Государственные социальные внебюджетные фонды система правовое положение

Состав и назначение государственных внебюджетных фондов

Государственные внебюджетные фонды — это обособленные фонды денежных средств, находящиеся в управлении и распоряжении специализированных финансово-кредитных учреждений, подотчетных органам государственной власти, образованные из обязательных страховых взносов хозяйствующих субъектов при финансовом участии государства, предназначенные для целевого использования на оказание материальной помощи застрахованному контингенту населения1. Фонды, выступая независимыми звеньями системы государственных финансов, одновременно являются специфическими страховыми фондами, чья основная задача состоит в аккумуляции тех средств, которые государство обязывает направлять на страховую социальную защиту, и в их распределении в соответствии с действием социальных рисков.

В отличие от иных составляющих бюджетной системы РФ, бюджеты государственных внебюджетных фондов, во-первых, имеют ярко выраженный целевой и социальный характер, а во-вторых, они обеспечивают предоставление услуг на принципах социального страхования1, имеющего обязательный характер, установленный на государственном уровне.

Социальное страхование — это система гарантированного материального обеспечения людей в старости, в случае потери трудоспособности, при беременности и других обусловленных законом случаях за счет средств специальных фондов, которые аккумулируются государством из взносов организаций в соответствии с определенными нормами. Однако социальному страхованию, в отличие от бюджетного финансирования, присущи такие признаки, как персонификация взносов и персонификация услуг (адресный характер).

В состав государственных внебюджетных фондов в соответствии со ст. 144 БК РФ в настоящее время входят:

  • • Пенсионный фонд РФ;
  • • Фонд социального страхования РФ;
  • • Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования — ОМС.

Государственные внебюджетные фонды функционируют на основании собственных бюджетов, которые включены в бюджетную систему РФ. Средства фондов являются федеральной собственностью. В состав бюджетов фондов входят бюджеты федерального уровня и уровня субъектов РФ (территориальные фонды ОМС).

Бюджеты государственных внебюджетных фондов федерального уровня по представлению Правительства РФ принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Рассмотрению и утверждению подлежат:

  • • прогнозируемые в очередном финансовом году и плановом периоде доходы с указанием поступлений из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • • распределение расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
  • • дефицит (профицит) бюджета государственного внебюджетного фонда РФ;
  • • источники финансирования дефицита государственного внебюджетного фонда РФ.

Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждаются в форме законов субъектов РФ по представлению высших исполнительных органов государственной власти субъектов, не позднее принятия законов о бюджете субъектов РФ.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.

В БК РФ закреплены источники доходов, подлежащих зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов. Следует обратить внимание на неналоговые доходы, к которым отнесены страховые взносы на соответствующие виды социального страхования, недоимки, пени и штрафы по взносам, доходы от размещения временно свободных средств фондов, штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба. Безвозмездные поступления включают межбюджетные трансферты из федерального бюджета и прочие поступления.

Учитывая особенности пенсионного законодательства, состав доходов ПФР несколько расширен. Так, к примеру, неналоговые источники включают также дополнительные страховые взносы на формирование пенсионных накоплений и взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также взносы, уплачиваемые предприятиями угольной промышленности на выплату ежемесячных доплат к пенсии отдельным категориям работников.

К доходам территориальных государственных внебюджетных фондов, а именно территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относятся доходы от размещения временно свободных средств фондов, штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба, субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС, межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) из Федерального фонда ОМС и бюджетов субъектов РФ и прочие поступления, предусмотренные законодательством.

Как отмечено выше, основным доходным источником государственных внебюджетных фондов являются страховые взносы — периодические платежи, производимые в обязательном порядке законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и при необходимости — государством1. В России физические лица (за исключением работодателей) не участвуют в формировании финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов.

Взносы уплачиваются:

  • • в ПФР — на обязательное пенсионное страхование;
  • • ФСС РФ — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на выплату иных социальных пособий;
  • • ФФОМС — па обязательное медицинское страхование.

Расходы государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством о конкретных видах социального страхования в соответствии с утвержденными бюджетами.

Плательщики, обязанные уплачивать страховые взносы, разделены на две группы. К первой относят лиц, производящих выплаты физическим лицам: организации; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями. Вторую категорию плательщиков представляют группы самозанятого населения, которые обязаны уплачивать фиксированные суммы взносов, это — индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. В том случае, когда плательщик одновременно относится к нескольким категориям, он платит страховые взносы по каждому основанию.

Взносы начисляются па все выплаты, осуществляемые в пользу работников или третьих лиц, за исключением специально оговоренных случаев.

Для работодателей (кроме физических лиц) в объект обложения включены: выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по группе авторских (лицензионных) договоров. Объект обложения у работодателей — физических лиц аналогичен, за исключением того, что взносы начисляются па выплачиваемые вознаграждения.

Объект обложения для самозанятого населения представляет собой годовую сумму законодательно установленной минимальной заработной платы (МРОТ х 12).

База начисления для работодателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц. Расчетный период составляет календарный год. База начисления определяется отдельно для каждого физического лица нарастающим итогом с начала календарного года по завершении каждого месяца. Базовая предельная (за весь расчетный период) сумма облагаемых взносами выплат установлена в размере 415 000 руб. Она индексируется ежегодно в соответствии с ростом средней заработной платы в стране и устанавливается на очередной год постановлением Правительства РФ. В 2014 г. предельная база составит 624 000 руб. На период 2015—2021 гг. в отношении предельной базы начисления взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование установлены иные нормы. Предельная величина будет устанавливаться с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в 12 раз и повышающих коэффициентов (от 1,7 п 2015 г. до 2,3 в 2021 г.). Обложению взносами не подлежит ряд выплат и вознаграждений, в том числе законодательно установленные государственные пособия; все виды законодательно установленных компенсационных выплат в пределах установленных норм и т.д.

База начисления для самозанятого населения устанавливается с учетом уровня индивидуальных доходов, и определяется фиксированным размером страхового взноса.

Общий тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (без учета взносов на страхование от несчастных случаев на производстве) в 2014 г. для первой категории плательщиков составит 30%, из них:

  • • 22% — в ПФР;
  • • 2,9%-в ФСС;
  • • 5,1%-в ФФОМС.

Действует положение об уплате с суммы, превышающей предельную базу для начисления страховых взносов (624 000 руб. в 2014 г.), 10% в ПФР. Как можно видеть, при уплате страховых взносов применяется регрессивная шкала (см. параграф 7.1). Помимо этого, для предприятий и организаций с вредными и тяжелыми условиями труда установлены дополнительные тарифы в ПФР. В 2014 г. плательщики будут уплачивать страховые взносы в ПФР по общему тарифу, без разделения на уплату страховых взносов на финансирование страховой и накопительной части пенсии.

Расчет фиксированного страхового взноса для самозанятого населения производится по следующим формулам:

  • • на обязательное пенсионное страхование:
  • — если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб. за расчетный период:

МРОТ х тариф х 12;

— если величина дохода плательщика превышает 300 000 руб. за расчетный период:

МРОТ х тариф х 12 и 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 руб.

При этом установлен максимальный размер взноса — 8 МРОТ х х тариф х 12.»

• на обязательное медицинское страхование:

МРОТ х тариф х 12.

Плательщиками, обязанными уплачивать взносы па обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в ФСС РФ, выступают работодатели определенных категорий, а именно: юридические лица любой организационно-правовой формы в отношении работников, нанимаемых по трудовым договорам (контрактам); физические лица, нанимающие других физических лиц по трудовому договору (контракту); юридические и физические лица, обязанные уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых с физическими лицами.

Тарифы страховых взносов установлены в пределах от 0,2 до 8,5% в зависимости от класса профессионального риска. В зависимости от степени индивидуального профессионального риска предусматривается возможность ежегодного установления скидок (надбавок) в размере до 40% к страховому тарифу.

Страховые взносы в ФФОМС на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на эти цели. Базовый тариф страхового взноса установлен в размере 18 864,6 руб. В субъектах РФ тариф рассчитывается как произведение базового тарифа, коэффициента дифференциации (сумма средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате) и коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг, ежегодно устанавливаемого федеральным законом о бюджете ФФОМС на соответствующий финансовый год и плановый период.

Все государственные внебюджетные фонды получают трансферты из федерального бюджета, за счет чего обеспечивается дополнительное перераспределение всех доходов в обществе для поддержания уровня трудовых доходов, которым нанесен ущерб действием социальных рисков.

Участие государства в финансировании внебюджетных фондов определяется его обязательной ответственностью за финансовую устойчивость и платежеспособность системы управления социальными рисками. Однако возрастающая зависимость бюджетов государственных внебюджетных фондов от трансфертов из федерального бюджета свидетельствует о несбалансированности системы, что вызывает серьезные опасения. Одной из причин роста дефицита бюджета фондов является неблагоприятный демографический фактор — ухудшение соотношения работающих граждан и нетрудоспособного населения. По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2013 г. соотношение нетрудоспособных и трудоспособных граждан составляет 1 : 1,5, и в перспективе это соотношение будет ухудшаться. Как показывает практика, решение вопроса финансового наполнения фондов исключительно путем повышения социальной нагрузки на бизнес приводит к росту скрытой и просроченной заработной платы, а в некоторых случаях — к закрытию предприятий. Так, например, увеличение в 2013 г. в два раза платежей во внебюджетные фонды для индивидуальных предпринимателей привело к резкому сокращению их числа. Еще одной нерешенной проблемой остается совершенствование системы финансового контроля за расходованием средств государственных внебюджетных фондов, определение четких критериев эффективности использования имеющихся в распоряжении фондов финансовых ресурсов.

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 7

398.Источником формирования доходов государственных внебюджетных фондов являются:

— только страховые взносы юридических лиц

— единый социальный налог, страховые взносы

— только взносы физических лиц

— только бюджетные ассигнования

399.Пенсионный фонд предназначен для:

— материального обеспечения лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе

— пенсионного обеспечения граждан

— обеспечения прав граждан на медицинскую помощь

— помощи безработным гражданам

400.Фонд социального страхования РФ предназначен для:

— материального обеспечения лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе

— пенсионного обеспечения граждан

— обеспечения прав граждан на медицинскую помощь

— помощи безработным гражданам

401.Выплата пособий по временной нетрудоспособности по истечении двух дней производится за счет средств:

— Пенсионного Фонда РФ

— Фонда обязательного медицинского страхования

— предприятия или организации, в которой трудится работник

— Фонда социального страхования РФ

402.Из Пенсионного фонда РФ финансируются выплаты:

— социальных пенсий

— пособий по временной нетрудоспособности работающим пенсионерам

— денежная оплата пенсионерам медицинских услуг

403.Из Фонда обязательного медицинского страхования финансируются:

— оплата медицинских услуг системе лечебно-профилактических учреждений

— денежная оплата населению медицинских услуг

— пособия по беременности и родам

404.Из Фонда социального страхования РФ финансируются:

— пособия по временной нетрудоспособности

— пособия по безработице

— социальная пенсия

405.Государственные внебюджетные фонды:

— входят в пенсионную систему РФ

— не входят в бюджетную систему РФ

— входят в бюджетную систему РФ

406.Пенсионный фонд РФ – это:

— государственный внебюджетный фонд

— целевой бюджетный фонд

— территориальный внебюджетный фонд

Фонд социального страхования

— государственный внебюджетный фонд

— целевой бюджетный фонд

— территориальный внебюджетный фонд

Фонд обязательного медицинского страхования

— государственный внебюджетный фонд

— целевой бюджетный фонд

— территориальный внебюджетный фонд

407.Средства государственных внебюджетных фондов находятся в:

— федеральной и региональной собственности

— федеральной, региональной и муниципальной собственности

— федеральной собственности

408.Средства государственных внебюджетных фондов:

— не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ

— входят в состав федерального бюджета

— входят в состав федерального и регионального бюджета

409.Государственный внебюджетный фонд — это:

— фонд денежных средств, образуемый в федеральном бюджете

— фонд денежных средств, образуемый в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ

— фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации

410.Бюджеты государственных внебюджетных фондов:

— входят в бюджетную систему РФ

— не входят в бюджетную систему РФ

— являются самостоятельным уровнем бюджетной системы РФ

411.В фонд социального страхования зачисляется:

— 2,9% единого социального налога

— 2,6% единого социального налога

— 2,0% единого социального налога

412.В федеральный фонд обязательного медицинского страхования зачисляется:

— 1,0% единого социального налога

— 1,5% единого социального налога

— 1,1% единого социального налога

413.В территориальный фонд медицинского страхования зачисляется:

— 2,6% единого социального налога

— 2% единого социального налога

— 1,2% единого социального налога

414.Бюджет Пенсионного фонда РФ утверждается в форме:

— федерального закона

— нормативного правового акта

— указа

415.Бюджет отделения пенсионного фонда РФ по РТ:

— утверждается в форме федерального закона

— утверждается в форме закона РТ

— не утверждается

— утверждается в форме постановления Правительства РФ

416.Пенсионный фонд формируется за счет:

— средств внебюджетных фондов

— страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

— средств страхователей

— только единого социального налога

417.Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

— обязательных платежей, установленных законодательством РФ, добровольных взносов физических и юридических лиц

— только добровольных взносов физических и юридических лиц

— только обязательных платежей, установленных законодательством РФ

418.Бюджетами территориальных государственных внебюджетных средств являются:

— бюджеты отделений пенсионного фонда, фонда социального страхования и фонда обязательного медицинского страхования

— бюджеты дорожного фонда, экологического фонда

— бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования

419.Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования:

— утверждаются федеральным законодательством

— утверждаются законами субъектов РФ

— не утверждаются

420.Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ осуществляется:

— федеральным казначейством

— органами правления фондов

— финансовыми органами

421.Кассовое обслуживание исполнения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов РФ осуществляется:

— федеральным казначейством

— органами правления фондов

— финансовыми органами субъектов РФ

422.Проект бюджета Пенсионного фонда РФ составляет:

— Министерство финансов РФ

— Министерство экономического развития РФ

— Пенсионный фонд РФ

423.Проект бюджета Фонда социального страхования РФ составляет:

— Министерство финансов РФ

— Министерство экономического развития РФ

— Фонд социального страхования

423.Проект бюджета Фонда обязательного медицинского страхования РФ составляет:

— Министерство финансов РФ

— Министерство экономического развития РФ

— Фонд обязательного медицинского страхования

424.Проект бюджета территориального государственного фонда обязательного медицинского страхования РФ составляет:

— Министерство финансов субъекта РФ

— Министерство экономического развития субъекта РФ

— Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

425.Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предназначен для:

— выравнивания финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования

— пенсионного обеспечения граждан

— обеспечения прав граждан на медицинскую помощь

— помощи безработным гражданам

426.Федеральный фонд обязательного медицинского страхования участвует в:

— разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан

— пенсионном обеспечении граждан

— обеспечении прав граждан на медицинскую помощь

— помощи безработным гражданам

427.Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

— части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов, ассигнований из федерального бюджета, добровольных взносов юридических и физических лиц

— трансфертов из федерального бюджета, добровольных взносов физических лиц, части прибыли организаций

— части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов, трансфертов из федерального бюджета, части прибыли организаций

428.Средства фонда социального страхования предназначены для:

— пенсионного страхования

— лекарственного обеспечения пенсионеров

— выплат по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

Фонд обязательного медицинского страхования РФ

Фонд социального страхования РФ

Пенсионный Фонд РФ

Структура и назначение внебюджет-ных фондов

Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев системы финансов: с их помощью осуществляется перераспределение национального дохода в интересах отдельных категорий граждан, отдельных отраслей народного хозяйства, отдельных территорий

Внебюджетные фонды представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов гос.власти и местного самоуправления, которые не входят в состав бюджетов, имеют самостоятельные источники формирования и используются в соответствии с целевым назначением

Количество и перечень специальных фондов не были постоянными, одни открывались, другие аннулировались. Поскольку они не утверждались парламентом, правительство могло использовать такие средства бесконтрольно.

По срокам действия специальные фонды подразделяются на

* постоянные

* временные (прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач)

По принадлежности различают

* государственные,

* местные

* межгосударственные фонды (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, бюджетная комиссия Европейских сообществ)

По целям выделяют

* социальные фонды,

* фонды личного и имущественного страхования,

* экономические,

* кредитные,

* научно-исследовательские,

* инвестиционные,

* экологические,

* военно-политические фонды.

Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической деятельности и социальных выплат населению.

Правительство имело возможность за счет временно свободных средств, аккумулированных в специальных фондах, покрывать кассовые разрывы и дефицит бюджета, осуществлять непредвиденные расходы.

Впервые целевые внебюджетные фонды стали создаваться в РФ в период перехода страны на новые экономические отношения в 1991 г. С

Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.

При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большим напряжением.

Одновременно с социальными были созданы иные внебюджетные фонды, в основном экономического характера.

Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет.

При этом сохраняется определенная автономность таких фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформируются в целевые бюджетные фонды.

Источники формирования ресурсов специальных внебюджетных фондов следующие:

* обязательные платежи (специальные целевые налоги и страховые взносы, устанавливаемые налоговым законодательством для того или иного фонда);

* другие доходы:

— бюджетные средства;

— добровольные поступления.

— капитализация части временно свободных средств (покупка ценных бумаг, инвестиции).

Основным источником доходов гос.социальных внебюджетных фондов выступает единый социальный налог.

Плательщиками его выступают работодатели: юридические и физические лица, производящие выплаты гражданам, ИП и адвокаты.

Объект налогообложения – вознаграждения физ.лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, либо доходы от предпринимательской деятельности граждан.

Ставки ЕСН дифференцированы по регрессионной шкале в зависимости от размера выплат, а также предусмотрены различные ставки для отдельных налогоплательщиков.

ЕСН зачисляется в доходы федерального бюджета (часть его затем направляется в бюджет ПФ на выплату базовой части трудовой пенсии) и в доходы гос.внебюджетных фондов.

Распределение налога между фед.бюджетом и гос.внебюджетными фондами предусмотрено существующей шкалой ставок.

В состав государственных социальных внебюджетных фондов РФ в настоящее время входят:

* Пенсионный фонд РФ,

* Фонд социального страхования РФ,

* Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.

Социальные внебюджетные фонды— самостоятельные финансово-кредитные учреждения.

Однако эта самостоятельность имеет свои особенности, существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций.

Внебюджетные социальные фонды организуют мобилизацию и использование средств фондов в размерах и на цели, регламентированные государством.

Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Глава 3. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 10. Структура бюджетной системы Российской Федерации

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Статья 11. Правовая форма бюджетов

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Статья 12. Финансовый год

Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Статья 13. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Статья 14. Бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.

В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счёт субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Статья 15. Местный бюджет

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счёт субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населённых пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением.

Редакционно-издательским советом

Рекомендовано к изданию

Национального института бизнеса

© Национальный институт бизнеса 2009

© Мысаченко В.И.. 2009

В условиях экономического кризиса в России, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у органов власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые внебюджетные денежные фонды, тем самым ограждать эти потребности от значительного недофинансирования.

Впервые внебюджетные фонды стали создаваться в нашей стране в начале переходного периода к рынку на базе Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (от 10 октября 1991 г.)

Внебюджетные фонды помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости, кризисных явлений. Решение этих задач требует значительных финансовых ресурсов. Целесообразной является концентрация на государственном (региональном) уровне, поскольку предполагаемые мероприятия отвечают общим социально-экономическим, межотраслевым, межреспубликанским и другим региональным интересам.

Наиболее распространенной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном масштабе выступают государственный и местные бюджеты. Однако наличие ряда факторов обусловило необходимость создания и использования параллельно с государственным бюджетом и другой формы – внебюджетных фондов. Такими факторами являются следующие:

1.ограниченность финансовых ресурсов в любой момент вызывает необходимость их перераспределения, которое приобретает особое значение при сложном финансовом состоянии экономики. Государственный бюджет предполагает мобильность использования средств благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов.

2.постоянно изменяющаяся в соответствии с рыночными законами экономическая обстановка часто требует принятия достаточно быстрых управленческих решений, в том числе и в области перераспределения финансовых ресурсов. При этом использование бюджетных средств регламентируется законодательными органами власти, а внебюджетных фондов – также исполнительными органами Последнее определяет реальную возможность расходовать средства внебюджетных фондов в более оперативном режиме.

3.многообразие форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов обусловливает необходимость применения новых методов перераспределения денежных средств в обществе наряду с традиционными бюджетными.

4.одним из наиболее важных факторов, обусловливающих целесообразность образования внебюджетных фондов, является дефицит бюджета. Он требует не только дополнительных финансовых ресурсов для своего покрытия, но и перегруппировки средств, поступающих от предприятий, организаций, учреждений и населения для покрытия определенных видов расходов.

Как следует из Бюджетного кодекса РФ, государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином им предусмотренном порядке.

Бюджетное законодательство формулирует общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов. Бюджетный кодекс РФ декларирует, что вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:

1.социальное обеспечение по возрасту;

2.социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;

3.социальное обеспечение в случае безработицы;

4.охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи

Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Средства этих фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

Внебюджетные фонды – это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджетную систему.

Главная причина возникновения внебюджетных фондов в России – это необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и покрытие их самостоятельными источниками доходов, тем самым ограждая их от значительного недофинансирования.

Внебюджетные фонды обладают следующими особенностями:

1. вводятся органами власти и имеют строго целевое использование средств фондов;

2. внебюджетные фонды не включаются в бюджет, и могут быть лишь консолидированы с бюджетом;

3. их денежные средства используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

4. средства внебюджетных фондов находятся в государственной собственности и не подлежат изъятию на какие либо цели, не предусмотренные законом;

5. каждый внебюджетный фонд имеет собственные источники доходов (обязательные отчисления юридических и физических лиц);

6. средства фондов расходуются по распоряжению Правительства или уполномоченного им органа (Правления фонда);

7. из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных программ и проектов.

Государственными внебюджетными фондами в России являются:

· ПФ РФ;

· ФСС РФ;

· Фонды ОМС.

Имеются общие черты, присущие всем этим внебюджетным фондам:

1) все внебюджетные фонды контролируются государством;

2) отчисления в них производятся от всех сумм оплаты, выплаченной работникам как в денежном виде, так и в натурально-вещественном, как за счет себестоимости, так и за счет чистой прибыли;

3) самое главное, что все эти фонды по своей экономической природе являются страховыми, т.е. внесенные в них суммы страховых взносов являются в принципе возвратными – работодатели, начисляя за своих работников страховые взносы, тем самым страхуют их. Формы страховых случаев перечислены в таблице:

Фонд Формы страховых случаев
ПФ РФ · наступление пенсионного возраста или получение инвалидности; · момент начала выплаты соответствующей пенсии; · рождение второго или последующих детей (оплата материнского капитала); · потеря кормильца.
ФСС РФ · момент болезни и необходимости оплаты листка нетрудоспособности, а также пособия по беременности и родам
ФОМС · момент обращения застрахованного лица в медицинское учреждение за бесплатной медицинской помощью

Добавить комментарий