Государственная регистрация юридических лиц производится в органах

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (регистрирующим органом), уполномоченным Правительством РФ — территориальными отделениями Федеральной налоговой службы.

Государственная регистрация — это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о создании юридических лиц.

Требование государственной регистрации распространяется как на коммерческую организацию, так и на гражданина (ст. 23 и 51 ГК РФ). Государственная регистрация необходима для ведения учета предпринимателей, контроля за их деятельностью и обеспечения интересов их кредиторов. Законодательство о государственной регистрации коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей состоит из ГК РФ, Федерального закона

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных актов. В целом можно отметить, что государственная регистрация указанных субъектов предпринимательства регулируется только на федеральном уровне.

Важно знать

При создании коммерческой организации государственная регистрация осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа коммерческой организации на основании решения о создании (в форме единоличного решения, протокола учредительного собрания и (или) договора о создании), учредительных документов и заявления о регистрации. Юридическое лицо несет риск неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти дней с момента представления указанных документов и уплаты государственной пошлины. Местом нахождения организации в соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ является место ее государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Так, в соответствии с и. 2 ст. 4 Закона об АО учредительными документами АО может быть установлено, что местом нахождения АО является место постоянного нахождения его органов управления или основное место его деятельности.

Такая процедура государственной регистрации представляет собой максимально либерализированный вариант явочно-нормативного способа создания юридического лица, олицетворяющий собой не только отказ от концепции регистрации как акта разрешения со стороны государства, предоставляющего частным лицам право заниматься предпринимательством и получения субъектом права статуса предпринимателя (в силу принципа экономической свободы), но и практически полное устранение вмешательства государства в процесс регистрации. Акт государственной регистрации означает, таким образом, не делегирование частным лицам полномочий по занятию бизнесом, а лишь факт внесения определенных сведений о коммерческой организации в государственный реестр.

В пользу данного вывода свидетельствует содержание заявления о регистрации. Так, в указанном заявлении, поданном от имени регистрируемой коммерческой организации, должны содержаться заверения регистрирующему органу по трем пунктам, гарантирующие, что:

  • 1) учредительные документы соответствуют требованиям законодательства;
  • 2) сведения, содержащиеся в представленных на регистрацию документах, достоверны;
  • 3) соблюден установленный законодательством порядок учреждения;
  • 4) коммерческой организации (включая вопросы оплаты уставного капитала и согласования с уполномоченными органами власти).

Таким образом, Закон о регистрации юридических лиц освобождает регистрирующий орган от необходимости проверять факты соответствия учредительных документов требованиям законодательства и соблюдения учредителями установленного порядка регистрации (ст. 9 п. 4.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Следовательно, и отказ в регистрации возможен лишь в случае непредставления необходимых документов.

Важно знать

В некоторых случаях условием для регистрации коммерческой организации является предварительное согласие федерального антимонопольного органа или его последующее уведомление.

Пример

Например, предварительное согласие требуется при регистрации организации, созданной в результате слияния или присоединения двух или нескольких организаций, если балансовая стоимость их активов превышает 7 млрд руб. или годовой доход превышает 10 млрд руб. Федеральная антимонопольная служба должна быть также уведомлена заявлением одного из учредителей в 45-дневный срок со дня государственной регистрации о создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей превышает 400 млн руб. (ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). Согласования с антимонопольным органом требует приобретение более 20% основных производственных средств и (или) нематериальных активов. С предварительного согласия антимонопольного органа субъектами антимонопольного контроля совершается приобретение акций, если доля голосующих акций становится выше 25%, 50%, 75%, и приобретение долей в обществах с ограниченной ответственностью, если при этом размер доли в уставном капитале становится более 1/3 — 50% — 2/3.

Изменившаяся концепция правового содержания государственной регистрации не отменяет, однако, принцип последующего контроля за соблюдением принципа законности. Так, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации коммерческой организации в случае нарушения при создании организации требований нормативных актов, носящих неустранимый характер, или в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных правовых актов.

Судебная практика

Несмотря на положение о возможности отказа в регистрации в случае нарушения порядка образования коммерческой организации (п. 1 ст. 51 ГК РФ) как важного элемента принципа законности, судебная практика пошла по пути признания недействительной уже совершенной регистрации юридического лица. В связи с этим, как следствие принятия такого рода судебных решений, на практике возник вопрос о действительности сделок, заключенных от имени такого лица. Данный вопрос имеет большое значение для кредиторов такого лица, которым было отказано в исполнении обязательств по мотивам признания недействительности государственной регистрации. Возникающие разногласия между кредиторами и должниками были разрешены Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, который указал, что правоспособность юридического лица прекращается только в случае завершения его ликвидации, т.е. с момента внесения об этом записи в государственный реестр (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51, п. 8 ст. 63 ГК РФ). Следовательно, признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной.

Регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется органами Федеральной налоговой службы по месту их постоянного места жительства (регистрации). Статус индивидуального предпринимателя подтверждается выданным свидетельством о регистрации и записью в реестре. Гражданину может быть отказано в регистрации, если он изъявляет желание заниматься деятельностью, запрещенной законом.

Несмотря на то что любой гражданин обладает общей правоспособностью для занятия любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом, свидетельство о регистрации содержит указание на конкретный ее вид, разрешенный для индивидуального предпринимателя, что означает наделение гражданина, по сути, специальной правоспособностью при его регистрации в качестве частного предпринимателя.

Вместе с тем, если гражданин занимается деятельностью предпринимательского характера, не указанной в свидетельстве о регистрации, или не зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, он не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что не является предпринимателем, как на основание невыполнения своих обязательств и с целью избежать ответственности. В этом случае суд может применить к таким сделкам нормы гражданского права, касающиеся предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 23 ГК РФ). Таким образом, гражданин независимо от регистрации в качестве индивидуального предпринимателя всегда в рамках общей правоспособности остается обладателем права заниматься предпринимательской деятельностью.

Существует требование о двойной регистрации для начала осуществления деятельности в форме хозяйственного товарищества, поскольку полными товарищами могут быть только индивидуальные предприниматели или коммерческие организации (ст. 66, 82 ГК РФ). Это означает, что гражданину и его партнерам сначала придется создать коммерческие организации или зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, а уже затем зарегистрировать полное товарищество.

Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом и содержит сведения о юридическом лице и его учредительные документы.

Сведения, содержащиеся в реестре, делятся на следующие категории:

  • • основные реквизиты коммерческой организации (фирменное на именование, адрес, размер уставного капитала, идентификационный номер налогоплательщика);
  • • сведения о правовом статусе коммерческой организации (отражение фактов создания, реорганизации и ликвидации; способ образования и прекращения, организационно-правовая форма; сведения о полученных лицензиях);
  • • сведения об учредителях;
  • • сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени коммерческой организации (например, лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа общества, кооператива, унитарного предприятия, или лицо, которому поручено ведение дел товарищества).

Все вышеназванные сведения позволяют кредиторам и заинтересованным органам власти установить связь с коммерческой организацией, определить полномочия лиц на подписание сделок, привлечь к ответственности коммерческую организацию или ее учредителей. Достоверность сведений обеспечивается самой коммерческой организацией, которая несет ответственность за своевременное сообщение регистрирующему органу указанных выше сведений при их изменении.

Некоторые виды деятельности, перечень которых должен содержаться только в законе, могут осуществляться предпринимателями исключительно на основании специального разрешения {лицензии). Лицензия представляет собой разрешение (право) на осуществление предпринимателем определенного вида деятельности на указанных в ней условиях. Лицензируемые виды деятельности обычно требуют специальных знаний, являются сверхнри- быльными, направлены на обеспечение общественных интересов в сфере обороны страны, производства военной техники, коммунального хозяйства или они требуют более тщательного контроля со стороны государства в целях защиты интересов граждан. Лицензирование может быть установлено как в отношении собственно предпринимательской деятельности, носящей продолжительный характер, так и отдельных операций в рамках одного вида деятельности (страхование).

Порядок лицензирования предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей, как и юридических лиц, установлен Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и не содержит какой-либо специфики, определяемой организационной формой. Очевидно, что такой подход является правильным, поскольку лицензированию подлежит не лицо, а вид предпринимательской деятельности.

Под лицензированием понимается деятельность государства в лице лицензирующих органов по выдаче, приостановлению или аннулированию лицензий, а также но осуществлению надзора за соблюдением их условий. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, перечислены в ч. 1 ст. 12 Закона. В указанный перечень включены те из них, которые относятся к авиационной и медицинской технике, шифровальным средствам, электронным цифровым подписям, средствам защиты и получения конфиденциальной информации, вооружению и военной технике, опасным производственным объектам, взрывчатым материалам, нефтегазовой, фармацевтической промышленности, перевозкам и транспорту, инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам и иным видам деятельности (всего 49 позиций в отличие от 105 позиций предыдущего Закона).

Другие виды деятельности, в частности такие, как биржевая, банковская, нотариальная, страховая, телекоммуникационная, внешнеэкономическая, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, регулируются другими федеральными законами. Однако, учитывая, что лицензирование является существенной мерой ограничения свободы предпринимательства, было бы более справедливым в одном законе изложить общие принципы и требования к процедуре лицензирования. Например, ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает следующие критерии отнесения видов деятельности к лицензируемым: виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Данные критерии можно с полной уверенностью отнести и к тем указанным выше видам деятельности, которые лицензируются на основе специальных законов.

Основными принципами осуществления лицензирования в соответствии с Законом являются:

  • • обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;
  • • установление лицензируемых видов деятельности федеральными законами;
  • • установление единого порядка лицензирования па территории РФ;
  • • установление исчерпывающих лицензионных требований положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
  • • открытость и доступность информации о лицензировании;
  • • недопустимость взимания с соискателей лицензии платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины;
  • • соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Условия лицензии включают прежде всего количественные

показатели, технические параметры, временные, территориальные и иные границы осуществления лицензируемого вида деятельности. Другие условия могут относиться к самому предпринимателю и содержать перечень полномочий, составляющих его компетенцию по осуществлению лицензируемого вида деятельности. В отношении некоторых видов деятельности, требующих специальных знаний (например, банковская деятельность, деятельность на рынке ценных бумаг), индивидуальный предприниматель или работники коммерческой организации должны иметь соответствующую квалификацию или пройти аттестацию в организациях, уполномоченных лицензирующим органом, что является дополнительным условием получения лицензии.

Иногда закон требует, чтобы при осуществлении лицензируемого вида деятельности предприниматель не занимался какой- либо другой деятельностью (например, банковская деятельность, ведение реестра ценных бумаг). Такой вид деятельности становится исключительным для одного субъекта предпринимательства.

Полученная лицензиатом лицензия действует бессрочно. Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Аннулирование лицензии производится в судебном порядке на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

При реорганизации коммерческой организации законодательство предусматривает возможность переоформления лицензии на новое юридическое лицо, возникшее только в результате преобразования. Иные формы реорганизации не предполагают возможности переоформления лицензии. Исключение составляет Закон РФ «О недрах», который допускает переход права пользования участками недр и переоформление лицензий на пользование участками недр в случае реорганизации пользователя недр, при условии, что другое юридическое лицо намерено продолжать деятельность реорганизуемого лица, будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователям недр, а также будет иметь квалифицированных специалистов, необходимые финансовые и технические средства для безопасного проведения работ. Кроме этого, переход права пользования недрами допускается при создании дочернего общества (в котором основное общество должно владеть не менее 50% уставного капитала) путем учреждения и внесения в уставный капитал этого общества имущества основного общества, находящегося в пределах лицензируемой территории (ст. 17.1).

Судебная практика

Иногда органы власти устанавливают неправомерные требования по получению предпринимателями дополнительных видов разрешений для начала осуществления ими предпринимательской деятельности в областях экономики, не предусмотренных федеральными законами о лицензировании. Так, Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ законодательные акты Республики Мордовия, содержащие требования по аттестации хозяйствующих субъектов в сфере торговли товарами народного нотребления. Суд пришел к выводу, что аттестация, соответствующая целям и порядку проведения лицензирования, по сути, закрепляет скрытую форму лицензирования всей торговой деятельности на территории Республики Мордовия и расширяет перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Одним из субъектов предпринимательской деятельности наряду с юридическими лицами является индивидуальный предприниматель, то есть гражданин, не ограниченный в своей дееспособности и решивший вести свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Прежде чем, регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, необходимо помнить о том, что индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Ответственность гражданина — предпринимателя всем принадлежащим ему имуществом отличается от ответственности гражданина — учредителя (участника) акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. В последнем случае гражданин — учредитель (участник) отвечает только внесенным в уставный капитал общества имуществом, суммой оплаченных акций, а также несет солидарную ответственность по обязательствам общества в части невнесенной суммы вклада (части вклада), неоплаченных акций в уставном капитале общества.

Преимущества ведения предпринимательской деятельности без образования юридического лица можно свести к следующим:

1. Упрощенный порядок регистрации и прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.

2. Упрощенный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, при котором не требуется специальное бухгалтерское образование.

3. Индивидуальный предприниматель вправе использовать в своей деятельности труд других граждан, привлекая их на основе трудовых договоров и договоров гражданско- правового характера. Найм работников.

4. Предпринимательская деятельность засчитывается в общий трудовой стаж, что дает право на получение пенсии (только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд).

К деятельности предпринимателя без образования юридического лица применяются правила Гражданского Кодекса РФ, которые регулируют деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений. То есть индивидуальный предприниматель вправе заключать сделки и подписывать договоры. ИП может иметь печать, товарный знак, расчетные и иные счета в банках.

Индивидуальным предпринимателем может стать любой полностью дееспособный гражданин, то есть достигший совершеннолетия или эмансипированный несовершеннолетний с 16 лет. Исключение составляют государственные служащие, а также военнослужащие. Лица с ограниченной дееспособностью (злоупотребляющие спиртными напитками или наркотическими средствами, а также несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет) могут заниматься предпринимательской деятельностью только с согласия законных представителей.

Иностранные граждане и лица без гражданства, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, могут заниматься предпринимательской деятельности только после получения разрешения на право работать в Российской Федерации. Регистрация иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя производится на основании разрешения на временное или постоянное проживание.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица только с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее — регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется в соответствии и на основании Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 08.08.2001г. .

На регистрацию подаются следующие документы:

1. Заявление на регистрацию. Подпись предпринимателя на данном заявлении должна быть заверена у нотариуса.

2. Нотариально заверенная копия паспорта (паспорт иностранного гражданина должен быть переведен на русский язык)

3. Нотариальная копия свидетельства о рождении (если паспорт не содержит сведений о дате и месте рождения)

4. Нотариально заверенная копия разрешения на временное или постоянное проживание иностранного гражданина в г. Москве (для иностранных граждан)

5. Подлинник или нотариально заверенная копия документа, подтверждающего адрес места жительства предпринимателя (в случае, если паспорт или разрешение на временное или постоянное проживание не содержит сведений об адресе места жительства)

6. Квитанция об оплате государственной пошлины.

Несовершеннолетнему гражданину на регистрацию необходимо также предоставить:

1. Нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности;

2. Либо копию свидетельства о заключении брака;

3. Либо копию решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным.

Заполняя заявление, обратите внимание на виды деятельности, которые должны быть выбраны по классификатору ОКВЭД. Предприниматель может осуществлять только те виды деятельности, которые он укажет в заявлении. Необходимо иметь в виду, что для изменения (дополнения) видов деятельности потребуется пройти перерегистрацию.

Если предприниматель намеревается применять упрощенную систему налогообложения, требуется предоставить одновременно с документами на регистрацию заявление на применение упрощенной системы.

При подаче заявления на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя требуется либо личное присутствие гражданина, либо доверенность на представителя. Кроме того, документы можно направить почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения.

Регистрация предпринимателя производится в течение 5 дней. Если по каким-то причинам предприниматель не явился на получение документов в указанный срок, свидетельства отправляются почтой на адрес места жительства.

Одновременно с государственной регистрацией производится постановка предпринимателя на налоговый учет с присвоением ему ИНН, а также постановка на учет во внебюджетных фондах (Пенсионном фонде, Фонде социального страхования и Фонде обязательного медицинского страхования). Налоговая инспекция выдает на руки через 5 дней свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на налоговый учет. Документы, подтверждающие постановку на учет во внебюджетных фондах, отсылаются по почте на адрес места жительства предпринимателя позже.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в следующих случаях:

1. Если гражданин уже зарегистрирован в качестве ИП и регистрация считается действительной;

2. Не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью,

3. Не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя,

4. Не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Изготовление печати происходит по утвержденному Городским реестром печатей и только после присвоения печати реестрового номера. Изготовители печатей, как правило, сами вносят оттиск печати в городской реестр печатей и получают на нее реестровый номер. Необходимо отметить, что необходимо обращаться только к аккредитованным при Городском реестре печатей изготовителям печатей.

Стандартный срок внесения оттиска печати в городской реестр печатей и изготовления печати составляет 3-4 дня.

Для изготовления печати требуется предоставить изготовителю:

1. Заявление на изготовление печати в трех экземплярах;

2. Нотариально заверенную копию свидетельства о регистрации;

3. Квитанцию об оплате сбора за утверждение эскиза печати.

Список изготовителей печати, аккредитованных при Городском реестре печатей.

Открытие расчетного счета в банке

Индивидуальный предприниматель имеет право открывать расчетные и другие (депозитный, ссудный, валютный и др.) счета в любом банке.

Для открытия счета в банк представляются:

1. Заявление на открытие счета (выдает банк).

2. Договор на банковское обслуживание (выдает банк).

3. Свидетельство о государственной регистрации предпринимателя (нотариально заверенная копия).

4. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (нотариально заверенная копия).

5. Карточка с образцом подписи предпринимателя, заверенной нотариально (некоторые банки требуют 2 карточки). Для заверения карточки нотариусу представляются оригиналы свидетельства о государственной регистрации и свидетельства о постановке на налоговый учет, выписка из Единого государственного реестра предпринимателей, а также паспорт. Предприниматель должен самолично явиться к нотариусу с указанными документами и поставить свою подпись на карточке.

По доверенности предпринимателя, оформленной нотариально, счетом предпринимателя могут распоряжаться другие лица.

В соответствии с первой частью Налогового кодекса (ст.23) индивидуальный предприниматель должен в десятидневный срок сообщить налоговому органу об открытии (закрытии) расчетного или иного счета. Сообщение об открытии счета в банке.

Нарушение срока представления сведений об открытии (закрытии) счета в банке влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Кроме того, с 1 января 2010г. у организаций и предпринимателей появилась необходимость уведомления Пенсионного фонд и Фонда социального страхования об открытии (или закрытии) счетов в банке. Фонды уведомляются об открытии (закрытии) счета в банке в течение семи дней со дня открытия (закрытия) такого счета.

Регистрация юридического лица начинается с разработки учредительных документов в зависимости от его организационно-правовой формы. В учредительных документах юридического лица закрепляются все основные правовые основы деятельности компании. Рассмотрим это на примере самой распространенной формы – ООО (общества с ограниченной ответственностью) и индивидуального предпринимательства.

Учредительные документы для ООО (общества с ограниченной ответственностью). От грамотной подготовки учредительных документов во многом зависит будущая успешная деятельность юридического лица.

Статья 52 Гражданского кодекса устанавливает, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

Основные положения об учредительном договоре и уставе общества с ограниченной ответственностью содержатся в ст. 12 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Она основывается на нормах ст. ст. 52 и 89 ГК РФ, но при этом устанавливает правила, отражающие специфику учредительных документов хозяйственного общества данного вида.

В учредительном договоре учредители общества обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его созданию (см. образец учредительного договора в «Сборнике задач и практических ситуаций»). Учредительным договором определяются также состав учредителей (участников) общества, размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников) общества, размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов, условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества прибыли, состав органов общества и порядок выхода участников общества из общества (см. п. 1 ст. 12 Закона).

Учредительный договор общества с ограниченной ответственностью не прекращает своего действия после создания общества, поскольку совместная деятельность учредителей по созданию общества является лишь одним из элементов комплексного предмета данного договора. В таком учредительном договоре главными являются сохраняющие свое значение вплоть до прекращения общества положения о его создании, а также основополагающие для данного общества правила и нормы. Учредительный договор является документом, регулирующим создание общества и взаимоотношения учредителей друг с другом и с обществом на период его существования. Учредительный договор заключается в простой письменной форме и подписывается всеми учредителями общества. Это не лишает учредителей права придать ему и нотариальную форму.

Пункт 2 ст. 12 Закона предусматривает обязательные требования к содержанию устава общества с ограниченной ответственностью и допускает возможность включения в него иных, помимо обязательных, сведений, не противоречащих федеральным законам (см. образецустава общества с ограниченной ответственностью в «Сборнике задач и практических ситуаций»).

Устав общества должен содержать:

— полное и сокращенное фирменное наименование общества;

— сведения о месте нахождения общества;

— сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

— сведения о размере уставного капитала общества;

— сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества;
— права и обязанности участников общества;

— сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества;

— сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу;

— сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;

— иные сведения, предусмотренные Законом.

Устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие Закону и иным федеральным законам.

Устав общества с ограниченной ответственностью является локальным нормативным документом, обязательным как для всех участников данного общества, так и для самого общества как юридического лица. Поскольку правоспособность юридического лица (см. ст. 49 ГК РФ) реализуется его органами (см. ст. 53 ГК РФ), устав общества обязателен к исполнению всеми органами общества — общим собранием участников, советом директоров (наблюдательным советом) общества (если он образован), единоличным исполнительным органом, коллегиальным исполнительным органом, ревизионной комиссией (ревизором).

Устав обязателен для всех участников соответствующего общества, а не только для тех, кто участвовал в утверждении устава при учреждении общества. Законодательство и правоприменительная практика исходят из обязательности устава общества также для третьих лиц, например для лиц, относящихся к персоналу общества.

Заключительным этапом при подготовке учредительных документов является оформление Протокола создания юридического лица, которым в частности, утверждается Устав ООО (см. образец Протокола создания юридического лица в «Сборнике задач и практических ситуаций»). Несмотря на то, что большинство юристов не относят указанный протокол к числу учредительных документов ООО, тем не менее, он входит в число обязательных документов при создании и регистрации ООО.

Таким образом, мы рассмотрели суть и основные требования к учредительным документам при регистрации ООО.

Следующим этапом в формировании предпринимательства является регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии с Федеральным законом РФ от 08.08.2001 г. 3 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (см. закон в сборнике «Нормативно-правовая основа предпринимательской деятельности в РФ»), регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в налоговых инспекциях по месту жительства граждан, решивших заняться предпринимательской деятельностью.

Это позволяет налоговым органам одновременно поставить на учет предпринимателя в качестве налогоплательщика. К тому же, при регистрации налоговые инспекции самостоятельно передают сведения для постановки предпринимателя на учет в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. При подаче документов на регистрацию на стадии регистрации предпринимателя происходит также присвоение кодов статистики в части определения видов экономической деятельности, поскольку эти данные являются необходимой частью единого государственного реестра.

Для подготовки документов на регистрацию ООО вы можете воспользоваться бесплатным онлайн-сервисом непосредственно на нашем сайте. С его помощью вы сможете сформировать пакет документов, соответствующий всем требованиям по заполнению и законодательству РФ.

Юридическое лицо — это организация, которая имеет собственное имущество, определенные права и обязанности. Для того, чтобы юр лицо стало действовать, его надо учредить и зарегистрировать в ИФНС. Регистрация юридического лица происходит по процедуре, установленной законом. Ее вполне можно провести самостоятельно, не прибегая к помощи юристов.

Классификация юридических лиц

Прежде чем пошагово рассмотреть порядок регистрации юридического лица, разберемся, какими они бывают. Гражданский кодекс РФ разделяет организации на коммерческие и некоммерческие. Основной целью коммерческих структур является получение прибыли. Некоммерческие организации не могут устанавливать такую основную цель и не должны распределять прибыль среди своих участников.

Следующий критерий юридического лица – публичность и непубличность (до 2014 года применялось понятие открытых и закрытых организаций). Публичные организации размещают ценные бумаги и акции, приглашая к ним практически неограниченный круг лиц. Непубличные такой цели не имеют.

И последний важный признак юрлица, несколько лет назад введенный статьей 65.1 ГК РФ, это его корпоративность или унитарность. Учредители корпоративной организации являются его членами и формируют высший орган управления. А вот при создании унитарного юридического лица его учредители не приобретают в нем права членства.

Государственная регистрация юридических лиц, независимо от их типа, происходит по одному стандарту, утвержденному законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ. В этой статье мы рассмотрим порядок регистрации самой популярной в бизнесе формы – ООО.

Что такое ООО

Согласно классификации ГК РФ, общество с ограниченной ответственностью относится к коммерческим непубличным корпоративным организациям. Это означает, что ООО создают для получения прибыли, а его участники имеют право членства в обществе и не размещают акции и ценные бумаги.

В большинстве случаев начинающие бизнесмены оценивают привлекательность этого типа юридического лица по следующим критериям:

  • достаточно простое управление;
  • многие положения устава, регламентирующие деятельность организации, можно изменить на усмотрение учредителей;
  • разделение уставного капитала между участниками на доли, в соответствии с которыми они вправе претендовать на свою часть прибыли (в общем случае);
  • возможность определять степень закрытости общества, например, право на выход участника или передачи доли наследнику можно разрешить или запретить;
  • широкая распространенность этой организационно-правовой формы — в России действует около 3 млн обществ с ограниченной ответственностью.

О том, как происходит регистрация ООО, расскажет наша пошаговая инструкция.

Пошаговая инструкция по регистрации ООО

Прежде чем оформить документы для регистрации ООО, учредителям надо решить несколько важных вопросов. Без этого создание компании невозможно.

Шаг 1. Выберите наименование для общества

В гражданском обороте каждая организация действует под своим фирменным наименованием. В заявлении на регистрацию указывают оба варианта названия – сокращенное и полное, например:

  • ООО «Северное сияние»;
  • общество с ограниченной ответственностью «Северное сияние».

В форме Р11001 фирменное наименование общества вписывают только на русском языке, но в уставе дополнительно можно указать вариант на языке народов РФ или иностранном.

Многие учредители выбирают название, которое отражает направление бизнеса компании, а в некоторых случаях этого требует закон. Например, если регистрируют ломбард, страховую компанию или платежную систему, то наименование должно указывать на вид деятельности. В связи с этим возникает вопрос об уникальности выбранного варианта. Можно ли дать ООО название уже действующей организации?

Основанием для отказа в регистрации неуникальное фирменное наименование не является. Однако юридическое лицо-тезка, которое зарегистрировано раньше и действует в той же сфере, вправе через суд потребовать защиты своих прав (статья 1474 ГК РФ). В таком случае название придется поменять. Проверить уникальность вашего варианта можно через сервис поиска сведений в ЕГРЮЛ. Он бесплатный и размещен на официальном сайте ФНС.

Кроме того, к наименованию юридического лица статьей 1473 ГК РФ установлены особые требования, нарушение которых ведет к отказу в регистрации ООО:

  • несоблюдение норм гуманности, морали, общественных интересов;
  • использование полных или сокращенных официальных наименований иностранных государств, органов государственной власти РФ, международных и межправительственных организаций, общественных объединений, а также слова, производные от них.

Шаг 2. Решите, по какому адресу будет находиться организация

У каждой организации должен быть юридический адрес, по которому с ней можно связаться. По закону место государственной регистрации юридического лица — это место нахождения его руководителя.

Налоговые органы трактуют это понятие буквально и требуют, чтобы по юридическому адресу были созданы условия для рабочего места директора. Обычно в качестве юридического адреса указывают адрес нежилого помещения, но допускается регистрация ООО и по прописке руководителя или учредителя.

В ИФНС юридический адрес проверяют на массовость и достоверность, поэтому надо подготовить гарантийное письмо от собственника или согласие на регистрацию общества в квартире.

Шаг 3. Установите размер уставного капитала

Уставный капитал – это первые активы организации, которые вносят учредители. Минимальный размер УК в денежном выражении – 10 000 рублей, дополнительно к этому можно внести имущество или любую сумму денег.

Между учредителями уставный капитал делится на доли, например, если компанию создают трое, то они могут установить такое соотношение: 20%, 35%, 45%. Равных долей в УК лучше избегать, потому что в случае конфликта между собственниками им будет трудно принять важное решение на общем собрании. Так, в суды часто подают иски участники с долей в 50%. Если один из них голосует за свой вариант, а второй с этим не согласен, работа организации может быть заблокирована.

Сразу вносить уставный капитал не надо, для этого установлен срок в четыре месяца после регистрации ООО. Специальных санкций за нарушение срока закон не устанавливает, но в договоре об учреждении общества учредители могут предусмотреть пени и штрафы. Кроме того, если по итогам второго года чистые активы окажутся меньше заявленного размера УК, то организация может быть ликвидирована в принудительном порядке.

Шаг 4. Определитесь, какими видами деятельности займется ООО

В заявлении на регистрацию по форме Р11001 надо указать, каким именно бизнесом будет заниматься общество. Виды экономической деятельностью закодированы цифровыми обозначениями, которые включены в специальный Классификатор – ОКВЭД (другое название — ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2)).

Предположим, вы создаете строительную организацию, тогда подойдут такие коды:

  • 41.10 — разработка строительных проектов;
  • 41.20 — строительство жилых и нежилых зданий;
  • 43.11 — разборка и снос зданий;
  • 43.12 — подготовка строительной площадки и др.

При регистрации количество кодов ОКВЭД не ограничено, причем, организация не обязана заниматься всеми заявленными видами деятельности. Но обычно указывают не более 57 кодов (столько помещается на один лист заявления). Позже при необходимости их можно добавить или изменить.

Обратите внимание: для регистрации ООО можно указывать только те коды, в которых указаны четыре или более знаков. Если вы выбрали коды ОКВЭД из двух и трех цифр или вписали несуществующий, то ИФНС вынесете решение об отказе.

Шаг 5. Назначьте руководителя общества

Единоличный исполнительный орган или руководитель – это самая важная фигура в организации. После регистрации ООО даже сами учредители не вправе действовать от имени общества без доверенности от директора. Полное имя и паспортные данные руководителя вносятся в форму Р11001, а затем – в государственный реестр ЕГРЮЛ.

К выбору этой кандидатуры надо подойти ответственно. Налоговая инспекция проверяет личность руководителя на массовость, дисквалификацию и наличие в реестре компаний, исключенных из ЕГРЮЛ с долгами перед бюджетом. Сразу после создания юридического лица с директором надо заключить трудовой договор. Но если руководить компанией будет ее единственный учредитель, этого можно не делать.

Шаг 6. Подготовьте документы для открытия ООО

Обязательные документы для регистрации ООО приводятся в статье 12 закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ:

  • заявление по форме Р11001;
  • решение единственного учредителя или протокол общего собрания (если заявителей несколько);
  • устав ООО – единственный учредительный документ;
  • документ об оплате госпошлины на 4 000 рублей.

Кроме того, хотя в законе это прямо не указано, надо представить документы, подтверждающие достоверность юридического адреса:

  • гарантийное письмо или согласие собственника жилья;
  • копия свидетельства о собственности на недвижимость или выписка из ЕГРН.

Если учредителей несколько, то они должны заключить договор об учреждении. На регистрацию в ИФНС договор не подается, но эта обязанность установлена Гражданским кодексом РФ.

Бесплатная консультация по регистрации ООО

Шаг 7. Направьте документы на регистрацию

Осталось только подать документы в регистрирующий орган – налоговую инспекцию или МФЦ по месту юридического адреса. Не все ИФНС и многофункциональные центры осуществляют регистрационные процедуры. Узнать точные контакты можно на сайте ФНС или в ближайшей инспекции.

Если документы направляются на регистрацию почтой или через представителя, то подпись заявителей в форме Р11001 должен удостоверить нотариус. При личном визите учредителей в ИФНС этого делать не надо.

При наличии усиленной квалифицированной электронной подписи документы можно направить онлайн – через Портал госуслуг или сайт ФНС. Госпошлину в этом случае платить не требуется.

Решение о регистрации ООО

Если с документами все в порядке, то через три рабочих дня налоговый орган выносит решение о регистрации юридического лица. На электронный адрес, который был указан в форме Р11001, должны прийти:

  • лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • устав с отметкой ИФНС.

При желании можно получить эти документы и в бумажном виде, для этого надо обратиться в инспекцию с соответствующим заявлением.

Иногда ИФНС принимает решение об отказе в регистрации юрлица с указанием причин. Если это ошибки с документами, то их можно сразу исправить и обратиться заново. Однако если причина связана с юридическим адресом или личностью руководителя (массовость, недостоверность, дисквалификация и др.), то надо заявить другие сведения.

Добавить комментарий