Государственное управление в области строительства

Строительный комплекс включает в себя промышленность стройматериалов и широкую сеть различных строительных организаций, в том числе проектные, контрольно-надзорные и иные организации.

В промышленность строительных материалов входят: цементная промышленность; промышленность сборного железобетона; производство извести; гипса; оконного стекла; асбестовая и другие. На размещение промышленных объектов влияют: природно-климатические условия; наличие сырьевой базы; объемы капитальных вложений; уровень экономического развития региона; наличие собственной строительной базы и мощностей в регионе, потребительский спрос и т.д.

Законченные строительством объекты пополняют основные фонды территории, на которой велось строительство. Однако до сих пор сохраняются значительные различия в объемах накопленных национальных богатств — основных фондов. Центральный, Уральский, Поволжский и Северо-Западный районы характеризуются крупными абсолютными размерами основных фондов в расчете на одного человека и 1 кв. км территории. Центрально-Черноземный, Волго-Вятский и Северо-Кавказский экономические районы имеют небольшие абсолютные размеры накопленных основных фондов и средние темпы их прироста. Восточные регионы России имеют достаточно крупные абсолютные размеры основных фондов.

Иностранные инвесторы имеют льготы на территории России по Федеральному закону от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Льготы для них действуют до тех пор, пока вложенные средства не окупятся. Иностранные компании направляют средства в те отрасли, где есть гарантии государства. Российские инвесторы вкладывают средства неохотно из-за постоянно меняющегося законодательства, в основном, в собственное производство и смежные отрасли. Например, компания «Лукойл» инвестирует в курортные зоны и перерабатывающее производство, транспортные и градостроительные структуры.

Основная часть инвестиций приходится на Москву, Санкт-Петербург, Московскую область, Сахалинскую, Самарскую, Магаданскую области, Ханты-Мансийский автономный округ, Архангельскую область, Красноярский край. Регионы России постепенно вступают в конкуренцию друг с другом за привлечение иностранного капитала. Около 50 регионов уже имеют специальное законодательство для иностранных инвесторов.

Вопросы практики

Президент РФ в Послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г. обратил внимание на положение со стройками за государственный счет. Он отметил, что часто деньги вкладываются в помпезные здания, и стоимость однотипных объектов отличается в несколько раз даже в соседних регионах. В этой связи Президент РФ предложил создать систему единого технического заказчика, централизовать работу по подготовке типовых проектов, строительной документации, выбору подрядчиков. Это позволит преодолеть сегодняшний разнобой в стоимости строек, даст существенную экономию в расходовании государственных средств на капитальное строительство, как показывает опыт, от 10 до 20%. Такая практика будет распространена на все гражданские объекты, которые возводят за счет средств федерального бюджета.

Жилищно-коммунальное хозяйство России (ЖКХ) — совокупность отраслей российской экономики, обеспечивающих работу инженерной инфраструктуры сооружений населенных пунктов. В ЖКХ входят жилищное хозяйство (капитальный и текущий ремонт зданий), теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, ремонт инженерных коммуникаций, а также благоустройство территорий, утилизация мусора и уборка.

Жилищно-коммунальное хозяйство занимает существенное место в экономике страны. Доля основных фондов составляет более 26% от общего объема основных фондов экономики.

Исторический экскурс

В апреле 1649 г. Царь Алексей Михайлович утвердил Наказ о Градском благочинии. В нем он повелевал: «Чтобы грязи не было — иметь на каждом дворе дворника», «ведать всякое дворовое дело, починки и прочие дела». Так на государственном уровне впервые был создан надзор за исполнением функций общественного благочиния (чинить благо обществу). Эта дата и считается днем основания служб российского ЖКХ.

Указом Государя Петра Алексеевича от 16 января 1721 г. функции «общественного благочиния» были переданы созданной к этому времени российской полиции. Петр I именовал полицию «душой гражданства и всех добрых порядков», связывал с полицией понятия «благосостояния населения», «запрещения излишеств в домовых расходах», «учинения добрых домовладельцев», «производства чистоты на улицах и в домах». При Петре I произошел расцвет садово-паркового искусства, возведенного им в ранг первостепенного государственного дела.

Императрица Екатерина II приказала построить в Москве водопровод. Строительство было поручено генералу Бауэру. Поиски чистой воды привели к родникам недалеко от села Большие Мытищи, откуда и начали строить первый московский водопровод. Работы были завершены к 1804 г. Так был учрежден Мытищинский водопровод. А в конце XIX в. была построена и первая канализация.

В 1870 г. была проведена городская реформа, в соответствии с которой в 509 городах России вводились новые органы самоуправления — городские думы. Деятельность Думы ограничивалась вопросами здравоохранения, народного образования, хозяйственными проблемами. Первая станция очистки воды была построена в Петербурге в 1888 г. В 1898 г. в Москве сооружена первая канализация.

К 1917 г. на 800 городов страны приходилось лишь 215 небольших водопроводов, 23 канализации, 35 трамвайных предприятий, 606 бань и 13 прачечных. В ноябре 1917 г. в соответствии с постановлением II Всероссийского съезда Советов в составе Народного комиссариата внутренних дел было создано Главное управление по делам местного хозяйства. Начался период централизации управления местным хозяйством.

Проблемы состояния ЖКХ в настоящее время является одной из наиболее острых проблем. Важнейшая составляющая социальной безопасности граждан — это устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства страны. Услуги ЖКХ для населения являются не столько показателем комфортности, сколько жизненной необходимостью.

Жилищно-коммунальное хозяйство — это естественная монополия, при умелом государственном регулировании она должна и может функционировать на высоком уровне. Многие годы правительство страны предпринимало меры для преобразования жилищно-коммунальной сферы, но достичь желаемых результатов пока не удалось. Проходили заседания Президиума Государственного Совета РФ, посвященные реформированию ЖКХ, разрабатывался комплекс мероприятий по реформированию ЖКХ, принят Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства». Реализация этих мер не дала существенных преобразований в данной сфере.

Главными причинами аварийности в системах жизнеобеспечения населения являются: высокая степень износа оборудования; отсталые технологии; недостатки эксплуатации и ошибки персонала; дефекты, допущенные при его ремонте, и др. Эти причины обусловливаются дефицитом финансовых средств, банкротством многих предприятий, ошибками менеджмента, тарифной политики и ценообразования и т.д. Это говорит о кризисном состоянии ЖКХ и повышает социальное напряжение в обществе.

Среди важнейших мер по созданию благоприятных условий для более широкого вовлечения частного бизнеса в ЖКХ можно выделить совершенствование тарифного регулирования, изменение механизма ценообразования, переход к экономически обоснованным и долгосрочным тарифам при одновременной социальной поддержке малоимущих граждан. За последние годы отмечается изменчивый рост цен на тарифы ЖКХ.

Для повышения качества предоставления коммунальных услуг и эффективности использования природных ресурсов необходимо обеспечить масштабную реализацию проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Жилищно-коммунальный комплекс — это мощный рынок, который нуждается в финансовых вливаниях. Общая потребность в средствах на полное восстановление и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры составляет 1,456 трлн руб. Данный объем средств не может быть обеспечен лишь за счет бюджетных инвестиций. Необходимо создание условий для привлечения средств внебюджетных источников. Для этого программа модернизации направлена на формирование инвестиционной привлекательности коммунального комплекса.

Важным условием успешной реализации реформы ЖКХ является создание полноценных рыночных отношений в сфере ЖКХ. Вхождение коммерческих структур в сферу эксплуатации коммунальных систем стимулирует создание конкурентных условий в сфере предоставления услуг ЖКХ.

Действуя в сфере ЖКХ, частные компании способны: выйти на уровень безубыточности при действующем уровне тарифов за счет повышения эффективности хозяйственной деятельности; вовлечь в экономический оборот огромный пласт муниципальной и государственной собственности, увеличив капитальную базу экономики страны; более эффективно, осторожно и вдумчиво вкладывать инвестиции в отрасль.

Необходимо избавиться от создавшегося стереотипа, что бизнес придет в сферу ЖКХ только когда будет очевидной выгода, т.е. когда государство с участием граждан капитально отремонтирует жилищный фонд, заменит сети, установит приборы индивидуального и коллективного учета, ликвидирует ветхое и аварийное жилье, выстроит систему платежей.

Крайне необходимо создать такие правовые и экономические условия, при которых бизнес рассматривал бы отрасль ЖКХ как направление диверсификации своей деятельности, приходил всерьез и надолго, разделяя с государством, муниципалитетами и гражданами риски и трудности совершенствования этой сферы. Бизнес должен способствовать повышению качества образования, добиваться соответствия требованиям рынка труда. Необходима государственно-частная поддержка и регулирование отраслевых систем обучения и переподготовки кадров, при обязательном участии бизнес-сообществ.

Организациями ЖКХ являются организации по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающие), многоотраслевые организации жилищно-коммунального хозяйства, управляющие организации, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья.

Нормативно-правовую основу государственного управления в этой сфере составляют: ГК РФ; Градостроительный кодекс РФ; Жилищный кодекс РФ; федеральные законы от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и др.

Государственное управление в этой сфере осуществляют Правительство РФ и органы специальной компетенции.

Правительство РФ, которое разрабатывает и реализовывает государственную политику в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства; выделяет бюджетные средства на ее реализацию и др.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой России) специально создано для осуществления управления в данной сфере. Оно выполняет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, теплоснабжения, в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также функции по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и др. Положение о Минстрое России утверждено постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1038.

Минстрой России осуществляет координацию деятельности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее — Фонд).

Целями его деятельности создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, осуществления информационно-разъяснительной и иной деятельности, направленной на просвещение граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содействие в подготовке кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Для достижения указанных целей Фонд осуществляет следующие функции:

  • 1) рассматривает представленные субъектами РФ заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда (далее — заявка);
  • 2) принимает решение о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов требованиям, установленным Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
  • 3) принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок;
  • 4) осуществляет методическое обеспечение подготовки субъектами РФ заявок и прилагаемых к заявкам документов;
  • 5) осуществляет мониторинг реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Имущество Фонда формируется за счет имущественных взносов РФ в общей сумме 480655,193 млн руб.

После присоединения Крыма к России было создано Министерство РФ по делам Крыма. Оно осуществляло на территории Крымского федерального округа функции по разработке проектов государственных программ по развитию Крымского федерального округа, координации деятельности по реализации этих программ и контролю за осуществлением органами государственной власти Республики Крым и г. Севастополя полномочий Российской Федерации, передаваемых им в соответствии с законодательством РФ. Положение об этом Министерстве было утверждено постановлением Правительства РФ от 10 мая 2014 г. № 427. После его упразднения Указом Президента РФ от 15 июля 2015 г. № 368 функции Министерства по делам Крыма были переданы Минэкономразвитию.

Дальний Восток играет важную роль в обеспечении геополитических интересов России. Для ускорения развития этого региона было создано Министерство РФ по развитию Дальнего Востока (Минвосто- кразвития России). В соответствии с Положением о Минвостокразви- тия России, утвержденным постановлением Правительства от 30 июня 2012 г. № 664, оно осуществляет на территории этого федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, по управлению федеральным имуществом, расположенным на территории Дальневосточного федерального округа, а также по контролю осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий РФ.

Северный Кавказ является стратегически важным регионом России. Для выработки и реализации государственной политики в сфере социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа и координации деятельности по реализации на территории различных федеральных целевых программ было создано Министерство РФ по делам Северного Кавказа (Минкавказ России). Положение об этом Министерстве утверждено постановлением Правительства РФ от 16 июня 2014 г. № 549.

Важную роль в рассматриваемой сфере играет Минобороны России, которое:

  • — организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах;
  • — проводит государственную экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, в соответствии с законодательством РФ;
  • — выдает разрешение на строительство объектов обороны и безопасности, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, осуществляет федеральный государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции этих объектов в соответствии с законодательством РФ;
  • — утверждает планы капитального строительства в Вооруженных Силах.

В управлении участвуют и другие органы исполнительной власти. Так, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

Например, функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере инвентаризации объектов градостроительной деятельности. Она организует осуществление технической инвентаризации объектов капитального строительства, осуществляет ведение государственного градостроительного кадастра, государственного технического учета объектов капитального строительства, государственного кадастра объектов недвижимости. Предоставляет заинтересованным лицам сведения об объектах капитального строительства и т.д. Положение о Росреестре утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457.

Существуют органы управления строительством (управления, отделы, департаменты строительства) в федеральных органах исполнительной власти (Минобороны России, МВД России, МЧС России и др.).

Органы управления строительством и ЖКХ в субъектах РФ проводят государственную политику в этой сфере, утверждают и реализуют градостроительную документацию о градостроительном планировании развития территории субъекта РФ, схемы и проекты развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и др.

Органы местного самоуправления принимают решения об обеспечении потребностей населения в земельных участках, выдают разрешения на строительство объектов недвижимости, осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области градостроительства и др.

В этой сфере при строительстве объектов капитального строительства, ремонте, реконструкции этих объектов уполномоченными органами исполнительной власти осуществляется государственный строительный надзор. В соответствии с Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54, задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.

К его предмету относится проверка: соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации; наличия разрешения на строительство и др. Государственный строительный надзор осуществляют следующие органы:

Ростехнадзор — при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента РФ возложено на иные федеральные органы исполнительной власти; организует научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора.

Минобороны России, ФСБ России, ФСО России и иные федеральные органы исполнительной власти, на которые указами Президента РФ возложено осуществление государственного строительного надзора.

Надзорные полномочия в области строительства также осуществляют Государственные жилищные инспекции субъектов РФ. Положение о государственном жилищном надзоре утверждено постановлением Правительства РФ 11 июня 2013 г. № 493. Его задачами являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Государственный жилищный надзор осуществляется посредством:

  • а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;
  • б) принятия предусмотренных мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
  • в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Уполномоченные должностные лица этих инспекций могут проводить проверки подконтрольных объектов; давать предписания по устранению выявленных нарушений; привлекать виновных к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, давать представления об аннулировании или приостановлении лицензии на осуществление в области строительства и др.

В субъектах РФ действуют инспекции государственного архитектурно-строительного надзора, которые осуществляют государственный надзор за качеством строительной продукции и сроками строительства .

Административная ответственность за правонарушения в строительстве установлена в гл. 9 КоАП РФ.

  • См.: Указ Президента РФ от 31 марта 2014 г. № 190 «О Министерстве РоссийскойФедерации по делам Крыма».
  • См.: Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ «О развитии Крымскогофедерального округа и свободной экономической зоне на территориях РеспубликиКрым и города федерального значения Севастополя».
  • См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2014 г. № 321 «О Министерстве РоссийскойФедерации по делам Северного Кавказа».
  • См.: распоряжение мэра г. Москвы от 3 февраля 1998 г. № 100-РМ и др.

Вопросы градостроительства регулируются ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» и Градостроительным кодексом РФ.

Градостроительный кодекс РФ устанавливает и разграничивает полномочия органов публичной власти, вводит единые процедуры осуществления градостроительной деятельности (сроки, последствия, ответственность) (конкретные градостроительные решения должны приниматься с учетом региональных и местных особенностей и интересов населения).

Кодекс предусматривает требование о проведении обязательной государственной экспертизы проектной документации на объекты, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья граждан.

Важнейшие НПА, касающиеся сферы ЖКХ (Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики», постановления Правительства «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 – 2010 годы», «О некоторых вопросах по реализации программы «Государственные жилищные сертификаты на 2004 – 2010 годы», «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», «Об утверждении Основ ценообразования в сфере ЖКХ», ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», ЖК РФ).

Жилищная сфера включает строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Жилой фонд – совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения и иные жилые помещения, пригодные для жилья (виды жилищного фонда – государственный, муниципальный, общественный, частный).

Коммунальное хозяйство подразделяется на группы объектов (санитарно-технические (водопроводы, канализации, предприятия по очистке городов); энергетические (электростанции, котельные, тепловые, электрические, газовые сети); транспортные (автобусы, троллейбусы, трамваи); объекты внешнего благоустройства (путепроводы, зеленые насаждения, мостовые, тротуары, водостоки, набережные, уличное освещение)).

Большинство россиян оплачивают только часть расходов жилищно-коммунальной сферы (остальное возмещают местные бюджеты, подпитывающиеся за счет трансферта из центра) (города и села тратят на обслуживание коммунального хозяйства до 70% всех средств местных бюджетов).

Положение о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (все регионы должны до 31.12.2005 года перейти на полную оплату населением стоимости жилья и коммунальных услуг, а также завершить переход от бюджетного дотирования жилищно-коммунальных предприятий к перечислению адресных субсидий непосредственно плательщикам (жильцам)).

В рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы должны быть решены задачи:

1) в области обеспечения доступности жилья (развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет средств местных бюджетов в пределах установленных социальных стандартов);

2) в области жилищного строительства (обеспечение роста темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения, повышения качества и эффективности жилищного строительства).

Основы ценообразования в сфере ЖКХ определяют основные принципы и методы установления цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги, а также правила регулирования и применения этих цен и тарифов.

Принятие нового ЖК РФ – радикальная смена подходов в государственной политике по обеспечению граждан жильем (главная задача – демонополизация рынка коммунальных услуг, создание конкурентной среды, организация системы контроля со стороны потребителей за ценообразованием, а также введение стандартов качества услуг в сфере ЖКХ).

ЖК РФ закрепляет за малоимущими гражданами право на бесплатное (социальное) жилье, которое будет предоставлять органами местного самоуправления по договору социального найма, и сохраняет право на внеочередное получение жилья для граждан, квартиры которых признаны непригодными для жизни и не подлежат ремонту, для детей-сирот, граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых их совместное проживание в одной квартире с другими невозможно.

В ЖК РФ прописан порядок выселения из жилых помещений, предоставленных по договору социального найма (при выселении будет предоставляться другое благоустроенное жилье по договору социального найма в том случае, если жильцы без уважительных причин более 6 месяцев не платили за квартиру; без предоставления жилья будут выселяться те, кто самовольно вселился в квартиру).

Министерство регионального развития РФ (Минрегион России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований (в том числе районов Крайнего Севера и Арктики), административно-территориального устройства РФ, разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности) и ЖКХ, государственной национальной политики и межнациональных отношений в РФ, а также защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов РФ.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении ФА по строительству и ЖКХ.

Минрегион самостоятельно принимает НПА:

1) о порядке предоставления материальной поддержки проживающим в сельской местности малообеспеченным семьям из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

2) перечень поселений, в которых проживают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности;

3) федеральные градостроительные нормативы и правила в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий в области градостроительства;

4) о порядке разработки, регистрации, утверждения, введения в действие и пересмотре государственных градостроительных нормативов и правил;

5) о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации;

6) определяет стоимость 1 кв. м жилья, используемую при расчете средств федерального бюджета, направляемых на приобретение жилья для удовлетворения государственных нужд;

7) методику расчета цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений, а также тарифов на коммунальные услуги.

Мирегион осуществляет:

1) мониторинг и анализ реализации государственной региональной и национальной политики, в том числе в области развития региона с социально-экономическими, географическими и другими особенностями и в области местного самоуправления;

2) мониторинг деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ по стабилизации общественно-политической обстановки и содействию социально-экономическому развитию субъектов Северного Кавказа;

3) разработку годовых и ежеквартальных докладов о социально-экономическом состоянии субъектов РФ;

4) организацию разработки федеральных целевых программ регионального и территориального развития, функции государственного заказчика – координатора таких программ;

5) разработку программ в сфере реализации государственной политики по возрождению и развитию российского казачества.

Федеральное агентство по строительству и ЖКХ (Росстрой) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и ЖКХ.

Росстрой осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации.

Функции Росстроя:

1) проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

2) осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности;

3) организует проведение государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации; подготовку и переподготовку специалистов в области архитектуры и градостроительства; формирование и ведение государственного фонда комплексных инженерных изысканий для строительства.

Росстрой осуществляет:

1) экономический анализ деятельности подведомственных ГУП и утверждает экономические показатели их деятельности;

2) проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;

3) осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности.

Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства и связи силами инженерно-технических воинских формирований при нем.

Руководство деятельностью Спецстроя осуществляет Президент (Спецстрой подведомствен Минобороны, которое осуществляет координацию и контроль его деятельности).

Основные задачи Спецстроя:

1) строительство объектов специального и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства, правопорядок, а также обустройство войск, жилищное строительство и строительство объектов социальной инфраструктуры для Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

2) строительство и реконструкция предприятий и организаций ядерного комплекса, предприятий по хранению и уничтожению химического и иных видов оружия массового поражения, других важных для государства объектов;

3) техническое прикрытие и восстановление автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог общего пользования;

4) строительство и капитальный ремонт в мирное и военное время автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог общего пользования, осуществляемые в качестве подрядчика;

5) прикрытие, повышение живучести, эксплуатация и восстановление единой системы электросети РФ для обеспечения обороны и безопасности страны;

6) участие в восстановлении специальных объектов в районах, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и стихийных бедствий;

7) строительство и восстановление объектов мобилизационного назначения для федеральных органов исполнительной власти, а также объектов оперативного оборудования территории РФ в целях обороны;

8) обеспечение боевой и мобилизационной готовности воинских формирований;

9) организация подготовки военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований для решения задач специального и дорожного строительства, эксплуатации и восстановления единой сети электросвязи РФ.

Управление промышленностью

Конституция РФ относит к ведению РФ:

  • управление федеральной государственной собственностью;
  • установление основ федеральной политики и федеральных программ экономического развития;
  • установление основ единого рынка;
  • федеральные энергетические системы, ядерную энергетику, оборонное производство.

К совместному ведению РФ и ее субъектов относится разграничение государственной собственности в сфере промышленного производства. Вне этих пределов субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Органы исполнительной власти, осуществляющие управление промышленностью:

  • Правительство РФ:
    • осуществляет управление федеральной государственной собственностью;
    • принимает меры по реализации государственной политики в промышленности;
    • прогнозирует промышленное развитие РФ;
    • принимает меры по защите отечественных производителей;
    • учреждает казенные предприятия, государственные промышленные корпорации, концерны, акционерные общества;
    • утверждает их уставы и формирует руководство;
    • решает вопросы конверсии государственных предприятий.
  • Министерство промышленности, науки и технологии РФ (Минпром России);
  • Министерство энергетики РФ (Минэнерго России);
  • Министерство РФ по атомной энергии (Минатом России);
  • Российское агентство по судостроению (Россудостроение);
  • Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос);
  • Российское агентство по системам управления (РАСУ);
  • Российское агентство по обычным вооружениям (РАВ);
  • Федеральная энергетическая комиссия РФ (ФЭК России);
  • Федеральная служба РФ по финансовому оздоровлению и банкротству;
  • Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России).

Промышленные организации могут существовать в следующих организационно-правовых формах:

  • предприятия и объединения государственного характера;
  • акционерные общества.

Промышленные предприятия могут находиться и в муниципальной собственности, в состав которой входят муниципальные предприятия. Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации, они определяют цели, условия и порядок их деятельности.

Государственный контроль (надзор) в управлении промышленностью осуществляют:

  • Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор);
  • Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России);
  • Государственный энергетический надзор в РФ (Госэнергонадзор);
  • Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России);
  • Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Управление сельским хозяйством

Сельское хозяйство обеспечивает потребительский рынок продовольственным сырьем для промышленного производства.

Конституция РФ относит к совместному ведению РФ и ее субъектов основные вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами и соответствующее законодательство. К непосредственному ведению РФ отнесено установление основ федеральной политики и федеральных программ экономического развития.

Органы исполнительной власти, осуществляющие управление сельским хозяйством:

  • Правительство РФ (организация управления сельскохозяйственными предприятиями, отнесенными к федеральной собственности, установление мер материально-ресурсного стимулирования производителей зерна и т. п.);
  • Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) (разработка и реализация мер по государственному регулированию производства сельхозпродукции, сырья и продовольствия, продовольственного рынка, по обеспечению агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами, безопасности пищевых продуктов и качества сельхозпродукции; содействие формированию в АПК рыночных отношений, развитию предпринимательства, кооперации, агропромышленной интеграции, организации рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия и т. д.);
  • Государственный комитет РФ по рыболовству (регулирование и лицензирование промышленного рыболовства; общее руководство деятельностью государственных администраций морских (речных) рыбных портов и контроль за ними и др.).

Организационно-правовые формы коллективного и индивидуального производительного труда:

  • колхозы и совхозы,
  • региональные ассоциации колхозов;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • акционерные и совместные сельскохозяйственные предприятия;
  • сельскохозяйственные кооперативы.

Органы местного самоуправления предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и сдают в аренду, изымают земельные участки, регистрируют право собственности на землю, планируют использование земель, организуют разработку и осуществление планов земельно-хозяйственного устройства населенных пунктов, взимают плату за землю, осуществляют государственный контроль за использованием земель и т. д.

Органы исполнительной власти, осуществляющие контроль (надзор) в сельском хозяйстве:

  • Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ (Росгорхлебинспекция);
  • Государственный ветеринарный надзор;
  • Государственная служба защиты растений Минсельхоза России;
  • Государственная служба карантина растений Минсельхоза России;
  • Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Минсельхоза РФ (Главгостехнадзор).

Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством

Федеральный центр организует проведение реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве, ведает вопросами и жилищной и строительной политики, демонополизации и развития конкуренции, обеспечения потребностей хозяйства и населения в топливе.

В настоящее время специализированным органом государственного управления в данной сфере является Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России).

Госстрой России — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности в области строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики, жилищно-коммунального комплекса и его реформирование во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Госстрой России разрабатывает предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов в области строительства, градостроительства, архитектуры, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства; разрабатывает основы федеральной политики в области строительства, градостроительства, архитектуры, технического учета и инвентаризации, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей, а также осуществляет контроль за их реализацией; подготавливает заключения по проектам нормативных правовых актов других федеральных органов исполнительной власти в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства и т. д.

Госстрой осуществляет также контроль за реализацией конституционных прав граждан на жилище на доступных условиях, защищенность и неприкосновенность жилища, свободу в выборе места жительства.

Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство

Органы местного самоуправления организуют эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, распределяют муниципальный жилищный фонд, ведут учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляют жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, решают вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений и т. д.

Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве:

  • Государственная жилищная инспекция РФ;
  • Инспекция государственного архитектурного надзора;
  • Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое РФ.

Управление коммуникациями

Конституция РФ (ст. 71) устанавливает, что в ведении РФ находятся федеральный транспорт, пути сообщения, связь. Соответственно главную роль в управлении этими объектами играют федеральные органы исполнительной власти.

Правительство РФ решает вопросы организации управления предприятиями транспорта и связи; разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов по вопросам федерального транспорта, путей сообщения и связи.

В настоящее время государственное управление коммуникациями федерального значения осуществляют:

  • Министерство путей сообщения РФ (МПС России) — проведение государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, регулирование хозяйственной деятельности железных дорог, других предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта в области организации и обеспечения перевозочного процесса;
  • Министерство транспорта РФ (Минтранс России) — разработку и реализацию государственной транспортной политики; формирование и совершенствование правовых основ функционирования транспортного комплекса; разработку и реализацию совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти программ развития транспортного комплекса и др.;
  • Министерство РФ по связи и информатизации (Минсвязи России) — проведение государственной политики и осуществление управления в области связи (электрической и почтовой) и информатизации, а также координацию в этой сфере деятельности иных федеральных органов исполнительной власти;
  • Государственная фельдъегерская служба РФ (ГФС России) — руководство деятельностью органов федеральной фельдъегерской связи по обеспечению сохранности и оперативной доставки отправлений особой важности и т. д.;
  • Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ) — решение вопросов организации и обеспечения правительственной связи, иных видов специальной связи для государственных органов и т. д.

Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор на транспорте и связи:

  • Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России;
  • Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Главгостехнадзор России);
  • Российский речной регистр при Минтрансе России;
  • Российская транспортная инспекция при Минтрансе России;
  • Главная инспекция по маломерным судам.

Управление в сфере использования и охраны природных ресурсов

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 9) земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов.

К ведению РФ относится установление основ федеральной политики и федеральных программ экологического развития России, а к совместному ведению РФ и ее субъектов — вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; земельное, водное, лесное законодательство, а также законодательство о недрах и об охране окружающей среды (ст. 71 -72 Конституции РФ).

Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы России и т. д.

Министерство природных ресурсов РФ (Минприроды России) осуществляет государственную политику и управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, а также координирует в случаях, установленных законодательством, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Функции Минприроды:

  • реализация государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  • управление государственным фондом недр;
  • управление использованием и охраной водного фонда;
  • управление использованием, охраной, защитой лесного фонда, воспроизводством лесов и ведением лесного хозяйства;
  • охрана окружающей природной среды.

Федеральная служба земельного кадастра России занимается ведением Государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных территориях объектов недвижимого имущества.

Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов:

  • Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет России);
  • Министерство природных ресурсов РФ;
  • Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография).

Управление финансами и кредитом

К ведению РФ относятся: финансовое, валютное и кредитное регулирование; денежная эмиссия; основы ценовой политики; федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы (ст. 71 Конституции РФ).

В совместном ведении РФ и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения и сборов в стране (ст. 72 Конституции РФ).

Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами.

Министерство финансов РФ (Минфин России) разрабатывает проекты федерального бюджета и обеспечивает его исполнение; принимает участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней, в осуществлении государственного финансового контроля, концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ.

Федеральное казначейство организует осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление его доходами и расходами; контроль за поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств. Казначейство организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета; организует распределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации, а также осуществляет взаимные расчеты между ними; представляет ОГВ РФ отчетность о финансовых операциях Правительства РФ, о результатах исполнения федерального бюджета и т. д.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) принимает участие в выработке налоговой политики и осуществляет ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей; обеспечивает государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляет валютный контроль.

Органы, осуществляющие финансовый контроль:

  • Счетная палата РФ;
  • Федеральное казначейство;
  • Департамент государственного финансового контроля и аудита.

Управление в области внешнеэкономических связей

К ведению РФ относятся ее внешнеэкономические отношения, таможенное регулирование (ст. 71 Конституции РФ). Координация внешнеэкономических связей субъектов Федерации отнесена к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Внешнеэкономическая деятельность осуществляется и субъектами Федерации.

Правительство РФ руководит финансово-валютной деятельностью в отношениях с иностранными государствами, разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического сотрудничества, осуществляет общее руководство таможенным делом и т. д.

Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) регулирует внешнеэкономическую деятельность как составную часть общих отношений России с иностранными государствами, разрабатывает предложения по государственной внешнеэкономической политике России, меры по защите экономических интересов РФ, ее субъектов, российских участников внешнеэкономической деятельности, отечественных товаропроизводителей и потребителей на внешнем рынке и т. д.

Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами реализует решения Президента и Правительства РФ по вопросам регулирования и контроля деятельности в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами.

Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России) обеспечивает в рамках своей компетенции экономическую безопасность РФ и защиту ее экономических интересов; организует таможенное регулирование хозяйственной деятельности и взимание таможенных пошлин и налогов; выдает и обеспечивает выдачу лицензий; обеспечивает соблюдение законодательства по таможенному делу; организует борьбу с нарушителями таможенных правил; ограничивает и запрещает ввоз товаров и т. д.

Органы местного самоуправления вправе заключать хозяйственные договоры с зарубежными партнерами для привлечение их продукции, товаров и услуг на местный рынок; могут осуществлять лицензирование и квотирование поставляемых на экспорт продуктов (товаров) предприятий и организаций, расположенных на их территории; участвуют в формировании валютных фондов за счет отчислений от валютной выручки предприятий, находящихся в муниципальной собственности, и т. д.

Государственный контроль в области внешнеэкономических связей осуществляют Минэкономразвития и ГТК РФ.

Добавить комментарий