Государственные инспекторы труда инспектируют

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  • направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Комментарии к ст. 357 ТК РФ

1. Установленные в комментируемой статье основные права государственных инспекторов труда (так же, как и основные полномочия федеральной инспекции труда) базируются на положениях Конвенции N 81 МОТ и по существу являются ее производными.

В частности, в соответствии со ст. 12 указанной Конвенции инспекторы труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, имеют право:

1) беспрепятственно проходить без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции;

2) входить в дневное время во все здания, которые они имеют достаточные основания считать подпадающими под контроль инспекции;

3) осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законы и иные нормативные правовые акты о труде соблюдаются, и в частности:

  • наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы работодателю или персоналу предприятия по всем областям, относящимся к их компетенции;
  • требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законами и иными нормативными правовыми актами о труде, в целях проверки их соответствия установленным требованиям и снятия с них копии или выписки отдельных мест;
  • изымать или брать с собой для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления предпринимателя или его представителя о том, что материалы или вещества были изъяты и унесены с этой целью.

2. Комментируемая статья фактически устанавливает общий свод прав должностных лиц федеральной инспекции труда, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, вне зависимости от специфики их надзорно-контрольной деятельности и занимаемых должностей. В то же время следует учитывать, что в федеральной инспекции труда существует внутреннее разделение направлений надзорно-контрольной деятельности за соблюдением законодательства о труде по институтам трудового права, в соответствии с которым она фактически осуществляется государственными инспекторами труда по правовым вопросам и по охране труда. При этом государственные инспекторы труда по правовым вопросам осуществляют надзор за соблюдением трудовых прав и свобод граждан, применением законодательства о труде и являются специалистами в области права. Государственные инспекторы труда по охране труда ведут надзор и контроль за соблюдением трудовых прав и свобод граждан в сфере охраны труда и в связи с этим имеют необходимые познания в технических вопросах.

Различие в их функциях предполагает фактическую реализацию ими различного комплекса прав. В частности, государственные инспекторы труда по правовым вопросам и государственные инспекторы труда по охране труда на практике осуществляют равные права, связанные с организацией проверок соблюдения законодательства о труде, реагированием на выявленные нарушения, привлечением нарушителей законодательства к установленной законом ответственности.

Специфические для государственных инспекторов труда по охране труда права конкретизированы в положениях о территориальных органах Роструда по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде (государственных инспекциях труда в субъектах РФ), утвержденных приказами Роструда в марте 2005 г.

3. Предоставленное государственным инспекторам труда право привлекать к административной ответственности в установленном законодательством РФ порядке лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде, осуществляется ими в соответствии с требованиями КоАП (подробнее см. комментарии к ст. ст. 359, 362 и 363 ТК).

4. Предписания, предъявляемые государственными инспекторами труда работодателям (их полномочным представителям), об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе не связанных с нарушением прав конкретного работника, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении лиц, виновных в нарушениях, к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности обязательны для исполнения. О порядке обжалования предписаний государственных инспекторов труда см. комментарий к ст. 361 ТК.

Об ответственности за неисполнение в установленный срок предписания государственного инспектора труда см. комментарий к ст. 363 ТК.

5. При осуществлении предоставленного комментируемой статьей права направлять в правоохранительные органы материалы для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде, к уголовной ответственности, а также направлять иски в суд государственные инспекторы труда руководствуются требованиями УК, ГПК и другими федеральными законами.

6. Порядок осуществления государственными инспекторами труда предоставленного комментируемой статьей права расследовать несчастные случаи на производстве установлен в ст. ст. 227 — 231 ТК и Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.

7. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи государственные инспекторы труда не вправе выдавать работодателю подлежащее обязательному исполнению предписание по вопросам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда.

В то же время принятие вопроса к рассмотрению комиссией по трудовым спорам или возбуждение по нему коллективного трудового спора не препятствует проведению инспекторской проверки соблюдения законодательства о труде, трудовых прав и свобод граждан. Однако в данном случае проверка проводится лишь при обращении в федеральную инспекцию труда профоргана, самого работника или иного лица. Выданное в результате такой проверки предписание об устранении нарушений законодательства о труде, иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, также подлежит обязательному исполнению и может быть обжаловано работодателем или его представителем в суд в течение 10 дней с момента получения предписания.

8. Государственный инспектор труда имеет право на месте знакомиться с документами и материалами, чтобы получить необходимую информацию. При этом недопустимо уклонение работодателей и их представителей от представления документов под каким-либо предлогом, в том числе по мотивам содержания в них коммерческой или государственной тайны.

В процессе надзорно-контрольной деятельности государственные инспекторы труда вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушении трудовых прав работников. В их число входят приказы и распоряжения, статистическая отчетность, акты проверок работы подведомственных организаций, материалы о вскрытых контролирующими органами нарушениях законов и их причинах, письма, жалобы и предложения граждан по вопросам, относящимся к компетенции проверяемого органа, и др. В случае необходимости государственный инспектор труда вправе обратиться с просьбой об изготовлении для него копий отдельных документов.

Деятельность инспектируемого органа изучается и оценивается в соответствии с требованиями приказа УМВД России по Оренбургской области от 12.07.2013 № 450 «Об организации ведомственного контроля» и методик оценки территориальных органов МВД России на районном уровне, подчиненных УМВД по области, разработанными структурными подразделениями УМВД по области.

Инспектирование (инспекторская проверка) – форма ведомственного контроля, включающая комплекс мер по установлению фактического положения дел, изучению, проверке состояния и оценке результатов деятельности территориального органа.

Цели инспектирования:

1. Изучение и оценка фактического положения дел в инспектируемом органе с последующим информированием начальника УМВД области.

2. Совершенствование организации и повышение эффективности деятельности инспектируемого органа.

3. Формирование экспертной оценки для выведения комплексной оценки деятельности территориального органа за год.

Задачи инспектирования:

1. Определение и оценка соответствия организации деятельности инспектируемого органа требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов, директивных, распорядительных и планирующих документов МВД России, УМВД области, поставленным задачам и оперативной обстановке.

2. Оценка организации и эффективности деятельности инспектируемого органа по выполнению возложенных на него задач, степени влияния на подчиненные подразделения, а также соответствия статистической и иной ведомственной отчетности, представляемой в УМВД области, фактическому положению дел.

3. Определение и оценка роли руководителей инспектируемого органа в управлении имеющимися силами и средствами, адекватности принимаемых ими мер оперативной обстановке, складывающейся на обслуживаемой территории.

4. Выявление проблемных вопросов в деятельности инспектируемого органа, а также причин и условий, способствующих возникновению нарушении и недостатков.

5. Выработка мер и рекомендаций по приведению организации деятельности инспектируемого органа в соответствие с установленными требованиями, а также повышению ее эффективности.

6. Оказание организационно-методической и практической помощи инспектируемому органу.

7. Изучение, обобщение и распространение новых положительных форм и методов работы.

Предмет инспекторской проверки – все направления деятельности территориального органа в соответствии с реализуемыми полномочиями.

Плановое инспектирование территориального органа осуществляется один раз в шесть лет, а его продолжительность составляет срок не более двадцати пяти дней. В случае необходимости, срок инспектирования может быть продлен начальником УМВД по области.

Деятельность инспектируемого органа оценивается по состоянию на текущий период. В случае проведения инспектирования до истечения первых трех месяцев года изучается и оценивается деятельность инспектируемого органа за прошлый год.

Данные за предыдущие три года и более анализируются и учитываются в той степени, в которой они способствуют изучению положения дел в инспектируемом органе и тенденций в его развитии.

При инспектировании изучению и оценке подлежат деятельность инспектируемого органа в целом и по отдельным направлениям деятельности.

Оценки проверяемым структурным подразделениям инспектируемого органа не выставляются.

Оценочные показатели не имеют численного выражения. По результатам проверки каждого направления деятельности и деятельности инспектируемого органа она определяется как удовлетворительная или неудовлетворительная.

С момента принятия решения о проведении инспекторской проверки территориального органа и до ее окончания:

— иные служебные командировки в территориальный орган запрещены, за исключением случаев, требующих неотложного реагирования, а также выездов, осуществляемых по решению начальника УМВД по области;

— назначение на другую должность, перевод в другое подразделение и направление в длительную (более месяца) командировку руководителя территориального органа не осуществляются.

По итогам инспекторской проверки выставляются итоговые результаты деятельности инспектируемого органа в целом в следующем порядке:

1. Изучаются и оцениваются направления деятельности инспектируемого органа.

2. На основе оценок, полученных при проверке направлений деятельности, выводится расчетная оценка деятельности инспектируемого органа.

3. Итоговые результаты деятельности проинспектированного органа определяются на основе расчетной оценки органа и в зависимости от наличия (отсутствия) системы укрытия заявлений (сообщений) о преступлениях от регистрации и (или) многочисленных фактов искажения статистических данных (манипуляции статистическими данными) о результатах его оперативно-служебной деятельности.

При изучении и оценке отдельного направления деятельности и деятельности инспектируемого органа в целом руководитель комиссии УМВД области вправе применить метод экспертной оценки.

Порядок изучения и оценки направления деятельности:

Изучаются и оцениваются организация, законность, полнота и результативность осуществления 18 основных направлений деятельности (см. приложение №1):

1. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

2. Предупреждение преступлений и административных правонарушений.

3. Выявление и раскрытие преступлений.

4. Осуществление оперативно-розыскной деятельности.

5. Розыск лиц и похищенного имущества.

6. Осуществление дознания.

7. Производство предварительного следствия.

8. Выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности.

9. Противодействие терроризму, обеспечение антитеррористической защищенности зданий, сооружений, помещений и иных объектов инспектируемого органа.

10. Противодействие коррупции.

11. Экспертно-криминалистическая деятельность.

12. Контроль в сфере миграции.

13. Обеспечение безопасности дорожного движения.

14. Контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

15. Исполнение административного законодательства.

16. Содержание задержанных, заключенных, арестованных, их охрана и конвоирование.

17. Предоставление государственных услуг населению (осуществление государственных функций).

18. Прием граждан, работа с обращениями граждан.

Изучается организация и эффективность обеспечения деятельности проинспектированного органа, его структурных подразделений, в том числе:

1. Анализ и прогноз состояния преступности, выработка мер по укреплению правопорядка.

2. Планирование деятельности.

3. Внесение предложений по совершенствованию борьбы с преступностью.

4. Правовая работа, в том числе внесение предложений по совершенствованию законодательства.

5. Работа со средствами массовой информации. Осуществление мониторинга общественного мнения о деятельности проинспектированного органа.

6. Информирование населения, государственных органов и общественных организаций о деятельности проинспектированного органа.

7. Информационное обеспечение, в том числе деятельность по формированию и использованию централизованных оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов.

8. Кадровое обеспечение.

9. Служебная дисциплина и законность.

10. Обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну.

11. Материально-техническое обеспечение.

12. Состояние мобилизационной подготовки, гражданской обороны.

13. Готовность к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.

14. Осуществление функций получателя и распорядителя бюджетных ассигнований.

Оценивается управленческая деятельность руководства проинспектированного органа и состояние учетно-регистрационной дисциплины и статистической работы.

Состояние учетно-регистрационной дисциплины и статистической работы, служебная дисциплина и законность, обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну, управленческая деятельность руководства структурного подразделения инспектируемого органа изучаются и оцениваются при проверке всех структурных подразделений инспектируемого органа.

Выводы о результатах проверяемых направлений деятельности определяются на основе:

результатов изучения в ходе выезда документов, характеризующих деятельность инспектируемого органа, подчиненных подразделений;

результатов учений, тренировок, тестирований, проверок фактического состояния служебной деятельности, проведенных в ходе выезда в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России;

информации органов государственной власти, прокуратуры, ФСБ, судов, характеризующей деятельность инспектируемого органа и отвечающей требованиям полноты, объективности и достоверности;

результатов функционирования Временной приемной УМВД области, приема граждан, встреч с представителями органов государственной власти, иных правоохранительных органов и общественных организаций.

В зависимости от полученных результатов каждому проверяемому направлению деятельности проинспектированного органа выставляется одна из оценок – «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

Основными документами, в которых фиксируются информация о результатах проверки и оценки направления (направлений) деятельности инспектируемого органа, являются справки членов комиссии УМВД области, прилагаемые к ним оценочные показатели, составленные по действующей методике оценки, сводная оценочная ведомость по результатам инспектирования.

Результаты проверки основных направлений деятельности проинспектированного органа определяются по специальным методикам.

Руководитель комиссии УМВД области, исходя из совокупности оценок, полученных разными подразделениями по оцениваемому направлению деятельности, определяет итоговую оценку направления деятельности инспектируемого органа:

1. Неудовлетворительно оценивается направление деятельности инспектируемого органа, если в ходе его проверки выявлены признаки системы нарушений учетно-регистрационной дисциплины или статистической отчетности. Определения признаков системы нарушений статистической отчетности по направлениям деятельности включаются в специальные методики или отдельные нормативные правовые акты МВД России, УМВД области. При отсутствии определений признаков нарушений статистической отчетности в специальных методиках в связи с согласованным со штабом УМВД области решением о нецелесообразности включения в них соответствующих положений вывод о наличии (отсутствии) системы нарушений статистической отчетности по направлениям деятельности формируется руководителем, членами комиссии УМВД области методом экспертной оценки.

2. Если при изучении структурных подразделений инспектируемого органа проверяемое направление деятельности оценено одинаково, при этом руководитель и члены комиссии УМВД области не видят оснований для ее пересмотра, итоговая оценка направления деятельности имеет то же значение. При наличии оснований для пересмотра итоговая оценка направления деятельности может быть определена методом экспертной оценки.

3. Если при проверке структурных подразделений инспектируемого органа получены различные оценки направления деятельности или формализованные показатели направления деятельности не определены, руководитель комиссии УМВД области определяет итоговую оценку направления деятельности проинспектированного органа методом экспертной оценки.

Обеспечивающие направления деятельности изучаются по специальным методикам в профильном и остальных проверяемых структурных подразделениях инспектируемого органа. Обеспечивающее направление оценивается неудовлетворительно, если в ходе его проверки выявлены признаки системы нарушений статистической отчетности.

Управленческая деятельность руководителя инспектируемого органа, его заместителей, заместителей начальника полиции, а также руководителей структурных подразделений инспектируемого органа изучается и оценивается, членами комиссии по специальной методике.

Расчетная оценка деятельности проинспектированного органа определяется и в следующем порядке:

1. На основании изучения организации, законности, полноты и результативности основных направлений деятельности проинспектированного органа выводится расчетная оценка органа:

«удовлетворительно» — если число неудовлетворительных расчетных оценок по основным направлениям деятельности не превышает пяти;

«неудовлетворительно» — если число неудовлетворительных расчетных оценок по основным направлениям деятельности равно шести или превышает шесть.

Расчетная оценка может быть скорректирована с учетом дополнительных факторов:

оценок организации и эффективности осуществления обеспечивающих направлений деятельности проинспектированного органа;

оценки управленческой деятельности руководства инспектируемого органа; При получении неудовлетворительной предварительной оценки управленческая деятельность руководства инспектируемого органа, как правило, также оценивается «неудовлетворительно».

общественного мнения о деятельности инспектируемого органа на обслуживаемой территории и объектах, которое изучается в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами МВД России.

Отрицательное или положительное влияние указанных факторов на эффективность и предварительную оценку деятельности инспектируемого органа определяется экспертным путем и отражается в итоговых документах по результатам инспекторской проверки.

Решение об учете дополнительных факторов при определении расчетной оценки органа принимает руководитель комиссии с учетом мнения членов комиссии, выраженного в итоговых справках.

Итоговые результаты деятельности органа:

Состояние учетно-регистрационной дисциплины и статистической работы оценивается неудовлетворительно при получении указанной оценки по специальной методике и (или) при выявлении системы укрытия заявлений (сообщений) о преступлениях от регистрации и (или) установлении многочисленных фактов искажения статистических данных (манипуляции статистическими данными) о результатах оперативно-служебной деятельности.

Под системой укрытия заявлений (сообщений) о преступлениях от регистрации понимается выявление в ходе проверки деятельности инспектируемого органа сотрудниками подразделений УМВД области за проверяемый период двух и более фактов укрытия заявлений (сообщений) о преступлениях от регистрации.

Под многочисленными фактами искажения статистических данных (манипуляции статистическими данными) о результатах оперативно — служебной деятельности понимается допущенное по вине сотрудников органов внутренних дел завышение раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений на 1% и более и (или) искажение трех и более показателей, включенных в ведомственную оценку на 1% и более (каждого), и (или) искажение более чем на 10% одного показателя, включенного в ведомственную оценку, повлекшее завышение оценочного показателя.

Деятельность проинспектированного органа в целом оценивается удовлетворительно при удовлетворительной расчетной оценке органа и отсутствии системы укрытия заявлений (сообщений) о преступлениях от регистрации и (или) многочисленных фактов искажения статистических данных (манипуляции статистическими данными) о результатах его оперативно-служебной деятельности.

Деятельность проинспектированного органа в целом оценивается неудовлетворительно:

1. При выявлении системы укрытия заявлений (сообщений) о преступлениях от регистрации и (или) многочисленных фактов искажения статистических данных (манипуляции статистическими данными) о результатах его оперативно-служебной деятельности.

2. При неудовлетворительной расчетной оценке деятельности проинспектированного органа.

При наличии оснований для пересмотра итоговых результатов деятельности органа применяется метод экспертной оценки.

Итоговые результаты деятельности проинспектированного органа признаются окончательными после утверждения результатов инспекторской проверки начальником УМВД области.

План реализации предложений по устранению нарушений и недостатков, выявленных при инспектировании разрабатывается штабом инспектируемого органа с участием членов комиссии УМВД области, подписывается его руководителем, согласовывается с руководителем комиссии УМВД области и утверждается начальником УМВД области.

Результаты инспектирования рассматриваются на совещании руководящего состава проинспектированного органа.

В ходе совещания ведутся аудио-, видеозапись и стенографирование, организация которых возлагается на руководителя проинспектированного органа.

О результатах инспектирования в установленном порядке информируются средства массовой информации. По решению начальника УМВД области по результатам инспектирования руководителями комиссии УМВД области и проинспектированного органа проводится брифинг с представителями средств массовой информации.

Окончательное решение по оценке деятельности проинспектированного органа принимает начальник УМВД области.

При подготовке к инспектированию необходимо использовать информационно-аналитические материалы УМВД России по Оренбургской области, в том числе обзоры об основных недостатках, выявленных в ходе инспекторских, контрольных и целевых проверок территориальных органов МВД России на районном уровне, подчиненных УМВД России по Оренбургской области, за отчетные периоды, а также информационные материалы о проблемных вопросах, выявляемых в ходе проверок территориальных органов МВД России на районном уровне

Комментарий к статье 360

1. В соответствии со ст. 10 ТК государственные инспекторы труда обязаны руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права. Важные положения, регулирующие порядок инспектирования организаций, содержатся в Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947) и Протоколе 1995 г. к этой Конвенции, ратифицированными Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ (Бюллетень Минтруда России. 1998. N 10).

Помимо ст. 360, основные требования к организации и проведению проверок соблюдения трудового законодательства закреплены в Законе о защите прав юридических лиц и предпринимателей.

Полномочия государственных инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда по проведению инспекционных проверок предусмотрены в Положении о федеральной инспекции труда, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78 (СЗ РФ. 2000. N 6. Ст. 760), т. е. до принятия Трудового кодекса РФ, поэтому сохраняют силу в части не противоречащей Кодексу.

Мероприятия по контролю может проводить только тот государственный инспектор труда, сведения о котором указаны в распоряжении (приказе).

2. В соответствии со ст. 7 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей государственный инспектор труда правомочен проводить мероприятия по контролю (надзору) при наличии у него соответствующего распоряжения (приказа), который он обязан предъявить работодателю проверяемой организации, а также работодателю — физическому лицу. В этом документе указываются:

1) его номер и дата;

2) наименование соответствующей государственной инспекции труда;

3) фамилия, имя, отчество государственного инспектора труда, уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

4) наименование подлежащей контролю (надзору) организации, работодателя — физического лица;

5) цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

6) правовые основания проведения мероприятия по контролю, в т. ч. нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

7) дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенную печатью копию государственный инспектор труда предъявляет одновременно со своим служебным удостоверением работодателю или его представителю.

3. Государственный инспектор труда, снабженный документами, удостоверяющими его полномочия, имеет право беспрепятственного прохода (без предварительного уведомления и в любое время суток) в любую организацию (к любому работодателю — физическому лицу), охватываемую контролем инспекции.

Если государственный инспектор труда сочтет, что уведомление работодателя о проводимой проверке позволит ему принять меры к сокрытию сведений о нарушении трудовых прав работников и тем самым будет нанесен ущерб эффективности контроля, он может не сообщать работодателю или его представителю о своем присутствии (ст. 12 Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947).

4. Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных с необходимостью специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятия по контролю, руководитель государственной инспекции труда (его заместитель) может продлить этот срок, но не более чем еще на месяц.

5. Особенности проведения данных мероприятий в отдельных сферах государственного контроля (надзора) предусматриваются федеральными законами или в установленном ими порядке с учетом положений Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей.

До тех пор, пока специальными законами не установлены особые правила организации и проведения мероприятий по контролю (надзору) в отдельных сферах деятельности государства, государственным инспекторам труда следует руководствоваться Протоколом 1995 г. к Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947).

Согласно ст. 4 Протокола государство-член может вводить особый порядок инспекции рабочих мест в вооруженных силах, в полиции и в других органах общественной безопасности, а также в исправительных учреждениях с тем, чтобы регулировать полномочия инспекторов труда, как они предусмотрены в ст. 12 Конвенции, в отношении:

A) доступа только для инспекторов, получивших заблаговременно соответствующий допуск;

B) проведения инспекции в назначенное время;

C) полномочия требовать предъявления конфиденциальных документов;

D) выноса конфиденциальных документов из помещений;

E) взятия и анализа проб материалов и веществ.

Государство-член может также вводить особый порядок инспекции рабочих мест в вооруженных силах и полиции и других органах общественной безопасности с целью ограничить полномочия инспекторов труда на проведение инспекции: во время маневров или учений; частей, находящихся на передней линии или в период активных действий; во время объявленных периодов напряженности; в отношении транспортировки взрывчатых веществ и вооружений в военных целях.

Особый порядок может быть введен и для инспекции рабочих мест в исправительных учреждениях с целью ограничить инспектирование во время объявленных периодов напряженности.

До того как государство воспользуется особым порядком инспектирования рабочих мест, оно должно провести консультации с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся или, в случае отсутствия таких организаций, с представителями заинтересованных предпринимателей и трудящихся.

Добавить комментарий