Государственное управление в 17 веке

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru

Органы власти в России в 17 веке

Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века.

Картина художника А.Васнецова, 1922

17 век в истории России – это сложное время. Начался он со Смуты, принёсшей разорение, упадок во всех сферах общественной жизни. Но именно в этом веке начинает править династия Романовых с 1613 года. Первым Романовым — Михаилу Фёдоровичу и Алексею Михайловичу — выпала задача восстановить страну после Смуты, поднять авторитет России в мире, укрепить экономику. Заканчивается век правлением Петра 1- одного из выдающихся правителей государства.

Такое количество важнейших событий и потрясений не могло не сказаться на системе государственного управления, которая менялась, совершенствовалась.

Система государственного управления 17 веке.

Особенности государственного управления в 17 веке:

  • Возрождение государственности после Смуты происходило на основе двуединства светской и духовной власти, которые оставались автономными, но в равной степени способствовали укреплению государства.

  • Восстановление православного начала в управлении облегчалось тем, что патриархом в период правления первого Романова был Филарет- отец царя Михаила Романова, влиятельный человек того времени.

  • Царь и патриарх в равной степени пользовались титулом «великий государь»

  • В период правления первых Романовых окончательно укрепилось в России самодержавие — власть «государя всея Руси»

Высшие органы власти в период правления первых Романовых

  • Неограниченная власть принадлежала царю.

  • Большие полномочия имел патриарх.

  • Боярская дума – важнейший орган государственной власти., верховный орган в вопросах законодательства, управления и суда, За 17 век состав думы удвоился: увеличилось количество окольничих (возглавляли приказы), думных дворян( стояли во главе приказов) и дьяков( начальники канцелярии, письмоводители) . Иерархия: боярин- окольничий- думный дворянин. Именно с Боярской думой прежде всего советовался царь. Члены Боярской думы возглавляли приказы, были воеводами, дипломатами. Дума утверждала решения приказов, была высшей судебной инстанцией

  • К концу 17 века Боярская бума становится совещательным органом приказных судей.

  • При Алексее Михайловиче появляется Ближняя дума( высший совет, состоявший из аристократии), доверенные лица царя) и личная канцелярия – Тайный приказ (примерно 1653 г.).

  • Возросла роль Земских соборов. Они собирались : в 1613 – 1615, 1616 – 1619, 1620 – 1622, 1632 – 1634, 1636 – 1637, годах. Так в 1642 соборы решали вопрос об Азове — азовское сидение казаков, в 1649- принимал собор Соборное уложение и т.д. Решение Земских соборов – соборные акты – подписывались царем, патриархом, высшими чинами и чинами пониже. С 60-х годов земские соборы перестали созываться: правительство окрепло и уже не нуждалось в их поддержке .

  • В 17 веке действовал приказная система. Существовали следующие Приказы как органы исполнительной власти:

    Общегосударственные :

— Посольский ( внешняя политика)

— Разрядный ( дела о службе, войске)

— Поместный( вотчинные и поместные дела,

действовал с 1680х г.)

-Большой приход( сбор налогов)

— Большая казна( сборы с городских промыслов)

— Стрелецкий ( дела армии, войска)

— Рейтарский(создан для организации и управления войсками нового строя)

— Иноземный ( дела служащих в России иностранцев)

— Оружейная палата ( изготовление, закупка, хранение оружия и драгоценностей, предметов царского обихода)

-Пушкарский ( изготовление, распределение и учёт артиллерии и боеприпасов, ему подчинялся Пушечный двор)

— Печатный ( пошлины за скрепление актов государевой печатью)

— Ямской ( отвечал за почтовые перевозки)

Областные:

— Сибирский ( дела Сибири, собирал ясак- вид налога- с населения Сибири)

-Казанского дворца ( дела Поволжья, собирал ясак с населения Поволжья)

— Малороссийский (дела Украины)

— Смоленского княжества

Дворцовые:

— Большого дворца ( облагал налогом царские земли)

-Казённый ( производство и хранение ценностей царской казны, вёл торговые операции для царских нужд)

— Конюшенный ( ведал царской конюшней, дворцовыми экипажами)

-Сокольничий( ведал придворной соколиной охотой)

— Царская мастерская палата ( изготовление одеяния для царя)

— Царицына мастерская палата 9 изготовление одеяния для царицы)

— Судный ( с 1664)- судопроизводство по гражданским искам.

Патриаршие:

— Патриарший казённый( налогообложение церковных и монастырских земель)

— Патриарший дворцовый

— приказ Духовных дел ,или Патриарший приказ – выдавал грамоты духовным лицам, ведал строительством церквей, вершил суд над еретиками.

Временные приказы:

— Тайный( Приказ тайных дел, существовал с 1654-1675, управление дворцовым хозяйством)

-Счётный ( 1656-1678)- осуществлял финансовый контроль за деятельностью приказов.

— Монастырский( ведал монастырскими землями и судебными делами населения духовных вотчин)

Дополнение:

  • Налги, кроме перечисленных выше приказов, собирали ещё и Стрелецкий, Посольский и Ямской приказы. Поэтому финансовая система была очень сложной и запутанной.

  • Были созданы одновременно для фискальной деятельности четвертные приказы- осуществляли финансовые и судебно-административные функции к определённым территориям страны ( Новая четверть в 1619г., приказ Большой казны, 1621.)и созданы новые постоянные и временные приказы.

  • По Соборному уложению 1649г. изменилась форма правления, произошло усиление абсолютизма.

  • Со второй половины 60-х годов 17 появляются временные комиссии по поиску беглых крестьян.

  • К 1698 году насчитывалось 26 приказов.

Государственные должности в приказах:

  • Во главе приказа — начальник, судья, окольничий, член Боярской думы. Некоторые бояре возглавляли сразу несколько приказов: боярин Б.Морозов при Алексее Михайловиче возглавлял 5 приказов(Стрелецкий, Большой казны, Новой четверти, Иноземский, Аптекарский); А. Л. Ордин-Нащокин – Посольский и Малороссийский приказы и три четверти – Новгородскую, Владимирскую и Галицку)

  • Помощники начальников- судей- дьяки(из дворянства или духовенства).Они вершили дела, выносили приговоры. За службу получали поместный оклад (до 600 четвертей земли) и денежный (до 240 рублей в год).

  • Дьякам подчинялись канцелярские служащие из дворян и детей приказных людей- подьячие, получали оклад.

  • Вывод: приказная система была разветвлённой, постоянно увеличивался бюрократический аппарат, это приводило к злоупотреблениям и взяточничеству.

Местное управление

Особенности:

  • Процесс централизации и унификации органов местного управления

  • Основная административная единица — уезды, они делились на станы и волости.

  • Вытеснение «земского начала» приказно- воеводским управлением.

  • Воеводы осуществляли военное управление + дьяки и подьячие, которые осуществляли финансовое управление. Цель назначения воевод- осуществление управления в интересах царя¸ а не ради кормления, хотя не были воспрещены добровольные приносы » в почесть», так что воеводы брали и без грамот царя.

  • Местное приказное учреждение — съезжая или приказная изба

  • Губное и земское самоуправление.

  • Воеводы контролировали губные и земские избы

Роль церкви:

  • Роль церкви в делах государства усиливалась.

  • С1589- утверждено патриаршество, закрепилась автокефальность, то есть самостоятельность церкви от Византии.

  • Первый московский патриарх- Иов( 1589-1605)

  • Патриарху Филарету удалось приблизиться к его идеалу- двуединства церкви и государства.

  • Во главе церкви- патриарх в единении с собором высших церковных иерархов.

  • 1620-1626- проведена Филаретом реформа управления церковью, созданы приказы.

  • На определённых территориях создавались церковные приходы. Во главе- епископ, священнослужители (поп, дьякон) и церковнослужители (пономари, сторожа, певчие) полностью завесили от мира, который выделял земли, другие угодья, иногда материальное вознаграждение.

  • После церковного раскола, вызванного реформой Никона ( 1653-1656), значении церкви начинает падать, церковь начинает попадать в полную зависимость от царя.

Общие выводы:

  • В 17 веке происходит усиление самодержавия

  • Двуединство духовной и светской власти- особенность управления в России.

  • Постепенное снижение роли Земских соборов и отмирание их Последним Земским собором , созванном в полном составе, стал собор 1653г.В 1683-1684 созван действительно последний Земский собор( по вопросу о «вечном мире» с Речью Посполитой).

  • Бюрократизация государственного аппарата, его расширение.

  • Значительное ограничение местного самоуправления.

Цели урока:

  • подвести учащихся к пониманию того, что становление абсолютизма произошло при Алексее Михайловиче Романове;
  • развивать навыки работы с документами, их анализа, учить выделять главное, разрешать проблемы, определять и объяснять понятия, делать выводы.

Новые термины и даты: Михаил Фёдорович Романов (1613–1645), Алексей Михайлович Романов (1645–1676), самодержавие.

План урока.

  1. Введение в тему, постановка целей урока.
  2. Изучение нового материала.
    • Земский собор.
    • Боярская дума.
    • Приказы.
    • Местное управление.
    • Законы. Соборное уложение 1649 года.
  3. Подведение итогов урока.
  • Закрепление материала, изученного на уроке.
  • Задание на дом.
  • Вступительное слово учителя.
  • Тема нашего урока «Государственное устройство России в XVII веке. Возникновение самодержавия». (слайд 1)
  • I. Введение в тему, постановка целей урока. (слайды 2–7)

    Рассказ учителя.

    Вопрос о времени возникновения самодержавия является спорным. Первым стал именовать себя самодержцем Великий князь Московский Иван III, но тогда под самодержцем понимался властитель, независимый ни от какой внешней власти, никому не платящий дани.

    Некоторые историки относят возникновение самодержавия в современном смысле к периоду правления Ивана IV Грозного, власть которого действительно не имела никаких ограничений, особенно в период опричнины и после нее. Однако после него имели место попытки юридически ограничить власть царя («крестоцеловальная запись» Василия Шуйского), при вступлении на престол Михаил Фёдорович Романов (1613–1645) обещал не править без Земского собора и Боярской думы. Поэтому большинство историков считает временем возникновения самодержавия период правления царя Алексея Михайловича (1645–1676).

    В ходе изучения нового 1) докажем, что становление самодержавия в России произошло при Алексее Михайловиче; сформулируем характерные явления данного процесса. Кроме этого проследим, 2) как изменилась система государственного управления с конца XVI века до Алексея Михайловича, выявим общее и различное.

    Давайте вспомним, что представляла собой система управления Русским государством в конце XVI века (работа со схемой – определить, что обозначено цифрами на схеме). Слова для справок: царь; Боярская дума; Земский собор; приказы; воеводы; губные старосты и другие избираемые представители населения.

    «Управления Русским государством в конце XVIвека» (Приложение 1)

    В ходе заполнения схемы ведётся работа с основными понятиями:

    Боярская дума – высший совещательный орган при царе.

    Земский собор – орган власти при царе, состоявший из представителей различных слоёв населения, созывавшийся для разрешения наиболее важных государственных дел.

    Приказы – органы центрального управления России в XVI – начале XVIII века.

    Делается вывод: в конце XVI века была велика роль сословно-представительных органов власти.

    II. Изучение нового материала. (слайд 8)

    Перед объяснением даётся общее задание: 1) по ходу изучения нового заполните пропуски в схеме «Управление Русским государством в конце XVII века»; 2) определите общие черты и различия в системе органов государственного управления в России в начале правления Михаила Федоровича и в конце правления Алексея Михайловича. (Приложение 2)

    Класс делится на четыре группы, которым даётся задание с дальнейшим предъявлением результатов (приложение 3, 4, 5, 6). Отводится до 10 минут.

    1. Земский собор. (слайд 9) (Приложение 3)

    Слово учителя: давайте вспомним, когда стали собираться Земские соборы, какую роль они играли в XVI веке. Сообщение учащегося: в 1549 году Иван IV повелел собрать в Москве представителей боярства, духовенства и служилых людей для обсуждения предложенных преобразований. Это был первый в истории России Земский собор — собрание представителей всех русских земель. В своем выступлении царь обвинил бояр в злоупотреблениях. Впрочем, Иван IV от гневных упрёков перешёл к делу: призвав всех к совместной работе, объявил о необходимости и начале реформ в стране.

    В последующие годы на Земские соборы приглашались представители почти от всех слоев населения. Они собирались для решения наиболее важных государственных вопросов. Правда, прямых выборов на собор не происходило, его участники назначались властями.

    Предъявление результатов первой группой: ребята выясняли, какие изменения происходили в работе Земских соборов при Михаиле Романове; отвечали на вопросы: 1) для решения каких вопросов созывались Земские соборы; 2) каким был состав сословного представительства на соборах; 3) сформулируйте вывод.

    Делается вывод учащимися, учитель дополняет: в начале XVII века в условиях социальных потрясений, иностранных вторжений, ослабления государственной власти значение Земских соборов сильно возросло. В этих условиях центральная власть остро нуждалась в поддержке «всей земли», чтобы после страшного разорения побыстрее «землю устроить».

    Земские соборы при Михаиле Фёдоровиче созывали часто, чуть ли не ежегодно. По мере укрепления царской власти они собирались всё реже, да и лишь для того, чтобы утвердить уже подготовленные царём проекты, а не для обсуждения планов развития страны, как прежде.

    Последний Земский собор был созван в 1653 году. С тех пор самодержавная власть опиралась не на представителей сословий, а на бюрократию и армию.

    Запись в тетрадь: прекращение созыва Земских соборов (последний полноценный собор 1653 года).

    2. Боярская дума. (слайды 10-11) (Приложение 4)

    Предъявление результатов второй группой: ребята выясняли, 1) какие функции выполняли члены Боярской думы; 2) насколько велико было её влияние.

    Велась работа с дополнительным материалом.

    Делается вывод учащимися, учитель дополняет: Дума решала наиболее важные вопросы – войны и мира, утверждение законов, введение новых налогов. Руководил её работой сам царь, либо назначенный им боярин. В состав Думы входила не только родовая знать, но и представители незнатных родов.

    Постепенно роль Боярской думы уменьшается. Наряду с ней существует при царе так называемая «ближняя» или «тайная дума». В неё царь включал не всех бояр, а лишь некоторых по своему личному усмотрению, иногда и не членов «большой» Думы.

    Несмотря на уменьшение роли Думы во второй половине XVII века, она по-прежнему вместе с царём руководила страной. Окончательное её падение относится ко времени Петра I.

    Вопрос к классу: рассмотрите иллюстрацию (11) и определите, 1) при каком царе могла в таком составе собираться Дума, 2) по каким признакам вы это определили.

    Запись в тетрадь: уменьшение роли Боярской думы, усиление влияния «ближней», «тайной» думы.

    3. Приказы. (слайды 12-13) (Приложение 5)

    Предъявление результатов третьей группой: ребята выясняли 1) причину увеличения количества приказов; 2) как этот факт мог повлиять на систему управления.

    Делается вывод учащимися: приказы ведали решением одних и тех же вопросов или довольно близких по характеру задач.

    Численный рост приказов отрицательно влиял на систему управления, запутывал и без того довольно нечёткие обязанности их служащих, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребление служебным положением. Всё это свидетельствовало о необходимости реформирования приказной системы, её упрощения.

    Ребята также выясняли, 3) в чём особенность Приказа тайных дел, созданного при Алексее Михайловиче, в сравнении с другими приказами, 4) зачем он был создан, 5) о чём свидетельствовало его появление.

    Выводы учащихся: создание Приказа тайных дел – личного приказа царя, учрежденного для надзора за боярами, дьяками, воеводами, послами и для следствия по важнейшим государственным делам свидетельствует об усилении абсолютной, неограниченной власти государя.

    Запись в тетрадь: 1) окончательное оформление сложного приказного аппарата, деятельность которого обеспечивалась многочисленным слоем профессиональных управленцев-бюрократов (дьяков, подьячих и пр.); 2) создание Приказа тайных дел – личного приказа царя, учрежденного для надзора за боярами, дьяками, воеводами, послами и для следствия по важнейшим государственным делам.

    4. Местное управление. (Приложение 6)

    Предъявление результатов четвёртой группой: ребята подбирали аргументы, доказывающие, что на местах усиливается власть царя.

    Выводы: происходит переход от выборного местного самоуправления (губные и земские старосты) к назначению царем на места воевод. Воеводы наделены следующими полномочиями – возглавляли местные военные отряды, административной и судебной властью, отвечали перед Москвой за сбор налогов и выполнение повинностей населением.

    Запись в тетрадь: окончательный переход от выборного местного самоуправления к назначению царем на места воевод.

    5. Законы. Соборное уложение 1649 года. (слайд 14)

    Слово учителя.

    В 1649 году на Земском соборе был утверждён новый свод законов, в котором были отображены основные тенденции: 1)защита интересов верхов общества; 2) защита интересов самодержавной власти, а именно – рассматривались вопросы охраны чести и здоровья царя, царской власти, представителей «государева двора» и церкви; в связи с этим введено понятие государственного преступления. Приход ко дворцу «скопом и заговором» карался смертной казнью, жестокие наказания влекло за собой и оскорбление монарха.

    Запись в тетрадь: возвеличивание царской власти в Соборном уложении 1649 г. и установление наказаний за преступления, наносящие ей оскорбление или ущерб.

    Выводы.

    1) В период правления Алексея Михайловича происходит становление самодержавия, которое выразилось в следующих характерных явлениях:

    – прекращение созыва Земских соборов (последний собор 1653 года);

    – уменьшение роли Боярской думы, усиление влияния «ближней», «тайной» думы;

    – окончательное оформление сложного приказного аппарата, деятельность которого обеспечивалась многочисленным слоем профессиональных управленцев-бюрократов (дьяков, подьячих и пр.);

    – создание Приказа тайных дел – личного приказа царя, учрежденного для надзора за боярами, дьяками, воеводами, послами и для следствия по важнейшим государственным делам;

    – окончательный переход от выборного местного самоуправления к назначению царем на места воевод;

    – возвеличивание царской власти в Соборном уложении 1649 г. и установление наказаний за преступления, наносящие ей оскорбление или ущерб.

    2) Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя.

    3) Вернёмся к схеме «Управление Русским государством в конце XVII века» (слайд 15)

    Слова для справок: 1 – царь; 2 – Приказ тайных дел; 3 – Боярская дума; 4 – Земский собор; 5 – приказы; 6 – воеводы (командующие полками); 7 – воеводы (наместники).

    Какие изменения произошли в системе управления Русским государством в сравнении с XVI веком (сравниваются две схемы).

    4) Сравните систему органов государственного управления в России в начале правления Михаила Федоровича и в конце правления Алексея Михайловича. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех возможных различий). (слайды 16-17)

    Общие черты

    1) царь во главе государства;

    2) приказы;

    3) Боярская дума.

    Различия

    В начале правления Михаила Фёдоровича

    В конце правления Алексея Михайловича

    1) Большая роль Земских соборов в управлении

    1) Земские соборы перестали собираться

    2) власть царя, возможно, ограничена «записью», данной при вступлении на престол

    2) Власть царя не имеет никаких ограничений

    3) на местах – в основном выборные губные или земские старосты

    3) на местах – в основном назначенные царём воеводы

    4) возвеличивание царской власти в Соборном уложении, установление наказаний за ущерб ей

    5) Приказ тайных дел

    III. Подведение итогов урока.

    • Что нового вы узнали на уроке?
    • Какими характерными явлениями сопровождается процесс становления самодержавия при Алексее Михайловиче.
    • Приведите аргументы, доказывающие, что становление самодержавия произошло при Алексее Михайловиче.
    • Оценки за урок.

    IV. Закрепление материала, изученного на уроке (тест). (слайды 18-24)

    1) В правление Алексея Михайловича Романова

    • Россия завоевала выход в Балтийское море
    • Россия стала империей
    • произошло восстание И. И. Болотникова
    • было принято Соборное уложение

    2) Кто из указанных лиц был предшественником на троне царя Алексея Михайловича?

    • Михаил Фёдорович
    • Фёдор Алексеевич
    • Василий Шуйский
    • Иван III Васильевич

    3) Высший совещательный орган при царе –

    • Министерство
    • Боярская дума
    • Государственная дума
    • Приказ

    4) Высший совещательный орган при царе –

    • Министерство
    • Боярская дума
    • Государственная дума
    • Приказ

    5) Как называлось правительственное учреждение в России XVII в., учрежденное для надзора за боярами, дьяками, воеводами, послами и для следствия по важнейшим государственным делам

    • «Изба»
    • Министерство
    • Коллегия
    • Приказ тайных дел

    6) Укажите хронологическую последовательность деятельности российских правителей

    А) Иван IV Грозный

    Б) Алексей Михайлович

    В) Василий Шуйский

    Г) Михаил Фёдорович

    V. Задание на дом: §6, доказать примерами, что при Алексее Михайловиче происходит усиление власти царя.

    Урок истории «Государственное устройство России в XVII веке. Становление самодержавия».

    Цели урока: Создать условия: -для того, чтобы подвести учащихся к выводу о том, что становление абсолютизма произошло при Алексее Михайловиче Романове;

    — для развития навыков работы с документами, их анализа, умения выделять главное, разрешать проблемы, определять и объяснять понятия, делать выводы.

    Термины и даты: Михаил Фёдорович Романов (1613–1645), Алексей Михайлович Романов (1645–1676), самодержавие, Соборное уложение.

    Оборудование урока: учебник. История России, конец XVI – XVII вв. М.: Просвещение, 2018″; презентация.

    План урока.

    1. Вступительное слово учителя.

    2. Введение в тему, постановка целей урока.

    3. Изучение нового материала.

      • Земский собор.

      • Боярская дума.

      • Приказы.

      • Местное управление.

      • Законы. Соборное уложение 1649 года.

    4. Подведение итогов урока.

      • Закрепление материала, изученного на уроке.

      • Задание на дом.

    I. Введение в тему, постановка целей урока. (слайды 2–7)

    Рассказ учителя.

    Вопрос о времени возникновения самодержавия является спорным. Первым стал именовать себя самодержцем Великий князь Московский Иван III, но тогда под самодержцем понимался властитель, независимый ни от какой внешней власти, никому не платящий дани. Некоторые историки относят возникновение самодержавия в современном смысле к периоду правления Ивана IV Грозного, власть которого действительно не имела никаких ограничений, особенно в период опричнины и после нее. Однако после него имели место попытки юридически ограничить власть царя («крестоцеловальная запись» Василия Шуйского), при вступлении на престол Михаил Фёдорович Романов (1613–1645) обещал не править без Земского собора и Боярской думы. Поэтому большинство историков считает временем возникновения самодержавия период правления царя Алексея Михайловича (1645–1676).

    В ходе изучения нового 1) докажем, что становление самодержавия в России произошло при Алексее Михайловиче; сформулируем характерные явления данного процесса. Кроме этого проследим, 2) как изменилась система государственного управления с конца XVI века до Алексея Михайловича, выявим общее и различное.

    Давайте вспомним, что представляла собой система управления Русским государством в конце XVI века (работа со схемой – определить, что обозначено цифрами на схеме). Слова для справок: царь; Боярская дума; Земский собор; приказы; воеводы; губные старосты и другие избираемые представители населения.

    «Управления Русским государством в конце XVIвека» (Приложение 1)

    В ходе заполнения схемы ведётся работа с основными понятиями:

    Боярская дума – высший совещательный орган при царе.

    Земский собор – орган власти при царе, состоявший из представителей различных слоёв населения, созывавшийся для разрешения наиболее важных государственных дел.

    Приказы – органы центрального управления России в XVI – начале XVIII века.

    Делается вывод: в конце XVI века была велика роль сословно-представительных органов власти.

    II. Изучение нового материала. (слайд 8)

    Перед объяснением даётся общее задание: 1) по ходу изучения нового заполните пропуски в схеме «Управление Русским государством в конце XVII века»; 2) определите общие черты и различия в системе органов государственного управления в России в начале правления Михаила Федоровича и в конце правления Алексея Михайловича

    1. Земский собор. (слайд 9)

    2. Слово учителя: давайте вспомним, когда стали собираться Земские соборы, какую роль они играли в XVI веке.( предполагаемый ответ учащегося: в 1549 году Иван IV повелел собрать в Москве представителей боярства, духовенства и служилых людей для обсуждения предложенных преобразований. Это был первый в истории России Земский собор — собрание представителей всех русских земель. В последующие годы на Земские соборы приглашались представители почти от всех слоев населения. Они собирались для решения наиболее важных государственных вопросов. Правда, прямых выборов на собор не происходило, его участники назначались властями).

    3. Задание: прочтите пункт 2 стр. и выясните, какие изменения происходили в работе Земских соборов при Михаиле Романове; отвечали на вопросы: 1) для решения каких вопросов созывались Земские соборы; 2) каким был состав сословного представительства на соборах; 3) сформулируйте вывод. Делается вывод учащимися, учитель дополняет: в начале XVII века в условиях социальных потрясений, иностранных вторжений, ослабления государственной власти значение Земских соборов сильно возросло. В этих условиях центральная власть остро нуждалась в поддержке «всей земли», чтобы после страшного разорения побыстрее «землю устроить». Земские соборы при Михаиле Фёдоровиче созывали часто, чуть ли не ежегодно. По мере укрепления царской власти они собирались всё реже, да и лишь для того, чтобы утвердить уже подготовленные царём проекты, а не для обсуждения планов развития страны, как прежде. Последний Земский собор был созван в 1653 году. С тех пор самодержавная власть опиралась не на представителей сословий, а на бюрократию и армию.

    Запись в тетрадь: прекращение созыва Земских соборов (последний полноценный собор 1653 года).

    4. Боярская дума. (слайды 10-11)

    . Задание: прочтите пункт стр. и выясните: 1) какие функции выполняли члены Боярской думы; 2) насколько велико было её влияние.

    Делается вывод учащимися, учитель дополняет: Дума решала наиболее важные вопросы – войны и мира, утверждение законов, введение новых налогов. Руководил её работой сам царь, либо назначенный им боярин. В состав Думы входила не только родовая знать, но и представители незнатных родов. Постепенно роль Боярской думы уменьшается. Наряду с ней существует при царе так называемая «ближняя» или «тайная дума». В неё царь включал не всех бояр, а лишь некоторых по своему личному усмотрению, иногда и не членов «большой» Думы. Несмотря на уменьшение роли Думы во второй половине XVII века, она по-прежнему вместе с царём руководила страной. Окончательное её падение относится ко времени Петра I.

    Вопрос к классу: рассмотрите иллюстрацию (11) и определите, 1) при каком царе могла в таком составе собираться Дума, 2) по каким признакам вы это определили.

    Запись в тетрадь: уменьшение роли Боярской думы, усиление влияния «ближней», «тайной» думы.

    5. Приказы. (слайды 12-13) Задание: прочтите пункт стр. и выясните: 1) причину увеличения количества приказов; 2) как этот факт мог повлиять на систему управления.

    Делается вывод учащимися: приказы ведали решением одних и тех же вопросов или довольно близких по характеру задач.

    Численный рост приказов отрицательно влиял на систему управления, запутывал и без того довольно нечёткие обязанности их служащих, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребление служебным положением. Всё это свидетельствовало о необходимости реформирования приказной системы, её упрощения.

    Ребята также выясняли, 3) в чём особенность Приказа тайных дел, созданного при Алексее Михайловиче, в сравнении с другими приказами, 4) зачем он был создан, 5) о чём свидетельствовало его появление.

    Выводы учащихся: создание Приказа тайных дел – личного приказа царя, учрежденного для надзора за боярами, дьяками, воеводами, послами и для следствия по важнейшим государственным делам свидетельствует об усилении абсолютной, неограниченной власти государя.

    Запись в тетрадь: 1) окончательное оформление сложного приказного аппарата, деятельность которого обеспечивалась многочисленным слоем профессиональных управленцев-бюрократов (дьяков, подьячих и пр.); 2) создание Приказа тайных дел – личного приказа царя, учрежденного для надзора за боярами, дьяками, воеводами, послами и для следствия по важнейшим государственным делам.

    4. Местное управление. Задание: подберите аргументы, доказывающие, что на местах усиливается власть царя.

    Выводы: происходит переход от выборного местного самоуправления (губные и земские старосты) к назначению царем на места воевод. Воеводы наделены следующими полномочиями – возглавляли местные военные отряды, административной и судебной властью, отвечали перед Москвой за сбор налогов и выполнение повинностей населением.

    Запись в тетрадь: окончательный переход от выборного местного самоуправления к назначению царем на места воевод.

    5. Законы. Соборное уложение 1649 года. (слайд 14)

    Слово учителя.

    В 1649 году на Земском соборе был утверждён новый свод законов, в котором были отображены основные тенденции: 1)защита интересов верхов общества; 2) защита интересов самодержавной власти, а именно – рассматривались вопросы охраны чести и здоровья царя, царской власти, представителей «государева двора» и церкви; в связи с этим введено понятие государственного преступления. Приход ко дворцу «скопом и заговором» карался смертной казнью, жестокие наказания влекло за собой и оскорбление монарха.

    Запись в тетрадь: возвеличивание царской власти в Соборном уложении 1649 г. и установление наказаний за преступления, наносящие ей оскорбление или ущерб.

    Выводы.

    1) В период правления Алексея Михайловича происходит становление самодержавия, которое выразилось в следующих характерных явлениях:

    – прекращение созыва Земских соборов (последний собор 1653 года);

    – уменьшение роли Боярской думы, усиление влияния «ближней», «тайной» думы;

    – окончательное оформление сложного приказного аппарата, деятельность которого обеспечивалась многочисленным слоем профессиональных управленцев-бюрократов (дьяков, подьячих и пр.);

    – создание Приказа тайных дел – личного приказа царя, учрежденного для надзора за боярами, дьяками, воеводами, послами и для следствия по важнейшим государственным делам;

    – окончательный переход от выборного местного самоуправления к назначению царем на места воевод;

    – возвеличивание царской власти в Соборном уложении 1649 г. и установление наказаний за преступления, наносящие ей оскорбление или ущерб.

    2) Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя.

    3) Вернёмся к схеме «Управление Русским государством в конце XVII века» (слайд 15)

    Слова для справок: 1 – царь; 2 – Приказ тайных дел; 3 – Боярская дума; 4 – Земский собор; 5 – приказы; 6 – воеводы (командующие полками); 7 – воеводы (наместники).

    Какие изменения произошли в системе управления Русским государством в сравнении с XVI веком (сравниваются две схемы).

    4) Сравните систему органов государственного управления в России в начале правления Михаила Федоровича и в конце правления Алексея Михайловича. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех возможных различий). (слайды 16-17)

    Общие черты

    1) царь во главе государства;

    2) приказы;

    3) Боярская дума.

    Различия

    В начале правления Михаила Фёдоровича

    В конце правления Алексея Михайловича

    1) Большая роль Земских соборов в управлении

    1) Земские соборы перестали собираться

    2) власть царя, возможно, ограничена «записью», данной при вступлении на престол

    2) Власть царя не имеет никаких ограничений

    3) на местах – в основном выборные губные или земские старосты

    3) на местах – в основном назначенные царём воеводы

    4) возвеличивание царской власти в Соборном уложении, установление наказаний за ущерб ей

    5) Приказ тайных дел

    III. Подведение итогов урока.

    • Какими характерными явлениями сопровождается процесс становления самодержавия при Алексее Михайловиче.

    • Приведите аргументы, доказывающие, что становление самодержавия произошло при Алексее Михайловиче.

    • Оценки за урок.

    IV. Закрепление материала, изученного на уроке (тест). (слайды 18-24)

    Тестовые задания:

    1) В правление Алексея Михайловича Романова

    • Россия завоевала выход в Балтийское море

    • Россия стала империей

    • произошло восстание И. И. Болотникова

    • было принято Соборное уложение

    2) Кто из указанных лиц был предшественником на троне царя Алексея Михайловича?

    • Михаил Фёдорович

    • Фёдор Алексеевич

    • Василий Шуйский

    • Иван III Васильевич

    3) Высший совещательный орган при царе –

    • Министерство

    • Боярская дума

    • Государственная дума

    • Приказ

    4) Высший совещательный орган при царе –

    • Министерство

    • Боярская дума

    • Государственная дума

    • Приказ

    5) Как называлось правительственное учреждение в России XVII в., учрежденное для надзора за боярами, дьяками, воеводами, послами и для следствия по важнейшим государственным делам

    • «Изба»

    • Министерство

    • Коллегия

    • Приказ тайных дел

    6) Укажите хронологическую последовательность деятельности российских правителей

    А) Иван IV Грозный

    Б) Алексей Михайлович

    В) Василий Шуйский

    Г) Михаил Фёдорович

    V. Задание на дом: §18

    Общая характеристика эволюции государственного управления в XVII веке

    К началу XVII веке завершился длительный процесс преобразования системы центрального управления – сформировалась приказная система государственного управления. Большая часть приказов возникла в результате реформаторской деятельности Ивана Грозного, и до начала царствования Бориса Годунова практически службу в приказах прошли два поколения служащих, начало формироваться третье поколение.

    Замечание 1

    Период начала XVII веке характеризуется крайней политической нестабильностью, династия Рюриковичей пресеклась, страна подверглась польско-литовской и шведской интервенции, указанные процессы сопровождались голодом и кризисными социально-экономическими явлениями.

    Что касается общественного устройства, то правовой статус податного населения, а именно крестьян, холопов, посадских людей фактически не претерпел никаких существенных изменений, в то время как правовой статус княжеско-боярской аристократии подвергся многочисленным изменениям. Основополагающим принципом формирования царского двора в XVII веке стало местничество, фактически близость правящей династии становилась основанием для получения высших боярских чинов и соответствующих привилегий.

    Готовые работы на аналогичную тему

    • Курсовая работа Государственное управление в XVII веке 430 руб.
    • Реферат Государственное управление в XVII веке 240 руб.
    • Контрольная работа Государственное управление в XVII веке 220 руб.

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    При этом в рассматриваемый период формируется новое сословие служилых людей из дворян и детей бояр. Это новый социальный слой стремился к получению привилегий через участие в военных походах и несение и продвижение по службе в системе государственного управления. Так, за службу можно было получить поместье, денежное поощрение и пр. Фактически привилегированность обеспечивалась профессионализмом, активностью, исполнительностью и способностями государственных служащих.

    Складывалось централизованное государство и, соответственно, шел процесс становления органов центрального управления – приказов, реализующих политику государства.

    Внутреннее устройство системы государственного управления в XVII веке

    Число служащих приказов за XVII веке возросло в четыре раза. Наибольшей численностью обладали Поместный приказ, Приказ большой казны, их штаты доходили до двухсот служащих, штаты остальных приказов обычно не превышали ста служащих.

    В структуре приказов функционировали два отделение:

    • первое занималось непосредственным разрешением дел. Его деятельность реализовывалась судьями;
    • второе отделение осуществляло техническую подготовку решений. Служащие этого отделения занималась письменной частью. Эти задачи был возложены на дьяков и подьячих.

    Обычно в приказе находился один судья, в наиболее крупных – их могло быть два и более, из которых один исполнял роль председательствующего. Главный судья обычно был представителем боярской думы, он также мог быть дворянином или стольником. Остальные судьи были из числа думных и дьяков.

    Кроме того, канцелярия приказов могла делиться на повытья и столы, которые разрешали определенные виды дел или реализовали власть в определенной сфере управления.

    Замечание 2

    Иное устройство имел только Приказ тайных дел. Так как он фактически представляла собой канцелярию царя, судебное отделение в нем отсутствовало, письменную часть оформления решений царя осуществляли дьяки и подьячие.

    Все служащие приказов назначались и устранялись от своей должности главой государства. Приказы функционировали как высшие исполнительные и судебные органы; они действовали от имени главы государства, их решения обжаловались главе государства, а рассматривались и разрешались царской думой.

    Служба осуществлялась ежедневно, за исключением праздничных дней и воскресений. При этом на служащего возлагалась обязанность находиться на службе определенное число часов.

    Проблемы функционирования приказов

    В практике деятельности приказов отсутствовало строгое разграничение ведомств, как результат, периодически складывалась такая ситуация, что рассматриваемые дела абсолютно не соответствовали назначению приказа.

    Также существенным недостатком приказов было отсутствие отделения судебной части от административной.

    Приказы осуществляли свои действия от имени государя и выступали в качестве высших правительственных и судебных мест, недовольные жаловались на деятельность приказа непосредственно государю, рассмотрение жалоб осуществлялось царской думой.

    Порядок решения дел приказом является дискуссионным вопросом: одни специалисты считают, что основу решений составляло единогласие, другие утверждают, что первенствующий судья принимал удобные ему решения, не считаясь с мнением остальных. Практически не встречается мнения о коллегиальном способе принятия решений.

    Порядок оформления дел приказом предполагал отражение решение судей на подлинных бумагах или записках и занесение их в особую книгу, наличие которой в каждом приказе предусматривалась Уложением. Запись судебных дел в особую книгу, а также фиксация в ней пошлин, должна была осуществляться сразу после окончания суда.

    Взаимодействие между приказами осуществлялась посредством памятей, который адресовались сначала только главному судье, затем главному судье и его товарищам. Указания имени самого приказа осуществлялось только на конверте.

    Порядок взаимодействия приказов с поселениями до появления почты предусматривал использование наручных, что требовало от приказов согласования своей работы по отправке бумаг.

    Обратные ответы посылались при случае, а не с нарочным. Бумаги собирались на местах в ожидании гонцов из Москвы для передачи.

    Также существенной проблемой организации приказов стало бесконтрольное увеличение численности служащих. Так, в приказе Большого дворца насчитывалось около 200 служащих. Численность подьячих в других приказах колебалась от 30 до 100 единиц.

    Проблемы, существовавшие в приказной системе, создавали трудности в реализации государственного управления, что привело к их ликвидации в начале XVIII века.

    Добавить комментарий