Государственное устройство конституции 1936

Конституция СССР 1936 г. приблизила государственный строй к системе парламентского типа, хотя, конечно, и не довела эту идею до конца. Законодательные органы более четко отделялись от исполнительных, хотя двойственное положение Президиума Верховного Совета практически нарушало законодательную монополию Верховного Совета. Законодательство проводило идею четкого отделения суда от исполнительной власти. Однако на практике создавались административные органы, наделенные, как уже отмечалось, судебными полномочиями.

Источники права. Укрепление законодательных органов, их авторитета подняло престиж и самого закона. Если раньше даже термин «закон» применялся редко, заменяясь словами «постановление», «декрет», то теперь он прочно входит в правовую терминологию. Вместе с тем появляется новый тип правового акта — Указ Президиума Верховного Совета, имеющий, как уже отмечалось, особую правовую природу.

В Конституции об указах говорится односложно, как бы мимоходом. Ни цели их издания, ни назначение не раскрываются. Совершенно ясно только одно: указ не равняется закону, не может его изменять, дополнять или заменять, поскольку издание законов есть прерогатива исключительно Верховного Совета. Однако довольно скоро сложилась практика, в соответствии с которой указы Президиума Верховного Совета СССР все чаще стали по существу равняться законам. И со временем их становилось больше, чем новых законов, притом по весьма важным вопросам.

Повышение роли Коммунистической партии в управлении государством отразилось и на системе источников права. Партийные документы, особенно решения ЦК ВКП(б), имеют на практике силу законов. Особое место они занимают, например, в колхозном праве. Возникает также практика принятия совместных партийно-государственных нормативных актов — постановлений СНК СССР и ЦК ВКП(б), предварительно утверждаемых Политбюро ЦК. И вообще все важнейшие постановления Совнаркома заранее санкционируются Политбюро, хотя председатель СНК и его заместители сами были членами этого партийного органа <*>.

Органы власти и управления. Конституция СССР 1936 г. ввела новое название для Советов всех уровней — Советы депутатов трудящихся. Этим подчеркивались усилившаяся социальная однородность советского общества, отсутствие эксплуататоров и сближение социальной природы рабочих и крестьян. Прежняя формулировка — Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов — как бы исключала интеллигенцию, хотя на практике основная масса интеллигентов пользовалась избирательными правами. Новая формула, естественно, включала в себя и интеллигенцию.

Конституция 1936 г. существенно изменила структуру и статус органов власти и управления, упростив и сделав более четкими. Она отказалась от громоздкой системы съездов Советов на всех уровнях. Укрепилось единство системы Советов.

Высшим органом власти Союза по Конституции 1936 г. стал Верховный Совет СССР. Он получил те права, которые раньше имели Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Союза. Верховный Совет воспринял от прежнего ЦИК двухпалатную структуру, отражающую многонациональность Советского государства, хотя название одной из палат немного изменилось: вместо Союзного Совета она стала называться Советом Союза. Сохранен был и принцип формирования палат. Одна из них — Совет Национальностей — включала в себя фиксированное число депутатов: по 25 от каждой союзной республики, по 11 от автономной республики, по 5 от автономной области, по 1 от национального округа. Как и прежде, эти палаты были равноправны, причем их равноправие подчеркивалось теперь примерным равенством числа депутатов в каждой. Верховный Совет стал единственным законодательным органом Союза. Это же касается и Верховных Советов союзных и автономных республик. С прежней множественностью законодательных органов одного уровня было покончено, что само по себе создавало объективные условия для укрепления законности, для большего уважения к закону.

Верховные Советы должны были избираться на четыре года и работать подобно прежним ЦИК в сессионном порядке. Верховный Совет СССР впервые был избран в декабре 1937 г. VIII съезд Советов, приняв Конституцию, поручил ЦИК разработать и утвердить новое положение о выборах, в котором бы нашли свое отражение принципы избирательной системы, закрепленные Конституцией. В июле 1937 г. ЦИК СССР утвердил Положение и назначил выборы в Верховный Совет Союза на 12 декабря 1937 г. А еще до этого, на февральско-мартовском Пленуме ЦК ВКП(б), был поставлен вопрос о подготовке избирательной кампании. Докладчик А. Жданов высказал определенную озабоченность организацией выборов в новых условиях. Он допускал возможность, что ими воспользуются оппозиционные элементы, среди которых была названа церковь <*>. Правда, на практике эти опасения не оправдались.

Особенности работы Верховного Совета обусловили необходимость создания постоянно действующего органа. Им стал Президиум Верховного Совета СССР, который избирался на совместном заседании обеих палат. Президиум состоял из председателя, его заместителей по числу союзных республик (следовательно, первоначально из 11), секретаря и 24 членов. Конституция исчерпывающе перечисляла полномочия Президиума Верховного Совета: Президиум созывает сессии Верховного Совета, дает толкование действующих законов, отменяет постановления Совета Народных Комиссаров СССР и СНК союзных республик в случае их несоответствия закону. Президиум Верховного Совета не является законодательным органом. Однако он имеет право издавать указы — своеобразные акты, правовая природа которых в Конституции определена не была.

Конституция 1936 г. в качестве правительства сохранила Совет Народных Комиссаров СССР. Однако теперь он был лишен законодательных прав: СНК по Конституции имел право издавать постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов. То есть постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров теперь стали только подзаконными актами. Совет Народных Комиссаров образовывался Верховным Советом СССР в составе председателя, его заместителей и руководителей ведомств Союза, т.е. наркомов и председателей комитетов и комиссий.

Новая Конституция Союза подвела итоги эволюции статуса Верховного Суда, записав: «Верховный Суд СССР является высшим судебным органом. На Верховный Суд СССР возлагается надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик»

Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 3797;

За период с 1924 г. до 1936 г. (после принятия первой Конституции СССР и до принятия второй) в стране произошли существенные экономические, политические и социальные изменения.

Многоукладная экономическая структура была реконструирована с целью усиления государственного планового сектора. Были ликвидированы остатки «эксплуататорских классов», изменился социальный состав интеллигенции и рабочего класса (в его среде появилось много выходцев из деревни).

Сильные трансформации произошли в среде крестьянства.

Сформировался новый правящий слой, создавший свою бюрократию и идеологов. Произошли значительные изменения в сфере национально-государственного строительства. Много перемен произошло также в структуре и системе органов государственного управления и управления народным хозяйством.

Новая Конституция 1936 г. Общие принципы.

В феврале 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) выступил с инициативой внесения измерений в Конституцию (в части уточнения социально-экономической основы общества на новом этапе и в части изменения избирательной системы).

Вслед за этим съезд Советов Союза ССР принял соответствующее постановление и поручил ЦИК создать Конституционную комиссию.

Новая Конституция состояла из 13 глав и 146 статей. Отмечалось, что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, которым принадлежит вся власть в стране.

Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.

Социалистическая собственность выступает в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной. Наряду с социалистической системой хозяйства законом допускалось мелкое частное (основанное на личном труде) хозяйство. Хозяйственная жизнь страны определялась государственным народно-хозяйственным планом. Труд рассматривался как обязанность.

Государственное устройство

Государственное устройство страны определялось как федеративное (союзное) объединение одиннадцати республик. Давался исчерпывающий перечень прав федеративных органов, неперечисленные полномочия остались за союзными республиками.

Последним предоставлялось право выхода из состава СССР, конституции союзных республик должны были соответствовать Конституции СССР, в случае расхождения союзного и республиканского законов, действовал союзный закон. Конституция провозглашала единое гражданство.

Высшим органом власти в СССР становился Верховный Совет СССР, наделенный законодательной властью и состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

Совет Союза избирался по территориальным округам, Совет Национальностей — по союзным, автономным республикам, автономным областям и национальным округам. Обе палаты признавались равноправными и работали в сессионном порядке. В случае непримиримых разногласий при принятии решения Президиум Верховного Совета распускал Верховный Совет и назначал новые выборы.

Вместе с тем Президиум был подотчетен Верховному Совету. Президиум издавал указы, проводил референдумы, в период между сессиями Верховного Совета осуществлял высшую власть в государстве, назначал новые выборы.

Правительство (Совет народных комиссаров СССР) формировалось на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. СНК издает постановления и распоряжения на основе действующих законов, принятых Верховным Советом.

В Конституции давался перечень союзных (обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой промышленности, оборонной промышленности) и союзно-республиканских (пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел, юстиции, здравоохранения) народных комиссариатов.

По аналогии с союзными органами центральной власти и управления строилась система органов союзной республики.

Глава 9 Конституции была посвящена изменениям в избирательной системе. Закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, предоставляемое с восемнадцатилетнего возраста. Предшествующее избирательное законодательство (по Конституциям 1918 и 1924 г.) отменялось.

В перечне основных прав и связанных с ними обязанностей граждан упоминалось о правах: на труд, отдых, материальное обеспечение (в старости, по болезни, в случае потери трудоспособности), образование (бесплатное).

Провозглашалось равенство полов, национальностей, свобода слова, печати, собраний, митингов, шествий и демонстраций; отделение церкви от государства и школы от церкви.

ВКЩ6) объявлялась «передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».

Основные тенденции развития советского права в 1930-е гг.

А. Источники и сфера права

На основе Конституции СССР вся полнота власти сосредоточивалась в Верховном Совете, принцип разделения властей отвергался как «буржуазный».

В ряду правовых источников первенствующая роль отводилась закону. Закон в формальном смысле — всякий акт, принятый представительным органом, в материальном смысле это акт, который не обязательно исходит от законодательной власти, но содержит в себе нормы общего значения, устанавливающие определенные правила поведения.

По Конституции 1936 г. формальный и материальный аспекты советского закона всегда совпадают. На практике Верховный Совет делегирует свои функции (на период между сессиями) Президиуму. СНК также принимает постановления и решения на основании и во исполнение действующих законов.

Процесс делегирования законодательной власти от одного органа другому облегчался тем фактом, что эти государственно-властные структуры были консолидированы партийно-политическим единством. Руководящие партийные органы принимали самое активное участие в их формировании.

С 30-х годов все большее число постановлений правительства стало приниматься совместно с руководящим партийным органом ЦК ВКП(б). Партийные решения приобретали фактически характер нормативных актов. Такая трансформация была обусловлена также представлением о праве как об инструменте государственной политики (поэтому акты, которыми регламентировались наиболее серьезные политические акции, например, коллективизация сельского хозяйства, исходили из двух источников: правительства и ЦК). Процессы концентрации политической власти внутри узкого круга партийных и государственных чиновников (номенклатуры) сопровождались сужением гражданских прав для основной массы населения.

В сферах трудового, колхозного и уголовного права это было особенно очевидно.

Введение паспортов и института прописки усиливало админи-стративный контроль над населением. Сельские жители, часто не получавшие паспортов, были фактически привязаны к месту проживания и ограничены в праве передвигаться по стране.

Б. Правовое регулирование сельского хозяйства

В сфере сельского хозяйства был проведен ряд мер, направленных на усиление плановых начал.

В мае 1939 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О мерах охраны общественных земель колхозов от раздробления», закреплявшее колхозные земли в установленных пределах и ограничивающее процесс увеличения приусадебных земель колхозников.

В январе 1940 г. те же органы принимают постановление «Об обязательной поставке шерсти государству», в марте — «Об изменении в политике заготовок и закупок сельскохозяйственных продуктов».

Еще в сентябре 1939 г. была изменена система сельхозналога, включавшая прогрессивно-подоходное обложение приусадебных участков и освобождение от налога получаемых колхозниками трудодней. Для колхозов устанавливался погектарный принцип обложения (с количества земли), стимулирующий более интенсивное использование колхозами земельных владений.

Одновременно с этими мероприятиями в апреле 1939 г. принимается постановление «О запрещении исключения колхозников из колхозов». Государство стремилось закрепить рабочую силу на колхозных землях и в колхозном производстве.

В. Правовое регулирование в сфере промышленного производства

Схожие процессы происходили в сфере промышленного труда. В декабре 1939 г. ЦК ВКП(б), СНК и ВЦСПС приняли постановление «О мерах по упрочению трудовой дисциплины…», в котором устанавливались дифференцированные нормы страхового обеспечения, зависящие от стажа работы на данном пред-приятии (учреждении).

Одновременно правительство вводило на производстве трудовые книжки, в которых фиксировались занимаемая должность, поощрения и взыскания, налагаемые на работника.

В июле 1940 г. указом Президиума Верховного Совета СССР была повышена обязательная мера труда: вместо существовавших семи- и шестичасового рабочих дней устанавливался восьмичасовой: вместо пятидневной рабочей недели — шестидневная.

Через месяц новым указом запрещался самовольный уход работников с предприятий и из учреждений, а также переход из одной организации в другую. К нарушителям применялись уго-ловные наказания.

В октябре 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР наркоматам было предоставлено право переводить рабочих и служащих с одного предприятия на другое (независимо от их территориального расположения) в принудительном порядке.

В то же время принимается Указ «О государственных трудовых резервах», на основании которого разворачивалась сеть ремесленных училищ и фабрично-заводских школ для подготовки кадров квалифицированных рабочих. Государственные резервы рабочей силы должны были находиться в непосредственном распоряжении правительства.

Государственное устройство СССР

Как и в первых советских Основных законах, была вновь закреплена форма государства, сложившаяся в результате революции 1917 г. — республика Советов со столицей в г. Москве. По Конституции СССР — союзное государство на основе добровольного объединения 11 равноправных Советских Социалистических республик, в состав которых входят 9 автономных областей, 5 краев, 34 области и 22 автономные советские социалистические республики. В соответствии со ст. 21 Конституции, на всей территории СССР устанавливается единое гражданство. Каждая союзная республика обладает суверенитетом, который ограничивается высшими органами власти СССР, занимающимися наиболее важными вопросами, которые указаны в ст. 14: контроль за исполнением конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик общесоюзной, изменение границ между союзными республиками, утверждение народно-хозяйственных планов, единого государственного бюджета СССР и другими. Каждая Союзная республика имеет право свободного выхода из СССР, ее территория не может подвергаться географическим изменениям без ее согласия. Законы СССР действуют и имеют одинаковую силу на всей территории государства, следовательно, главенствуют над нормативно-правовыми актами не общесоюзного характера. Но, если закон союзной республики имеет расхождения с общесоюзным, то применяется общесоюзный закон исходя из ст. 20. Подобное положение серьезно повышало авторитет и политический вес органов союзного значения. В дальнейшем это обстоятельство с одной стороны серьезно повысило эффективность плановой системы хозяйства, но с другой стало поводом для усиления произвола и отхода от демократических принципов в сторону тоталитаризма.

Органы государственной власти

По новому Основному закону было изменено не только название Советов, но и их структура. В системе органов государственной власти произошел переход от системы съездов к системе Советов, непосредственно избираемых населением. Выборными становились органы власти любого уровня, реализовывалась бухаринская идея приближения Советов к парламентско-муниципальным учреждениям западного типа. Советы всех звеньев стали постоянными органами, которые периодически проводили свои сессии, для созыва которых не нужно было каждый раз устраивать новые выборы. Сохранилась возможность отзыва депутатов. См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 75-76 Во всех звеньях от сельсовета до Верховного Совета СССР устанавливается единая система, позволяющая избирателям быть на связи со всеми советскими органами. Советы становились более оперативными, особенно когда требовался созыв внеочередной сессии. Работа депутатов могла контролироваться избирателями, которые хотели исполнения своей воли и зашиты интересов. Кроме этого, была упрощена система органов власти и управления и устранена неразбериха с законодательными полномочиями. Вместо Всесоюзного съезда Советов, двухпалатного ЦИКа Союза и его Президиума закон предусматривал образование Верховного Совета Союза ССР и его Президиума. См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 157 — 158 В Конституции нет четкого текстуального размежевания исполнительной и законодательной ветвей власти. См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 76 Верховный Совет СССР — высший орган государственной власти, который осуществляет исполнение большинства норм, прописанных в ст. 14. Его очередные сессии созываются 2 раза в год. Полномочия этого органа длятся 4 года, и согласно ст. 32 только он имеет исключительное право на законодательную деятельность на общесоюзном уровне. Работу высшего органа государственной власти возглавляет Президиум из членов Верховного Совета СССР. Но он не имеет собственных законодательных полномочий. Обе палаты Верховного Совета СССР — Совет Союза и Совет Национальностей — являются равноправными и обладают законодательной инициативой, их сессии начинаются и заканчиваются в одно время, каждая избирает своего председателя и двух его заместителей. Председатели руководят заседаниями соответствующих палат, руководят их внутренним распорядком, поочередно ведут их совместные заседания. Для утверждения закона необходимо его принятие простым большинством голосов обеих палат. В случае разногласия в решениях палат, создается согласительная комиссия на паритетных началах. Если ее члены не приходят к соглашению или решение не удовлетворяет одну из палат, то законопроект снова рассматривается в палатах. Если согласие не достигнуто, то Президиум Верховного Совета СССР распускает Верховный Совет СССР. Если же закон утвержден, он должен быть подписан председателем и секретарем Президиума Верховного Совета СССР.

Верховный Совет Союзной республики, избираемый ее населением на 4 года, является, исходя из ст. 59 Конституции, единственным законодательным органом на соответствующем уровне. Он принимает Конституцию республики и утверждает Конституции находящихся в ее составе автономных республик и народно хозяйственный план и бюджет республики, осуществляет ряд других полномочий, но в своей деятельности руководствуется принципами, заложенными Верховным Советом СССР. Верховный Совет Союзной республики осуществляет и ряд сопутствующих исполнительных полномочий.

Высшим органом государственной власти Автономной республики является Верховный Совет АССР, избираемый ее населением на 4 года. Он является единственным органом законодательной власти на своем уровне, осуществляет и ряд руководящих полномочий.

Таким образом, по Конституции СССР 1936 г. ни один другой орган, кроме Верховных Советов всех уровней, не имеет законодательных прав. Некоторые могут издавать указы, содержащие новые правовые нормы и даже вносить изменения в действующие законы, но без утверждения на сессии Верховного Совета они не будут иметь силу закона. В частности Президиум Верховного Совета СССР, который состоит из председателя, 11 его заместителей по числу союзных республик, секретаря и 24 членов, является скорее органом исполнительной власти, выполняющим организационные функции. Его полномочия прописаны в ст. 49. Он имеет право издавать указы, содержащие правовые нормы, но не законы. Если указ направлен на изменение закона, то он должен быть утвержден Верховным Советом. См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 159 Президиум в своей деятельности подотчетен Верховному Совету СССР, но сохраняет свои полномочия даже после его роспуска, до избрания нового Верховного Совета для его созыва.

Исполнительная власть в СССР в соответствии со статьями 56 и 64 Основного закона принадлежит непосредственно Правительству СССР в лице Совета Народных Комиссаров СССР, которое образуется Верховным Советом СССР. Этот орган имеет высшие исполнительные полномочия, как, например, руководство отраслями государственного управления (ст. 72), непосредственно осуществляет исполнение Конституции на всей территории государства. Правительство возглавляет Председатель Совета Народных СССР. СНК СССР ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен. Его важнейшие функции включают осуществление общего руководства в области сношений с иностранными государствами, объединение и направление работы общесоюзных и союзно-республиканских Народных комиссариатов СССР и др. Его постановления и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории СССР. Правительство имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Советов Народных Комиссаров Союзных республик и отменять приказы и инструкции Народных Комиссаров СССР. Общесоюзные Народные Комиссариаты могут заниматься как непосредственным управлением определенной отраслью народного хозяйства, так и передавать часть полномочий назначаемым ими органам.

Все Народные Комиссариаты СССР являются общесоюзными или союзно-республиканскими. Исходя из ст. 79 Конституции, высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союзной республики является Совет Народных Комиссаров Союзной республики во главе с председателем. Этот орган ответственен и подотчетен Верховному Совету Союзной республики. СНК республики издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов СССР и Союзной республики, постановлений и распоряжений СНК СССР, проверяет их реализацию. Непосредственное руководство отраслями государственного управления, входящими в компетенцию Союзной республики, осуществляют Народные Комиссары Союзной республики, которые издают приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР и Союзной республики. Народные Комиссариаты Союзной республики являются союзно-республиканскими или республиканскими. Первая группа имеет двойное подчинение, а вторая в своей деятельности непосредственно подчинена СНК Союзной республики.

На уровне Автономной республики ее Верховный Совет образует Совет Народных Комиссаров АССР.

Органами исполнительной власти краевого, областного и более низкого уровня являются Советы депутатов трудящихся, которые избираются населением этих административно-территориальных единиц сроком на 2 года. Они руководят деятельностью подчиненных органов управления, обеспечивают охрану порядка, соблюдение законов и прав граждан, устанавливают местный бюджет и др. Непосредственно исполнительные и распорядительные функции осуществляют избираемые Советами депутатов трудящихся соответствующего уровня исполнительные комитеты во главе с председателем. В небольших поселениях исполнительными и распорядительными функциями обладают председатель и секретарь.

Таким образом, система исполнительных органов имеет разветвленную и относительно четко прописанную структуру. При отсутствии необходимости осуществлять законодательные полномочия, многие органы приобрели эффективность в своей деятельности, став более оперативными. См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 158-159

Для успешной реализации своих полномочий органы государственной власти должны опираться на систему правосудия и соответствующие организации по надзору за исполнением законов и соблюдением правовых принципов.

В соответствии со ст. 104 Конституции 1936 г., высшим судебным органом является Верховный Суд СССР, который, как и специальные суды, избирается Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Он является контрольной инстанцией и осуществляет надзор за деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик.

Верховные Суды союзных республик, краевые и областные суды, суды автономных республик, автономных областей и окружные суды избираются Советами соответствующего уровня на 5 лет. Народные судьи избираются гражданами соответствующего района прямым тайным голосованием на срок в 3 года.

Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме предусмотренных законом случаев, а разбирательство дел является открытым, с предоставлением обвиняемому права на защиту. Судопроизводство ведется на языке союзной или автономной республики или автономной области. Правосудие гарантируется принципом независимости судей и их подчиненности только закону, что закреплено в ст. 112. Законодательством о судоустройстве и судопроизводстве ведают высшие органы власти и государственного управления СССР. Согласно ст. 52, депутат Верховного Совета СССР подлежит привлечению к суду только в особом порядке.

Прокуратура СССР осуществляет высший надзор за исполнением законов всеми Народными Комиссариатами и подведомственными им учреждениями, должностными лицами и гражданами СССР. Прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР на 7 лет. Он в свою очередь назначает республиканских, краевых, областных прокуроров и прокуроров автономных республик и автономных областей на 5 лет; утверждает в должности назначаемых прокурорами союзных республик республиканских, краевых и областных прокуроров. В осуществлении своих функций органы прокуратуры подчиняются только Прокурору СССР.

Исходя из ст. 127, гражданин СССР может быть подвергнут аресту только по постановлению суда или с санкции прокурора. Это положение укрепило принцип неприкосновенности личности и законности, давая гражданам уверенность в своей защищенности от чиновничьего произвола.

Форма правления

Советское государство было провозглашено советской республикой по форме правления. В ней отсутствовала разделение властей, а основным представительным органом власти являлись Советы народных депутатов, корпус которых сам принимает законы, исполняет их и контролирует их исполнение. На этой идеологической основе, по сути, была создана мощная исполнительная власть, Советы были организованы как единая система, которая полностью находилась под контролем партии. Советское государство прошло длительную эволюцию, в том числе эволюционировала и форма правления, но на всех оно являлось партийным государством.

Форма территориального устройства . Статья 70 Конституции СССР 1977 года гласила:

«Союз Советских Социалистических Республик — единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма.»

Таким образом, Советский Союз состоял из союзных Советских Социалистических Республик, которые сами по себе имели разнообразное административно-территориальное деление.

Определить однозначно сущность политического режима второй половины 1980-х — начала 1990-х гг. затруднительно. В этот период присутствуют проявления, как авторитаризма, так и демократии. Среди исследователей преобладает мнение, что ведущей была авторитарно-либеральная тенденция, связанная с именем М.С. Горбачева.

Тип государства по конституции 1977 года. Статья 2-я Конституции СССР 1977 года провозглашала: «Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчётны Советам народных депутатов.» Кандидаты на выборах выдвигались от трудовых коллективов, профсоюзов, молодёжных организаций (ВЛКСМ), самодеятельных творческих организаций и от партии (КПСС). Советская политическая система отвергла принцип разделения и независимости властей, поставив законодательную власть над исполнительной и судебной. Формально источником права были только постановления законодательного органа, то есть Верховного Совета СССР (В.С. СССР). Повседневное законотворчество на практике осуществлялось Президиумом Верховного Совета СССР, состоявшим из Председателя, 15-ти заместителей Председателя, секретаря и 20-ти прочих членов. Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года, избирал Президиум В. С. СССР, формировал Совет Министров СССР, избирал судей Верховного Суда СССР и назначал Генерального прокурора СССР. В 1937—1989 гг. коллективным главой государства считался Верховный Совет СССР, в промежутках между сессиями — Президиум Верховного Совета СССР. Фактическая власть в СССР принадлежала руководству КПСС, которая функционировала в соответствии со своим внутренним уставом. В отличие от более ранних конституций, Конституция 1977 года впервые отражала фактическую роль КПСС в управлении государством: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза» (Статья 6-я). Иными словами, «партийное» государство получило конституционную основу.

Можно подытожить, что Конституция 1977 года закрепила руководящую роль КПСС в политической системе, в которой Советы официально считались государственным стержнем, а фактически играли второстепенную роль

Добавить комментарий