Данный курсовой проект состоит из двух частей:
Раздел 1. Установление черты населенных пунктов;
Раздел 2. Образование землепользования несельскохозяйственного объекта.
Все работы по составлению курсового проекта выполняются на основании задания проектирования.
Для выполнения курсового проекта были предоставлены:
- — план землепользования сельскохозяйственного предприятия;
- — данные, характеризующие природно-климатические условия зоны размещения сельскохозяйственного предприятия, его территорию и экономику.
Установление черты сельских населенных пунктов
Общие положения
Черта сельского населенного пункта — это внешняя граница земель населенных пунктов, которая отделяет их от других категорий земель.
Установление поселковой черты производится с целью передачи этих земель в ведение сельских администраций и обеспечении им возможности осуществлять свои полномочия в области регулирования земельных отношений в пределах компетенции, определенной Земельным Кодексом РФ, законодательными актами, регулирующие земельными отношениями в РФ.
В состав земель сельских населенных пунктов включаются связанные между собой территориальные зоны по фактическому состоянию на момент проведения работ по установлению границ сельских населенных пунктов:
- — селитебная зона, где размещены жилая застройка (индивидуальная и общественная) с приусадебными наделами, участки культурно-бытовых и других общественных зданий (организаций и учреждений), зеленые насаждения и сооружения общественного пользования (парки, бульвары, скверы, стадионы и т.п.), внутри поселковые водоемы, общественные дворы, площади, улицы, проезды, прогоны, площадки для установки (стоянки) пассажирского автотранспорта и др.;
- — примыкающие к селитебной зоне или расположенные в непосредственной близости от нее и удобно связанные с ней вне усадебные земли колхозников, служащих и других граждан (дополнительные к приусадебным наделам);
- — производственная зона, где в согласованном распоряжением с селитебной зоны порядке размещены животноводческие постройки, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, кирпичные заводы и другие промышленные предприятия независимо от ведомственного назначения, машинно-тракторные дворы, гаражи, ремонтно-механические мастерские, различные склады, коммунально-бытовой сектор, площадки для установки (стоянки) пассажирского автотранспорта, а также сооружения железнодорожного, водного, воздушного транспорта;
- — производственная зона может включаться в черту частично или совсем не включаться;
- — санитарно-защитная зона, обеспечивающая необходимые санитарно-гигиенические, противопожарные и другие защитные разрывы между селитебной и производственной зонами;
- — имеющиеся внутри селитебной, производственной, санитарно-защитных зон сельскохозяйственные и другие угодья, которые в перспективе могут быть заняты под застройку, для расширения площади приусадебных земель, выполнять санитарно-защитные функции в соответствие с планировочной организацией территории поселений или отведены в пользование государственным организациям и предприятиям, кооперативам и отдельным гражданам для ведения личного подсобного или крестьянского хозяйства, индивидуального или коллективного садоводства, огородничества, а также для других сельскохозяйственных и иных целей, предусмотренных земельным законодательством;
- — резервные территории, необходимые для расширения конкретных сельских поселений на ближайшие 5 и более лет в соответствии с проектом планировки застройки другой градостроительной документации или с проектом землеустройства.
В состав земель сельских населенных пунктов включаются сельскохозяйственные и другие угодья, фактически использованные или предназначенные для использования по проекту землеустройства в целях огородничества, сенокошения и пастьбы скота, работников сельскохозяйственных предприятий и других граждан, проживающих в данных поселениях, независимо от того прилегают эти земли к населенным пунктам или расположены чересполостно. Эти участки номеруются.
Все земли, включенные в черту сельского населенного пункта, передаются в ведение сельской администрации. Включение земельных участков в состав сельских населенных пунктов и передача их в ведение сельских администраций не ведет прекращения права собственности, землепользования приусадебными землями колхозников, приусадебными землями и служебными наделами рабочих, служащих и других граждан. Эти земли, оставаясь во владении или пользовании граждан, подлежат изъятию из состава земель сельскохозяйственного предприятий, другого землепользователя, в состав земель в которых они входили. Включенные в состав земель сельских населенных пунктов, используемые хозяйством, сельскохозяйственные угодья изымаются у него по мере необходимости.
Без изъятия у прежних землепользователей в ведение сельской администрации передаются земельные участки, занятые под производственные и социальные объекты хозяйства (животноводческие фермы, склады, хранилища, мастерские, конторы), а также расположенные на территории поселений участки постороннего пользования.
В состав первого раздела входят:
- — подготовительные работы;
- — расчет площади земель, передаваемых в ведение местной администрации;
- — установление границ земель, передаваемых в ведение сельской администрации;
- — оформление проекта.
Подготовительные работы
Черта сельского населенного пункта устанавливается с проектами в соответствии внутрихозяйственного землеустройства, градостроительной документацией, расчетами по обоснованию резервных площадей с использованием материала вычисления площадей земельных угодий, инвентаризации земель и другой проектно-технической и учетной документации по поселению.
В процессе подготовительных работ изучаются все материалы по поселению: численности населения, количеству дворов (семей), площади имеющихся приусадебных земель, поголовью личного скота, перспективам их роста, а также данные по размерам приусадебных земельных участков, установленных местной администрацией на перспективу. Выявляются посторонние землепользования, расположенные в черте поселений, их площадь, сроки пользования земельными участками.
Завершаются подготовительные работы разработкой задания на проектирование.
Расчет площади земель, передаваемых в ведение сельской администрации
Площадь различных угодий в существующих границах сельского населенного пункта устанавливается по имеющимся данным учета земель на момент составления проекта.
Расчеты по обоснованию выделения дополнительных площадей для ведения личного приусадебного хозяйства производятся с учетом перспектив развития сельского населенного пункта(количества дворов, численности населения) и предельных норм наделов, установленных местной администрацией (табл.1;табл.2)
Таблица 1. Перспектива развития поселений в селе Осиповка
Перспектива развития поселений в селе Липовка
Таблица 2. Расчет площади земель для расширения личного подсобного хозяйства в селе Осиповка
Количество дворов на перспективу |
Размер ЛПХ, га |
Всего требуется, га |
Имеется, га |
Необходимо выделить дополнительно, га |
В том числе за счет, га |
0, 5 |
131,5 |
|
89,65 — пашни |
Расчет площади земель для расширения личного подсобного хозяйства в селе Липовка
Количество дворов на перспективу |
Размер ЛПХ, га |
Всего требуется, га |
Имеется, га |
Необходимо выделить дополнительно, га |
В том числе за счет, га |
0, 5 |
|
93,5 — многолетние насаждения |
Размер площади личного подсобного хозяйства в пределах даже одного сельскохозяйственного предприятия может устанавливаться администрацией различным (0,15-2,0 га) в зависимости от конкретных местных условий.
В данной курсовой работе размер личного подсобного хозяйства установлено для с. Липовка — 0,3 га, для с. Осиповка — 0,3 га.
Расчет площади для сенокошения и пастьбы личного скота жителей сельского поселения производится исходя из поголовья личного скота жителей на перспективу, нормального кормления животных и урожайности предоставляемых кормовых угодий.
Таблица 3. Расчет потребности в сенокосах и пастбищах в с. Осиповка
Показатели |
Ед. измерения |
Количество |
Количество скота |
гол. |
|
Требуется на 1 голову сена |
ц |
|
Требуется всего сена |
ц |
|
Урожайность сенокосов |
ц/га |
|
Требуется сенокосов |
га |
8,4 |
Требуется на 1 голову зеленого корма |
ц |
|
Требуется всего зеленого корма |
ц |
|
Урожайность пастбищ |
ц/га |
|
Требуется пастбищ |
га |
Расчет потребности сенокосов и пастбищ в с. Липовка
Показатели |
Ед. измерения |
Количество |
Количество скота |
гол. |
|
Требуется на 1 голову сена |
ц |
|
Требуется всего сена |
ц |
|
Урожайность сенокосов |
ц/га |
|
Требуется сенокосов |
га |
25,2 |
Требуется на 1 голову зеленого корма |
ц |
|
Требуется всего зеленого корма |
ц |
|
Урожайность пастбищ |
ц/га |
|
Требуется пастбищ |
га |
На основании выполненных в таблицах 2 и 3 расчетов устанавливают черту сельского населенного пункта и границы участков, предназначенных для использования жителями в целях сенокошения и пастьбы личного скота.
В селе Осиповка нет возможности удовлетворить потребность в сенокосах и пастбищах, для целей сенокошения и пастьбы личного скота могут выделяться пахотные земли, имея в виду их последующее залужение. Фактические площади угодий, предоставляемых для сенокошения и пастьбы личного скота, рассчитаны в (табл. 4), с учётом кадастровой оценки отдельных контуров сельскохозяйственных угодий. Причем произведение площадей фактически предоставляемых угодий на балл их оценки в балло -гектарах соответствует аналогичному расчётному показателю.
Экспликация земель, передаваемых в ведение сельской администрации, составлена по всем населенным пунктам реформируемого сельскохозяйственного предприятия с выделением площадей угодий, расположенных в черте сельского населенного пункта и за его пределами (табл.5).
Установление границ земель, передаваемых введение сельской администрации
Черта сельского населенного пункта нанесена на план землепользования. Ее следует совмещать с границами землепользования, существующими или проектируемыми твёрдыми линейными элементами (дорогами, канавами, тесными полосами и т.п.) и живыми урочищами местности, уточняя площади передаваемых угодий.
Таблица 4. Установление видов и площадь угодий, предоставляемых для сенокошения и пастьбы скота в с. Осиповка
№ п/п |
Виды угодий |
Всего угодий, предоставляемых для сенокошения и пастьбы скота |
||
, га |
Кадастровая оценка, Балл |
Всего балла-гектар |
||
Сенокосы |
8,44 |
|||
Пастбища |
||||
Итого |
248,4 |
|||
Пашня |
75,4 |
|||
Итого |
75,4 |
Установление видов и площадь угодий, предоставляемых для сенокошения и пастьбы скота в с. Липовка
№ п/п |
Виды угодий |
Всего угодий, предоставляемых для сенокошения и пастьбы скота |
||
, га |
Кадастровая оценка, Балл |
Всего балла-гектар |
||
Сенокосы |
25,2 |
|||
Пастбища |
||||
Итого |
745,2 |
|||
Пастбища |
753,6 |
|||
Итого |
753,6 |
При этом следует читывать, что:
- -дороги, проходящие по периметру сельского населенного пункта, в состав его земель не включаются;
- — если между дорогой, проходящей по периметру сельского населенного пункта, и жилой или производственной зонами имеются или проектируются защитные лесные насаждения, то они включатся в состав земель населенных пунктов;
- — если по периметру населенного пункта проходит улица с односторонней застройкой, поселковая черта устанавливается по внешней ее стороне;
- — в черту сельского населенного пункта следует включать ту часть примыкающих к нему лесных массивов, которая в соответствии с градостроительными нормативами предназначается как для общего пользования, так и в качестве лесных защитных насаждений;
- — если к землям населенных пунктов примыкают земельные участки, занятые производственными объектами хозяйства (животноводческими фермами, хранилищами, гаражами, мастерскими, токами, подсобными промыслами и т.п.) то это участки в поселковую черту могут не включаться;
- — если к сельскому населенному пункту примыкают водоёмы (озёра, реки, пруды и др.), то поселковая черта устанавливается по ближайшим к нему берегам водоемов.
Графическое оформление проекта
Плановой основой для составления проекта установления черты сельских населенных пунктов является план землепользования, проект внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственного предприятия.
Оформление проекта на плане началось с вычерчивания границ земель, передаваемых в ведение сельской администрации (черты сельского населенного пункта и границ земель, расположенных за ее пределами), не совпадающими с дорогами, лесными полосами, границами контуров угодий и т.д. Затем выполнялась окраска границ земель, передаваемых в ведение сельской администрации, в цвета:
- — земли, передаваемые в ведение сельской администрации в черте поселения, — синим;
- — земли, передаваемые в ведение сельской администрации, — зеленым;
- — земли, передаваемые в ведение сельской администрации в черте населенного пункта, но остающиеся в пользовании прежних землепользователей (посторонние землепользования), не окрашиваются.
- — земли промышленности, — желтым.
Таблица 5. Экспликация земель, передаваемых в ведение сельской администрации
Уточнив окончательные площади земельных угодий, подлежащих передаче в ведение сельской администрации, определяют площади земельных угодий, остающихся во владении или пользовании прежних землевладельцев или землепользователей (табл. 6).
Таблица 6. Расчет площадей оставшихся в пользование прежних землепользователей
Таблица 7. Перераспределение земель в связи с нехваткой имеющихся угодий на территории КСХП «Дружба»
№ п/п |
Перераспределение земли |
Площади |
Кадастровая оценка, балл |
Всего балл-гектар |
пастбища |
||||
преусадебные земли |
||||
Итого |
||||
пашни |
Таблица 8. Расчет площадей остающихся в пользовании прежних землепользователей
К городским поселениям в Российской Федерации согласно Градостроительному кодексу РФ относятся города и поселки (ст. 5).
На организацию местного самоуправления в городских поселениях оказывает влияние ряд факторов: численность жителей города, его размеры, наличие или отсутствие городских районов и др.
В зависимости от численности городские поселения подразделяются на:
1) сверхкрупные города (численность населения свыше 3 млн человек);
2) крупнейшие города (численность населения от 1 до 3 млн человек);
3) крупные города (численность населения от 250 тыс. до 1 млн человек);
4) большие города (численность населения от 100 до 250 тыс. человек);
5) средние города (численность населения от 50 до 100 тыс. человек);
6) малые города и поселки (численность населения до 50 тыс. человек).
При образовании районов в городе учитывается численность его населения, характер застройки, интересы рациональной организации управления городским хозяйством, социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
В соответствии с Конституцией РФ (устанавливающей в ст. 131, что местное самоуправление осуществляется в городских поселениях) Законом об общих принципах организации местного самоуправления возможны следующие варианты организации и осуществления местного самоуправления в городских поселениях.
1. Городское поселение может иметь статус муниципального образования. В этом случае оно имеет свою собственность, свой бюджет и выборные органы: представительный орган местного самоуправления (городская дума, городской совет или представительный орган с иным названием), выборные должностные лица местного самоуправления. Население городского поселения самостоятельно решает вопросы о разработке и принятии устава городского муниципального образования, об утверждении структуры органов местного самоуправления и др. По данным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации статус муниципального образования имеют 610 городов и 216 поселков городского типа.
Городское муниципальное образование, имеющее статус муниципального образования, может подразделяться на городские районы (иные административно-территориальные единицы).
Городской район — часть территории города, выделенная в целях рациональной организации управления городским хозяйством, улучшения обслуживания населения города и приближения органов местного самоуправления в городе к населению. Обычно районное деление имеют города с большой численностью населения.
Наличие в городском муниципальном образовании районного деления порождает проблему организации власти в городских районах. Возможны два варианта ее решения:
1) на территории городских районов создаются внутригородские муниципальные образования, имеющие свою собственность, свой бюджет, свои выборные органы.
2) если уставом города не предусмотрены внутригородские муниципальные образования в городских районах, в последних могут создаваться структурные подразделения городской администрации с передачей им в управление части объектов городской муниципальной собственности, выделением финансовых средств из городского бюджета. Порядок формирования таких структурных подразделений определяется уставом города.
2. Городские поселения могут не иметь статуса муниципального образования. В этом случае городское поселение входит в состав крупного муниципального образования (например, районного муниципального образования). У городского поселения отсутствует своя муниципальная собственность, свой бюджет, свои выборные органы городского самоуправления. Население данного городского поселения реализует право на самоуправление вместе с населением других поселений, входящих в состав данного муниципального образования.
Вместе с тем в городском поселении могут создаваться и действовать структурные подразделения органов местного самоуправления того муниципального образования, в состав которых входит городское поселение. Данным структурным подразделениям могут передаваться в управление объекты муниципальной собственности, выделяться средства из местного бюджета (смета расходов).
При этом следует иметь в виду, что население городского поселения может добиваться создания собственного муниципального образования в порядке, установленном законом субъекта РФ.
3. В городских поселениях, являющихся административно-территориальными образованиями, могут создаваться органы. государственной власти. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. До тех пор пока на федеральном уровне не будет урегулирован вопрос об установлении общих принципов организации системы органов государственной власти и об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти, субъект Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по указанному предмету совместного ведения, а также устанавливать свою систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя и теми общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, которые предусмотрены Конституцией РФ. Поэтому система органов государственной власти субъекта Федерации может включать в себя как высшие органы власти, так и территориальные органы, в том числе органы соответствующих административно-территориальных единиц, предусмотренных административно-территориальным устройством субъекта РФ.
4. В городских поселениях могут создаваться органы территориального общественного самоуправления.
В городских поселениях, являющихся муниципальными образованиями, органы территориального общественного самоуправления создаются на части территории городского поселения (дом, улица, квартал, микрорайон). В городских поселениях, которые не имеют статуса муниципального образования и входят в состав крупного муниципального образования (например, районного муниципального образования), органы территориального общественного самоуправления могут быть как внутригородскими, так и общегородскими.
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
К сельским поселениям относятся: села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы и др. Поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения и являющиеся объектами служебного назначения в соответствующей отрасли экономики (железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, полевые станы и т.п.), а также одиночные дома находятся в ведении муниципальных образований, с которыми указанные поселения связаны в административном, производственном или территориальном отношениях.
Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях обусловлены их финансово-экономической базой, уровнем социально-экономического развития в целом, численностью населения и другими факторами.
Градостроительный кодекс РФ в зависимости от численности населения подразделяет сельские поселения на:
1) крупные сельские поселения (численностью населения свыше 5 тыс. человек);
2) большие сельские поселения (численность населения от 1 до 5 тыс. человек);
3) средние сельские поселения (численность населения от 200 человек до 1 тыс. человек);
4) малые сельские поселения (численность населения менее 200 человек).
Конституция РФ (ст. 131) и Закон об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 12) гарантируют населению сельского поселения право на осуществление местного самоуправления независимо от его численности. При этом допускается возможность организации в нем местного самоуправления: а) со статусом самостоятельного муниципального образования; б) в составе сельского округа (сельсовета, волости), объединяющего несколько мелких населенных пунктов и являющегося самостоятельным муниципальным образованием или в составе единого районного муниципального образования.
Сельское поселение, имеющее статус муниципального образования, как правило, является крупным (большим) населенным пунктом с достаточной финансово-экономической базой, необходимой для самостоятельного решения вопросов местного значения. Сельское муниципальное образование (село, станица и т.д.) имеет свой бюджет, муниципальную собственность и выборные органы местного самоуправления.
Именно в сельских муниципальных образованиях может быть реализована предусмотренная ст. 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.
В соответствии с уставом муниципального образования собрание (сход) граждан осуществляет полномочия представительного органа, который не создается. Кворум для правомочности собрания (схода) граждан в этом случае устанавливает ст. 24 указанного Закона: собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
Сельское поселение, являющееся муниципальным образованием, может находиться в границах территории другого муниципального образования (сельского округа, района и др.). В этом случае предметы ведения муниципального образования, объекты муниципальной собственности и источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Федерации.
Сельское поселение может не являться муниципальным образованием. Его население в этом случае реализует свое право на самоуправление в составе муниципального образования, объединяющего несколько поселений. Таким муниципальным образованием может быть, например, сельский округ (волость, сельсовет), т.е. муниципальное образование, охватывающее несколько сельских населенных пунктов с прилегающими к ним землями, либо районное муниципальное образование, имеющее в своем составе несколько сельских поселений (сельских округов, волостей, сельсоветов), а также городские поселения. Так, муниципальные образования созданы в пяти волостях и 9006 сельских округах (сельсоветах).
В случае, когда сельское поселение не имеет статуса муниципального образования, оно лишено возможности формировать свой местный бюджет, обладать муниципальной собственностью, избирать свои органы местного самоуправления.
Муниципальное образование, в состав которого входит сельское поселение, выделяет из своего бюджета сельскому поселению финансовые средства (смета расходов). Оно может передать сельскому поселению в управление объекты муниципальной собственности и создавать в сельском поселении структурные подразделения своей администрации.
Исторически создание предпосылок для разделения поселений на городские и сельские связано с общественно-территориальным разделением труда, которое приводит, прежде всего, к отделению промышленного и торгового труда от труда земледельческого и, тем самым, к отделению города от деревни. Это обусловливает развитие двух основных типов поселений — городских (города) и сельских (села, деревни, хутора и др.).
Городские поселения — населенные пункты, выполняющие следующие народнохозяйственные функции (одну или несколько в различных сочетаниях): 1) промышленную; 2) транспортную; 3) организационно-хозяйственную, культурно-политическую и административную; 4) функции организации отдыха и лечения (курорты). Для определения городских поселений необходимо исходить из совокупности признаков: численности населения, его занятости, экономического и культурного значения населенного пункта — с учетом местных особенностей различных стран и районов.
К сельским поселениям можно отнести в основном небольшие населенные пункты, жители которых занимаются территориально рассредоточенными видами деятельности. Для сельских поселений существует великое множество названий. Если взять только Россию, то здесь — это села, деревни, выселки, хутора, станицы и т.д. В других странах применяются свои специфические названия (аулы, кишлаки и др.). И хотя названия отражают в некоторой степени функциональную специфику сельского поселения, говорить о научной типологии сельских поселений на этой основе вряд ли возможно. По преобладающим функциям в общественном разделении труда можно выделить два крупных типа сельских поселении: сельскохозяйственные и несельскохозяйственные. Выделяется также тип — агроиндустриальные поселки.
«Сельскохозяйственный» и «сельский несельскохозяйственный» населенные пункты — понятия, конкретизирующие производственную направленность поселений сельского типа. В первом случае это поселения, жители которых преимущественно заняты сельскохозяйственным трудом, во втором — населенные пункты, жители которых заняты вне сферы сельского хозяйства и участвуют в осуществлении иных территориально рассредоточенных функций (лесное хозяйство, обслуживание транспорта, эксплуатация рекреационных ресурсов и т.п.). Понятие «агроиндустриальный поселок» сочетает в себе черты двух предыдущих типов. Сам поселок формируется на основе развития в сельской местности промышленности, в первую очередь перерабатывающей сельскохозяйственное сырье.
Системное изучение города и деревни не может основываться лишь на одном критерии, так как каждый из них отражает только одну сторону понятий. Для всестороннего изучения городских и сельских поселений нужно привлекать систему критериев.
Приведем приблизительную схему критериев «города»» и «деревни»:
- численность населения и степень его стабильности; характер естественного и механического движения населения;
- характер и сложность отраслевой и профессиональной структуры общественного производства, степень развития промышленности, строительства, транспорта;
- уровень организации материально-пространственной среды, степень благоустройства поселения;
- уровень развития обслуживания (сферы услуг), т.е. организация всех форм социального потребления;
- социальные функции поселения (его роль в управлении обществом и народным хозяйством, функции по отношению к окружающим населенным пунктам);
- образ жизни населения;
- состояние сознания (специфические для данного населения нормы и ценности); характеризующая его дифференциация потребностей;
- отношение к населенному пункту как к городу или как к деревне.
В целях доведения классификации поселений на «города» и «деревни» до операционального уровня, помимо формулирования теоретических критериев, необходимы:
- система конкретных показателей, соответствующих каждому критерию;
- система «пороговых» значений показателей, характеризующих переход от «деревни» к «городу»;
- информация о количественных значениях этих показателей для совокупности изучаемых поселений.
Различия между городскими и сельскими поселениями в перспективе будут сокращаться, но пока они не исчезли, было бы целесообразно изменить основную типологию поселений (по критерию отношения их жителей к главным сферам общественного производства), приспособив ее к новым условиям — все большей урбанизации села и распространению несельскохозяйственных занятий в сельской местности. Все поселения можно разделить на городские (городского типа) и не городские; в составе первых выделить два класса: города и городские поселки, в составе вторых — также два класса: поселки (поселения несельскохозяйственного профиля) и села.