Гипотезы по наличию или отсутствию юридических фактов?

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 6

Гипотеза — это часть нормы права, раскрывающая условия (обст-ва), при наличии или отсутствии кот. возможно действие данной нормы, т. е она содержит указания на конкретные жизненные обст-ва, условия, при которых данная норма права вступает в действие. В частности, гипотеза может выражать:

-сроки вступления в действие правовой нормы;

-достижение определенного возраста гражданина — субъекта права;

-время и место совершения того или иного события;

-«принадлежность» гражданина к тому или иному государству;

-состояние здоровья, от которого зависит возможность реализации права.

Классификации и виды гипотез

Гипотеза — элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т. п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов. Гипотеза — часть юридической нормы, указывающая на жизненные обст-ва, при наличии которых определенные субъекты вступают в отношения друг с другом.

Гипотезы бывают простые и сложные. Простые гипотезы указывают на одно условие реализации нормы Сложные гипотезы м. б. кумулятивными и альтернативными. Кумулятивная гипотеза связывает осуществление нормы с одновременным наличием нескольких условий. Альтернативная гипотеза ставит реализацию нормы в завис. от наступления одного из нескольких условий.

Кроме того, по степени определенности гипотезы м. б. абсолютно определенными (простая), относительно определенными (сложная) и даже неопределенными («в случае необходимости»), а по способу изложения — казуистическими и абстрактными.

По степени сложности (в зависимости от структуры) гипотезы подразделяются:

на -однородные (простые). В них указывается на одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юр. нормы. Пример: «Срок действия доверенности не может превышать трех лет»

-составные (сложные). В них действие нормы права ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обст-в. Пример. Условия заключения брака для вступающих в брак: во-первых, взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, а также достижение брачного возраста (ст. 12 СК РФ); во-вторых, отсутствие обст-в, препятствующих заключению брака.

— альтернативные. В них содержится несколько условий, причем при наличии любого из них данная правовая норма начинает действовать. Пример: «В случаях когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар…»

-сложно-альтернативные. В этом случае гипотезы имеют одновременно и сложность, и альтернативность.

По наличию или отсутствию юридических фактов (обстоятельств):

-положительные — указывают на необходимость определенных условий для действия нормы;

-отрицательные — предполагают, что применение нормы права осущ. в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий. Так, неоказание помощи больному мед. работником рассматривается в качестве отрицательной гипотезы. За это устанавливается мера юр.отв-ти.

По форме выражения:

-общие. В них указыв. общие признаки, напр. общее условие действия всех уг.-правовых норм – достиж. возраста уг. отв-ти;

-частные. В них указываются более конкретные признаки. Так, условием действия уголовно-правовых норм, регулирующих отв-ть за должностные преступления, является наличие спец. субъекта, т. е должностного лица.

По форме выражения гипотезы в литературе называют еще абстрактными и казуистическими.

Санкция нормы права: понятие, виды.

Санкция — часть правовой нормы, указывающей на последствие наступающее в результате нарушения диспозиции. Выделяют также положительные санкции, т.е. последствие за целесообразное либо желаемое поведение. Виды санкций: 1. По характеру неблагоприятных последствий:

— штрафные или карательные,

— меры предупредительного воздействия (арест имущества, задержание в качестве подозреваемого, принудительное лечение),

— правовосстановительные санкции (восстановление на прежней работе, взыскание алиментов, выплата средств в качестве компенсации нанесенного ущерба).

2. По объему и размеру неблагоприятных последствий:

— абсолютно-определенные (точно указан размер последствий, например, увольнение или размер штрафа),

— относительно-определенные (указаны верхняя и нижняя граница, например наказывается сроком от 2 до 5 лет),

— альтернативные (названы или перечислены несколько видов из которых выбирается один, например, наказывается лишением свободы на срок от 8 до 20, либо пожизненным лишением свободы),

— кумулятивные (допускают или обязывают вместе с основной мерой наказания еще и дополнительную)

Интересной разновидностью санкций явл. поощрит. санкции, существование кот. признается не всеми авторами

Принципы права: понятие, виды.

Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права. Существует несколько свойств принципов права:

1.наличие основополагающего характера;

2.отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни;

3.отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;

4.системность;

5.устойчивость;

6.фиксирование в законодательстве;

7.отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы;

8.наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

Существует несколько видов принципов права:

1.общие (общеправовые) принципы; предст. собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:

•на принцип законности – означает обяз-ть всех субъектов обществ. отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех НПА, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;

•принцип федерализма – отражает федеративное устройство гос-ва, определяет соотношение федерал. зак-ва и зак-ва субъектов Федерации и т. д.;

•принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод чел., запрет на любую деят-ть, которая могла бы посягнуть на челов. достоинство, и т. д.;

•принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;

•принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

•принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

2.отраслевые принципы; предст. собой исходные начала, кот. действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.

3.межотраслевые принципы. представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права:

1.принцип гласности;

2.принцип состязательности;

3.принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

Напр., противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление, которое невозможно устранить. В основе права лежит мораль и при отсутствии между нормами права и морали предпочтение должно отдаваться моральным требованиям как более высоким.

⇐ Предыдущая123456

Диспозиция — это часть нормы права, предписывающая вариант поведения при условиях определенных в гипотезе. Диспозиция — это юридическая обязанность, дозволение или запрет, составляющие непосредственное содержание нормы.

Нормы со сложной диспозицией устанавливают несколько вариантов поведения субъектов правоотношения, например Часть 4 статьи 111 Конституции РФ возлагает на Президента РФ совершение нескольких действий в случае трехкратного отклонения Государственной Думой представленных им на должность Председателя Правительства кандидатур: назначение Председателя Правительства, роспуск Государственной Думы и назначение новых выборов. Поэтому диспозиция этой нормы — сложная.

Например, ст. 249 ГК РФ: «Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению»44 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. N 51-ФЗ (ред. от 30.01.2016г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301..

Нормативно-правовой акт

Основным источником права в Российской Федерации является нормативно-правовой акт

Нормативный договор также имеет место в качестве источника права, однако распространен значительно реже.

Судебные прецеденты и правовые обычаи как источники права в Российской Федерации практически не встречаются.

Иерархию нормативно-правовых актов в Российской Федерации составляют:

Конституция РФ; Федеральные конституционные законы; Федеральные законы; Нормативные указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ; Нормативные акты министерств и ведомств РФ; Законы субъектов РФ; Подзаконные акты органов власти субъектов РФ; Локальные нормативные акты.

Конституция РФ является источником права высшей юридической силы.

Она закрепляет основы экономического строя; основы политического строя; основополагающие права и свободы человека; федеративное устройство России; устанавливает систему органов государственной власти.

Нормы Конституции влияют на все иные правовые нормы, так как они не должны противоречить конституционным.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции, характеризуются более сложной процедурой принятия и отличаются повышенной стабильностью. Занимают промежуточное положение между Конституцией и федеральными законами.

Федеральные законы принимаются (как и федеральные конституционные законы) Государственной Думой и Советом Федерации ФС РФ. Федеральные законы распространяют свое действие на территорию всей страны и регулируют наиболее важные сферы общественных отношений. По своей юридической силе федеральный закон возвышается над всеми иными нормативными актами (кроме Конституции и федеральных конституционных законов) подзаконными актами, которые должны соответствовать федеральному закону. правовой норма диспозиция гипотеза

Указы Президента РФ могут быть: нормативными (содержать нормы права общего характера); ненормативными (например, регулировать вопросы назначения конкретных лиц на государственные должности).

Нормативные указы Президента обладают высшей юридической силой среди подзаконных актов. Они, как правило, распространяют свое действие на территорию своей страны и общеобязательны для исполнения. Указы Президента должны соответствовать Конституции и федеральным законам.

Актами Правительства РФ являются: постановления (содержат нормы права); распоряжения (регулируют оперативно-технические вопросы).

Следовательно, нормативно-правовыми бывают только постановления Правительства РФ. Данные акты издаются: для регулирования важнейших вопросов экономики и государственной жизни; только на основании и во исполнение законов РФ и указов Президента РФ.

Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств (государственных комитетов, комитетов, федеральных агентств, федеральных инспекций, федеральных служб) принимаются в форме приказов, инструкций, положений, постановлений, писем, уставов.

Данные акты обычно регулируют общественные отношения в сферах экономики; науки; образования; здравоохранения; культуры; обороны и безопасности; правоохранительной деятельности.

Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств издаются только в случаях и пределах, установленных: Федеральными законами; Указами Президента РФ; Постановлениями Правительства РФ, и обязательны для организаций, учреждений, должностных лиц, подведомственных данным министерствам и ведомствам и для граждан (если на них распространяют свое действие нормы данных подзаконных актов).

Законы субъектов РФ принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ и регулируют вопросы:

  • * исключительно ведения субъектов РФ;
  • * совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Законы субъектов федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, общеобязательны для исполнения на территории соответствующего субъекта РФ и обладают большей юридической силой, чем подзаконные акты субъекта РФ (ст. 76 Конституции РФ)11 Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (с изм. от 21.07.2014г.) // СЗ РФ. 2009. №4. Ст.445..

Нормативный договор является отдельным видом источника права в РФ. Примером нормативного договора является Федеративный договор РФ от 31 марта 1992 года (Соглашения СНД РФ «Федеративный договор») Федеративный договор: Документы. Комментарий. М., 1994. С.13.. Он регулирует общественные отношения в сфере построения Федерации и взаимоотношения ее с субъектами, а также отношения между субъектами РФ.

К источникам права РФ относятся международные договоры РФ и признанные РФ международные нормы. Согласно Конституции РФ нормы данных актов действуют в РФ непосредственно.

Обычай является редкой формой (источником) права РФ. Среди правовых обычаев можно привести обычаи делового оборота, санкционированные Гражданским кодексом РФ.

IV. По субъектам правотворчества.

III. По методу правового регулирования.

II. По предмету правового регулирования

I. По месту и роли в правовой системе

1)Учредительные нормы — выполняют функции норм принципов, закрепляя основы гос.строя, права и свободы человека, основы политической и правовой систем общества.

2) Регулятивные нормы- выполняют функции правил поведения, предоставляя участникам правовых отношений, субъективные правам, возлагая на них юридические обязанности.(правовые обязанности).

А)Управомочивающие регулятивные нормы- предоставляют субъектам правоотношений право на совершение каких то положительных действий.

Статья 37. Часть первая право на труд. А часть 5 дает право на отдых.

Б) Обязывающие регулятивные нормы — они принуждают субъекты правоотношений к определенным действиям.

В) Запрещающие регулятивные нормы — нормы устанавливающие запрет на совершение или несовершение каких то действий.

3)Охранительные нормы — они выполняют функцию охраны общественного порядка и служат для защиты общества от правонарушителей.

4) Обеспечительная норма — выполняют функции норм гарантий, которая способствует исполнению других норм права.

5) Дефинитивная норма — выполняют функции норм определений и объясняют содержание тех или иных понятий.

6) Оперативные нормы — выполняют функции норм инструментов и устанавливают даты вступления нормативно актов в силу и прекращение их действия. И др.

1)Материальные нормы — непосредственно регулируют определенную сферу общественных отношений.

2) Процессуальная норма — устанавливают порядок регулирования материальных норм(устанавливают порядок судопроизводства).

1) Императивные (властные,субардинационные) -применяются при отношении власти и подчинения носят строгий обязательный характер где участники правовых отношений не равны в своем положении.

2) Диспозитивные нормы — применяются при отношениях равных субъектов в которых допускается возможность выбора взаимоприемлемого варианта поведения.

3) Рекомендательные нормы — они указывают на желательный вариант поведения.

1)Нормы исходящие от государства.

2)Нормы исходящие от народа

1)Абсолютно определенные нормы — точно устанавливают права и обязанности участников правовых отношений, условия своего действия и последствия несоблюдения их предписаний.

2) Относительные нормы — устанавливают возможные варианты поведения и возможные пределы юридической ответственности.

3) Альтернативные нормы — закрепляют несколько возможных вариантов поведения из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств.

Ст 43. Ч.1 каждый имеет право на образование

Учредительная, регулятивная и управомочивающая, материальная, императивно-диспозитивная, от народа, абсолютно определенная.

Структура норм права:

1. Гипотеза — конкретные жизненные условия(обстоятельства) при наступлении которых норма права начинает действовать.

Виды гипотез:

1. Простая — когда указывается только одно конкретное обстоятельство или условие.

2. Сложная — когда указывается несколько обстоятельств, при наступлении которых норма права начинает действовать.

3. Альтернативная — когда указывается несколько обстоятельств или условий из которых должно наступить только одно, чтобы норма права начала действовать.

2. Диспозиция — это само правило поведения, которым должны руководствоваться участники правовых отношений

Виды диспозиций:

1. Простая — которая содержит один абсолютно определенный вариант поведения.

2. Альтернативная — когда указывается на возможный варианты поведения из которых можно выбрать какой-то один. И другие.

3. Санкция — это благоприятные или неблагоприятные последствия, которые могут наступить при выполнении или невыполнении предписаний диспозиции.

Виды санкций:

1. Абсолютно-определенная — это когда содержаться конкретный вид поощрения или наказания.

2. Относительно — определенная — когда указываются минимальные и максимальные размеры поощрения или наказания.

3. Альтернативная — когда указываются различные виды поощрения или наказания из которых необходимо выбрать какой-то один.

Гипотеза — это структурный элемент нормы права, указывающий на условия ее реализации. Гипотеза представляет собой масштаб, с помощью которого можно определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной правовой нормы. Гипотеза содержит указания о месте, времени, субъектах и иных обстоятельствах, при наличии которых начинает действовать норма права.

Гипотезы по характеру содержания или в зависимости от того, насколько,
точно указаны условия реализации нормы, могут быть общими и конкретными.

Общие (абстрактные) гипотезы определяют условия применения нормы общими, родовыми признаками, они охватывают все возможные случаи действия нормы, не называя ни одного из них конкретно.

Конкретные (казуистические) гипотезы устанавливают частные, специальные условия реализации нормы. Недостатком таких гипотез является то, что они ведут к чрезмерному увеличению числа юридических норм, но при этом они не могут охватить все общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании: всегда найдется хоть один отдельный случай, не предусмотренный конкретной гипотезой, Поэтому в настоящее время этот вид гипотез практически исчез из нормотворчества.

По степени определенности, т.е. в зависимости от того, насколько точно указаны условия реализации нормы, гипотезы делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и неопределенные.

Абсолютно-определенные гипотезы ясно и четко указывают Факты, наличие которых требует осуществления заключенного в норму предписания.

Относительно-определенные гипотезы содержат указания на ограничительные условия действия нормы. Например, целый ряд нормативных актов вступает в действие лишь в случаях эпидемии, военного или чрезвычайного положения и т.д.

Неопределенные гипотезы не указывают никаких фактов, с которыми связано действие нормы, а предоставляют органам власти право «в необходимых случаях» применять правовую норму. В чем заключи «необходимые случаи», в гипотезе не раскрывается.

По объему гипотезы делятся на простые и сложные.

Простые гипотезы содержат указание на одно условие действия нормы.

Сложные гипотезы перечисляют несколько обстоятельств, каждое из которых в отдельности либо все вместе служат основанием для осуществления предписания.

В зависимости от основания применения правовой нормы гипотезы классифицируют на односторонние и двусторонние.

Односторонние гипотезы в качестве основания применения нормы предусматривают только правомерные либо неправомерные обстоятельства. Например, все нормы особенной части Уголовного кодекса имеют односторонние гипотезы.

Двусторонние гипотезы включают в себя как правомерные, так и неправомерные обстоятельства, приводящие в действие юридическую норму. При этом предполагается, что правовые результаты будут различными в зависимости от характера поведения. Например, при повторной неявке сторон в судебное заседание без уважительных причин суд оставляет иск без рассмотрения и прекращает дело. Если стороны не явились по уважительным причинам, судебное разбирательство лишь откладывается.

Добавить комментарий