Гос регулирование предпринимательской деятельности в РФ

М О. АМОНОВ

Мехриддин Оромиддииович АМОНОВ — аспирант кафедры маркетинга СПбГУЭФ.

В 2009 г. окончил Ташкентский государственный экономический университет.

Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — государственное регулирование предпринимательства.

^ ^ ^

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В УСЛОВИЯХ РЫНКА*

Рыночная экономика влияет на все хозяйственные операции и экономические сферы. Влияние такого рода не ограничивается микроэкономическим уровнем, отражаясь также и на макроэкономическом уровне. Известно, что экономические пропорции и балансы происходят под влиянием рынка. Это связано с тем, что в первую очередь формируется рынок ресурсов и сырья, распределение и перераспределение которых происходят на основе влияния рыночных механизмов.

Рыночная экономика — это экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

Формой организации производства в современном мире является предприятие. От эффективности деятельности предприятий, инновационного обеспечения и финансового состояния зависит состояние всей экономики. Поэтому предприятие является основой сложной пирамиды экономики страны.

Предпринимательская деятельность — это процесс организации и соединения факторов производства (ресурсов) для создания материальных благ, услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя.

Все формы хозяйствования предприятия играют важную роль в экономике государства. Учет макроэкономических позиций предприятия создает основу для:

• увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта;

• возможности существования государства и выполнения им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов с предприятий;

• обеспечения обороноспособности государства;

• простого и расширенного воспроизводства;

• развития национальной науки и ускорения НТП;

• повышения материального благосостояния всех слоев населения страны;

• развития медицины, образования и культуры;

ГРНТИ 06.56.31 ©М.О. Амонов, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Г.Л. Багнееа.

• решения проблемы занятости;

• решения многих других социальных проблем .

Для обеспечения рыночных отношений необходимо регулирование со стороны государства. Только государство может обеспечить такой экономический механизм, поскольку «современный рынок не может функционировать в ситуации негосударственной экономики» .

Сущность и роль государственного регулирования экономики можно рассматривать в рамках двух научных направлений экономической науки XX в.: классического (продолжение неоклассического направления)и кейнсианского.

Самые известные и яркие представители классической политической экономии (зародилась в конце XVII — начале XVIII в.) шотландский ученый Адам Смит (1723-1790) и англичанин Давид Рикар-до (1772-1823) в эпоху промышленного переворота обосновали лозунг «экономической свободы» и высказывались за ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь.

А. Смит ограничивал роль государства функцией «ночного сторожа» — поддержания порядка, охраны и защиты частной собственности и конкуренции. Идея «естественной гармонии» (равновесия) устанавливается в экономике стихийно, при отсутствии внешнего (государственного) вмешательства и является оптимальным режимом функционирования рыночной экономической системы, которую А. Смит называл принципом «невидимой руки».

Неоклассики проводили исследования на микроуровне, изучая взаимосвязи потребителей и компаний в экономике. В странах с развитой рыночной экономикой неоклассики требовали ограничить деятельность государства по приватизации государственного имущества и регулирования экономики.

Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж. М. Кейнс . Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, принося прибыли предпринимателям. Кейнсианская модель государственного регулирования экономики показала свою эффективность в экономике США и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики почти всех развитых капиталистических стран.

Теория кейнсианства возникла как новое течение после периода Великой депрессии 1929-1933 гг. Однако первым среди экономистов, разработавших теорию о государственном вмешательстве в экономику и основы экономической политики, является Д. Рикардо .

В отличие от предшествующих и современных теорий, теория Кейнса не считала безработицу и кризисы перепроизводства случайными событиями, а утверждала, что эти события вызваны механизмом капиталистического рынка. Следовательно, он раскрыл роль государственного регулирования экономики. Кейнс первым из экономистов изложил неоспоримые и веские доводы в пользу государственного регулирования экономики, что привело к отмене догмы о вечной саморегулирующей функции рыночной экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A.A. Алексеев полагает, что рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств. Его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства.

Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и др.

В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессе рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

В вопросах управления экономикой государство располагает различными политическими, правовыми и социально-экономическими инструментами. Однако какой из инструментов является преобладающим, зависит, прежде всего, от социально-экономической ситуации, менталитета общества,

уровня жизни и других показателей. В первую очередь государство регулирует предпринимательство посредством законодательства. Государство не только разрабатывает законы, но и обеспечивает их практическое применение. Вмешательство государства в экономику отражается посредством текущей политики. Экономическая политика требует комплексности намеченных целей и инструментов их достижения. Вмешательство государства в экономику, посредственное или непосредственное влияние и управление для каждого государства зависят от выбора собственного пути экономического развития.

В связи с этим регулирование предпринимательства осуществляется двумя макроэкономическими путями (см. рис. 1).

Государственное регулирование предпринимательства

Регулирование посредством рыночного инструмента

Регулирование с участием государства

Рис. 1. Пути государственного регулирования

В современных условиях государственное регулирование предпринимательства непосредственно влияет на процессы воспроизводства в целом. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта и т. д.

Для развития предпринимательской деятельности, макроэкономической стабильности и реализации текущих моделей и процессов рыночная экономика нуждается в регулировании со стороны государства (см. рис. 2).

Вмешательство государства в рыночную экономику требует осторожности процесса регулирования. Здесь актуальную роль играет знание границ в использовании административных и экономических механизмов. К примеру, государство импортирует дорогие новые технологии — технология может привести к росту безработицы, к увеличению социальной проблемы.

Каждый процесс, связанный с рынком, требует глубокого понимания сути государственных мероприятий, проведения многих исследований и учета всех возможных результатов. Потому что для субъектов рыночных отношений, прежде всего для субъектов предпринимательской сферы, ошибка в этой отрасли может привести к тяжелейшим последствиям. А это, в свою очередь, создает дополнительные расходы, ведет к потере доверия и, как следствие, вредит формированию рынка и оттягивает данный процесс, что приводит к отрицательным эффектам экономического положения населения.

Рис. 2. Необходимость государственного регулирования предпринимательства

ЛИТЕРАТУРА

2. КейнсД.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: ЭКСМО, 2007. 153 с.

3. Кушлин В.II. Государственное регулирование рыночной экономики. 3-е изд., доп. и перераб. М.: РАГС. 2010.616 с.

4. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения М.: Эксмо, 2007. 960 с.

5. Сергеева II.B. Экономика организаций (предприятий). 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во. Проспект, 2005. 560 с.

Особенности государственного регулирования бизнеса

Замечание 1

Государственное регулирование предпринимательской деятельности заключается в воздействии государства на все структуры бизнеса с помощью нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования. В этом процессе государство осуществляет контроль соблюдения требований законов предпринимателями и использования мер стимулирования и ответственности при нарушении требований.

Основной целью регулирования предпринимательства, которое производит государство, является обеспечение условий, необходимых для бесперебойной работы внутренней экономики, достижение постоянного участия предпринимателей – резидентов государства в мировом разделении труда. Деятельность направлена на извлечение выгод, оптимальных для осуществления бизнеса.

Любая страна занимается формированием своих целей и задач в сфере регулирования бизнеса. Каждая из них при этом стремится достичь их реализации всеми доступными методами и средствами, складывающимися на основе экономической ситуации в определенном государстве. Задачи стран могут подвергаться изменениям под влиянием изменений на международных рынках. В этом случае механизм регулирования может оставаться неизменным, так как он отработан в зависимости от особенностей того или иного государства.

С помощью своих механизмов в сфере регулирования бизнеса страна может решать несколько задач:

  • разрабатываются новые законы, законодательный контроль, обеспечивающий правовую защиту для субъектов предпринимательства;
  • растет эффективность производства, контроля государства за его осуществлением, включая минимизацию затрат;
  • умеренно снижается прямое вмешательство в работу предприятий промышленности, минимизируется бюрократический контроль;
  • обеспечиваются необходимые условия развития добросовестной и свободной конкуренции, развивается торговля на внутреннем и на внешнем рынке;
  • проводится правильная и справедливая налоговая, процентная и финансовая политика, которая способствует бюджетному и товарному равновесию, происходит контроль выпуска денег;
  • обеспечивается развитие экономики в текущий момент и анализируются перспективы ее развития;
  • проводится продуманная инвестиционная политика, что способствует НТП;
  • способствует накоплению капитала в долговременном периоде, снижается темп инфляции;
  • контролируется соблюдение трудового законодательства, рабочая сила передвигается открыто, создаются службы занятости, происходит контроль найма рабочих со стороны частных лиц, устанавливается оптимальный и минимальный размер оплаты труда;
  • реализуются меры по росту общественного благосостояния, уменьшается дифференциации населения по уровню дохода.

В число правовых форм воздействия государства на экономику необходимо включить нормативно-правовые акты и акты ненормативного характера (акты индивидуального регулирования, которые относятся к конкретному объекту).

Замечание 2

Рассматривая тему «государственное регулирование предпринимательской деятельности», важно обратить внимание на то, что сегодня его важнейшее направление представлено выпуском продукции и его эффективностью. Все больше регулированию подвергается не спрос товаров и услуг, а их предложение.

Основные задачи государства в данной сфере заключаются в осуществлении следующей деятельности:

  • рост конкурентоспособности российского товара и услуг, развитие экспорта и выход государства на международные рынки;
  • формирование точек роста с целью развития российского производства, совершенствование самых приоритетных промышленных отраслей, формирование организаций для экспорта;
  • изменение структуры производства, развитие новых отраслей производства, поддержка развитых отраслей и существующих отраслей, направленное на следование международным требованиям и стандартам, ориентацию отраслей на международную конъюнктуру, учитывая международной специализации;
  • создание новых источников сырья с целью возможности долговременного обеспечения процесса производства, включая гарантированное обеспечение компаний сырьем и топливом;
  • разработка политических мер краткосрочного и долгосрочного характера, касающихся контроля конъюнктуры, регулирования спроса и внешнеэкономических связей;
  • контроль процесса концентрации в ведущих производственных отраслях и сфере услуг;
  • разработка структур крупнейших организаций, включая укрепление их связей;
  • осуществление патентной политики.

Важнейший инструмент финансового регулирования бизнеса заключается также в предоставлении для предпринимателей субсидий и прямых кредитов от государства. Они выдаются для модернизации и развития производственного аппарата предприятий. Такие средства используются в том случае, когда частное предпринимательство не обладает возможностью вести последующий производственный процесс или выводить производство из состояния финансового кризиса. Большое развитие получили программы льготного кредитования и субсидирования отраслей, которые требуются для развития общества (гарантия займов, меры, касающиеся сдерживания роста экспортных цен, протекционистская политика защиты от зарубежных конкурентов).

Государство также осуществляет регулирование процентных ставок, которые установлены при выдаче кредитов частным предпринимателям. Это определяет большую свободу для бизнеса в выборе способов финансирования. Кроме этого государство формирует общие принципы проведения внешнеэкономической деятельности.

Рассмотрим критерии, которые разграничивают виды государственного регулирования предпринимательства.

  1. Уровень регулирования. По причине разграничения компетенции РФ и ее субъектов государственное регулирование экономики производится в масштабах всей территории страны, включая ее регионы. Так, федеральные налоги, которые устанавливает НК, являются обязательными к уплате на всей территории страны. Региональные налоги необходимо уплачивать только в пределах территории соответствующего субъекта РФ.
  2. Отношения государства (его органов), хозяйствующих субъектов и форма собственности, на основе которой работают предприятия. В соответствии с этим признаком различают регулирование в государственном секторе экономики и общее правовое регулирование.

Разработка и утверждение федеральных целевых программ, подлежащих финансированию с помощью средств федерального бюджета и оформляемых как приложения к закону о федеральном бюджете на очередной год, осуществляет Правительство РФ.

Оно же осуществляет разработку и утверждение прогнозного плана приватизации, утверждая показатели экономической эффективности организаций государства. Правительство РФ вправе использовать меры, касающиеся реорганизации унитарных предприятий и их ликвидации.

  1. Способы воздействия на действия хозяйствующих субъектов (прямое и косвенное регулирование).

Прямое регулирование производится с помощью предъявления предпринимателям обязательных требований, включенных в законы (например, правила ведения бухгалтерского и налогового учета) и предъявляемых как предписания, иные индивидуальные решения, принятые в отношении конкретных предпринимателей.

Особенности косвенного регулирования состоят в том, что государство добивается необходимого поведения от предпринимателей не посредством прямого властного воздействия под страхом использования санкций к нарушителю предписаний, а с помощью экономических методов и стимулов. Косвенные методы включают поддержку предпринимателей, в том числе субъектов малого предпринимательства (льготы в области налогов, налоговый кредит, поддержка государства в форме субсидий, субвенций, льготные кредиты за счет бюджетов разных уровней, государственные гарантии предпринимателям, которые получили кредиты в банке за реализацию инвестиционных проектов, скидки по арендной плате и др.).

  1. Виды деятельности. При осуществлении государственного регулирования необходим учет специфики вида деятельности определенных производств (примером могут быть особенности сельскохозяйственного производства, которое подвержено воздействию стихии; научно-техническая деятельность, которая по причине наличия риска требует поддержку государства и др.).
  2. Способ формирования правовых связей государства и предпринимателей. В соответствии с данным критерием следует разграничивать воздействие в пределах конкретного правоотношения. Состав публичной правоспособности хозяйствующих субъектов представляет не только права, но и обязанности соблюдения предъявляемых государством к предпринимателю требований. До тех пор пока нет нарушения запретов и ограничений, не происходит возникновение конкретного правоотношения. Правонарушение представляет собой основание проявления относительного правоотношения, где происходит реализация охранительной нормы предпринимательского права. Нормы-требования регулятивного характера реализуются напрямую в рамках правоотношений. Так, при наличии у предприятия имущества в виде основных фондов, оно должно уплачивать налог на имущество. Предприятия – юридические лица вне зависимости от финансовых результатов своей работы должны предоставить в установленном порядке бухгалтерскую и налоговую отчетность. Реализация этих обязанностей происходит в рамках конкретных правоотношений, возникающих для предпринимателя автоматически. Это обусловлено тем, что есть соответствующие обстоятельства (осуществление предпринимательской деятельности, события отчетного периода, обуславливающие возникновение обязанностей предоставить отчетность в налоговую службу и др.).

Кроме общих средств регулирования (норм права) выделяют специальные средства и инструменты регулирования, включая требования, устанавливающие количественные измерители работы предпринимателя:

  • нормы и нормативы (минимальная сумма установленного капитала хозяйственного общества, норматив достаточного количества собственных средств у лицензиата, предельные нормативы вредных веществ в воде, в продукции сельского хозяйства нормы шума, вибрации и прочих вредных воздействий на здоровье людей в условиях производства);
  • лимит (выброс загрязняющих веществ и др.);
  • ставки (ставка налога, пошлины, учетная ставка ЦБ РФ);
  • коэффициенты, которые могут быть повышающими и понижающими и использоваться в ходе регулирования цен государство (тарифы);
  • квота в виде количественного ограничителя (экспорт или импорт некоторых видов продукции);
  • резерв (минимальная сумма резервов, созданных под риски кредитных компании и устанавливаемых ЦБ РФ, минимальная сумма формируемого резервного фонда АО);
  • ПДС — предельно допустимые суммы (на случай повышения цен, расчетов наличностью между предприятиями, другие количественные ограничители и требования).

Замечание 3

Государственное регулирование предпринимательства может производиться на разных уровнях, включая федеральный, региональный (уровень субъектов РФ) и местный (муниципальный) уровень.

В ходе регулирования процессов производства на федеральном уровне, включая рассмотрение существующих и перспективных потребностей предпринимателей необходимо принимать к учету интересы регионов и субъектов, обеспечивая их согласованность. Здесь важно сформировать единый комплекс для работы организаций, развитие единой кадровой и научно-технической политики, разработка законодательных и нормативных актов с целью регулирования работы региональных рынков, формирование корпоративных организаций по важным правовым и организационным аспектам.

Региональные органы определяют связь между верховным (федеральным) и местным уровнем в административно-конституционном регулировании предпринимательской деятельности. Региональное регулирование концентрируется на удовлетворении текущих потребностей общества, прогнозировании перспективных потребностей и нужд производства в общем, включая интересы местной власти и региона. В этом случае они не противоречат федеральным законам, стремясь согласовывать все сферы деятельности.

Важная функция региональных органов заключается в анализе потребностей и деятельности организаций, информации о работе рынка, выпуске продукции и закупках потребительских товаров, планировании оборота готовых изделий, развитии торговли и производства, формировании научных методических консалтинговых центров, оказании поддержки муниципальным органам в разработке новых технологий и совершенствовании интеллектуального потенциала регионов.

На первой, самой низкой, ступени вертикального регулирования располагаются органы местного (муниципального) управления, которые напрямую воздействуют на процесс предпринимательской деятельности, максимально учитывая возможности местных рынков.

На этом же уровне организуется система бесприбыльного обслуживания потребностей региона, всех процессов торговли для возможного обеспечения общества всей необходимой продукцией и услугами. Такие меры осуществляются на основе норм, которые не должны вступать в противоречие с нормами государства и субъектов РФ, но учитывают местные интересы.

Система государственного регулирования бизнеса включает субъектов и объекты регулирования, в том числе связь между ними, цели и методы регулирования, этапы процесса регулирования.

Первичный субъект регулирования представлен государством. Предпринимательство в целом не обладает единым универсальным механизмом саморегулирования, позволяющим ему успешно работать в любой области. В любой экономической системе регулирование экономики производит государство.

Замечание 4

Определяющее значение государства в ходе стимулирования и регулирования предпринимательства является традиционным для нашей страны. Она всегда активно вмешивается в работу предпринимателей и никогда не выступает как сторонний наблюдатель или арбитр.

В российском правоведении в систему первичных субъектов государственного регулирования справедливо включают РФ и ее субъектов. Система вторичных субъектов включает органы власти государства, исполнительные органы, правосудие и прокуратуру.

Объект регулирования представлен предпринимательскими отношениями, на которые происходит воздействие. Рассматривая этот элемент, необходимо обратиться к классификации предпринимательских отношений, учитывая типы самого предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое, консультативное) и его подтипы, понимая, что структура правоотношения объясняет, почему часто говорится о предпринимателе в качестве объекта воздействия государства, хотя это и не совсем корректно.

Цель регулирования представляет собой ожидаемое, желаемое состояние объекта, которое необходимо достичь под воздействием субъекта регулирования.

Замечание 5

В качестве общего и частного различают цели и задачи. Цель включает общую модель, будущее состояние, выражая ориентацию в работе субъекта регулирования. С помощью задачи происходит опосредование движения целей в более конкретных рамках. Задача представляет собой форму материализации целей, определенную ступень для их достижения.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Формы, функции и методы государственного регулирования предпринимательства

В число форм государственного регулирования включена установка и использование правовых норм, осуществление организационных действий (оперативно-организаторской работы).

Часто в этот перечень включают и государственный контроль, который представляет собой не только форму, сколько вид государственного регулирования. Использование мер государственного принуждения можно включить во вторую форму или выделить как самостоятельную форму.

Иногда формами государственного регулирования можно назвать планирование, регулирование и контроль. Но общее не может совпасть с частями и своими элементом. В теории управления планирование и прогнозирование, включая разработку оперативных и долгосрочных программ, обеспечение их различными ресурсами, входят в общие функции регулирования.

К сожалению, сегодня не существует единого понимания методов регулирования. Тем не менее, большая часть правоведов определила методы регулирования в качестве способов целенаправленного воздействия субъекта на объекты. Методы представлены многообразными проявлениями непосредственно практической работы субъектов регулирования. Они способны выражать способы, приемы формирования и проведения регулятивных функций.

В соответствии с существенными свойствами проявления методы классифицируются на:

  • методы организации и методы деятельности;
  • правовые и неправовые;
  • властные, экономические, воспитательные («просветительские»), организационные;
  • методы принуждения и убеждения;
  • методы прямого и косвенного воздействия;
  • научные, эмпирические, экспериментальные и случайные;
  • специальные и общие;
  • регулирование, общее руководство, непосредственно управление;
  • тактические и стратегические.

Посредством экономических методов обеспечивается материальная заинтересованность предпринимателей, которая побуждает их действовать в необходимом направлении и достигать инициативного решения поставленных задач без наличия специальных указаний и распоряжений от субъекта регулирования. Они дают возможность выбирать тип поведения, являясь косвенными по своему воздействию.

С помощью просветительских методов происходит активное воздействие на психику людей. Это осуществляется посредством идеологических и материальных средств для поднятия их с уровня «объекта» до уровня «субъекта», достижения действенного и социально ориентированного восприятия ими действительности. Методы формируют правосознание, повышают правовую культуру, включая знания правовых норм, умение использовать предоставленные правом возможности, в первую очередь, в предпринимательстве.

Властные методы заключаются в непосредственном воздействии с помощью прямых обязывающих предписаний, которые основаны на силе принуждения государства. Их невыполнение влечет к юридической ответственности, поэтому их часто называют административными, административно-директивными.

Сущность организационных методов заключается в упорядочении структуры самого регулирования, включая функции и компетенцию всех структурных подразделений, информационных каналов обратной и прямой связи.

Функциональная и структурная составляющая, в том числе связь между ними, представляют собой структуру элементов, которые обеспечивают государственное регулирование: нормативное, финансовое, организационное и технологическое. Реализация элемента нормативного обеспечения происходит с помощью установления правовых норм. В элементе финансового обеспечения происходит управление субъектами государственного регулирования финансовыми потоками (формируется бюджет, дотации и трансферты государства). Здесь же происходит контроль их использования. Организационное обеспечение связано с областью оперативно-организаторской работы и с функциями государственного регулирования. Технологическое обеспечение состоит в разработке и утверждении стандартов, контроле предпринимательской деятельности.

Государственное регулирующее воздействие заключается в определенной последовательности действий, которые составляют этапы процесса регулирования. Здесь важно разделить функции и этапы регулирования. Первые из них могут характеризовать состав регулирования. Они представляют собой самостоятельные и обособленные виды или направления деятельности субъектов, что определяет цель. Их можно разделить на общие и специальные. Общие объективно есть в любых процессах регулирующего воздействия. Они характерны для любого субъекта государственного регулирования и включают:

  • составление прогнозов и планов (оперативные и долгосрочные программы, обеспечение их соответствующими ресурсами);
  • организация, где происходит формирование структуры регулятивной системы, определяются функциональные взаимосвязи;
  • руководство, включая формирование нормативов и правил, их координацию;
  • оперативное распорядительство;
  • контроль.

С помощью специальных функций происходит отражение специфических особенностей субъекта. Примером может быть специальный вид надзора, методическое и техническое руководство, технический контроль. Помимо этого можно выделить вспомогательные функции. Они напрямую не выражают регулирование, а необходимы для обслуживания этого процесса в составе общих и специальных функций. Примером может быть делопроизводство. На практике реализация функций регулирования происходит с помощью методов и форм государственного регулирования.

Замечание 6

Стадии государственного регулирования включают определенные действия, которые объективно требуются для реализации любой функции, отдельные стадии процесса осуществления этих функций, которые характеризуют последовательность действий в составе единого целого.

Можно выделить несколько стадий:

  • осуществление сбора, анализа и обобщения информации (применение по назначению прямой и обратной связи субъектов и объектов регулирования);
  • подготовку, разработку и принятие решения, установку норм, правил и основных направлений работы (работу системы государственного регулирования, статус участников отношений, которые связаны с предпринимательством и его регулированием);
  • исполнение решений, заключающееся в реализации норм при осуществлении взаимодействия, взаимоотношений между субъектами и объектами государственного регулирования (оперативное регулирование текущих связей, коррекция решений, распорядительство и др.);
  • контроль исполнения решений (проверка работы объекта в зависимости от целей регулирования).

Технология процесса регулирования представляет собой сочетание перечисленных стадий, которые последовательно сменяют друг друга в определенном порядке. В то же время каждый из этих этапов также включает набор последовательных связанных действий, которые в составе отдельных форм могут приобретать определенную специфику.

Особенности форм государственного регулирования

Как было отмечено выше, государственное регулирование бизнеса способно объединять прямые (административные) и косвенные (экономические) формы. В число форм прямого государственного регулирования необходимо включить государственную регистрацию, обязательства по уплате налогов и неналоговых платежей и их выполнение; получение лицензий, нормы природопользования, санитарии и гигиены и их соблюдение; ведение бухгалтерского учета, стандарты, сертификацию товаров и услуг, единство измерений, обеспечение качества и безопасности готовых изделий; соблюдение законов, касающихся защиты потребительских прав и др.

Что касается косвенных форм регулирования, то для них характерно предоставление льготного кредита, дотаций, субсидий, использование льготного режима налогообложения и др.

Определение 1

Налоги представляют собой взносы в виде обязательных безвозмездных платежей. Их установление производится законодательством. Для налогов предусмотрены определенные размеры и уплата в определенный срок.

Зачисление налогов осуществляется в бюджет определенного уровня, что отличает их от различных сборов, которые, хоть тоже зачисляются в бюджет, но должны применяться лишь в тех целях, ради которых происходило их взимание.

Определение 2

Дотации представляют собой суммы денег, которые государственный бюджет выделяет для преодоления отраслевых кризисов. Дотации могут быть предоставлены организациям, готовые изделия которых обладают социальным, народнохозяйственным или оборонным значением, а издержки по их выпуску делают производство нерентабельным.

С помощью дотаций государство может поддерживать относительно низкую цену на некоторые виды продукции.

За годы реформ страна предпринимала усилия для становления, поддержки и развития малого предпринимательства. В этой сфере основные составляющие государственного регулирования включают:

  • инфраструктуру поддержки и развития малого бизнеса;
  • льготные условия использования государственных ресурсов, включая финансовые, материально-технические и информационные, научно-технических разработок и технологий;
  • учреждение порядка регистрации для субъектов малого бизнеса, выдачу лицензий на их деятельности, сертификацию их товаров, предоставление статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержку внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса, включая содействие развитию их связей с зарубежными странами в разных сферах;
  • организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала для малого предпринимательства.

Важная мера государственной поддержки представляет собой государственные гарантии выпуска и сбыта. Правительство нашей страны и органы исполнительной власти ее субъектов резервируют определенную долю заказов по выпуску некоторых видов продукции, товаров и услуг. Они предназначаются для государственных нужд, размещаются среди субъектов малого бизнеса.

По причине своих малых возможностей субъектам бизнеса необходима тесная взаимосвязь и взаимодействие с подобными компаниями. В этом случае неоценимой является поддержка государства.

Замечание 7

Органы власти должны помогать организовывать союзы (ассоциации) субъектов малого бизнеса, которые создаются в установленном порядке в качестве общественных объединений для обеспечения самых благоприятных условий для развития малого бизнеса, включая защиту добросовестной конкуренции и его интересов в органах государственной власти.

Существует несколько видов прямого контроля государства:

  • размещение и строительство организаций;
  • контроль бизнеса, который основан на финансовом участии и финансовой помощи;
  • экологический контроль бизнеса;
  • санитарный контроль;
  • пожарный контроль, который устанавливается специальными органами МВД;
  • контроль качества товаров, пищевых продуктов и медикаментов;
  • контроль выдачи лицензий;
  • социальное и трудовое законодательство;
  • контроль деятельности монополий;
  • контроль цен.

В целом государственный прямой контроль бизнеса является обширным и оправданным. Это обусловлено тем, что он способен затрагивать жизненно важные интересы общества. В этой области открыто большое поле деятельности для юристов и экономистов. Тем не менее, централизованное государственное управление и регулирование предпринимательской деятельности зачастую противоречит процессам саморегулирования рынка и показывает неэффективность. Любая современная социально-экономическая система, в основе которой лежит самостоятельное формирование бизнес-процессов, постепенно может разрушать иерархию структуры государственного контроля. Это происходит, если он не учитывает и не касается интересов предпринимательских структур.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это управленческая деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений.

Государство в лице компетентных органов осуществляет экономическую функцию, что выражается в следующих направлениях: обеспечение госуд. и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; формирование госуд. бюджета; защита окружающей среды и пользование природными ресурсами; обеспечение занятости населения; обеспечение безопасности и обороны; реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение зашиты от монополизма; соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать в зависимости:

1. От степени воздействия государства на те или иные общественные отношения в различных отраслях национальной экономики –

· максимальный (использование всех или большинства средств госуд. регулирования),

· средний

· минимальный (в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью) уровни (режимы) гос. регулирования экномики,

2. В зависимости от методов – прямое, косвенное регулирование,

3. В зависимости от территории – регулирование на федеральном, региональном и местном уровне.

Можно выделить основные направления государственно-правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности. Это, например: антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности; использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, квоты, система заказов); государственное регулирование цен; государственный контроль за предпринимательской деятельностью; государственное регулирование международных экономических отношений.

Два основных метода гос. регулирования – административный (прямой) и товарно – денежный (экономический или косвенный). К административным можно отнести, например, госуд. заказы и контракты на поставку определенных видов продуктов, определение стратегических целей развития экономики, их выражение в планах, госуд. регистрация субъектов предприним. деят-ти; к косвенным – налогообложение, налоговые льготы, кредитные льготы, платежи за ресурсы.

В механизме государственного регулирования предпринимательской деятельности важное место принадлежит государственному контролю как одному из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется также с применением норм ФЗ «О техническом регулировании». К категории обязательных требований «О техническом регулировании» относит только требования к безопасности продукции, которые являются объектом контроля со стороны государства.

Основные средства регул-ия – правовые (юрид. нормы, НПА, правоотношения, правосознание, акты реализации права и др.) и неправовые (политические, экономические и организационно – технические). Политические, организац-технич. средства – деньги, кредиты и финансы, цены и тарифы – они не могут существовать вне правового регулирования. Экономическими средствами являются – денежное обращение, эмиссия ценных государственных бумаг, инвестиции, субсидии и др.

Государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития РФ.

ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

Стратегическое планирование — деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности РФ.

— целеполагание — определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ;

— прогнозирование — деятельность участников стратегического планирования по разработке научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности РФ, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

— планирование — деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации основных направлений деятельности Правительства РФ, планов деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных планов в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ;

— программирование — деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации государственных и муниципальных программ, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания.

Документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований.

Например, на федеральном уровне в рамках целеполагания разрабатываются такие документы:

· ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

· стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;

· стратегия национальной безопасности Российской Федерации;

в рамках прогнозирования:

· прогноз научно-технологического развития Российской Федерации;

· прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный и среднесрочный период;

· бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период;

документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования:

· основные направления деятельности Правительства РФ;

· государственные программы Российской Федерации;

· государственная программа вооружения;

· схемы территориального планирования Российской Федерации;

· планы деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Участниками стратегического планирования на федеральном уровне являются:

1) Президент РФ;

2) Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума);

3) Правительство РФ;

4) Совет Безопасности РФ;

5) Счетная палата РФ;

6) Центральный банк РФ;

7) ФОИВ;

8) иные органы и организации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, указанными в ст. 2 Закона (см. ст. 9).

Государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ — система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития РФ, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития РФ используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Правительство РФ обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Данные прогнозы социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития РФ подлежат опубликованию. Правительство РФ и ЦБ РФ обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния экономики РФ и публикуют информационно-статистические данные о социально-экономическом положении РФ.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом РФ, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

УДК 332.05

М. А. Эдаси, Е. О. Вдовенко*

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрены основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности. Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой происходит переоценка функций и роли государства, направленная на синтез нового типа государственного регулирования, основанного на преобладании косвенных путей вмешательства государства в экономику и на более тесном, органическом переплетении государственных и частных интересов в экономике. В современных условиях происходит усиление государственного регулирования во многих сферах и содействие развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственное регулирование, субъект предпринимательской деятельности, регулирование предпринимательской деятельности

На современном этапе развития национальной экономики предпринимательская деятельность регулируется предпринимательским правом. Предпринимательство в России, как крупное, так и мелкое, сталкивается со значительными трудностями и со значительными рисками. Государство должно заботиться об обеспечении товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией.

Необходимым аспектом деятельности государства должно стать сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики; содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживанию инфляции экономическим путем, снятию ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности.

Государственное регулирование

предпринимательской деятельности направлено на обеспечение соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда, а также поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

Предпринимательская деятельность — это специфическая система хозяйствования, главным субъектом которой является сам предприниматель, как носитель особых прав и обязанностей. Субъект предпринимательства в процессе своей деятельности стремится к максимально рациональному соединению материальных и человеческих ресурсов (интеллектуальных, трудовых и пр.), организует процесс производства, планирует и координирует его с учетом предпринимательского риска, ответственности и ожидаемой прибыли.

Современное российское предпринимательство развивается в условиях формирующегося в России

свободного рынка товаров, работ и услуг, а также бурных технических, научных, информационных преобразований в различных отраслях экономики .

Для понимания природы предпринимательства многое сделали Людвиг фон Мизес, Фридрих Август фон Хайек и другие представители австрийской школы экономистов. Они рассматривали предпринимательство в качестве одного из основных ресурсов экономики наряду с природными факторами: землёй, трудом, капиталом, информацией и временем.

Важнейшей функцией государственного регулирования предпринимательской деятельности является прогнозирование экономической ситуации в стране. Прогноз носит подзаконный характер, не обеспечивается финансированием; планирование (план-закон принимается законодательным органом и имеет высшую юридическую силу, обязательное исполнение, ответственность за неисполнение); нормативное регулирование; методическое руководство; подбор и расстановка кадров; материально-техническое обеспечение;

финансирование; информационное обеспечение; оперативное управление собственностью; учет и контроль .

В настоящее время административное регулирование предпринимательской деятельности проводится государством в трех направлениях использования административных инструментов. Первое направление связано с созданием предприятия Его регистрация, лицензирование, аттестация, аккредитация. Второе направление связано с организацией доступа на рынок продукции предприятий (подтверждение соответствия, в формах декларирования и сертификации). И, наконец, третье направление административного регулирования — это контроль над оборотом продукции на рынке.

Помимо указанных направлений

государственного регулирования

предпринимательской деятельности, существуют и

иные направления, и формы государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов: обеспечение качества товаров (работ, услуг), охрана окружающей среды, выполнение правил санитарно-гигиенической, противопожарной и иной безопасности.

С точки зрения содержания государственного регулирования предпринимательской деятельности, охватываются регулирование конкретной

организационной и хозяйственной ситуации, антимонопольное регулирование, налоговое регулирование, бюджетное регулирование и правовой режим оказания материальной и организационной поддержки хозяйствующим субъектам и потребителям. Все остальные организационные формы государственного регулирования

предпринимательской деятельности носят

избирательный характер — создание и организация деятельности специальных хозяйствующих и управленческих субъектов.

На наш взгляд, центр тяжести в регулировании предпринимательской деятельности в современных условиях развития общества переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Процесс формирования системы управления промышленным комплексом напрямую связан с наличием интересов, либо противоречий различных групп на различных уровнях управления, что предполагает их сосуществование, поиск устойчивого компромисса различных интересов.

Итак, рассматривая проблему устранения противоречий в интересах, присущих государству, предпринимательству, нами ранее было выявлено, что для успешного функционирования и развития бизнеса государство способствует созданию цивилизованной конкурентной среды.

Вместе с тем, промышленные предприятия, бизнес сообщество, независимо от форм собственности, встроены в систему государственной власти, которая видит в их деятельности поддержку политического режима, источник налоговых поступлений, гаранта социальной стабильности; собственники предприятий решают проблемы поиска рынков сбыта, минимизации издержек, уплаты налогов, конкуренции на рынке. Однако, в связи с наличием своих интересов, для предпринимателей свойственно уклоняться от выполнения социальных обязательств.

Эффективное развитие бизнеса должно быть тесным образом увязано взаимными интересами: органов государственной власти по воссозданию и расширению внутреннего рынка, цивилизованными рыночными отношениями, социально-

экологическими интересами и интересами собственников. Иными словами, необходим процесс синтеза противоположных интересов, а именно: бизнеса, государства, общества. Направленную на сосуществование в единой эффективной рыночной системе с развитой институциональной инфраструктурой, которая должна включать не только механизмы соблюдения договорных

отношений, защиту прав частной собственности, в том числе и политику в области конкуренции, институт банкротства, и механизмы регулирования воспроизводства промышленного капитала, социально-экономического развития, стимулы инвестирования в предпринимательскую

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

деятельность и многое другое.

Таким образом, осуществляется структурная перестройка, либо модернизация, либо инновационное развитие производства,

предпринимательства. В этом случае предполагается создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей, повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств, поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов, укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства.

Необходимо отметить, что государственное регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент при этом переносится с регулирования спроса на регулирование предложения.

Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования

предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

Кроме того, в процессе исследования, нами было выявлено, что на современном этапе развития общественных отношений в условиях перехода к информационным технологиям имеют место глубокие преобразования в мировом масштабе в различных секторах экономики. Вместе с тем, в сфере промышленного производства требуются

значительные объемы капиталовложений, техники и человеческих ресурсов.

Уровень и структура общественного капитала влияют на способность стран к созданию крупных высокотехнологичных корпораций, поэтому неслучайно, что США, Германия, Япония, Китай, где приоритетны общенациональные ценности, лидирую в области новейших технологических разработок и их внедрения в промышленность.

В Европейских странах, например, Франции, Италии, где имеет место высокий удельный вес мелких и средних фирм, уровень научных разработок значительно ниже. Крупные предприятия возникают и процветают, как правило, при поддержке, государства, что подтверждается тенденциями последних лет в развитии промышленного сектора экономики.

Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по

административному надзору и нормативному регулированию производства. На современном этапе развития нормативное регулирование

распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции).

С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

Важным инструментом финансового

регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести, то или иное звено национального производства из полосы затруднений.

Кроме того, все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей,

гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.

При выборе средств государственно-правового воздействия на рыночные отношения имеет значение экономическая среда (внешняя и внутренняя), в которой действует хозяйствующий субъект. Государственно-правовому регулированию в большей степени подвержены факторы внешней экономической среды следующих категорий: характер рыночных отношений, характер правовых связей между хозяйствующими субъектами, общесоциальные факторы, общеэкономические условия, общеполитические факторы.

Контроль и последующее государственное регулирование предпринимательской сферы осуществляется либо на прямой основе, либо косвенно. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль проявляется иногда как весьма эффективное средство. К нему относятся: система льгот и налогов, ценовая политика, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки, влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение.

К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией продукции.

Прямое регулирование осуществляется путем предъявления предпринимателям обязательных требований. Такие требования содержатся в законах. Так, например, требование ведения бухгалтерского и налогового учета. Кроме того, требования могут предъявляться в виде предписаний, иных решений, адресованных конкретным предпринимателям.

Суть косвенного регулирования заключается в том, что государственное воздействие осуществляется через интересы. Соответствующего поведения от предпринимателей государство добивается не прямым воздействием государственных инструментов управления, когда применимы санкции к нарушителям предписаний, а экономическими методами, либо стимулами.

Косвенными методами являются различные формы поддержки предпринимателей, включая субъектов малого предпринимательства (налоговые льготы, налоговые кредиты, государственная помощь в виде субсидий, субвенций, предоставление кредитов на льготных условиях за счет бюджетов различных уровней, государственных гарантий лицам, получающим кредиты в банках для реализации инвестиционных проектов,

предоставление скидок по арендной плате лицам, в предпринимательской деятельности которых государство, регион, муниципальное образование заинтересованы, и проч.).

На практике и в теории, характер отношений между государством и субъектом

предпринимательской деятельности представляется как партнерство. На самом же деле это не так, где государство выступает в качестве политической и властной структуры, его «партнеры» вынуждены следовать воле государства, где последнее выступает в качестве субъекта предпринимательской деятельности, — идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство и субъект предпринимательской деятельности зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общенациональных задач.

Российское законодательство закрепляет и гарантирует все формы собственности и их равенство.Принципы государственного управления: народовластие, подзаконный характер действия (на основе закона), распорядительный характер (исполнительная власть — материальные ресурсы), юридически властный характер, разделение властей, федерализм (центр — регион).

Следует отметить, что на современном этапе развития рыночных отношений в государстве отсутствует взаимосвязь между экономическими и административными методами управления.

Кроме того, названные методы не реализуются, без правовой формы, так как государственное регулирование экономической деятельности хозяйствующих субъектов носит подзаконный характер. Суть общего государственного регулирования заключается в том, что для всех хозяйствующих субъектов устанавливаются единые правила поведения на рынке, соблюдение которых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проверяется компетентными государственными органами.

Специфика вида деятельности учитывается в процессе государственного регулирования, например, особенности сельскохозяйственного производства, подверженного влиянию стихийных явлений природы, научно-технической деятельности, которая в силу особо рискового характера (риск получения отрицательного научного результата, сложности во внедрении научно-технических результатов) нуждается в государственной поддержке. Предприниматель обязан представлять в установленном порядке бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Указанные обязанности реализуются в рамках конкретного правоотношения, которое возникает для предпринимателя «автоматически», поскольку есть соответствующие обстоятельства — юридические факты (ведение предпринимательской деятельности, наступление события — отчетного периода — для

возникновения обязанности представить

бухгалтерскую, налоговую отчетность).

В государственном законодательстве

указываются только общие ориентиры развития, а предприниматели вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны. Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловливается следующими

обстоятельствами: предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности; борьбой с криминализацией предпринимательских отношений; предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений; контролем над использованием общенациональных ресурсов; социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.

Эдаси Марина Альбертовна, магистрант кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Вдовенко Евгений Олегович соискатель кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

4. Вдовенко З.В. Формирование системы эффективного управления предприятиями химического комплекса региона в рыночных условиях; дисс. на соискание ученой степени доктора эк. наук: 08.00.05/ Вдовенко Зинаида Владимировна. — М, 2005. — 466 с.

7. Searching for the invisible man, The Economist, The Economist Newspaper Limited. 11.3.2006. С. 67.

EdasiMarina Albertovna, Vdovenko Evgeniy Olegovich*

D. Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia, Moscow. Russia *e-mail: kafekonom@muctr.ru

THE GOVERNMENT AS A BUSINESS REGULATOR

Добавить комментарий