Административное право – одна из важнейших базовых отраслей публичного права – регулирует отношения в области организации и функционирования публичного (т. е. осуществляемого от имени общества, государства) управления.В современной российской системе управления обществом и государством можно выделить три основные так или иначе связанные с административно-правовым регулированием разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное. Государственное управление является основной сферой действия и применения норм административного права.
В широком смыслепод государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти. В узком, организационно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанный с реализацией исполнительной государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления). Государственное управление в узком, организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.
Определяющими элементами сущностной характеристики исполнительной власти являются следующие позиции: 1) её социальное предназначение состоит в исполнении общих предписаний, т. е. решений представительной, президентской и правительственной власти; 2) она реализуется системой специально созданных исполнительных органов государственной власти, которые по своей сути и есть органы государственного управления; 3) её волевые импульсы выражаются путём принятия управленческих решений и организации их исполнения в процессе и результате осуществления управленческой деятельности; эта деятельность является особым и специфическим видом государственной деятельности и основной формой реализации исполнительной власти.
Государственное управление имеет ряд сущностных признаков: ♦ оно имеет практически организующий характер; процесс исполнения закона – это организующие, координирующие и контролирующие действия государства; ♦ все другие виды государственной деятельности носят прерывистый (дискретный) характер; государственное же управление осуществляется постоянно, непрерывно; ♦ оно обладает качеством всеобщности, универсальности во времени и в пространстве, т. е. осуществляется везде, где функционируют человеческие коллективы, где возникает необходимость в обеспечении исполнения законодательных актов, защиты прав и свобод граждан; ♦ государственное управление представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность по применению законов и подзаконных нормативных правовых актов, в процессе которой издаётся огромное количество распоряжений – административных актов; ♦ органы государственного управления самостоятельно разрабатывают и утверждают обязательные для других субъектов социальной жизни правила поведения, контролируют соблюдение этих правил и самостоятельно осуществляют административную юрисдикцию (наказывают, разбирают споры). Государственно-управленческая деятельность, таким образом, – это и правоприменительная, и правотворческая, и правоохранительная деятельность; ♦ важнейшей чертой исполнительной власти является её принудительность, возможность самостоятельно осуществлять меры принуждения в административном (внесудебном) порядке. В непосредственном ведении исполнительной власти находятся Вооружённые Силы, полиция, органы государственной безопасности, специализированные принудительные учреждения; ♦ государственное управление имеет особую организационную форму, осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти; ♦ исполнительная власть организационно едина, её нижестоящие звенья подчинены вышестоящим, она делится на иерархические уровни; система государственного управления строится на основе вертикальных (субординационных, иерархических) и горизонтальных связей и отношений; ♦ государственно-управленческая деятельность занимает подчинённое положение, зависимое от законодательной власти, которая определяет структуру исполнительной власти, полномочия органов государственного управления; издаваемые исполнительными органами акты имеют подзаконный характер; ♦ исполнительная власть и реализующее её государственное управление самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ), но имеют подконтрольный характер; их вправе контролировать все существующие виды и органы власти.
Субъектами государственного управления являются физические и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении. В качестве субъектов управления действуют также организации, не относящиеся к органам исполнительной власти, но наделённые полномочиями принуждающего характера: а) суды общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях; б) мировые судьи; в) общественные объединения (организации) и другие субъекты, уполномоченные государством применять меры контроля, а также выполнять другие государственно-управленческие функции.
Объектами государственного управления и административно-правового регулированиямогутвыступать: а) различные стороны административно-правового статуса граждан и их общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность); б) различные стороны деятельности социально-культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений; в) отраслевые и межотраслевые комплексы и ассоциации предприятий, учреждений и организаций; г) отрасли и сферы государственного управления, комплексы взаимосвязанных отраслей и целые их области.
Процесс государственного управления включает в себя следующие элементы: функции управления, формы и методы их осуществления, а также стиль управленческой деятельности.
Функции государственного управления – это конкретные направления управляющего воздействия государственного управления на объект управления. Функции управления являются функциями органов исполнительной власти. К ним относятся: 1) информационное обеспечениедеятельности государственных органов; 2) прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления; 3) планирование; 4) организация; 5) распорядительство; 6) руководство; 7) координация; 8) контроль и надзор; 9) регулирование; 10) учёт.
Принципы государственного управления – это основные теоретические положения, идеи, руководящие правила, отражающие объективные закономерности развития общества и государства, объединяющие наиболее существенные стороны организации государственного управления. В них находят отражение основные требования к построению системы органов государственного управления и выбору методов осуществления функций государственного управления. Принципы государственного управления носят объективный характер, т.е. не зависят от воли и конкретных действий людей, занятых в сфере государственного управления.
В системе государственного управления различают:
-
общие принципы;
-
организационные принципы.
Общие принципы носят общесоциальный характер и не зависят от уровня и места органа государственного управления и занимаемой тем или иным работником должности. Их действие распространяется на всю сферу государственного управления и они должны использоваться везде и всегда, где и когда речь идет о государственном управлении. Всего может быть выделено восемь таких принципов.
Принцип научности означает необходимость применения при осуществлении государственного управления новейших достижений управленческой науки. Он проявляется через анализ сложившихся ситуаций с помощью научных методов, выявление актуальных проблем; прогнозирование с применением современных научных методов, разработку планов действий и выбор оптимальных вариантов решения через комплексный, системный подход к решению возникающих проблем и задач, а также через совершенствование организационных структур в системе государственного управления и через научную организацию труда в органах государственного управления.
Принцип целостности заключается в сохранении единства государственного организма с целью обеспечения нормального функционирования всех звеньев народного хозяйства. Это означает недопущение изолированности отдельных государственных объектов, сохранение единых целей и задач при функционировании и развитии государственного управления.
Принцип децентрализации требует рационального сочетания централизованного руководства и местного самоуправления, передачи значительной части функций местным органам за исключением в основном тех, которые они не могут выполнить в силу своей специфики. Этот принцип направлен на развитие местного самоуправления и отработку эффективного механизма взаимодействия центральных органов государственного управления с системой органов местного (регионального) управления и самоуправления.
Принцип динамизма форм собственности провозглашает равные условия существования и развития всех форм собственности. Особое внимание в переходный период необходимо уделять государственной собственности. Нужна реорганизация системы управления этой собственностью путем поиска новых форм участия общественности в этом процессе, а не только увлечение приватизацией.
Принцип сочетания функционального и программно-целевого управления требует учета степени развития рыночных отношений в государстве и по мере их развития снижения роли централизованного планирования и управления и возрастание роли индикативного планирования и управления маркетингом. Задания субъектам хозяйствования должны устанавливаться не по объемам производства, особенно в натуральном выражении, а по выручке от реализации (продажи) продукции, работ, услуг.
Принципы экономичности и эффективности констатирует необходимость создания экономной структуры управления, без лишних звеньев, с минимальными затратами на её функционирование, привлечения истинных профессионалов к работе в органах государственного управления и освобождение этих структур от случайных людей.
Принцип адаптивности и динамичности означает способность системы управления своевременно реагировать на изменения внешних и внутренних условий, приспосабливаться к изменившейся ситуации без революционных, коренных изменений в структуре и функциях органов государственного управления.
Принцип стабильности и устойчивости развития требует обеспечения устойчивого последовательного развития народного хозяйства в соответствии с целевыми установками руководства, выполнение планов, достижение целей по всей иерархии системы или дерева, целей государственного управления на том или ином этапе экономического развития страны. Для этого необходимо способствовать созданию внутрисистемного информационного пространства, развитию интеграции в мировые экономические структуры, содействовать созданию конкурентной среды, выходу субъектов хозяйствования на мировые рынки и их участию в международном разделении труда.
Кроме общих, в государственном управлении используются также организационные принципы государственного управления.
Отраслевой принцип обеспечивает единство государственной политики, проводимой в отрасли; рациональное использование сил и средств, единообразное решение общих для всех отраслей вопросов и проблем. Это основной принцип в организации аппаратов и служб, осуществляющих исполнительную деятельность.
Территориальный принцип заключается в формировании аппарата исполнительной власти на территориальной основе. Он обеспечивает комплексное развитие отдельных сфер экономики и отраслей народного хозяйства на конкретной территории, и также систему органов территориального управления.
Линейный принцип обеспечивает вертикальную иерархичность, персональную ответственность первого руководителя. Его применение означает организацию аппаратов и служб государственного управления, при которой руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении подчиненных всеми правами и функциями управления.
Функциональный принцип провозглашает создание специализированных органов государственного управления, которые отвечают за конкретный участок работы и выполняют соответствующие функции управления. Как правило, это надведомственные и специальные функции государственного управления.
Принцип двойного подчинения обеспечивает в государственном управлении сочетание централизованного руководства и региональных (местных) органов управления.
Принцип рационального распределения полномочий между субъектами исполнительной власти юридически закрепляет за субъектами исполнительной власти конкретные полномочия, функции, права и обязанности. Не допускает дублирования функций различных органов государственного управления.
Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности предполагает, что важнейшие стратегические вопросы государственного управления решаются коллективными органами исполнительной власти. Вопросы же текущего оперативного характера решаются единоначально.
Все указанные принципы государственного управления обеспечивают эффективное функционирование всей системы государственного управления. Неиспользование того или иного принципа приводит к негативным последствиям. Необходимо совершенствовать правовую базу государственного управления и механизмы её реализации.
2. Принципы государственного управления.
Все государственное управление действует на основе определенных принципов. Принцип государственного управления представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления, выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению.
Общесистемные принципы государственного управления – общеуниверсальные закономерности. Выделим основные:
1. Принцип объективности государственного управления обусловливает необходимость во всех управленческих процессах следовать требованиям объективных закономерностей (естественно-природных и общественно-исторических) и реальным возможностям.
2. Принцип демократизма понимается как народовластие в государственном управлении. Предполагает приоритет прав, свобод, интересов граждан во всех сферах государственного управления.
3. Принцип правовой упорядоченности государственного управления – необходимость законодательного определения и закрепления основных элементов государственного управления (целей, функций, структур, процесса, принципов).
4. Принцип законности государственного управления – установление в государственном управлении режима повсеместного и полного исполнения правовых актов, вся деятельность органов государственной власти подзаконна.
5. Принцип разделения власти в государственном управлении подразумевает разделение на исполнительную, законодательную и судебную ветви.
Структурные принципы подразделяются на:
1) структурно-целевые;
2) структурно-функциональные;
3) структурно-организационные;
4) структурно-процессуальные.
Специализированные принципы: принципы госслужбы, принципы работы с управленческим персоналом, принципы информационного обеспечения государственного управления и т.д.
В научной литературе приводится множество не только самых разнообразных, часто не стыкующихся между собой принципов, но и примеров их систематизации. Выделялись такие подсистемы принципов в государственном управлении, как: политические (социально-политические) и организационные, организационно-политические, организационно-технические построения аппарата управления, организационно-технические деятельности аппарата управления; политические, экономические, организационно-правовые, технические, общие сущностные, организационно-политические, видовые, частные функциональные и др. Авторы курса лекций «Общая теория управления» дают следующую систематизацию принципов:
— общие, к которым относят принципы системности, объективности, саморегулирования, обратной связи, дополнительности, оптимальности, информационной достаточности, эволюционизма, вероятности, демократизма, гласности, состязательности, ведущего звена, стимулирования;
— частные, среди которых выделены принципы, применяемые в различных подсистемах или сферах общества (экономической, социально-политической, духовной), и принципы, используемые при анализе различных общественных явлений, организаций, институтов;
— организационно-технологические, в число которых входят принципы единоначалия, сочетания федерального, регионального местного управления, конкретности, распределения труда, склярный принцип, принципы иерархии, единства распорядительства, одного начальника, делегирования полномочий, диапазона управления98.
В новейших публикациях разграничивают законы и принципы t государственного управления. А среди последних выделяют: общесистемные методологические; общеметодологические; принципы, регулирующие управление как социально-политический процесс; организационные, системно-функциональные, причем в каждой из групп их называют десятки99. Но суть не в этом, а в том, что для систематизации принципов не вводится какой-либо один критерий, как, скажем, в таблице Д.И. Менделеева. Из-за этого каждый систематизатор получает свободу в конституциировании своего «здания». А в результате даже нет предмета для дискуссии или опровержения. Если все сводится к тому, что так думает исследователь, то каждый может думать по-своему. Вот только вопрос в том, а как в таких случаях быть практике?
Пишущий эти строки когда-то, более 20 лет назад, предложил такую систематизацию принципов государственного управления:
1) общественно-политические принципы, сформулированные в результате познания социальной природы государственного управления, общих закономерностей и основных особенностей его развития;
2) функционально-структурные принципы, абстрагированные посредством исследования взаимодействий компонентов субъекта и объектов государственного управления и раскрывающие закономерности структуры государственно-управляющих воздействий;
3) организационно-структурные принципы, отражающие характер, закономерности и специфику организационной структуры государственного управления (главным образом системы его органов) и служащие отправными моментами при ее формировании и совершенствовании, а также при организации государственно-управляющих воздействий;
4) принципы государственно-управленческой деятельности раскрывающие закономерности, отношения и взаимосвязи методов, форм и стадий управленческой деятельности государственных органов при формировании и реализации управленческих функций и поддержании собственной жизнеспособности100.
В общем существует много различных систематизации принципов государственного управления, что свидетельствует о больших трудностях в выделении оснований для такой интеллектуальной работы. Каждый, кто что-то читал о принципах, может припомнить, что в качестве таковых нередко называют требования, которые мы предъявляем к чему-то или кому-то, правила, которые признаны целесообразными, выведенными из традиций и обычаев, а порой и сентенции, пригодные на тот или иной случай жизни. И соотносится все это между собой произвольно, по логике, которой обладает автор.
Но если соглашаться с тем, что принципы отражают закономерности, отношения и взаимосвязи, имеющие объективный смысл и тем самым уже детерминированные их местом и ролью в системе государственного управления, то очевидно, что и характер каждого принципа, и их систематизация (связь друг с другом) должны иметь определенные, и довольно веские основания.
Как уже отмечалось (5.1), система государственного управления имеет различное построение и раскрывает его как общественное явление в различных аспектах. Прежде всего, это система субъектно-объектных зависимостей, в которой представлено самое главное — связь государства и общества, власти и народа. Эта система, с одной стороны (генезиса), воспроизводит в себе сущностные черты, цивилизационные и национальные особенности соответствующего общества, иными словами, общественно-политическую природу государства и соответственно государственного управления, а с другой — определяет все иные элементы государственного управления (цели, функции, структуры и т.д.). Государственное управление потому-то и становится системой, а не хаотическим набором тех или иных элементов, что в нем все составляющие его элементы согласованы, скоординированы, субординированы между собой посредством определенных закономерностей, отношений и процессов, которые, в свою очередь, детерминированы типом и уровнем развития конкретного общества и государства.
Одно дело — построение государственного управления в монархическом государстве, другое — в аристократическом, третье — в демократическом. То же относится и к формационным особенностям: между феодальным и капиталистическим государством существует большая разница. Влияет также и уровень развития общества и государства: даже в наше время, при международном признании некоторых основополагающих явлений (свобода, справедливость, право, демократия и т.д.), конкретное построение государственного управления во многом зависит от социально-экономического, духовного и политического развития определенной страны.
Поэтому первым основанием систематизации принципов государственного управления является выделение тех общих закономерностей, отношений и процессов, которые присущи всей системе государственного управления, обеспечивают прочность зависимостей государства и общества и создают что-то исходное, типичное для закономерностей, отношений и взаимосвязей различных групп ее элементов (подсистем). Подобные, в известной мере, универсальные закономерности, отношения и взаимосвязи государственного управления обозначаются понятием общесистемные принципы государственного управления. Выявить и описать эти принципы — задача специального исследования, поскольку она очень сложна, особенно когда касается государственного управления переходного характера — неустойчивого и постоянно изменяющегося. В следующей теме (10.3) будут предложены лишь подходы к данной проблеме.
Второе основание систематизации связано с анализом и научной характеристикой тех закономерностей, отношений и взаимосвязи, которые организуют группы онтологических элементов государственного управления. Хотелось бы напомнить, что речь идет о таких группах элементов государственного управления, как цели, функции, структура, процесс. Если природа государственного управления отражается в общесистемных принципах, влияющих на все группы элементов системы государственною управления, то, естественно, что в каждой группе элементов должны действовать какие-то свои, специфические закономерности, отношения и взаимосвязи, придающие им (группам элементов) упорядоченную структуру.
Ведь в зависимости от того, как построены (в статике и динамике) соответствующие группы элементов, возникают их возможности и содержание действия в системе государственного управления. Из одних и тех же элементов государственного управления (целей, функций и т.д.) можно создать весьма различные структуры (комбинации элементов) с совершенно разной социальной ролью в общественной жизнедеятельности. К примеру, одни и те же элементы управленческой деятельности формируют автократический, либеральный либо демократически-правовой стили государственного управления. И так по каждой группе элементов. Закономерности, отношения и взаимосвязи организации групп элементов государственного управления, открытые и осмысленные наукой, думается, можно рассматривать в качестве структурных принципов государственного управления.
Данные принципы приобретают свою специфику в каждой из групп элементов, поскольку место и роль этих групп в системе онтологических элементов государственного управления обусловливают их особое построение.
О содержании групп структурных принципов будет сказано ниже (10.3).
И еще кратко об одном, третьем основании систематизации принципов государственного управления. В данном курсе лекций рассматривается только общая (методологическая) часть теории государственного управления и в нем — только те принципы, которые имеют типичное значение для государственного управления. Но в различных подсистемах (территориальных, отраслевых, функциональных и т.д.) государственного управления и особенно в различных аспектах специализированной государственно-управленческой деятельности могут иметь (и реально имеют) место своеобразные, порой уникальные закономерности, отношения и взаимосвязи организации тех или иных управленческих элементов- К примеру, выделяются следующие принципы: государственной службы, работы с персоналом управления, информационного обеспечения государственного управления, технологизации государственного управления, принципы административного процесса и т.д. Исследование, раскрытие и систематизация таких принципов — дело специального (дифференцированного) научного управленческого знания, как и познание принципов в других видах управления. В то же время весьма важно отслеживать, чтобы специализированные принципы в различных проявлениях государственного управления не противоречили общесистемным и структурным принципам и способствовали укреплению целостности государственного управления.
Как можно сделать вывод из сказанного выше, выявление и описание принципов государственного управления представляет собой сложную интеллектуальную проблему. Но не меньшие трудности лежат и на пути применения принципов в практике государственного управления. Прежде всего надо считаться с тем, что закономерности, отношения и взаимосвязи, отражаемые посредством понятия принципов, являются по своей природе общественными (социальными). Реально в жизни они действуют преимущественно как тенденция, как объективная предпосылка, возможность, способность, которые для своего действительного воплощения требуют активной, целенаправленной и организованной деятельности. В известной мере принципы — это открытые явления.
Рациональное и действенное применение принципов государственного управления предусматривает поэтому достижение определенного единства, согласованности, надежной связи между объективной закономерностью, отношением и взаимосвязью государственного управления, познанной и закрепленной принципом, и конкретной деятельностью субъективного фактора, главным образом, органов государственной власти и местного самоуправления. В идеальном варианте возможно и достижимо совпадение, тождество управленческой деятельности и направления, содержания и возможностей принципов государственного управления.
Но оно осуществимо при соблюдении по крайней мере следующих предпосылок:
— во-первых, при постоянном и глубоком исследовании закономерностей, отношений и взаимосвязей государственного управления, их содержания, требований к субъективной деятельности, проявлений в изменяющихся общественных обстоятельствах;
— во-вторых, при существовании и непрерывном улучшении механизма применения принципов государственного управления, что предполагает единство теории и практики управления, отлаженность процесса совершенствования государственного управления;
— в-третьих, при наличии системы стимулов, гарантий и защитных средств, обеспечивающих практическую реализацию принципов государственного управления, что непосредственно связано с их нормативным закреплением.
С этой точки зрения следует отметить в качестве позитивного тот факт, что в Конституции Российской Федерации 1993 г. уделено существенное внимание закреплению целого ряда принципов государственного управления. Об этом говорится в ч. 1 ст. 3 (о демократизме), ч. 3 ст. 5 (о принципах федеративного устройства), ст. 10 (о разделении государственной власти), ст. 15 (о конституционном регулировании), ч. 2 ст. 77 (о единой системе исполнительной власти) и др. Сформированы определенные правовые основы использования принципов государственного управления в управленческой практике. Но только основы, которые нельзя как недооценивать, так и переоценивать. Необходимо дальнейшее законодательное «развертывание» данных принципов государственного управления, а также последующее их использование в конкретных управленческих решениях и действиях.
Главное здесь — понимание диалектичности принципов государственного управления. Развиваются отражаемые ими явления, и количественный рост одних их сторон приводит к качественным преобразованиям других. Источником такого развития выступают внутренние и внешние (системные) противоречия. В процессах развития происходит отрицание одних сторон, проявлений принципов становление других. Все это, разумеется, влияет на характер и результаты применения принципов государственного управления, требует толкования принципов применительно к конкретным ситуациям. Кроме того, при различных общественных и управленческих обстоятельствах под влиянием многообразных управленческих факторов один и тот же принцип государственного управления проявляется по-разному. Поэтому нельзя применять принцип государственного управления абстрактно, вообще, каждый раз требуется учет своеобразия места и времени протекания соответствующего управленческого процесса.
Зависимость роли принципов государственного управления от знаний, умения и действий субъективного фактора обусловливает организацию со стороны государственных органов целенаправленной работы по поиску средств, создающих реальные предпосылки для правильного и полного выражения заложенных в каждом принципе его регулирующих возможностей. С помощью таких средств и испытания практикой важно находить оптимальную результирующую сложного, подчас противоречивого взаимодействия различных сторон и проявлений конкретного принципа государственного управления. Не надо только думать, что достаточно взять тот или иной принцип, «приложить» его к определенной управленческой проблеме — и проблема решена. Без кропотливой аналитической работы — увы! — здесь ничего не получится.
Принципы государственного управления взаимосвязаны между собой. И для практики управления весьма актуально знание того, каков же конечный результат их совокупного применения, ведь применение одного принципа, взятого изолированно, существенно отличается от его применения во взаимосвязи с другими принципами. Но это, так сказать, один аспект взаимосвязи принципов государственного управления, указывающий на зависимость каждого отдельного принципа от других. Другой аспект заключается в том, что в социальной реальности все принципы используются одновременно и необходимо целостное представление об их применении, Принципы государственного управления применяются в рамках их системы и как система.
Между тем история развития государственного управления и проводимых в нем преобразований (реформ) свидетельствует, что о системности применения принципов государственного управления часто забывают и пытаются делать те или иные управленческие «дела» на основе использования одного — двух принципов. Иногда принцип демократизма государственного управления доводят до такой степени, что демократия превращается в охлократию и общество становится неуправляемым, а принцип федерализма интерпретируют таким образом, что разрушается целостность государственного управления. Известно, что и принцип законности может применяться избирательно, мол, законность для кого-то, но не для меня. Подобные негативные явления наблюдаются при применении практически каждого принципа государственного управления. Все еще силен у нас субъективистский произвол, при котором ( стремление к овладению и удержанию власти превалирует над стремлением достичь надлежащего государственного управления общественными процессами.
Значит, для рационального использования принципов государственного управления необходимо комплексное знание: а) единичного проявления каждого принципа государственного управления; б) специфического проявления отдельных групп принципов государственного управления; в) общего (совокупного) проявления целостной системы принципов государственного управления.
Для решения данной проблемы актуально также развитие практических навыков у государственных служащих и особенно у должностных лиц руководящего состава. Надо постоянно соизмерять свои поступки и действия с соответствующими принципами государственного управления, в свете их требований принимать и исполнять управленческие решения. При изучении деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления, их проверках и заслушивании отчетов следует обнаруживать и оценивать меру реального освоения ими закономерностей, отношений и взаимосвязей находящихся в их ведении управленческих процессов.
И в завершение несколько слов об эффективности применения принципов государственного управления. Имея источником объективные закономерности, отношения и взаимосвязи, принципы государственного управления реализуются благодаря и посредством субъективной деятельности, главным образом деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
та объективно-субъективная зависимость позволяет выявлять и оценивать степень освоения объективных закономерностей, отношений и взаимосвязей и использования их в общественной практике.
Чем более организация и функционирование компонентов субъекта государственного управления соответствуют требованиям системы принципов, тем социально эффективнее будут результаты государственного управления. Поэтому критерием эффективности применения принципов государственного управления является прежде всего достижение системности государственного управления, а посредством ее — гармоничности и комплексности общественной жизни в целом и ее отдельных сфер и областей. Проблема принципов государственного управления еще раз подтверждает одну и ту же посылку: все находится в руках людей, зависит от их разума и, главное, его организованного приложения к какому-либо делу.
Вопросы для размышления и дискуссии
1. Раскройте смысл понятия «принцип государственного управления».
2. Что такое основания систематизации принципов государственного управления?
3. Назовите общесистемные принципы государственного управления.
4. Какие виды структурных принципов вы знаете?
5. В чем суть проблемы применения принципов государственного
управления?
Принцип государственного управления представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления (системы онтологических элементов), выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению. Отличительные свойства принципа диалектичность и системность.
Принципы объективны в своей основе и по содержанию постольку, поскольку они выражают научное знание об объективных законах и функциях управления, отвечают критериям научной истины. Однако объективность принципов в указанном смысле нельзя отождествлять с объективно существующими общественными процессами и присущими им объективными законами. Принципы государственного управления независимы от сознания и воли субъекта только в смысле адекватного отражения объективных законов, потребностей государства и общества. Познаются и формулируются они людьми с различными субъективными способностями и возможностями.
В научной литературе приводится множество самых разнообразных принципов и примеров их систематизации. Общая теория управления разделяет принципы:
—общие, к которым относят принципы системности, объективности, саморегулирования, обратной связи, дополнительности, оптимальности, информационной достаточности, эволюционизма, вероятности, демократизма, гласности, состязательности, ведущего звена, стимулирования;
—частные, среди которых выделены принципы, применяемые в различных подсистемах или сферах общества (экономической, социально-политической, духовной) и принципы, используемые при анализе различных общественных явлений, организаций, институтов;
—организационно-технологические, в число которых входят принципы единоначалия, сочетания федерального, регионального и местного управления, конкретности, распределения труда, принципы иерархии, единства распорядительства, делегирования полномочий, диапазона управления.
В теории государственного управления выделяют несколько оснований систематизации принципов государственного управления.
Первая группа принципов- общесистемные принципы государственного управления — сформулированные на основе познания общих законов социального и государственного управления, закрепленные в политических и правовых нормах, или применяемые в качестве научно-практических рекомендаций — они определяют содержание государственного управления.
Принцип объективности государственного управления — обуславливает необходимость следования во всех управленческих процессах требованиям объективных закономерностей (естественно-природных и общественно-исторических) и реальным возможностям общественных сил.
Принцип демократизма — воспроизводит народовластие в государственном управлении. Предполагает пронизывание потребностями, интересами и целями жизнедеятельности людей всех элементов государственного управления.
Принцип правовой упорядоченности государственного управления — обуславливает необходимость законодательного определения основные аспектов целей, функций, структур, процесса, самих принципов государственного управления.
Принцип законности государственного управления- предполагает установление в государственном управлении режима повсеместного и полного исполнения правовых актов.
Принцип разделения власти в государственном управлении – не сводится к простому разделению деятельности в области государственного управления, а состоит в обеспечении и гарантированности принадлежности власти народу.
Принцип федерализма государственного управления — позволяет развивать и укреплять местное управление, вовлекать в управленческие процессы значительное число граждан.
Принцип публичности государственного управления – обеспечивает связь государственного управления с обществом, гражданами.
Вторая группа принципов связана с анализом и научной характеристикой тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые организуют группы онтологических элементов (цели, функции, структура, процесс). Структурные принципы подразделяются на: 1) структурно-целевые; 2) структурно-функциональные; 3) структурно-организационные; 4) структурно-процессуальные.
Третья группа принципов: специализированные принципы — они в большинстве своем прописаны юридически или же отражены в определенных политических документах и административных инструкциях:
—принципы государственной службы,
—принципы работы с управленческим персоналом,
—принципы информационного обеспечения государственного управления и т.д.
7)
8) Функции высшего профессионального образования
Высшее образование выступает как социальный институт в системе общества. Поэтому его функции должны быть рассмотрены как в прямом, так и в опосредованном влиянии на все аспекты развития как личности, так и общества. Причем представляется, что так как в конечном счете эти функции находят свое отражение в деятельности человека, социальных групп, слоев и классов, то и реализацию функций высшего образования можно оценить лишь исходя из анализа этой деятельности.
Видимо, целесообразно сосредоточить внимание на следующих функциях высшего образования:
1) подготовка высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить научно-технический прогресс. Иначе можно назвать эту функцию образовательной, которая включает в себя и развитие личности;
2) научная функция: развитие наук и искусств, создание новых знаний;
3) повышение квалификации, переподготовка и доподготовка специалистов;
4) высшее образование выступает как один из факторов формирования высокой политической культуры и активности личности и как фактор формирования свободы личности. Высшее образование обеспечивает активную жизненную позицию личности;
5) наконец, система высшего образования является одним из важнейших каналов духовного формирования общества, основанного в конечном итоге на всестороннем развитии личности. Развитие личности специалиста носит непрерывный характер, следовательно, мера всесторонности подвижна. Вероятно, существуют определенные конкретно-исторические уровни всесторонности развития личности.
Все функции высшего образования проявляются на протяжении длительного времени.
Обучение специалистов в вузе – лишь начало, но достаточно мощное, если не решающее. Исследования показывают, что тот «заряд”, который получен в вузе, в развитии знаний, навыков, мировоззрения, общей и политической культуры, как правило, оказывается решающим во всей последующей жизнедеятельности специалиста.
Структуры высшего профессионального образования
Структуры высшего профессионального образования – это совокупность различных по назначению и нормативным срокам обучения основных профессиональных программ, характеризующих различные уровни высшего профессионального образования.
Первый уровень является неполным высшим профессиональным образованием, которое должно осуществляться вузом по части основной профессиональной образовательной программы, включающей, главным образом, общую гуманитарную и естественно-научную подготовку студента. Нормативный срок обучения должен составлять не менее двух лет.
Завершение студентом профессиональной образовательной программы в объеме первого уровня должно позволять ему продолжить высшее образование, а в случае прекращения дальнейшего обучения –получить диплом о неполном высшем образовании.
Второй уровень является высшим профессиональным образованием, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам, обеспечивающим подготовку бакалавров или специалистов с высшим образованием.
Основная профессиональная образовательная программа подготовки должна включать общую гуманитарную, фундаментальную, естественно-научную и профессионально ориентированную подготовку по направлениям, охватывающим широкие области науки, техники и культуры.