Германский милитаризм

Кризис в Германии вызвал к власти фашизм. Его сущность еще в 1934 г. определил XIII пленум Коминтерна как открытую террористическую диктатуру наиболее реакционных кругов финансового капитала. Главным содержанием экономической политики фашизма стала всеобщая милитаризация.

1. В июне 1933 г. при министерстве экономики был организован Генеральный совет немецкого хозяйства, который направлял государственную экономическую политику.

2. В 1934 г. был издан декрет о трудовом фронте, который запрещал стачки и переход рабочих с одного предприятия на другое. Были отменены коллективные договоры, а руководители предприятий получали диктаторские полномочия. Начала официально формироваться система принудительного труда.

3. Одновременно осуществлялась принудительная концентрация производства, выгодная крупным монополистам. В 1933 г. был издан закон о принудительном синдицировании, в соответствии с которым отдельные предприятия должны были входить в состав существовавших картелей и синдикатов, а в 1934 г. – принят закон об органическом построении германского хозяйства. Все предприятия в принудительном порядке были объединены по отраслям и территориальным районам. Так была создана Организация промыслового хозяйства, которая делилась на шесть имперских групп (промышленности, энергетики, торговли, ремесла, банковского и страхового дела). Наряду с отраслевой создавалась и региональная структура управления: вся Германия была разделена на 18 хозяйственных областей, в каждой из которых создавалась своя хозяйственная палата как высший эко­номический орган во главе с крупными монополистами, получавшими титул хозяйственных вождей. Основным принципом управления стал «фюрер–принцип», требовавший безоговорочного подчинения вышестоящему начальнику.

4. Милитаризация экономики Германии велась ускоренными темпами. В сентябре 1936 г. был утвержден четырехлетний план мобилизации ее экономических ресурсов, накопления дефицитных материалов и расширения производства военного снаряжения. При этом запрещалось осуществлять инвестирование в бумажную, хлопчатобумажную, шерстяную и другие отрасли.

5. К концу 1933 г. было реорганизовано и сельское хозяйство. Аграрная политика предусматривала создание продовольственных резервов к началу войны. Была введена система принудительных поставок сельскохозяйственной продукции, ликвидирован профсоюз сельскохозяйственных рабочих. Изданный в 1933 г. закон «О наследственных дворах” объявил хозяйства от 7,5 до 125 га неотчуждаемыми и освобожденными от налогов на наследство и поземельного. Такие хозяйства передавались по наследству только старшему сыну. Закон разделил сельское население на крестьян и сельских хозяев. Право называться крестьянами получили только владельцы наследственных дворов арийского происхождения. Сельские же хозяева, владевшие небольшими участками земли, несли всю тяжесть повинностей по подготовке продовольственных запасов к войне. Продукция каждого двора находилась на строгом учете, и большую ее часть необходимо было сдавать государству по чрезвычайно низким ценам.

6. Подобные изменения были сделаны и в области внешней торговли. Согласно принятому в 1935 г. закону «Об обороне империи» произошло сокращение импорта продукции и увеличение экспорта для получения валюты под покупку стратегического сырья. В основу внешнеторговых отношений Германии легли три идеи: переход к многосторонней системе торговых расчетов и двусторонней, построенной на принципах клиринга; количественное ограничение ввоза и централизованное определение объема импорта; формирование экспорта путем осуществления компенсационных сделок.

Итак, ряд принятых законов о картелировании экономики, о подготовке к органическому построению германского хозяйства, об обороне империи и др. позволили установить жесткий контроль государства над большей частью промышленного потенциала.

Руководство экономикой Германии осуществлялось из единого центра – Главного хозяйственного совета, перераспределявшего финансовые, людские и сырьевые ресурсы прежде всего в военный комплекс за счет гражданских отраслей. Таким образом, в условиях фашистской диктатуры при отсутствии необходимых средств на широкомасштабные военные инвестиции, прекратившейся помощи со стороны других стран, самоизоляции страны методы государственного регулирования изначально приобрели ярко – выраженные прямые административные формы. Быстрыми темпами шло расширение государственного сектора в экономике, что, в частности, было связано с политикой «ариизации» предприятий. Росла доля участия государства в акционерных компаниях.

Такой вариант интервенции государства в хозяйственную жизнь оказались весьма эффективными и позволили в течение 1934 г. покончить с кризисом прежде всего в тяжелой промышленности и на этой основе обеспечить быстрые темпы роста. Однако следует отметить, что успехи Германии в преодолении кризиса были весьма призрачными, т. к. не устраняли народнохозяйственные диспропорции явившиеся его причиной, а напротив углубляли их.

Продолжение политики милитаризации экономики, таким образом, не решало задачи восстановления оптимальных хозяйственных пропорций, расширения внутренних и внешних рынков, оздоровления финансовой системы и т. д.

Выводы

1. Абсолютным экономическим победителем в первой мировой войне явились США, которые надолго стали главной экономической и политической державой мира;

2. Решения Версальского договора были свернуты к середине 20–х годов, поскольку США были заинтересованы в восстановлении баланса сил в Европе и возрождении мощи Германии как «буфера» на пути СССР;

3. Развитие экономического кризиса 1929–1933 гг. доказывало неспособность рыночной системы решать совокупность проблем, получивших в экономической теории общее название «фиаско рынка”. Усиление государственного регулирования нашло отражение в механизме развертывания экономического цикла 1890–1950 гг. Не случайно этот цикл стал характеризоваться как «неомеркантилистский” по своей сути;

4. Период Великого кризиса 1929–1933 гг., за короткий промежуток времени, но уже в мирное время вызвал небывалые темпы роста государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. Развитие этатизма было характерно для всех без исключения стран. Отличительная черта нового этапа развития системы регулирования в том, что феномен этатизации получает достаточно прочное обоснование в кейнсианской теории.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. не обошел и Германию.

Начинается массовое закрытие предприятий, количество безработных насчиты-

вает более 8 млн. В этот период растет революционное движение. В 1932 г. на выборах коммунисты одерживают победу, получив большинство голосов в

условиях революционной ситуации и роста рабочего движения. Но немецкая

крупная буржуазия, желая сохранить свое господство и влияние, фактически

передает власть в руки фашистской национал-социалистической партии. Пра-

вительство Адольфа Гитлера, придя к власти, сразу стало на путь милитариза-

ции экономики. Военное производство Германии за 1933-1939 гг. возрастает

более чем в 22 раза, а прибыли монополий за этот период возросли в 2,5 раза.

Большую роль в обеспечении немецких монополий стратегическим сырьем иг-

рали английские, французские, американские монополии. Перевод страны на

военные рельсы вызвал ускоренный рост тяжелой промышленности Германии.

Ведущее место в германской промышленности стало принадлежать машино-

строению, которое давало 25 % промышленной продукции.

Преимущественное развитие получили отрасли тяжелой и военной про-

мышленности. Сюда направлялось 60 % всех инвестиций. В итоге тяжелая

промышленность к 1939 г. на 50 % превысила ее уровень в 1934 г. Милитариза-

ция хозяйства обеспечила высокие темпы производства промышленной про-

дукции. Ведущее место занимает машиностроение, дававшее около 25 % про-

мышленной продукции. Накануне Второй мировой войны на долю Германии

приходилось 13 % мирового промышленного производства.

В сельском хозяйстве гитлеровское правительство опиралось на зажиточ-

ных крестьян и помещиков, которые были основными поставщиками товарной

продукции. Гитлеровское правительство запретило забастовки, запретило

профсоюзы, рабочие организации. Рабочие были объединены в нацистский

трудовой фронт.

Фашисты стимулировали перерастание монополистического капитала в

государственно-монополистический. Они объединили все промышленные и

финансовые компании, транспорт, торговлю, ремесленные предприятия в от-

раслевые и территориальные группы, поставив во главе крупных капиталистов.

Происходит сращивание государственного аппарата с монополистическими

кругами. Крупнейшие промышленники Крупп, Тиссен, Феглер, банкир Шредер

вошли в состав Генерального совета хозяйств при министерстве народного хо-

зяйства.

Поскольку одной из хозяйственных задач Германии была проблема снаб-

жения стратегическим сырьем ввиду отсутствия собственных ресурсов, нала-

живалось производство синтетических материалов: искусственного каучука,

бензина, пластмасс, химического волокна. Сырье закупалось в США, Велико-

британии, Франции, СССР.

В итоге Гитлер создал милитаристское государство и развязал в сентябре

1939 г. Вторую Мировую войну. В 1941 г. Германия решается на фатальное для

себя вторжение в Советский Союз. В результате полного военного и экономи-

ческого поражения 8 мая 1945 г. гитлеровское правительство подписывает акт о

безоговорочной капитуляции перед СССР и другими участниками антигитле-

ровской коалиции – США, Великобританией, Францией.

В войну было вовлечено 110 млн. человек вооруженных сил, общие воен-

ные расходы в 4,5 раза превысили показатель Первой Мировой войны. Было уничтожено национальное богатство на сумму 316 млрд. долл. Все это привело

к тяжелейшему экономическому положению стран Европы и необходимости

скорейшего восстановления их экономики.

Особенности милитаризации Германии 1933-1939 гг.

В 1933 г. в Германии устанавливается фашистский режим. Для выхода из кризиса была использована политика еще большей концентрации власти в руках монополий путем установления централизованной системы экономики с элементами рыночного хозяйства. Централизацию управления экономист Вальтер Оукен (Eucken) эволюционной вершиной трех типов экономических систем. Первый тип — это свободная конкуренция, где потребители господствовали над предпринимателями, поскольку позиции последних зависели от рыночного ценообразования. В начале XX в. образуется второй тип в связи с развитием процесса монополизации в форме образования концернов, трестов и картелей, ведущий к существенному росту власти предпринимателей над потребителями. Предприниматели, позиции которых усиливались из-за возрастающего количества банкнот и безналичных денег, стали определять рыночную стратегию и диктовать условия. Эта экономика повержена сильным «перекосам», из-за отсутствия регулирующих механизмов. К таким «перекосам» ведет, к примеру, чрезмерное инвестирование.

Третий тип — это централизованная система хозяйствования, когда планы принимаются центральными органами, а предприниматели становятся исполнителями с некоторой самостоятельностью в сфере планирования и бременем риска из-за элементов рыночного хозяйства. Так как принятие важных решений переходит от предпринимателей к центральным органам (ведомствам рейха), регулирующим хозяйственный процесс в форме конфискаций и указаний, снижается значение рынков, планов потребителей, банков и изменяется роль денег. Оукен считает, что централизованная система не подвержена депрессиям и безработице, поскольку приказом можно занять любого работника, независимо от того, что он производит. Для долговременного форсирования инвестиций руководящие органы могут принудительно сокращать потребление (но не ниже некоторого минимума). Конечно, если размещение рабочей силы и вещественных факторов производства определено неверно, то и здесь возможна непропорциональность производства, которая отражается в дефиците потребительских благ и колебаниях снабжения.

Выбор Германией курса на централизацию управления экономикой объясняется не только экономическими причинами. Для Германии, пережившей после первой мировой войны сильную инфляцию, избрать политику регулируемых денег английского типа, предполагающую плавающий валютный курс с действиями Фонда стабилизации валюты, регулирование соотношения уровней цен и умеренный контроль над внешней торговлей, было проблематично. Зато Германия в период первой мировой войны имела свой опыт использования модели «военного социализма” с централизованным управлением хозяйственными процессами вместо рыночного регулирования.

На формирование экономики Германии большое влияние оказывали идеи национальной экономики Ф.Листа, которые можно было использовать уже в интересах не промышленного, а экспансионистского воспитания нации. В теориях Федера, Бринкмана и др. предлагалось значительное усиление позиций государства, которое функционирует без социальных противоречий внутри хозяйственной системы. Ликвидировать социальные противоречия предлагалось за счет устранения неарийских рас и резкого усиления экономических функций корпоративного государства. Для выхода из экономического кризиса корпорации выбрали идею общенационального корпоративного государства, ориентирующего все виды деятельности на благо Германии.

Корпоративный режим стремится воплотить в жизнь концепцию общества с централизованным управлением, основанного на корпоративной собственности на средства производства, и стремящегося к максимизации общественного дохода за счет автаркии; принудительного объединения трудящихся в корпорации по профессиональному принципу под контролем государства, в котором доход распределяется по капиталу и труду.

В центре корпоративного режима лежит принцип автаркии, или экономического самообеспечения. Германия увидела свое будущее в качестве мощной индустриальной державы, экономика которой базируется на предприятиях, расположенных рядом с сырьевыми и продовольственными зонами с расовой однородностью населения, которые обеспечивали бы ее необходимыми производственными ресурсами и в отношении которых проводилась бы протекционистская политика. Эта концепция служила обоснованием для милитаризации экономики с наращиванием военного бюджета, усилением эксплуатации трудящихся и политической экспансии Германии, стремившейся к переделу мира.

В первом выступлении Гитлера перед ведущими генералами вермахта в 1933 году было заявлено, что цель его политики — в том, чтобы снова завоевать политическое могущество. Основными экономическими лозунгами были: «Крестьянин должен быть спасен!», «Колонизационная политика!» . Гитлер призывал к захвату новых земель как к единственной возможности частично сократить армию безработных. Политическое могущество давало возможность к отвоеванию новых рынков сбыта и захват нового жизненного пространства на Востоке.

После установления фашистской диктатуры экономика Германии стала подвергаться перестройке. Подготовка к войне началась с принятия секретного закона «Об обороне империи» 21 мая 1933 года, в этом документе говорилось, что генеральный уполномоченный в области военной экономики Шахт должен поставить все экономические силы на службу ведению войны. Закон 1934 года «Об органическом построении германской экономики» создал шесть имперских хозяйственных групп: промышленность, торговля, банки, страхование, энергетика, ремесло, которым подчинялись десятки отраслевых и территориальных хозяйственных групп. Во главе имперских групп в качестве «фюреров» были поставлены крупнейшие германские промышленники — Шредер, Крупп и другие .

После 1933 г. германская экономика все более приобретала черты централизованно управляемого хозяйства, в котором предприниматели становились просто исполнителями. В первую очередь была проведена реформа в сельском хозяйстве, что отвечало концепции автаркии. Были приняты законы, не допускавшие спекуляции землей, и реорганизовавшие структуру производства и сбыт сельскохозяйственной продукции. Земледелец и его наследники пожизненно закреплялись за своим наделом земли, если они были арийского происхождения. Таким образом, увязший в долгах немецкий земледелец был избавлен от угрозы потерять свой надел, если не нарушал «крестьянский кодекс чести”, но он был привязан к земле, как крепостной в феодальную эпоху. Государственное «регулирование» сельского хозяйства превращало каждого крестьянина в «солдата фронта питания», сельхозпродукция находилась на строгом учете, и большую её часть крестьянин должен был сдавать по предельно низким ценам.

По закону 1937 года «Об обеспечении нормального ведения сельского хозяйства» была введена обязательная сдача всего хлебного зерна, что вызвало особенно сильное недовольство крестьян, так как большая часть хозяйств Германии имела животноводческий уклон, и крестьяне не производили зерна на продажу.

Вся работа земледельцев регламентировалась продовольственным управлением рейха, распоряжавшимся всеми видами сельскохозяйственного производства, переработки и сбыта продукции при сохранении права частной собственности. Был достигнут рост оптовых цен на сельхозпродукцию на 20%, но полученная от этого выгода земледельцев была перекрыта ростом цен на машины и удобрения. Самообеспеченность продовольствием достигла 83% . Только захват чужих земель позволил Германии обеспечить себя продовольствием в нужном количестве, чтобы продержаться всю вторую мировую войну.

За период 1932-1937 гг. промышленное производство выросло на 102%, национальный доход удвоился, безработица упала до 1 млн., что расценивалось многими как экономическое чудо . Это объяснялось резким увеличением общественных работ для трудоустройства безработных, стимулированием льготным налогообложением частных инвестиций, и, прежде всего, огромными инвестициями для милитаризации экономики. Огромная задолженность заставила использовать для этих целей эмиссию денег, средства замороженных иностранных счетов, прямой контроль над внешней торговлей и монополию на торговлю национальными и иностранными платежными средствами.

В сфере движения капиталов были введены моратории на выплату внешних долгов и трансфертные моратории, позволяющие осуществлять платежи в национальной валюте, которая должна была депонироваться на специальных счетах.

На все платежные средства в иностранной валюте (банкноты, чеки, банковские переводы, ценные бумаги, акции, векселя и др.) был введен строгий девизный контроль, осуществляемый Национальным банком. Получатели иностранных платежных средств должны были подавать декларацию. Банк предоставлял иностранные платежные средства в установленных законом пределах при обязательном предъявлении коммерческих документов (торговых лицензий, документов о торговых соглашениях и операциях, поездках за границу и т.п.), подтверждающих их необходимость. Иностранные платежные средства подлежали сдаче в Национальный банк или специально созданные для обмена валюты учреждения .

Германия стремилась сократить ввоз продовольствия и всемерно расширить экспорт, чтобы обеспечить необходимое количество валюты для всевозрастающего ввоза стратегического сырья: железной и медной руды, свинца, нефти, бокситов и прочего. В области внешней торговли генерал военной экономики Шахт продемонстрировал, что «…чем больше ты должен стране, тем шире можешь развернуть с ней бизнес”.

В 1934 году был введен в действие новый план Шахта, согласно которому ввоз любых материалов или продовольствия мог происходить в централизованном порядке при предоставлении рейхсбанком необходимой валюты.

Стал расти германский вывоз, и с 1935 году было достигнуто некоторое превышение экспорта над импортом .

Заключались выгодные для Германии торговые сделки. Вводилось контингентирование (государственное регулирование внешней торговли с помощью установления импортных и экспортных квот контингентов — квоты, устанавливающие количество товара, разрешенного к импорту в страну по сниженным пошлинам или беспошлинно. Товар, ввозимый сверх тарифные контингентов, облагается обычными пошлинами) с двусторонним клирингом, осуществляемым в форме соглашений между государствами путем безналичных расчетов, зачитывающих взаимные требования и обязательства без уплаты золотом или перевода иностранной валюты. Такая система препятствует установлению наиболее выгодных направлений потоков международной торговли, так как двустороннее равновесие между импортом и экспортом никогда не достигается и всегда есть остатки, неподдающиеся переводу. Была возможность смягчения жесткости системы выделением кредитов в случае сезонных нарушений равновесия или принятием принципа частных компенсаций и другими мерами, но в целом задержка с сальдированием по коммерческим операциям возникала всегда. В результате каждый участник операции ждал не только появления наличных средств на клиринговом счету, но и своей очереди в соответствии с предварительно установленным порядковым номером его сделки. Это заставляло капиталиста прибегать к кредиту и увеличивать затраты по сделке.

По закону о стабилизации был установлен официальный уровень обменного курса. На его основе оценивалась стоимость товаров, определенная в клиринговом соглашении. Записи в статьи как кредита, так и задолженности производились в статьях баланса Национального банка.

Кроме того, Германия использовала множественные обменные курсы или дифференцированные валюты. Немецкая марка обладала в какой-то период 237 курсами . Так, для обеспечения дешевого отдыха своих рабочих были определены туристические валюты — лира, марка, динара, в обмен на которые иностранные туристы получали по пониженному обменному курсу или по курсу с премией национальную валюту Германии. К собственной выгоде Германия использовала различные обменные курсы при заключении коммерческих соглашений с дунайскими странами. По отношению к свободному курсу доллара в двусторонних соглашениях марка могла иметь различные курсы.

Система валютной монополии способствовала сокращению предложения валюты Национальным банком и увеличению его спроса. В результате официальный уровень обменного курса оказывался завышенным по сравнению с реальным курсом и наряду с официальным рынком функционировал «черный” рынок. Проводимая периодически девальвация официального курса временно восстанавливала равновесие. В 1940 г. имела место «девальвация” марки в клиринговых расчетах с Румынией на 42%, с Грецией — на 23% .

Система монополии с разной степенью жесткости вводилась и в других странах, например в Италии. Во время войны она применялась почти во всех воюющих странах.

Началась организация массового производства вооружения и военных материалов и сокращение мирных отраслей промышленности. Германия тратила колоссальные суммы на вооружение. Для финансирования вооружений были повышены налоги, выпускались долгосрочные займы, и использовалось дефицитное финансирование. В том числе использовались фонды страхования по безработице, инвалидности и старости, и средства от принудительных сборов «на зимнюю помощь», «воздушный флот», «противовоздушную оборону» .

В стране была создана система кредита при отсутствии финансовых резервов. Рейхсбанком выдавались векселя «мефо”, гарантированные государством, принимаемые всеми немецкими банками и учитываемые затем Рейхсбанком для печатания ничем не обеспеченных банкнот . Эти векселя использовались исключительно для перевооружения экономики Германии и не фигурировали ни в бюллетенях Национального банка, ни в государственном бюджете, что позволяло сохранять в секрете масштабы перевооружения.

С принятием четырехлетнего плана в 1936 г. в Нюрнберге Германия перешла к системе военной тотальной экономики. К этому времени государственная собственность Германии достигла 13% акционерного капитала . Целью плана была автаркия в условиях войны, полная независимость от внешних рынков. Импорт был сокращен до минимума, картельные соглашения были запрещены, и цены на большинство продуктов устанавливались либо государством, либо детальными предписаниями по исчислению себестоимости, введен жесткий контроль за заработной платой, дивиденды ограничивались 6% годовых, строились огромные заводы. Промышленные предприятия были подчинены непосредственно руководству из центра, и промышленники стали исполнителями нужд военной машины. Были запрещены профсоюз и союз работодателей. Централизованное распределение сырья и полуфабрикатов осуществлялось центральными органами с помощью рационирования. Распределение рабочей силы также регулировалось центральными органами и лишь частично зависело от планов предпринимателей и рабочих. В рамках четырехлетнего плана организовывалось производство некоторых видов местного сырья и заменителей — синтетического каучука, синтетического бензина, искусственного волокна. Однако «четырехлетней план» не оправдал возлагавшихся на него надежд. Через год Гитлер признал, что достижение автаркии по ряду решающих видов сырья, а также по продовольствию — невозможно.

Военные заводы работали в три смены, а рабочие легкой, пищевой и ряда других отраслей промышленности были заняты неполную рабочую неделю. Предприятия, производившие предметы потребления, совсем прекратили работу из-за отсутствия импортного сырья.

Управляющим параметром развития экономики стали инвестиции, величина которых увеличивалась во времени. Так как размер и направление инвестиций все более зависели от центральных управляющих органов, а не от предпринимателей, то, по мере усиления централизации цены, процент, деньги и банки все более теряли роль регуляторов развития экономики. Банки стали просто обслуживать централизованное распределение инвестиций и платежные взаимоотношения предприятий, мало нуждавшихся в банковском кредите, а цены, процент и деньги превратились в счетные величины.

После принятия закона в 1937 г. о роспуске корпораций с доходом менее 40 тыс. долл. мелкие предприниматели постепенно превратились в тех, кто живет на заработную плату . В то же время крупные корпорации получили дополнительную поддержку. Министерство экономики принудительно создавало новые картели и предписывало фирмам объединяться с существующими. Все предприятия обязаны были входить в ассоциации. Концерн «Герман Геринг Верке», созданный в 1937 году в короткий срок превратился в одно из крупнейших промышленных объединений Германии. Доходы предпринимателей от перевооружения быстро росли и достигли 5 млрд. долл. в 1938 г. против 175 млн. марок в 1932 г. Кроме того, больше не было требований повысить заработную плату, находившуюся на уровне прожиточного минимума, и не было никаких забастовок. Согласно закону 1934 г. «Об упорядочении национального труда” был введен принудительный труд. Каждый немец обязан был отбыть трудовую повинность там, куда направляло его государство, что служило в то же время гарантией сохранения работы. Этим объяснялась поддержка рабочим классом производства военной продукции.

Таким образом, Германия смогла высвободить для военных нужд колоссальные финансовые средства, а также активизировать громадные трудовые ресурсы для обеспечения работы военной машины. Однако же, в ходе милитаризации возникло осознание того, что полная и абсолютная автаркия невозможна. Поэтому Германия опиралась на страны-сателлиты — Румынию, Венгрию и Болгарию, которые и снабжали Германию необходимыми ресурсами.

«Без Румынии мы сможем начать никакой войны»- говорил Геринг в 1937 году . Румыния должна была послужить Германии источником снабжения нефтью, продовольствием, фуражом. Сильным средством давления Германии на политику Румынии являлась заинтересованность Румынии в германском рынке сбыта. Используя эту заинтересованность Германия подчинила себе внешнюю торговлю Румынии.

На подобном положении оказалась и Венгрия. Однако здесь инструментом давления явилась поддержка Германией фашистского хористского правительства. В обмен на поддержку Германия требовала экономических уступок. Основная масса сельскохозяйственных продуктов вывозилась в Германию в условиях, когда в самой Венгрии усилилась нехватка продуктов питания. Многие промышленные предприятия, в том числе 25 крупных фабрик и заводов, постепенно перешли в руки немецких фирм. Германские монополии поставили экономику Венгрии на службу гитлеровской военной машине.

1 марта 1941 года Болгария присоединилась к блоку фашистских государств. Включившись в эту систему, Болгария должно была содержать большую армию. Профашистские правители все сильнее закручивали налоговый пресс.

С 1939 года по 1944 косвенные налоги выросли в 2,4 раза, а прямые — более чем в 5 раз . Усиливалась инфляция, сопровождавшаяся ростом цен и снижением реальной заработной платы рабочих и служащих. В стране развернули свои экономические операции крупные германские концерны и тресты.

Под видом сотрудничества гитлеровцы установили свой контроль над рядом болгарских банков. В результате такой экономической политики производство тех отраслей болгарской промышленности, в существовании которых не был заинтересован германский капитал, свертывалось. Болгария была превращена в аграрно-сырьевой придаток Германии.

Добавить комментарий