 1934 г. из штурмовых отрядов организационно выделились отряды СС, ранее находившиеся в подчинении командования штурмовых отрядов.

Охранные отряды СС возникли в 1923 г. из преданных Гитлеру членов штурмовых отрядов (в 1923 г. эта группа вместе с национальной партией была распущена за участие в попытке государственного переворота). Собственно СС возникли в 1925 г.; в 1934 г. они уничтожили лидеров СА, выделились из этой организации и были возведены в ранг самостоятельной организации.

Задачи СС — охрана Гитлера, собраний, кровавые погромы демократических организаций. Эта организация превратились в своеобразную внутреннюю партийную полицию, в задачи которой входила борьба против подрывной деятельности в самой партии, то есть против оппозиционных партийных групп. Для осуществления этой функции Гимлером была создана собственная контрразведка — служба безопасности — СД (1937 г. — 210 тысяч, 1939 г. — 260 тысяч чел.). Основа организации СД: Общее Главное управление; Главное управление имперской безопасности; Главное управление по расовым и поселенческим вопросам; Главное управление полиции порядка; Главное административное и хозяйственное управление; Главное управление по делам фольксдейче.

Общему управлению подчинялись 4 группы эсэсовских соединений: общие отряды (нацистская элита, откуда черпались офицерские кадры для полиции и карательных органов); караульные отряды (отряды «Мёртвая голова»), созданные для охраны концлагерей и расправы над их узниками, эти отряды выполняли также карательные функции на территории других государств; части спец назначения (переименованные в войска СС в 1939 г); отряды для поручения (личное войско Гитлера, его преторианская гвардия).

В годы Второй мировой войны войска СС являлись ядром вооружённых сил. В 1939 г. они насчитывали 4 полка (18 тысяч чел.), а в 1944 — 38 дивизий (около 100.000 чел.).

Главное Управление имперской безопасности (РСХА) было провозглашенное Указом Гесса от 9 июня 1934 г. как единственная разведывательная служба национал-социалистической партии. В последующем она превратилась во всепроницающую систему тотального шпионажа как внутри страны, так и за рубежом.

Главным исполнительным и карательным органом РСХА являлось гестапо (тайная полиция). РСХА имело собственные формирования — отряды СД. В мае 1941 г. были созданы оперативные группы и команды СД (зондеркоманды). Их задача состояла в очищении армейских тылов: уничтожение пленных комиссаров, политических деятелей, партизан, евреев.

Общая численность служащих гестапо в 1943-45 гг. составила 40-45 тысяч чел. 75 % сотрудников являлись членами СС.

Полицейские силы: полиция порядка (охранная полиция, жандармерия, муниципальная полиция, административная полиция); полиция безопасности (тайная полиция и уголовная полиция).

Тюрьмы и концлагеря. Были созданы концлагеря, куда гитлеровцы без суда и следствия, бессрочно бросали своих противников. Всю страну охватила сеть «лагерей смерти», главным назначением которых было физическое уничтожение.

К началу войны через концлагеря прошли около 1 миллиона чел., за 12 лет фашизма — около 12 миллионов чел.

Судебные органы. Орудием террора в период фашистской диктатуры являлись судебные органы. В дополнение к общим судам фашисты создали «чрезвычайные судебные органы».

Так, с 1933 г. в каждом судебном округе, где функционировал земский суд, создавался «чрезвычайный суд» для рассмотрения дел о политических преступлениях. В 1934 г. в силу закона от 24 апреля фашисты создали так называемый «народный суд». Состав суда назначался Гитлером, ему были подсудны дела о политических преступлениях. Приговоры этого суда как высшего судебного органа обжалованию не подлежали. Характерно то, что судьи при рассмотрении дела не были связаны законом и выносили приговор по собственному усмотрению.

Закон от 16 сентября 1939 г. разрешил чрезвычайным судам рассматривать уголовные дела вторично, если решение обычного суда признавалось нацистами неудовлетворительным.

Аппарат организационного воздействия на население обеспечивал контроль фашистского государства (НСДАП) над всеми формами общественной деятельности. К нему относились: Национал _ социалистическая рабочая партия (НСДАП) и организации, примыкающие к НСДАП.

НСДАП была построена по принципу крайнего централизма и представляла собой эффективный инструмент массового воздействия. 1928 г. насчитывала 100000 чел., 1933 г. — 1435530 чел. Подразделениями НСДАП были: СС; СА; Студенческий союз; Моторизованный союз; Женская национал-социалистическая организация. Организации, примыкающие к НСДА: Немецкий трудовой фронт (включал более 20 млн. чел., состоял, в обязательном порядке, всех рабочих и служащих Германии); Имперский союз немецких чиновников; Национально-социалистический союз немецких врачей; Союз юристов национал-социалистов; Союз учителей. Эти организации, в свою очередь, опекали другие союзы: гитлеровская молодёжь (детские организации 10-14 лет, подростки 14-18 лет); союз девочек (10-14 лет); союз немецких девушек (14-21 г.).

Аппаратом по пропагандистской обработке населения (возглавлял Геббельс) было Министерство пропаганды. Оно возглавлялось имперской палатой культуры. На него замыкались: а) пресса; б) радио; в) книжные издательства; г) музыка; д) изобразительное искусство.

Вооружённые Силы фашистской Германии. Первое крупное увеличение германской армии было осуществлено осенью 1934 г. Численность её возросла втрое и составила 240 тыс. чел. Тем самым была создана необходимая база для комплектования вермахта на основе всеобщей воинской повинности, введенной 16 марта 1933 г. в соответствии с «Законом о создании Германских Вооружённых Сил».

Этот закон предусматривал, что германская армия мирного времени, будет состоять из 12 корпусов или 36 дивизий. Гитлеровцы, конечно, не помышляли ограничить численность вермахта 36 дивизиями. Уже к осени 1936 года немецкая армия насчитывала 42 дивизии. В 1938 г. она стала самой многочисленной в Западной Европе. К моменту нападения Германии на Советский Союз численность вооружённых сил Германии была доведена до 8,5 миллионов чел. Число дивизий к тому времени возросла до 214.

21 мая 1935 г. был принят «Военный закон», который определял призывной контингент, срок службы в армии, обязанности военнослужащих. Военная служба состояла из: действительной военной службы (срок службы 2 года, призыв с 18 лет); службы в запасе. К началу Второй мировой войны вооружённые силы Германии организационно делились на 3 вида; сухопутные войска; военно-воздушные силы; военно-морские силы. Особое место занимала военная разведка, контрразведка. Управление этой разведкой осуществлял Абвер. При генеральном штабе сухопутных войск создан Отдел иностранных армий Востока.

В одностороннем порядке Германия аннулировала Версальский мирный договор 1919 г. и начала подготовку к мировой войне. 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу и в десять дней уничтожила ее как военную державу. Затем Германия нанесла поражение Франции и ряду других стран Европы. 22 июня 1941 г. фашисты вторглись на территорию Советского Союза.

Несмотря на мощный механизм, созданный фашистской Германией для подчинения других народов и господства над ними, развязанная гитлеровцами война закончилась их полным разгромом. Это явилось непосредственным политическим итогом Второй мировой войны. Разгром фашизма антигитлеровской коалицией был осуществлён при решающей роли в этом Советского государства и его вооружённых сил.

Государственно-правовое развитие Германии после второй мировой войны

германия государственный правовой конституция

После разгрома фашизма союзники — СССР, США и Великобритания — выработали дальнейшую политику в отношении Германии. 5 июня 1945 г. был образован Союзный контрольный совет, призванный решать текущие вопросы, имеющие значение для всей Германии.

Летом 1945 г. в Потсдаме состоялась конференция глав правительств СССР (И.В. Сталин), США (Г. Трумэн) и Великобритании (У. Черчилль, с 27 июля К. Этли). Союзники договорились установить в Германии временный оккупационный режим и принять меры по ликвидации опасности возрождения фашистского милитаризма: распустить немецкие вооруженные силы и ликвидировать генеральный штаб германской армии; арестовать и предать суду военных преступников; произвести чистку немецкого государственного аппарата от военных преступников; ликвидировать военно-промышленный потенциал Германии; восстановить действие демократических институтов — местное самоуправление, свободы слова, собраний, печати.

Управление страной сосредоточилось в Союзном контрольном совете.

В декабре 1946 г. было создано сепаратное управление сначала двумя западными зонами (Бизония), а затем всеми тремя (Англия, США, Франция). Следствием этого стало разделение Германии и возникновение двух германских государств: Федеративной Республики Германии на Западе (1949 г.) и Германской Демократической Республики на Востоке (1949 г.).

Правящие круги ФРГ сразу же заявили о своем непризнании границ в Европе, сложившихся в результате разгрома фашистской Германии, объявили ФРГ единственным «законным» германским государством и выдвинули притязания на территорию ГДР, Польши, Чехословакии и Австрии. В 1955 г. ФРГ вступает в военно-политический блок НАТО. Была создана собственная армия — бундесвер.

В конце 60-70-х гг. в ФРГ произошли важные внутриполитические изменения. С 1969 по 1982 гг. правительство ФРГ формировалось на основе коалиции социал-демократов и свободных демократов, придерживавшихся более реалистического курса. В 1970 г. ФРГ заключило договоры с СССР и Польшей, в которых подтверждалась нерушимость существующих европейских границ, и содержался отказ от применения силы или угрозы силой при решении спорных вопросов. Правительство ФРГ признало факт существования двух суверенных германских государств и подписало Договор об основах отношений между ФРГ и ГДР, а также Договор о нормализации отношений с Чехословакией, установило дипломатические отношения с СССР, Болгарией, Венгрией. В 1973 г. ФРГ одновременно с ГДР было принято в ООН.

ФРГ была федерацией 10 земель. Главой государства был президент. Законодательная власть осуществлялась бундестагом (палата депутатов), избираемым на 4 года, и бундесратом (палата земель), назначаемым из членов земельных правительств. Исполнительная власть принадлежала правительству во главе с федеральным канцлером.

По своему общественному строю ФРГ была буржуазной республикой с либеральным режимом правления. Господствующие позиции в экономике принадлежали монополиям, значительной была роль государственно-монополистического капитала.

В промышленности было занято 46% экономически активного населения, 7% в сельском и лесном хозяйстве. В сельском хозяйстве господствовали крупные фермы. Безработица составляет около 10%.

Германская Демократическая Республика как социалистическое рабоче-крестьянское государство было основано 7 октября 1949 г.

Высшим органом государственной власти в ГДР являлась Народная палата. Она избирала Государственный Совет, который в период между ее сессиями выполнял обязанности, вытекающие из законов и решений Народной палаты, а также представлял государство в международно-правовых отношениях. Высшим исполнительным органом власти ГДР являлся Совет Министров, образуемый Народной палатой.

Правящей партией в ГДР на протяжении всего периода ее существования была Социалистическая единая партия Германии. Кроме того, в ГДР действовали Демократическая крестьянская партия Германии, Либерально-демократическая партия Германии, Христианско-Демократический союз, Национально-демократическая партия Германии.

В 1990 г. произошло объединение ФРГ и ГДР. Германская Демократическая Республика прекратила свое существование. В объединенной Германии была оставлена общественная и политическая система ФРГ.

В праве Германии проявлялись наиболее характерные для ХХ в. тенденции, соответствующие конкретно-историческим условиям.

Таким образом, Германия в ХХ в. прошла сложный, трагический, неоднозначный путь, стала одним из инициаторов двух мировых войн. В настоящее время объединенная Германия является одним из наиболее крупных и влиятельных государств на Европейском континенте и во всем мировом сообществе.

Литература

1. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.

2. Банк А.С. Старый и новый фашизм. М., 1982.

3. Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1989.

4. Германская история в Новейшее время. М., 1970. Т. 2.

5. Гизевиус В. Политика местного самоуправления в ФРГ / Пер. с нем. Б. Воронов. — Бонн: Фонд Фридриха Эберта, 2005.

6. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2012.

7. Изензее Й., Кирххоф П. Государственное право Германии. М., 1994.

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий