Государственно правовые образования

Под публичными образованиями в гражданском праве понимаются политические структуры общества, обладающие публичной властью и участвующие в гражданских правоотношениях, как то: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Публичные образования выступают в гражданских правоотношениях на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами и не вправе использовать свои властные полномочия, поскольку при участии в гражданских правоотношениях они приравниваются по своему правовому положению к частным лицам.

Гражданское законодательство распространяет действие норм, определяющих участие юридических лиц в гражданских правоотношениях, и на публичные образования, если иное не вытекает из закона или особенностей этих образований. Правоспособность и дееспособность считаются присущими публичным образованиям в силу их статуса. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в гражданских правоотношениях выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований в гражданских правоотношениях выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Публичные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, закрепленного за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (так называемого распределенного имущества), а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Публичные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц. Исключение составляют случаи, когда обязанность имущественной ответственности прямо указывается в законе, а также случаи принятия публичным образованием гарантии (поручительства) по обязательствам другого публичного образования либо юридического лица.

7. Нормы права и нормативно-правовые акты.

Норма права — это правила поведения, формально определенные, исходящие от государства, обладающие принудительной силой.

Структура нормы права:

Гипотеза – условие и основание применения нормы.

Диспозиция – само правило поведения.

Санкция – мера государственного реагирования на поведение субъекта в рамках нормы.

Виды норм права по кретериям:

1. По предмету правового регулирования: нормы правил поведения, нормы задачи, нормы принципы, нормы преамбулы.

2. По характеру предписания: запрещающие, разрешающие, управомачивающие, рекомендательные, обязательные.

3. По правовой природе: материальные нормы (в них содержатся правила поведения), процессуальные (устанавливают порядок и условия применения материальных норм).

Выделяются четыре вида источников: нормативно-правовые акты, санкционированные обычаи или деловые обыкновения, судебный и административный прецеденты, нормы между народного права.
Нормативно-правовые акты — это письменные решения уполномоченного субъекта правотворчества, устанавливающие, изменяющие или отменяющие правовые нормы.

Нормативно-правовой акт — это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащей обязательные юридические нормы. Это внешнее выражение нормы права.

Классификация нормативно-правовых актов

По юридической силе: законы (акты, обладающие высшей юридической силой); подзаконные акты (акты, основанные на законах и им не противоречащие). Все нормативно-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными. Пример: постановления, указы, положения и др.

По субъектам, издающим (принимающим) нормативно-правовые акты:
акты референдума (непосредственного народного волеизъявления); акты органов государственной власти. акты органов местного самоуправления, акты Президента, акты органов управления, акты должностных лиц государственных и негосударственных органов. При этом могут быть акты: принятые одним органом (по вопросам общего ведения)
совместно несколькими органами (по вопросам совместного ведения).

По отраслям права (уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и т.д.).

По сфере действия:
акты внешнего действия (общеобязательны для всех — охватывают все субъекты (например, федеральные законы, федеральные конституционные законы), внутреннего действия (касаются только субъектов, входящих в конкретное министерство, лиц, проживающих на определенной территории, занимающихся определенным видом деятельности).

Различают действие нормативно-правовых актов:
по кругу лиц (на кого распространяется данный нормативно-правовой акт),
по времени (вступление в силу — как правило, с момента опубликования; возможность применения обратной силы), в пространстве (как правило, на всю территорию). В Российской Федерации действуют следующие нормативно-правовые акты, расположенные по юридической силе: Конституция РФ, федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента (указы), Правительства (постановления и распоряжения), министерств и ведомств (приказы, инструкции). Также есть: локальные нормативно-правовые акты (нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ) — действуют только на территории субъекта; нормативный договор; обычай.

8. Обязательства и договоры.

Обязательство –это правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу и т. п.), либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника выполнения его обязанности.Стороны обязательства – должник и кредитор. Стороны обязательств могут быть представлены как одним, так и несколькими лицами.

Объект обязательства – определенные действия обязанного лица по передаче имущества, уплате денег и т. д.

Содержание обязательства – права и обязанности сторон. Реализация права кредитора возможна только через выполнение должником своей обязанности (например, покупатель вещи не сможет ее получить, если продавец ее не передаст).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником своей обязанности к нему применяются меры гражданско-правовой ответственности.

Виды обязательств:

– по отчуждению имущества (купля – продажа);

– по передаче имущества в пользование (аренда);

– по выполнению работ (подряд);

– по оказанию услуг;

– связанные с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности (авторский договор);

– из причинения вреда и неосновательного обогащения.

Исполнение обязательства – это совершение должником действий, составляющих его обязанность, либо воздержание от совершения определенных действий.

Принципы исполнения обязательств:

– принцип надлежащего исполнения, т. е. исполнение его в полном соответствии с условиями обязательства и требованиями закона;

– принцип исполнения обязательства в натуре, т. е. совершение должником именно тех действий, которые предусмотрены без замены их возмещением убытков или уплатой денежной суммы;

– недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства или одностороннего изменения условий, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении, прекращении гражданских прав и обязанностей.

Договор – это двусторонняя или многосторонняя сделка, поэтому к договору применяются все нормы, касающиеся таких сделок.

Закон провозглашает свободу договора, что означает:

– субъекты гражданского права свободны, решать самостоятельно, заключать договор или нет;

– субъекты свободны в выборе партнера при заключении договора;

– субъекты свободны в выборе вида заключаемого договора;

– субъекты свободны в определении условий договора.

Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок. Законом для договора определенного вида может быть установлена определенная форма. В письменной форме договор может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

составляют его условия, закрепляющие права и обязанности сторон.

Условия договора бывают:

1) существенные(необходимы для заключения договора, без них договор считается незаключенным. Это условия о предмете договора, прямо названные в законе для данного вида дого- вора, которым по заявлению одной из сторон необходимо согла- шение);

2)обычные (устанавливаются нормами гражданского права и применяются, если стороны не устранили или не изменили их. К ним относятся условия о цене, о сроке исполнения, и другие);

3) дополнительные(изменяют или дополняют обычные условия, приобретают силу только при включении их в текст договора).

Договор заключается посредством направления предложения заключить договор одной стороной и принятия предложения другой стороной. Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

При изменении договора обязательства сохраняются в измененном виде, при расторжении – прекращаются. Договор может быть изменен или расторгнут двумя способами:

1. По соглашению сторон;

2. По решению суда.

9 Административная ответственность.

Административная ответственность — разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. С учетом этого определения можно называть следующие признаки административного правонарушения:

§ деяние — акт волевого, осознанного поведения, может быть действием (переход улицы на красный сигнал светофора) или бездействием (неявка в суд для исполнения обязанности присяжного заседателя);

§ антиобщественный характер — посягательство на интересы гражданина, государства и общества: обобщенный перечень таких интересов дан в ст. 1.2 КоАП РФ и конкретизируется в содержащихся в нем правовых нормах;

§ виновность — аналогичная уголовному праву конструкция с умыслом и неосторожностью (ст. 2.2 «Формы вины» КоАП РФ);

§ противоправность — ситуация, при которой объект посягательства не только представляет определенную ценность для личности, государства и общества, но и охраняется правом.

Важно понятиенаказуемости, при которой административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения (ст. 3.1 КоАП РФ).

Виды административных взысканий определены в ст. 3.2 КоАП РФ.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания:

§ предупреждение. Это выносимое официальное порицание управомоченным органом в письменной форме, установленной законодательством;

§ административный штраф. Это денежное взыскание, размер которого определяется в статье, устанавливающей ответственность за конкретное правонарушение;

§ возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Принудительно изымаемая вешь продается, а бывшему собственнику вещи выплачиваются деньги, вырученные от ее продажи за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета;

§ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Это аналогичное предыдущему принудительное изъятие без какой-либо компенсации;

§ лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права охоты, управления транспортным средством и т. п.);

§ административный арест. Он подразумевает содержание нарушителя в условиях изоляции от общества на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток;

§ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

§ дисквалификация. Это лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях;

§ административное приостановление деятельности.Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

В качестве основных и дополнительных административных взысканий применяются возмездное изъятие и конфискация предметов, административное выдворение. Другие административные взыскания применяются только в качестве основных. За одно правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскания.

10. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

За нарушение антимонопольного законодательства несут ответственность:

1. должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,

2. должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также

3. должностные лица государственных внебюджетных фондов,

4. коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица,

5. физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели,

Государство и другие публично-правовые образования как субъекты гражданского права

Наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений, регулируемых гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных (региональных, местных) задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях. При этом должны быть учтены особенности статуса таких образований, обладающих публичной властью, а в ряде случаев являющихся политическими суверенами, которые сами определяют правопорядок, в том числе случаи и пределы собственного участия в гражданских правоотношениях.

С другой стороны, необходимо в полной мере соблюсти интересы участников имущественного оборота как юридически равных собственников (или иных законных владельцев) имущества, находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых отношениях друг с другом. Этими обстоятельствами и определяются особенности участия публично-правовых образований в гражданском (имущественном) обороте.

К числу публично-правовых образований, участвующих в гражданских правоотношениях, относятся, во-первых, государство и, во-вторых, муниципальные образования. Особенности отечественного государственного и социально-экономического устройства имеют следствием то положение, что государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а, напротив, характеризуется множественностью субъектов.

К их числу относятся как Российская Федерация (федеральное государство) в целом, так и ее отдельные субъекты — республики, края, области, города федерального подчинения, автономная область, автономные округа (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ), являющиеся государственными образованиями.

Что касается городских и сельских поселений и других муниципальных образований, то в них осуществляются функции местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ), в связи с чем они не могут считаться государственными образованиями. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Несомненно, однако, что они обладают известными властными полномочиями, т.е. функциями публичной власти, которыми их наделяет закон (ст. 132 Конституции РФ). Поэтому как муниципальные, так и государственные образования охватываются общим понятием публично-правовых образований.

Особенности правового положения всякого государства обусловлены наличием у него политической власти и государственного суверенитета, в силу которых оно само регулирует различные, в том числе имущественные, отношения, устанавливая в качестве общеобязательных как правила поведения для всех участников, так и порядок разбирательства их возможных споров. При этом оно само определяет и собственную гражданскую правосубъектность, ее содержание и пределы.

Вместе с тем, участвуя в имущественных (частноправовых) отношениях, государство должно соблюдать установленные им же правила, обусловленные самой природой регулируемых отношений. Оно не может использовать свои властные прерогативы для того, чтобы произвольно менять в своих интересах гражданско-правовые нормы или извязывать контрагентам свою волю в конкретных правоотношениях, иначе рыночный (имущественный) оборот не сможет нормально функционировать, а необходимая ему частноправовая форма будет разрушена.

Поэтому государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах с иными их участниками — гражданами и юридическими лицами. Это означает, что они не вправе использовать здесь никакие свои властные полномочия по отношению к другим участникам (контрагентам).

За нарушение гражданских прав или неисполнение обязанностей к публично-правовым образованиям в судебном порядке могут быть применены обычные меры имущественной ответственности, ибо во «внутренних» (внутригосударственных) гражданских правоотношениях публично-правовые образования лишены судебного иммунитета (т.е. возможности привлечения к суду только с их согласия).

К субъектам гражданского права помимо граждан, юридических лиц относятся муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация в целом (п. 2 ст. 2, ст. 124 ГК РФ). Специфика их участия заключается в том, что они являются носителями публичной власти и в то же время в полном объеме участвуют в гражданском обороте как собственники принадлежащего им имущества.

По своему правовому статусу муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданских правоотношений через свои представительные и исполнительные органы власти. В отличие от государственных образований органы местного самоуправления создаются и действуют как государственные органы, однако в соответствии с Конституцией РФ они не входят в систему государственной власти.

Действующее законодательство позволяет публично-правовым образованиям создавать юридические лица, которые выступают в гражданском обороте на ограниченном вещном праве самостоятельно (государственные и муниципальные унитарные предприятия), делегировать им свои гражданские права и обязанности. Гражданский оборот предполагает и имущественную ответственность публично-правовых образований по своим обязательствам, которую они несут самостоятельно в пределах государственной и муниципальной собственности, за исключением имущества, переданного унитарным предприятиям.

Публично-правовые образования как особые субъекты гражданского права имеют все признаки, необходимые для участия в гражданском обороте, аналогичные признакам юридического лица. Имущественная обособленность выражается в наличии у них права государственной и муниципальной собственности, позволяющей им нести имущественную ответственность по заключенным сделкам.

Структура построения органов государственной и муниципальной власти с определенной компетенцией и подчиненностью в соответствии с Конституцией РФ и уставами муниципальных образований, говорит об организационном единстве. Индивидуализационный признак проявляется в том, что публично-правовые образования приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права от своего имени, самостоятельно (ст. 125 ГК РФ).

В качестве субъектов гражданского права публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью.

Гражданская правоспособность и дееспособность государства как субъекта гражданских прав определяется и проявляется не в его отношениях с другими субъектами — гражданами и юридическими лицами, а в природе образования и существования, что выражается в объеме его правосубъектности.

Особенность государства заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и в силу этого в нормативном порядке регулирует имущественные и иные отношения, определяет правосубъектность граждан и юридических лиц.

Правосубъектность самого государства как участника гражданских правоотношений по содержанию и объему отличается от правосубъектности граждан и юридических лиц в силу природы самого этого образования и также определяется в нормативном порядке, например только оно может выпускать государственные казначейские обязательства. В то же время, выступая в качестве субъекта права в гражданском обороте, государство в лице своих органов действует как равноправный его участник и не обладает какими-либо преимуществами и льготами по сравнению с другими субъектами.

Гражданская правоспособность государства является специальной, а не универсальной, т.к. оно имеет лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом. Например, государству может принадлежать имущество, необходимое для реализации поставленных перед обществом задач, а иное имущество должно быть передано другим субъектам гражданского оборота.

Специальные органы управления государственным имуществом — фонды государственного имущества и комитеты по управлению государственным имуществом участвуют от имени государства в гражданских правоотношениях. Данные исполнительные органы непосредственно управляют основной массой принадлежащего государству имущества, не распределенного между государственными унитарными предприятиями и составляющего казну государства. Государственные органы выступают в качестве арендодателей при сдаче государственного имущества (имущественных комплексов) в аренду, а также в качестве отчуждателей при проведении приватизации (разгосударствления) имущества и в других аналогичных случаях.

В отдельных случаях от имени государства могут выступать органы Министерства финансов РФ (например, федеральные казначейства), которые распоряжаются средствами государственных бюджетов, а также иные специально уполномоченные на то государством органы, например государственные органы охраны памятников истории и культуры при принятии таких памятников в собственность государства или их передаче в пользование юридическим лицам и гражданам.

Добавить комментарий