Главное тюремное управление

В 1879 году в составе Министерства внутренних дел было образовано Главное тюремное управление – ГТУ. По замыслу его учредителей, оно было призвано стать высшей контролирующей и распорядительной инстанцией, осуществляющей непосредственное руководство подчиненными ему местными органами тюремного ведомства. С учреждением ГТУ был сделан серьезный шаг к централизации тюремной системы России. Под руководством ГТУ осуществлялась реформа тюремного ведомства, разрабатывалась правовая база тюремной системы, ее структуры, формировался управленческий аппарат.

По степени тяжести исполнения наказания в предложениях комиссии на первое место выдвигалась ссылка на каторгу. Этот вид наказания включал: а) лишение всех прав состояния; б) тяжелые принудительные работы; в) по отбытии каторжных работ обязательное поселение в Сибирь.

Непременным условием ссылки на каторгу являлось содержание каторжных заключенных в тюрьмах (от 4 до 15 лет).

Заключение в тюрьму, согласно тюремной реформы, предполагалось при наличии срока отбытия от одного месяца до одного года и четырех месяцев.

Заключение в смирительный дом предусматривалось для лиц, которым судом предписывалось обязательное участие в труде.

Заключение в рабочий дом влекло за собой лишение всех особых прав и преимуществ. Оно применялось только для лиц, к которым могли применяться телесные наказания. Предусматривалось обязательное занятие осужденных трудом.

С лишением свободы связан и такой вид наказания, как заключение в исправительном доме (от 1,5 до 5 лет).

Особое место в системе лишения свободы занимает заключение в крепости. Этот вид исполнения наказания был изъят из гражданского ведомства и регулировался военными законами. Заключению в крепости подвергались опасные государственные преступники. Осужденные за составление сочинений или изображений, целью которых было возбуждение неуважения к верховной власти или личным качествам царя, призывы к бунту или неповиновению власти, принадлежность к тайным обществам, тайное сношение с иностранными подданными враждебных государств, оскорбление начальника подчиненными по службе.

В процессе реформы тюремного ведомства была разработана и правовая база организации исполнения наказания в виде лишения свободы. В 1890 году вносятся коррективы в Устав о содержащихся под стражей, согласно которым в перечень мест содержания под стражей гражданского ведомства включались: помещения для подвергаемых аресту; арестантские помещения при полиции; тюрьмы; (губернские, областные и уездные тюремные замки); исправительные арестантские отделения; тюрьмы для содержания преступников, присужденных к каторжным работам, пересыльные тюрьмы.

Устав подробно регламентировал организационно-управленческие вопросы мест заключения, деятельность Попечительного о тюрьмах общества, ввел элементы прогрессивной системы в процессе исполнения уголовного наказания (отряд исправляющихся, условное досрочное освобождение) и др.

В 1895 году Главное тюремное управление передается из ведения МВД в ведение Министерства юстиции.

Царская тюрьма вырабатывала также методы идеологического воздействия на заключенных. Для достижения этой цели был разработан целый комплекс мер, в обеспечении которых решающая роль принадлежала церкви. С этой целью при всех местах заключения вводится должность тюремного священника, посещение церкви рассматривается как непременная обязанность арестантов. Закон от 15 июня 1887 года закрепляет положение, в соответствии с которым состоящие при местах заключения священники, диаконы и псаломщики относятся к аппарату управления мест лишения свободы. В их обязанности вменяется идеологическое воздействие на арестантов.

В 1893 году начинает издаваться ежемесячный журнал «Тюремный вестник». В нем публиковались официальные документы для работников тюремного ведомства, материалы по тюрьмоведению, исследовались проблемы тюремной практики. Первоначальный объём которого с 4-5 листов увеличился до 20. Журнал является основным источником информации для работников тюремной системы. Кроме журнала ГТУ выпускало и другие издания в качестве справочных материалов, пособий для местной тюремной администрации.

Совершенствование управленческой деятельности прослеживается в конце XIX начале XX века в создании новых, заимствованных из зарубежных пенитенциарных систем, форм. В конце периода ликвидируются смирительные и рабочие дома, одновременно получают дальнейшее развитие специализированные учреждения – для несовершеннолетних, женщин, больных и престарелых, несостоятельных должников и военнопленных.

Организационная структура Главного тюремного управления включала 15 делопроизводств:

1) личного состава,

2) по строительным вопросам,

3) распорядительное,

4) хозяйственное,

5) счетное,

6) главного инспектора по пересылке арестантов,

7) по организации арестантских работ,

8) законодательное и статистическое,

9) по делам малолетних и несовершеннолетних преступников,

10) по побегам заключенных,

11) по выдаче пенсий семьям заключенных,

12) по ассигнованию средств на содержание личного состава,

13) по снабжению чинов обмундированием,

14) по санитарному быту заключенных,

15) по найму помещений для тюремного ведомства.

Штат Главного тюремного управления состоял из 56 классных чинов и 41 канцелярского работника.

В конце XIX столетия система мест заключения России, находящихся в подчинении гражданского ведомства, включала: тюремные замки в губернских и уездных городах, а также тождественные с ними учреждения, носящие другие названия (уголовные тюрьмы) — 597; временные дополнительные помещения при этих тюрьмах — 6; смирительные дома — 5; Санкт-Петербургская и Московская исправительные тюрьмы — 2; дома предварительного заключения в Санкт-Петербурге и Варшавская следственная тюрьма — 2; пересыльные тюрьмы — 11; исправительные арестантские отделения, роты и полуроты — 32; подследственные аресты в Привисленских губерниях — 75; полицейские дома в Петербурге — 10, в Москве -16. Всего — 767 учреждений.

В этот перечень не включены некоторые места заключения Восточной Сибири, а также места нахождения ссыльно-каторжных на частных работах. Расширение материальной базы мест заключения являлось одной из приоритетных государственных задач. В течение 1886 — 1902 гг. было построено 56 новых тюрем, рассчитанных на содержание 10614 арестантов, реконструировано 28 зданий, в результате жилая площадь для содержания арестантов увеличилась на 9613 мест, арендовано у частных лиц 26 зданий, рассчитанных на содержание 1965 арестантов.

Расходы на содержание тюрем постоянно увеличивались, и довольно существенно. Если в год образования Главного тюремного управления они составляли около 9 млн. рублей, то к 1906 году они удвоились, через пять лет достигли 31,5 млн. Рублей. В 1912 году они составили больше 34 млн. рублей, в 1913 — 36375574 рубля, в 1914 — 41292462, в 1915 году – 39178209

Необходимость учитывать изменения в общественно-политической жизни государства и, в этой связи, в местах заключения вызывали потребность в совершенствования деятельности аппарата управления системой исполнения уголовных наказаний. В 1912 году Министр юстиции утверждает новую организационную структуру Главного тюремного управления. Все делопроизводство управления разграничивается на обособленные отделы во главе с особыми должностными лицами, наделенными самостоятельными правами и полномочиями. Кроме Главной инспекции по пересылке арестантов, таких отделов девять:

личный состав служащих по тюремному ведомству – по части назначения, перемещения и увольнения их, предания суду, награждения и т. п.;

оклады содержания классных чинов тюремного ведомства, пенсии и пособия, канцелярские и хозяйственные средства мест заключения и тюремная стража;

распорядительная часть (внутренний распорядок в места заключения) и размещение арестантов;

строительная часть;

хозяйственная часть (продовольствие, лечение и одежное довольствие арестантов, отопление и освещение мест заключения);

арестантские работы;

счетная часть, составление смет и бухгалтерия;

законодательная и статистическая часть (составление законопроектов, а также годовых отчетов по главному тюремному управлению, различных справочных изданий и проч.);

воспитательно-исправительные заведения и Общества патроната.

Содержание чинов Главного тюремного управления определялось в сумме 152450 рублей.

С 1880 года, по примеру местного управления тюрьмами Парижа, в Главном тюремном управлении работает постоянное совещание под председательством начальника Главка в составе его помощников, Главного инспектора по пересылке арестантов, тюремных инспекторов, старших и младших делопроизводителей.

В числе основных структурных звеньев тюремной системы первостепенное место отводилось службе охраны. Охранная функция обеспечивает главное требование исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы — надежность изоляции заключенных. В условиях царской тюремной системы эту функцию выполняли две службы: тюремная стража в составе старших и младших надзирателей, обеспечивающих внутренний надзор и внешнюю охрану мест заключения, и конвойная стража, условия и порядок организации и несения службы которой регламентировались Уставом конвойной службы 1909 года.

Конвойная служба состояла из конвойных команд, которые, в свою очередь, в зависимости от внутренней организации подразделялись на следующие категории:

команды, имеющие особых начальников из штаб- и обер-офицеров, пользующихся правами командиров отдельных батальонов;

команды, не имеющие особых начальников из офицеров и, в этой связи, находящиеся в подчинении: а) в местностях, где имелись уездные военные начальники, — этим должностным лицам и б) в местностях, где не было уездных воинских начальников, — начальникам местных команд, расположенных в одном пункте с конвойными командами.

В строевом и хозяйственном отношении конвойные команды находились в ведении начальников местных бригад и подчинялись на общем для войск основании начальникам гарнизонов и комендантам.

Согласно Уставу конвойной службы, в обязанности службы конвойных команд входило:

сопровождение арестантов всех ведомств по железным дорогам, водным путям и пешим трактам;

сопровождение лиц, пересылаемых при этапных партиях;

сопровождение арестантов при следовании от мест заключения гражданского ведомства к станциям железных дорог, пароходным пристаням и обратно;

сопровождение арестантов в районе городов из мест заключения гражданского ведомства в судебные учреждения, к судебным и военным следователям, к должностным лицам, производящим расследование по уголовным делам, и в другие присутственные места;

сопровождение отдельно от других арестантов лиц, содержащихся под стражей штаб- и обер-офицеров и гражданских чиновников военного ведомства, состоящих на действительной службе; офицеров, не лишенных по суду этого звания, приговоренных к заключению в крепости; душевнобольных арестантов;

сопровождение арестантов гражданского ведомства при выводе их на работы за тюремной оградой;

содействие тюремному начальству при прекращении беспорядков среди арестантов в местах заключения гражданского ведомства;

наружная охрана мест заключения гражданского ведомства; в виде постоянной меры при условии увеличения штатной численности соответствующих конвойных команд и в исключительных случаях, в виде временной меры, с разрешения командующих войсками в округах.

Во время несения службы по сопровождению арестантов конвойные воинские чины приравнивались к чинам военного караула.

Организация и общее руководство пересыльной частью арестантов возлагались на начальника Главного тюремного управления. Что касается организации конкретной работы по обеспечению выполнения функций конвойной службы, то все конвойные команды находились в подчинении Главного инспектора по пересылке арестантов, в обязанности которого вменялось: контроль за несением конвойной службы конвойными командами; личное инспектирование и ревизия делопроизводства конвойных команд в части законного их использования.

Рост численности арестантов в местах заключения в условиях отсутствия полезной их занятости серьезно осложнял обстановку и настоятельно требовал решения этой проблемы, и, прежде всего, обеспечения заключенных трудом. Выход из такого положения для ссыльно каторжных виделся в развитии Сахалинской каторги, которая должна была стать не только каторжной тюрьмой, но и решать вопросы колонизации острова. Подобная роль отводилась и Нерчинской каторге. Другим направлением обеспечения занятости арестантов трудом стало развитие собственного производства в виде производственных мастерских, активное применение аренды у горного ведомства разного рода предприятий, а также подряда на поставку рабочей силы на строительные работы.

По представлению управляющего делами Комитета Сибирской железной дороги Статс-Секретаря Л. Куломзина в мае 1894 года утверждены Временные правила по привлечению арестантов и ссыльных разных категорий на работы по постройке Среднего участка Сибирской железной дороги, определяющие правовое положение работников подрядной организации, условия использования арестантов на строительстве дороги, а также применения вводимой впервые зачетной для арестантов системы рабочих дней.

Продолжается разработка законодательной базы, регламентирующей вопросы организации исполнения уголовных наказаний в отношении отдельных категорий преступников и применения к ним различных мер воздействия, в том числе и поощрения их правопослушного поведения. Закон от 19 апреля 1909 года «О воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних» предусмотрел организационно-правовые основы организации воспитательно-исправительных заведений для содержания несовершеннолетних преступников. Согласно закону, в качестве учредителей этих учреждений могли выступать правительство, земства, города, духовные установления, общественные организации и частные лица. Закон подробно регламентировал все стороны деятельности учреждений, особенно в части образовательного обучения подростков и их профессиональной подготовки.

Закон «О воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних» отличался гуманистической направленностью, что наиболее отчетливо проявляется в содержании правового положения подростков, в характере их режимных правоограничений, которые выражались в следующем:

1) лица, отбывавшие наказание в воспитательно-исправительных заведениях, содержались без охраны, а надзор за ними осуществлялся силами педагогического персонала; 2) они пользовались правом на свидание с родственниками и близкими без ограничения;

3) за хорошее поведение им мог быть предоставлен отпуск с выездом к месту жительства сроком до трех суток, не считая времени на дорогу;

4) к несовершеннолетним не применялись такие меры дисциплинарного воздействия, как помещение в карцер, лишение права на свидание с родственниками и близкими

22 июня 1909 года утверждается закон «Об условном досрочном освобождении». Понятие и содержание вновь вводимого в пенитенциарную практику стимула достаточно четко дается в записке Министра юстиции И. С. Щегловитова к проекту указанного закона: «В основу института условного досрочного освобождения положена мысль о возможности освобождения от наказания лишением свободы лица до истечения срока наказания, которое во время отбытия этой кары отличалось хорошим поведением и подавало надежду на исправление, под условием соблюдения закона на свободе и особо установленных правил поведения». В то же время закон преследовал цель разгрузить места заключения путем досрочного освобождения лиц, совершивших малозначительные преступления, не представляющие большой общественной опасности, отличающихся примерным поведением в период отбывания наказания. В тюрьмах и исправительных домах должны оставаться закоренелые и педагогически неисправимые преступники. В тюрьмах на момент принятия закона «Об условном досрочном освобождении» при наличии 120 тысяч мест содержалось более 180 тысяч арестантов.

Последним нормативным актом периода самодержавного правления, оставившим заметный след в истории тюремной системы, стала Общая тюремная инструкция, утвержденная 28 декабря 1915 года Министром юстиции, сенатором А. Хвостовым. Действия указанной инструкции распространялись на места заключения гражданского ведомства, а именно:

а) каторжные тюрьмы;

б) исправительные арестантские отделения;

в) тюрьмы прочих наименований (губернские и областные, уездные и окружные, следственные, срочные и пересыльные, Петроградскую (одиночную) тюрьму, Дом предварительного заключения, Петроградскую женскую тюрьму, Петроградскую временную тюрьму, Московскую исправительную тюрьму;

г) на полицейские, судебно-полицейские и соединенные аресты Привисленского края и все вообще арестные дома и помещения, в которых содержатся арестанты тюремного разряда.

Структурно инструкция включала отделы, разделы, главы и отделения. Отдел первый — «Управление местами заключения» — определял понятие личного состава мест заключения, права и обязанности служащих в местах лишения свободы, в том числе начальника места заключения, его помощников, лиц, состоящих при местах заключения, среди последних выделялись: православные священно- и церковнослужители и духовные лица других вероисповеданий; учителя, учительницы и библиотекари; врачи, фельдшеры, фельдшерицы и акушерки; техники, механики и инструкторы, мастера и мастерицы.

Особое место среди лиц, состоящих при местах заключения, занимали священнослужители, которые при исполнении своих обязанностей, за исключением отправления богослужения и треб, находились в подчинении Губернатора, губернского тюремного инспектора и начальника мест заключения. Тюремному священнику вменялось преподавание в мужской и женской тюремных школах Закона Божия, при возможности и отечествоведения и других предметов. На него возлагалась обязанность контроля за правильностью преподавания в этих школах и успеваемостью учащихся. При отсутствии штатного библиотекаря в этой роли выступал тюремный священник. Духовно-нравственное воспитание арестантов являлось первейшей обязанностью тюремного священника, который должен был как можно чаще посещать арестантские камеры, знакомиться с личностью арестантов, беседовать с ними, для их «увещевания и назидания, в целях духовно-нравственного их исправления». Он обязан был ежегодно, к 1 февраля, представлять отчет о своей деятельности в части духовно-нравственного и просветительного воздействия на заключенных.

Инструкция предписывала тюремной страже обходиться с арестантами справедливо и в то же время строго требовала от них соблюдения установленного порядка. При этом насильственные действия и употребление бранных слов ни при каких условиях не допускались. Свое служебное достоинство они должны поддерживать перед арестантами серьезным и добросовестным отношением к своему делу, трезвым, добропорядочным поведением и образом жизни.

В Отделе втором — «Внутренний тюремный распорядок» -детально регламентированы порядок приема и размещения арестантов в местах заключения и условия отбывания ими наказания, меры воздействия и порядок их применения. Согласно инструкции, места заключения преследуют цель не только наказания, но и исправления, искоренения дурных наклонностей помощников, лиц, состоящих при местах заключения, среди последних выделялись: православные священно- и церковнослужители и духовные лица других вероисповеданий; учителя, учительницы и библиотекари; врачи, фельдшеры, фельдшерицы и акушерки; техники, механики и инструкторы, мастера и мастерицы.

Особое место среди лиц, состоящих при местах заключения, занимали священнослужители, которые при исполнении своих обязанностей, за исключением отправления богослужения и треб, находились в подчинении Губернатора, губернского тюремного инспектора и начальника мест заключения. Тюремному священнику вменялось преподавание в мужской и женской тюремных школах Закона Божия, при возможности и отечествоведения и других предметов. На него возлагалась обязанность контроля за правильностью преподавания в этих школах и успеваемостью учащихся. При отсутствии штатного библиотекаря в этой роли выступал тюремный священник. Духовно-нравственное воспитание арестантов являлось первейшей обязанностью тюремного священника, который должен был как можно чаще посещать арестантские камеры, знакомиться с личностью арестантов, беседовать с ними, для их «увещевания и назидания, в целях духовно-нравственного их исправления». Он обязан был ежегодно, к 1 февраля, представлять отчет о своей деятельности в части духовно- нравственного и просветительного воздействия на заключенных.

Вывод:

Инструкция предписывала тюремной страже обходиться с арестантами справедливо и в то же время строго требовала от них соблюдения установленного порядка. При этом насильственные действия и употребление бранных слов ни при каких условиях не допускались. Свое служебное достоинство они должны поддерживать перед арестантами серьезным и добросовестным отношением к своему делу, трезвым, добропорядочным поведением и образом жизни.

В Отделе втором — «Внутренний тюремный распорядок» -детально регламентированы порядок приема и размещения арестантов в местах заключения и условия отбывания ими наказания, меры воздействия и порядок их применения. Согласно инструкции, места заключения преследуют цель не только наказания, но и исправления, искоренения дурных наклонностей и привычек у арестантов, подготовки их к трудовому и законопослушному образу жизни на свободе. Допускалось во время прогулок обучать арестантов военному строю.

Инструкция вменяет в обязанность тюремной администрации принятие необходимых мер для того, чтобы все арестанты, за исключением совершенно нетрудоспособных, были заняты доходными работами. Обязательному занятию работами по назначению тюремного начальства подлежали:

1) каторжные; 2) присужденные к отдаче в исправительные арестантские отделения (к исправительному дому); 3) ссыльно -поселенцы и бродяги; 4) удаляемые административным порядком (во время содержания их в тюрьме); 5) присужденные к заключению в тюрьме за кражу, мошенничество, присвоение или растрату чужого имущества, а также за прошение милостыни.

При организации духовно-нравственной и просветительной работы устанавливается правило, в соответствии с которым проводимые с арестантами различного рода беседы и чтения не должны были отвлекать их от работы; возбуждать чувственность и касаться событий текущей политической и общественной жизни. Периодические издания должны выдаваться для чтения арестантам не ранее года после их выхода в свет.

Положения Общей тюремной инструкции во многом остались не реализованными. Вместе с тем с падением самодержавия она продолжала, с некоторыми изъятиями, действовать в период Временноого правительства. Впоследствии многие ее нормы были использованы в нормативных актах формирующегося молодого Советского государства.

Заключение:

Самодержавной период в истории Российского государства завершился отречением императора Николая II от престола

Таким образом, в XIX веке карательная политика Российского государства являлась одним из важнейших инструментов, обеспечивающих развитие империи, разрешение общественно-политических противоречий, поддержание установленного правопорядка.

Наказание как средство реализации карательной политики имело ярко выраженный классовый характер.

Тюремную политику Российского государства и ее реализацию отличает дифференцированный подход к организации исполнения наказания в отношении различных категорий заключенных в зависимости от направленности их преступных посягательств.

Литература:

1. Юдин Е.Г., Олейник И.И. История уголовно-исполнительной системы России: Учебное пособие. Иваново, 2003.

2. Аладьина Л.С. История правоохранительных органов России: Учебное пособие. Владимир, 2002.

6. Соборное уложение 1649 г. // Чернявская Т.А. Законодательные памятники России до 1917 г. Н. Новгород, 1998.

7. Судебник 1550 г. // Чернявская Т.А. Законодательные памятники России до 1917 г. Н. Новгород, 1998.

8. Судебник 1497 г. // Чернявская Т.А. Законодательные памятники России до 1917 г. Н. Новгород, 1998.

10. Учебно-методическое пособие по дисциплине «История уголовно-исполнительной системы»:030505 №Правоохранительная деятельность»/ (сост. Е.А.Кусакина); ПССШ ФСИН России, цикл гуманитар. И СЭД. – Пермь: КМУ ФГОУ СПО Перм. Колледж ФСИН России, 2005.

Славинский Николай Васильевич

соискатель кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного аграрного университета

(тел. 89184833729)____________________________________________________________________

Создание Главного тюремного управления Министерства внутренних дел Российской империи

Аннотация:

В статье раскрываются предпосылки к учреждению в России Главного тюремного управления, которое стало высшей контролирующей и распорядительной инстанцией, осуществляющей непосредственное руководство подчиненными ему местными органами тюремного ведомства.

Ключевые слова: тюрьма; места лишения свободы; главное тюремное управление; арестанты; тюремная инспекция.

Keywords: prison; prison; main prison management, prisoner, the prison Inspectorate.

Щ последней четверти XIX в.

Щ большое влияние на тюремную политику правительства Российской империи оказало резкое обострение социальнополитической обстановки в государстве, вызванное как внутренними, так и внешними факторами. Это потребовало от властей скорейшего преобразова-ния и реформирования тюремной структуры, дальнейшей разработки законопроектов и ревизии местных тюремных инспекций, руководства их деятельностью. К одной из особенностей функционирования тюремной системы можно отнести отсутствие централизованного управления местами лишения свободы. В этой связи Л. Б. Смирнов отмечает, что «пенитенциарная система того периода была рассредоточена по восьми ведомствам» . А вот, по мнению М. К. Батчаевой, «до 1879 г. в России не было единого тюремного управления, его заменяли 15 ведомств, которым подчинялись тюрьмы. Например, у Сената была своя тюрьма в подвальном помещении. Местные тюрьмы были подчинены губернаторам» . В Министерстве внутренних дел управление местами заключения находилось в ведении 2-го отделения Департамента исполнительной полиции, к компетенции которого относилось: «устройство

тюрем в отношении к безопасности», «учреждение и содержание этапов и вообще отправление и препровождение ссыльных», «распределение неспособных к ссылке и в работы» и т. д.К управлению местами заключения были причастны и Главное управление путей сообщения и публичных зданий, ведавшее исправительными арестантскими ротами гражданского ведомства и даже Хозяйственный департамент МВД, ведавший «устройством смирительных и рабочих домов и о всех по ним распоряжениям» .

Одной из основных задач тюремной реформы в России было совершенствование системы управления местами заключения, повышение роли центрального органа тюремного ведомства в осуществлении контрольных функций, обеспечение единства пенитенциарной практики на всей территории государства. Департамент исполнительной полиции, ведавший до 1879 г. тюремными делами, и, сложившаяся на местах система тюремного управления, оказались не в состоянии решать задачи, которые правительство ставили перед местами заключения. В связи с тем, что управление тюрьмами было только частью функций Департамента исполнительной полиции, большого внимания проблемам тюремного заключения не уделялось. Изменение

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №3(25)

этой ситуации произошло 27 февраля 1879 г., когда было создано Главное тюремное управление (ГТУ) МВД , впоследствии переданное 13 декабря 1895 г. в структуру Министерства юстиции . На ГТУ возлагались административные и хозяйственные функции; вопросами упорядочения пенитенциарного законодательства оно не занима-лось. Позитивным моментом этой реорганизации стало укрепление системы централизации — ГТУ постепенно присоединило к себе центральные и местные органы тюремного управления. К 1912 г. среди структурных подразделений ГТУ, помимо таких, как Главная инспекция по пересылке арестантов, Отдел по личному составу распорядительной и строительной частей, Отдел арестантских работ и других, имелись и Отдел воспитательноисправительных заведений и Общества патроната .

Итак, Главное тюремное управление, по мнению его учредителей, должно было стать высшей контролирующей и распорядительной инстанцией, осуществляющей непосредственное руководство подчиненными ему местными органами тюремного ведомства. В сферу компетенции ГТУ были отнесены все места заключения гражданского ведомства, арестантская пересыльная часть, приюты для несовершеннолетних. Некоторое время вопросы ссылки и содержания политических арестантов по-прежнему оставались в ведении Департамента исполнительной полиции, но позднее и они были переданы в ГТУ

Со дня своего создания, ГТУ заняла особое место в структуре МВД, хотя формально оно являлось одним из множества других структурных подразделений министерства -Департамента исполнительной полиции, Департамента духовных дел иностранных исповеданий, Управления главного врачебного инспектора, Управления по делам воинской повинности и др. ГТУ было автономным и пользовалось известной самостоятельностью, поскольку «законом ему предоставлено было принимать собственною властью, не испрашивая особого разрешения министра внутренних дел, все вообще распорядительные меры, необходимые для действия существующих законов по тюремной части» . Такое обособленное положение сохранилось за ГТУ вплоть до крушения Российской Империи в 1917г.

Залогом успешной работы стало своевременное нормативно-правовое обеспечение ГТУ: 11 декабря 1879 г. был принят закон «Об основных положениях, имеющих быть

руководством при преобразовании тюремной части и при пересмотре Уложения о наказаниях» .

ГТУ состояло из начальника Управления, который назначался на должность Высочайшим указом правительствующему Сенату по представлению министра внутренних дел, его помощника, тюремных инспекторов и канцелярии. Начальник ГТУ обладал весьма обширными полномочиями: он заведовал всеми местами заключения гражданского ведомства, арестантской пересыльной частью, исправительными приютами . Кроме того, он отвечал за расход ассигнованных по сметам кредитов и осуществлял надзор за местными учреждениями тюремного ведомства без дополнительных санкций министра внутренних дел. Ему подчинялись на правах командира Корпуса все чины Конвойной стражи и лица, участвовавшие в ее управлении по части службы при арестантах гражданского ведомства . На Конвойную стражу возлагались следующие задачи: сопровождение арестантов, пересылаемых этапным порядком по территории Европейской России (за исключением Финляндии и Кавказа) и по главному ссыльному тракту в Сибири; сопровождение арестантов гражданского ведомства на внешние работы и в присутственные места; содействие тюремному начальству при производстве внезапных обысков и подавлении беспорядков в местах заключения; наружная охрана тюрем там, где это признано необходимым .

Помощник начальника ГТУ заведовал канцелярией Управления. В случае отсутствия или болезни начальника ГТУ, помощник занимал его место, а выполнения обязанностей помощника возлагались на одного из инспекторов. В свою очередь, инспектора в количестве шести человек осуществляли инспектирование мест заключения и ссылки. По указанию начальника ГТУ они собирали на местах необходимые сведения, производили ревизии местных учреждений тюремного ведомства и курировали их деятельность, а также принимали участие «в составлении предположений (проектов. — авт.) и работе по устройству тюремных учреждений». Канцелярия ГТУ вела все делопроизводство и состояла из пяти старших и пяти младших делопроизводителей, двух журналистов (они же заведовали архивом) и секретаря при Совете по тюремным делам. На содержание ГТУ отпускалось 61 тыс. рублей в год .

В тех случаях, когда возникал вопрос особой важности и нуждался в согласовании с другими

ведомствами, он вносился в Совет министра внутренних дел, в Совет по тюремным делам или представлялся для решения непосредственно министру. Начальник ГТУ, в силу занимаемой им должности, состоял одновременно членом Совета министра внутренних дел и Совета по тюремным делам. Оба этих органа по своей сути были совещательными. Совет по тюремным делам состоял из семи членов, не считая председателя. Члены Совета не получали денежного содержания и могли не состоять на государственной службе. Председатель Совета был вправе приглашать лиц со стороны для участия в заседании, если их мнение представляло интерес для членов Совета. Чаще всего это были ученые-тюрьмоведы, врачи и практики тюремного дела. Совет играл роль и экспертного органа, не имея при этом административных полномочий. Для предварительного обсуждения в Совет поступали проекты по совершенствованию тюремной системы, оптимизации пересылки арестантов, организации частных тюремных учреждений и обществ, улучшению нравственного исправления осужденных. Обращалось внимание и на предложения, связанные с повышением эффективности ведения тюремного хозяйства, порядка управления местами лишения свободы и отчетности. Совет рассматривал проекты общих смет доходов и расходов по тюремной части и годовые отчеты о деятельности ГТУ .

Совершенно новым институтом, не имеющим аналогов в зарубежной тюремной практике, было создание в структуре ГТУ Тюремной инспекции, на которую возлагались обязанности осуществления ревизий местных тюремных учреждений, руководство их деятельностью, а также разработка законодательных проектов. МВД главную функцию деятельности тюремных инспекторов отводило инспектированию мест заключения. 20 июня 1879 г. министром внутренних дел были утверждены «Временные правила для первоначального руководства тюремным инспекторам во время командировок с целью осмотра и ревизии учреждений, входящих в состав карательной системы». Этот нормативно-правовой акт определил общий порядок деятельности тюремных инспекторов, командируемых с целью осмотра мест заключения и ссылки. В обязанности тюремных инспекторов входили: сбор на местах, как в отдельных тюремных учреждениях гражданского ведомства, так и в Губернских правлениях и иных присутственных местах, имеющих отношение к тюремной части, различных сведений, необходимых для самого полного ознакомления с существующим положением

тюремных учреждений, а также для разработки различных законодательных административных мероприятий по работе мест заключения; проведение ревизий тюремного хозяйства, делопроизводства в канцеляриях мест заключения и ссылки, а также условий и порядка содержания в тюрьмах лиц, подвергнутых в той или иной форме лишению свободы . Как указывалось выше, в штате ГТУ состояли шесть инспекторов, из которых пять должностей были сразу замещены: действительный статский советник Щепкин, надворный советник Коковцов, коллежские асессоры Бахтеяров, Шуберт и Эверсман. В сентябре 1879 г. шестым инспектором был назначен профессор С.-Петербургской медикохирургической академии статский советник Доброславин, который стал заведовать «санитарной частью в местах заключения и разработкой необходимых по этому предмету мероприятий» .

В январе 1881 г. указом императора Александра II было утверждено Положение Комитета Министров, в соответствии с которым высшее заведование всей тюремной частью гражданского ведомства поручалось члену Государственного Совета статс-секретарю К. К. Гроту «с представлением ему в этом отношении лично и в виде временной меры: а) прав и обязанностей министра внутренних дел как по званию президента Попечительного о тюрьмах общества, так и по руководству Главным тюремным управлением и б) права участвовать, с правом голоса, в суждениях по тюремным делам в высших государственных учреждениях и заменять министра внутренних дел в правительствующем Сенате и в сношениях со всеми местными лицами по означенным делам» . Однако эта правительственная мера не оказала существенного влияния на деятельность ГТУ.

В ходе становления ГТУ в структуре канцелярии стали создаваться делопроизводства (отделы), которые курировали различные стороны тюремной сферы. В зависимости от необходимости начальник ГТУ самостоятельно определял их количество. Так,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №3(25)

в течение первого года функционирования ГТУ было образовано шесть делопроизводств:

Первое делопроизводство — по личному составу;

Второе делопроизводство — по строительным вопросам;

Третье делопроизводство — распорядительное;

Четвертое делопроизводство — хозяйственное;

Пятое делопроизводство — счетное;

Шестое делопроизводство — по пересылке арестантов.

Со временем количество делопроизводств увеличивалось и к 1917 г. в ГТУ насчитывалось 15 делопроизводств .

В соответствии с Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета от 21 марта 1890 г. «Об учреждении губернской тюремной инспекции» , для местного заведования тюремной частью гражданского ведомства в структуре губернских Правлений учреждались тюремные отделения, состоящие из губернского тюремного инспектора, его помощника, секретаря и делопроизводителей. Тюремный инспектор подчинялся губернатору по горизонтали и ГТУ — по вертикали, а в его прямые обязанности входило наблюдение за исполнением законов о благоустройстве в местах заключения гражданского ведомства, исправительных учреждениях и арестных домах. По своей должности он также являлся директором губернского тюремного комитета Общества попечительного о тюрьмах.

Таким образом, создание Главного тюремного управления явилось важным этапом в истории развития пенитенциарной системы Российской Империи. Впервые тюремные учреждения стали централизованным государственным институтом в лице ГТУ, которое несло бремя ответственности за состоянием дел в тюремной сфере как в центре, так и на местах.

Литература:

1. Смирнов Л. Б. Пенитенциарная система в

государственном механизме России // Криминальный вестник. 1999. 17 декабря.

2. Батчаева М. К. К проблеме взаимоотношения государства и благотворительного «Попечительного о тюрьмах общества» в России в XIX в. / Восприятие перемен вчера и сегодня: Тезисы участников V Краснодарского международного семинара по исторической науке в КГУ23-25 февраля 2007 г. Краснодар, 2007.

3. Свод законов Российской Империи. 1857. Т. 1.Ч. 2. Раздел V. Ст. 1205.

4. Свод законов Российской Империи. 1857. Т. XIV. Ст. 16.

5. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 2. Т. XIV. № 59360.

6. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 3. Т. XV. № 12272.

7. Бриллиантов А. В., Курганов С. И. Уголовноисполнительное право Российской Федерации. М., 2007.

8. Печников А. П. Тюремные учреждения российского государства (1649 — октябрь 1917 гг.): Историческая хроника. М., 2004.

10. Познышев С.В. Очеркитюрьмоведения. М., 1915.

11. Никитин В. Н. Тюрьма и ссылка. Историческое, законодательное, административное и бытовое положение заключенных, пересыльных, их детей и освобожденных из под стражи, со времен возникновения русской тюрьмы до наших дней. 1560-1880 г. СПб., 1880.

12. Внутренняя и конвойная стража России 1811-1917. Документы и материалы /Под общ. ред. В.Ф. Некрасова. М., 2002.

13. Детков М. Г. Наказание в царской России. Система его исполнения. М., 1994.

14. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 3. Т. Х. № 6655.

Система мест заключения в Российской Федерации состоит из Федеральных казенных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний России.

Места лишения свободы по региональному признаку подчинены соответствующим Территориальным органам уголовно-исполнительной системы (Управлениям ФСИН), которые включают в себя 11 Главных управлений Федеральной службы исполнения наказаний (ГУФСИН), 66 Управлений Федеральной службы исполнения наказаний и 2 Отдела Федеральной службы исполнения наказаний

На приведенной ниже карте отмечены места заключения на территории России. Вы можете выбрать интересующие Вас учреждение, найдя его на этой карте (при необходимости меняя масштаб карты) и кликнув на соответствующей отметке, после чего перейдя по появившейся ссылке. Также Вы можете посетить страницу нужного Вам учреждения с помощью левой навигационной панели, последовательно выбрав сначала федеральный округ, а затем и регион, в котором расположено искомое ФКУ.

Внимание! Данная карта носит исключительно иллюстративный характер, т.к. сервис Яндекс пока не умеет во всех случаях точно определять положение на карте. В более-менее крупных населенных пунктах, как правило, местоположение определяется верно, но в сельской местности и в удаленных районах возможны ошибки.

Добавить комментарий