Государства обладают международной правосубъектностью

Государства являются основными субъектами МП. Международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.

Суверенитет — это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты.

Международно-правовой аспект суверенитета означает, что МП рассматривает в качестве субъекта МП и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными липами государства, считаются совершенными от имени этого государства.

Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.

Основу международно-правового статуса государства составляют права (право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях) и международно-правовые обязанности государств (уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов МП). В Декларации о принципах международного права говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы МП (невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение принятых обязательств, разрешение международных споров мирными средствами и др.).

Из суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его на то согласия.

Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное МП подтверждает и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.

С принятием Устава ООН право нации на самоопределение окончательно завершило свое юридическое оформление в качестве основного принципа МП. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам (14 декабря 1960 г.) конкретизировала и развила содержание этого принципа. Наиболее полно его содержание было сформулировано в Декларации о принципах международного права, где говорится: «все пароды имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава».

В современном МП имеются нормы, подтверждающие правосубъектность борющихся наций. Нации, борющиеся за создание независимого государства, находятся под защитой МП; они объективно могут применять меры принуждения в отношении тех сил, которые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Но применение принуждения — не единственное и, в принципе, не главное проявление международной правосубъектности наций. Субъектом МП может быть признана только та нация, которая имеет свою политическую организацию, самостоятельно осуществляющую квазигосударственные функции. Иначе говоря, нация должна иметь догосударственную форму организации: народный фронт, зачатки органов власти и управления, население на контролируемой территории и т.д.

Необходимо учитывать, что международной правосубъектностью в собственном значении этого слова могут обладать (и обладают) не все, а лишь ограниченное число наций. Речь идет о нациях, не оформленных в государства, но стремящихся к их созданию в соответствии с МП.

Таким образом, практически любая нация потенциально может стать субъектом правоотношений самоопределения. Однако право народов на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с колониализмом и его последствиями, и как норма антиколониальной направленности она свою задачу выполнила. В настоящее время особое значение приобретает другой аспект права наций на самоопределение. Сегодня речь идет о развитии нации, уже свободно определившей свой политический статус. В нынешних условиях принцип права наций на самоопределение должен гармонизироваться, согласовываться с другими принципами МП и в частности с принципом уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств. Иными словами, нужно говорить уже не о праве всех наций на международную правосубъектность, а о праве нации, получившей свою государственность, развиваться без вмешательства извне.

Борющаяся нация вступает в правоотношения с государством, контролирующим эту территорию, другими государствами и нациями, международными организациями. Участвуя в конкретных международных правоотношениях, она приобретает дополнительные права и защиту.

Различают права, которыми уже обладает нация (они вытекают из национального суверенитета), и права, за обладание которыми она борется (вытекают из государственного суверенитета).

Правосубъектность борющейся нации включает в себя комплекс следующих основных прав: право на самостоятельное волеизъявление; право па международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов МП; право на участие в международных организациях и конференциях; право участвовать в создании норм МП и самостоятельно выполнять принятые на себя международные обязательства.

Таким образом, суверенитет борющейся нации характеризуется тем, что он не зависит от признания ее субъектом МП со стороны других государств; права борющейся нации охраняются МП; нация от своего имени вправе применять принудительные меры против нарушителей ее суверенитета.

Международная правосубъектность — это способность иметь международные права и обязанности, а также защищать свои права путем заявления международных претензий. Необходимо заметить, что содержание понятия «международная правосубъектность» в нормах международного права не раскрывается; существуют лишь теоретические конструкции, характеризующие юридическую природу, основания и пределы международной правосубъектности.

Сам термин «международная правосубъектность» присущ не только научной терминологии, но и многим международно-правовым актам. В качестве примеров можно привести положение Декларации о принципах международного права о том, что «каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств», норму ст. 176 Конвенции ООН по морскому праву, согласно которой Орган по морскому дну «обладает международной правосубъектностью, которая может оказаться необходимой для осуществления его функций и достижения его целей», положение п. 1 ст. 4 Римского статута Международного уголовного суда: «Суд обладает международной правосубъектностью».

Можно выделить следующие элементы международной правосубъектности:

  • участие в процессе создания и применения норм международного права;
  • участие в работе международных конференций и членство в международных организациях;
  • право защищать свои права в международных органах.

Концепция международной правосубъектности.

Согласно традиционной точке зрения суверенные государства имеют приоритет над всеми другими субъектами международного права и акторами международных отношений. Этот примат наделяет государства полной международной правосубъектностью, в том плане, что они являются основным источником международных прав, обязанностей, привилегий и иммунитетов. Негосударственные субъекты, такие как международные межправительственные организации, должны прямо или косвенно получить международную правосубъектность от государств на основании какого-либо правового инструмента, общего принципа права или нормы международного обычного права.

Государства в рамках современной международно-правовой системы являются «хранилищами легитимной власти над народами и территориями» и, следовательно, должны быть основным юридическим источником международной правосубъектности для всех негосударственных образований. Неотъемлемым атрибутом государства, отсутствующим у всех остальных акторов международных отношений, является стабильное население, проживающее на определенной территории. Государственная власть исходит от народа и подотчетна ему за свои действия или ошибки управления. Таким образом, по крайней мере теоретически, носителем суверенитета и автором международного правотворчества выступает в конечном итоге население конкретных географических территорий.

Фактическая и юридическая международная правосубъектность.

Международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую (объективную) и юридическую (относительную):

  • Фактическая международная правосубъектность – это способность акторов ipso facto быть субъектом международного права, не обусловленная чьей-либо внешней волей и имеющая всеобъемлющий характер. Не существует норм, наделяющих субъекты международного права (суверенные государства, а также нации, борющиеся за свою независимость) фактической правосубъектностью; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, в данном случае правосубъектность не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.
  • Юридическая международная правосубъектность – это способность акторов быть участником ограниченного круга международных правоотношений, порожденная волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте. Источником юридической правосубъектности для субъектов международного права (международные межправительственные организации) служат их учредительные документы. Такими документами для международных организаций являются их уставы, принимаемые государствами в форме международного договора. Объем и содержание юридической правосубъектности зависят от воли государств-учредителей и норм международного права.

Полная и ограниченная международная правосубъектность.

В современной правовой доктрине различается полная и ограниченная международная правосубъектность. Это различие хорошо отражено в Консультативном заключении 1949 года «Возмещение за увечья, понесенные на службе ООН», в котором Международный Суд заявил, что «субъекты права в любой правовой системе не обязательно идентичны по своему характеру или объему своих прав». Согласно данному разграничению только государства обладают полной международной правосубъектностью, т. е. обладают всеми международными правами и подчиняются всем международно-правовым обязанностям. Другие субъекты международного права обладают ограниченной правосубъектностью – их права и обязанности обусловлены учредительными актами, в соответствии с функциями, задачами и целями, установленными государствами-основателями. Следовательно, их международная правосубъектность ограниченна правами и обязанностями, предусмотренными учредительными документами, и не распространяется на другие сферы международного права.

Внутригосударственная и международная правосубъектность.

Международная правосубъектность автоматически не подразумевает внутригосударственную правосубъектность, т. е. способность быть участником публично-правовых и частно-правовых отношений внутри соответствующего государства. Международной организации для надлежащего исполнения своих функций может потребоваться заключить специальное соглашение с государством в том случае, когда возникает вопрос о правовом статусе организации, ее органов, должностных лиц. Европейский союз, например, прямо наделяется как внутригосударственной, так и международной правосубъектностью. Ст. 281 Договора о Европейском союзе предусматривает международную правосубъектность, а ст. 282 наделяет ЕС правосубъектностью в своих государствах-членах.

Внутригосударственная правосубъектность, как правило, включает право:

  1. заключать договоры;
  2. иметь и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом;
  3. возбуждать судебные разбирательства и участвовать в них.

Литература.

Tags:Теория международного права

Общая характеристика правосубъектности в международном праве

В современном мире, в отношения регулируемые нормами международного права оказываются вовлеченными множество субъектов. При этом всех их, независимо от фактических различий, объединяет наличие общего свойства – свойства правосубъектности, определение которого в наиболее общем виде может быть сформулировано следующим образом:

Определение 1

Правосубъектность в международном праве – это такое свойство субъектов международного права, которое указывает на обладание ими совокупностью соответствующих прав и обязанностей.

При этом в юридической литературе отмечается, что проводя характеристику правосубъектности в международном праве справедливо говорить о включении в соответствующую категорию двух структурных элементов:

  1. Способность субъектов международно-правовых отношений обладать правами и нести определенные обязанности – то есть то, что в общей теории права принято определять в качестве правоспособсности;
  2. Способность соответствующих субъектов к самостоятельному осуществлению принадлежащих им прав и обязанностей – то есть дееспособность.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Правосубъектность в международном праве 490 руб.
  • Реферат Правосубъектность в международном праве 250 руб.
  • Контрольная работа Правосубъектность в международном праве 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В этой связи, в литературе также подчеркивается то, что правосубъектность, будучи общественно-юридическим свойством лица по своей природе не может быть отделено от него, в связи, с чем рассматриваемое свойство само по себе характеризуется признаком неотъемлемости от своего носителя.

Замечание 1

Необходимо также обратить внимание на то, что правосубъектость в единстве с правами и обязанности субъектов международного права составляет содержание их правового статуса.

Виды правосубъектности в международном праве

Проводя детальный анализ правосубъектости участников международно-правовых отношений следует особо отметить то, что справедливо говорить о выделении трех видов правосубъектности: общей, отраслевой и специальной. Рассмотрим соответствующие виды подробнее.

Общая правосубъектности в международном праве – это общая принципиальная способность быть субъектом международно-правовых отношений. В таком виде правосубъектностью в полной мере обладают исключительно суверенные государства, в связи с чем их принято признавать, так называемыми, первичными субъектами международного права. Однако в последнее время в литературе отмечается, что теоретически общей правосубъектностью обладают нации, борющиеся за собственную независимость и самоопределение;

Отраслевая правосубъектность, исходя из названия, предполагает способность субъектов выступать в качестве сторон правоотношений в определенной сфере межгосударственных отношений. В частности, можно говорить о наличии отраслевой правосубъектности у межправительственных организаций.

Специальная правосубъектность – это способность выступать в качестве участника только определенного круга правоотношений внутри более широкой отрасли международного права. Данным видом правосубъектности, в том числе в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1966г. в международном праве обладают физические лица.

С развитием и все большим распространением межправительственных и международных организаций особую актуальность в доктрине международного права приобрело изучение отраслевой правосубъектности. Приведем некоторые примеры субъектов, обладающих рассмотренным видом правосубъектности.

Пример 1

Например, свойством отраслевой правосубъектности в настоящее время характеризуется Международная морская организация, которая обладает широкими полномочиями: принимать участия в отношениях, связанных с международным торговым судоходством, одобрять международно-правовых предписания, связанные с обеспечением безопасности мореплавания, защиты окружающей среды от загрязнений с судов, и т.д., но только в единственной сфере международного права, связанной с осуществлением и правовым регулированием мореплавания.

Гораздо более обширной, однако, тем не менее, охватываемой термином «отраслевая», правосубъектностью наделена Организация Объединенных Наций. В круг сфер деятельности ООН в настоящее время входит решение вопросов образования, науки, культуры, как необходимое условие обеспечения всеобщего уважения, справедливости, законности, а также прав и свобод человека.

Первичные и производные субъекты международного права

Наряду с рассмотренной выше классификацией видов правосубъектности в международном праве, в юридической науке предлагается выделение фактической и юридической правосубъектности, в зависимости от характеристики ее происхождения. В тесной взаимосвязи с данной классификацией находится предлагаемое в науке подразделение категорий субъектов международного права на первичных и вторичных.

Основной характеристикой первичных субъектов международного права выступает то, что в действительности отсутствуют какие-либо нормы, наделяющие их правосубъектностью, поскольку они признаются носителями международно-правовых прав и обязанностей в силу присущего им государственного или национального суверенитета.

Замечание 2

Иными словами, фактическая правосубъектность первичных субъектов международного права по своей природе носит объективный характер и не зависит от чьей-либо воли – государственный суверенитет делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоя¬тельного участия в международных отношениях.

Соответственно, для вторичных субъектов международного права характерна юридическая правосубъектность, поскольку фактически существует юридический источник их правосубъектности, например – учредительные документы, уставы международных организаций, утверждаемые первичными субъектами международного права.

В результате, рассмотрев формы и особенности фактической и юридической правосубъектности необходимо сформулировать вывод о том, что в конечном итоге объем и содержание правосубъектности вторичных субъектов находится в прямой зависимости от воли первичных субъектов международного права.

< Попередня ЗМІСТ

23. Нормативное содержание основных принципов международного права

24. Понятие и виды субъектов международного права

25. Понятие и содержание международной правосубъектности

26. Ограничение международной правосубъектности

27. Международная правосубъектность государств

Нормативное содержание основных принципов международного права

Согласно принципу неприменения силы или угрозы силой, все государства обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств или каким-либо иным образом, несовместимыми с целями ООН.

Согласно принципу мирного разрешения споров, государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирным за способами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств, государство вправе самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства со стороны других государств.

Согласно принципу сотрудничества, государства обязаны, осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, а также поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры.

В силу принципа равноправия и самоопределения народов все народы имеют право свободно определять без вмешательства из вне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять это право.

Согласно принципу суверенного равенства, все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества.

Согласно принципу добросовестно выполнения обязательств по международному праву, государства обязаны добросовестно выполнять взятые на себя международные обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права и с соответствующей международному праву договоров и других соглашений, участниками которых они являются.

Основное содержание принципа нерушимости от государственных границ сводится к трем элементам:

  1. признание существующих границ;
  2. отказ от каких-либо территориальных притязаний;
  3. отказ от любых других посягательств на эти границы.

Принцип территориальной целостности государств — государства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, которые несовместимы с целями и принципами Устава ООН.

Принцип уважения прав человека и основных свобод. Государства должны уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех без различия расы, пола, языка или религии.

Понятие и виды субъектов международного права

Под субъектом международного правапонимают носителя международных прав и обязанностей, вытекающих из норм международного права.

В зависимости от происхождения, политико-правовой природы, наличия или отсутствия суверенитета, а также характера участия в международных правоотношениях можно выделить следующие группы субъектов международного права:

1) первичные (суверенные) субъекты международного права — есть государства, а при некоторых условиях — и нации и народы, самостоятельно принимают участие в международных отношениях и пытаются создать собственные формы государственности. Они никем не создаются, возникают в результате объективных исторических процессов и в силу только своего существования (ipso facto) являются носителями международных прав и обязанностей. Первичные субъекты имеют универсальную международную правосубъектность, то есть могут иметь и своими действиями реализовывать любые международные права и обязанности;

2) вторичные (несуверенным) субъекты международного права — создаются первичными, и наделяются ими в зависимости от их намерений и желаний определенным и всегда ограниченным объемом международной правоспособности. В данную группу включаются международные межправительственные организации, государственноподобные образования и другие самостоятельные политические единицы. Они не обладают суверенитетом и наделяются специальной международной правосубъектностью, поскольку содержание и объем их прав и обязанностей, как правило, определяется, в международном договоре между учредителями таких образований и является более узким, чем объем правоспособности первичных субъектов;

3) специфические субъекты международного права — участвуют в международных отношениях лишь эпизодически, в отдельных случаях, а их международная правосубъектность — скорее исключение, чем правило. Всегда находятся под суверенитетом какого-либо государства. К ним относятся международные неправительственные и другие общественные организации, политические партии, транснациональные корпорации, физические лица.

Понятие и содержание международной правосубъектности

Международная правосубъектность выражается в обладании определенными правами и обязанностями, которые возникают из норм международного права.

Международная правосубъектность состоит из международной правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

Международная правоспособность — это способность владеть международными правами и обязанностями, тогда как международная дееспособность — это способность приобретать собственными действиями международные права и нести международные обязанности.

Под международной деликтоспособность понимается способность нести международно-правовую ответственность.

Содержание международной правосубъектности зависит от вида субъекта международного права. Международная правосубъектность которая является универсальной (полной) включает способность к:

  • заключения договоров;
  • поддержание дипломатических и консульских отношений;
  • участие в международных организациях;
  • обращение к мирным средствам разрешения международных споров;
  • применения самообороны;
  • несения международно-правовой ответственности

Содержание международной правосубъектности производных субъектов определяется намерениями субъектов, которые их делают. Так, содержание правосубъектности международных организаций следует из положений их уставов, в связи с чем говорят о специальном характер правосубъектности международных организаций.

Ограничение международной правосубъектности

В исторической ретроспективе международному праву известны несколько способов ограничения международной правосубъектности, а именно: отношения вассалитета, колониальные территории, территории доминионов и протекторатов, кондоминиумы, несамоуправляющиеся территории, подмандатные и подопечные территории, а также территории с неопределенным статусом. Эти территории характеризовались ограничением или отсутствием суверенитета, а отсюда — международной правосубъектности.

Вассалитет был одним из видов международной опеки, согласно которому государство-сюзерен в международных отношениях полностью или из важнейших дел представляло вассальное государство. Вассалитет возникал на основании заключения международного договора.

Колонии — это зависимые территории, находящиеся под властью иностранного государства (метрополии), без самостоятельной политической и экономической власти, управление которыми осуществляется в особом порядке.

В зависимости от степени самоуправления колонии делились на:

  • самоуправляющиеся колонии — доминионы, которые прошли развитие от полного отсутствия межд. правосуб. к частичной правосуб., а впоследствии и к полной правосуб.;
  • колонии, пользовались самоуправлением по вопросам внутренней политики;
  • колонии, государственное управление в которых осуществлялось метрополией;
  • протектораты;
  • подмандатные территории.

Протекторат — это договорные отношения между двумя государствами (сильным и слабым), устанавливающих взаимные права и обязанности. Согласно договору более сильное государство (государство-протектор) брало на себя обязательства защищать своего партнера, а слабое государство, формально сохраняя свой суверенитет, обязывалась выполнять определенные обязанности, обусловленные договором. Государство-протектор таким образом выполняло в отношении государства, находящегося под протекторатом, внешнеполитические и оборонные функции при внешнем сохранении доколониальных форм управления.

Близкие к колониям по своим правовым признакам кондоминиумы — территории, находящиеся под общим управлением нескольких государств. Примером современного кондоминиума являются Андорра, которая находится под совместным управлением Испании и Франции.

Подмандатные и подопечные территории по своему правовому статусу подобные отношений протектората, но в отличие от последнего базировались не в договоре, а на нормах МП.

Система опеки «для управления теми территориями, которые могут быть включены в нее последующими индивидуальными соглашениями и для наблюдения за этими территориями» была одобрена Уставом ООН (статья 75). В системе опеки главной задачей управляющей государства было формирование суверенитета. Надзор за управлением подопечными территориями полагался на действующую под руководством Генеральной Ассамблеи ООН Совет по опеке (глава XIII Устава ООН).

Правовой статус несамоуправляющихся территорий определен в главе XI Устава ООН, в которой закреплена ответственность членов ООН за управление территориями, народы которых не достигли еще полного самоуправления.

Правовой режим территории с неопределенным статусом (sub judice) характерен для территорий, находящихся под оккупацией или другим незаконным владением, не приводит к признанию над ними суверенитета государства, которое владеет этими территориями.

Провозглашая в Декларации о принципах международного права 1970 принцип равноправия и самоопределения народов, было признано отдельный статус территорий колоний и несамоуправляющихся территорий, который будет существовать до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющихся территорий не окажет свое право на самоопределение в соответствии с Устава ООН.

Международная правосубъектность государств

Государство является основным субъектом международного права. Международная правосубъектность государств возникает из самой природы международного права. Следует подчеркнуть, что все государства имеют статус субъекта международного права. Только государство имеет полную право- и дееспособность. Другие субъекты имеют ограниченную право- и дееспособность, объем которых определяется государствами. Именно государства могут создавать другие субъекты международного права.

Международные соглашения, оперируя понятием «государство», не дают определения его содержания. Единственным международным договором, в котором предоставлено дефиницию государства является Конвенция о правах и обязанностях государств 1933 р.

Несмотря на региональный характер этой Конвенции, в доктрине международного права статья 1 Конвенции используется для определения государства как субъекта международного права. Согласно этому положению, государство как субъект международного права должно иметь следующие составляющие:

— постоянное население;

— определенную территорию;

— правительство;

— а также способность устанавливать отношения с другими государствами.

Неотъемлемым атрибутом государства является суверенитет.

Суверенитет означает верховенство государства в пределах ее территории и независимость и самостоятельность во взаимоотношениях с другими государствами.

Суверенитетом государства является территориальное верховенство, территориальная целостность, нераздельность государственной власти, независимость государственной власти.

< Попередня ЗМІСТ

Государства являются основными субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют следующие признаки: аппарат власти и управления, территория, население и суверенитет.

Суверенитет определяется в теории права следующим образом: это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты.

Международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства.

Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.

Основу международно-правового статуса государства составляют права, которые перечислены в различных международно-правовых источниках. К таковым относятся: право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях. Так, в Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права. Из правовой природы суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его согласия на возложение данного обязательства.

Международная правосубъектность государств универсальна, что означает полномасштабное участие их в создании и поддержании международного правопорядка, в выработке норм международного права, способность в полном объеме как приобретать, так и реализовывать права, выполнять взятые на себя обязательства.

Таким образом, с точки зрения современного международного права, государство — это образование, обладающее определенное территорией и постоянно проживающим на ней населением, которое находится под контролем собственных властных структур, а также способное устанавливать формальные отношения с другими аналогичными образованиями.

Государства в зависимости от своей территориально-организационной структуры могут быть простыми (унитарными) и сложными. Унитарное государство представляет собой единое государственное образование с единой системой высших органов государственной власти и управления. В области внешних сношений оно выступает в качестве единого субъекта международного права.

Отдельные регионы таких государств могут обладать внутренней автономией и пользоваться некоторыми правами в области внешних сношений, но остаются интегрированными частями унитарного государства, следовательно, не признаются в качестве субъектов международного права.

Сложнее обстоит дело с государствами, имеющими федеративное устройство. Об этом подробнее пойдет речь в следующем параграфе, тем более что этот вопрос является актуальным для Российской Федерации.

Интересным представляется упомянуть о постоянно нейтральных государствах — добровольно приняло на себя обязательство соблюдать постоянный нейтралитет, т.е. не вступать в военные союзы и не допускать на своей территории военного присутствия иностранных государств в мирное и военное время. Среди таких государств можно, в частности, назвать: Швейцария, Австрия, Мальта, Туркменистан, Ватикан, Сан-Марино, Камбоджа.

В теории международного права содержание правосубъектности государств раскрывается через основные (фундаментальные) права и обязанности. Права: суверенное равенство государств, право на независимость, осуществление верховенства над своей территорией, право на оборону и пр. Из них вытекают и соответствующие обязанности: уважение суверенитета остальных государств, невмешательство во внутренние дела, неприменение силы и угрозы силой, сохранение мира и поддержание международной безопасности, развитие экономического сотрудничества, защита прав человека, охрана окружающей среды и т.д.

Для подтверждения за конкретным государством статуса субъекта международного права, необходимо его признание. Признание — это политико-правовой акт государства, которым оно официально подтверждает свою осведомленность о возникновении нового государства, выражает свое позитивное отношение к этому и намерению нового государства вступать в отношения с другими государствами и иным образом участвовать в международном общении.

Это чрезвычайно важный аспект в международном праве. Так с развалом СССР и вместе с ней ряда государств, составлявших социалистический лагерь, образовалось несколько новых субъектов международного права. Такая же ситуация имела место при признании самостоятельного статуса за колониями в середине прошлого столетия.

Как показывает практика, иногда для признания того или иного государства достаточно акта одной страны. Так обстоит дело с Турецкой республикой Северного Кипра. Получив признание лишь от Турции, данная республика остается непризнанной всем остальным мировым сообществом, что тем не менее не мешает ее существованию. Это особенно актуально в свете последних событий вокруг Южной Осетии и Абхазии. Как отмечается различными политическими аналитиками, есть два пути выхода их из формального статуса регионов Грузии. Первый, признание Россией их самостоятельными государствами; второй (менее вероятный) — вхождение и в состав России в качестве Субъектов Федерации.

В данном аспекте вопросы, связанные с признанием государств, чрезвычайно сложны и неоднозначны. Достаточно лишь вспомнить к какому международному противостоянию приводят ситуации вокруг Северного Кипра, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, Косово. Поэтому мировому сообществу здесь необходимо действовать сообща исключительно дипломатическим путем для избежания столкновений и конфликтов военного характера, плавно подводя обозначенные процессы к разрешению, которое бы по возможности устраивало все заинтересованные стороны.

Также необходимо сказать о таком институте международного права, как правопреемство, которое в некоторой степени связано с признанием государств. И здесь также чрезвычайно важно, чтобы все неурегулированные споры разрешались в соответствии нормами международного права, не допуская вооруженных столкновений.

Под правопреемством в международном праве понимается смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств.

Институт правопреемства государств также призван гарантировать договорные обязательства, существовавшие между странами, в случае прекращения существования одного или нескольких из них, либо в случае смены политического устройства, а также для разрешения различных спорных ситуаций вокруг государственной собственности, долгов, архивов и т.д.

На основании вышеизложенного, представляется необходимым еще раз подчеркнуть, что человеческое общество (как в государственных, так и в общепланетарных масштабах) — это сложная система взаимодействия людей, продукт их взаимной жизни, порождающей определенные общественные отношения. Основной формой современной общественной организации является государство. Одновременно государство регулирует и внутренние дела и участвует во внешних сношениях. Руководствуясь национальными интересами конкретной страны, необходимо также помнить и об интересах международного сообщества, что, к сожалению, сегодня часто забывается или отбрасывается. Самой опасной тенденцией является то, что обеспечение национальных либо интересов иного сообщества (политические круги, транснациональные корпорации и т.д.) осуществляется под лозунгом интересом именно всего международного сообщества. Вот от таких перегибов необходимо удерживать отдельные государства в международно-правовых отношениях совместными усилиями остальных стран-участниц тех или иных отношений, процессов и международно-правовых организаций.

Добавить комментарий