Государственные партии

В тех государствах, где существует многопартийность, как правило, утверждается режим демократии. В ФЗ от 11 июля 2001 года «О политических партиях» политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах МСУ (статья 3).

Политическая партия (от лат. pars, partis — часть) — наиболее активная и организованная часть общественного слоя или класса, формулирующая и выражающая его интересы. Главные цели политической партии:

  • Формирование общественного мнения;

  • Осуществление полит. образования и воспитания граждан;

  • Выражение мнения по вопросам общест. жизни и доведении его до широкой общественности и органов гос. власти;

  • Выдвижение кандидатов в депутаты, участие в выборах и в работе представительных органов. Важнейшие признаки политической партии:

  • Политическая, общественная (негосударственная) организация, имеющая свою программу и устав;

  • Участие в политической жизни, в том числе в государственном управлении;

  • Стремление овладеть гос. властью, то есть стать правящей;

  • Связь с избирательной системой;

  • Отражение определенной идеологии;

  • Представление интересов опред. слоев и групп населения;

  • Ее существование в качестве средства рекрутирования и продвижения отдельных индивидов в политические лидеры и как формы политического обучения масс;

  • Участие в разработке и осуществлении политического курса страны, зависящее от ее положения (правящая или оппозиционная) в политической системе.

Функции политической партии:

  • обеспечение связи между обществом и государством;

  • стимулирование активного участия граждан в политической жизни;

  • оказание влияния на формирование государственной политики;

  • способствование развитию политической культуры и политического сознания;

  • выдвижение кандидатов на выборах в органы государственной власти.

Сущность политической партии зависит от (социального состава; лидера; чьи интересы представляет; основных

направлений программы действия).

Формы участия политических партий в ПСО:

У выдвижение кандидатов в органы государственной власти;

У наличие программы;

^ агитация и иные формы политической деятельности.

Классификация партий:

по идейным основаниям деятельности:

доктринальные — нацелены на пропаганду и воплощение в жизнь определенной идеологии (религиозные,

идеологические);

прагматические — защита интересов определенного социального слоя, группы;

харизматические — объединение вокруг лидера;

с точки зрения организационной структуры:

парламентские — структуру формируют региональные отделения в различных регионах;

лейбористские — сформированы на основе профсоюзов;

авангардные — построены на принципах территориально-производственного объединения;

с точки зрения отношения к правящему режиму: правящие, оппозиционные, легальные, нелегальные,

лидеры, аутсайдеры, правящие монопольно, правящие в составе коалиций;

в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства: кадровые, массовые, строго

централизованные;

по социально-классовому содержанию и идеологической направленности: коммунистические, социал-демократические, буржуазно-реформистские, консервативные;

в зависимости от ориентации на идеологию: левые, центристские, правые либерального толка, правые

националистического толка. Партийная система — совокупность политических партий, действующих в пределах страны и политической системы (однопартийная (СССР), беспартийная, квазимногопартийная с одной доминирующей партией, двухпартийная (США — республиканцы и демократы; Великобритания — консерваторы и лейбористы), упорядоченная и беспорядочная многопартийная (Германия, Франция)).

Если гос-во стремится к сотрудничеству с общественными объединениями, обеспечивает их свободное развитие и функционирование, гарантирует их самостоятельность в решении внутриорганизационных проблем, такое гос-во следует оценивать как демократическое, поскольку оно гарантирует и реально обеспечивает важнейшее право человека — право на объединение в различные союзы, организации, творческие корпорации и т. д. для выражения и защиты своих интересов и достижения общих целей.

Партийная система — хар-ет положение полит. партии в обществе, ее взаимоотношения с другими партиями, политику по отношению к различным слоям общества.

Формы взаимодействия государства и партий заключаются в следующем:

1. Участие в формировании выборных предст. органов гос. власти. Это предполагает, что все полит. партии в той или иной степени участвуют в орг-ции избир. кампаний, в выдвижении своих кандидатов в депутаты, поскольку в демокр. обществе единственным средством овладения гос. властью служат выборы.

2. Участие в формировании полит. курса гос-ва определяется заинтересованностью партии в проведении выгодной для данной партии и ее сторонников политики. Это относится и к правящей, и к оппозиционной партиям. Возможностей у правящей партии всегда больше. Но и оппоз. партии имеют опред. возможности для такого влияния. Например, путем: а) участия в предвыборных дискуссиях, дебатах, где выражаются подходы партии к решению тех или иных актуальных проблем; 6) обнародования предвыборных платформ, программ; в) подготовки и продвижения на гос. посты своих лидеров; г) формир-я обществ. мнения и при его помощи давле­ ния на гос. органы и курс политики государства.

3. Влияние на процесс законотворч., правотворч. исп. органов и правоприменит. деят-ти гос. органов – внесение предложений о принятии новых законов, иных НПА, об отмене сущ-щих; в использовании права законод. инициатив через своих депутатов, другие каналы.

4. Контроль за гос. органами и процессом управления страной, здесь также используются разнообразные пути в том числе и общественное мнение.

Гос-во в свою очередь воздействует на полит. партии по следующим каналам:

а) регулирует посредством зак. и иных актов статус полит. партии, их регистрацию, т.е. устан-ет рамки их деят- ти;

б) регламентирует их участие в избир. кампаниях, например путем определения порядка выдвижения кандидатов в депутаты, участия наблюдателей в работе изб. комиссий и т. д.;

в) решает вопросы о конституц-ти партий через Конст. Суд;

г) контролирует фин. деят-ть партий, налогообложение их предприятий.

Это так наз. внешнее рег-е деят-ти партий. Внутреннее рег-е осущ-ся самими партиями в своих уставах, положениях, иных актах парт. органов, в кот. опред-ся структура партии, ее цели и задачи, партийная дисциплина и др.

Полит. партия — организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания гос. власти или участия в ее осуществлении.

В политической системе большую роль играют политические партии — важные социальные институты политической жизни общества.(

Партии в политической системе образуют партийную систему. Партийная система-это совокупная связь партий, действующих в рамках своих программ и уставов и борющихся за гос.власть.

Появление таких общественных организаций, как партии, является объективным процессом, который позволяет выявлять общие интересы различных групп, формулировать их, преобразовывать в правовые требования, добиваться их осуществления. Гос-во — это как раз тот социальный институт, где партийные интересы, цели, идеалы м. выступать как общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмами их реализации. Поэтому гос-во и выступает важнейшим и очень ценным объектом полит. борьбы, определяет участие партии в завоевании гос. власти.

Различают парламентские партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят своей задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.

Организация и Де различных партий в истор. ракурсе оказываются весьма многообразными. Еще более многообразно и их взаимодействие с гос-вом, его институтами.

По участию в делах гос-ва можно различать не только парламентские, но и правящие партии, которые уже получили и осуществляют власть. Партия осуществляет власть, глав. образом через «своих людей», своих членов, которых она расставляет на важнейшие гос.посты.

Правила для сохранения демократии предусматривают, что никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо партию или пребыванию в ней.

Избрание депутатов ведется по партийным спискам

Формы взаимодействия гос-ва и партий закл. в следующем.

1. Участие в формировании выборных представительных органов гос. власти. Это предполагает, что все полит. партии в той или иной степени участвуют в организации избирательных кампаний, в выдвижении своих кандидатов в депутаты, поскольку в демократ. обществе единственным средством овладения гос. властью служат выборы.

В выборах участвуют, выдвигая своих кандидатов, и непартийные организации, а также отдельные граждане путем самовыдвижения, но шансов на победу у них немного, так как выборы всегда связаны с большими материальными и финансовыми расходами, в том числе на рекламу кандидатов, листовки, тиражирование программ и т.д.

2. Участие в формировании полит. курса гос-ва определяется заинтересованностью партии в проведении выгодной для данной партии и ее сторонников политики. Это относится и к правящей, и к оппозиционной партиям. Возможностей у правящей партии всегда больше. Но и оппозиционные партии имеют опред. возможности для такого влияния.

Н-р, путем:

а) участия в предвыборных дискуссиях, дебатах, где выражаются подходы партии к решению тех или иных актуальных проблем;

б) обнародования предвыборных платформ, программ;

в) подготовки и продвижения на гос-венные посты своих лидеров;

г) формирования общественного мнения и при его помощи давления на гос. органы и курс политики гос-ва.

3. Влияние на процесс законотворчества, правотворчества исполнит. органов и правоприменительной деятельности гос. органов. Эта форма выражается во внесении предложений о принятии новых законов, иных нормативных правовых актов, об отмене существующих; в использовании права законодательных инициатив через своих депутатов, другие каналы, а также путем давления через общественное мнение на исполнительные и правоохранительные органы.

4. Контроль за гос. органами и процессом управления страной, здесь также используются разнообразные пути, в т.ч. и общественное мнение.

Гос-во в свою очередь воздействует на полит. партии по след. каналам:

б) регламентирует их участие в избир. кампаниях, например путем определения порядка выдвижения кандидатов в депутаты, участия наблюдателей в работе избирательных комиссий и т.д.;

в) решает вопросы о конституционности партий через Конституционный Суд;

г) контролирует фин. Де партий, налогообложение их п/п; соблюдение запрета использовать полит.партиями средств на предвыборную кампанию от иностр. гос-в, иностранных ЮЛ и иностр. граждан.

Это так называемое внешнее регулирование Де партий. Внутр. регулирование осуществляется самими партиями в своих Уставах, положениях, иных актах партийных органов, в которых определяется структура партии, ее цели и задачи, партийная дисциплина и др.

Госудамрство — это особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом

Политимческая памртия — общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть государственной властью, удержать ее в своих руках, использовать государственный аппарат в интересах тех или иных общественных слоев.

Политическая деятельность — это деятельность, связанная с борьбой за интересы (прежде всего интересы материальные, экономические) больших социальных групп — классов, наций, народов, других социальных общностей.

Политическая деятельность граждан осуществляется главным образом через участие в политических партиях и общественно-политических движениях.

Виды партий

В современном мире существует множество типов партий, которые различаются по идеологии.

По способам достижения программ, целей, выделяющихся в этой группе:

  • · право-консервативные;
  • · центристские;
  • · либерально-реформистские.

Изначально эти партии защищали интересы банкиров, промышленников и так далее, «в настоящее время они вынуждены защищать интересы не только высоко доходных групп, но и трудящихся масс, наемных работников, ибо без их поддержки невозможно победить на выборах либо сохранить позиции в системе»

Вторую группу составляют партии социалистического выбора, отстаивающие интересы, главным образом, трудящихся, рабочего класса:

  • · коммунистические партии;
  • · социалистические партии;
  • · социал-демократические партии;
  • · лейбористские партии.

Основными позициями вышеперечисленных партий являются: достижение свобод и равноправия, создание социальных гарантий на реализацию прав и интересов, утверждение социальной справедливости и реальной демократии. Защита наёмных работников от социального угнетения и эксплуатирования, преодоление отчуждения работников от средств производства и управления обществом; приоритет общественной собственности на средства производства в рамках смешанной экономики. Установление демократического контроля над развитием национального хозяйства. Они за ненасильственный мир.

В политической системе политические партии играют существенную роль. В государствах, где устанавливается многопартийность, чаще всего утверждается режим демократии.

В зарубежной и отечественной литературе существует много определений понятия «политическая партия». В них нередко подчеркивается, что основное назначение партии – участие в выборах в представительные органы. Например, политической партией является любая политическая группа, принимающая активное участие в проведении выборов и имеющая благодаря этому возможность проводить своих кандидатов в государственные учреждения.

Или подчеркивается назначение политических партий – представлять интересы различных социальных групп и общностей. Например, в учебнике проф. В.В. Лазарева и доц. С.В. Липеня по теории государства и права политическая партия определяется как организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Иногда в определении понятия «политическая партия» указывается, что это стабильная иерархическая организация, состоящая из обладающих одинаковыми политическими убеждениями лиц, которые совместно работают над достижением своих целей, имеющих идеальный (модель общества) или материальный (личные выгоды) характер. Основные цели партии так или иначе связаны с осуществлением власти в политических системах.

В российском Законе «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. (с послед. изм.) политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (ст. 3). Главные цели политической партии: а) формирование общественного мнения; б) политическое образование и воспитание граждан; в) выражение мнения по вопросам общественной жизни и доведение его до широкой общественности и органов государственной власти; г) выдвижение кандидатов в депутаты, участие в выборах и в работе представительных органов.

Таким образом, важнейшими признаками политической партии являются:

1) участие в политической жизни, в том числе в государственном управлении;

2) стремление овладеть государственной властью и учреждениями, реализующими государственную власть;

3) связь с избирательной системой – участие в выборах представительных органов власти;

4) форма организации социальных групп и слоев населения;

5) носитель определенной идеологии и форма политического обучения масс;

6) средство рекрутирования и продвижения отдельных индивидов в политические лидеры.

Эти признаки и определяют функции политических партий, среди которых выделяют следующие:

а) социального представительства;

б) борьбы за государственную власть;

в) идеологическую;

г) кадровую;

д) политической социализации, т. е. включенность личности в политику и обеспечение стабильности и преемственности в развитии общества;

е) разработки и осуществления политического курса, что, однако, зависит от положения партии в политической системе – является ли она правящей или оппозиционной.

Между политическими партиями и государством существуют тесные связи и разнообразные формы взаимодействия. Так, и государство, и политические партии – политические организации. Они непосредственно связаны с понятием государственной власти: только государство непосредственно осуществляет государственную власть, а партии ставят целью приход к государственной власти. Вместе с тем они сохраняют по отношению друг к другу большую автономию. Но при тоталитарном режиме нередко происходит слияние государственного аппарата и партийного и одна партия является не только правящей, но и государственной.

Формы взаимодействия государства и партий заключаются в следующем.

1. Участие в формировании выборных представительных органов государственной власти. Это предполагает, что все политические партии в той или иной степени участвуют в организации избирательных кампаний, в выдвижении своих кандидатов в депутаты, поскольку в демократическом обществе единственным средством овладения государственной властью служит победа на выборах.

2. Участие в формировании политического курса государства определяется заинтересованностью партии в проведении выгодной для данной партии и ее сторонников политики. Это относится и к правящей, и к оппозиционной партиям. Возможностей у правящей партии всегда больше. Но и оппозиционные партии имеют определенные возможности для такого влияния. Например, путем: а) участия в предвыборных дискуссиях, дебатах, где выражаются подходы партии к решению тех или иных актуальных проблем; б) обнародования предвыборных платформ, программ; в) подготовки и продвижения на государственные посты своих лидеров; г) формирования общественного мнения и при его помощи давления на государственные органы и курс политики государства.

3. Влияние на процесс законотворчества, правотворчества исполнительных органов и правоприменительной деятельности государственных органов.

Эта форма выражается во внесении предложений о принятии новых законов, иных нормативных правовых актов, об отмене существующих; в использовании права законодательной инициативы через своих депутатов, другие каналы, а также путем давления через общественное мнение на исполнительные и правоохранительные органы.

4. Контроль за государственными органами и процессом управления страной, здесь также используются разнообразные пути, в том числе и общественное мнение.

Государство, в свою очередь, воздействует на политические партии по следующим каналам:

а) регулирует посредством законодательных и иных актов статус политической партии, ее регистрацию, т. е. устанавливает правовые рамки деятельности;

б) регламентирует их участие в избирательных кампаниях, например путем определения порядка выдвижения кандидатов в депутаты, участия наблюдателей в работе избирательных комиссий и т. д.;

в) решает вопросы о конституционности партий через Конституционный Суд;

г) контролирует финансовую деятельность партий, налогообложение их предприятий; соблюдение запрета использовать политическими партиями средств на предвыборную кампанию от иностранных государств, иностранных юридических лиц и иностранных граждан.

Это так называемое внешнее регулирование деятельности партий. Внутреннее регулирование осуществляется самими партиями в своих уставах, положениях, иных актах партийных органов, в которых определяется структура партии, ее цели и задачи, партийная дисциплина и др.

Рассматривая вопрос о типологии партии, следует отметить, что общественные объединения типа партий возникли еще в Древней Греции и Древнем Риме.

Немецкий социолог М. Вебер выделял три этапа (ступени) в формировании политических партий:

аристократические группировки (XVI–XVII вв.);

политические клубы (XVIII–XIX вв.);

современные массовые партии (XIX–XX вв.).

Первые две ступени считаются предысторией политических партий, а в развитой форме выступают лишь массовые организации. По Веберу, процесс становления и развития политических партий связан неизменно со стремлением политически активных людей к власти, к занятию государственных должностей и к извлечению выгод из своего положения.

Первой политической партией считается созданная в Англии в 1877 г. Либеральная партия, которая в настоящее время не играет значительной роли в политической жизни страны.

Существующие современные партии разнообразны как по идеологии, социальному составу, внутреннему устройству, так и по методам деятельности.

Типология партий позволяет выяснить:

во‑первых, чьи интересы выражает партия, какие цели ставит;

во‑вторых, ограничивает ли она свою деятельность только выборами или стремится стать постоянным участником политического процесса;

в‑третьих, на каких принципах строит свою деятельность и какие методы считает для себя приемлемыми;

в‑четвертых, каковы взаимоотношения членов партии со своей организацией.

Принято классифицировать партии по следующим основным критериям:

1. По социальному признаку, т. е. тем интересам, которые они выражают. Соответственно выделяют классовые и межклассовые (смешанные) партии, например крестьянские, рабочие, предпринимательские и др.

2. По идеологической ориентации партии делят на либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, национально‑патриотические, религиозные и др., например Христианско‑демократическая и Социал‑демократическая партии Греции, КПСС, Консервативная и Лейбористская партии Великобритании и др.

3. По составу партий французский политолог М. Дюверже (1870–1914) предложил различать кадровые и массовые партии. Состав кадровой партии ограничивается партийными функционерами или фиксированное членство вообще отсутствует: к членам партии причисляют тех, кто голосует за нее на выборах, либо поддерживает ее материально, или участвует в проводимых ею собраниях, митингах и других мероприятиях.

Массовые же партии имеют фиксированное членство, более централизованны, существует жесткая зависимость членов от первичных организаций. Отбор политических лидеров в таких партиях многоступенчатый, а члены партийных фракций в парламенте строят свою деятельность в зависимости от партийных решений.

4. По месту в системе власти партии могут делиться на правящие и оппозиционные. Правящая партия победила на выборах, поэтому имеет большинство мест в парламенте и своих представителей в важнейших государственных органах. Оппозиционные партии противостоят правящей партии и критикуют ее политику. Помимо того, выделяют парламентские и внепарламентские партии. Первые имеют своих представителей в парламенте, хотя они могут быть и неправящими, а вторые – участвовали в борьбе за парламентские места, но не получили их.

5. По используемым методам: со времен Великой французской революции принято деление партий на левые, правые и центристские. Левые партии обычно используют радикально‑революционные методы борьбы и тяготеют к коммунистической или социалистической идеологии. Правые партии чаще всего отрицательно относятся к революционным методам борьбы и ориентируются на стабильность в обществе (консервативные, буржуазные партии). Центристские партии проповедуют умеренность в политической борьбе, компромисс, примирение полярных позиций.

Существуют и другие типологии партий.

В литературе принято понятие «партийная система», которое характеризует положение политической партии в обществе, ее взаимоотношения с другими партиями, политику по отношению к различным слоям общества и т. д. Для построения типологий партийных систем применяется, как правило, количественный критерий.

Выделяют системы однопартийные (например, в СССР была только одна партия – КПСС); двухпартийные (например, в США за власть постоянно борются две партии – Республиканская и Демократическая, а в Великобритании – Консервативная и Лейбористская партии); многопартийные (например, в Германии и Франции). Здесь нет доминирующих партий, и к власти могут прийти любые партии, особенно в коалиции с другими.

Многопартийные системы считаются образцом демократии. Вместе с тем они – свидетельство противоречий в обществе и наличия полярных интересов.

Политологи отмечают следующие тенденции в развитии деятельности партий:

1) повсеместное падение влияния партий на массы, что объясняется их отрывом от масс, неумением правильно определить стратегию деятельности, бюрократизацией партийного аппарата;

2) интенсивный поиск путей влияния на СМИ, компьютерные системы;

3) изменение методов борьбы для левых партий: вместо стачек и забастовок они все больше используют избирательные кампании и парламентские формы работы;

4) упрощение организации структур, стремление создать гибкие системы управления партией. Некоторые партии отказываются от постоянного членства и регулярного сбора членских взносов;

5) финансовая поддержка партий из государственного бюджета (например, в Германии, Швеции, Италии). При этом исходят из того, что партии выполняют конституционные функции, способствуют формированию демократического общества, а потому вправе получать государственные дотации. Это свидетельствует об ответственном назначении политических партий, в том числе в обеспечении преемственности государственной политики. Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95‑ФЗ «О политических партиях» также предусмотрено их государственное финансирование, в частности по итогам участия в выборах для компенсации финансовых затрат партий (ст. 32, 33).

По Федеральному закону от 11 июля 2001 г. (глава 8, ст. 36) политические партии являются единственным видом общественного объединения, которое вправе самостоятельно выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

Регистрирующие органы ведут контроль за соблюдением партиями действующего законодательства, за соответствием их деятельности целям и задачам, зафиксированным в уставах партий. В отдельных случаях партии может быть вынесено письменное предупреждение об устранении допущенных нарушений, а при невыполнении этого предупреждения в суд направляется заявление о приостановлении деятельности партии сроком до шести месяцев. Это решение выносит Верховный Суд РФ. Аналогичные меры могут быть приняты в отношении региональных отделений партии соответствующими органами субъекта Федерации.

Законом «О политических партиях» предусмотрены определенные ограничения на создание политических партий. Так, запрещаются создание и деятельность партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание расовой, национальной, социальной или религиозной розни.

Кроме того, не допускается создание партий по профессиональной, религиозной или национальной принадлежности, а также в аппарате государственной власти и органов местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, правоохранительных органах. Запрещается вмешательство партий в учебный процесс образовательных учреждений. Существует запрет на создание на территории России политических партий иностранных государств.

Ликвидация партии возможна в двух случаях: 1) по решению высшего руководящего органа партии – съезда; 2) по решению Верховного Суда РФ.

В политической системе большую роль играют политические партии — важные социальные институты политической жизни общества.

Политическая партия– организованные группы единомышленников, представляющие интересы части населения и ставящие целью завоевание политической власти либо участие в ней.

Появление таких общественных организаций, как партии, является объективным процессом, который позволяет выявлять общие интересы различных групп, формулировать их, преобразовывать в правовые требования, добиваться их осуществления. Государство — это как раз тот социальный институт, где партийные интересы, цели, идеалы могут выступать как общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмами их реализации. Поэтому государство и выступает важнейшим и очень ценным объектом политической борьбы, определяет участие партии в завоевании государственной власти.

Различают парламентские партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят своей задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.

Имеют права: участвовать в выборах и референдумах2)организовывать , проводить собрания, митинги, демонстрации шествия3)пользоваться СМИ4)

На свою эмблему и символику5)свободно распространять информацию о своей дея-ти прогнозировать свои взгляды цели и задачи

Влияние гос-ва на полит.партии:1)обеспечивают доступ полит партиям к гос-ым и муниц.СМИ 2)предоставляют помещения находящиеся в собственности гос-ва 3)выделяют средства из фед.бюджета 4)обеспечивают равные условия участия в избират.компаниях5) осущ. гос-ую рег-цию полит.партий и их региональных отделений, а т.ж.контроль за дея-ью партий и, в случае необходимости ,приостанавливают д-ти и или ликвидируют полит.партию 6)Проводят проверки в отношении средств, выделяемых из фед.бюджета для финансирования и гос-ой поддержки полит.партий

Влияние полит.партии на гос-во :1)участвуют в выборах и референдумах


2)выражают мнения граждан по вопросам общественной жизни, доводят эти мнения до сведения общественности и органов гос.власти 3)выдвигают кандидатов на выборы президента РФ депутатов гос.думы4)в случае прохождения 7%барьера(с 2013 5%)получают мандаты и формируют свое представительство в гос.думе 5)партия получившая большинство мест в законодат собрании субъекта федерации , формирует список кандидатур на пост главы региона в случаях, предусмот.закон-ом РФ

6)осущ. полит.образование и воспитание граждан 7)выходят с законодат-ми

инициативами и законопроектами

25 Государство и церковь. Светские и теократические государства.

Церковь — особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

Главные признаки церкви:

— наличие религиозной системы;

— иерархический характер, централизация управления;

— разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих).

Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, имелось три центра управления — городская община, дворец и храм.

Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:

— наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

— режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви характеризуется:

1. За церковью признается право собственности на широкий круг объектов — землю, здания и т. п.

2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь.

3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (напр, брачно-семейных отношений).

4. Имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах.

5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения.

Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия) характерно:

1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю деятельность.

2. Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки.

3. Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства.

4. Свобода выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу.

Статья 14 Конституции современной России гласит: «1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

В Советском государстве религиозные организации вообще исключались из политической системы социализма. В современной России религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства и участвовать в выборах органов государственной власти и управления. Провозглашен такжесветский характер системы государственного образования.

Под «теократией» понимается форма государства, где политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека — главы духовенства, признаваемого в качестве «земного божества», «первосвященника» и т. д.

Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран, где организация публичной власти возглавляется лидером духовенства. Теократическая модель общественно-политического устройства предполагает:

1. Признание верховного божества, передающего полномочия государственного управления особым лицам.

2. Авторитарность политического режима, отчуждение власти от общества.

3. В теократически организованном обществе существует не просто государственная религия, а религиозное государство, то есть государство представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти.

4. Жесткую иерархию и централизацию государственного аппарата, сосредоточение огромных полномочий у главы государства, бесконтрольность администрации.

5. Отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов.

6. Деспотические и абсолютистские формы правления.

7. Особое положение женщины, которое, в частности, включает запрет на участие в управлении делами государства.

8. Неправовые (внеправовые) способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания (членовредительские экзекуции) и т. д.

Таким образом, теократические тенденции в организации общества и государства следует в основном оценивать негативно. Положительные результаты сотрудничество государства и церкви дает лишь на основе принципа свободы совести, светской организации государственной власти

Добавить комментарий