Государственные органы обеспечения экономической безопасности

Важная организационная задача — определение четких функций федеральных и региональных органов исполнительной власти и их взаимодействия при выработке и реализации мер по защите экономической безопасности России. Без этого нельзя обеспечить действенной защиты национальных интересов России в области экономики, предотвращения и парирования угроз экономической безопасности.

В России имеются все организационные предпосылки для четкого взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при выработке мер по обеспечению экономической безопасности страны. Главная такая предпосылка — наличие в России всех органов, призванных заниматься этой работой. Это следующие органы.

  • 1. Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации с его Управлениями, Межведомственными комиссиями (МВК) и секцией научного совета не является управляющим органом. В его задачи входит:
    • — отслеживание социально-экономической ситуации в России с позиции экономической безопасности и информирование руководства страны о возможном обострении и появлении новых угроз национальным интересам России в области экономики;
    • — подготовка для руководства страны предложений по созданию, а в последующем по корректировке постоянно действующего механизма оценки угроз экономической безопасности и защиты национальных интересов страны в области экономики;
    • — отслеживание эффективности постоянно действующего механизма оценки угроз экономической безопасности и защиты национальных интересов страны в области экономики, информирование руководства страны о сбоях в этом механизме;
    • — оценка подготавливаемых к принятию важнейших решений по экономическим вопросам с позиции экономической безопасности и в случае необходимости подготовка по ним замечаний, которые должны быть предметом специального рассмотрения в Правительстве РФ.
  • 2. Минэкономразвития России должно быть признано головным, координирующим по вопросам экономической безопасности работу всех других федеральных и региональных органов исполнительной власти. Главные задачи этого министерства:
    • — координация действий всех органов исполнительной власти по защите экономической безопасности страны и по мониторингу факторов, определяющих угрозы экономической безопасности;
    • — методическое обеспечение действий всех органов исполнительной власти по стратегическим направлениям экономической безопасности и мониторингу факторов, определяющих угрозы экономической безопасности;
    • — разработка на предпрогнозной стадии в сценарных условиях государственной социально- экономической политики и кратко- и среднесрочных прогнозах мер по обеспечению экономической безопасности России (в том числе пороговых значений экономической безопасности) и сообщение их соответствующим органам исполнительной власти;
    • — рассмотрение, уточнение (если необходимо) и обобщение предложений исполнительных органов власти по мерам обеспечения экономической безопасности России, а также их учет в прогнозах социально-экономического развития страны;
    • — учет в долгосрочной социально-экономической политике, кратко- и среднесрочных прогнозах и в государственном бюджете вопросов экономической безопасности России;
    • — подготовка и представление в Правительство РФ, а по его поручению и Президенту Российской Федерации специального доклада об изменении уровня угроз экономической безопасности и защите национальных интересов страны в сфере экономики.

Таким образом, задача Минэкономразвития России в этой области — органичное включение проблем экономической безопасности в процедуры социально-экономического прогнозирования на всех уровнях управления. Минэкономразвития России должно отвечать за все организационное и методическое обеспечение учета проблем экономической безопасности в прогнозах и стратегиях социально-экономического развития страны.

  • 3. Федеральные органы исполнительной власти должны под методическим руководством Минэкономразвития России осуществлять по соответствующим сферам и отраслям оценку угроз экономической безопасности и защиту национальных интересов страны в области экономики. Прежде всего нужно определить для каждого федерального органа исполнительной власти его функции в обеспечении экономической безопасности России. Для этого необходимо, чтобы состав, структура, перечни проблем этих стратегических направлений и индикаторы экономической безопасности были закреплены за соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в обеспечении экономической безопасности России должно осуществляться при разработке долгосрочной государственной социально-экономической политики, в предпрогнозной стадии, при подготовке кратко- и среднесрочных прогнозов и государственного бюджета. Это означает, что действие федеральных органов исполнительной власти в обеспечении экономической безопасности России должно проходить параллельно с разработкой этих документов.
  • 4. Аппараты округов не должны быть специально загружены организационной и методической работой по проблемам экономической безопасности. Вместе с тем и полностью обходить их в этом вопросе нецелесообразно. Выход может быть в том, чтобы материалы типа концепции и стратегии экономической безопасности округа и входящих в него субъектов Федерации разрабатывались по заказу аппарата округа научными учреждениями. В аппаратах округов необходимо также рассмотрение и обобщение разрабатываемых субъектами Федерации региональных программ экономической безопасности.
  • 5. Аппараты исполнительных органов власти субъектов Федерации. В ряде субъектов Федерации существуют свои советы безопасности, которые отслеживают проблемы экономической безопасности. Однако исполнительные органы власти субъектов Федерации независимо от наличия своих советов безопасности проявляют большой интерес к проблемам экономической безопасности. При этом подходы к этим вопросам на уровне регионов методически и содержательно существенно отличаются от подходов в целом по стране. Минэкономразвития России должно взять на себя методическое руководство регионами по этим вопросам. Важной работой аппаратов исполнительных органов власти субъектов Федерации должна стать разработка региональных программ экономической безопасности.
  • 6. Экономическая наука. Ее роль в работе по проблемам экономической безопасности особенно велика. Дело в том, что для руководства страны, в том числе для аппарата Совета Безопасности Российской Федерации, недостаточно иметь один источник информации по оценке угроз экономической безопасности, исходящей из федеральных органов исполнительной власти и подготовленной под руководством Минэкономразвития России. Этот источник информации всегда, и это неизбежно, будет нести отпечаток ведомственных интересов (например, убеждение в оптимальности прогнозных проектировок). Поэтому необходим альтернативный источник информации об оценке угроз экономической безопасности, которым должна быть экономическая наука.

Наиболее общая схема взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при учете проблем экономической безопасности в прогнозе социально- экономического развития страны и в экономической политике на перспективу представлена на рис. 67.1.

По поводу данной схемы следует сделать следующие пояснения.

В схеме для ее упрощения все федеральные органы исполнительной власти по сферам и видам экономической деятельности объединены в один блок. Между тем функции этих органов разные. Поэтому и материалы, которые Минэкономразвития России сообщает им, так же как и материалы, ими разрабатываемые, должны иметь разное содержание для каждого органа. Кроме того, в ряде случаев необходим обмен материалами между этими органами. Например, по проблемам занятости необходимо непосредственное взаимодействие ведомства, занимающегося социальными проблемами, и ведомства промышленности, а также других органов, определяющих наличие рабочих мест в соответствующих сферах и видах экономической деятельности экономики.

В данной схеме не указаны региональные органы исполнительной власти. Их взаимодействие в процессе прогнозирования социально-экономического развития страны с Минэкономразвития России строится по такой же схеме, как и федеральных органов исполнительной власти.

Выводы

1. В России создана широкая система государственных органов управления, ответственных за обес-

Мониторинг угроз экономической безопасности и перспективы на будущее

Рис. 67.1. Схема взаимодействия федеральных органов при учете проблем экономической безопасности в прогнозе

печение экономической безопасности страны: Совет Безопасности Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации.

  • 2. Первостепенная роль в обеспечении экономической безопасности страны должна принадлежать Минэкономразвития России.
  • 3. Важная роль в обеспечении экономической безопасности отводится экономической науке.

Рекомендуемая литература

Безопасность России: Материалы Всерос. науч.-практ. конференции «Экономическая безопасность: Вопросы реализации государственной стратегии». М.: Знание, 1998.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.

О безопасности: Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1.

О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.

Совет Безопасности Российской Федерации 15 лет. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

Экономическая безопасность: производство — финансы — банки / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Фин- статинформ, 1998.

Экономическая безопасность России: Материалы Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экономической безопасности (январь 1994 г. — декабрь 1995 г.). М.: Юрид. лит., 1996. Вып. 1.

Контрольные вопросы

  • 1. Какие федеральные органы исполнительной власти участвуют в обеспечении экономической безопасности страны?
  • 2. Каковы функции различных федеральных органов исполнительной власти в обеспечении экономической безопасности страны?
  • 3. Какова роль региональных органов исполнительной власти в обеспечении экономической безопасности страны?
  • 4. Какова схема взаимодействия различных органов исполнительной власти в обеспечении экономической безопасности страны?

Совет Безопасности РФ – Конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

Правовую основу деятельности Совета Безопасности составляют Конституция РФ, федеральные законы, международные договоры РФ по вопросам безопасности, указы и распоряжения Президента РФ, а так же Положение о Совете Безопасности РФ.

Основные функции Совета Безопасности РФ:

· Определение жизненно важных интересов общества, государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

· Разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных целевых программ её обеспечения;

· Подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

· Подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально – политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и по организации их ликвидации;

· Подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;

· Разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;

· Совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

В состав Совета безопасности РФ входит: председатель, секретарь, постоянные члены Совета Безопасности, члены Совета Безопасности.

Председателем Совета Безопасности является Президент РФ, который руководит всей работой Совета Безопасности. Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности и назначается на должность Президентом РФ. Секретарь обеспечивает деятельность Совета Безопасности и руководит его аппаратом. Постоянными членами Совета Безопасности РФ являются: премьер-министр, министры иностранных дел, обороны, директор ФСБ и другие.

Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях постоянными членами Совета Безопасности и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности.

Федеральная служба безопасности РФ – федеральный орган исполнительной власти, который в пределах предоставленных ему полномочий обеспечивает безопасность личности, общества и государства.

Руководство деятельностью органов Федеральной службы безопасности осуществляет Президент РФ и Правительство РФ. Для рассмотрения важнейших вопросов деятельности органов Федеральной службы безопасности, принятия им решений в ФСБ РФ образуется коллегия в составе директора ФСБ, первого заместителя директора и заместителей директора, а также руководящих работников органов ФСБ.

Основными направлениями деятельности органов Федеральной службы безопасности являются контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью и иные направления, определяемые законом об органах ФСБ.

Контрразведывательная деятельность – это деятельность органов Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленный на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Органы Федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством РФ осуществляет оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению, и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ.

Внешняя разведка Российской Федерации – это совокупность специально создаваемых государством органов, призванных защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных федеральным законом методов и средств.

Цели разведывательной деятельности:

· Обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

· Обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;

· Содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки Российской Федерации.

Федеральная пограничная служба РФ (ФПС России) – это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной пограничной политики РФ в сфере защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Система ФПС РФ включает: органы пограничного контроля, органы внешней разведки, оперативные органы, органы пограничной стражи, пограничные войска и др.

Основные функции ФПС России:

· Участие в разработке и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации и федеральных пограничных программ;

· Участие в подготовке законодательных актов и разработка нормативно-правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению ФПС России;

· Участие в разработке Плана применения Вооруженных сил РФ, федеральных государственных программ вооружения, развития оборонного промышленного комплекса и оперативного оборудования территории России в целях обороны и в отражении агрессии против Российской Федерации органами и войсками ФПС России, а также осуществление иных полномочий в области обороны в соответствии с федеральным законодательством;

· Сотрудничество с международными организациями по проблемам государственных границ, участие в международных переговорах по пограничным вопросам, а также организация международного сотрудничества ФПС России, органов ФПС России с органами пограничной охраны зарубежных государств;

· Организация пограничного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу;

· Организация невойсковой охраны отдельных участков государственной границы и другие.

Федеральные органы государственной охраны – это функция федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, технических и иных мер.

Государственную охрану в Российской Федерации осуществляют Федеральные органы государственной охраны: Федеральная служба охраны РФ и Служба безопасности Президента РФ.

На них возложено непосредственное осуществление государственной охраны высших органов законодательной, исполнительной и судебной властей РФ и их должностные лица.

Функции Федеральных органов государственной охраны:

· Выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление мер по её предотвращению;

· Обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

· Участие в борьбе с терроризмом;

· Выявление, предупреждение и пресечение преступлений на охраняемых объектах;

· Проведение шифровальных работ;

· Осуществление во взаимодействии с федеральными органами правительственной связи и информации мер по противодействию утечки информации по техническим каналам и другие.

Контроль за деятельностью федеральных органов государственной охраны осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды в пределах своих полномочий.

Таможенные органы – органы государственного управления, непосредственно осуществляющие таможенное дело в РФ и осуществляющие защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства.

Таможенные органы составляют единую централизованную систему и имеют следующую структуру:

— Государственный таможенный комитет РФ;

— Региональные таможенные управления РФ;

— Таможни;

— Таможенные посты.

— Цели деятельности таможенных органов делятся на правоохранительные и экономические:

Правоохранительные функции таможенных органов направлены на обеспечение безопасности государства, жизни и здоровья людей, окружающей природной среды.

Экономические функции таможенных органов направлены на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей, стимулирования отечественной экономики, защиту интересов национальных производителей путем установления квот, ограничений, таможенных тарифов.

Таможнями являются государственные органы, через которые должны ввозиться в страну и вывозиться с её территории все экспортируемые и импортируемые товары, а также багаж, почтовые отправления и другие грузы.

В зависимости от географического расположения и специфики таможенных органов могут выделяться таможни:

· Пограничные;

· Внутренние;

· Сухопутные;

· Морские;

· Воздушные;

· Речные.

К основным функциям таможенных органов относятся:

· непосредственный таможенный контроль;

· взимание таможенных сборов и налогов;

· предотвращение контрабанды;

· сбор необходимых статистических данных и другие функции.

В задачи таможенных органов входят: участие в разработке таможенной политики в России и реализация этой политики; организация и совершенствование таможенного дела; обеспечение экономической безопасности и единства таможенной территории РФ, защита экономических интересов РФ.

Органы внутренних дел.

Министерство внутренних дел РФ – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующий основные направления деятельности органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД РФ.17

Функции МВД России:

— Определяет основные приоритетные направления деятельности органов внутренних дел;

— Разрабатывает и реализует комплексные программы совершенствования их деятельности;

— Организует и производит исследование проблем охраны общественного порядка, безопасности дорожного движения, выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, обеспечивает внедрение достижений науки и техники в деятельность органов внутренних дел;

— Организует оказание методической и практической помощи нижестоящим подразделениям по всем вопросам, отнесенных к их компетенции;

— Организует контакты с правоохранительными органами зарубежных государств по вопросам деятельности органов внутренних дел.

Большое место в деятельности органов внутренних дел занимает выдача паспортов, разрешений на ношение оружия, выдача лицензий на занятие частной охранной и детективной деятельностью.

Милиция как составная часть органов внутренних дел представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.

Милиция подразделяется на милицию общественной безопасности (местную милицию) и криминальную милицию.

Задачи криминальной милиции:

— Предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия;

— Организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

Задачи милиции общественной безопасности:

— Обеспечение личной безопасности граждан;

— Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

— Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

— Раскрытие преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно;

— Оказание а пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям.

Следственной комитет при МВД России обеспечивает организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных следственных подразделений, осуществляет контроль за производством предварительного следствия, организует расследование преступлений по наиболее сложным уголовным делам.

Функции Следственного комитета:

— Анализ и обобщение информации о состоянии преступности, результатах деятельности следственного аппарата;

— Изучение следственной и судебной практики по делам о наиболее опасных и распространенных преступлениях по регионам РФ;

— Планирование следственной работы;

— Организация работы следственных подразделений, контроль за их деятельностью, оказание им методической и практической помощи;

— Изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы;

— Органы предварительного следствия и дознания.

Предварительно расследование – это регламентированная уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечения лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.

Деятельность органов предварительного расследования направлена также на выяснение характера и размера ущерба, причиненного преступлением, обеспечение гражданского иска или возможной конфискацией имущества, выявление причин и условий, способствующих совершению преступления и принятие мер к их устранению.

Предварительное следствие – самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела.

Функции предварительного расследования:

— быстрое и полное раскрытие преступлений, под которым понимают установление в определенном законом порядке всех обстоятельств преступления и совершившего его лица;

— изобличение виновных путем сбора достаточного количества доказательств, на основании которых можно сделать однозначный вывод о виновности лица в совершении преступления;

— обеспечение правильного применения закона в ходе предварительного расследования;

— выявление причин и условий, способствующих совершению преступления;

— принятие мер по обеспечению материального ущерба.

Дознание – предварительное расследование преступлений, осуществляемое органами дознания.

От предварительного следствия оно отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему и срокам процессуальной деятельности, выполняемой этими органами.

Виды дознания в зависимости от подследственности уголовного дела:

— дознание по делам о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно;

— дознание по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Органы дознания проводят расследование уголовных дел, возникающих в своем большинстве в сфере их административной деятельности. Это дает возможность наиболее оперативно реагировать на каждый случай совершения преступления и квалифицированно, с учетом специфики той или иной управленческой деятельности, расследовать уголовные дела.

К функциям органов дознания относятся:

— быстрое и полное раскрытие преступлений;

— изобличение виновных;

— обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Следователь – это должностное лицо соответствующего ведомства, специально назначаемое для расследования преступлений, которое является единственной осуществляемой им функцией.

Следователь самостоятелен при расследовании преступлений, однако при возбуждении уголовного дела требуется согласие прокурора. Только в случаях, предусмотренных законом, он должен получить санкцию прокурора. Следователь несет полную ответственность за законное и своевременное производство следственных действий.

Следователь обязан осуществлять расследование объективно, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, принимать меры к обеспечению материального ущерба, устранению причин и условий, способствующих совершению преступления.

Органы юстиции Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление учреждениями юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.18

Возложенные на Министерство юстиции задачи выполняются как непосредственно им самим, так и органами юстиции, входящими в его систему: министерствами юстиции республик, управлениями юстиции краев, областей, и других.

Основные задачи Министерства юстиции:

— реализация государственной политики в сфере юстиции;

— обеспечение прав и законных интересов личности и государства;

— обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;

— обеспечение установленного порядка деятельности судов;

— обеспечение исполнения актов судебных и других органов;

— обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Выполнение каждой из этих задач требует проведения значительного объема работы, направления и методы которой конкретизируются в положении о Министерстве юстиции РФ и иных нормативных актах в виде основных функций Министерства юстиции. Важнейшая из них – участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности.

Основные направления деятельности Министерства юстиции:

— координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти;

— проведение юридической экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации;

— проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

— обеспечение деятельности полномочных представителей Правительства России в Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации и Конституционном Суде РФ;

— осуществление контроля за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

— осуществление государственного учета нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и др.

Одной из ведущих функций Министерства юстиции РФ является обеспечение исполнения уголовных наказаний. Положение о Минюсте России возлагает на него выполнение ряда обязанностей в этой сфере. Это обеспечение исполнения уголовных наказаний, содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых, осужденных, их охраны, конвоирования, а также контроль за проведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Нотариальные органы.

Нотариат – система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.19

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ.

Нотариальные действия в РФ совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Если в населенном пункте нет нотариуса, нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

Нотариальные действия – юридически значимые действия, совершаемые специально уполномоченными для этого лицами.

Нотариальные действия совершаются на основе законодательства РФ.

Перечень нотариальных действий:

— удостоверение сделок;

— выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

— наложение и снятие запрещения отчуждения имущества;

— свидетельство верности копий документов и выписок из них;

— свидетельство подлинности подписей на документах;

— свидетельство верности перевода документов с одного языка на другой;

— удостоверение факта нахождения гражданина в живых;

— удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте;

— удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

— удостоверение времени предъявления документов;

— передача заявлений физических и юридических лиц другим лицам;

— прием на хранение документов;

— обеспечение доказательств.

Нотариус может отказаться в совершении нотариального действия, если совершение действия противоречит закону, действие подлежит совершению другим нотариусом, сделка не соответствует требованиям закона, и в некоторых других случаях.

Заключение.

Завершая работу, необходимо подвести итоги, сделать основные выводы.

В Российской Федерации существует большая и развитая система правоохранительных органов. Их структура четко определена и регламентирована. Различные органы и структуры могут регулировать социально-правовую деятельность практически во всех сферах жизни общества, но, к сожалению, на практике не всегда так четко выполняются функции правоохранительных органов. И связано это, скорее всего с беспределом и равнодушием чиновников, а не с плохим разграничением функций и полномочий правоохранительных органов Российской федерации.

В завершении проделанной работы хочется отметить что данная работа позволяет понять не только функции и задачи правоохранительных органов, но так же позволяет увидеть структуру и иерархию отдельных институтов правоохранительных органов. В этой иерархии во главе стоит суд, позволяя разрешать практически любые споры и рассматривая все дела. За деятельностью судов и исполнением законов следит прокуратура. Нижестоящие органы, выполняя свои функции, обязаны беспрекословно выполнять законы. За этим следят вышестоящие органы с соответствующими полномочиями. Это еще раз доказывает правильную структуру правоохранительных органов Российской Федерации.

Система органов государственной власти по обеспечению экономической безопасности России Голяшина Е. А. , Подпругин А. В. (Российская Федерация)

2Голяшина Елена Александровна / Golyashina Elena — студент;

2Подпругин Артем Викторович /Podprugin Artem — студент, кафедра «Экономика и управление бизнес-процессами»,

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация: в данной статье проанализирована система экономической безопасности России с позиции институционально-организационного устройства. Рассмотрены органы власти РФ и из них выделены те органы, полномочия которых лежат в области обеспечения национальной экономической безопасности. Abstract: this article analyzes the system of economic security of Russia according to the institutional and organizational structure. Reviewed the authorities of the Russian Federation and of them are those bodies whose powers lie in the field of ensuring national economic security.

Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовые органы, финансовая безопасность.

Keywords: economic security, financial authorities, financial security.

Анализ системы органов власти показывает, что в настоящий момент в России нет законодательно закрепленного нормативно-правового или программного документа, в котором бы просто и понятно описывалась система органов власти и их полномочия по обеспечению экономической безопасности страны. В связи с этим авторами данной статьи делается попытка проанализировать полномочия органов власти России, описать и структуризировать те из них, в ведении которых, так или иначе, находятся вопросы обеспечения национальной экономической безопасности.

В системе государственной власти можно выделить три звена, входящие в систему экономической безопасности страны и регулирующие ее: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и подчиненные ему министерства и ведомства (таблица 1). Кроме того, к системе экономической безопасности следует отнести органы судебной власти государства и общественные институты, т. е. необходимо выделение соответствующего уровня финансовой безопасности, который должен обеспечиваться не только усилиями государственных структур, но и всеми звеньями экономики страны.

Все органы государства, принимающие участие в регулировании финансовой деятельности, можно подразделить на ряд групп.

К одной относятся высшие органы государства, осуществляющие общее руководство финансовой деятельностью. Согласно Конституции РФ, Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ назначает на должность министра финансов РФ, представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя ЦБ РФ, подписывает и обнародует федеральные законы о введении или отмене налогов, о выпуске государственных займов, о федеральном бюджете; выступает с Бюджетным посланием перед Государственной Думой. Используя нормотворческие полномочия, Президент РФ издает указы по вопросам исполнения бюджетного, налогового и валютного законодательства, укрепления финансовой дисциплины, обеспечения финансового государственного контроля.

Государственная Дума рассматривает и принимает федеральный бюджет, назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ, Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов, принимает федеральные законы по вопросам федеральных налогов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии .

Согласно ФЗ РФ от 11 апреля 1997г. № 2-ФКЗ «О правительстве» Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

К другой группе относятся государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной. К ним относятся Минфин России и ЦБ РФ.

Центральный банк РФ является другим специальным органом, осуществляющим финансовую деятельность и руководящим банковской деятельностью в стране. В соответствии с Законом о Банке России данный орган осуществляет денежную эмиссию, организует наличное денежное обращение, осуществляет защиту и устойчивость рубля, развивает и укрепляет банковскую систему страны. Свои функции и полномочия ЦБ РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления .

В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 237, на данное ведомство возложены следующие основные функции:

— Подготовка предложений и реализация мер по совершенствованию бюджетной системы Российской Федерации, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами Российской Федерации.

— Разработка проектов федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации.

— Исполнение в пределах своей компетенции федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации.

— Осуществление контроля за целевым использованием средств федерального бюджета.

— Подготовка предложений и реализация мер, направленных на совершенствование структуры государственных расходов.

— Совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, осуществление методического руководства в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета и др.

Кроме этого, Министерство финансов РФ принимает участие:

— в разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

— в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

— в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики Российской Федерации, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;

— в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ;

— в разработке предложений по совершенствованию системы федеральных органов исполнительной власти и их структуры;

— в разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации;

— в подготовке проектов межправительственных и межгосударственных договоров в области финансовых, кредитных и валютных отношений и др. .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Министерство финансов РФ имеет следующую структуру:

1. Центральный аппарат Министерства финансов РФ.

2. Федеральное казначейство.

3. Федеральная налоговая служба (ФНС).

4. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора .

Многочисленную группу образуют федеральные органы исполнительной власти, для которых финансовая деятельность не является основной, но, будучи вспомогательной, обусловливает наличие в их составе специальных финансовых структурных подразделений. Например, МВД России имеет в своем составе Финансово-экономический департамент. Аналогичные структурные подразделения имеют другие федеральные органы исполнительной власти: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство сельского хозяйства РФ и т. д. .

Таблица 1. Система органов государственной власти по обеспечению экономической безопасности в России

Звенья системы экономической безопасности Полномочия

Президент РФ Обладает высшей компетенцией в области обеспечения безопасности, в том числе экономической, и реализует свои полномочия, опираясь на систему специализированных органов государственной власти, а также на консультативные и совещательные органы. Пределы компетенции Президента соответствуют общепризнанным нормам международного права и зарубежной законодательной практике

Федеральное Собрание В деятельность, осуществляемую Федеральным Собранием по обеспечению финансовой безопасности в законодательной сфере, должна включаться экспертиза нормативных актов с учетом их воздействия на уровень обеспечения экономической безопасности

Совет Федерации В Совете Федерации образуются следующие комитеты, деятельность которых направлена на обеспечение экономической безопасности государства: по вопросам безопасности и обороны, по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному, таможенному регулированию, банковской деятельности, по вопросам экономической политики, по международным делам

Г осударствен ная Дума К ведению Государственной Думы в области обеспечения финансовой безопасности относятся: дача согласия Президенту РФ па назначение Председателя Правительства РФ, решение вопросов о доверии Правительству, а также принятие законов, непосредственно связанных с экономической безопасностью, в том числе бюджета на предстоящий год, корректировка статей дохода и расхода бюджета текущего года, налогового регулирования

Научный совет при Совете Безопасности РФ В соответствии с приказом, с Указом Президента РФ от 19 февраля 2005 г. № 182 производится научно-исследовательская работа в области экономической безопасности

Федеральная служба по финансовому мониторингу — Осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом; — осуществляет проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; — выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем или финансированием терроризма; — издает в соответствии с федеральными законами постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом; — осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности

Федеральная налоговая служба РФ Осуществляет в сфере обеспечения финансовой безопасности государства управление участниками финансовых отношений и финансовыми потоками посредством контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчислений, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов

Федеральная служба бюджетно- финансового надзора Проводит проверки в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензии и разрешения

Федеральное казначейство В рамках своих полномочий осуществляет управление участниками финансовых отношений и финансовыми потоками в бюджетной сфере посредством кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями денежных средств

Также стоит заметить, что в составе Совета Безопасности Российской Федерации создана Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сфере.

На данную Комиссию возлагаются следующие функции:

— подготовка предложений Совету Безопасности по выработке и реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности Российской Федерации в экономической и социальной сфере;

— оценка и прогнозирование социально-экономического развития страны с точки зрения обеспечения безопасности Российской Федерации в экономической и социальной сфере;

— определение интересов Российской Федерации в экономической и социальной сфере, выявление внутренних и внешних угроз этим интересам и подготовка предложений Совету Безопасности по их предотвращению;

— мониторинг конкурентоспособности российской экономики, оценка угроз интересам Российской Федерации в области внешнеэкономических отношений и подготовка предложений Совету Безопасности по нейтрализации таких угроз;

— подготовка предложений Совету Безопасности по обеспечению безопасности Российской Федерации в области регулирования рынка ценных бумаг, иностранных инвестиций, движения капитала;

— анализ денежно-кредитной политики государства и прогнозирование развития ситуации в финансовой системе страны с точки зрения обеспечения безопасности Российской Федерации в экономической и социальной сфере и др. .

Кроме этого, стоит уделить внимание роли правоохранительных органов государственной власти по обеспечению финансовой безопасности в России (таблица 2).

Таблица 2. Система правоохранительных органов государственной власти по обеспечению финансовой безопасности в России

Звенья системы экономической безопасности Полномочия

Система таможенных органов Российской Федерации Таможенная служба наделена следующими полномочиями: — осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов; — обеспечивает соблюдение установлений в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности: — осуществляет в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов; — осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность: — осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внешняя разведка Российской Федерации Целями разведывательной деятельности являются: — обеспечение Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научнотехнической и экологической областях; — обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности; — содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации. Таким образом, органы внешней разведки, путем добывания информации и иными способами, предусмотренными законодательством и ведомственными нормативными актами, могут оказать существенное влияние на формирование и обеспечение финансовой безопасности государства

Таким образом, вышеуказанные федеральные органы исполнительной власти и их региональные представительства в пределах своих полномочий принимают участие в обеспечении экономической безопасности России. Деятельность ряда правоохранительных органов России, таких как органы внутренних дел, Федеральная таможенная служба, Служба внешней разведки и Федеральная служба безопасности, также оказывает непосредственное влияние на формирование и поддержание финансовой безопасности государства.

Литература

2. ФЗ РФ от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // «Российская газета», 13.07.2002.

3. ФЗ РФ от 11 апреля 1997 г. № 2-ФКЗ «О правительстве» // «Российская газета», 23.12.1997.

4. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» // «Российская газета», 31.07.2004.

5. Сараджева О. В. Финансовая безопасность: монография. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 2013. -103 с.

7. Государственная Дума : Википедия. Свободная энциклопедия. URL:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Государственная_дума (дата обращения 11.07.2015).

12.07.2015) .

14. Положение о Федеральной таможенной службе. : офиц. сайт Федеральной

таможенной службы. URL:

Добавить комментарий