Государственное управление понятие

Административное право – одна из важнейших базовых отраслей публичного права – регулирует отношения в области организации и функционирования публичного (т. е. осуществляемого от имени общества, государства) управления.В современной российской системе управления обществом и государством можно выделить три основные так или иначе связанные с административно-правовым регулированием разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное. Государственное управление является основной сферой действия и применения норм административного права.

В широком смыслепод государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти. В узком, организационно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанный с реализацией исполнительной государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления). Государственное управление в узком, организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.

Определяющими элементами сущностной характеристики исполнительной власти являются следующие позиции: 1) её социальное предназначение состоит в исполнении общих предписаний, т. е. решений представительной, президентской и правительственной власти; 2) она реализуется системой специально созданных исполнительных органов государственной власти, которые по своей сути и есть органы государственного управления; 3) её волевые импульсы выражаются путём принятия управленческих решений и организации их исполнения в процессе и результате осуществления управленческой деятельности; эта деятельность является особым и специфическим видом государственной деятельности и основной формой реализации исполнительной власти.

Государственное управление имеет ряд сущностных признаков: ♦ оно имеет практически организующий характер; процесс исполнения закона – это организующие, координирующие и контролирующие действия государства; ♦ все другие виды государственной деятельности носят прерывистый (дискретный) характер; государственное же управление осуществляется постоянно, непрерывно; ♦ оно обладает качеством всеобщности, универсальности во времени и в пространстве, т. е. осуществляется везде, где функционируют человеческие коллективы, где возникает необходимость в обеспечении исполнения законодательных актов, защиты прав и свобод граждан; ♦ государственное управление представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность по применению законов и подзаконных нормативных правовых актов, в процессе которой издаётся огромное количество распоряжений – административных актов; ♦ органы государственного управления самостоятельно разрабатывают и утверждают обязательные для других субъектов социальной жизни правила поведения, контролируют соблюдение этих правил и самостоятельно осуществляют административную юрисдикцию (наказывают, разбирают споры). Государственно-управленческая деятельность, таким образом, – это и правоприменительная, и правотворческая, и правоохранительная деятельность; ♦ важнейшей чертой исполнительной власти является её принудительность, возможность самостоятельно осуществлять меры принуждения в административном (внесудебном) порядке. В непосредственном ведении исполнительной власти находятся Вооружённые Силы, полиция, органы государственной безопасности, специализированные принудительные учреждения; ♦ государственное управление имеет особую организационную форму, осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти; ♦ исполнительная власть организационно едина, её нижестоящие звенья подчинены вышестоящим, она делится на иерархические уровни; система государственного управления строится на основе вертикальных (субординационных, иерархических) и горизонтальных связей и отношений; ♦ государственно-управленческая деятельность занимает подчинённое положение, зависимое от законодательной власти, которая определяет структуру исполнительной власти, полномочия органов государственного управления; издаваемые исполнительными органами акты имеют подзаконный характер; ♦ исполнительная власть и реализующее её государственное управление самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ), но имеют подконтрольный характер; их вправе контролировать все существующие виды и органы власти.

Субъектами государственного управления являются физические и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении. В качестве субъектов управления действуют также организации, не относящиеся к органам исполнительной власти, но наделённые полномочиями принуждающего характера: а) суды общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях; б) мировые судьи; в) общественные объединения (организации) и другие субъекты, уполномоченные государством применять меры контроля, а также выполнять другие государственно-управленческие функции.

Объектами государственного управления и административно-правового регулированиямогутвыступать: а) различные стороны административно-правового статуса граждан и их общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность); б) различные стороны деятельности социально-культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений; в) отраслевые и межотраслевые комплексы и ассоциации предприятий, учреждений и организаций; г) отрасли и сферы государственного управления, комплексы взаимосвязанных отраслей и целые их области.

Процесс государственного управления включает в себя следующие элементы: функции управления, формы и методы их осуществления, а также стиль управленческой деятельности.

Функции государственного управления – это конкретные направления управляющего воздействия государственного управления на объект управления. Функции управления являются функциями органов исполнительной власти. К ним относятся: 1) информационное обеспечениедеятельности государственных органов; 2) прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления; 3) планирование; 4) организация; 5) распорядительство; 6) руководство; 7) координация; 8) контроль и надзор; 9) регулирование; 10) учёт.

Принципы государственного управления – это основные теоретические положения, идеи, руководящие правила, отражающие объективные закономерности развития общества и государства, объединяющие наиболее существенные стороны организации государственного управления. В них находят отражение основные требования к построению системы органов государственного управления и выбору методов осуществления функций государственного управления. Принципы государственного управления носят объективный характер, т.е. не зависят от воли и конкретных действий людей, занятых в сфере государственного управления.

В системе государственного управления различают:

  1. общие принципы;

  2. организационные принципы.

Общие принципы носят общесоциальный характер и не зависят от уровня и места органа государственного управления и занимаемой тем или иным работником должности. Их действие распространяется на всю сферу государственного управления и они должны использоваться везде и всегда, где и когда речь идет о государственном управлении. Всего может быть выделено восемь таких принципов.

Принцип научности означает необходимость применения при осуществлении государственного управления новейших достижений управленческой науки. Он проявляется через анализ сложившихся ситуаций с помощью научных методов, выявление актуальных проблем; прогнозирование с применением современных научных методов, разработку планов действий и выбор оптимальных вариантов решения через комплексный, системный подход к решению возникающих проблем и задач, а также через совершенствование организационных структур в системе государственного управления и через научную организацию труда в органах государственного управления.

Принцип целостности заключается в сохранении единства государственного организма с целью обеспечения нормального функционирования всех звеньев народного хозяйства. Это означает недопущение изолированности отдельных государственных объектов, сохранение единых целей и задач при функционировании и развитии государственного управления.

Принцип децентрализации требует рационального сочетания централизованного руководства и местного самоуправления, передачи значительной части функций местным органам за исключением в основном тех, которые они не могут выполнить в силу своей специфики. Этот принцип направлен на развитие местного самоуправления и отработку эффективного механизма взаимодействия центральных органов государственного управления с системой органов местного (регионального) управления и самоуправления.

Принцип динамизма форм собственности провозглашает равные условия существования и развития всех форм собственности. Особое внимание в переходный период необходимо уделять государственной собственности. Нужна реорганизация системы управления этой собственностью путем поиска новых форм участия общественности в этом процессе, а не только увлечение приватизацией.

Принцип сочетания функционального и программно-целевого управления требует учета степени развития рыночных отношений в государстве и по мере их развития снижения роли централизованного планирования и управления и возрастание роли индикативного планирования и управления маркетингом. Задания субъектам хозяйствования должны устанавливаться не по объемам производства, особенно в натуральном выражении, а по выручке от реализации (продажи) продукции, работ, услуг.

Принципы экономичности и эффективности констатирует необходимость создания экономной структуры управления, без лишних звеньев, с минимальными затратами на её функционирование, привлечения истинных профессионалов к работе в органах государственного управления и освобождение этих структур от случайных людей.

Принцип адаптивности и динамичности означает способность системы управления своевременно реагировать на изменения внешних и внутренних условий, приспосабливаться к изменившейся ситуации без революционных, коренных изменений в структуре и функциях органов государственного управления.

Принцип стабильности и устойчивости развития требует обеспечения устойчивого последовательного развития народного хозяйства в соответствии с целевыми установками руководства, выполнение планов, достижение целей по всей иерархии системы или дерева, целей государственного управления на том или ином этапе экономического развития страны. Для этого необходимо способствовать созданию внутрисистемного информационного пространства, развитию интеграции в мировые экономические структуры, содействовать созданию конкурентной среды, выходу субъектов хозяйствования на мировые рынки и их участию в международном разделении труда.

Кроме общих, в государственном управлении используются также организационные принципы государственного управления.

Отраслевой принцип обеспечивает единство государственной политики, проводимой в отрасли; рациональное использование сил и средств, единообразное решение общих для всех отраслей вопросов и проблем. Это основной принцип в организации аппаратов и служб, осуществляющих исполнительную деятельность.

Территориальный принцип заключается в формировании аппарата исполнительной власти на территориальной основе. Он обеспечивает комплексное развитие отдельных сфер экономики и отраслей народного хозяйства на конкретной территории, и также систему органов территориального управления.

Линейный принцип обеспечивает вертикальную иерархичность, персональную ответственность первого руководителя. Его применение означает организацию аппаратов и служб государственного управления, при которой руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении подчиненных всеми правами и функциями управления.

Функциональный принцип провозглашает создание специализированных органов государственного управления, которые отвечают за конкретный участок работы и выполняют соответствующие функции управления. Как правило, это надведомственные и специальные функции государственного управления.

Принцип двойного подчинения обеспечивает в государственном управлении сочетание централизованного руководства и региональных (местных) органов управления.

Принцип рационального распределения полномочий между субъектами исполнительной власти юридически закрепляет за субъектами исполнительной власти конкретные полномочия, функции, права и обязанности. Не допускает дублирования функций различных органов государственного управления.

Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности предполагает, что важнейшие стратегические вопросы государственного управления решаются коллективными органами исполнительной власти. Вопросы же текущего оперативного характера решаются единоначально.

Все указанные принципы государственного управления обеспечивают эффективное функционирование всей системы государственного управления. Неиспользование того или иного принципа приводит к негативным последствиям. Необходимо совершенствовать правовую базу государственного управления и механизмы её реализации.

2. Принципы государственного управления.

Все государственное управление действует на основе определенных принципов. Принцип государственного управления представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления, выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению.

Общесистемные принципы государственного управления – общеуниверсальные закономерности. Выделим основные:

1. Принцип объективности государственного управления обусловливает необходимость во всех управленческих процессах следовать требованиям объективных закономерностей (естественно-природных и общественно-исторических) и реальным возможностям.

2. Принцип демократизма понимается как народовластие в государственном управлении. Предполагает приоритет прав, свобод, интересов граждан во всех сферах государственного управления.

3. Принцип правовой упорядоченности государственного управления – необходимость законодательного определения и закрепления основных элементов государственного управления (целей, функций, структур, процесса, принципов).

4. Принцип законности государственного управления – установление в государственном управлении режима повсеместного и полного исполнения правовых актов, вся деятельность органов государственной власти подзаконна.

5. Принцип разделения власти в государственном управлении подразумевает разделение на исполнительную, законодательную и судебную ветви.

Структурные принципы подразделяются на:

1) структурно-целевые;

2) структурно-функциональные;

3) структурно-организационные;

4) структурно-процессуальные.

Специализированные принципы: принципы госслужбы, принципы работы с управленческим персоналом, принципы информационного обеспечения государственного управления и т.д.

В научной литературе приводится множество не только самых разнообразных, часто не стыкующихся между собой принципов, но и примеров их систематизации. Выделялись такие подсистемы принципов в государственном управлении, как: политические (со­циально-политические) и организационные, организационно-по­литические, организационно-технические построения аппарата управления, организационно-технические деятельности аппарата управления; политические, экономические, организационно-пра­вовые, технические, общие сущностные, организационно-полити­ческие, видовые, частные функциональные и др. Авторы курса лекций «Общая теория управления» дают следующую системати­зацию принципов:

— общие, к которым относят принципы системности, объектив­ности, саморегулирования, обратной связи, дополнительности, оптимальности, информационной достаточности, эволюционизма, вероятности, демократизма, гласности, состязательности, ведущего звена, стимулирования;

— частные, среди которых выделены принципы, применяемые в различных подсистемах или сферах общества (экономической, социально-политической, духовной), и принципы, используемые при анализе различных общественных явлений, организаций, ин­ститутов;

— организационно-технологические, в число которых входят принципы единоначалия, сочетания федерального, регионального местного управления, конкретности, распределения труда, склярный принцип, принципы иерархии, единства распорядитель­ства, одного начальника, делегирования полномочий, диапазона управления98.

В новейших публикациях разграничивают законы и принципы t государственного управления. А среди последних выделяют: обще­системные методологические; общеметодологические; принципы, регулирующие управление как социально-политический процесс; организационные, системно-функциональные, причем в каждой из групп их называют десятки99. Но суть не в этом, а в том, что для сис­тематизации принципов не вводится какой-либо один критерий, как, скажем, в таблице Д.И. Менделеева. Из-за этого каждый сис­тематизатор получает свободу в конституциировании своего «зда­ния». А в результате даже нет предмета для дискуссии или опро­вержения. Если все сводится к тому, что так думает исследователь, то каждый может думать по-своему. Вот только вопрос в том, а как в таких случаях быть практике?

Пишущий эти строки когда-то, более 20 лет назад, предложил та­кую систематизацию принципов государственного управления:

1) общественно-политические принципы, сформулированные в результате познания социальной природы государственного управ­ления, общих закономерностей и основных особенностей его разви­тия;

2) функционально-структурные принципы, абстрагированные посредством исследования взаимодействий компонентов субъекта и объектов государственного управления и раскрывающие законо­мерности структуры государственно-управляющих воздействий;

3) организационно-структурные принципы, отражающие характер, закономерности и специфику организационной структуры государственного управления (главным образом системы его органов) и служащие отправными моментами при ее формировании и совер­шенствовании, а также при организации государственно-управля­ющих воздействий;

4) принципы государственно-управленческой деятельности раскрывающие закономерности, отношения и взаимосвязи мето­дов, форм и стадий управленческой деятельности государственных органов при формировании и реализации управленческих функ­ций и поддержании собственной жизнеспособности100.

В общем существует много различных систематизации принци­пов государственного управления, что свидетельствует о больших трудностях в выделении оснований для такой интеллектуальной работы. Каждый, кто что-то читал о принципах, может припом­нить, что в качестве таковых нередко называют требования, кото­рые мы предъявляем к чему-то или кому-то, правила, которые признаны целесообразными, выведенными из традиций и обычаев, а порой и сентенции, пригодные на тот или иной случай жизни. И соотносится все это между собой произвольно, по логике, кото­рой обладает автор.

Но если соглашаться с тем, что принципы отражают закономер­ности, отношения и взаимосвязи, имеющие объективный смысл и тем самым уже детерминированные их местом и ролью в системе государственного управления, то очевидно, что и характер каждо­го принципа, и их систематизация (связь друг с другом) должны иметь определенные, и довольно веские основания.

Как уже отмечалось (5.1), система государственного управления имеет различное построение и раскрывает его как общественное яв­ление в различных аспектах. Прежде всего, это система субъектно-объектных зависимостей, в которой представлено самое главное — связь государства и общества, власти и народа. Эта система, с од­ной стороны (генезиса), воспроизводит в себе сущностные черты, цивилизационные и национальные особенности соответствующего общества, иными словами, общественно-политическую природу го­сударства и соответственно государственного управления, а с другой — определяет все иные элементы государственного управления (цели, функции, структуры и т.д.). Государственное управление потому-то и становится системой, а не хаотическим набором тех или иных элементов, что в нем все составляющие его элементы со­гласованы, скоординированы, субординированы между собой по­средством определенных закономерностей, отношений и процес­сов, которые, в свою очередь, детерминированы типом и уровнем развития конкретного общества и государства.

Одно дело — построение государственного управления в монар­хическом государстве, другое — в аристократическом, третье — в демократическом. То же относится и к формационным особенностям: между феодальным и капиталистическим государством суще­ствует большая разница. Влияет также и уровень развития обще­ства и государства: даже в наше время, при международном признании некоторых основополагающих явлений (свобода, спра­ведливость, право, демократия и т.д.), конкретное построение госу­дарственного управления во многом зависит от социально-эконо­мического, духовного и политического развития определенной страны.

Поэтому первым основанием систематизации принципов государственного управления является выделение тех общих закономер­ностей, отношений и процессов, которые присущи всей системе го­сударственного управления, обеспечивают прочность зависимостей государства и общества и создают что-то исходное, типичное для закономерностей, отношений и взаимосвязей различных групп ее элементов (подсистем). Подобные, в известной мере, универсаль­ные закономерности, отношения и взаимосвязи государственного управления обозначаются понятием общесистемные принципы го­сударственного управления. Выявить и описать эти принципы — задача специального исследования, поскольку она очень сложна, особенно когда касается государственного управления переходного характера — неустойчивого и постоянно изменяющегося. В следу­ющей теме (10.3) будут предложены лишь подходы к данной про­блеме.

Второе основание систематизации связано с анализом и научной характеристикой тех закономерностей, отношений и взаимосвя­зи, которые организуют группы онтологических элементов госу­дарственного управления. Хотелось бы напомнить, что речь идет о таких группах элементов государственного управления, как цели, функции, структура, процесс. Если природа государственного управления отражается в общесистемных принципах, влияющих на все группы элементов системы государственною управления, то, естественно, что в каждой группе элементов должны действовать какие-то свои, специфические закономерности, отношения и взаимо­связи, придающие им (группам элементов) упорядоченную струк­туру.

Ведь в зависимости от того, как построены (в статике и динамике) соответствующие группы элементов, возникают их возможности и содержание действия в системе государственного управления. Из одних и тех же элементов государственного управления (целей, функций и т.д.) можно создать весьма различные структуры (ком­бинации элементов) с совершенно разной социальной ролью в об­щественной жизнедеятельности. К примеру, одни и те же элементы управленческой деятельности формируют автократический, либе­ральный либо демократически-правовой стили государственного управления. И так по каждой группе элементов. Закономерности, отношения и взаимосвязи организации групп элементов государ­ственного управления, открытые и осмысленные наукой, думает­ся, можно рассматривать в качестве структурных принципов госу­дарственного управления.

Данные принципы приобретают свою специфику в каждой из групп элементов, поскольку место и роль этих групп в системе он­тологических элементов государственного управления обусловли­вают их особое построение.

О содержании групп структурных принципов будет сказано ни­же (10.3).

И еще кратко об одном, третьем основании систематизации прин­ципов государственного управления. В данном курсе лекций рас­сматривается только общая (методологическая) часть теории госу­дарственного управления и в нем — только те принципы, которые имеют типичное значение для государственного управления. Но в различных подсистемах (территориальных, отраслевых, функцио­нальных и т.д.) государственного управления и особенно в различ­ных аспектах специализированной государственно-управленче­ской деятельности могут иметь (и реально имеют) место свое­образные, порой уникальные закономерности, отношения и взаимосвязи организации тех или иных управленческих элемен­тов- К примеру, выделяются следующие принципы: государствен­ной службы, работы с персоналом управления, информационного обеспечения государственного управления, технологизации госу­дарственного управления, принципы административного процесса и т.д. Исследование, раскрытие и систематизация таких принци­пов — дело специального (дифференцированного) научного управ­ленческого знания, как и познание принципов в других видах управления. В то же время весьма важно отслеживать, чтобы специализированные принципы в различных проявлениях государ­ственного управления не противоречили общесистемным и струк­турным принципам и способствовали укреплению целостности го­сударственного управления.

Как можно сделать вывод из сказанного выше, выявление и опи­сание принципов государственного управления представляет собой сложную интеллектуальную проблему. Но не меньшие трудности лежат и на пути применения принципов в практике государствен­ного управления. Прежде всего надо считаться с тем, что законо­мерности, отношения и взаимосвязи, отражаемые посредством по­нятия принципов, являются по своей природе общественными (со­циальными). Реально в жизни они действуют преимущественно как тенденция, как объективная предпосылка, возможность, спо­собность, которые для своего действительного воплощения требу­ют активной, целенаправленной и организованной деятельности. В известной мере принципы — это открытые явления.

Рациональное и действенное применение принципов государ­ственного управления предусматривает поэтому достижение опре­деленного единства, согласованности, надежной связи между объек­тивной закономерностью, отношением и взаимосвязью государ­ственного управления, познанной и закрепленной принципом, и конкретной деятельностью субъективного фактора, главным об­разом, органов государственной власти и местного самоуправле­ния. В идеальном варианте возможно и достижимо совпадение, тождество управленческой деятельности и направления, содер­жания и возможностей принципов государственного управле­ния.

Но оно осуществимо при соблюдении по крайней мере следую­щих предпосылок:

— во-первых, при постоянном и глубоком исследовании законо­мерностей, отношений и взаимосвязей государственного управле­ния, их содержания, требований к субъективной деятельности, проявлений в изменяющихся общественных обстоятельствах;

— во-вторых, при существовании и непрерывном улучшении ме­ханизма применения принципов государственного управления, что предполагает единство теории и практики управления, отлаженность процесса совершенствования государственного управления;

— в-третьих, при наличии системы стимулов, гарантий и защит­ных средств, обеспечивающих практическую реализацию принци­пов государственного управления, что непосредственно связано с их нормативным закреплением.

С этой точки зрения следует отметить в качестве позитивного тот факт, что в Конституции Российской Федерации 1993 г. уделено существенное внимание закреплению целого ряда принципов госу­дарственного управления. Об этом говорится в ч. 1 ст. 3 (о демокра­тизме), ч. 3 ст. 5 (о принципах федеративного устройства), ст. 10 (о разделении государственной власти), ст. 15 (о конституционном регулировании), ч. 2 ст. 77 (о единой системе исполнительной влас­ти) и др. Сформированы определенные правовые основы использо­вания принципов государственного управления в управленческой практике. Но только основы, которые нельзя как недооценивать, так и переоценивать. Необходимо дальнейшее законодательное «развертывание» данных принципов государственного управле­ния, а также последующее их использование в конкретных управ­ленческих решениях и действиях.

Главное здесь — понимание диалектичности принципов государ­ственного управления. Развиваются отражаемые ими явления, и количественный рост одних их сторон приводит к качественным преобразованиям других. Источником такого развития выступают внутренние и внешние (системные) противоречия. В процессах развития происходит отрицание одних сторон, проявлений принципов становление других. Все это, разумеется, влияет на характер и результаты применения принципов государственного управления, требует толкования принципов применительно к конкретным ситуациям. Кроме того, при различных общественных и управлен­ческих обстоятельствах под влиянием многообразных управлен­ческих факторов один и тот же принцип государственного управле­ния проявляется по-разному. Поэтому нельзя применять принцип государственного управления абстрактно, вообще, каждый раз тре­буется учет своеобразия места и времени протекания соответствую­щего управленческого процесса.

Зависимость роли принципов государственного управления от знаний, умения и действий субъективного фактора обусловливает организацию со стороны государственных органов целенаправлен­ной работы по поиску средств, создающих реальные предпосылки для правильного и полного выражения заложенных в каждом принципе его регулирующих возможностей. С помощью таких средств и испытания практикой важно находить оптимальную ре­зультирующую сложного, подчас противоречивого взаимодей­ствия различных сторон и проявлений конкретного принципа госу­дарственного управления. Не надо только думать, что достаточно взять тот или иной принцип, «приложить» его к определенной управленческой проблеме — и проблема решена. Без кропотливой аналитической работы — увы! — здесь ничего не получится.

Принципы государственного управления взаимосвязаны между собой. И для практики управления весьма актуально знание того, каков же конечный результат их совокупного применения, ведь применение одного принципа, взятого изолированно, существенно отличается от его применения во взаимосвязи с другими принципа­ми. Но это, так сказать, один аспект взаимосвязи принципов госу­дарственного управления, указывающий на зависимость каждого отдельного принципа от других. Другой аспект заключается в том, что в социальной реальности все принципы используются одновре­менно и необходимо целостное представление об их применении, Принципы государственного управления применяются в рамках их системы и как система.

Между тем история развития государственного управления и проводимых в нем преобразований (реформ) свидетельствует, что о системности применения принципов государственного управле­ния часто забывают и пытаются делать те или иные управленче­ские «дела» на основе использования одного — двух принципов. Иногда принцип демократизма государственного управления дово­дят до такой степени, что демократия превращается в охлократию и общество становится неуправляемым, а принцип федерализма интерпретируют таким образом, что разрушается целостность госу­дарственного управления. Известно, что и принцип законности может применяться избирательно, мол, законность для кого-то, но не для меня. Подобные негативные явления наблюдаются при приме­нении практически каждого принципа государственного управле­ния. Все еще силен у нас субъективистский произвол, при котором ( стремление к овладению и удержанию власти превалирует над стремлением достичь надлежащего государственного управления общественными процессами.

Значит, для рационального использования принципов государ­ственного управления необходимо комплексное знание: а) единич­ного проявления каждого принципа государственного управления; б) специфического проявления отдельных групп принципов госу­дарственного управления; в) общего (совокупного) проявления це­лостной системы принципов государственного управления.

Для решения данной проблемы актуально также развитие прак­тических навыков у государственных служащих и особенно у должностных лиц руководящего состава. Надо постоянно соизме­рять свои поступки и действия с соответствующими принципами государственного управления, в свете их требований принимать и исполнять управленческие решения. При изучении деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправ­ления, их проверках и заслушивании отчетов следует обнаружи­вать и оценивать меру реального освоения ими закономерностей, отношений и взаимосвязей находящихся в их ведении управлен­ческих процессов.

И в завершение несколько слов об эффективности применения принципов государственного управления. Имея источником объек­тивные закономерности, отношения и взаимосвязи, принципы государственного управления реализуются благодаря и посред­ством субъективной деятельности, главным образом деятельно­сти органов государственной власти и местного самоуправления.

та объективно-субъективная зависимость позволяет выявлять и оценивать степень освоения объективных закономерностей, отношений и взаимосвязей и использования их в общественной прак­тике.

Чем более организация и функционирование компонентов субъ­екта государственного управления соответствуют требованиям сис­темы принципов, тем социально эффективнее будут результаты го­сударственного управления. Поэтому критерием эффективности применения принципов государственного управления является прежде всего достижение системности государственного управле­ния, а посредством ее — гармоничности и комплексности общест­венной жизни в целом и ее отдельных сфер и областей. Проблема принципов государственного управления еще раз подтверждает од­ну и ту же посылку: все находится в руках людей, зависит от их ра­зума и, главное, его организованного приложения к какому-либо делу.

Вопросы для размышления и дискуссии

1. Раскройте смысл понятия «принцип государственного управ­ления».

2. Что такое основания систематизации принципов государствен­ного управления?

3. Назовите общесистемные принципы государственного управ­ления.

4. Какие виды структурных принципов вы знаете?

5. В чем суть проблемы применения принципов государственного
управления?

Принцип государственного управления представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления (системы онтологических элементов), выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению. Отличительные свойства принципа диалектичность и системность.

Принципы объективны в своей основе и по содержанию постольку, поскольку они выражают научное знание об объективных законах и функциях управления, отвечают критериям научной истины. Однако объективность принципов в указанном смысле нельзя отождествлять с объективно существующими общественными процессами и присущими им объективными законами. Принципы государственного управления независимы от сознания и воли субъекта только в смысле адекватного отражения объективных законов, потребностей государства и общества. Познаются и формулируются они людьми с различными субъективными способностями и возможностями.

В научной литературе приводится множество самых разнообразных принципов и примеров их систематизации. Общая теория управления разделяет принципы:

—общие, к которым относят принципы системности, объективности, саморегулирования, обратной связи, дополнительности, оптимальности, информационной достаточности, эволюционизма, вероятности, демократизма, гласности, состязательности, ведущего звена, стимулирования;

—частные, среди которых выделены принципы, применяемые в различных подсистемах или сферах общества (экономической, социально-политической, духовной) и принципы, используемые при анализе различных общественных явлений, организаций, институтов;

—организационно-технологические, в число которых входят принципы единоначалия, сочетания федерального, регионального и местного управления, конкретности, распределения труда, принципы иерархии, единства распорядительства, делегирования полномочий, диапазона управления.

В теории государственного управления выделяют несколько оснований систематизации принципов государственного управления.

Первая группа принципов- общесистемные принципы государственного управления — сформулированные на основе познания общих законов социального и государственного управления, закрепленные в политических и правовых нормах, или применяемые в качестве научно-практических рекомендаций — они определяют содержание государственного управления.

Принцип объективности государственного управления — обуславливает необходимость следования во всех управленческих процессах требованиям объективных закономерностей (естественно-природных и общественно-исторических) и реальным возможностям общественных сил.

Принцип демократизма — воспроизводит народовластие в государственном управлении. Предполагает пронизывание потребностями, интересами и целями жизнедеятельности людей всех элементов государственного управления.

Принцип правовой упорядоченности государственного управления — обуславливает необходимость законодательного определения основные аспектов целей, функций, структур, процесса, самих принципов государственного управления.

Принцип законности государственного управления- предполагает установление в государственном управлении режима повсеместного и полного исполнения правовых актов.

Принцип разделения власти в государственном управлении – не сводится к простому разделению деятельности в области государственного управления, а состоит в обеспечении и гарантированности принадлежности власти народу.

Принцип федерализма государственного управления — позволяет развивать и укреплять местное управление, вовлекать в управленческие процессы значительное число граждан.

Принцип публичности государственного управления – обеспечивает связь государственного управления с обществом, гражданами.

Вторая группа принципов связана с анализом и научной характеристикой тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые организуют группы онтологических элементов (цели, функции, структура, процесс). Структурные принципы подразделяются на: 1) структурно-целевые; 2) структурно-функциональные; 3) структурно-организационные; 4) структурно-процессуальные.

Третья группа принципов: специализированные принципы — они в большинстве своем прописаны юридически или же отражены в определенных политических документах и административных инструкциях:

—принципы государственной службы,

—принципы работы с управленческим персоналом,

—принципы информационного обеспечения государственного управления и т.д.

7)

8) Функции высшего профессионального образования

Высшее образование выступает как социальный институт в системе общества. Поэтому его функции должны быть рассмотрены как в прямом, так и в опосредованном влиянии на все аспекты развития как личности, так и общества. Причем представляется, что так как в конечном счете эти функции находят свое отражение в деятельности человека, социальных групп, слоев и классов, то и реализацию функций высшего образования можно оценить лишь исходя из анализа этой деятельности.

Видимо, целесообразно сосредоточить внимание на следующих функциях высшего образования:

1) подготовка высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить научно-технический прогресс. Иначе можно назвать эту функцию образовательной, которая включает в себя и развитие личности;

2) научная функция: развитие наук и искусств, создание новых знаний;

3) повышение квалификации, переподготовка и доподготовка специалистов;

4) высшее образование выступает как один из факторов формирования высокой политической культуры и активности личности и как фактор формирования свободы личности. Высшее образование обеспечивает активную жизненную позицию личности;

5) наконец, система высшего образования является одним из важнейших каналов духовного формирования общества, основанного в конечном итоге на всестороннем развитии личности. Развитие личности специалиста носит непрерывный характер, следовательно, мера всесторонности подвижна. Вероятно, существуют определенные конкретно-исторические уровни всесторонности развития личности.

Все функции высшего образования проявляются на протяжении длительного времени.

Обучение специалистов в вузе – лишь начало, но достаточно мощное, если не решающее. Исследования показывают, что тот «заряд”, который получен в вузе, в развитии знаний, навыков, мировоззрения, общей и политической культуры, как правило, оказывается решающим во всей последующей жизнедеятельности специалиста.

Структуры высшего профессионального образования

Структуры высшего профессионального образования – это совокупность различных по назначению и нормативным срокам обучения основных профессиональных программ, характеризующих различные уровни высшего профессионального образования.

Первый уровень является неполным высшим профессиональным образованием, которое должно осуществляться вузом по части основной профессиональной образовательной программы, включающей, главным образом, общую гуманитарную и естественно-научную подготовку студента. Нормативный срок обучения должен составлять не менее двух лет.

Завершение студентом профессиональной образовательной программы в объеме первого уровня должно позволять ему продолжить высшее образование, а в случае прекращения дальнейшего обучения –получить диплом о неполном высшем образовании.

Второй уровень является высшим профессиональным образованием, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам, обеспечивающим подготовку бакалавров или специалистов с высшим образованием.

Основная профессиональная образовательная программа подготовки должна включать общую гуманитарную, фундаментальную, естественно-научную и профессионально ориентированную подготовку по направлениям, охватывающим широкие области науки, техники и культуры.

Добавить комментарий